Как называется обертка для конфет
Каких видов бывают фантики?
Что такое фантик? Просто обертка для конфет? Без сомнения, нет: ведь создаются музеи фантиков, игра в фантики популярна с давних времен, существует даже День фантиков! Конечно, обертка для конфет должна выполнять основные функции:
Кроме таких важных дел, свалившихся на плечи маленького кусочка бумаги, фантик служит также объектом коллекционирования и изготовления поделок с помощью таких техник, как оригами или аппликация. Примеры творческого подхода к использованию фантиков из-под конфет вы можете посмотреть на изображениях.
По фантикам можно даже изучать историю — от развития фабрики до социально-политических настроений в стране. Так, в давние советские времена, на фантиках изображались политические деятели:
Обертка конфет даже была подобием социалистических плакатов. Такие фантики становятся настоящей находкой для коллекционеров.
Первую обертку для фантиков придумал известный ученый Томас Эдисон, это была парафинированная бумага, в которую упаковывали сладости. Первые сладости изготавливались в Египте из фиников, в современном же понимании конфеты впервые появились в XVII веке во Франции. Тип фантиков в основном зависит от вида конфет, которые в них упаковывают.
Сейчас же мы поподробнее остановимся на теме классификации фантиков. На рисунке вы видите основные виды обертки для конфет, где под номерами обозначены: 1 — в перекрутку, 2 — в саше, 3 — в носок.
Конфеты в перекрутку, конечно, самые популярные — это «Сласть», «Левушка» кондитерской фабрики «Славянка», «Буревестник» Красного Октября и многие-многие другие. Такая обертка изготавливается из пленки с твист-эффектом, который позволяет оставлять надолго скрутку.
Для упаковывания конфет по типу «саше» используют как ламинированную фольгу (для «Трюфелей классических» Концерна Бабаевский»), так и уже перечисленные пленки с твист-эффектом — для «Лебедушки» Красного Октября, «Маленького чуда» Славянки.
Признанным лидером по производству конфет «в носок» являет кондитерская фабрика «Красный Октябрь» — именно эта фабрика производит мегапопулярные конфеты «Аленка», «Белочка», «Кара-Кум», «Красная Шапочка», «Мишка косолапый».
Кроме вышеперечисленных способов, для упаковывания конфет с суфлейной начинкой используется фольга, концы которой завертываются на обратной стороне конфеты. Примеры: «Птичье молоко» Рот-Фронт, «Золотое суфле» Красный Октябрь (их изображения вы можете увидеть на картинке). Такой же способ используется для обертки «Халвы в шоколаде» Рот-Фронт.
Как называется обертка для конфет
Конфетные фантики не просто яркие и цветные бумажки для оформления конфет. Если внимательно проследить как менялась упаковка, можно заметить отголоски времени и знаковые события в жизни страны и народа.
Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон, а в 1872 году он придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.
Почему обертка для конфет называется фантиком и когда она вошла в употребление? Польское слово fant (немецкий вариант Pfand) означает «залог». Фантик — разновидность этикетки, народное название конфетной обертки из бумаги, фольги или фольгированного полимера.
Простенькие этикетки в России появились еще при Петре I. Но до середины XIX в. конфеты в обертки не заворачивались. Их раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюда, а брали специальными щипчиками. Зато шоколадные конфеты удостаивались разноцветной фольги: различным начинкам соответствовали свои цвета.
На самых первых этикетках с декором обычно помимо фамилии производителя и названия изделия изображали фасад фабричного здания в обрамлении цветов, плодов и зеленых листьев. Манера заключать изображение в медальон была позаимствована у домашних альбомов, которые были тогда в большой моде. А любование фабричной архитектурой – дань моде на все промышленное. К концу XIX в. число кондитерских производств сильно возросло. торговая реклама стала играть заметную роль, поэтому в малых формах: промышленной графики появились имена выдающихся художников: Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, братья Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере. К сожалению большинство их работ для оформления фантиков утеряны.
На протяжении 100 лет конфетные фантики были предметом интереса детей – их собирали, обменивали. Хотя существовали и «настоящие» коллекционеры этих бумажек. Лет 80 тому назад существовала шуточная игра в фанты, в нее играли и взрослые и дети. И все же фантик преимущественно остается частью детских игр, выполняя познавательную, просветительную задачу. Широко были распространены фантики с репродукциями известных картин, изображениями видов городов, географических карт. Шрифт, краски, орнамент привлекали взгляд. До наших дней дожил легендарный фантик «Мишка косолапый». Этот маленький шедевр – творческая переработка картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору» был создан в начале XX века графиком Мануилом Андреевым.
Фантики стали своего рода зеркалом, в котором отразились все значительные события, юбилеи памятные даты русской истории. Рассматривая старинные прейскуранты, можно составить своеобразную тематическую подборку названий и декора фантиков: «Столичный шоколад», «Боярский», «Княжеский», «Царский»; «географические» названия – «Каштаны Капри», «Порт Артур», печенье «Ливадия», «исторические» — «Нельсон», «Бисмарк».
«Товарищество А. И. Арикосов и сыновья» отметило юбилей отмены крепостного права карамелью «Освобождение крестьян» и шоколадом «Юбилейный 1861-1911». Так же, как на открытках, на фантиках зачастую писали строки стихов великих поэтов или слова из манифеста об отмене крепостного права.
Историк Л. Нумерова пишет: «С нескрываемым патриотизмом в кондитерской упаковке был отражен 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. Поражает разнообразие форм и материалов упаковки, сюжетов изобразительного ряда. Серия портретов русских и французских полководцев, героев партизанской войны, сцены знаменитых сражений – обо всем этом почти с книжной глубиной напоминали кондитеры в своей юбилейной продукции».
В первые годы Советской Власти убирались все приметы старого времени, символы, связанные с императорской Россией. Исчезли фантики, например, посвященные 300-летию Романовых. Разумеется, получили иные названия конфеты «Царская», «Принцесса», «Императрица», «Боярыня». Появились конфеты, упаковки которых украшали «Красный Октябрь», «Красный большевик». «Чапаев», Пионер», «Октябрёнок», «Советская», «Крестьянская».
В советские времена конфетный фантик, как и многое другое, был идеологизирован. Все, что славилось, отмечалось, праздновалось, отражалось на обертке: юбилей революции, 8 марта, 1 мая, 7 ноября, полет в космос и т. д. Яркой приметой 60- годов ХХ века стал полёт человека в космос. Это эпохальное событие тоже нашло отражение в таких названиях конфет: «Космос», «Космическая». В годы правления Хрущева и увлечения производством кукурузы – появились конфеты с изображением кукурузы и название «Чудесница». В тот период также можно было увидеть конфеты с такими прекрасными названиями, как «Артистическая», «Баядерка», «Идиллия» «Лебединая Песня», «Синяя птица», «Снегурочка», «Маленькие Музыканты», «Детские забавы».
Обёртка для конфет и шоколадной плитки – это и часть повседневной жизни, и особый знак эпохи, вызывающий в памяти запах и вкус даже спустя много лет.
Классификация способов упаковки, технологических процессов и оборудования для упаковки
Завертка, фасовка и упаковка кондитерских изделий производятся с целью предохранения их от влияния влаги, посторонних запахов, механических повреждений, для обеспечения санитарно-гигиенических требований к изделиям и более длительного хранения, а также для придания изделиям привлекательного внешнего вида.
Фасовка и упаковка ряда сортов кондитерских изделий в пачки и коробки производятся также для удобства реализации этих изделий в торговой сети.
Завертка и фасовка кондитерских изделий (карамели, конфет, ириса, шоколада, печенья) на большинстве современных кондитерских предприятий Советского Союза механизированы и осуществляются с помощью различного оборудования.
Способы упаковки кондитерских изделий и упаковочное оборудование
В кондитерской промышленности применяются различные способы и виды механизированной завертки и фасовки кондитерских изделий (рис. 9. 1):
завертка карамели, конфет и ириса в рулонную парафинированную этикетку с двусторонней перекруткой концов этикетки— наиболее распространенный способ завертки (а);
завертка карамели и конфет в рулонную парафинированную этикетку с односторонней закруткой или в бантик — «саше» (б);
завертка карамели и конфет в рулонную парафинированную этикетку или флатовую красочную этикетку с заделкой концов этикетки «в уголок» (в);
завертка ириса и леденцовой карамели в рулонную парафинированную этикетку «в замок» с загнутым хвостиком (г);
завертка конфет в обтяжку в фольгу без бандероли или в обтяжку в фольгу с оклейкой бумажной красочной бандеролью (б);
завертка шоколадных плиток и других изделий в конверт — в красочную этикетку с подверткой и фольгой (е);
завертка печенья и вафель в пачку в красочную этикетку с пергаментной подверткой, в целлофан или полиэтиленовые пленки (ж)\
завертка (с предварительной укладкой) карамельных леденцовых таблеток в тюбики (ролики) в парафинированную подвертку и флатовую красочную этикетку (з);
фасовка мелкоштучных изделий (карамели, драже) в картонные пачки из заранее отпечатанных и высеченных красочных заготовок;
фасовка мелкоштучных изделий (карамели, драже, монпансье) в пакеты из термоспаивающегося целлофана или различных пленок (и);
фасовка монпансье в жестяные коробочки; фасовка какао-порошка в картонные пачки с внутренним пергаментным пакетом и в жестяные банки.
Рис. 9. 1. Виды завертки и упаковки кондитерских изделий
Оберточные материалы могут быть рулонные или флатовые— заранее вырезанные отдельные красочные этикетки, подаваемые в заверточный механизм обычно вакуумными присосами из стопки.
В качестве оберточных упаковочных материалов применяются:парафинированная бумага различной плотности для
рулонных этикеток и подвертки, писчая бумага для флатовых этикеток, алюминиевая фольга, целлофан, термоспаиваюгцийся целлофан, полиэтиленовые пленки, картон, пергамент и под- пергамент, применяемые для внутренних пакетов или подвертки при фасовке или упаковке жирсодержащих изделий, таких, как какао-порошок, печенье и т. п.
Характеристика основных оберточных материалов, применяемых на наиболее распространенном заверточном и фасовочном оборудовании, приводится ниже, в характеристиках соответствующего оборудования.
В зависимости от ассортимента кондитерских изделий и перечисленных выше способов завертки и фасовки в кондитерской промышленности применяется многообразное оборудование, которое можно свести к следующим основным группам:
машины для завертки карамели, конфет и ириса, в том числе:
а) машины-полуавтоматы и автоматы для поштучной завертки карамели и конфет;
б)агрегаты для завертки (с предварительным формованием) ириса и леденцовой карамели;
в) автоматы для завертки (с предварительной укладкой) карамельных таблеток в тюбики или ролики;
машины-полуавтоматы для завертки плиточного шоколада и других видов шоколадных изделий;
машины-полуавтоматы и автоматы для завертки печенья и вафель;
автоматы для фасовки и упаковки различных мелких кондитерских изделий (карамели, драже, монпансье).
Кондитерские фабрики Советского Союза были оснащены заверточными машинами для карамели и конфет изготовления Харьковского завода табачного машиностроения, ирисоформующе- заверточными агрегатами завода «Киевпродмаш», фасовочными автоматами Воронежского машиностроительного завода им. Ленина, а также машинами, полученными из ГДР, Польши, Англии, Франции, Италии.
Технологические процессы завертки и фасовки кондитерских изделий
Завертка кондитерских изделий может быть поштучной и групповой, когда несколько изделий строго ориентированы относительно друг друга.
При фасовке кондитерские изделия располагаются в оболочке из упаковочного материала хаотически.
При поштучной завертке изделия упаковываются в одну этикетку; в этикетку и подвертку; в этикетку, фольгу и подвертку. Перед завертыванием обертку прикладывают к изделию. Наиболее часто встречаются следующие варианты совмещений:
Упаковочный материал располагается симметрично или несимметрично относительно продольной оси изделия. При последующих операциях изделие обертывается или обтягивается.
Завершающей операцией процесса завертки является заделка концов обертки. Рассмотрим технологические процессы индивидуальной завертки изделий (с заделкой торцов вперекрутку, в уголок, по типу «саше» и др.), групповой завертки (незавернутых и предварительно завернутых изделий) и фасовки (в пачки, пакеты, коробки) кондитерских изделий.
Завертка с заделкой концов упаковочного материала вперекрутку. Изделие располагается несимметрично (рис. 9.2, а) под упаковочным материалом. После завертки изделия с трех сторон (рис. 9.2, б, в, г) вокруг изделия образуется трубка. После этого свободные концы упаковочного материала скручиваются на полтора оборота (рис. 9.2, д). Для облегчения развертывания готового изделия оба конца упаковки закручиваются в одну сторону. Чтобы развернуть изделие, достаточно потянуть за концы обертки.
Завертка изделий с заделкой концов этикетки «в уголок». Обертка располагается несимметрично относительно изделия (рис. 9.З, а) и поэтому после обертывания изделия по периметру (рис. 9.З, б, в) остается не подогнутой полоска упаковочного материала (рис. 9.З, г). Затем полоска подвертывается на боковую грань изделия (рис. 9.З, д). Это необходимо для предотвращения самопроизвольного развертывания упаковочного материала.
Рис. 9.2. Завертка изделий с заделкой концов вперекрутку
Далее формируют свободные концы трубки (рис. 9.З, е) и затем поочередно подгибают уголки (рис. 9.З, ж, з.). Образовавшиеся уголки во избежание раскрытия спрессовывают.
Завертка изделий с заделкой концов этикетки уголками, загнутыми на основание. Последовательность операции такой завертки показана на рис. 9.4. Заготовка обертки (рис. 9.4, а) прикладывается несимметрично к боковой грани изделия.
Рис. 9.3. Завертка изделий с заделкой концов «в уголок»
Одновременно с подверткой обертки вокруг граней (рис. 9.4, б, з, г, д) идет формирование уголков по торцам. Сформированные уголки сначала (рис. 9.4, е) располагаются под углом к широкой грани, а затем прижимаются к ней (рис. 9.4, ж) и закрепляются в таком положении (рис. 9.4, з). Для того чтобы уголки не отгибались, изделие проходит через канал электронагревательного прибора. От воздействия температуры подплавляется парафин обертки, что при его остывании приводит к закреплению положения уголков.
Завертка изделий с заделкой концов этикетки по способу «саше». На рис. 9.5 показана технологическая схема этого процесса завертки.
Сначала на изделие несимметрично накладывается заготовка обертки (рис. 9.5,а). Затем загибается вниз одна, меньшая, часть обертки
(рис. 9.5, б). Загнутой частью обертки огибают полупериметр изделия (рис. 9.5, в). Далее загибаются вниз части 1 и 2 (рис. 9.5, г, д), загибом частей 3 и 4 (рис. 9.5, е, ж) вокруг изделия образуется мешочек, открытый конец которого сначала сжимается (рис. 9.5, з), а при выполнении завершающей операции перекручивается (рис. 9.5, и).
Комбинированная завертка. Этот вид завертки (рис. 9.6) применяется чаще всего при упаковке шоколадных плиток, батонов, конфет «Бенефис» и
печенья. В этом случае фольга или подвертка образуют клапаны на основании, а этикетка завертывается бандеролью. Сначала изделие упаковывается подверткой с пяти сторожи, а этикетка бандеролью с трех (рис. 9.6, а), причем подвертка образует по четырем вертикальным ребрам глубокие
складки. Складки попарно прижимаются к торцам изделия (рис. 9.6, б, в). Сложенные клапаны закладывают на основание изделия (рис. 9.6, г). После этого последовательно подвертываются выступающие концы подвертки и этикетки (рис. 9.6, д, е).
В процессе выполнения последней операции края этикетки склеиваются, для чего внутренний край этикетки предварительно намазывают клеем.
Рис. 9.6. Комбинированная завертка изделий
Рис. 9.7. Поштучная и групповая завертка изделий
Поштучная и групповая завертка изделий (рис. 9.7). В позиции 1 упаковочный материал накладывается на изделие, в позициях II—IV осуществляется единичная завертка. В позиции V происходит комплектование группы (тюбика) из пяти изделий. В позиции VI от ленты отрезается заготовка оберточного материала и накладывается сверху на тюбик. В позиции VII осуществляется завертка тюбика. После завертки происходит склеивание нижнего продольного шва и клапанов по торцам.
Рис. 9.8. Фасовка изделий в пленочный материал
Такой способ может быть осуществлен либо в одной машине, либо в двух последовательно установленных машинах.
Фасовка изделий в пленочные материалы (рис. 9.8). Лента 4 термоспаивающегося целлофана, заправленная между вертикальной направляющей 3 и формующим цилиндром 2, при протягивании вниз сворачивается в трубку.
Образующийся при этом продольный шов 6 пакетной трубки склеивается путем прижатия и нагрева электроутюгом 5 при температуре 120—130 °С. Затем обжимается, нагревается и склеивается поперечный шов трубки электронагревателем 7, который одновременно стягивает трубку вниз. Из дозатора I автомата в трубку насыпается продукт.
Далее обжимается, нагревается и склеивается поперечный шов 8 трубки над продуктом. Отрезается заполненный продуктом пакет посредине верхнего склеенного поперечного шва 8 ножницами 9. При этом нижний заклеенный торец пакетной трубки становится донышком следующего пакета.
Готовые пакеты (см. рис. 9.1,и) поступают на приемный лоток.
При фасовке дозирование продукта производится по объему, массе или поштучно. Фасовка изделий может также осуществляться в жесткие пачки из картона (драже, карамель, какао-порошок).
Что рассказывают конфетные фантики 150-летней давность о дореволюционной истории России
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первые конфетные обертки появились меньше двухсот лет назад. Долгое время сладости были творением поваров и подавались они только к столу. Когда же началось массовое производство, то об упаковке задумались не сразу – простая бумага прилипала к конфетам, да и сильно увеличивала их стоимость. Однако ради удобства транспортировки, хранения и простой гигиены конфеты в Англии и Франции в XIX веке начали заворачивать в фольгу. Изобретателем же фантика в принципе считают Томаса Эдисона. Кроме коммерческого варианта лампочки, фонографа и множества других полезных патентов в его творческом багаже оказалась и парафинированная бумага, которая идеально отвечала запросам кондитерского производства.
Сразу стало ясно, что фантик с яркой картинкой будет привлекать внимание покупателей, поэтому конфетные обертки быстро начали украшать цветными рисунками. То, что фантик может стать площадкой для политической пропаганды, придумали вовсе не в Советском Союзе, а задолго до него. С точки зрения рекламы упаковка сладостей является идеальным полем – она точно попадает в руки потребителя и вызывает не только интерес, но еще и приятные ассоциации, поэтому промышленники России сразу стали наполнять эту перспективную нишу актуальной информацией.
Крупные производители сладостей в России XIX века начали соревноваться в оригинальности и красоте упаковки своего товара. Так, например, один из совладельцев фабрики «Энейм» Юлиус Грей сам занимался разработкой дизайна фантиков, он увлекался на досуге художественной фотографией, а его конкурент, знаменитый фабрикант Алексей Абрикосов, пошел дальше – создал целую артель художников, которые занялись созданием эскизов для упаковок шоколада и конфет. 30 профессиональных живописцев работали у него в цехе упаковки, возглавлял их Федор Шемякин (эта семья, кстати, подарила России нескольких прекрасных художников). В молодости многие звезды художественного искусства зарабатывали на жизнь рисованием картинок для фантиков: Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере.
Что же касается тематики конфетной продукции, то она полностью соответствовала своему времени, отражая наиболее яркие моменты в общественно-политической жизни страны. Кроме идеальных детей и красоток на фантиках еще с середины XIX века стали появляться коронованные особы. Это придавало производителям и продукции солидности, да и выслужиться перед властью никогда не бывает лишним. Так, например, очень популярной до революции была карамель «Царская», выпускаемая концерном «А.И. Абрикосов и сыновья», на ней был изображен памятник императору Александру II. Позднее эту же карамель запустили в производство и другие концерны, фантик помпезно украшался атрибутами царской власти.
В России даже существовала традиция отмечать исторические события или их юбилеи выпусками новой кондитерской продукции. Корни она имеет очень старинные – еще в 1861 году после отмены крепостного права фабрика А.А. Савинова выпустила в продажу конфеты «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян» и «Отмена крепостного права». Сегодня фантики из этой исторической серии являются настоящей редкостью.
К 1913 году все производители сладостей в России готовились заранее и очень серьезно – празднование 300-летия дома Романовых обещало стать грандиозным событием, поэтому специально для него разрабатывали новые виды сладостей и создавали особенно роскошную упаковку. Кстати, одним из таких сладких подарков для царской семьи стало печенье «Юбилейное», презентованное кондитерским концерном «А.Сиу и К» самому императору. Фабрикант Адольф Сиу придумал особую рецептуру бисквита, который Николаю II действительно очень понравился. Всего через 4 года эта фирма превратится в кондитерскую фабрику «Большевик», а вот знаменитое печенье каким-то образом сохранит свое название. Мы и сегодня можем лакомиться им, правда, сейчас уже мало кто знает, что этот юбилей не имеет ничего общего с советскими праздниками.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: