Как называется махачкалинский футбольный клуб
«Опустело все вокруг, все ненужным стало вдруг». Что из себя представляет сейчас футбол Дагестана
Три в одном: «Легион-Динамо», «Анжи», «Махачкала»
Каких-то семь лет назад ровно в это же время футбольный Дагестан не верил в собственное счастье. Он жил от праздника до праздника, от победы до победы, от одного звездного трансфера до другого. «Анжи», в который безразмерно вкладывался миллиардер Сулейман Керимов, должен был в самые короткие сроки стать лидером европейского и мирового футбола. А уж о российском и говорить смешно.
Не стал. Что было дальше, хорошо известно, не станем повторяться.
К теме былого величия «Анжи» есть смысл вернуться только по одной причине: стремительное разрушение клуба повлекло за собой кризис всего дагестанского футбола. Он, конечно, и до Керимова не сказать что выглядел бодро, но хотя бы знал себе реальную цену.
Сегодня ориентиры полностью размыты, конфигурация нарушена. Территория «Анжи Арены», успевшая за пару лет повидать многое и многих, и сам стадион выживают за счет коммерции, не имеющей отношения к футболу (аттракциона, например). На стадии демонтажа основное поле, по которому, говорят, будут теперь гонять картингисты. Прекратила существование академия, воспитанники которой разъехались кто куда…
А сам «Анжи», минуя первую лигу, свалился сразу во вторую, где пока не одержал ни одной победы.
Все три профессиональные дагестанские команды собрались в группе «Юг» ПФЛ: ветеран турнира «Легион-Динамо», сброшенный со всех пьедесталов «Анжи» и недавно народившаяся «Махачкала». Все три существуют фактически в режиме выживания: минимальные бюджеты, невысокие амбиции, неясные перспективы.
«Легиону» почти четыре года от роду, но по нынешним дагестанским меркам клуб, основанный Шамилем Лахияловым (бывший игрок «Сатурна», «Анжи», «Терека», «Крыльев Советов»), — ветеран ПФЛ. Лахиялов утверждает, что у него самый маленький бюджет в профессиональном футболе. Максимальный контракт игрока — 15 тысяч рублей. Помимо арендованных футболистов, которые получают зарплату в своих клубах, есть такие, кто вообще играет бесплатно, в надежде проявить себя и получить более выгодное предложение от другого клуба хотя бы на уровне ПФЛ.
Шамиль Лахиялов: «Куда и как нам дальше двигаться?»
— Мы все в той или иной степени виноваты в том, где находится сегодня дагестанский футбол, — сказал Лахиялов в интервью «Молодежи Дагестана». — Кто-то в меньшей степени, кто-то в большей. Сейчас не время разбираться, но хотел бы задать вопрос: куда и как нам дальше двигаться?
Три команды от Дагестана в ПФЛ — абсурд и смех. Да, должно быть три команды, но в виде пирамиды: одна в премьер-лиге, другая в ФНЛ и третья в ПФЛ. Далее можно было бы собрать коллективы в третьей лиге и в чемпионате Дагестана.
При создании «Легиона-Динамо» основной целью я видел подпитку нашей основной команды — «Анжи». Но сейчас получается так, что все мы варимся в одном котле. А раз так случилось, нам надо договариваться о задачах. Это было бы идеально для дагестанского футбола. К сожалению, пока никакого диалога между нами нет. Если с «Анжи» есть контакт и взаимопонимание, как действовать дальше, то с «Махачкалой» пока тишина. Что это за команда, какую цель она преследует — не могу сказать…
В 6-м туре (24 августа) «Легион» в новом для футбольной России дерби одержал принципиальную победу над «Махачкалой» — 1:0. В присутствии 700 зрителей.
Удивительно на самом деле, что «Анжи» вообще удалось сохранить. Осману Кадиеву, который убивается за свой клуб, надо прижизненный памятник в центре Махачкалы ставить. Сценарий, при котором «Анжи» мог вообще прекратить существование, одно время казался единственно возможным, а с банкрота и взятки гладки. ФНЛ бывший флагман точно не потянул бы, а вот для ПФЛ пороха пока хватило.
Долги у «Анжи» серьезные, но все-таки не смертельные — 90 миллионов рублей (75 по зарплатам, 15 — по трансферам и налогам). Для сравнения: год назад этих миллионов было как минимум 250.
А по результату пока беда: худшее место во внутреннем чемпионате Махачкалы. Главный тренер «Анжи» Валерий Бармин уверен, что команда у него неплохая, но у судей слишком длинные руки и громкие свистки. После ничьей с майкопской «Дружбой» он не сдержался:
— Команда проявила максимум своих возможностей и показала прекрасную игру с лидером. У соперника было пять побед подряд до игры с нами, а у нас — третий или четвертый матч, когда уже в добавленное время судьи нас просто уничтожают (гости сравняли счет на 96-й минуте. — matchtv.ru). Это ни в какие рамки не лезет. Я не могу это объяснить.
Не знаю, как сейчас смотреть футболистам в глаза, что им говорить. Зачем они играют в футбол? Зачем они бьются? Чтобы их просто «убили»? Зрители видят, что мы играем с подавляющим количеством моментов, но фактор судейства становится определяющим.
Гаджи Гаджиев: «Очаг не горит. Но хотя бы тлеет»
— Создавая спортивный клуб «Махачкала», мы изначально планировали развивать игру на любительском уровне, а главное — заниматься подготовкой тренерских и, возможно, судейских кадров. Но на том этапе, когда была непонятна судьба «Анжи», когда казалось, что клуб прекращает существование, акценты несколько сместились: решили заявляться в ПФЛ. Что поделать, такова осознанная необходимость. В первую очередь — с точки зрения сохранения ценностей.
Три дагестанских клуба, играющие в ПФЛ, способствуют поддержанию очага. Он не горит, но хотя бы тлеет. А народ на футбол у нас теперь практически не ходит. Падение интереса к игре — последствия так называемой «новой истории». Если бы ее не было бы, не было бы и сегодняшней разрухи.
— Сохранение ценностей — задача-максимум? Или перед «Махачкалой» стоят и спортивные задачи?
— Без серьезного уровня организации и финансирования клубу сложно развиваться. Конечно, надеемся, что получится во всех отношениях окрепнуть. Мальчишки молодцы, они стараются, главный тренер сумел их сплотить. Руслан Агаларов был хорошим футболистом, а теперь он хороший тренер, психолог, педагог.
У людей, которые играли или работали на высоком уровне, остаются в памяти точки взлета. Эти ощущения ни с чем нельзя сравнить, но на вещи нужно смотреть реально. Чтобы выйти хотя бы в ФНЛ, требуется совсем другой уровень организации и финансирования. Пока этого нет, будем просто заниматься любимым делом. И помогать Руслану, например, подготовить несколько футболистов для той же ФНЛ. У каждого из ребят есть своя мечта. Может, кто-то ее с нашей помощью достигнет. Уже неплохо.
А подняться наверх в нашем состоянии невозможно. Да и смысла нет, потому что придется через какое-то время вообще скручиваться. Это утверждение имеет отношение ко всем трем дагестанским командам. «Опустело все вокруг, все ненужным стало вдруг»…
Взлет и падение «Анжи»: от августа до августа
30 августа 2010 года
Скромный, но гордый «Анжи» (главный тренер Гаджи Гаджиев) обыграл в 19-м туре «Сибирь» (1:0) и поднялся на 10-е место в таблице премьер-лиги. Затем последовали пять поражений подряд с катастрофической разницей забитых и пропущенных мячей — 0:10. В итоге запаса прочности хватило: 11-е место.
24 августа 2011 года
В середине лета стало известно, что «Анжи» (главный тренер по-прежнему Гаджиев) предложил миланскому «Интеру» 29 миллионов евро за трансфер одного из сильнейших форвардов в истории мирового футбола Самюэля Это’О. 24 августа трехлетний контракт был подписан.
По неофициальным сведениям, зарплата с 30-летнего камерунца составила 20,5 миллиона евро в год (около 800 миллионов рублей на тот момент). Он стал самым высокооплачиваемым футболистом в мире: Криштиану Роналду зарабатывал в «Реале» 12 миллионов, Лионель Месси в «Барселоне» — 10,5 миллиона.
28 августа Самуэль дебютировал в чемпионате России, выйдя на замену в матче против «Ростова» на 58-й минуте. А на 80-й сравнял счет (1:1). Кроме Это’О, в составе «Анжи» в тот день отметились Роберто Карлос, Мубарак Буссуфа, Балаж Джуджак, Одил Ахмедов, Юрий Жирков и Диего Тарделли.
Дальше гонка за звездами продолжилась в режиме нон-стоп.
26 августа 2012 года
«Анжи» (Гус Хиддинк) обыграл «Мордовию» в 6-м туре чемпионата РПЛ — 4:2 (два гола Это’О, гол Траоре). Несколькими днями раньше в первом поединке раунда плей-офф Лиги Европы был повержен голландский АЗ — 1:0. Перспективы — радужнее бывает. А как иначе, если бюджет 150 миллионов, и вовсе не рублей?
19 августа 2013 года
«Известия» приводят такие цифры: за неполных 32 месяца (с января 2011 года) Сулейман Керимов потратил на «Анжи» около 450 миллионов евро. Общая стоимость заявки достигла исторического максимума — 205 миллионов. Позже в печати не раз мелькала другая цифра: 1,4 миллиарда евро.
За две недели до этого Сулейман Керимов объявил о «смене курса». Трудно поверить, но первую победу в том сезоне «Анжи» (снова при Гаджиеве) одержал в 20-м туре, уже весной. Хиддинк уехал после 2-го.
24 августа 2014 года
«Анжи» (Сергей Ташуев) — в ФНЛ. В победном матче против «Крыльев» (2:1) принимает участие Эвертон, купленный летом 2012-го у «Браги» за 5,4 миллиона евро. Остальные звезды давно разбежались. И Махачкала, и Самара по итогам сезона возвращаются в премьер-лигу.
26 августа 2018 года
«Анжи» (Магомед Адиев) терпит четвертое поражение подряд (от «Локомотива» 1:2) и опускается на последнее место в таблице чемпионата РПЛ. Итог — 15-е место и вылет в ФНЛ, однако в лицензировании для первого дивизиона клубу впоследствии отказано.
25 августа 2019 года
В 6-м туре чемпионата ПФЛ (группа «Юг») «Анжи» играет вничью с «Дружбой» из «Майкопа» (2:2). Это вторая ничья при четырех поражениях.
Почему Керимов не послушался Адизеса?
Доктор Ицхак Адизес — один из лучших бизнес-консультантов мира, специалист в области эффективного управления бизнес-процессами, основатель Института Адизеса, который входит в топ-10 консалтинговых компаний мира. Почетный доктор РАНХ, между прочим.
Жаль, что Сулейман Керимов не знаком (по крайней мере, не был знаком) с некоторыми из его постулатов. Это ведь точно про «Анжи» сказано:
Некоторые (далеко не все даже из категории «10+») трансферы «Анжи» Сулеймана Керимова
Двухмесячной зарплаты Это’О образца 2012-го нынешнему «Анжи» хватило бы на покрытие всех долгов. Да еще и на пару сезонов в ПФЛ при нынешних запросах хватило бы.