Как называется курская глиняная игрушка
Кожлянская глиняная игрушка
С приходом весны и теплых солнечных дней захотелось устроить себе небольшое путешествие, но не простое – с шашлыками в лес, а интересное, захватывающее, ну и конечно, связанное с колокольчиками. Решено было отправиться в Курскую область, а точнее в город Курчатов, неподалеку от которого находится деревня Кожля – родина кожлянской глиняной игрушки.
Только сейчас я начала осознавать насколько я опоздала и обидно от того, что раньше не было возможности посетить центры знаменитых народных промыслов, родину глиняных игрушек именно тогда, когда были живы и еще творили потомственные бабушки-мастерицы. Конечно, радует тот факт, что некоторые мастера продолжают традиции кожлянской игрушки, ее можно встретить на выставках, ярмарках, в музеях. Но хотелось бы пообщаться с бабушками-мастерицами, которые с детства видели, как лепилась игрушка и постигали секреты мастерства от своих матерей.
Кожлянская глиняная игрушка. Автор О.И. Дериглазова, нач. 19 в.
Кожлянская глиняная игрушка. Автор Т.В. Коробова
Кожлянская глиняная игрушка. Автор Н.А. Маслова
В Курчатове сейчас находится музей народного гончарства, основанный Татьяной Евгеньевной Скобликовой – журналистом, преподавателем, исследователем и мастером кожлянской игрушки. В витринах этого музея хранятся глиняные свистульки, фигурки и игрушки потомственных мастериц этого промысла. Экскурсию для нас провела молодой мастер, ученица В.В. Ковкиной и Т.Е. Скобликовой, продолжатель и хранитель кожлянских традиций – Анастасия Неволина. Она занимается игрушкой уже 13 лет, участвует в конкурсах, ярмарках, руководит кружком «Народное гончарство».
Узнав о моей коллекции, Анастасия согласилась выполнить колокольчики в традициях кожлянской глиняной игрушки. Один из них – это барышня с кошкой и с корзиной, а другой – собственная разработка мастера: гроздь колокольчиков с традиционным орнаментом, характерным для кожлянской игрушки. Но о нем немного позже.
Колокольчик «Барышня с кошкой и корзиной». Автор А. Неволина. Коллекция Ю. Чуриловой
Колокольчики с традиционной кожлянской росписью. Автор А. Неволина. Коллекция Ю. Чуриловой
Колокольчик «Барыня». Автор А. Неволина. Коллекция О. Поповой
Эти сказочные по обличью и добрые по характеру игрушки родом из села Кожля. Когда-то эта территория была впервые заселена выходцами из Украины и первоначальное название было Козля, что означало «коза», ведь согласно легенде, здесь паслось много диких коз. Точной даты зарождения промысла не известно, как и в других местах, где были залежи глины, мужчины занимались гончарством, а женщины лепкой игрушек. Ремесло это передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, развиваясь и снова возрождаясь, не смотря на тягостные моменты в истории страны. Одной из последних бабушек-мастериц кожлянской глиняной игрушки была Валентина Венедиктовна Ковкина. К сожалению, в сентябре 2012 года ее не стало, но благодаря ее ученицам промысел жив и развивается.
Дом В.В. Ковкиной в селе Кожля
Кожлянская глиняная игрушка изготавливается из местной глины серовато-синеватого оттенка, которая после обжига становится совершенно белого цвета. В кожлянской игрушке выразительность достигается своеобразной конфигурацией глиняных фигурок, расписанных вдоль и поперек, обычно четырьмя цветами: красным, синим, желтым и зеленым. Или цветами, их дублирующими – малиновым, фиолетовым, зеленым и желтым. Эмоциональный настрой персонажей – баб и мужичков, домашней живности – передается также посредством обозначения глаз, рта и ноздрей наколками и насечками, чаще всего без раскраски.
Игрушка-перевертыш. Автор В.В. Ковкина
Игрушки В.В. Ковкиной
Работы Т.Е. Скобликовой
Но главная отличительная особенность игрушки из Кожли от других народных игрушек в том, что это всегда игрушка-свистулька, поэтому большое внимание мастера уделяют технологии изготовления свистка, ведь надо не только красиво вылепить изделие, но и заставить его звучать разными переливами. Ну как такая игрушка не может не нравиться детям? Представляю, какие звуки и мелодии сопровождали старинные ярмарки, на которые съезжались мастера-игрушечники из Кожли. Но свистулька-игрушка была не только для забавы детям, ее рисунок нес информацию о наших предках, их жизни, традициях и надеждах о счастливом будущем. Орнамент на изделиях также рассказывает об окружающем мире, красоте. Петухи, козы, кони, они не просто были изображаемыми животными, они все представляли собой символы веры в солнце, жизнь и силу родной земли.
Основные сюжеты росписи кожлянской глиняной игрушки
Роспись по кожлянской глиняной игрушке наносится яркими красками с помощью гусиного перышка, разные штрихи и линии складываются в сеточку, веточки, волнистые линии:
– орнамент «сеточка» – это вспаханное поле, символизирует достаток, благополучие, символ женского начала в природе;
– орнамент «горошины» – это семена, которые мы сеем в землю, символ плодородия;
– орнамент «косые линии» олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода;
– орнамент «растительные знаки» символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни, семейного достатка и процветания;
– орнамент «прямые линии» – подразумевает человеческую дорогу, а другими словами жизнь. И то же самое – три линии, средняя обычно другого цвета, человек по жизни идет по средней полосе, а справа – его хорошие дела, а слева – плохие;
– орнамент «звезды» – это человеческие мечты, знак разума и просветительских мыслей. Также, звезды считались дырками в небосводе, сквозь которые боги наблюдают за людьми.
Авторская роспись В.В. Ковкиной
Это самые популярные орнаменты, которые наносили мастера на свои изделия, но время не стоит на месте, все развивается, появляются новые оборудования при работе с глиной, более яркие и стойкие краски, а также новые мысли и идеи. Валентине Венедиктовне Ковкиной принадлежит разработка новых орнаментов в кожлянской игрушке в 1995 году и одобренная искусствоведами:
– орнамент «виноградная лоза» – в нем отражается радость и красота сотворения семьи, символ плодовитости;
– орнамент «нераспустившиеся бутоны» – знак женского счастья, красоты и детей.
Сейчас кожлянская игрушка известна во всем мире. Работы О.И. Дериглазовой и В.В. Ковкиной хранятся в лучших музеях нашей страны, в частных коллекциях во Франции, Японии и других странах. Радует тот факт, что и традиции кожлянских мастериц сохраняются и развиваются. Кожлянская глиняная игрушка – простая по форме, яркая и веселая по раскрасу, стала настоящим символом Курского края.
У.И. Ковкина (1902-1994), О.И. Дериглазова (1912-2004). Свистулька-корова и свистулька-всадник. 1988.
Государсвенный Русский музей. Фото О. Поповой
Кожлянская (курская) игрушка
Кожлянская игрушка – это небольшая свистулька, является русским народным промыслом. Основная детская забава – это игры, а они просто немыслимы без игрушек. Издавна люди изготавливали для детей различные поделки из подручных материалов – глины, дерева или ткани. Мастера искусно вырезали фигурки зверей и людей, шили тряпичные куклы, лепили из глины животных и неведомых существ. Малышам делали звонкие погремушки из дерева, а детишкам постарше лепили глиняные игрушки-свистульки, которые издают звуки и своими яркими узорами привлекают внимание.
Глиняная игрушка всегда была популярна на Руси. В древние времена игрушки делали не только для детей, но и для того, чтобы задобрить духов и привлечь в свой дом счастье, благополучие и здоровье, приумножить поголовье скота и сберечь урожай. По народному поверью в глиняной игрушке непосредственно и ярко выражена душа мастера. Кажется, процесс создания глиняной игрушки простой: нужно смешать глину с водой, тщательно размять, придать необходимую форму, высушить готовую игрушку и обжечь на огне, в костре или печи. Тем не менее, каждый автор имеет свои секреты, к тому же образ будущей игрушки легко создается в голове автора, но ее еще нужно точно вылепить из глины.
Практически в каждой российской губернии существовал гончарный промысел. Преимущественно ремесленники занимались производством посуды, а из остатков лепили игрушки. С развитием промышленности спрос на глиняную посуду резко упал, а вот игрушки так и остались востребованным товаром.
Родина кожлянской игрушки – деревня Кожля Курской области. Первые упоминания о Кожле относятся к 18 веку. Согласно историческим источникам, коренным населением, занимающим эти территории, были переселенцы с Украины. Так же здесь водилось много диких коз. А по-украински коза – это «козля». Отсюда и пошло название деревни, чуть позже ее переименовали в Кожлю. Земли у Кожли не славились плодородием и погода часто была дождливая, поэтому гончарное мастерство было основным занятием населения. В 30-х годах 20 века в Кожле насчитывалось порядка 350 дворов и в каждом доме изготавливали глиняные предметы быта или игрушки.
Кожлянская игрушка до сих пор является визитной карточкой Курской области. Игрушки создавали преимущественно женщины, мужчины занимались добычей глины или лепили более серьезные и тяжелые предметы. К тому же, женские руки лучше справляются с творческой и тонкой работой. Предметы быта и игрушки делали из дроняевской глины. В сыром виде она отливает синевой, а после обжига становится песочного цвета, практически белой. Если в других областях народные игрушки подкрашивали белый цветом, то основной оттенок кожлянских фигурок – натуральный, песочный, обязательно здесь присутствуют неокрашенные части. Свежую глину, по старорусским рецептам, замачивают в воде на пару недель, тщательно разминают, чтобы не было комков и камешков. Сама игрушка изготавливается из цельного куска глины, без «налепов» и иных составных деталей. Основные персонажи, которых лепили мастера: барыни с котятами и корзинами, всадники, птицы, бараны и, конечно же, козочки. Для росписи игрушек ремесленники использовано четыре основных цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Раньше использовали природные краски, сегодня рисуют акриловыми, гуашевыми и другими. Как раньше, так и сейчас в краски добавляют молоко, для того чтобы цвет узоров был ярким и сочным, и сырое яйцо, чтобы краска была стойкой. Еще в краску могли добавлять сахар для придания блеска.
Основные узоры, используемые для росписи игрушек: крестики, точки, полосы, сетки и круги. Предметы гардероба, головные уборы персонажей, гребни птичек и рога коз и баранов традиционно окрашивали сплошным цветом, обязательно ярким – малиновым или фиолетовым.
Размер кожлянских игрушек различен – от 5 до 30 см. Мелкие фигурки самые простые, большие же считаются вершиной мастерства. Главная задача мастера – сделать музыкальную игрушку. Само тельце игрушки полое. Как только готов корпус, необходимо сделать правильное отверстие, чтобы при дуновении создавался определенный свист. У игрушки может не быть ножек, ручек или головы, но свистулька должна быть обязательно.
До сих пор жители деревни Кожля продолжают заниматься ремеслом создания глиняных игрушек. Стоит упомянуть настоящих мастериц: Валентину Венедиктовну Ковкину, сестер Дериглазовых Ольгу Ивановну и Ульяну Ивановну, Анастасию Неволину, Татьяну Коробову и семью Тимофеевых. В 2008 году в Курском районе открыто муниципальное учреждение культуры «Центр народных традиционных промыслов», где выставлены уникальные образцы кожлянских игрушек, которые хранят в себе историю наших предков, их представления о красоте, природе и окружающем мире.
Кожлянская игрушка
Тройка. Музей «Царицино»
Глиняные игрушки из села Кожля, Курской области
Истоки
Когда-то в XVII веке в Курской губернии был развит гончарный промысел. Есть в современной Курской области город Курчатов, а неподалёку от него село Кожля.
По архивным данным село образовалось на купленной помещиком Денисьевым в 1742 году земле и перевезенными из Полтавской области «разными мастеровыми людьми».
Говорят, поначалу оно называлось «Козля». Согласно легенде, в этих местах водились козы и, мол, поэтому так назвали деревню, но жители Кожли с такой версией не очень согласны. По крайней мере, в XVII-XIX веке козы там точно не водились.
Точной даты возникновения промысла уже наверно никто не назовёт. Известно, что промысел по изготовлению кожлянской игрушки активно развивался примерно до 1930-х годов и враз стал исчезать, как и многое другое, в связи с новыми веяниями новой советской власти.
В этих местах были богатые залежи хорошей глины. Поэтому стал активно развиваться гончарный промысел. А где гончарство, горшки, посуда разная, там и игрушка конечно!
Особенности игрушки
Изначально кожлянская глина сероватого цвета, даже немного голубая. После обжига изделие становится белым или слегка бежевым. Вот по белому фону и наносят нехитрую роспись, в отличие от, скажем, дымковской, которую красят белой краской под фон.
В основе четыре цвета с небольшой разницей в оттенках — жёлтый, красный, синий и зелёный, но может быть ещё розовый или фиолетовый.
Расписывают игрушку орнаментом, в основном геометрическим. Любимы полосочки, крестики, пятнышки, чёрточки, сеточки.
Кожлянская игрушка — обычно свистулька, хотя бывают и исключения в виде скульптуры. Именно со свистульки начинается мастерство её изготовления. Сюжеты игрушек разнообразны. Тут творят и «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц. Ничто из окружающего мира не чуждо образам кожлянской игрушки, но и мир сказочный она передаёт так же выразительно и, можно сказать, правдоподобно.
Барыня со свистулькой. Музей Царицыно
Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия. Это конечно не могло не отразиться на образе игрушек, они получились с особым тонким, добрым юмором. При всей схематичности передачи, изображения очень выразительны.
Все игрушки, не зависимо от образа, изготавливают без лишних налепов, только важные для передачи образов детали: шляпки у барынь, колокольцы под дугой упряжки. А может быть и просто свисток, в виде эдакой бутылочки с «хвостиком», и никого не изображающий, лишь бы свистел.
Интересно, что роспись, по старинке, наносится чаще всего куриным пёрышком. Линии получаются тонкие и ровные.
Угасание и возрождение промысла
В 1930-е годы началась коллективизация и игрушечный промысел стали забывать, не оценила её новая власть. Возрождаться она начала только в начале 1980-х. Директор школы соседнего с Кожлей села, Дроняева, Светлана Гасникова, стала расказывать детям о том, чем жили их предки, в школе стали преподавать лепку и гончарство.
Козлик. Кожлянская игрушка, музей «Забавушка»
Учить детей взялась Валентина Венедиктовна Ковкина. Она, уже не молодая, была одной из трёх оставшихся на тот момент мастериц, в совершенстве владевших знанием основ промысла. В школе так же, общими усилиями, создан собственный музей народного промысла.
Но мастерицы, привыкшие свободно творить в промысле, не смогли заниматься преподаванием. Учиться ремеслу всё же надо из-под руки, постоянно находясь рядом. Так учились их дети и внуки. Сейчас кожлянскую игрушку продолжают делать на уровне промысла Валентин и Лилия Тимофеевы. Лилия — внучка Ольги Ивановны Дериглазовой, у бабушек и училась, а Валентин тоже, последний ученик Ольги Ивановны.
Всадник на трёхголовом коне. Кожлянская игрушка, музей «Забавушка»
Кроме В.В. Ковкиной, делились знаниями с молодёжью сёстры Ольга Ивановна Дериглазова и Ульяна Ивановна. К сожалению, тогда они были уже совсем пожилыми (за 80). В скором времени осталась только Валентина Венедиктовна, которая была немногим помоложе своих подруг. Так же известны Строева Пелагея Андреевна и Валентина Алексеевна Руденко.
Игрушка-кормилица
Лепить кожлянские девочки начинали с раннего возраста. Первым делом учились правильно подготавливать глину, растирать, чтобы комочков не было. Лет в 11-12 уже лепили на продажу. По воспоминаниям Валентины Ковкиной, мать грозила хворостиной, если товар на базаре не раскупят.
Игрушка помогла выжить в голодные годы. Недорогие свистульки обменивали на еду. Одна игрушка — одно яйцо, а много яиц можно было, в свою очередь, продать и хоть что-то купить в дом.
Современная кожлянская игрушка
У старых мастериц есть теперь последователи, которые не дадут промыслу угаснуть. Среди них молодая мастерица из Курчатова Анастасия Неволина, семья Тимофеевых — Лилия Витальевна и Коробова Татьяна. Научился ремеслу и супруг Лилии, Валентин. Нельзя не упомянуть и Татьяну Скобликову, которая более 20 лет изучает и популяризирует промысел, а так же Наталью Маслову.
В Курчатовском районе проходит ежегодный фестиваль гончарного мастерства «Батюшка Егорий».
Особенности кожлянской игрушки
Кожлянская глиняная игрушка имеет свои особенности, зная которые её не спутаешь с другой
Глиняная игрушка из села Кожля относится к народному достоянию Курского края. Её образцы хранятся в самых известных музеях страны.
Описание игрушки
На первый взгляд, игрушка достаточно проста. В ней сочеталась лаконичность форм и понятная передача образа в нескольких штрихах.
Всадник и корова. Кожлянская игрушка. У. И. Ковкина и О. И. Дериглазова. Русский музей СПб
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Удивляет, насколько разнообразно могут получаться, казалось бы, одни и те же не сложные сюжеты! Вот — зайки, маленькие свистульки, у которых в лапках гармошка или ещё что-то. Поставьте в ряд несколько, вы не увидите одинаковых, у каждого свой характер.
Так и с другими игрушками. Они всегда отображают разные жизненные моменты и даже настроение мастера.
Кожлянская игрушка имеет свой особый вид, её невозможно спутать ни с какой другой игрушкой. Излюбленный мотив русского народа — древнейший символ Солнца, верный помощник конь. Он присутствует в игрушке в нескольких вариантах.
Из календаря ООО «Кожлянская игрушка»
Внешне это фигурки из светлой, почти белой глины. Глаза, рот, нос выполнены проколами. Иногда глаза выделяют кружком вналеп и в центре накалывают точку. Это придаёт фигуркам забавный наивный вид.
Зайчик. Кожлянская игрушка. Автор: Валентин Тимофеев
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Фигурки раскрашивают так, что их трудно спутать с другими. Полоски, точки, крестики. Используют яркие краски определённых цветов.
Образы и раскраска
Птицы, звери, люди — все эти образы вроде взяты из реальной жизни, но при этом выглядят необычно и даже фантастично. У птиц удивляет разнообразный рельеф головного и хвостового оперения, петушки радуют яркой узорчатой раскраской, а олени разноцветными рогами.
Олень с цветными рогами. Кожлянская игрушка
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
В кожлянской традиционной игрушке не встретишь сказочных и мифических сюжетов. Это уже потом стали делать отступления, чтобы разнообразить ассортимент. Но главное — мастера всегда соблюдают каноны игрушки.
При раскрашивании используется четыре основные краски: малиновая, жёлтая, зелёная и фиолетовая. Берутся анилиновые красители для ткани, если надо, их смешивают.
Тройка. Кожлянская глиняная игрушка
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Для прочности связки красящего слоя с поверхностью обожженной игрушки в краски добавляют молоко, куриное яйцо, сахар. Детали одежды, головные уборы фигурок, гребни птиц чаще закрашивают сплошным цветом. Оставшуюся поверхность украшают неприхотливым орнаментом: полоски, узоры ёлочек, пятна неправильной формы, сеточки, звёздочки.
Корова, кожлянская свистулька. Полосочки в росписи. У. И. Ковкина и О. И. Дериглазова. Русский музей СПб
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Расписывают куриным пером. Если мастерица правша, то берут остевое перо с левого бока. Берутся заострённые маховые пёрышки, они дают возможность сделать линию узора тонкой.
Мастера кожлянской игрушки
Из прошлых мастеров в конце 1970-х оставалось трое: Ковкина Валентина Венедиктовна (1922 г.р), Дериглазова Ольга Ивановна (1912 г.р) и Ульяна Ивановна Ковкина (1902 г.р). Пелагея Строева также была из кожлянских мастеров. Она переехала из Кожли.
Сегодня промыслом занимаются трое мастеров. Две потомственных мастерицы — Татьяна Витальевна Коробова и Лилия Витальевна Тимофеева. Муж Тимофеевой, Валентин Алексеевич Тимофеев, является последним учеником О.И. Дериглазовой. В промысле работает более 15 лет.
Процесс изготовления
Чтобы сделать глиняную игрушку, нужно подготовиться, так бывает в любом гончарном промысле.
Для кожлянской игрушки глина годится не любая, она должна быть жирная, лепкая. Интересно, что в Кожле своей подходящей глины-то и нет, а есть она в соседнем Дроняеве. Там издавна занимались гончарством, но брали для горшков красную, а сизую оставляли. Для горшков она не годится, а вот для игрушки в самый раз.
Так и получилось, что в Кожле стал развиваться игрушечный промысел и лепили из глины, которую дроняевцы не использовали.
Игрушки принято лепить большой партией и потом сразу обжигать. В горн для обжига закладывают до 1000 игрушек.
Обжигают по старинке, выкопав яму во дворе. Под ямой устроено место для розжига огня. После обжига игрушки расписывают. Росписью обычно занимались женщины, но бывало, что и мужчины.
Игрушки развозились далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию. Перевозили в бочках. Кстати, отсутствие лишних деталей и налепов обусловлено как раз удобством перевозки, чтобы не откалывались мелкие детали.