Как называется копье с топором
История первого использования пороха
Разновидности алебарды и проблемы классификации этого оружия
Нагината
Знаменитый восточный родич глефы, самый характерный образчик легкой, фехтовальной секиры. Лезвие ее — длинное и заметно изогнутое, но заметно менее массивное, чем у европейских секир, скорее типа катаны (и качества — соответствующего); крепится к древку не рабоче-крестьянскими гвоздями, а довольно хитро насаживается на него.
Появление нагинат относится ко временам значительно более древним, чем алебард и секир в Европе: примерно VII век нашей эры. А знаменитое нагината-до даже древнее, чем искусство боя мечом: первая школа нагинатного фехтования датируется 1168 годом, мечевого — 1350.
Интересно, что предполагаемая историками причина облегчения нагинаты — как раз в появлении школы боя. Разумеется, упражнялись с легкими деревянными нагинатами, а не боевыми — и приемы оказались рассчитаны под них. Пришлось облегчать и сам клинок.
«Промежуточное звено» между топором и алебардой, китайская секира юэ значительно тяжелее большинства европейских алебард и больше походит на тот их вид, который обычно рисуют в игре. Тем не менее благодаря утяжеленному противовесом концу юэ вполне пригодна для секирных маневров, тем паче в китайском вкусе — с «посоховым» хватом.
Секиры в фэнтези
Конные секиры в «Сегуне». |
В «Победителе чудовищ» Брайана Кима секиру Кальб берут, когда собираются бить что-нибудь этакое большое и чешуйчатое. Как это — весьма логично — объясняет герой: «Дракон не окажет мне такой любезности, чтобы напороться на копье или подставить лапу под топор. А меч не пробьет чешую».
Любили и ценили секиры герои Юрия Никитина («Трое из леса»); однако в очередном романе Мрак, главный среди них секироносец, вдруг публично изменил любимому оружию, объявив, что «палица умеет больше». Правда, никак это не мотивировал.
Больше всего разнообразных секир (а также мечей, топоров, копий и всего остального) можно найти в романе Генри Лайона Олди «Путь меча».
Секиры в играх
Несмотря на путаницу, секиры в играх представлены, и достаточно неплохо.
Дадао
Знаменитый китайский «большой меч» («да» — большой, «дао» — меч с односторонней заточкой), в нашем понимании, скорее все же не меч, а секира. Это тяжелый клинок-шоудао, похожий отчасти на глефу, изредка — с шипом-полузахватом на тыльной стороне, водруженный на древко около 130 см. На противоположном конце древка — шип-противовес.
Дадао часто применялся с коня, хотя весом он заметно превосходил глефу и бердыш и вообще был приспособлен в основном под силовую технику. Его клинок обладал огромной пробивной силой и предполагал широкие, размашистые движения. Другими словами, техника дадао — редчайший случай — в самом деле слегка похожа на то, что можно увидеть в кино. Даже знаменитый прием удара снизу вверх, и тот вполне реален.
История копья
Пилумы (pila, ед. ч. pilum) — метательные орудия, применявшиеся древнеримскими воинами.
Прототип копья недавно был обнаружен при наблюдении за современными обезьянами. Самки шимпанзе в некоторых стаях при охоте на мелких животных систематически использовали острые палки.
Воины-масаи с копьями и щитами. Германская Восточная Африка, 1906-1918 гг.
Простейшее копьё первобытного человека представляло собой прямую обструганную и заточенную палку из твердого дерева длиной примерно в рост человека. Как правило, острие для твердости обжигалось. Древнейшими известными современному человеку образчиками считаются 8 копий из Шёнингена (Германия) возрастом 300 тыс. лет. В Эфиопии в локации Гадемотта (Gademotta) обнаружены копья с каменными наконечниками возрастом 280 тыс. лет. Возрастом 115—128 тыс. лет датируется копьё из Лерингена (de:Lanze von Lehringen) в Германии.
Острога (часто на Руси называемая просто «кол») не имела перевеса к острию и не металась. Обычно она удерживалась двумя руками, так как для достаточной эффективности удара (а при обжиге наконечник приобретал твердость, но утрачивал остроту) на неё надо было наваливаться всем весом.
Копья стали оснащаться наконечниками из камня или кости в эпоху среднего палеолита. Они разделились на метательные и рукопашные.
Метательные копья долгое время решительно преобладали, так как допускали двоякое применение, — ведь ими можно было и наносить удары. Потому, даже и в век металла, вплоть до перехода к тактике боя в сомкнутых порядках, а у некоторых народов и после, копья оставались универсальными. Характерными примерами в этом плане могут служить древнегерманская фрамея с наконечником из мягкого железа и раннесредневековый франкский ангон.
Воин народа тигре. Абиссиния, XIX в.
Если копье предназначалось как для броска, так и для удара, воин обычно носил два копья, — чтобы, метнув одно, не остаться безоружным. Либо же он ограничивался одним, но снабжал его кожаным ремнем длиной несколько метров, за который копье после броска можно было притянуть обратно.
Довольно поздно, всего несколько тысяч лет назад, уже при переходе к оседлости кроме метательных и рукопашных, появились копья и ещё одного вида — загонные, в наиболее простом варианте представлявшие собой обычный кол, но довольно толстый (как раз, чтобы охватить рукой) и длинный (до 2 м). Назначением таких копий было отражение нападающего зверя. Загонное копье или, как его чаще называли, рогатину упирали тупым концом в землю, наступали на него ногой и выставляли вперед острие.
Защитное снаряжение
Клибанион — византийский ламелярный панцирь, дополненный птеригами (кожаными полосами для защиты плеч)
Гвизарма
Гвизарма, или гизарма (guisarme), обладает примерно таким же лезвием, как у глефы (только сильнее выгнутым и заточенным, как правило, с двух сторон), и дополнительным шипом «штыкового» типа. Шип и лезвие расходятся довольно далеко, что позволяет предположить, что ее прародителем были банальные сельскохозяйственные вилы.
Внимание — миф: загадочное орудие с клинком наподобие глевы, который на конце образует крюк, зачастую (например, в D&D) называют гвизармой, но это вовсе не она, а порченная мукой и чародейством нагината. В бою такая штуковина малопригодна, потому как колоть ей нельзя, а для нагинатной техники она еще и тяжеловата
Глефа
Глефа, она же глевия (glaive) или совна — клинок мечевого типа, слегка изогнутый и заточенный с выпуклой стороны, на древке примерно в человеческий рост. Близкий родич японской нагинаты.
Lineage II. Двухконечные секиры и копья в фэнтези очень популярны. В жизни — увы. |
Общая информация
Ковка секиры
Как правило, секиры ковались такими способами:
В любом случае, секира предназначалась только для боя, поэтому срубить дерево, например, было проблематично.
Характеристики секир
Кованые секиры состоят из следующих частей:
Кроме того, палачи должны были обладать огромной силой, так как некоторых знатных преступников полагалось казнить мечом, отрубить которым голову было намного сложнее.
Многофункциональность секиры
Секиру можно было использовать следующим образом:
Так как в разных странах секиры могли значительно отличаться как формой лезвия, так и размером, нужно рассмотреть самые популярные модели отдельно.
Особенности алебарды
Не существовало такой брони, которую не могла бы пробить двуручная алебарда. Её наконечник с лёгкостью входил даже в самую лучшую миланскую броню. Лезвие наносило страшные рубленые раны, а с помощью обуха можно было оглушать противника. Если обух имел крюк, то с его помощью можно было стаскивать всадников на землю.
Скандинавская и славянская секиры
Параметры скандинавской секиры были следующими:
В дальнейшем скандинавская секира начала эволюционировать, превратившись в швейцарскую алебарду в Европе и бердыш на Руси. Уже в 15 веке традиционные датские секиры были вытеснены с поля боя, однако в Ирландии и Шотландии их массово использовали вплоть до 17 века.
Русский бердыш и его особенности
Особенностью бердыша была косица – оттянутый книзу край лезвия, который прививался гвоздями к древку, после чего ещё и дополнительно обматывался кожаным ремешком.
Хотя считается, что все бердыши были одинаковыми, они обладали большим разнообразием форм. Исследователи выделяют четыре основных группы, каждая из которых имеет множество подвидов:
Кроме того, на Руси были специальные парадные бердыши, которые часто украшались золотом и бархатом. Такие топоры назывались золотой секирой.
Особенности секиры полекс
Существовали и модификации с ронделями (защитой рук). Но самой главной особенностью полекса была его особая конструкция, которая была сборной. Благодаря этому, любую повреждённую часть секиры можно было отсоединить и заменить на новую. Если повреждённую алебарду приходилось полностью переделывать, то полекс в этом отношении имел значительное преимущество.
Древняя славянская секира Перуна
О том, что славяне чтили секиру, говорит дошедший до нас амулет «секира Перуна». С незапамятных времён оберег секира носился воинами славянского происхождения. Секира Перуна считается оберегом воинов, который дарует им мужество и стойкость в бою. В настоящее время можно приобрести данный амулет, сделанный как из стали, так и из драгоценных металлов. Хотя на современных рисунках секира Перуна изображается в виде древнегреческого лабриса, на самом деле она имеет форму традиционного боевого топора, который был популярен среди скандинавских и славянских воинов. Для тех, кто интересуется историей древних славян, секира Перуна может стать прекрасным подарком.
Русское оружие: копьё
Наконечники копий, как правило, лишены индивидуальных украшений. Их сопоставление осуществляется на основании формы пера. Однотипные предметы объединяются в группу «сквозного» хронологического развития в рамках IX—XIV веков.
Классифицированные изделия с указанием их главных особенностей.
Копья с пером ланцетовидной формы (тип I, 900—1050 год). Около 1000 года эти наконечники, достигавшие в длину 40 см, уменьшаются, а их втулка расширяется с 2,5 до 3 см и удлиняется. Распространены у многих народов Европы времени викингов. Наконечники с пером ромбической формы (тип II, IX—начала XI века) длиной до 30 см, шириной лезвия около 3 см для русского орудия X века нехарактерны, так как их основное развитие относится к VI—VIII векам.
Наконечники копий с относительно широким пером удлиненно-треугольной формы (тип III, IX—XIV века). Плечики (могут быть несколько подняты или опущены) всегда ясно выражены. Обычная длина 20—40 см, ширина 3—5 см, диаметр втулки около 3 см. Подобные наконечники восходят к общеславянским прототипам, а в рассматриваемый период встречаются в курганах дружинников, но почти нигде не преобладают среди других форм. Зато эти образцы типичны для многочисленных деревенских курганов центральной и северной Руси XI века. Объясняется это тем, что данное оружие, по-видимому, служило не только как боевое, но и как охотничье. Копья описанного типа имеют разновидности. У одной из них (типа IIIА, табл. 2) скошены плечики, что позволило удлинить лезвие до 38—45 см почти без увеличения его веса. Другая (типа IIIБ) отличается узким (1,5—3 см) длинным пером (до 50—60 см). Наконечники типа IIIБ, судя по находкам, относятся скорее к боевому, чем к охотничьему оружию. Эволюция листовидного копья ко все более узкому и длинному в период широкого распространения кольчатой и пластинчатой брони вполне закономерна.
Археологические образцы типовых форм
1 – Костина, юго-восточное Приладожье (тип I); 2 – Кашина, там же (тип I); 3 – Кабанское, Ярославская обл. (тип II); 4 – Гнездово, Смоленская обл. (тип III); 5 – Заозёрье, юго-восточное Приладожье (тип III); 6 – Колодежное, Украина, Житомирская обл. (тип III); Сарское, Ярославская обл. (тип IIIА); Маклаково, Ленинградская обл. (тип IIIА); 9 – Новгород (тип IIIА); 10 – Сахновка, Украина, Киевская обл. (тип IIIБ); 11 – Калихновщина, Псковская обл. (тип IV); 12 – Крапивна, Псковская обл. (тип IV); 13 – Новгород (тип IVА); 14 – Малое Терюшево, Нижегородская обл. (тип IVА); 15 – Шестовицы, Украина, Черниговская обл. (тип V); 16 – Подболотье, Владимирская обл. (тип V); 17 – Райки, Украина, Житомирская обл. (тип V); 18 – Сязнега, юго-восточное Приладожье (тип VI); 19 – Михайловское, Ярославская обл. (тип VII); 20 – Княжа Гора, Украина, Черкасская обл. (тип VII)
В качестве вспомогательного средства поражения в бою и на промысле использовались метательные дротики-сулицы. В зрелом средневековье популярность сулиц возросла, что объяснялось удобством их использования в условиях пересеченной местности и в момент сближения ратей и в рукопашной схватке и в преследовании. Больше всего известно наконечников сулиц удлиненно-треугольной формы, но встречаются ромбовидные и лавролистные. Длина их составляла 15—20 см, а вместе с древком 1,2—1,5 м. Таким образом, сулица по своим размерам — нечто среднее между копьём и стрелой.
Археология СССР. Древняя Русь. Город. Замок. Село.
Под общей редакцией академика Б.А. Рыбакова. — М.: Наука, 1985
Типы наконечников копий и топоров на Руси в IX-XIII в.в.
Добавлено Окт 23, 2017 в Кладоискательство
Боевые топоры и копья на Руси
Копьё пешего воина в длину было немного больше человеческого роста. Состояло оно из прочного древка, на которое насаживался втульчатый наконечник длиной до 50 см. Изготавливались наконечники как цельностальными, так и комбинированными. Во втором случае стальная пластина заковывалась между обычным железом. Таким образом, режущие кромки получались самозатачивающимися. Форма наконечников была разной, но в основном преобладала удлинённо-треугольная. Такие копья применялись воинами не для метания, как многие ошибочно предполагают, а в рукопашном бою. Щит закидывался за спину, копье бралось двумя руками и боец, парируя удары врагов, наносил им рубяще-колотые раны.
Для метания использовались дротики, называемые «сулицами». Длина их не превышала 150 см, и наконечник крепился чаще к древку не втулкой, а черешком. У охотничьих дротиков наконечники были шире, чем у боевых, предназначенных для пробивания вражеских щитов и доспехов.
У конных всадников также были копья – кавалерийские пики. Их длина была около 3,5 метров, а наконечник представлял собой длинный четырёхгранный стержень.
Классификация наконечников копий на Руси в IX-XIII в.в.
I)Копье с пером ланцетовидной формы легко сужающимся у шейки и плавно переходящим во втулку.Чем севернее, тем ланцетовидных копий больше. В X в. в Юго-Восточном Приладожье они преобладают среди других форм. В русских дружинных погребениях ланцетовидные копья — один из основных типов, бытующих как на севере, так и на юге страны (Владимирские, Гнездовские, Черниговские курганы)
III)Копье с относительно широким пером удлиненно-треугольной формы. Копья этой группы одни из самых популярных и найдены повсеместно.
Боевые топоры на Руси
Имеются несколько основных типов боевых топоров. Вот одни из них:
• Чекан – имел длинное узкое лезвие, позволяющее пробивать доспехи
• Секира – лезвие топора широкое, насаживалось на длинное древко
• Бородатый топор – широкое лезвие как бы оттянуто вниз и изгибается к древку. На обухе у него имелись удлинения, называемые «щековицами». С тыльной стороны делались «мысики». Благодаря этим особенностям, древко не ломалось при извлечении его из дерева, если оно застревало.
На многих найденных секирах, на лезвиях присутствует отверстие. Существовало множество версий его назначения. Сегодня археологи склонились к мнению, что отверстие предназначалось для закрепления на лезвии чехла, а так же для подвешивания секиры на седле или стене.
Более всего боевые топоры в средневековой Руси получили распространение в северных районах, где преобладала лесистая местность. На юге с его степными просторами, где решающее значение в сражениях получила конница, их находят значительно реже.
Классификация топоров на Руси X-XIII в.в.
II) Еще одна версия чекана. Лезвие у него длинное, трапециевидной формы, а на тыльной части обуха расположен узкий пластинчатый «клюв». Эта версия топора встречается только в захоронениях, датируемых X и первой половиной XI века. Аналогичные модели были обнаружены при раскопках на территории Латвии, Польши, Швеции и Венгрии.
III) Топор боевого назначения с узким лезвием, очень распространенный. Такие модели находили в погребениях X–XI веков по всей территории России. Очень много было извлечено из Владимирских курганов. А вот на севере страны этот тип топора особого распространения не получил. Учитывая количество топориков такого типа, найденных на территории России и других стран, и время их изготовления, можно сделать вывод, что эта модель была создана именно местными мастерами, и уже отсюда перекочевала в сопредельные государства.
V)Тип топора со значительно оттянутым вниз лезвием и выраженной выемкой. Щекавицы имеют всего одну нижнюю зазубрину. Такие топоры были в обиходе в X и начале XII века. На севере Руси именно эти орудия пользовались исключительной популярностью, их обнаружено значительно больше, чем других моделей. И это вполне логично, потому что подобную форму клинка подарила русичам скандинавская культура. Боевых топоров такого типа там было много, они активно вошли в обиход на триста лет раньше.
VI)Отличается от описанной выше модели характерными двойными щекавицами. Поначалу эти топоры использовались как боевые (с X по XI столетие). Но их характеристики были значительно ниже, чем у 4-го типа, и уже к XII веку топоры стали преимущественно рабочими. Они были обычно не боевыми, а хозяйственными инструментами, именно поэтому обух крепился так надежно.