Как называется компоненты в обыкновенных дробях
Обыкновенные дроби в математике
Не всегда людям приходится иметь дело с целыми числами, обыкновенные дроби также надо знать каждому. Даже если вы не математик, постоянно возникает необходимость то отгородить одну четверть участка, то разрезать фрукт или пирог, чтобы досталось всем поровну, то прибавить к пятой части стакана крупы еще осьмушку. Во всех этих случаях вы, сами того не желая, вспоминаете, что же такое обыкновенные дроби и как с ними обращаться.
Разбираемся с долями
Допустим, вас в компании трое, и у вас есть всего один банан. Как сделать, чтобы никому не было обидно и всем досталось хотя бы понемногу? Это очень просто – всего-то и нужно, что разрезать фрукт на три абсолютно одинаковые части.
Банан был целый, а вот то, что достанется каждому, будет считаться его долей.
Еще нагляднее, если у вас есть что-то, что сразу делится на частички. Пусть будет мандарин. Каждая его долька является частью целого. Давайте не будем его есть сразу, а посчитаем, сколько было частиц. Например, 12. Тогда каждая их них является от единицы, то есть от мандарина.
С бананом — то же самое. Целый — 1, а каждый кусочек, который мы отрезали — ( frac<1> <3>) .
Вот мы и получили две обыкновенные дроби – и ( frac<1> <3>) .
А что будет, если, к примеру, кто-то возьмет не одну треть от банана, а две? Или, скажем, каждому перепадет по 2 или 3 мандариновых дольки?
Тогда мы так и запишем: Пете досталось ( frac<2> <3>) банана, или ( frac<2> <12>) мандарина, а то даже и ( frac<3> <12>) .
Как называются части?
В некоторых случаях доли называются так, как они записаны – например, та же самая никак, кроме одной двенадцатой, и не именуется.
А вот ( frac<1> <2>) имеет свое особое название – половина.
От банана каждому досталась треть. Если бы в комнате было четыре человека, каждому перепало бы по четверти. Для того чтобы определить, какие имеются в виду частицы и сколько их, и применяются обыкновенные дроби. И, конечно, мы всегда можем обозначить буквами и то, и другое.
Важно! Очень часто доли целого применяются в метрических системах. Например, сантиметр – это сотая доля метра, или ( frac<1> <100>) .
Поговорим об элементах
Теперь давайте разберемся, как называется каждый элемент этой комбинации:
Рис. 1 Обозначения элементов обыкновенной дроби
Дроби бывают очень странными! Например, вы видите в задачнике такую — ( frac<15> <1>).
Удивляться не надо. В обычных-то случаях то, что написано внизу, больше. И это правильные дроби. А если наоборот, как в последнем примере, или же элементы одинаковые — неправильные.
Зачем нужна черта?
Если мы делим один предмет на несколько частей, в правой части будет стоять единичка. А если у нас 3 авокадо, а разделить нужно на четверых, что тогда? Тогда, хочешь не хочешь, придется считать.
Со знаменателем все понятно, делить надо на четверых. А как быть с числителем? Пишем количество целых фруктов, то есть 3. В итоге получается, что каждому достанется ( frac<3> <4>) .
Сравниваем дроби
Со сравнением целых чисел все понятно — там видно, какое больше, а какое меньше. А как быть с дробными? Ничто не мешает сравнить и их.
Если, к примеру, мы разделили что-то на 6 частей, и кому-то досталась ( frac<1> <6>) , а кому-то — ( frac<3> <6>) , то всем понятно, что 3 больше одного.
То есть из двух дробей с одинаковой нижней частью больше будет та, у которой больше верхняя.
Когда каждый взял по ( frac<2> <6>) , тоже ясно, что всем поровну и никто не в обиде. И числители, и знаменатели одинаковы, значит, и дроби тоже равны.
Рис. 2 Правила сравнения дробей
Внизу — разные числа
Иногда сравнить дроби бывает довольно трудно – именно те, у которых разные знаменатели. В этом случае практикуется приведение к общему знаменателю, без него просто никак не обойтись.
Например, давайте попробуем сравнить ( frac<2> <3>) и ( frac<3> <4>) . Как это сделать? Надо найти такое число, которое делится на обе нижние части. Причем это должно быть самое маленькое из всех возможных.
Это число 12. В обоих дробях пишем его в знаменатель ( frac <12>) и ( frac <12>) .
Да, но что при этом делать с числителем? Ведь ясно, что его нельзя оставлять так, как есть – сначала были у нас треть и четверть, а теперь стала двенадцатая часть.
Для этого верхние части дробей умножим на столько же, на сколько и нижние. Получим соответственно ( frac<8> <12>) там, где было две трети, и ( frac<9> <12>) вместо трех четвертей. Остается сравнить, какой числитель больше.
Как видите, обыкновенные дроби очень полезны, и надо в них разобраться. Но это не является сложной темой, если один раз хорошенько вникнуть что к чему. Для наглядности предлагаем вам посмотреть еще и видео, где вы найдете больше примеров по этой теме.
Обыкновенные дроби в математике
Разбираемся с долями
Допустим, вас в компании трое, и у вас есть всего один банан. Как сделать, чтобы никому не было обидно и всем досталось хотя бы понемногу? Это очень просто – всего-то и нужно, что разрезать фрукт на три абсолютно одинаковые части.
Банан был целый, а вот то, что достанется каждому, будет считаться его долей.
Еще нагляднее, если у вас есть что-то, что сразу делится на частички. Пусть будет мандарин. Каждая его долька является частью целого. Давайте не будем его есть сразу, а посчитаем, сколько было частиц. Например, 12. Тогда каждая их них является от единицы, то есть от мандарина.
С бананом — то же самое. Целый — 1, а каждый кусочек, который мы отрезали — ( frac<1> <3>) .
Вот мы и получили две обыкновенные дроби – и ( frac<1> <3>) .
А что будет, если, к примеру, кто-то возьмет не одну треть от банана, а две? Или, скажем, каждому перепадет по 2 или 3 мандариновых дольки?
Тогда мы так и запишем: Пете досталось ( frac<2> <3>) банана, или ( frac<2> <12>) мандарина, а то даже и ( frac<3> <12>) .
Как называются части?
В некоторых случаях доли называются так, как они записаны – например, та же самая никак, кроме одной двенадцатой, и не именуется.
А вот ( frac<1> <2>) имеет свое особое название – половина.
От банана каждому досталась треть. Если бы в комнате было четыре человека, каждому перепало бы по четверти. Для того чтобы определить, какие имеются в виду частицы и сколько их, и применяются обыкновенные дроби. И, конечно, мы всегда можем обозначить буквами и то, и другое.
Важно! Очень часто доли целого применяются в метрических системах. Например, сантиметр – это сотая доля метра, или ( frac<1> <100>) .
Поговорим об элементах
Теперь давайте разберемся, как называется каждый элемент этой комбинации:
Рис. 1 Обозначения элементов обыкновенной дроби
Дроби бывают очень странными! Например, вы видите в задачнике такую — ( frac<15> <1>).
Удивляться не надо. В обычных-то случаях то, что написано внизу, больше. И это правильные дроби. А если наоборот, как в последнем примере, или же элементы одинаковые — неправильные.
Зачем нужна черта?
Если мы делим один предмет на несколько частей, в правой части будет стоять единичка. А если у нас 3 авокадо, а разделить нужно на четверых, что тогда? Тогда, хочешь не хочешь, придется считать.
Со знаменателем все понятно, делить надо на четверых. А как быть с числителем? Пишем количество целых фруктов, то есть 3. В итоге получается, что каждому достанется ( frac<3> <4>) .
Сравниваем дроби
Со сравнением целых чисел все понятно — там видно, какое больше, а какое меньше. А как быть с дробными? Ничто не мешает сравнить и их.
Если, к примеру, мы разделили что-то на 6 частей, и кому-то досталась ( frac<1> <6>) , а кому-то — ( frac<3> <6>) , то всем понятно, что 3 больше одного.
То есть из двух дробей с одинаковой нижней частью больше будет та, у которой больше верхняя.
Когда каждый взял по ( frac<2> <6>) , тоже ясно, что всем поровну и никто не в обиде. И числители, и знаменатели одинаковы, значит, и дроби тоже равны.
Рис. 2 Правила сравнения дробей
Внизу — разные числа
Иногда сравнить дроби бывает довольно трудно – именно те, у которых разные знаменатели. В этом случае практикуется приведение к общему знаменателю, без него просто никак не обойтись.
Например, давайте попробуем сравнить ( frac<2> <3>) и ( frac<3> <4>) . Как это сделать? Надо найти такое число, которое делится на обе нижние части. Причем это должно быть самое маленькое из всех возможных.
Это число 12. В обоих дробях пишем его в знаменатель ( frac <12>) и ( frac <12>) .
Да, но что при этом делать с числителем? Ведь ясно, что его нельзя оставлять так, как есть – сначала были у нас треть и четверть, а теперь стала двенадцатая часть.
Для этого верхние части дробей умножим на столько же, на сколько и нижние. Получим соответственно ( frac<8> <12>) там, где было две трети, и ( frac<9> <12>) вместо трех четвертей. Остается сравнить, какой числитель больше.
Как видите, обыкновенные дроби очень полезны, и надо в них разобраться. Но это не является сложной темой, если один раз хорошенько вникнуть что к чему. Для наглядности предлагаем вам посмотреть еще и видео, где вы найдете больше примеров по этой теме.
Дроби и доли.
Дроби самая сложная тема для учеников начальных классов. Но даже самая трудная тема может стать простой и понятной. Для обучения детей нужно использовать фантазию и элементы игры. А главное – сохранять спокойствие.
В серьезных учебниках по математике есть знаки: и сложение, и вычитание, и умножение. А вот, привычного нам, с вами знака деления (:) – нет. Получается, что знаком деления (:) пользуются только ученики начальной школы? На самом деле – нет. Только этот знак можно писать и по-другому, вот такой чертой, она пишется посередине клетки:
Вот это все – деление.
Деление можно записывать не двумя точками, а горизонтальной полоской.
Так вот: любая математическая запись, в которой присутствует знак деления в виде черточки, называется дробью.
Слово «дробь» говорит само за себя – оно обозначает дробление или деление.
Для записи дробей используются цифры и черта, которую называют дробной.
Вы когда-нибудь видели военный парад? Идут солдаты стройными рядами, а впереди человек со знаменем (флагом) – знаменосец! И по знамени легко понять, к какому роду войск принадлежат эти солдаты. У дроби тоже есть «знаменосец» — это главное число, которое обозначает, на сколько равных частей разделили целое (предмет, фигуру или величину).
«Знаменосец» пишется под дробной чертой и называется ЗНАМЕНАТЕЛЬ.
А число, над чертой показывает, сколько таких частей взяли (или закрасили, или съели). Это число называют ЧИСЛИТЕЛЕМ.
читается – две третьих, можно заменить по-другому — 2 : 3.
Рассмотрим еще одно число: раньше мы не могли на уроке математики 1 разделить на 2. А теперь – умеем: 1 разделить на 2 – это не что иное, как одна вторая. Что же это значит? Если в математике мы с вами не делали этого ни разу, то в жизни вы это делаем постоянно. Предположим, у вас есть яблоко. И вам нужно разделить его между вами и другом. Т.е. одно яблоко разделить на 2.
Так что же за число такое – одна вторая, во-первых, это дробь потому что присутствует знак деления, во-вторых, оно меньше единицы.
Потому что нельзя один разделить на 2, чтобы получилось что-то больше 1.
В-третьих, оно обозначает, что мы целое разделили на 2 и взяли себе одну такую часть.
Давайте посмотрим на число:
По правилу, которое мы с вами вывели: три четвертых – это тоже самое, что три разделить на 4.
Давайте посмотрим, как это понять. Круг разделим на 4 равные части.
3 части закрасим желтым цветом. Это и есть три четвертых. Что же это значит?
Во-первых, это тоже дробь.
Во-вторых, она тоже меньше единицы.
И она обозначает, что круг мы разделили на 4 части
и закрасили желтым цветом – 3 таких части.
Итак,
как вы уже поняли: любая дробь будет иметь черту.
Ее так и называют – дробная черта. И обязательно будет стоять какое-то число над чертой и какое-то число под чертой.
Давайте научимся, как правильно читать дроби.
Читают их так: верхнее число всегда будет отвечать на вопрос: сколько?, а нижнее будет отвечать на вопрос: какая? или каких?
Сколько? – три, каких? – восьмых – три восьмых,
Сколько? – семь, каких? – девятых – семь девятых,
Сколько? – две, каких? – шестых – две шестых,
Сколько? – пять, каких? – седьмых – пять седьмых.
У чисел, которые вверху и внизу дроби есть свое научное название: верхнее число называется числитель, а нижнее – знаменатель.
Постарайтесь запомнить это. Это важно! Числитель – наверху, знаменатель – внизу.
Знаменатель показывает на сколько частей мы разделили наше целое, а числитель показывает – сколько частей целого мы с вами взяли.
Чтобы лучше запомнить, где числитель, где знаменатель, есть простая напоминалочка:
«ЧЕЛОВЕК ХОДИТ ПО ЗЕМЛЕ».
Ч – числитель – «над», З – знаменатель «под».
Есть одна разновидность дробей, которую в начальной школе выделяют в отдельную группу. Такие дроби называют долями. Если вам встретилось слово «доля», знайте, что это та же самая дробь, но только у нее числитель равен единице.
Мы постоянно сталкиваемся с ними в жизни.
Чаще всего мы встречаемся в жизни именно с половиной:
пол яблока — это одна вторая яблока, пол стакана – это одна вторая стакана.
Так же мы знакомы с одной третьей:
– это не что иное, как треть.
Треть грейфрута – это значит, разделили грейфрут на 3 части и взяли одну.
Точно так же мы с вами называем одну четвертую четвертью.
Например – школьная четверть. Мы с вами делим учебный год на 4 части и берем одну часть. Это и есть – четверть.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.9 / 5. Количество оценок: 81
Дроби
Дроби это тема об которую спотыкается половина жителей нашей планеты. Если спросить у людей с какой темы у них начались проблемы с математикой, то большинство из них ответят — с дробей.
Этих людей нельзя упрекнуть. Дроби действительно тема не из простых. Тема дробей требует много терпения и внимания, особенно если человек изучает её впервые.
Но есть и хорошие новости. Если вы наберётесь терпения и освоите дроби, то уверяем, что дальнейшее изучение математики станет для вас простым и интересным.
А если вы ещё хорошо изучили предыдущий урок, который назывался деление, то можете быть уверены, что дроби вы освоили уже наполовину.
Что такое дробь?
Если говорить простым языком, то дробь это часть чего-либо. Это «чего-либо» может быть чем угодно — едой, деньгами, числом. В народе дробь называют долей. Само слово «дробь» тоже говорит за себя — дробь означает дробление, деление, разделение.
Рассмотрим пример из жизни. Мы купили себе пиццу, чтобы съесть её в течении дня. Допустим мы решили разделить её на четыре части, чтобы съедать постепенно по одному кусочку.
Посмотрите на этот рисунок. Представьте, что это наша пицца, разделённая на четыре куска. Каждый кусок пиццы это и есть дробь, потому что каждый кусок по отдельности это часть пиццы.
Допустим мы съели один кусок. Как его записать? Очень просто. Сначала рисуется маленькая линия:
Внизу этой линии записывается на сколько кусков пицца была разделена. Пицца была разделена на четыре куска. Значит внизу линии записывается четвёрка:
А сверху этой линии записывается сколько кусков пиццы было съедено. Съеден был один кусок, значит сверху записываем единицу:
Такие записи называют дробями. Дробь состоит из числителя и знаменателя.
Число, которое записывается сверху, называется числителем дроби.
Число, которое записывается снизу, называется знаменателем дроби.
В нашем примере числитель дроби это единица, а знаменатель дроби — четвёрка. Эту дробь можно прочитать так: «одна четвёртая» либо «один кусок из четырёх» либо «одна четвёртая доля» либо «четверть» — в сё это синонимы.
Теперь представьте, что мы съели ещё один кусок той же самой пиццы, которая была разделена на четыре куска. Как записать такую дробь?
Очень просто. Сверху записываем 2 (поскольку уже съедено два куска), а внизу записываем 4 (поскольку всего кусков было 4):
Теперь представьте, что пиццу мы разделили не на четыре части, а на три.
Допустим мы съели один кусок этой пиццы. Как записать такую дробь?
Очень просто. Опять же рисуется маленькая линия. Внизу этой линии записывается число 3, поскольку пицца разделена на три части, а сверху этой линии записывается число 1, поскольку съеден один кусок:
Если мы съедим два куска пиццы, то такая дробь будет называться «две третьих» и записываться следующим образом:
Теперь представьте, что пиццу мы разделили на две части, или как говорят в народе: «Пополам» :
Допустим, из этих двух кусков мы съели один кусок. Как записать такую дробь?
Опять же рисуем линию. Внизу этой линии записываем число 2, поскольку пицца разделена на две части, а вверху записываем число 1, поскольку съеден один кусок:
Эта дробь читается так: «одна вторая» либо «один кусок из двух» либо «одна вторая доля» либо «половина».
Дроби, которые мы сейчас рассмотрели, называют обыкновенными.
Вообще, дроби бывают двух видов: обыкновенные и десятичные. На данный момент мы рассматриваем обыкновенные дроби. Обыкновенная дробь это дробь, которая состоит из числителя и знаменателя. Десятичные дроби рассмотрим немного позже.
Знаменатель дроби — это число, которое показывает на сколько равных частей можно что-либо разделить. Вернёмся к нашей пицце. Поровну эта пицца может быть разделена и на 2 части и на 3, и на 4, и на 5, и на 6. В зависимости от того, на сколько частей мы будем делить пиццу, знаменатель будет меняться.
На следующем рисунке представлены три пиццы, которые разделены по разному. У первой пиццы знаменателем будет 2. У второй пиццы знаменателем будет 3. У третьей пиццы знаменателем будет 4.
Числитель же показывает сколько частей взято от чего-либо. К примеру, если разделить пиццу на две части, как на первом рисунке, и взять одну часть для трапезы, то получится что мы взяли ( одну часть из двух ), или как говорят в народе «половину» пиццы.
С помощью переменных дробь можно записать так:
где a — это числитель, b — знаменатель.
Следующая вещь, которую важно знать это то, что обыкновенные дроби бывают правильными и неправильными.
Правильная дробь — это дробь, у которой числитель меньше знаменателя. Например, следующие дроби являются правильными:
Почему такие дроби называют правильными? Вспомним, что дробь это часть чего-либо. Ведь будет логичнее, если эта часть будет меньше того, откуда эта часть была взята. Например, если пицца разделена на четыре части, и мы возьмём ( одну четвёртую ), то наш кусок будет меньше, чем все четыре куска вместе взятые ( чем одна целая пицца ). Поэтому такие дроби называют правильными.
С неправильной дробью всё с точностью наоборот. Неправильная дробь — это дробь, у которой числитель больше знаменателя. Например, следующие дроби являются неправильными:
Видно, что у этих дробей числитель больше знаменателя. Почему же такие дроби называют неправильными? Вспомним, что дробь это часть чего-либо. Знаменатель показывает на сколько частей это чего-либо разделено. А числитель показывает сколько этого чего-либо взяли.
Теперь возьмём к примеру неправильную дробь и применим её к нашей пицце. В знаменателе стоит 2, значит пицца разделена на две части, а в числителе стоит 9. Получается, что взято девять кусков из двух. Но как можно взять девять кусков, если их всего два? Ответ — никак. Поэтому такие дроби называют неправильными.
Дробь, у которой числитель и знаменатель одинаковые, тоже называют неправильной. Например:
Вообще, такие дроби даже не должны называться дробями. И вот почему. Рассмотрим к примеру дробь . Применим её к нашей пицце.
Допустим, мы хотим съестьпиццы. В знаменателе стоит число 2, значит пицца разделена на две части. И в числителе стоит 2, значит взято две части. По сути, взята вся целая пицца, и если мы съедим этупиццы, то съедим не часть пиццы, а всю пиццу целиком. Иными словами, съедим не дробь, а целую часть пиццы. Поэтому дробь, у которой числитель и знаменатель одинаковые, называют неправильной.
Дробь означает деление
Черта в дроби, которая отделяет числитель от знаменателя, означает деление. Она говорит, что числитель можно разделить на знаменатель.
Например, рассмотрим дробь . Дробная черта говорит, что четвёрку можно разделить на двойку. Мы знаем, что четыре разделить на два будет два. Ставим знак равенства (=) и записываем ответ:
Можно сделать вывод, что любое деление чисел можно записать с помощью дробей. Например:
Это простейшие примеры. Видно, что у них отсутствует остаток. С остатком немного сложнее, зато интереснее. Поговорим об этом в следующей теме, которая называется «выделение целой части дроби».
Выделение целой части дроби
Вычислим дробь . Пять разделить на два будет два и один в остатке:
5 : 2 = 2 (1 в остатке)
Проверка: (2 × 2) + 1 = 4 + 1 = 5
Но сейчас мы имеем дело с дробями, значит и отвечать надо в дробном виде. Чтобы хорошо понять, как это делается, рассмотрим пример из жизни.
Представьте, что у вас есть 5 яблок и вы решили поделиться ими со своим другом. Причём поделиться по-честному, чтобы каждому досталось поровну. Как разделить эти 5 яблок?
Очевидно, что каждому из вас достанется по два яблока, а оставшееся одно яблоко вы разрежете ножом пополам и тоже разделите между собой:
Посмотрите внимательно на этот рисунок. На нём показано, как пять яблок разделены между вами и вашим другом. Очевидно, что каждому досталось по два целых яблока и по половинке яблока.
Теперь возвращаемся к дроби и отвечаем на её вопрос. Сколько будет пять разделить на два? Смотрим на наш рисунок и отвечаем: если пять яблок разделить на двоих, то каждому достанется два целых яблока и половинка яблока. Так и записываем:
Схематически это выглядит так:
Процедуру, которую мы сейчас провели, называют выделением целой части дроби.
В нашем примере мы выделили целую часть дроби и получили новую дробь . Такую дробь называют смешанной. Смешанная дробь — это дробь, у которой есть целая часть и дробная.
В нашем примере целая часть это 2, а дробная часть это
Обязательно запомните эти понятия! А лучше запишите в свою рабочую тетрадь.
Выделить целую часть можно только у неправильных дробей. Напомним, что неправильная дробь это дробь, у которой числитель больше знаменателя. Например, следующие дроби являются неправильными, и у них выделена целая часть:
Чтобы выделить целую часть, достаточно знать, как делить числа уголком. Например, выделим целую часть у дроби . Записываем уголком данное выражение и решаем:
После того, как решение примера завершается, новую дробь собирают подобно детскому конструктору. Важно понимать, что куда относить. Частное относят к целой части, остаток относят в числитель дробной части, делитель относят в знаменатель дробной части.
В принципе, если вы хорошо знаете таблицу умножения, и можете быстро в уме выполнять элементарные вычисления, то можно обойтись без записей уголком. В школах кстати, именно этого и требуют — чтобы учащиеся не тратили время на простые операции, а сразу записывали ответы.
Но если вы только начинаете изучать математику, советуем записывать каждую мелочь.
Рассмотрим ещё один пример на выделение целой части. Пусть требуется выделить целую часть дроби
Записываем уголком данное выражение и решаем. Потом собираем смешанную дробь:
Получили:
Перевод смешанного числа в неправильную дробь
Любое смешанное число получается в результате выделения целой части в неправильной дроби. Например, рассмотрим неправильную дробь . Если выделить в ней целую часть, то получается
Но возможен и обратный процесс — любое смешанное число можно перевести в неправильную дробь. Для этого целую часть надо умножить на знаменатель дробной части и полученный результат прибавить к числителю дробной части. Полученный результат будет числителем новой дроби, а знаменатель останется без изменений.
Например, переведём смешанное число в неправильную дробь. Умножаем целую часть 2 на знаменатель дробной части:
Затем к 6 прибавляем числитель дробной части:
Полученная семёрка будет числителем новой дроби, а знаменатель 3 останется без изменений:
Подробное решение выглядит так:
А с помощью переменных перевод смешанного числа в неправильную дробь можно записать так:
Пример 2. Перевести смешанное число в неправильную дробь.
Умножаем целую часть смешанного числа на знаменатель дробной части и прибавляем к числителю дробной части, а знаменатель оставляем без изменений:
Основное свойство дроби
Основное свойство дроби говорит о том, что если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, то получится равная ей дробь. Это означает, что значение дроби не изменится.
Например, рассмотрим дробь . Умножим её числитель и знаменатель на одно и то же число, например на число 2
Получили новую дробь . Если верить основному свойству дроби, то дроби и равны между собой. Так ли это? Давайте проверим, нарисовав эти дроби в виде кусочков пиццы:
Поэтому между дробями и можно поставить знак равенства (=), поскольку они равны одному и тому же значению:
Теперь испытаем основное свойство дроби, разделив числитель и знаменатель на одно и то же число.
Рассмотрим дробь . Давайте разделим её числитель и знаменатель на одно и то же число, например на число 2
Получили новую дробь . Если верить основному свойству дроби, то дроби и равны между собой. Так ли это? Давайте проверим, нарисовав эти дроби в виде кусочков пиццы:
Поэтому между дробями и можно поставить знак равенства (=), поскольку они равны одному и тому же значению:
Теперь мы полностью проверили, как работает основное свойство дроби, и убедились, что работает оно замечательно.
Число, на которое умножается числитель и знаменатель, называется дополнительным множителем. Запомните это обязательно!
Сокращение дробей
Дроби можно сокращать. Сократить — значит сделать дробь короче и проще для восприятия. Например, дробь выглядит намного проще и красивее, чем дробь .
Если при решении примеров получается большая и некрасивая дробь, то нужно попытаться её сократить.
Сокращение дроби опирается на основное свойство дроби. Поэтому, прежде чем изучать сокращение дробей, обязательно изучите основное свойство дроби.
Деление числителя и знаменателя на их наибольший общий делитель называется сокращением дроби.
Пример 1. Сократить дробь
Итак, нужно разделить числитель и знаменатель дроби на наибольший общий делитель чисел 2 и 4.
В данном случае дробь простая и для неё НОД ищется легко. НОД чисел 2 и 4 это число 2. Значит, числитель и знаменатель дроби надо разделить на 2
В результате дробь обратилась в более простую дробь . Значение исходной дроби при этом не изменилось, поскольку сокращение подразумевает деление числителя и знаменателя на одно и то же число. А это действие, как было указано ранее, не меняет значение дроби.
На рисунке представлены дроби и в виде кусочков пиццы. До сокращения и после сокращения они имеют одинаковые размеры. Разница лишь в том, что раздéланы они по-разному.
Пример 2. Сократим дробь
Чтобы сократить дробь , нужно числитель и знаменатель этой дроби разделить на наибольший общий делитель чисел 20 и 40.
НОД чисел 20 и 40 это число 20. Поэтому делим числитель и знаменатель дроби на 20
Пример 3. Сократим дробь
Чтобы сократить дробь , нужно числитель и знаменатель этой дроби разделить на наибольший общий делитель чисел 32 и 36.
НОД чисел 32 и 36 это число 4. Поэтому делим числитель и знаменатель дроби на 4
Если в числителе и знаменателе располагаются простые числа, то такую дробь сократить нельзя — она не сокращается. Такие дроби называют несократимыми. Например, следующие дроби являются несократимыми:
Напомним, что простыми называются числа, которые делятся только на единицу и самих себя.
Второй способ сокращения дроби
Второй способ является короткой версией первого способа. Суть его заключается в том, что пропускается подробное разъяснение того, на что был разделён числитель и знаменатель.
К примеру, вернёмся к дроби . Эту дробь мы сократили на 4, то есть разделили числитель и знаменатель этой дроби на число 4
Теперь представьте, что в данном выражении отсутствует конструкция , и сразу записан ответ . Получится следующее выражение:
Суть в том что число, на которое разделили числитель и знаменатель, хранят в уме. В нашем случае числитель и знаменатель делят на 4 — это число и будем хранить в уме.
Сначала делим числитель на число 4. Полученный ответ записываем рядом с числителем, предварительно зачеркнув его:
Затем таким же образом делим знаменатель на число 4. Полученный ответ записываем рядом со знаменателем, предварительно зачеркнув его:
Затем собираем новую дробь. В числитель отправляем новое число 8 вместо 32, а в знаменатель отправляем новое число 9 вместо 36
Происходит своего рода замена одной дроби на другую. Значение новой дроби равно значению предыдущей дроби, поскольку срабатывает основное свойство дроби, которое говорит о том что если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, то получится равная ей дробь.
Также, дроби можно сокращать, предварительно разложив на простые множители числитель и знаменатель.
Например, сократим дробь , предварительно разложив на простые множители числитель и знаменатель:
Итак, мы разложили числитель и знаменатель дроби на множители. Теперь применяем второй способ сокращения. В числителе и в знаменателе выбираем по множителю и делим выбранные множители на НОД этих множителей.
Давайте сократим по тройке в числителе и в знаменателе. Для этого разделим эти тройки на 3 (на их наибольший общий делитель). Получим следующее выражение:
Сократить можно ещё по тройке в числителе и в знаменателе:
Дальше сокращать больше нéчего. Последнюю тройку в знаменателе просто так сократить нельзя, поскольку в числителе нет множителя, который можно было бы сократить вместе с этой тройкой.
Записываем новую дробь, в числителе и в знаменателе которой будут новые множители.
Получили ответ . Значит, при сокращении дроби получается новая дробь .
Не рекомендуется пользоваться вторым способом сокращения дроби и способом разложения на простые множители числителя и знаменателя, если человек только нáчал изучать математику. Практика показывает, что это оказывается сложным на первых этапах.
Поэтому, если испытываете затруднения при использовании второго способа, то пользуйтесь старым добрым способом сокращения: делите числитель и знаменатель дроби на их наибольший общий делитель. Выражение в таком случае получается простым, понятным и красивым. Так, предыдущий пример может быть решён старым способом и будет выглядеть так:
Сравните это выражение с выражением, которое мы получили, когда пользовались вторым способом:
Первое выражение намного понятнее, аккуратнее и короче. Не правда ли?