Как называется ирокез на шлеме
Зачем спартанцу на шлеме нужен был яркий «петушиный» гребень
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле делать гребни на шлемах гоплитов вдохновили вовсе не петухи. Все потому, что коринфские шлемы еще в VI веке до нашей эры, а куры в Греции появились только к концу V столетия. Кстати, завезли в Грецию кур – персы, те самые, с которыми эллины так ожесточенно воевали не один десяток лет. Как несложно догадаться, рассматриваемый шлем получил свое название по месту многочисленных находок. Есть основания полагать, что массовое производство таких касок было налажено именно в Коринфе, а потому именно его воины, а также воины соседней Спарты.
Эксперты убеждены в том, что шлемы производились из цельной металлической заготовки при помощи расплющивания. Самые дорогие шлемы украшались многочисленными гравировками с изображениями сцен битв и охоты. При этом шлем был весьма простым и представлял глухую защиту головы с открытым лицом. Лицо прикрывал массивный наносник и нащечники. Главным недостатком коринфского шлема было отсутствие боковых прорезей для глаз. По всей видимости это и не требовалось. Фаланга была очень плотным построением и (скорее всего) смотреть, что происходит по сторонам от большинства гоплитов не требовалось.
Интересный факт : бытует популярная теория о том, что спартанские мужчины специально отращивали длинные волосы, чтобы обеспечивать лучшую амортизацию шлема. Впрочем, что такое подшлемник (маленькая мягкая шапочка), древние греки знали еще до появления коринфских шлемов.
Но вернемся к нашим гребням, ведь именно они, будучи таким ярким и характерным элементом превратили коринфский шлем в символ не только архаичной эпохи древней Греции, но и в один из символов всей античности! Ирония в том, что никто достоверно не скажет зачем на шлеме спартанского гоплита (и не только) гребень. Современные исследователи и реконструкторы могут лишь строить теории основываясь на более поздний опыт военного дела, а также на свой собственный.
Интересный факт : гребни на гоплитских шлемах делались из конского волоса и окрашивались в разные цвета, в том числе в несколько цветов попеременно.
Споры об утилитарной составляющей гребней на шлемах будут идти еще долго. Однако, не стоит относиться с пренебрежением к тому факту, что это просто красиво. Что в период античности, что в период Средневековья воинская прослойка общества как правило представляла достаточно специфическую группу людей (особенно относительно совершенного человека). Для древнего воина поход на войну является если не единственным смыслом его жизни, то по крайней мере высшим ее проявлением. А потому отправляться к Аиду нужно красиво, особенно, если ты спартанец!
Украшение снаряжения это не просто бравада, но еще и религиозный ритуал. Древний человек по природе своей был вовсе не глупее теперешнего, однако имел религиозно-фаталистическую форму мышления. От сюда и проистекало желание украсить себя перед врагами, товарищами и богами.
Хочется узнать еще больше интересного? Как насчет того, чтобы прочесть про 7 легендарных клинков, которые стали настоящими артефактами спустя несколько столетий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
коринфский, аттический, беотийский шлем
Аттические шлемы — разновидность халкидского шлема, изготовленного ремесленной школой в Аттике.
Наносник небольшой, или обычно отсутствует. Относительно узкие лунообразные нащечники крепились на петлях, воины часто изображались в батальных сценах с откинутыми вверх нащечниками. В то время как халкидский шлем украшали часто султанами и перьями, на аттическом применяют архаичный карийский конный гребень. Роскошный гребень из конских волос услаждал владельца своей пышностью в те времена, когда безликие массовые армии еще не пришли на поле боя. На вазах богиня Афина всегда в шлеме коринфского или аттического типа. Аттические шлемы были мало распространены за пределами Афин, и прославились главным образом трудом афинских мастеров по росписи ваз. Известный современный автор Питер Конноли относит к аттическому типу халкидские шлемы с нащечниками на петлях, но без наносника. Другие авторы вообще не выделяют аттические шлемы в отдельный класс.
Довольно часто аттическими называют все шлемы Древней Греции с характерным конским гребнем и открытым лицом. Конский гребень и плюмаж для украшения шлема ввели в моду карийцы в бытность их проживания на островах возле Крита примерно в середине II тысячелетия до н. э. [1] Никакой функциональной нагрузки гребень не нес, служил для украшения и визуальной идентификации воинов на поле боя. У спартанцев и римских центурионов плюмаж служил знаком воинского звания и подразделения. Литературный источник, «Илиада» Гомера поэтически так описывает конские гребни: [2]
Шлем на могучую голову ярко блестящий надвинул
С гривою конскою; гребень ужасный над ним волновался…
Шлемы древних греков
Типы греческих шлемов:
Греческие шлемы из музея в Олимпии. 7-6 век до н.э.
Предысторические шлемы (Archaic)
В древности греки называли шлемы словом, которое означало шапку из собачьей кожи — κυνέη (дословно «собачья»). У Гомера в «Илиаде» словом κυνέη обозначаются как шапка, так и всякий шлем, кожаный или металлический, но без налобника, плюмажа и нащёчников. Медные шлемы с нащёчниками и плюмажем из конских волос Гомер называет словом κόρυς. По происхождению κόρυς родственно слову κέρας, «рог», и возможно шлемы так называли из-за наличия украшений в виде рогов или плюмажа особой формы.
Геродот, описывая одеяния и вооружения персидской армии, говорит о лисьих шапках (шлемах?) на головах фракийцев. Также он упоминает о кожаных шлемах других племён. Значит, ещё в начале 5-го века до н. э. такие шлемы не были экзотикой. Шапки из войлока, шкур и кожи укрепляли пластинами железа, костями, клыками, деревом или любым другим прочным материалом, не требующим особых ремесленных навыков. Позже стали сгибать по форме головы бронзовые пластины, охватывающие подкладку из того же войлока и кожи. Шлемы героев Троянской войны, созданные не греками, сильно отличались от тех, которые греки рисовали спустя шесть веков на вазах, и состояли из четырёх пластин.
Ввиду примитивной конструкции составной шлем дошел до нашего времени из древности буквально в паре экземпляров. Первые цельнометаллические шлемы появились в Греции в 15 веке до нашей эры. В музее Ираклиона на Крите представлен частично сохранившийся бронзовый шлем с удлинёнными нащёчниками и заострённым кверху кумполом с навершием для крепления плюмажа из конского хвоста.
После Троянской войны (на рубеже 13—12 веков до нашей эры) случилось переселение народов. В Элладе настали «тёмные» века, и племена греков утеряли даже письменность, не говоря о ремесленных навыках. Первые найденные бронзовые шлемы в Элладе 1-го тысячелетия до нашей эры датируются 8 веком до н. э. и воспроизводят формы ассирийских шлемов с прямоугольным вырезом для лица, сформированным широкими треугольными нащёчниками, заострённым кумполом и высоким навершием с украшением в виде бронзовой дуги. Условно такие шлемы называют коническими. После исчезновения навершия и сглаживания кумпола к полусферической форме внешний вид шлема приближается к иллирийскому типу.
Иллирийский тип (Illyrian)
Иллирийские шлемы — первые цельнометаллические шлемы, производившиеся в Древней Греции после «тёмных веков». Листы бронзы выгибали по форме головы, соединяли внахлёст и скрепляли заклёпками в местах соприкосновения, в результате чего на макушке образовывались продольные рёбра жёсткости. Позднее греки научились ковать шлемы из цельной заготовки, традиционно сохраняя продольные рёбра. Шлемы подобного типа в основном обнаружены на территории, которую в античное время занимала Иллирия, что и дало название данному типу.
Характерной особенностью шлема служат отсутствие наносника, продольные рёбра на макушке, крупные треугольные «уши»-нащёчники и прямоугольный вырез для лица. Если добавить массивный наносник, прикрыть шею удлинённой затылочной частью, придать фигурную форму «ушам»-нащёчникам и выгнуть их вокруг лица, то шлем эволюционирует в разряд коринфских.
В 7-ом веке до нашей эры иллирийские шлемы вышли из употребления в Элладе, их вытеснило развитие ремесленного производства коринфских шлемов. Иллирийский тип применялся вплоть до 5-го века до нашей эры в менее технологически развитой на тот момент Македонии. Периодом 725-650 годов до н. э. датируются 30 ранних конических шлемов, столько же иллирийских и 17 коринфских. В более позднее время, в 650-575 годах до нашей эры конические шлемы исчезают, количество иллирийских сокращается до 7, а число коринфских достигает 90.
Коринфский или дорийский тип (Corinthian)
Коринфские шлемы появились в 7-ом веке до нашей эры. Наибольшую популярность получили в 5-ом веке до нашей эры в греко-персидских войнах. К концу пятого века до нашей эры коринфский тип вытесняется более удобными халкидскими шлемами. Коринфский тип представлял собой полностью закрытый шлем, украшенный гребнем из конских волос. Давал полную защиту головы, однако наносник и закрытое лицо ограничивали обзор. Вне боя шлем сдвигался на затылок, открывая лицо. Коринфский шлем является непременным атрибутом гоплита на изображениях древнегреческой керамики 6-го века до нашей эры, даже если воин сражается обнажённым. Появление этого шлема связывают с развитием тактики боя в плотном строю фаланги, где воину не требовался хороший обзор по сторонам.
Обычно шлем разделён в области рта, но в греческих полисах южной Италии (Апулии) находят сплошные шлемы 6—5 века до нашей эры, которые напоминают котелок с отверстиями для глаз и дыхания характерной Т-образной формы, наносник разделяет «T» надвое. Этот тип шлема называется апуло-коринфский.
Халкидский тип (Chalcidian)
Халкидские шлемы появились в 6-ом века до нашей эры и просуществовали три столетия, пока не были вытеснены из массового употребления более простыми пилосами и фракийскими шлемами в 3-ем веке до нашей эры. Наносник у этого шлема символический или вообще отсутствует, за счёт чего увеличивается обзор. В районе ушей, в отличие от коринфского шлема, появляется фигурный вырез. Такой шлем более комфортный, но хуже защищает владельца. Нащёчники достаточно широкие и плоские, прямоугольной или округлой формы, часто фронтальный край нащёчника волнообразный. Нащёчники могут крепиться на петлях. Визуально шлем состоит из двух частей: верхний полусферический купол и нижняя часть, соединяющиеся в районе рельефно выступающего ободка.
Аттический тип (Attic)
Аттические шлемы — вариация халкидского шлема, изготовленная ремесленной школой в Аттике. Известный автор Питер Конноли классифицирует аттический тип как разновидность халкидского, у которого отсутствует наносник. Из других отличий от халкидского можно отметить заострённые лунообразные формы нащёчников, которые обычно крепились на петлях. Халкидский шлем часто украшали плюмажем и перьями, а на аттическом красовался архаичный карийский конный гребень.
Беотийский тип (Boeotian)
Беотийский шлем — кавалерийский шлем открытого типа, прославленный в эпоху Александра Македонского. Появился вероятно в Беотии в 5-ом веке до нашей эры, затем его переняли в Фессалии. По форме напоминает древнегреческую крестьянскую шляпу с широкими полями для защиты от солнца. Древнегреческий автор Ксенофонт рекомендовал такой шлем для всадников наряду с изогнутым мечом типа кописа. Его взяли на вооружение македонские гетайры, и носили правители эллинистических государств Азии в третьем веке до нашей эры. Имеет широкие поля, которые предохраняют от удара мечом сверху и прикрывают шею. Комфортен для длительного ношения в жарком климате, не ограничивает обзора.
Фригийский тип (Phrygian)
Фригийский шлем воспроизводит шапку скифов, фракийцев, других восточных народов. Удлинённая макушка загибается каплей вперёд. В этих шлемах сражались воины македонской фаланги. Позднее на макушке стали загибать металлический гребень, такие шлемы называются фракийскими. В Македонии бронзовые фригийские колпаки ко 2-ому веку до нашей эры трансформировались во фракийские шлемы, с вытянутым вверх кумполом и простым невысоким металлическим гребнем или плюмажем из перьев.
Фракийский тип (Thracian)
Фракийский шлем имеет вытянутый вверх купол. Наносник обычно отсутствует, плоские нащёчники имеют фигурные очертания или отсутствуют. Также для фракийского шлема характерен металлический гребень, наложенный поверх сферы.
Во 2-ом веке до нашей эры, ко времени римского завоевания Древней Греции, фракийский шлем стал самым распространённым в греческих армиях. Гребень становится совсем невысоким, зато появляется козырёк. Преимуществом стало удобство такого шлема, хороший обзор и манёвренность, которые защищали лучше сплошной брони, особенно от тяжёлых мечей и железных пик. Название шлему дал тот факт, что во времена Римской империи в нём сражались гладиаторы из фракийцев, у которых он закрывал ещё и лицо полностью.
Переход на железные доспехи заставил отказаться от универсальных фракийских шлемов.
Пилос (Pilos)
Пилос — шлем для легковооруженной пехоты. Основной шлем спартиатов в классический период, в том числе в период Пелопоннесской войны. Технологичен в производстве. Представляет собой коническую закругленную бронзовую шапку. Первые образцы в конце 2-го тысячелетия до нашей эры собирали из чешуек бронзы. Цельнометаллические пилосы появились к 5-ому веку до нашей эры. В 3 веке до нашей эры пилосы были вытеснены из Эллады аттическими шлемами.
Схожие темы
Литература
— Цыбульский С. Военное дело у древних греков. Ч. I. Вооружение и состав греческого войска. Варшава, 1889.
История боевых шлемов в Западной Европе: от раннего средневековья до раннего Нового времени. Часть I
Шлемы являются одними из самых известных артефактов военного дела. Появившись на заре цивилизации, они практически никогда полностью не выходили из употребления, постоянно совершенствуясь и развиваясь.
Но, пожалуй, наибольшего расцвета шлемы достигли в средние века и в раннее Новое время — их существовали десятки видов. Именно этому интересному историческому периоду посвящена данная статья. Все шлемы, фотографии которых представлены в статье, являются подлинными артефактами своего времени, большинство — музейные экспонаты. Если есть информация о весе, он указан в описании.
Спангенхельм, от нем. Spangenhelm — «заклепочный шлем», был популярным европейским боевым шлемом Раннего Средневековья. Спангенхельм, в отличие от назального, является сегментарным шлемом из металлических полос, которые формируют структуру шлема. Полосы соединяют на заклепках три-шесть стальных или бронзовых пластин. Структура имеет конический дизайн. Спангенхельм мог включать защиту носа (наносник) или полумаску, защищавшую верхнюю часть лица и, очень редко, полнолицевую маску. Более ранние спангенхельмы часто включают откидные створки для защиты щек, сделанные из металла или кожи. Первоначально шлемы типа спангенхельма появились в Средней Азии, точнее в Древней Персии, откуда еще во времена упадка Римской империи по южному пути, вдоль Черного моря, проникли в Европу.
Именно в таких шлемах в Европе в V веке появились воины из кочевых племен степей Евразии, такие как сарматы, которых приняла на службу разваливающаяся Римская империя. К VI веку это был уже наиболее распространенный шлем в Европе, в том числе и у германцев, а также всюду и на Ближнем Востоке.
Шлем оставался в использовании по крайней мере до IX века. Спангенхельм был шлемом с эффективной защитой, который было относительно легко изготовить. Однако слабость конструкции из-за сегментарности в конце концов привела к его вытеснению в IX веке цельнометаллическими назальными шлемами.
Назальный шлем (в русской традиции норманнский шлем), от анг. Nasal Helm — «носовой шлем» или «шлем с наносником», — тип боевого шлема, используемого от Раннего до Высокого Средневековья. Является дальнейшим развитием более раннего спангенхельма. Назальный шлем имеет куполообразную форму или поднятый заостренный центр, с единственной выдающейся металлической пластиной, которая простирается вниз по носу. Пластина обеспечивает дополнительную лицевую защиту.
Назальный шлем появляется всюду по Европе в конце IX века. Он становится преобладающей формой защиты головы, заменяя предыдущие спангенхельмы и шлемы вендельского типа. Он, а точнее одна из самых ранних его версий — васгард, стал самой популярной формой защиты головы в то время. Назальный шлем начал терять популярность в конце XII века, уступая шлемам, которые обеспечивали лучшую лицевую защиту. И хотя назальный шлем окончательно потерял популярность среди более высокого класса рыцарей к середине XIII века, они были все еще широко распространены среди лучников, для которых широкое поле зрения было крайне важно.
Большой шлем (от анг. Great Helm) или топфхелм, от нем. Topfhelm — «горшковый шлем», является самым распространенным западноевропейским рыцарским шлемом Высокого Средневековья. В Испании топфхелмы называли Yelmo de Zaragoza — «Сарагоский шлем», где они впервые появились у рыцарей на Пиренейском полуострове. Возник в конце XII века, в эпоху крестовых походов, и оставался в использовании до XIV века. Они массово использовались рыцарями и исключительно редко тяжелой пехотой приблизительно с 1220 по 1340 гг. В самой простой форме большой шлем представляет собой цилиндр с плоской вершиной, который полностью покрывает голову и имеет только очень узкие прорези для глаз и маленькие отверстия для дыхания. Поздние версии большого шлема получили более искривленную конструкцию к вершине, чтобы лучше отклонять и уменьшать воздействие ударов. Этот более поздний вариант, с более конической вершиной, известен как шлем «сахарная голова» (от анг. Sugarloaf Helm) или кюбельхелм, от нем. Kubelhelm — «ковшовый шлем».
Хотя большой шлем и предложил лучшую защиту, чем предыдущие шлемы, такие как назальный и спангенхельм, он имел большой недостаток: сильно ограниченное поле зрения владельца и очень плохую вентиляцию, которые из-за отсутствия забрала исправить было невозможно. Рыцари носили под большим шлемом войлочный подшлемник, а также могли носить плотно прилегающую стальную шапку (каску), известную как цервельер. К большому шлему мог быть также приделан кольчужный авентайл для защиты шеи, горла и плеч владельца. Постепенно цервельер развился из его ранней формы в самостоятельный шлем — бацинет, и заменил большой шлем на поле боя. Большой шлем постепенно вышел из употребления в течение XIV века, однако и после этого еще долго использовался на турнирах. На турнирах же появилась его новая тяжелая версия штеххелм, от нем. Stechhelm — шлем «жабья голова».
История причесок: ирокез
Содержание статьи
История создания
Вопреки всеобщему мнению о том, что ирокез придумали представители панк культуры Англии, эта прическа появилась еще в древние времена в индейских племенах с одноименным названием ирокез. Сейчас потомки этого племени проживают в Америке на территории штатов Оклахома и Онтарио и ведут обычную мирную жизнь.
А вот их предки в свое время, в частности, индейцы чероки, одни из самых ярких представителей племени, вели военный образ жизни, и ирокез был своего рода символом смелости, агрессии, готовности к борьбе за свои территории и жизни своих семей. Индейцы делали большие яркие ирокезы, разукрашивая их в различные цвета, демонстрируя силу и безжалостность. К слову, поставить ирокез им помогало специальное вещество, похожее по консистенции и вязкости на смолу.
Возрождение ирокеза
70-е годы прошлого столетия ознаменовались появлением различных субкультур как в России, так и за рубежом. Среди них особенно ярко выделялась панк-культура. Так называемые панки пестрили разноцветной одеждой и высокими, выкрашенными во все цвета радуги, ирокезами. Эта прическа стала самым главным и определяющим символом панк-культуры. Примечательно, что средствами для создания ирокеза служили вода с сахаром, мыло, а среди современной российской молодежи ходят слухи, что лучшим средством был обычный борщ.
Среди известных представителей того времени, предпочитающих ирокез классической прическе, можно выделить группу The Exploited, родившуюся в Шотландии. В России одними из главных панков страны была и остается по сей день группа «Пурген», на концертах которой до сих пор можно увидеть ирокезы на головах как самих музыкантов, так и их слушателей.
Ирокез сегодня
Сегодня желающим носить ирокез не приходится использовать такие «смертельные» средства, как смола или борщ, так как прилавки магазинов утопают в различных фиксирующих средствах. Это и лаки, и гели, и муссы для волос. Кроме того, ирокез как символ протеста и борьбы давно потерял свою актуальность.
Сегодня такая прическа выступает всего лишь символом индивидуальности и средством подчеркнуть стиль. Известные зарубежные актеры, представители спорта и шоу-бизнеса время от времени эпатируют публику ирокезами различной длины, высоты и цвета. И воспринимается это лишь как следование моде – никакой агрессии и стремления к анархии.