Как называется главная часть храма
Внутреннее Устройство Православного Храма (Общие Сведения)
Внутреннее устройство православного храма
К сожалению, внутреннее устройство православного храма, в отличие от внешнего, визуально менее знакомо. Особенно это касается невоцерквлённого, светского человека. Поэтому думаю, что будет нелишним в данной публикации привести некоторые сведения на этот счёт. Итак, начнём с самых основ внутреннего устройства упомянутого культового сооружения. Попытаемся ответить на вопрос: «Из чего состоит храм изнутри?»
Устройство православного храма внутри
Оно предполагает его деление на три основные части:
Алтарь
Алтарь – главная часть, святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения. Поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам. Алтарь символизирует Небо, где обитает Бог, а Храм – Землю, на которой живут люди.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного.
В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница с хранящимися в ней облачениями священников и священными сосудами.
Средняя часть
Средняя часть (или собственно храм) – основное место, предназначенное для прихожан, где при церковном богослужении находятся молящиеся. В центре средней части расположен аналой с иконой того или иного праздника. Средняя часть храма символизирует обновленный, безгрешный мир. При этом её нижний уровень означает земную, а верхний — небесную область бытия.
Притвор
Притвор – это преддверие к храму. Иными словами – передняя проходная часть храма. Обычно она примыкает к западной стороне христианского храма. Здесь находятся свечи, можно написать записки о здравии и за упокой. В этой части по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день…
Перед притвором находится паперть — внешняя часть притвора, крыльцо храма.
И ещё несколько понятий из числа минимума, которые обязан знать любой современный просвещённый человек. Все они также касаются внутреннего устройства православного храма.
Иконостас
Алтарь отделяется от основной части храма иконостасом. Иконостас имеет специальный порядок расположения икон, размещённых ярусами. В алтарь обычно ведут три двери (врата). Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы. К примеру, когда священник выносит чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери (северная и южная). Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Солея
Возвышенное место перед иконостасом называется солеей. На ней стоит хор. Посередине его, напротив царских врат находится амвон. На него можно ступать только священнослужителям. С него говорятся проповеди и причащают христиан. С амвона диакон читает ектении и Евангелие. На солее находятся также хоругви.
Главный Алтарь и приделы
Алтарь расположен всегда в восточной части храма, символизируя Христа, Солнце правды. Если в храме не один, а несколько алтарей, то один из них бывает главным. Остальные алтари называются приделами. Они бывают в честь святых или праздника. Ещё слово Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма.
Престол
Главная часть алтаря — Престол. На нём во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения.
Канун и иконы
Также в храме есть канун, где ставят свечи за упокой и кладут принос. Около него служат панихиды и литии. В храме находится множество икон, перед которыми горят лампады.
Столовая
В монастырях в специальных помещениях либо храмах имеются трапезные для приёма пищи монашествующими.
Некоторые архитектурные элементы храма
(Определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, связанных с внутреннем устройством храма)
Фото — Внутреннее устройство православного храма
Начало знакомства с главными храмами Москвы
Начать подготовку к знакомству с главными храмами столицы России Вам поможет публикация Храм Христа Спасителя-Часть-1 (Москва).
Внутреннее устройство православного храма
Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.
Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного
Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части:
– так и православный христианский храм делится на три части:
Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.
В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.
Средняя часть новозаветного храма соответствует святилищу ветхозаветного
Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.
Оглашенные — это люди готовящиеся стать христианами
Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило‑Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.
В храме может быть несколько алтарей
Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).
Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа.
Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда
Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм обычно строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).
Внутри храм разделяется на три части:
Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат: средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.
Иконостас нужен для отделения алтаря от средней части храма
Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением.
Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).
Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог, то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно. Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.
Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор, или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.
Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.
При входе в среднюю часть храма надо трижды перекрестится
Средняя часть храма называется нефом, то есть кораблем, или четвериком. Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной в этой части храма являются солея, а также амвон, клиросы и иконостас. Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом. Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.
Солея — это площадка, возвышение перед иконостасом
Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.
Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря, вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.
В центре иконостаса – Царские врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя,
а налево – икона Божией Матери.
Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами, так как через них чаще всего проходят дьяконы.
Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
В русской традиции приняты высокие иконостасы, часто состоящие из пяти ярусов
В различных храмах число ярусов может разниться.
На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.
Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.
Киот — это особая большая рама для иконы
Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше», то есть ко Христу.
В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».
Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.
Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого‑либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).
Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.
На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.
Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.
Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.
За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.
Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства Причащения.
На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.
С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.
В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан. До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами, по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.
В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название:
Благовест — звон в один колокол.
Трезвон — звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного.
Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Устройство православного храма
Каждый православный обязан посещать по воскресеньям и праздникам храм. Красота которого влечет к себе всех. Однако, об устройстве православного храма знают не многие.
История
Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря . На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.
Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.
Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены . Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.
Из чего состоит храм
Современные храмы строятся обычно в нескольких формах:
Наверху всегда бывает купол – символ Неба. Его венчает крест. В некоторых храмах не один, а несколько куполов:
Над входом обычно стоит колокольня.
Внешнее устройство православного храма:
Храм состоит из трех частей:
Внутреннее устройство православного храма:
В притворе также находится церковная лавка. В ней покупают свечи, подают записки и т.д.
Перед притвором находится паперть. На ней обычно располагаются нищие.
Алтарь расположен всегда на востоке, символизируя Христа, Солнце правды. Если в храме не один, а несколько алтарей, то один из них бывает главным. Остальные алтари называются приделами. Они бывают в честь святых или праздника.
Алтарь – самая главная часть храма. Само слово переводится — «возвышенный жертвенник». В нем находится престол, на котором происходит Таинство Евхаристии. Дотрагиваться до него могут только священнослужители. Место, находящееся позади престола носит название «горнее».
Алтарь отделяется от основной части иконостасом. Он имеет специальный порядок расположения икон. В нем находится три двери: царские врата и две диаконские. Царскими вратами входят только священнослужители. Через диаконские двери совершаются входы на Богослужениях.
Возвышенное место перед иконостасом называется солеей. На ней стоит хор. Посередине его, напротив царских врат находится амвон. На него можно ступать только священнослужителям. С него говорятся проповеди и причащают христиан. С него диакон читает ектении и Евангелие. На солее находятся также хоругви.
Также в храме есть канун, где ставят свечи за упокой и кладут принос. Около него служат панихиды и литии. В храме находится множество икон, перед которыми горят лампады.
Устройство православного храма
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)