Как называется гимнастика в школе
Блог Овчинниковой Татьяны Александровны учителя физической культуры.
«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» Альфред де Мюссе.
Страницы
08 ноября 2020
Гимнастика в школе.
👉 Объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности.
👉 Для того чтобы держать организм в тонусе необходимо выполнять гимнастические упражнения утром и проводить на переменах физкультминутки.
👉 Занятия гимнастикой вырабатывают у человека координацию, выносливость, тренирует силу, равновесие и гибкость, а также развивает навыки для исполнения более сложных упражнений.
Международная федерация гимнастики была образована в 1881 году. Изначально она охватывала только страны Европы, но позже и другие части света присоединились к этому сообществу.
СССР вошел в Федерацию в 1949 году и с этого момента советские спортсмены стали официально принимать участие в мировых чемпионатах.
В 1952 году они впервые выступили на Олимпийских играх. С этого времени советские, а потом и российские гимнасты, прочно утвердились на позициях лидеров. СССР сыграл не последнюю роль в развитии художественной гимнастики. История возникновения этого направления началась в нашей стране, и после Олимпиады в Москве, в 1980 году, для него произошел решающий поворот. Международный олимпийский комитет включил художественную гимнастику в Олимпийские игры.
В настоящее время гимнастика включает в себя основную гимнастику, которой занимаются во всех учебных заведениях и в армии; Спортивные виды гимнастики — это спортивная гимнастика, художественная гимнастика, аэробика, акробатика.
Основная гимнастика — это строевые и общеразвивающие упражнения, упражнения на снарядах, прыжки и акробатические упражнения.
Спортивная гимнастика включает в себя женское многоборье (опорный прыжок, брусья разновысокие, бревно, вольные упражнений) и мужское многоборье (конь с ручками, кольца, перекладина, вольные упражнения, брусья параллельные, опорный прыжок).
Спортивная акробатика включает четыре группы упражнений: акробатические прыжки, парные (мужские и смешанные) и групповые упражнения.
Гимнастика является частью комплексной программы по физическому воспитанию и одной из основных дисциплин учебного плана физической культуры.
Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе и содержит определенные общие задачи, выполнение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач:
Образовательные задачи заключаются:
В обучении детей выполнению гимнастических упражнений, предусмотренных программой;
Получении учащимися знаний о гимнастической терминологии;
Самоконтроле при выполнении общеразвивающих упражнений;
Правилах безопасности, страховки и помощи при выполнении упражнений на гимнастических снарядах.
Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными.
Оздоровительные задачи заключаются в :
Формирование у детей правильной осанки;
Соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма;
Обучение правильному дыханию при их выполнении гимнастических упражнений;
Обучение учащихся методам самоконтроля и оценки состояния здоровья.
Во время занятий гимнастическими упражнениями необходимо соблюдать правила техники безопасности и страховки.
К занятиям допускаются обучающиеся:
– отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
– прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
– имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
– иметь коротко остриженные ногти;
– заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
– бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
– знать и выполнять настоящую инструкцию.
Гимнастические снаряды должны быть надёжно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
– маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
– канат не должен иметь порывов и узлов;
– бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям;
– жерди должны быть сухими и гладкими, без трещин;
– перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
– поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.
Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.
Выполняя упражнения потоком, соблюдайте достаточные интервал и дистанцию.
Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.
Обучающийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой.
За несоблюдение мер безопасности обучающийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.
Необходимо соблюдать правила техники безопасности:
1. Не выполнять самостоятельно сложных упражнений, требующих страховки.
2. При изучении отдельных упражнений соблюдать строгую последовательность, изложенную в учебнике.
3. Нельзя заниматься на снаряде, под которым нет матов.
4. Маты должны лежать плотно друг к другу.
5. Приземляться нужно на середину одного из матов.
6. Нельзя заниматься на неисправных или незакрепленных снарядах.
При несчастных случаях и экстремальных ситуациях
– при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физической культуры;
– с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
– при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
– по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.
По окончании занятий Обучающийся должен:
– под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
– организованно покинуть место проведения занятия;
– переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
– вымыть с мылом руки.
Проверьте полученные знания, пройдя по ссылке ТБ на уроках гимнастики.
Урок гимнастики в школе: его структура, форма и особенности проведения — Виды уроков гимнастики в школе
Одним из важных и приоритетных направлений исследований в области физического воспитания школьников является поиск и обоснование инновационных технологий и методов, построенных на спортивно-ориентированных формах организации физического и спортивного воспитания, расширенное использование нетрадиционных средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития ребенка.
Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, улучшается координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.
Ученики в школе и дома вынуждены длительное время находиться в неподвижном положении, выполняя школьные задания. А между тем доказано, что недостаток движения (мышечное голодание) в сочетании с повышенными длительными умственными нагрузками оказывает неблагоприятное воздействие на нервную систему, сердце, сосуды и другие органы, на обмен веществ.
Поэтому физическая активность так же необходима каждому человеку, независимо от возраста, регулярно занимающемуся напряженным умственным трудом, как воздух и пища.
Мышечная деятельность не только компенсирует дефицит движения и снимает статическое утомление, вызванное длительным пребыванием в одной позе, но и влияет на состояние организма в целом.
В процессе физической нагрузки возникают импульсы (сигналы), которые поступают от мышц, связок и суставов в головной мозг и рефлекторно стимулируют кровообращение и дыхание, обмен веществ.
Одновременно активизируются клетки коры головного мозга, повышая уровень умственной работоспособности.
Именно поэтому физические упражнения вызывают прилив бодрости, приносят ощущение легкости в работе, улучшают восприятие и запоминание учебного материала.
Урок является основной формой организации занятий в системе физического воспитания студентов. Преимущество урочной формы занятий заключается в том, что ведущая роль в проведении уроков принадлежит преподавателю.
Он обеспечивает эффективность учебного процесса за счет плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильного определения целей и задач урока, четверти, полугодия и года, подбора средств для решения поставленных задач, оказания квалифицированной помощи и страховки учащихся, а также решает задачу организации активного овладения специальными двигательными навыками.
Виды уроков гимнастики в школе
Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть:
Структура урока гимнастики
Структура урока гимнастики предполагает три части: подготовительную, основную и заключительную [22].
Урок должен носить оздоровительный, образовательный и воспитательный характер; урок должен быть творческим; поддерживать высокую работоспособность и осуществлять обучение и воспитание на протяжении всего урока с учетом индивидуальных особенностей учащихся; четкое конкретное определение цели и задачи каждого урока; правильный подбор приемов и средств для решения поставленных задач; планировать уроки так, чтобы каждый из них был органическим звеном в общей цепи уроков, тесно связанным по содержанию с предыдущим и последующим уроками.
Подготовительная часть урока
Общая цель подготовительной части урока — подготовить учащихся к решению задач основной части урока.
Задачами подготовительной части урока являются
Средствами подготовительной части урока являются: построения, перестроения; различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, танцевальные движения); упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнастической стенке, скамейках и другие.
Все эти упражнения должны выполняться учащимися в умеренной интенсивности и быть направлены на общую комплексную тренировку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и организма в целом. Интенсивное выполнение упражнений может снизить работоспособность в основной части урока.
Поэтому не рекомендуется в подготовительной части урока развивать такие физические качества, как сила и выносливость. Выполнять упражнения, связанные с большим мышечным напряжением.
Подбор упражнений для этой части урока должен быть направлен на подготовку тех групп мышц, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока.
Общие методические положения подготовительной части урока гимнастики.
Инструктор должен уметь: использовать различные способы информирования учащихся об упражнениях, оказывать помощь, исправлять ошибки, располагать учащихся на площадке.
Существуют следующие способы информирования.
Синхронный — сочетание демонстрации с одновременным рассказом. Он доступен для любой группы студентов и позволяет преподавателю объяснить цель и другие особенности упражнения.
Взрывной — когда преподаватель показывает и рассказывает упражнение, разбивая его на элементарные движения, и предлагает студентам выполнить их одновременно с демонстрацией, что обеспечивает более точное выполнение каждой части и всего упражнения в целом с первой попытки.
Повествовательный, при котором учитель называет или пересказывает упражнение, не показывая его. Такой способ информации активизирует внимание и способствует большей самостоятельности учащихся при выполнении упражнений.
При проведении занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста преподаватель может вести рассказ, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
Демонстрацию, при которой преподаватель показывает упражнение, не называя его ученику. А после показа он может дать все необходимые команды для начала и окончания упражнения и предложить ученикам копировать все его действия, включая паузы между упражнениями.
В последнем случае инструктор не произносит ни одного слова до окончания всего комплекса или его части. Этот метод можно использовать с любым контингентом учащихся, но особенно хорошие результаты он дает при занятиях с детьми. Методика напоминает своеобразную игру, дети охотно принимают ее, проявляя максимум внимания и стремления точно копировать действия преподавателя.
Продолжительность подготовительной части урока может составлять 8-12 минут.
Основная часть урока гимнастики
На каждом уроке гимнастики эти задачи решаются параллельно. Осваивая технику упражнений на гимнастических снарядах или обучаясь какому-либо способу преодоления препятствий, учащиеся одновременно развивают свои физические качества.
Процесс обучения упражнениям на гимнастических снарядах требует значительного времени на операции, не связанные непосредственно с их выполнением (показ, объяснение техники, разбор попыток, постановка задач, а главное — последовательность выполнения упражнений). Моторная плотность этой части урока едва достигает 3-4%. В результате, хотя учащиеся и приобретают умения и навыки в выполнении тех или иных упражнений, они не исчерпывают своих энергетических возможностей. При таком режиме развитие физических качеств происходит медленно и безрезультатно.
Для исправления этой ситуации необходимо в основной части урока отводить определенное время для специальных упражнений, обеспечивающих оптимальный режим развития физических качеств. Достаточно простая форма этих упражнений и возможность использования фронтального метода позволяют проводить их с любой необходимой моторной плотностью.
В основной части урока используются средства:
Выбор упражнений для конкретного урока зависит от конкретных задач основной части, от возможностей учащихся и других условий урока.
Здесь особое значение придается индивидуальным способностям учащихся. Способности, трудолюбие, двигательная база всех учащихся группы не могут быть одинаковыми. Поэтому индивидуализация совершенно необходима при выборе средств повышения физической подготовленности.
Общие требования к основной части урока гимнастики:
Общие методические положения к основной части занятия
Для выполнения вышеперечисленных требований преподаватель должен уметь: использовать все способы информирования студентов об упражнении; оказывать помощь; анализировать.
В зависимости от задач урока, учебного материала, контингента, подготовленности участников, наличия спортивного оборудования и инвентаря используются такие методические приемы, как: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой.
Для урочных форм занятий в целом, как правило, характерно, комплексное использование существующих методов. Продолжительность основной части урока в школе может составлять от 30 до 35 минут.
Заключительная часть урока
Основными задачами заключительной части урока являются:
Средства заключительной части урока
Не следует беспокоиться о возможном учащении пульса и дыхания во время этих упражнений, так как оно будет относительно умеренным и быстро придет в норму. Педагогическое значение этих упражнений трудно переоценить. Они сплачивают коллектив, создают бодрое, веселое настроение, а главное усиливают желание учащихся регулярно посещать занятия гимнастикой.
Продолжительность заключительной части урока — 5-8 минут.
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Всё о гимнастике
Гимнастика – универсальный комплекс упражнений, отличающийся простотой и доступностью. Занятия гимнастикой способствуют здоровому образу жизни. Гимнастика – вид спорта, который улучшает не только физическое здоровье, но и эмоциональное состояние. Разберемся, что такое гимнастика, как она возникла, какова классификация и чем полезна.
История возникновения и развития спортивной гимнастики
Самостоятельные гимнастические элементы возникли задолго до н. э. В древнем Китае большое внимание уделяли развитию равновесия и растяжкам. В Древней Греции гимнастику называли физической культурой. Гомер и Платон, несмотря на то, что были оппонентами в философских вопросах, сходились на мнении, что заниматься гимнастикой полезно и для физического, и для умственного здоровья. У греков разновидностями гимнастики как физической культуры были борьба, атлетика, езда верхом, бег плавание и др.
Гимнастика имеет многовековую историю. Учитывая, что сегодня понятие «здоровый образ жизни» становится все более насущным, а государство разрабатывает множество программ по развитию спорта «для всех», у гимнастики большое будущее и широкие перспективы.
Гимнастика в древности и в средние века
Особенно процветала гимнастика у греков. Для занятий существовали специальные здания – гимназии. Термин «гимнастика» появился в период расцвета эллинской культуры в 8 веке до нашей эры. У римлян такой спорт существовал только для надобностей военной службы. Возникло даже отдельное ремесло атлетов и гладиаторов. Римляне использовали акробатические упражнения, которые в то время достигли высокого технического уровня благодаря странствующим артистам-акробатам, которые были популярны среди народа.
В процессе перехода к новой экономической формации, феодализму, гимнастика была забыта. Изменился идеал человека. Под влиянием теологии во всех учебных заведениях отменили занятия физическими упражнениями, а детские игры, отвлекающие от размышлений, называли источником греха.
В эпоху Ренессанса во всех крупных городах стали создаваться системы физического воспитания. Деятели того времени называли гимнастику отличным средством для укрепления здоровья, духа и гармоничного развития человека. Временем формирования первых элементов гимнастики спортивной в Европе можно считать 16-17 века. Популярны были виды гимнастики: акробатические упражнения, сложные прыжки, лазание по канату и т. п.
Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики
В конце 19 века стали создаваться международные спортивные федерации. Не только гимнастика спортивная была объектом их внимания, но и развитие «спорта для всех». Олимпийские спортивные виды гимнастики включают следующие дисциплины:
К неолимпийским разновидностям спорта относятся:
Многообразие гимнастических упражнений и накопленный опыт их применения для решения различных педагогических задач послужили основой для выделения относительно самостоятельных разновидностей гимнастики:
Сейчас гимнастика трансформируется в новые ее разновидности:
Зарождение новых видов гимнастики связано с синтезированием упражнений. Базируясь на спортивных разновидностях гимнастики, ее новые виды ориентируются не только на спортивные достижения, но и на возможность участия гимнастов в праздниках, фестивалях, показательных выступлениях.
Чем полезна гимнастика
Сегодня нет такого человека, который задавал бы вопрос, для чего нужна гимнастика. Перечислим несколько полезных свойств гимнастики:
Чтобы получить пользу от гимнастики в наиболее полном объеме, нужно заканчивать комплексные занятия расслабляющими и растягивающими мышцы упражнениями. После тренировок необходимо восстанавливать присущие возрасту показатели пульса и непременно заниматься обтиранием или переходить к водным процедурам.
Правила спортивной гимнастики кратко
Среди мужчин и женщин победителя определяют на отдельных снарядах как в командном зачете, так и в абсолютном первенстве. Правила спортивной гимнастики предполагают, что спортсменам предоставляется одна попытка на выполнение одного упражнения, кроме опорного прыжка для женщин.
Каждый из спортсменов сам определяет программу выступления с учетом требований к каждому типу упражнения и его сложности.
Соревнования проводятся на 7 снарядах. В выступлениях могут присутствовать комбинации из кувырков, сальто, шпагата, стойки и тому подобное.
Судьи оценивают не только сложность программы, но и отдельные ее элементы, уверенность и чистоту выполнения. Важно не забывать про артистизм и композицию.
Время выступления ограничено:
Набирающий после оценки судей наибольшее количество очков становится победителем.
Правила судейства в спортивной гимнастике
Судьи разбиты на 2 группы. Двое оценивают сложность элементов гимнастики и композицию, а шесть других – технику выполнения. Оценка производится по 10-бальной системе. Из оценки, выставленной первой группой судей, вычитаются очки:
Правила предполагают снижение оценки за заступ за ковер и несоблюдение лимита.
Общая оценка выставляется группой судей, оценивающих сложность представленной программы. За технику исполнения каждый судья выносит оценку индивидуально. Не учитывается лучшая и худшая, а из оставшихся четырех выводится средний результат.
В командном зачете действует схема «6-5-4». За каждую команду выступает не более 6 спортсменов, на снарядах работают 5 из них. В зачет идут 4 лучших результата.
В командных соревнованиях при розыгрыше индивидуального первенства спортсмену предоставляется 1 попытка для выполнения гимнастического движения на том или ином снаряде.
Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики
Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Соревнования проходят по следующим разновидностям спорта:
Программа соревнований состоит из обязательных и произвольных упражнений.
По характеру соревнования делятся на:
Гимнастикой лучше заниматься с 4-5 лет. Чем раньше начать, тем легче будет осваивать трудные упражнения.
Основная классификация и виды гимнастики
Гимнастика – это в большей степени собирательное понятие. Виды гимнастики в соответствии с основной классификацией: оздоровительная, спортивная, прикладная.
Акробатическая гимнастика
Акробатическая гимнастика – это неолимпийскиая разновидность спорта. Она подразумевает выполнение комплекса упражнений с сохранением равновесия и вращения тела с опорой и без. Основой гимнастических упражнений является мастерское владение телом и хорошее развитие мускулатуры.
Комплекс выполняется под музыку на упругом гимнастическом ковре. Упражнения начинаются со статического положения, продолжаются хореографической композицией и заканчиваются статическим положением.
Упражнения делятся на:
Акробатическая гимнастика включена в семейство разных видов, которые входят в состав Международной федерации гимнастики.
Атлетическая гимнастика
Это система физических упражнений, в том числе со штангой, гантелями, гирями, различными блочными устройствами, направленная на гармоническое развитие мышц. Упражнения для развития мускулатуры были объединены в тренировочные комплексы, воздействующие равномерно и глубоко на все группы мышц.
Атлетическая гимнастика всесторонне развивает человека, способствует достижению успеха в других видах спорта. Этот вид физических упражнений широко популярен среди молодежи. Заниматься могут мужчины и женщины разных возрастов, имеющие любой уровень физической подготовки. Единственное условие – отсутствие заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Гимнастика без снарядов является подготовкой к работе с отягощением.
Общеразвивающая гимнастика
Эта разновидность гимнастики меньше других тренирует выносливость, но способна развивать мышечную силу, укреплять суставы и поддерживать их гибкость. При выполнении упражнений возникает скольжение суставных поверхностей костей относительно друг друга и, как результат, укрепление суставов. Во время движений происходит умеренное раздражение хрящевых слоев, покрывающих сустав, что способствует их утолщению, улучшению питания.
Увеличение хрящевой массы повышает амортизационные свойства хряща и снижает нагрузки на костные суставные поверхности, предотвращает их повреждение и отложение солей.
Разнообразие видов гимнастических упражнений, большой арсенал форм движения позволяет направленно воздействовать на отдельные группы мышц, суставы, дает возможность исправлять дефекты осанки, лечить посттравматические повреждения мышц и суставов. Развивающая гимнастика включает упражнения, которые могут выполняться с использованием палок, обручей, эластичных резиновых жгутов, что усиливает эффект от занятий. Наиболее распространенной формой стала утренняя гимнастика, которая получила краткое и точное название – зарядка.
Оздоровительная
Представляет собой полный комплекс физических упражнений, способствующих улучшению самочувствия. Она включает достаточно легко выполнимые движения. Оздоровительная гимнастика гораздо удобнее и приятнее, чем фитнес. Упражнения оздоровительной гимнастики могут проводиться как кратковременные занятия до 20 минут.
Физкультминутки, производственная гимнастика – виды оздоровительной гимнастики. Методик много, особой популярностью пользуется китайская оздоровительная гимнастика, которая имеет несколько направлений и решает поставленные задачи в зависимости от направления. Оздоровительная гимнастика важна и необходима для организма человека. Занимаясь ей регулярно, человек продлевает молодость, сохраняет здоровье и долголетие.
Аэробика спортивная
Спортивная аэробика – вид спорта, в котором выполняется непрерывный и высоко интенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек, групп).
Такая гимнастика, как аэробика спортивная, – это сложная и эмоциональная разновидность спорта, в которой выполняется под музыку комплекс упражнений с высокой интенсивностью и сложно координированными элементами. Здесь используются элементы из спортивной и художественной гимнастики, акробатики. Большое внимание уделяется хореографии в программах смешанных пар, троек и групп, взаимодействию между партнерами.
Все содержание спортивной аэробики сформировано на основе семи базовых движений оздоровительной аэробики, которые выполняются на фоне прыжков, бега, маршировки в смешанном режиме. Такая система циклических действий, объединенных в композицию, выполняемых в высоком темпе под музыку (2,5 движения в секунду), несет в себе эмоциональный заряд и воспринимается зрительно как виртуозное двигательное действие.
Прикладная гимнастика
Упражнения прикладных видов гимнастики решают специальные задачи, связанные с развитием физических и волевых качеств, необходимых в профессиональных целях, а также лечебных. Профессионально-прикладная гимнастика способствует развитию специальных двигательных навыков, от которых зависит успех профессиональной деятельности. Такая подготовка необходима монтажнику-высотнику.
Военно-прикладная гимнастика способствует формированию умений для овладения военными профессиями. Этот вид применяется в работе с юношами-допризывниками и в системе физических упражнений для слушателей военных учебных заведений. Спортивно-прикладная гимнастика применяется в тренировочном процессе во всех видах спорта.
Как заниматься гимнастикой, зависит от вида спорта, так как в каждом виде есть своя специфика. Например, в систему тренировок прыгуна с шестом включаются упражнения на кольцах, перекладине, канате. В качестве специальных упражнений для боксера применяются прыжки со скакалкой.
Лечебная гимнастика или лечебная физкультура направлена на восстановление здоровья.
Ритмическая гимнастика для похудения
Ритмическая гимнастика – наиболее популярная методика потери веса под энергичную музыку. Гимнастические упражнения для похудения должны подстраиваться под ритм играющей мелодии, что обеспечивает большую интенсивность. Комплекс состоит из нескольких блоков: вступительного, основного и заключительного.
Во вступительной части необходимо сделать разминку. Это может быть бег, ходьба на месте с высоко поднятыми коленями прыжки на обеих ногах и на каждой поочередно. Во время разминки разогреваются основные группы мышц, улучшается приток крови к ним и повышается насыщение кислородом.
Упражнения, основной целью которых является повышение мышечного тонуса, являются профилактикой многих заболеваний, а также отличным способом поддержания своего тела в хорошей физической форме. Упражнения ритмической гимнастики достаточно просты и направлены на проработку всех мышечных групп. Благодаря занятиям, в отличном состоянии поддерживаются не только внешние мышцы, но и внутренняя мускулатура.
Спортивная гимнастика
Эта гимнастика представляет собой многообразную разновидность спорта для юношей и девушек, мужчин и женщин, в которую включается выполнение движений на гимнастических снарядах, вольные упражнения и опорные прыжки. Главная особенность занятий спортивной гимнастикой заключается в большом разнообразии гимнастических движений. Это дает возможность оказывать широкое воздействие как на весь организм, так и на развитие многих частей и органов тела.
Это дисциплинированный спорт, который помогает развивать координацию движений, вырабатывает чувство командной ответственности, формирует силу характера и целеустремленность. Гимнастика спортивная – одна из популярнейших разновидностей спорта во всем мире. Популярность в России объясняется блестящими победами российских гимнастов на различных мировых турнирах.
Художественная гимнастика
Это один из самых зрелищных и изящных видов спорта, смысл которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться с использованием предметов:
Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта. Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью, растяжкой, высоким толчком, стройной фигурой, хорошей координацией движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, их можно добиться в результате регулярных занятий под контролем тренера.
Выступления проходят под музыку. Длительность каждого упражнения 75-90 секунд. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Выступления оцениваются по двадцатибальной системе. Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений с предметом, каскады прыжков, серии различных сложно-координационных связок и поворотов, прыжков, равновесий. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков с предметами. Такая сложность, если упражнение выполнено правильно, получает высокую оценку судей.
Строгие требования предъявляются к костюму гимнастки. Все имеет значение и влияет на окончательную оценку: прическа, макияж, сочетание костюма с предметом.
Общеразвивающая гимнастика
Универсальные гимнастические упражнения характеризуются укрепляющими движениями, которые оказывают комплексное действие на весь организм. Заниматься гимнастикой могут и дети, и пожилые люди, так как она не требует особой физической подготовки. Виды гимнастических упражнений различной сложности могут выполняться как без предметов, так и с применением снарядов.
Комплекс упражнений без предметов
Упражнения без предметов – самый доступный и удобный вариант так как существует свобода действий. Заниматься можно в спортивном зале, на свежем воздухе, в домашней обстановке. В качестве нагрузки выступает собственный вес.
Комплекс упражнений гимнастики без предметов:
При выполнении упражнений не следует сбивать дыхание.
Упражнения с гимнастической палкой
Упражнения с гимнастическим роликом
Для того чтобы накачать мышцы, получить их красивый контур и избавиться от лишнего веса и неэстетичных жировых отложений, можно использовать простейший тренажер – гимнастический ролик. Он представляет собой колесо, надетое на ось рукоятки. Простейшее упражнение для начинающих: встать на колени, взяться за рукоятки, руки прямые. Медленно катить ролик вперед, пока туловище не окажется параллельным полу. Затем сделать движения в обратном порядке. Если человек обладает хорошей спортивной формой, упражнение выполняют из положения лежа, делая упор на носки.
Занятия с гимнастической скамейкой
Упражнения с гимнастической скамейкой позволяют воздействовать на различные группы мышц, улучшают подвижность суставов, гибкость позвоночника. Весомые аргументы в пользу таких упражнений – их доступность, эмоциональность. Их хорошо использовать для занятий в группе. Это не только развивает физически, но и воспитывает чувство коллективизма.
Упражнения для начала
Упражнения гимнастические для тех, кто не имеет физической подготовки. Сначала их стоит делать с опорой (стул, спинка кровати т.д.). Когда мышцы окрепнут, то от опоры можно будет отказаться.
Отжимания от пола тренируют грудную мышцу. Для того чтобы выполнять упражнение правильно, попробуйте отжимания от спинки стула или кровати.
Общеразвивающая гимнастика для детей
Польза спорта очевидна, потому приучать организм к нагрузкам следует с малых лет. Общеразвивающие упражнения начинают проводить с детьми с рождения. Это укрепляет не только мышечный скелет, иммунитет, но и способствует правильному развитию. Делать утреннюю гимнастику приучают детей и в детском саду. Физкультминутки в школе позволяют детям снять напряжение и восстановить концентрацию.
Гимнастика в школе входит в раздел программы по физической культуре. Развиваются пластичность и координация, двигательный аппарат. Гимнастика дает возможность детям быть физически активными, приобрести правильную осанку и развитые мышцы. Систематические занятия сказываются на здоровье всего организма.
4 базовых упражнения для гимнастической силовой подготовки
Гимнастическая силовая тренировка имеет 4 базовых упражнения, которые помогают настроиться на получение долгосрочных результатов. Для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни и имеет однообразный характер физической нагрузки, выполнение движений во время тренировки может оказаться более трудным, чем ожидалось.
Подъем рук и ног лежа на спине
Это базовое упражнение, поэтому оно первое в списке. Техника выполнения:
В случае, если сложно выполнить упражнение, можно начинать с облегченного варианта, в котором от пола отрывают сначала верхнюю часть тела, а потом только нижнюю.
Упражнение дает нагрузку на мышцы задней поверхности ног, улучшая растяжку сгибающих мышц груди и бедер.
Фокусироваться во время выполнения упражнения нужно на работе ягодиц и средней части спины. Не стоит опираться целиком на мышцы нижней части спины при движении.
Подъем на перекладине до подбородка
Ключевой момент упражнения – продолжительность удержания подбородка над перекладиной с согнутыми в локтях руками. Нужно попробовать продержаться 60 секунд. Секрет этого упражнения в том, что тренировка выносливости при невысокой интенсивности работы позволяет развить не только мышечную массу.
Для выполнения упражнения нужно ухватить перекладину обратным хватом и подняться как можно выше, согнув руки в локтях. Ноги нужно держать вместе и следить за тем, чтобы тело не слишком раскачивалось.
Для выполнения упражнения нужно ухватить перекладину обратным хватом.
Растяжка в вертикальном положении со сгибанием и охватом ног руками
Растяжка позволит расслабить бедра и спину, одновременно нагрузив мышцы задней поверхности бедра. Техника выполнения:
Если выполнить упражнение в таком виде сложно, можно попробовать выполнить его сидя в паре с партнером. Нужно сесть, выпрямить спину и вытянуть ноги вперед, выгнув их в коленях. Партнер должен выполнять слабые толчки по спине в центральной части. В соответствии с этим ритмом необходимо выполнять вдохи и выдохи, протягивая руки к ногам и упираясь в пол тыльной стороной коленного сустава.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики
Гимнастика по утрам дает заряд энергии и бодрости. После принятия контрастного душа можно приступать к выполнению простых гимнастических упражнений под музыку.
Для головы
Выполняем следующие гимнастические упражнения:
Все движения совершаются плавно и без рывков.
Для плеч и рук
Встать ровно, выпрямив спину, ноги на ширине плеч и выполнять следующие движения:
Во время выполнения упражнений дышать нужно ровно, не задерживая дыхания.
Для туловища
Встать прямо, ноги на ширине плеч и выполнять следующие упражнения:
Сделать вдох, поднимая руки вверх, и выдох, опустив руки вниз.
Для ног
На этом разминку можно закончить и переходить к гимнастике.
Упражнения для пресса
После выполнения упражнений для пресса отдохните, в течение 3-х минут пробегите по комнате. Сделайте прыжки на правой ноге, на левой, на обеих.
Упражнения на растяжку
Завершать комплекс упражнений утренней гимнастики обязательно нужно упражнениями на растяжку.
Упражнения в комплексе можно менять. Главное – чтобы после их выполнения человек чувствовал бодрость, а не усталость.