Как называется где самолеты садятся

а н г а р

где ночуют самолеты?

• больничная палата для самолета

• гараж для самолетов, вертолетов

• гнездо стальных птиц

• здание для обслуживания и ремонта самолетов

• помещение для стоянки и текущего ремонта самолетов

• сооружение для стоянки и ремонта авиационной техники

• помещение в форме шатра

• помещение для стоянки самолетов

• гараж на аэродроме

• какое помещение можно получить, если у сибирской реки убрать последнюю букву?

• гараж для самолета

• гараж для дирижабля

• ночлежка для самолета

• сооружение для опознанных летающих объектов

• гараж воздушных судов

• помещение для самолетов

• гараж для дирижаблей

• приют для самолетов

• гнездо для железных птиц

• место починки самолетов

• гараж «железных птиц»

• крытая стоянка лайнеров

• гараж небесного тихохода

• санаторий для Тушек и Яков

• гараж для «вертушки»

• «гараж» для ремонта самолета

• дом отдыха для Яков

• гараж для Ту, Анов и Яков

• самолетный «дом отдыха»

• пристанище для самолета

• помещение для стоянки самолета

• помещение для авиеток

• приют для кукурузников

• дом отдыха для Тушек и Яков

• лечебница для самолетов

• «дом отдыха» для самолетов

• строение под склад

• сооружение под склад

• помещение для самолета

• помещение под склад

• «дом отдыха» для Ту, Ан и Як

• складская постройка или гараж самолета

• гараж для Ту, Ан и Як

• Сооружение для стоянки и ремонта авиационной техники

• Специальное строение, помещение для стоянки и текущего ремонта самолётов, вертолётов

Источник

Пляж на Пхукете Где Садятся Самолеты как добраться

Отзыв: Пляж Май Кхао (Таиланд, Пхукет) — Пляж где садятся и взлетают самолеты

Основная, пассивная часть нашего путешествия в этом году была связана с побережьем Као Лака. Активная его фаза начиналась с вылета из аэропорта Пхукета в Сингапур. Рейс утренний, поэтому было решено приехать на Пхукет накануне и переночевать в районе аэропорта.

Возникал вопрос — чем занять вторую половину этого дня после заселения в отель «чтобы не было мучительно больно» за бесцельно проведенный отпускной день.
И тут вспомнилось о последней посадке в аэропорту Пхукета.

Желания искать обходные пути не было, поэтому оплатив в кассу стоимость входного билета через пару минут мы были уже на побережье. Перед нами был пляж Май Кхао.

До участка над которым пролетают самолеты еще минут десять ходу, но уже вдоль берега моря. Песок на пляже несколько крупноватый, желтого цвета. Идти по нему вдоль воды достаточно легко, ноги не тонут.

Если сам пляж был достаточно пустынным, то на участке между морем и ограждением отделяющим зону аэропорта от берега моря людей было достаточно много. Это радовало, значит действительно в этом месте было что то интересное.

Чем больше по размерам и массе лайнер, тем позже он отрывается от земли и медленнее набирает высоту.
Конечно стремительный, надвигающийся на тебя со стороны моря самолет с включенными прожекторами, опущенными закрылками, ревущими турбинами и выпущенными шасси, приближающийся к земле с целью как можно раньше выполнить касание с полосой на порядок интереснее убегающих, но что поделать.
В промежутках между взлетающими самолетами народ купается и загорает. Изюминка пляжа в этом месте — высокая прибойная волна.

При этом кто то всегда на посту. Как только очередной борт начинает выезжать на взлетно-посадочную полосу, что видно очень хорошо,

любители красивых фотографий начинают готовить свои фотоаппараты, а дамы стремятся занять самое удобное место с целью «поймать самолет за хвост».

Порадовали в этот день нас и соотечественники. Кого еще не сможет остановить бездорожье, песок и ямы? Застрявший посередине пляжа джип не вызывал сомнений, кто за рулем.

Несмотря на прокол с графиком полетов время проведенное на пляже доставило большое удовольствие всем. На самолеты насмотрелись, фоток наснимали, в волнах напрыгались, время транзитного дня провели великолепно.

Если кто решит повторить наш вояж, несколько советов.
1. Пляж не имеет инфраструктуры, зонтиков, лежаков. Еду, воду, циновку надо брать с собой.
2. На пляже не запрещено разводить костры и жарить мясо.
3. Солнцезащитный крем, головной убор и очки брать обязательно. Солнце печет безбожно и укрыться от него практически негде.
4. Узнайте полетный график самолетов. Важно приходить когда самолеты заходят на посадку со стороны моря. Обычно это с утра до обеда.

Прошел год. Желание увидеть самолеты совершающие посадку не прошло. Именно поэтому и ради этого в план поездки 2017 года был включен пункт утреннего посещения пляжа. И вот оно то чего так хотелось

Это видео недоступно

Где на Пхукете пляж на который садятся самолеты

На Пхукете находится Международный аэропорт, он расположен на севере острова, буквально в сотне метров от пляжа, о котором Вы спрашиваете. В прошлом году у меня была возможность побывать там. Как фотографу, там есть, что снять!

С завидной периодичностью самолеты самых разных авиалиний взлетают и садятся буквально над верхушками пальм на пляже! Рев моторов очень сильный и отдохнуть на пляже Май Кхао не получится, но как вариант развлечения, очень может быть.

Не самолеты садятся прямо на пляж, а аэропорт расположен очень близко к пляжам, настолько близко, что при посадке создается ощущение, что она произойдет на пляже. Помимо уже озвученного пляжа Май Кхао есть еще Най Янг, он южнее аэропорта. Май Кхао — севернее.

Вообще для постоянного отдыха эти пляжи не годятся, но съездить разок-другой посмотреть самолеты, пофотографировать, конечно же стоит. Выбирайте, какой Вам ближе будет.

Пляж Май Кхао находится неподалеку от пхукетского аэропорта. Если позволяет время, выберетесь туда на один день — сделаете сумасшедшие фото садящихся самолетов! Мы ездили туда с Патогна на мотобайке — довольно далеко, дорога заняла больше часа, но это того стоило.

При желании, там можно разместиться с палаткой. Место очень необычное!

Этот необычный пляж называется Май Кхао (Mai Khao beach) и находится он в 30 минутах езды от курортной зоны (32 — 35 км). У пляжа есть две особенности: он малолюден и можно полюбоваться на взлет и посадку самолетов. Только вот садятся они не на пляж, а на взлетно-посадочные полосы аэропорта, расположенного через забор с пляжем.

Мне больше понравилось зрелище, когда самолет заходил на посадку со стороны моря очень низко над пляжем, сердце ушло в пятки.

Протяженность пляжа 17 км. Пляж на Пхукете Где Садятся Самолеты как добраться, самолет? Он является частью национального парка Сиринат. И еще, увидеть здесь можно большие и маленькие самолеты с периодичностью один в час-полтора.

Этот пляж называется Мао Кай, он находится совсем недалеко от аэропорта, поэтому в воздухе можно часто видеть летящие самолеты. Это явление часто привлекает туристов и они пытаются сфотографировать такие моменты, или просто понаблюдать за пролетающими над головами самолетами. Этот пляж длинной в 17 километров известен также своими красивыми пейзажами, чистейшими берегами, водой и редкими видами животных и земноводных, за которыми очень интересно наблюдать.

Пляжа, где садятся самолете, в Пхукете нет. Это его так рекламируют. Ну как можно на пляж, где отдыхают сотни туристов, посадить самолет? Есть пляж, который находится очень близко к аэропорту, где приземляются и взлетают самолеты. Они невероятно низко пролетают над пляжем, такое ощущение, что до них можно дотянуться рукой.

Разумеется, шум при этом стоит невыносимый. Поэтому на пляж приезжают исключительно за тем, чтобы понаблюдать за самолетами. Особенно зрелище впечатляющее в ранние часы и на закате.

А вот отдыхать на этом пляже невозможно, хотя и пляж благоустроенный, и море чистейшее.

Пляж этот называется Май Као, он уже обрел известность по всему миру. В зависимости от сезона года и направления ветра, самолеты либо взлетают, либо приземляются рядом с пляжем. Но в любом случае, в любое время года можно приехать на пляж и насладиться незабываемым зрелищем.

Впрочем, в перерывах между взлетами или отлетами самолетов (а иногда это и полчаса, и час ожидания), можно успеть покупаться и позагорать. На пляже очень высокие волны, идеальное место для серфинга.

Находится пляж на северо-западе острова Пхукет, недалеко от моста Сарасин, который соединяет остров с материком. Пляж Май Као — самый древний и большой на Пхукете. Пляж ценится тем, что здесь нет никаких надоедливых торговцев и толп народу. Кроме того, неподалеку от пляжа расположился изумительный сосновый лес.

Воздух пахнет невероятно вкусно.

Пляж, где садятся самолеты на Пхукете — как добраться и стоит ли

Споттинг – вот как называется фотографирование приземляющихся самолетов с близкого расстояния. На Пхукете пляж с самолетами – настоящая достопримечательность. Туда приезжают не купаться, а поймать впечатления и сделать необычные кадры.

На карте этот пляж обозначен как Най Янг. Совсем рядом – пляж Май Као. Особых отметок или обозначений, где заканчивается один пляж и начинается другой, я не увидела.

Нужно ехать в сторону аэропорта Пхукета. До самого аэропорта доехать не надо, лучше свернуть по указателям до Национального парка Сиринат и там припарковать машину, а потом прогуляться вдоль моря по теньку до пляжа с самолетами.

Стоимость такси – 1000 бат в одну сторону. На посещение пляжа планируйте несколько часов. Если вы просыпаетесь поздно, так целый световой день уйдет.

Стоит ли пляж с самолетами 2000 бат и целого дня? Это уже вам решать. Мы провели чудесный день, полный впечатлений, нагулялись в парке Сиринат, насмотрелись самолетов, увидели кусочек другого Пхукета. А вот супер-фотографий сделать не удалось. Погода была сумрачная.

Для прогулок хорошо, а вот для фотографий – не очень. Ну и мы не такие профессионалы, чтобы поймать за раз потрясающие кадры.

Мы с Максимом дошли до пляжа пешком вдоль моря со стороны Национального парка Сиринат. Его все ругают обычно, мол ничего там делать. Нам понравилось.

Если есть время и желание взглянуть на немного другой Пхукет, отправляйтесь к пляжу с самолетами пораньше, прямо рано утром. Желающих запечатлеть себя на фоне самолета много. Китайцы, европейцы, русские, семьями, парочками, большими компаниями, с маленькими детьми – каких любителей споттинга тут только нет!

В разгар дня для хорошего кадра нужно будет очень постараться!

Говорят, есть перерывы в расписании самолетов. Можно просидеть в ожидании два часа и не поймать ни одного самолетика. Нам повезло, посадки шли одна за другой.

Взлетно-посадочная полоса находится буквально в нескольких метрах от пляжа. Есть заграждения, но все равно о безопасности лучше позаботиться самому.

Когда самолет взлетает, турбины поднимают волну горячего воздуха. Он буквально сбивает с ног и залепляет глаза и нос, если стоять спиной к морю, лицом к самолету. Лучше в этот момент сесть на землю, а ребенка прикрыть полотенцем.

Шляпки, панамки и кепки улетают только так! Или убирайте их подальше или держите руками.

Источник

Инструкция для тех, кто первый раз в аэропорту

Прежде чем попасть в самолет, вам предстоит пройти через дебри запутанных и страшных лабиринтов местного аэропорта. На самом деле не все так страшно. Страшнее может быть только то, что вы забудете ребенка на земле. Такое бывает.

Первый кордон: досмотр

Телефон уберите в сумку, ноутбук достаньте заранее.

Вопрос: Зачем доставать ноутбук?

Чтобы забрать свои вещи и попасть внутрь аэропорта, Макс направляется к рамке металлоискателя и выкладывает перед ней на стол ключи и телефон. Не забывает про них и забирает свой рюкзак и ноут.

Второй кордон: стойка регистрации

Если не знаете где ваша стойка, попросите помочь сотрудника аэропорта.

Зря конечно он ноут убрал, ну да ладно. Макс лицезреет аэропорт и замечает табло. На табло выведен список со всеми рейсами. Там указана вся нужная информация для пассажиров. В том числе и стойки регистрации. Макс не сразу понял куда идти. Конечно, разве разберешься в этом сложном механизме. Мимо проходящий здоровяк с аббревиатурой ГБР ему точно подскажет куда путь держать. У стойки регистрации оживленная очередь. Простояв 10 минут, пассажир Иванов Максим Иванович с билетом и биркой «ручная кладь» на рюкзаке, направляется на посадку.

Третий кордон: опять досмотр

Предполетный досмотр более тщательный. Здесь не раздевают до трусов, а проходят, не снимая их, в сканер.

На предполетном досмотре требуют снимать верхнюю одежду,обувь с подошвой толще 1 см и высотой каблука более 2.5 см, а также ремни, шарфы, головные уборы и часы.

Снимать все вышеперечисленное не обязательно. Можно пройти в сканер, но только предварительно оставив электронные устройства в сумке или контейнере.

Сдать предметы на платное хранение

Выбрав последний вариант, Макс с угрюмым лицом пошел на посадку.

Четвертый кордон: посадка

Объявляется посадка на рейс… — Иваново, просьба пройти к выходу D 02. Посадка началась и очередная скопившаяся очередь в аэропорту ждала Макса. Очередь прошла, а Макс сидел в ноутбуке и потягивал свежесваренный кофе. Посмотрев на время, он бегом помчался к выходу и на удивление успел. Если бы Максим не приехал заранее в аэропорт, то наверняка бы опоздал на рейс.

Приезжайте в аэропорт за 2-3 часа до вылета

Аэропорт — это огромный механизм состоящий из множества служб. Каждая служба отвечает за вашу безопасность. Помните это, когда будете совершать очередную посадку в другом городе.

Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории

Источник

Встреча с землей: как сажают самолеты

Те, кто живет в районе аэропортов, знают: чаще всего взлетающие лайнеры взмывают вверх по крутой траектории, будто бы стараясь как можно скорее уйти от земли. И действительно – чем ближе земля, тем меньше возможности среагировать на чрезвычайную ситуацию и принять решение. Посадка – другое дело.

Как называется где самолеты садятся. картинка Как называется где самолеты садятся. Как называется где самолеты садятся фото. Как называется где самолеты садятся видео. Как называется где самолеты садятся смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется где самолеты садятся.

Современный реактивный пассажирский лайнер предназначен для полетов на высотах примерно 9−12 тысяч метров. Именно там, в сильно разреженном воздухе, он может двигаться в наиболее экономичном режиме и демонстрировать свои оптимальные скоростные и аэродинамические характеристики. Промежуток от завершения набора высоты до начала снижения называется полетом на крейсерском эшелоне. Первым этапом подготовки к посадке будет снижение с эшелона, или, иными словами, следование по маршруту прибытия. Конечный пункт этого маршрута — так называемая контрольная точка начального этапа захода на посадку. По-английски она называется Initial Approach Fix (IAF).

Как называется где самолеты садятся. картинка Как называется где самолеты садятся. Как называется где самолеты садятся фото. Как называется где самолеты садятся видео. Как называется где самолеты садятся смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется где самолеты садятся.

С точки IAF начинается движение по схеме подхода к аэродрому и захода на посадку, которая разрабатывается отдельно для каждого аэропорта. Заход по схеме предполагает дальнейшее снижение, прохождение траектории, заданной рядом контрольных точек с определенными координатами, часто выполнение разворотов и, наконец, выход на посадочную прямую. В определенной точке посадочной прямой лайнер входит в глиссаду. Глиссада (от фр. glissade — скольжение) представляет собой воображаемую линию, соединяющую точку входа с началом взлетно-посадочной полосы. Проходя по глиссаде, самолет достигает точки MAPt (Missed Approach Point), или точки ухода на второй круг. Эта точка проходится на высоте принятия решений (ВПР), то есть высоте, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг, если до ее достижения командиром воздушного судна (КВС) не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку. До ВПР КВС уже должен оценить положение самолета относительно ВПП и дать команду «Садимся» или «Уходим».

Шасси, закрылки и экономика

21 сентября 2001 года самолет Ил-86, принадлежавший одной из российских авиакомпаний, произвел посадку в аэропорту Дубаи (ОАЭ), не выпустив шасси. Дело закончилось пожаром в двух двигателях и списанием лайнера — к счастью, никто не пострадал. Не было и речи о технической неисправности, просто шасси… забыли выпустить.

Как называется где самолеты садятся. картинка Как называется где самолеты садятся. Как называется где самолеты садятся фото. Как называется где самолеты садятся видео. Как называется где самолеты садятся смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется где самолеты садятся.

1. Закрылки. 2. Интерцепторы (спойлеры). 3. Предкрылки. 4. Элероны. 5. Руль направления. 6. Стабилизаторы. 7. Руль высоты.

К подоплеке этого авиапроисшествия имеет отношение экономика. Подход к аэродрому и заход на посадку связаны с постепенным уменьшением скорости воздушного судна. Поскольку величина подъемной силы крыла находится в прямой зависимости и от скорости, и от площади крыла, для поддержания подъемной силы, достаточной для удержания машины от сваливания в штопор, требуется площадь крыла увеличить. С этой целью используются элементы механизации — закрылки и предкрылки. Закрылки и предкрылки выполняют ту же роль, что и перья, которые веером распускают птицы, перед тем как опуститься на землю. При достижении скорости начала выпуска механизации КВС дает команду на выпуск закрылков и практически одновременно — на увеличение режима работы двигателей для предотвращения критической потери скорости из-за роста лобового сопротивления. Чем на больший угол отклонены закрылки/предкрылки, тем больший режим необходим двигателям. Поэтому чем ближе к полосе происходит окончательный выпуск механизации (закрылки/предкрылки и шасси), тем меньше будет сожжено топлива.
На отечественных воздушных судах старых типов была принята такая последовательность выпуска механизации. Сначала (за 20−25 км до полосы) выпускалось шасси. Затем за 18−20 км — закрылки на 280. И уже на посадочной прямой закрылки выдвигались полностью, в посадочное положение. Однако в наши дни принята иная методика. В целях экономии летчики стремятся пролететь максимальное расстояние «на чистом крыле», а затем, перед глиссадой, погасить скорость промежуточным выпуском закрылков, потом выпустить шасси, довести угол закрылков до посадочного положения и совершить посадку.

Как называется где самолеты садятся. картинка Как называется где самолеты садятся. Как называется где самолеты садятся фото. Как называется где самолеты садятся видео. Как называется где самолеты садятся смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется где самолеты садятся.

Экипаж злополучного Ил-86 тоже воспользовался новой методикой и выпустил закрылки до шасси. Ничего не знавшая о новых веяниях в пилотировании автоматика Ил-86 тут же включила речевую и световую сигнализацию, которая требовала от экипажа выпустить шасси. Чтобы сигнализация не нервировала пилотов, ее просто отключили, как выключают спросонья надоевший будильник. Теперь напомнить экипажу, что шасси все-таки надо выпустить, было некому. Сегодня, правда, уже появились экземпляры самолетов Ту-154 и Ил-86 с доработанной сигнализацией, которые летают по методике захода на посадку с поздним выпуском механизации.

По фактической погоде

В информационных сводках нередко можно услышать подобную фразу: «В связи с ухудшением метеоусловий в районе аэропорта N экипажи принимают решения о взлете и посадке по фактической погоде». Этот распространенный штамп вызывает у отечественных авиаторов одновременно смех и возмущение. Разумеется, никакого произвола в летном деле нет. Когда самолет проходит точку принятия решения, командир воздушного судна (и только он) окончательно объявляет, станет ли экипаж сажать лайнер или посадка будет прервана уходом на второй круг. Даже при наилучших погодных условиях и отсутствии препятствий на полосе КВС имеет право отменить посадку, если он, как гласят Федеральные авиационные правила, «не уверен в благополучном исходе посадки». «Уход на второй круг сегодня не считается просчетом в работе пилота, а наоборот, приветствуется во всех допускающих сомнения ситуациях. Лучше проявить бдительность и даже пожертвовать каким-то количеством сожженного топлива, чем подвергнуть даже малейшему риску жизнь пассажиров и экипажа», — объяснил нам Игорь Бочаров, начальник штаба летной эксплуатации авиакомпании «S7 Airlines».

С другой стороны, в принятии решений КВС жестко ограничен существующим регламентом процедуры посадки, и в пределах этого регламента (кроме экстренных ситуаций вроде пожара на борту) у экипажа нет никакой свободы принятия решений. Существует жесткая классификация типов захода на посадку. Для каждого из них прописаны отдельные параметры, определяющие возможность или невозможность такой посадки в данных условиях.
Например, для аэропорта «Внуково» инструментальный заход на посадку по неточному типу (по приводным радиостанциям) требует прохождения точки принятия решений на высоте 115 м при горизонтальной видимости 1700 м (определяется метеослужбой). Для совершения посадки до ВПР (в данном случае 115 м) должен быть установлен визуальный контакт с ориентирами. Для автоматической посадки по II категории ИКАО эти значения значительно меньше — они составляют 30 м и 350 м. Категория IIIс допускает полностью автоматическую посадку при нулевой горизонтальной и вертикальной видимости — например, в полном тумане.

Любой авиапассажир с опытом полетов отечественными и иностранными авиакомпаниями наверняка успел заметить, что наши пилоты сажают самолеты «мягко», а иностранные — «жестко». Иными словами, во втором случае момент касания полосы ощущается в виде заметного толчка, тогда как в первом — самолет мягко «притирается» к полосе. Различие в стиле посадки объясняется не только традициями летных школ, но и объективными факторами.

Как называется где самолеты садятся. картинка Как называется где самолеты садятся. Как называется где самолеты садятся фото. Как называется где самолеты садятся видео. Как называется где самолеты садятся смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется где самолеты садятся.

Для начала внесем терминологическую ясность. Жесткой посадкой в авиационном обиходе называется посадка с перегрузкой, сильно превышающей нормативную. В результате такой посадки самолет в худшем случае получает повреждение в виде остаточной деформации, а в лучшем — требует специального технического обслуживания, нацеленного на дополнительный контроль состояния самолета. Как объяснил нам ведущий пилот-инструктор департамента летных стандартов авиакомпании «S7 Airlines» Игорь Кулик, сегодня пилот, допустивший настоящую жесткую посадку, отстраняется от полетов и направляется на дополнительную подготовку на тренажерах. Прежде чем снова выйти в рейс, провинившемуся также предстоит зачетно-тренировочный полет с инструктором.
Стиль посадки на современных западных самолетах нельзя называть жестким — речь просто идет о повышенной перегрузке (порядка 1,4−1,5 g) по сравнению с 1,2−1,3 g, характерных для «отечественной» традиции. Если говорить о методике пилотирования, то разница между посадками с относительно меньшей и относительно большей перегрузкой объясняется различием в процедуре выравнивания самолета.

Как называется где самолеты садятся. картинка Как называется где самолеты садятся. Как называется где самолеты садятся фото. Как называется где самолеты садятся видео. Как называется где самолеты садятся смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется где самолеты садятся.

К выравниванию, то есть к подготовке к касанию с землей, пилот приступает сразу после пролета торца полосы. В это время летчик берет штурвал на себя, увеличивая тангаж и переводя воздушное судно в кабрирующее положение. Попросту говоря, самолет «задирает нос», чем достигается увеличение угла атаки, а значит, небольшой рост подъемной силы и падение вертикальной скорости.
Двигатели при этом переводятся в режим «малый газ». Через некоторое время задние стойки шасси касаются полосы. Затем, уменьшая тангаж, пилот опускает на полосу переднюю стойку. В момент касания задействуются интерцепторы (спойлеры, они же воздушные тормоза). Затем, уменьшая тангаж, пилот опускает на полосу переднюю стойку и включает реверсивное устройство, то есть дополнительно тормозит двигателями. Торможение колесами применяется, как правило, во второй половине пробега. Реверс конструктивно представляет из себя щитки, которые ставятся на пути реактивной струи, отклоняя часть газов под углом 45 градусов к курсу движения самолета — почти в обратную сторону. Следует отметить, что на воздушных судах старых отечественных типов использование реверса при пробеге обязательно.
Тишина за бортом
24 августа 2001 года экипаж аэробуса А330, совершавшего рейс из Торонто в Лиссабон, обнаружил утечку топлива в одном из баков. Дело происходило в небе над Атлантикой. Командир корабля Робер Пиш принял решение уйти на запасной аэродром, расположенный на одном из Азорских островов. Однако по пути загорелись и вышли из строя оба двигателя, а до аэродрома оставалось еще около 200 километров. Отвергнув идею посадки на воду, как не дающую практически никаких шансов на спасение, Пиш решил дотянуть до суши в планирующем режиме. И ему это удалось! Посадка получилась жесткой – лопнули почти все пневматики – но катастрофы не произошло. Лишь 11 человек получили небольшие травмы.
Отечественные летчики, особенно эксплуатирующие лайнеры советских типов (Ту-154, Ил-86), часто завершают выравнивание процедурой выдерживания, то есть какое-то время продолжают полет над полосой на высоте около метра, добиваясь мягкого касания. Конечно, посадки с выдерживанием нравятся пассажирам больше, да и многие пилоты, особенно с большим опытом работы в отечественной авиации, считают именно такой стиль признаком высокого мастерства.

Однако сегодняшние мировые тенденции авиаконструирования и пилотирования отдают предпочтение посадке с перегрузкой 1,4−1,5 g. Во-первых, такие посадки безопаснее, так как приземление с выдерживанием содержит в себе угрозу выкатывания за пределы полосы. В этом случае практически неизбежно применение реверса, что создает дополнительный шум и увеличивает расход топлива. Во-вторых, сама конструкция современных пассажирских самолетов предусматривает касание с повышенной перегрузкой, так как от определенного значения физического воздействия на стойки шасси (обжатие) зависит срабатывание автоматики, например задействование спойлеров и колесных тормозов. В воздушных судах старых типов этого не требуется, так как спойлеры включаются там автоматически после включения реверса. А реверс включается экипажем.

Есть еще одна причина различия стиля посадки, скажем, на близких по классу Ту-154 и А 320. Взлетные полосы в СССР зачастую отличались невысокой грузонапряженностью, а потому в советской авиации старались избегать слишком сильного давления на покрытие. На тележках задних стоек Ту-154 по шесть колес — такая конструкция способствовала распределению веса машины на большую площадь при посадке. А вот у А 320 на стойках всего по два колеса, и он изначально рассчитан на посадку с большей перегрузкой на более прочные полосы.

Неприятности у самой земли

И все-таки по-настоящему жесткие посадки, а также прочие неприятности на финальном отрезке полета случаются. Как правило, к авиапроисшествиям приводит не один, а несколько факторов, среди которых и ошибки пилотирования, и отказ техники, и, конечно же, стихия.
Большую опасность представляет так называемый сдвиг ветра, то есть резкое изменение силы ветра с высотой, особенно когда это происходит в пределах 100 м над землей. Предположим, самолет приближается к полосе с приборной скоростью 250 км/ч при нулевом ветре. Но, спустившись чуть ниже, самолет вдруг наталкивается на попутный ветер, имеющий скорость 50 км/ч. Давление набегающего воздуха упадет, и скорость самолета составит 200 км/ч. Подъемная сила также резко снизится, зато вырастет вертикальная скорость. Чтобы компенсировать потерю подъемной силы, экипажу потребуется добавить режим двигателя и увеличить скорость. Однако самолет обладает огромной инертной массой, и мгновенно набрать достаточную скорость он просто не успеет. Если нет запаса по высоте, жесткой посадки избежать не удастся. Если же лайнер натолкнется на резкий порыв встречного ветра, подъемная сила, наоборот, увеличится, и тогда появится опасность позднего приземления и выкатывания за пределы полосы. К выкатываниям также приводит посадка на мокрую и обледеневшую полосу.

Типы захода на посадку делятся на две категории, визуальные и инструментальные.
Условие для визуального захода на посадку, как и при инструментальном заходе, – высота нижней границы облаков и дальность видимости на ВПП. Экипаж следует по схеме захода, ориентируясь по ландшафту и наземным объектам или самостоятельно выбирая траекторию захода в пределах выделенной зоны визуального маневрирования (она задается как половина окружности с центром в торце полосы). Визуальные посадки позволяют сэкономить топливо, выбрав кратчайшую на данный момент траекторию захода.
Вторая категория посадок – инструментальные (Instrumental Landing System, ILS). Они в свою очередь подразделяются на точные и неточные. Точные посадки производятся по курсо-глиссадной, или радиомаячной, системе, с помощью курсовых и глиссадных маяков. Маяки формируют два плоских радиолуча – один горизонтальный, изображающий глиссаду, другой – вертикальный, обозначающий курс на полосу. В зависимости от оборудования самолета курсо-глиссадная система позволяет производить автоматическую посадку (автопилот сам ведет самолет по глиссаде, получая сигнал радиомаяков), директорную посадку (на командном приборе две директорные планки показывают положения глиссады и курса; задача пилота, работая штурвалом, поместить их точно по центру командного прибора) или заход по маякам (перекрещенные стрелки на командном приборе изображают курс и глиссаду, а кружком показано положение самолета относительно требуемого курса; задача – совместить кружок с центром перекрестья). Неточные посадки выполняются при отсутствии курсо-глиссадной системы. Линия приближения к торцу полосы задается радиотехническим средством – например, установленными на определенном удалении от торца дальней и ближней приводными радиостанциями с маркерами (ДПРМ – 4 км, БПРМ – 1 км). Получая сигналы от “приводов”, магнитный компас в кабине пилотов показывает, справа или слева от полосы находится самолет. В аэропортах, оснащенных курсо-глиссадной системой, значительная часть посадок совершается по приборам в автоматическом режиме. Международная организация ИКФО утвердила список из трех категорий автоматической посадки, причем категория III имеет три подкатегории – A, B, C. Для каждого типа и категории посадки существуют два определяющих параметра – расстояние горизонтальной видимости и высота вертикальной видимости, она же высота принятия решений. В общем виде принцип таков: чем больше в посадке участвует автоматика и чем меньше задействован “человеческий фактор”, тем меньше значения этих параметров.
Другой бич авиации — боковой ветер. Когда при подходе к торцу полосы самолет летит с углом сноса, у пилота часто появляется желание «подвернуть» штурвалом, поставить самолет на точный курс. При довороте возникает крен, и самолет подставляет ветру большую площадь. Лайнер сдувает еще дальше в сторону, и в этом случае единственно правильным решением становится уход на второй круг.
При боковом ветре экипаж часто стремится не потерять контроль за направлением, но в итоге теряет контроль за высотой. Это стало одной из причин катастрофы Ту-134 в Самаре 17 марта 2007 года. Сочетание «человеческого фактора» с плохой погодой стоило жизни шести людям.

Иногда к жесткой посадке с катастрофическими последствиями приводит неправильное вертикальное маневрирование на заключительном отрезке полета. Порой самолет не успевает снизиться на требуемую высоту и оказывается выше глиссады. Пилот начинает «отдавать штурвал», пытаясь выйти на траекторию глиссады. При этом резко возрастает вертикальная скорость. Однако при возросшей вертикальной скорости требуется и большая высота, на которой надо начинать выравнивание перед касанием, причем эта зависимость квадратичная. Летчик же приступает к выравниванию на психологически привычной ему высоте. В результате воздушное судно касается земли с огромной перегрузкой и разбивается. Таких случаев история гражданской авиации знает немало.

Авиалайнеры последних поколений можно вполне назвать летающими роботами. Сегодня через 20−30 секунд после взлета экипаж в принципе может включить автопилот и дальше машина все сделает сама. Если не случится чрезвычайных обстоятельств, если в базу данных бортовых компьютеров будет введен точный план полета, включающий траекторию захода на посадку, если аэропорт прибытия обладает соответствующим современным оборудованием, лайнер сможет выполнить полет и совершить посадку без участия человека. К сожалению, в реальности даже самая совершенная техника иногда подводит, в эксплуатации все еще находятся воздушные суда устаревших конструкций, а оборудование российских аэропортов продолжает желать лучшего. Именно поэтому, поднимаясь в небо, а затем спускаясь на землю, мы еще во многом зависим от мастерства тех, кто работает в пилотской кабине.
Благодарим за помощь представителей авиакомпании «S7 Airlines» — пилота-инструктора Ил-86, начальника штаба летной эксплуатации Игоря Бочарова, главного штурмана Вячеслава Феденко, пилота-инструктора директората департамента летных стандартов Игоря Кулика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *