Как называется французский национальный костюм
Традиционный костюм во Франции
Во Франции мы называем традиционным костюмом или региональным костюмом всю одежду, которую носят в различных провинциях или регионах Франции.
Резюме
Общность
По провинции или региону
Эльзас
Эльзасские головные уборы в Страсбургском музее
Женщины и дети в 1915 году
Мужской костюм 1945 г.
* Мужской костюм. Традиционный вариант для Страсбурга, он используется для фольклорных мероприятий и представлений о музыке. Для него характерно обилие золотых пуговиц, от 60 до 70 в зависимости от состояния владельца. широкополая шляпа из черного фетра черные брюки с отделкой 5 золотыми пуговицами с внешней стороны черная куртка с отделкой золотыми пуговицами красный жилет перекрещенная белая рубашка с черной тесьмой на шее
* Женский костюм. Этот намного сложнее, головной убор состоит из черной шапочки и полосы ткани длиной 3,60 метра, которую мы перекрещиваем, чтобы получить узел, он пришивается на шапку. Он образует лоскуты, ниспадающие на затылок. белая блуза в английской вышивке юбка с белым корсетом и пластроном черный вышитый фартук красный платок зеленые трусики и нижняя юбка
Аквитания
В Аквитании головные уборы и костюмы известны, в частности, по старым открыткам, таким как эта элегантная Клиракез, датированная примерно 1900 годом.
Народный костюм Франции
Кельтское племя галлов населяло в древнейшие времена территорию современной Франции, государства в Западной Европе, омываемого водами Атлантики и Средиземного моря. На юго-западе естественной границей Франции и Испании являются горные хребты Пиренеев, а на юго-востоке высятся снежные Альпы.
Свое нынешнее название Франция получила от германского племени франков, которое проживало на её территории в V в. История прекрасной Франции была богата событиями: правление Карла Великого, средневековые Крестовые походы, Столетняя война XIV—XV вв., царствование Короля-Солнце Людовика XIV, Французская революция конца XVIII в., завоевания Наполеона. Еще со времен пышного бургундского двора XV в. Франция диктовала Европе и миру моду на одежду, ее столица — Париж по праву считается столицей моды.
Основное население современной Франции — французы. На северо-западе, на полуострове Бретань, живут потомки древних кельтов — бретонцы. Их земли были удалены от главных торговых путей, и изолированность от других областей страны стала причиной ярко выраженной индивидуальности бретонцев: они бережно сохранили свой родной бретонский язык и народные костюмы. Жители северо-восточных департаментов (областей) Эльзаса и Лотарингии, граничащих с Германией, говорят на диалектах немецкого языка. Французские Пиренеи (Лабур, Суль и Нижнюю Наварру) населяют баски; границу с Фландрией (областью Бельгии) — фламандцы, а на острове Корсика живут корсиканцы.
Женский костюм
Юбки и фартуки. На северо-западе Франции, в департаменте Нормандия, корсаж и недлинная юбка француженок могли быть однотонными либо контрастных цветов: черный корсаж (или лиф платья) носили с полосатой юбкой, а узорчатый — с однотонной. Дополняли костюм шелковые фартуки, часто тоже полосатые. Полоски были очень распространенным узором французских юбок и фартуков. При этом цветовые гаммы костюмов француженок любой области отличались мягкими, неяркими сочетаниями.
На полуострове Бретань, в местечке Ламбель, любили пестрые красные юбки, их подбирали с боков, открывая вторую юбку. А в округе Финистер черные юбки носили с широкими и длинными фартуками из белой парчи или полосатого сатина. Для праздников, связанных с морем (эта тема была очень популярна в прибрежной Бретани), женщины вышивали свои фартуки золотыми кораблями, якорями, волнами и т. п. Для Бретани были характерны и фартуки с нагрудниками.
Жительницы центральной области Овернь тоже любили демонстрировать нижние светло-полосатые юбки, подкалывая верхние (в Нижней Оверни) — черные или полосатые — с двух сторон. Верхняя юбка, которую часто пришивали к корсажу, преобразовывалась таким образом в платье. В бургундском городе Макон, в самом центре Франции, костюмы с очень длинными юбками дополняли фартуками из черного кружева. На востоке Франции, в Эльзасе и Лотарингии, граничащих с Германией, красные, синие и зеленые юбки до щиколоток, украшенные по низу полосой черного бархата, носили с пестрыми длинными фартуками. Их завязывали спереди бантом, длинные концы которого спускались почти до земли. Жительницы жаркой юго-восточной области Нижний Прованс шили свои юбки из шелка и парчи ярких и светлых оттенков (иногда белого цвета), а в Верхнем Провансе — из пестрого хлопка.
Корсажи. В будни француженки носили юбку и рубаху-блузу, подпоясанную фартуком. Неотъемлемой же частью праздничного костюма был корсаж. В Нормандии пестрые корсажи часто шили с рукавами длиной в три четверти. В конце XIX в. нормандки дополняли нарядный костюм кружевными длинными перчатками без пальцев. Такие же любили носить по праздникам и женщины Макона, в Бургундии.
В Оверни, Бургундии, а особенно в Бретани отвороты на рукавах корсажей и лифов платьев украшали отделкой в виде широкой каймы либо шили их целиком из ткани другого цвета. В бретонском Финистере широкие обшлаги рукавов черного бархатного корсажа густо покрывала красно-золотая вышивка. Этот корсаж не зашнуровывали сверху, чтобы из-под него была видна такая же нарядная вышивка нагрудной вставки. В городке Морбиан акцент костюма приходился не на вышивку, а на квадратный накрахмаленный белоснежный воротник, располагающийся параллельно линии плеч; в Понт-Авене его шили из муслина, гофрировали и обшивали кружевом.
В Провансе, в городе Ницца, носили старинные красные корсажи на шнуровке с длинными рукавами, которые имели разрезы от плеча до локтя, скрепленные черными лентами. В Эльзасе синий или красный корсаж из бархата украшали треугольной вставкой, покрытой красивой вышивкой цветными шерстяными и золотыми нитями, блестками, бисером, кружевами и оборками.
Шаль, или фишу («платок», «косынка»), — очень популярная деталь французского костюма еще с XVIII в., она прикрывала глубокий вырез корсажа. Иногда роль шали выполняла и скромная вставка из тонкого льна либо муслина. Шали могли быть белыми, узорчатыми, клетчатыми. Их украшали отделочной каймой, кружевом, бахромой или вышивкой из шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых нитей.
Головные уборы. Самой привлекательной и изящной частью народного костюма француженок были всевозможные куафы (т. е. чепцы), формы и размеры которых имели свои неповторимые особенности в каждой области, в городе и даже деревне. Старинный нормандский головной убор — буржуа состоял из высокой остроконечной шапочки и плиссированных кружев. Он был одним из многочисленных вариаций чепцов, сшитых из тончайшего льна, прозрачного муслина и кружев. В Онфлере и Алансоне конусообразный чепец покрывал голову двумя ярусами тонкого плиссе и, перехваченный лентой, образовывал в верхней части буф. Схожий с ним чепец нормандок из Полле имел спереди широкий отворот, напоминающий готические «французские накидки». В области Ко в старые времена носили сложный головной убор кошуаз.
Экстравагантные цилиндрические кружевные наколки бретонок Финистера для выходов в церковь достигали в высоту полуметра. Их удерживали на голове кружевными лентами, завязанными под подбородком. Чепцы с отворотами наподобие крылышек носили в Каре, а маленькие чепцы в виде треугольных колпачков шили в Шатобриане. В Бретани, а также Руссильоне (на юге Франции) и в Альпах еще в середине XX в. традиционные головные уборы надевали на праздники или воскресные выходы в церковь вместе с современной одеждой.
Удивительной формы сложный «двухэтажный» головной убор из черно-белых кружев красиво обрамлял плоеной оборкой лица женщин Макона, в Бургундии. Гигантский черный шелковый бант эльзасских женщин был традиционен и для соседних германских областей. А изящный провансальский чепец крават (т. е. галстук) крепили бантом на замысловатую прическу с гребнем.
Мужской костюм
К национальным видам одежды относилась блуза бургундер голубого, белого цветов или (реже) в клетку, собранная в сборку по вырезу горловины или на кокетке. Появившись в XVIII в. как праздничная крестьянская одежда, к середине XIX в. бургундер уже стал основной одеждой ремесленников и рабочих. До XX в. эта одежда дожила в виде рабочей одежды французских художников. Кроме корсиканцев, которые заправляли бургундер в брюки, все остальные французы носили его навыпуск. Верхнюю одежду с полами типа фрака носили в Бургундии (в Савойе, на границе со Швейцарией, подобная одежда была белого цвета).
В некоторых областях носили короткие штаны бриджи темных цветов. К ним пристегивали кожаные черные или коричневые гетры, застегнутые на множество мелких пуговиц. Но чаще французы носили длинные брюки темных оттенков, в клетку или полоску. В Провансе они были белого или другого светлого цвета. В эльзасском Страсбурге, как и в Германии, мужчины носили длинные кители и меховые шапки. Жилеты в Эльзасе шили из красной парчи, в Нормандии — из золотистой, в Провансе — из узорчатой парчи или бархата. Особой живописностью отличались костюмы бретонцев, любящих носить одновременно не менее двух (а иногда даже до четырех) нарядно вышитых жилетов. К ним надевали экстравагантные широкие, в сборку или плиссированные штаны брагу—бра длиной до колен, белого, серого или темного цветов. В Кемпере штаны собирали в сборки пышными буфами в верхней части ноги. Костюм бретонца дополняли черные гетры, обшитые золотой каймой и кистями, а также широкий кожаный пояс.
Головными уборами французов были широкополые шляпы, кепки с козырьком, береты (особенно у жителей Пиренеев), а также летние соломенные шляпы.
Обувь
Помимо кожаных туфель самой распространенной обувью французов, особенно в центральных и северных областях, издавна были деревянные башмаки сабо. На юге, в Пиренеях, популярностью пользовались испанские парусиновые эспадрильи.
Французский национальный костюм: его развитие и становление
Франция – страна моды, изысканности и непревзойденного женского шарма. На протяжении многих лет она диктовала свои условия в области одежды, обуви и аксессуаров. Однако многие люди не знают, что собой представляет французский национальный костюм.
Формирование традиционной одежды французов происходило на протяжении длительного времени. И это не помешало нарядам оставаться уникальными и своеобразными. В зависимости от особенностей жизненного уклада и региона страны предметы гардероба несколько отличаются друг от друга.
Особенности нарядов в средневековой Франции
К отличительным чертам национального костюма французов можно отнести строгую цветовую палитру. Даже такая «модная» страна как Франция, национальная одежда в которой отличается рациональным подходом, в прошлом испытывала трудности с окрашиванием тканей — некоторые оттенки стоили довольно дорого. Это можно заметить в конструкциях моделей или крое, в выборе материалов, которые изготавливались сначала в домашних условиях, а затем, после революции, на фабриках.
Цвета и оттенки
Для мужских и женских народных костюмов повсеместно применяли ткани одинаковых цветов и оттенков. Основными были белый, серый и коричневый, которые различались по тональной насыщенности. В женских нарядах допускалось присутствие более ярких тонов. Иногда, чаще всего по праздникам, девушки надевали голубые или красные юбки, реже – черные, а также синие или желтые фартуки. Корсажи могли быть бордовыми, коричневыми, с рисунком, в тонкую полоску или фиолетовыми.
Ткани и крой
Повседневную крестьянскую одежду французы шили из грубых домотканых холстов, а более качественные и тонкие ткани оставляли для праздничных нарядов — различных рубах, широких юбок и белья. Для изготовления верхней одежды выбирали более теплые и плотные материалы. В ходу было сукно с добавленными в его полотно холщовыми или хлопчатобумажными нитями. Когда ткани стали вырабатываться на предприятиях, в народных костюмах появились отдельные элементы из шелка.
Разновидности французской одежды
Одежда средневековой Франции не была полностью однотипной. Модели женских рубах отличались от мужских или детских. Различные элементы вещей и их крой создавали для каждой местности непередаваемый колорит, благодаря которому можно проследить историческое развитие национальных костюмов.
Женский костюм
Основу французского женского наряда составляли следующие элементы, которые были характерны для многих регионов страны:
Для костюма необходим был корсаж, а также чепец, который женщины носили дома, а для выхода на улицу поверх надевали шляпу или платок.
Мужской костюм
В XIX веке французские крестьяне традиционно носили следующую одежду:
Шляпа-треуголка долгое время была любимым головным убором крестьян, и лишь в XIX веке появились круглые модели с широкими полями: летние — из соломы, зимние — из фетра. Рубаха долгое время оставалась для жителей сельской местности праздничной одеждой, в которой они принимали участие в массовых гуляниях или праздниках. Но к началу XX века, преимущественно у горожан, ее стали считать рабочей.
Детский костюм
Наряды для детей шились и кроились примерно таким же образом, как и для взрослых, отличались они лишь меньшими размерами. Юбки для девочек были более короткими, для мальчиков были обязательными укороченные штаны. Детские головные уборы подобны взрослым.
Элементы одежды французов
Во французском костюме много элементов, которые были очень яркими и оригинальными. Их сочетание позволяло создать эффектный, довольно колоритный образ. Деревянную обувь, сабо, носили все: дети, старики и взрослые. Бюстгальтер, без которого сейчас уже трудно представить современную женщину, был изобретен во Франции. Такой элемент, как пуговицы, ранее служил «определителем» общественного положения человека. Если их много — значит статус высокий. Франциск I, французский король, имел костюм, на котором было пришито 14 000 дорогих пуговиц.
Элементы женского костюма
Так как женщины во все времена любили украшать себя, они придумали манготы — разновидность нарукавников, сшитых из кружев. Платья невест белого цвета, символизирующие невинность и чистоту, также впервые появились во Франции. Парики – еще один важный элемент, без которого не будет полного представления о средневековой Франции. Их носили не только женщины, но и мужчины. Их пудрили, в них прятали небольшие флакончики с водой, в которых помещали красивые живые цветы.
Элементы мужского костюма
Шейный платок часто мастерски завязывали таким образом, что он выглядел по-особенному эффектно. Иногда это был просто узел, чаще — бант. Для жилетов выбирали самые дорогие, качественные ткани — бархат или шелк. Со второй половины XVII века начали носить ренграв — мужские штаны, напоминающие юбку, брасьер — небольшую куртку с рукавами до локтя. Немного позже появились штаны о-де-шосс различных моделей, заканчивающихся сразу под коленом. Самые необычные из них — шарообразные. Головной убор Франции того времени — колпаки-барретины красного или фиолетового цвета.
Элементы детского костюма
Одежда для детей не имела каких-то особенностей. Она была точной копией моделей для взрослых. Разве что ткани выбирали для них более мягкие. Рубашки украшали кружевными жабо и манжетами. Использовали заколки из различных металлов с камнями.
Аксессуары и обувь в средние века
Французские крестьяне очень долго носили деревянные башмаки и лишь постепенно обувь стали шить из кожи. Со временем появились различные украшения — красивые заколки, кружева на рубашках. Для женской одежды характерными стали более облегающие силуэты. Модными стали ажурные нарукавники – важный аксессуар, служивший украшением однотонных нарядов.
Национальный костюм некоторых провинций Франции
Мужчины некоторых областей, расположенных у моря, носили высокие шапки-колпаки, сделанные из шерсти.
Их украшали свисающим на шнурке помпоном. В Эльзасе и Лотарингии женщинам к белой рубашке полагалось надевать черные корсаж и юбку. На шляпах водружали большой бант из ткани подороже. Модницы Бретани первыми стали украшать свои костюмы кружевами.
Во Фландрии отличительной деталью костюма была большая шаль с клетчатым рисунком. Очень популярными долго оставались чепцы, на которых прикрепляли разноцветные ленты и живые или искусственные цветы. Гасконские женщины, кроме обычной одежды, наряжались в черные куртки, украшенные шитьем, на шнуровке, а в волосах закрепляли ленты.
Мужчины ходили в облегающих штанах длиной до колена, в кожаных башмаках и чулках. У курток были довольно широкие пояса.
Костюм времен барокко
Стиль барокко и последовавший за ним рококо всегда отличались от других изысканностью форм и многочисленными украшениями. Вот и в истории костюма он выделяется на фоне других нарядов. Даже мужская одежда дворян, сшитая в этом стиле, стала сложной и невероятно красивой. Костюмы XVII века буквально фонтанировали каскадами всевозможных рюш, лент и оборок. Поэтому этот период времени получил название галантной эпохи (от фрац. galant — бант).
Лучшим металлом для украшений в это время считалось золото. Распространилась вышивка на одежде золотыми нитями. По приказу «Короля-солнца», Людовика XIV, был построен Версаль в стиле барокко, его загородная резиденция. Сам король и его двор, почти постоянно находившиеся в нем, вскоре стали законодателями европейской моды.
В это время мужчины носили тонкие кружевные сорочки, а сверху на них надевали короткие жилеты и жюстокоры, относившиеся ранее к разряду военной одежды. В них было очень удобно скакать верхом, так как силуэт расширялся книзу, а по бокам были разрезы. Манжеты, расшитые кружевами, эффектно выглядывали из его рукавов. Мода, пришедшая из Франции, мгновенно охватила весь цивилизованный мир. Мужчины многих стран стали носить узкие штаны, как у дворян Франции, до колен — кюлоты с белыми чулками из шелка и кожаными туфлями с обязательным бантом.
Национальный костюм Франции в XXI веке
Многие жители современной Франции пытаются сохранить традиции и уклад жизни людей, характерные для прошедших столетий. Они воссоздают исторические события, демонстрируя отдельные сцены, организуют праздники и конкурсы народных французских костюмов. Их участники, чаще всего актеры или патриотически настроенные граждане, пытающиеся сохранить память о своих предках, надевают костюмы, отличающиеся более качественной отделкой. Обычно это красивая вышивка. Нетривиально для нашего времени выглядят оригинальные головные уборы, корсажи с яркими украшениями и другие новые детали. Виды тканей и их цвета соответствуют нашим дням. Современный национальный костюм Франции на фото полностью подтверждает веяния настоящего времени.
Отличительные особенности французского стиля
И даже спустя много лет французские женщины избегают носить яркую одежду. Они, как повелось, предпочитают нейтральную, спокойную цветовую гамму. В их гардеробе приоритет отдан черным, белым, коричневым и синим вещам. Такой выбор необходим для создания элегантного вида, придания образу изысканности и утонченности. Такие вещи очень легко сочетаются, в них можно чувствовать себя расслабленно и спокойно. Несмотря на то, что предметы гардероба выглядят достаточно свободными, они вовсе не подчеркивают неряшливость, а лишь намекают на свойственную истинным парижанкам легкую небрежность.
Современные модели и детали костюмов
Излюбленной одеждой современных француженок являются различные платья и юбки. Среди них — платья-футляры и многослойные модели. Практически все носят их одной длины, немного выше или ниже колена. Встретить француженок в радикальных макси или мини можно очень редко. Такая одежда не доставит неудобств, даже в ветреную погоду девушки будут выглядеть достойно.
Силуэт не обязательно должен быть приталенным, подойдет и свободная форма. Но в таком случае вместе с платьем часто носят пояс. Слишком откровенный вырез горловины не подходит. В моде воротнички, самый простой, отложной, с округлыми краями, наиболее популярен. Крохотные сумки носят с собой редко, предпочтение отдают средним размерам. Длинные юбки обычно узкие, с разрезом.
Брюки, которые выбирают француженки, всегда очень простые, без ярких заклепок и наклеек. Чаще всего они прямые или немного расклешенные. В Париже носят удобную обувь на невысоком каблуке или вовсе без него, балетки, босоножки, туфли с закругленным носком. Высокая платформа почти всегда игнорируется.
Советы, данные модельером
Французский стиль в одежде создать нетрудно. Стоит лишь правильно подобрать универсальные вещи, позволяющие комфортно чувствовать себя в любой ситуации, даже в непредвиденной. Не стоит забывать о таких важных элементах гардероба: берет, солнцезащитные очки и легкий длинный шарф.
Самое главное – нужно проникнуться духом свободного подхода к выбору нужных вещей. Опираться только на свои чувства, позволяющие сориентироваться во всех старых и новых модных направлениях. Позволить себе покупать лишь то, что не только подчеркнет независимость суждений, но и создаст немного консервативный, но очень гламурный образ настоящей парижанки — немного ветреный, отчасти легкомысленный, но очень практичный и сдержанный.
Французский национальный костюм прошлых веков отличается особой пышностью, уникальностью, романтичностью и красочностью. Он носит в себе традиции страны, которые формировались на протяжении долгих лет.