Как называется фигура на носу корабля
Как появились носовые скульптуры на кораблях, и для чего они были предназначены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Хороша была галера: румпель был у нас резной,
И серебряным тритоном нос украшен был стальной.
Кандалы нам терли ноги, воздух мы хватали ртом,
Полным ходом шла галера. Шли акулы за бортом.
(Редьярд Киплинг, перевод Е. Дунаевской)
Вначале эти фигуры в виде мифических животных размещали на носу судна, на специальном выступе.
Зачастую их устанавливали с целью устрашения врагов, особенно это касалось викингов. На высоких носах своих драккаров они размещали еще и высоко поднятые головы драконов. И когда эти головы выплывали из тумана в сопровождении ревущих боевых рогов, на европейских жителей это производило весьма устрашающее впечатление.
Примитивные суденышки часто оказывались бессильными перед морской стихией, и для успешного плавания капитаны старались установить на кораблях фигуры богов – укротителей морской стихии, надеясь таким образом получить от них защиту и покровительство для своей команды.
Но, как оказалось, эти тяжелые статуи на носу корабля, наоборот, делали его менее устойчивым на волнах, поэтому для них нашли другое, более подходящее место – под бушпритом, именно там мы и привыкли их видеть.
К середине 16 века скульптуры становятся уже весьма совершенными в художественном плане, резчики по дереву, умело используя структуру дерева, научились искусно передавать контуры тел этих фигур. Все эти носовые фигуры устремлены вперед, будто помогая судну идти быстрее.
И вскоре уже на всех крупных парусных судах под бушпритом красовались великолепные скульптуры.
Носовые фигуры корабля: морские символы
Носовые фигуры корабля: морские символы
Гальюнная фигура — носовое украшение на парусном судне. Фигура устанавливалась на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях. Тщательно продуманные резные декоративные работы из дерева, известные как носовые фигуры, были весьма популярны с шестнадцатого по девятнадцатый век.
Вверху: резное украшение «Кати Сарк», 1896 год, фото Алексея Сулоева
Носовая фигура этого судна была первоначально датирована периодом викингов, но в настоящее время ее происхождение определяют периодом с 350 по 650 год, когда германские племена распространялись по Европе после распада Западной Римской империи (левая фотография внизу).
Несколько столетий спустя суда викингов часто демонстрировали устрашающие головы драконов во время своих набегов, приблизительно между 800 и 1000 годами нашей эры (средняя и правая фотография сверху).
Голландские носовые украшения: слева и посередине – линейный корабль 1787 года «Саелэнд». Справа: корабль 1811 года «Финикс»
Тем не менее, общая практика использования носовых украшений достигла рассвета в 1500-ых годах, с развитием галеонов, которые могли пересекать океан. Как и вывески для трактиров, которые использовались для рекламы во времена, когда большинство людей не умели читать, носовые фигуры часто служили для обозначения имени судна для наименее грамотных слоев общества. Они также использовались для демонстрации богатства и социального положения владельца судна, а на военных кораблях олицетворяли могущество и силу страны.
Голландские и российские носовые украшения 1739-1741-ых годов:
Носовые фигуры также служили своего рода приносящим удачу талисманом для команды корабля. В Германии, Бельгии и Голландии считалось, что носовые украшения заключали в себе духа по имени Кабоутермананкес. Этот дух защищал судно и команду от жестоких штормов, предательских ветров, неотмеченных на карте скал, немочей и болезней и, в конечном счете, в случае если судно тонуло, этот дух проводил души моряков в загробную жизнь. Если бы моряки потеряли свои жизни в море без такой защиты, считалось, что их души обречены скитаться по морю вечно.
Носовые фигуры, почти полностью исчезнув к 1800-ым годам, вновь приобрели популярность после наполеоновских войн. Но они были меньшего размера в сравнении с полноразмерными фигурами, популярными в предыдущих столетиях.
Вот носовая фигура флагмана адмирала Нельсона «Виктория» начала девятнадцатого века (слева).
Британский фрегат с поразительным украшением «Единорог» был спущен на воду в 1824 году (на фото вверху справа).
Слева: принц Генри Мореплаватель украшает нос «Сагреша Второго» Португалия, 1937 год.
Справа: носовое украшение фигура монаха с «Америго-Веспуччи», 1931 год.
Клиперы, которые плавали под парусами по торговым маршрутам всего земного шара в середине девятнадцатого века обычно имели полноразмерные носовые фигуры, но их делали не столь сложными в исполнении. До того как отправиться на реставрацию, чайный клипер «Кати Сарк» в Лондонском Гринвиче хранил огромное количество носовых фигур:
У первых пароходов иногда были носовые фигуры, но носовые украшения в большинстве своем вымерли с упадком парусного судостроения.
Корабль королевского флота Великобритании «Родни», спущенный на воду в 1884 году, был последним британским линкором украшенным носовой фигурой, хотя некоторые суда меньших размеров продолжали украшаться ими до первого десятилетия двадцатого века. Украшение носа британского корабля «Воин» той же эпохи (фото слева):
Германский океанский лайнер «Император» спущенный на воду в 1912 году использовал большого бронзового орла в качестве носовой фигуры (фото вверху справа). Он придавал дополнительные футы длины кораблю и обеспечил возможность признать «Император» самым длинным судном того времени, победив британский корабль «Олимпик», того же типа что и «Титаник».
Носовые украшения обычно изображали людей, но здесь есть лев (внизу слева)… И даже король морей Нептун собственной персоной (фото посередине), чье лицо кажется полностью идентичным носовому украшению «Аякса», построенным в 1809 году и участвовавшим во многих боях во время длительного конфликта с Наполеоном (внизу справа).
И раз уж разговор зашел об Азии, вот примеры носовых фигур из Таиланда. Они украшают баркас королевской семьи. Первая датируется серединой шестнадцатого столетия.
Сегодня образцы продуманно украшенных носовых фигур, найденные в музеях и коллекциях, остаются не более чем захватывающим напоминанием об ушедших эпохах.
Носовые фигуры старинных кораблей
Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен.
В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.
Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов.
Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.
Сейчас ее называют «галеонной фигурой» по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют «гальюнной» фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.
История
Древняя Греция
Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике.
Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи. Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.
Викинги
Уходя в море, моряки всегда совершали жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения богов.
Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров вырезали из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.
Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.
С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.
Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.
По пышности отделки подобные суда подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже превосходили их.
В случае военно-морских кораблей- была цель- продемонстрировать богатство и могущество владельца.
В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.
Изначально проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в натуральную величину.
Носовая фигура корабля, которая была популярна между 16 и 20 веками, представляет собой резное деревянное украшение, расположенное на носу судов. Корабельные фигуры были основным моментом древнего кораблестроения и архитектуры вплоть до их избыточности из-за событий в судостроении и архитектуре. Тем не менее, эти украшения можно рассматривать как заслуживающие внимания реликвии морской истории. Изготовленное в основном из дерева, носовая фигура корабля заметно представляла фронтальную часть сосуда, способствуя особой идентичности самого судна. Реальный мотив размещения резной фигуры на носу судна остается неясным. Но это подтвержденный факт, что эти украшения исторически использовались с убеждением, что эти «иконы» имеют сильное магическое или религиозное значение.
Происхождение и использование носовых фигур корабля
Происхождение носовых фигур или любого подобного украшения восходит к тысячелетиям, вплоть до древних греков или даже выше. Сообщается, что самое раннее использование деревянной статуи было совершено финикийцами, а затем египтянами, хотя фактические годы неизвестны. Использование носовых фигур, как сообщается, вошло в общую практику с галеонами, которые использовались с 15 по 18 века. От финикийцев и египтян традиция перешла на восток и к европейцам, в период расцвета 13-го века, вплоть до последних откликов традиции в начале 20-го века. Именно в эти времена фактическое назначение носовых фигур начало слегка изменяться. А в эпоху барокко тщательно продуманные фигуры были обычной картиной на кораблях высокого ранга.
Согласно историческим документам, на кораблях, построенных древнеми греками, использовались фигуры в виде глаза по бокам судна, а позже римляне переняли эту идею, поставив носовую фигуру на нос судна. Архитектурная утонченность резчиков по дереву и вытекающая из этого красота носовых фигур привели к тому, что они стали самостоятельным объектом, у которого защита была единственным предназначением. Для неграмотных и необразованных моряков носовые фигуры кораблей стали псевдонимом судна. Таким образом, во многих случаях суда стали идентифицировать, помечать и узнавать их по фигурам, а не по их названию. Аналогичным образом, носовые фигуры на кораблях ВМФ должны были показать богатство и мощь владельца.
Носовые фигуры были резным изображением духа корабля в форме людей, зверей или мифологических фигур. Фактически предполагаемая предпосылка включения носовых фигур египетских и финикийских моряков, точной копии святых птиц и лошадей, соответственно, заключалась в обеспечении абсолютной защиты судна и его команды. Зубастые и глазастые фигуры драконов, используемые на кораблях викингов, они были нацелены на защиту судна от злых духов, в то время как использование голов кабанов у древних греков должно было символизировать острое зрение и свирепость. Тем временем римляне использовали резьбу, чтобы изобразить доблесть в битве.
С другой стороны, резные деревянные формы драконов, дельфинов, змей и быков были наиболее распространенными фигурами кораблей северных европейцев. В 13-ом столетии северные европейцы использовали лебедя как носовую фигуру, чтобы символизировать изящество и подвижность. Позже лев на английских кораблях и фигура частично одетой женщины стали самыми распространенными фигурами во всем мире.
Очень популярное представление о носовых фигурах заключается в том, что их изображали в соответствии с распространенными анекдотами о море. Например, носовая фигура обнажённой леди представляла собой предложение океанам умиротвориться. Это противоречило общепринятому суеверию моряков, согласно которому женщины на судах могут отвлекать моряков и, таким образом, сбивать их с первоначального маршрута. Тогда моряки полагали, что песни русалок приведут их к кораблекрушению на коралловых рифах и скалистых береговых линиях. Они полагали, что фигурка обнаженной до пояса леди соблазнит богов и духов океана своей красотой, что позволит судну двигаться по курсу без какого-либо вреда для него. Точно так же британские корабли часто помещали фигуры одетых женщин на носовые части своих кораблей.
Ограничения носовых фигур и снижение использования
В течение столетия, охватывающего 1700-е и 1800-е годы, судовые фигуры были модным стилем, без которого ни один корабль не мог обойтись. Однако, несмотря на то, что большие фигуры на носах были одной из достопримечательностей кораблей, они затрудняли эксплуатацию судна. Фигуры, сделанные из дерева были тяжелые и значительно увеличивали веса судна, что приводило к значительным трудностям во время мореплавания. В то время как изначально вяз использовался в качестве средства для резьбы, в последние годы такие породы дерева, как тик, сосна и дуб, были предпочтительнее для уменьшения веса конечной деревянной скульптуры. Кроме того, эти деревянные резные фигурки также требовали огромных инвестиций, которые вызывали нежелательные затраты для владельца судна или оператора. Даже когда была попытка снизить стоимость у застройщика, капитаны и другие члены экипажа настаивали на возможности размещения фигур. Исторические документы утверждают, что давление со стороны капитанов исчезало с использованием носовой фигуры, а некоторые были готовы потратить даже из своего собственного кармана на подходящую носовую голову.
Позже, носовые фигуры кораблей, появившиеся в 18 веке, стали меньше и даже начали упраздняться примерно в 1800 году. Однако в более поздний период возвращение носовых фигур произошло, но со значительными изменениями в размере и цене. Между тем, внедрение и развитие недревесных судов также привело к снижению количества этих талисманов. Кроме того, поскольку новые суда были более обтекаемыми, не было места для размещения носовых фигур. Тем не менее, некоторые корабли оснащали эти талисманы во время Первой мировой войны, особенно немецкие и британские корабли, хотя к тому времени традиция уже начала угасать. Появление больших линкоров также привело к упразднению носовых фигур. Хотя меньшие суда Королевского флота продолжали нести фигуры, HMS Rodney был последним британским линкором, на котором была носовая фигура. Тем не менее, военные корабли все еще имеют знаки, которые представляют собой огромные таблички на надстройке с уникальным дизайном, связанным с названием или ролью корабля.
Судьба носовых фигур
Как говорилось ранее, популярность деревянных носовых фигур закончилась исчезновением деревянных судов. Преобразования в процессе кораблестроения, в конечном счете, положили начало сокращению судовых носовых фигур и заменили их элегантной архитектурой. Кроме того, новые формы украшений, введенные в 20-м веке, также заменили носовые фигуры на судах, отправив их для проживания в галереи и музеи. Этот переход начался в начале 90-х с введением двумерного искусства, что стало одной из значительных угроз для таких традиционных декораций. Тем не менее, рынок принял носовые фигуры в различных формах и в наши дни, поскольку потомки такого украшения представлены в виде мягких игрушечных животных, прикрепленных ко многим коммерческим транспортным средствам.
В настоящее время эти фигуры находят очень ценное место в морских музеях и хранилищах, привлекая внимание морских энтузиастов, студентов-историков и других исследователей. Их место жизненно важно, потому что они помогают нам понять морскую историю и успех совершенно другой эпохи, о которой мы могли бы и не догадываться.
Носовая фигура корабля, которая была популярна между 16 и 20 веками, представляет собой резное деревянное украшение, расположенное на носу судов. Корабельные фигуры были основным моментом древнего кораблестроения и архитектуры вплоть до их избыточности из-за событий в судостроении и архитектуре. Тем не менее, эти украшения можно рассматривать как заслуживающие внимания реликвии морской истории. Изготовленное в основном из дерева, носовая фигура корабля заметно представляла фронтальную часть сосуда, способствуя особой идентичности самого судна. Реальный мотив размещения резной фигуры на носу судна остается неясным. Но это подтвержденный факт, что эти украшения исторически использовались с убеждением, что эти «иконы» имеют сильное магическое или религиозное значение.
Происхождение и использование носовых фигур корабля
Происхождение носовых фигур или любого подобного украшения восходит к тысячелетиям, вплоть до древних греков или даже выше. Сообщается, что самое раннее использование деревянной статуи было совершено финикийцами, а затем египтянами, хотя фактические годы неизвестны. Использование носовых фигур, как сообщается, вошло в общую практику с галеонами, которые использовались с 15 по 18 века. От финикийцев и египтян традиция перешла на восток и к европейцам, в период расцвета 13-го века, вплоть до последних откликов традиции в начале 20-го века. Именно в эти времена фактическое назначение носовых фигур начало слегка изменяться. А в эпоху барокко тщательно продуманные фигуры были обычной картиной на кораблях высокого ранга.
Согласно историческим документам, на кораблях, построенных древнеми греками, использовались фигуры в виде глаза по бокам судна, а позже римляне переняли эту идею, поставив носовую фигуру на нос судна. Архитектурная утонченность резчиков по дереву и вытекающая из этого красота носовых фигур привели к тому, что они стали самостоятельным объектом, у которого защита была единственным предназначением. Для неграмотных и необразованных моряков носовые фигуры кораблей стали псевдонимом судна. Таким образом, во многих случаях суда стали идентифицировать, помечать и узнавать их по фигурам, а не по их названию. Аналогичным образом, носовые фигуры на кораблях ВМФ должны были показать богатство и мощь владельца.
Носовые фигуры были резным изображением духа корабля в форме людей, зверей или мифологических фигур. Фактически предполагаемая предпосылка включения носовых фигур египетских и финикийских моряков, точной копии святых птиц и лошадей, соответственно, заключалась в обеспечении абсолютной защиты судна и его команды. Зубастые и глазастые фигуры драконов, используемые на кораблях викингов, они были нацелены на защиту судна от злых духов, в то время как использование голов кабанов у древних греков должно было символизировать острое зрение и свирепость. Тем временем римляне использовали резьбу, чтобы изобразить доблесть в битве.
С другой стороны, резные деревянные формы драконов, дельфинов, змей и быков были наиболее распространенными фигурами кораблей северных европейцев. В 13-ом столетии северные европейцы использовали лебедя как носовую фигуру, чтобы символизировать изящество и подвижность. Позже лев на английских кораблях и фигура частично одетой женщины стали самыми распространенными фигурами во всем мире.
Очень популярное представление о носовых фигурах заключается в том, что их изображали в соответствии с распространенными анекдотами о море. Например, носовая фигура обнажённой леди представляла собой предложение океанам умиротвориться. Это противоречило общепринятому суеверию моряков, согласно которому женщины на судах могут отвлекать моряков и, таким образом, сбивать их с первоначального маршрута. Тогда моряки полагали, что песни русалок приведут их к кораблекрушению на коралловых рифах и скалистых береговых линиях. Они полагали, что фигурка обнаженной до пояса леди соблазнит богов и духов океана своей красотой, что позволит судну двигаться по курсу без какого-либо вреда для него. Точно так же британские корабли часто помещали фигуры одетых женщин на носовые части своих кораблей.
Ограничения носовых фигур и снижение использования
В течение столетия, охватывающего 1700-е и 1800-е годы, судовые фигуры были модным стилем, без которого ни один корабль не мог обойтись. Однако, несмотря на то, что большие фигуры на носах были одной из достопримечательностей кораблей, они затрудняли эксплуатацию судна. Фигуры, сделанные из дерева были тяжелые и значительно увеличивали веса судна, что приводило к значительным трудностям во время мореплавания. В то время как изначально вяз использовался в качестве средства для резьбы, в последние годы такие породы дерева, как тик, сосна и дуб, были предпочтительнее для уменьшения веса конечной деревянной скульптуры. Кроме того, эти деревянные резные фигурки также требовали огромных инвестиций, которые вызывали нежелательные затраты для владельца судна или оператора. Даже когда была попытка снизить стоимость у застройщика, капитаны и другие члены экипажа настаивали на возможности размещения фигур. Исторические документы утверждают, что давление со стороны капитанов исчезало с использованием носовой фигуры, а некоторые были готовы потратить даже из своего собственного кармана на подходящую носовую голову.
Позже, носовые фигуры кораблей, появившиеся в 18 веке, стали меньше и даже начали упраздняться примерно в 1800 году. Однако в более поздний период возвращение носовых фигур произошло, но со значительными изменениями в размере и цене. Между тем, внедрение и развитие недревесных судов также привело к снижению количества этих талисманов. Кроме того, поскольку новые суда были более обтекаемыми, не было места для размещения носовых фигур. Тем не менее, некоторые корабли оснащали эти талисманы во время Первой мировой войны, особенно немецкие и британские корабли, хотя к тому времени традиция уже начала угасать. Появление больших линкоров также привело к упразднению носовых фигур. Хотя меньшие суда Королевского флота продолжали нести фигуры, HMS Rodney был последним британским линкором, на котором была носовая фигура. Тем не менее, военные корабли все еще имеют знаки, которые представляют собой огромные таблички на надстройке с уникальным дизайном, связанным с названием или ролью корабля.
Судьба носовых фигур
Как говорилось ранее, популярность деревянных носовых фигур закончилась исчезновением деревянных судов. Преобразования в процессе кораблестроения, в конечном счете, положили начало сокращению судовых носовых фигур и заменили их элегантной архитектурой. Кроме того, новые формы украшений, введенные в 20-м веке, также заменили носовые фигуры на судах, отправив их для проживания в галереи и музеи. Этот переход начался в начале 90-х с введением двумерного искусства, что стало одной из значительных угроз для таких традиционных декораций. Тем не менее, рынок принял носовые фигуры в различных формах и в наши дни, поскольку потомки такого украшения представлены в виде мягких игрушечных животных, прикрепленных ко многим коммерческим транспортным средствам.
В настоящее время эти фигуры находят очень ценное место в морских музеях и хранилищах, привлекая внимание морских энтузиастов, студентов-историков и других исследователей. Их место жизненно важно, потому что они помогают нам понять морскую историю и успех совершенно другой эпохи, о которой мы могли бы и не догадываться.