Как называется еда в самолете
Чем кормят в самолёте и откуда там берётся еда
Оказывается, некоторые люди считают, что еду готовят стюардессы прямо на борту самолёта (нет). Разбираемся, кто и где готовит её на самом деле, чем отличаются блюда в экономе и бизнесе — и почему стоит попробовать кошерное меню (даже если вы не еврей).
Где готовят еду для полётов
Еду готовят специальные предприятия, расположенные недалеко от аэропортов (или на их территории). Авиакомпании заключают договоры с компаниями-производителями питания в каждом городе, откуда летают их самолёты (а иногда и с несколькими, если в городе больше одного аэропорта).
Такие предприятия готовят еду для всех авиакомпаний, вылетающих из аэропорта, но с разным бюджетом, меню и стандартами. Поэтому питание на борту у разных перевозчиков может отличаться — где-то вам дадут сэндвич с одиноким кусочком сыра, а где-то накормят полноценным обедом.
На этих предприятиях питание упаковывают в касалетки — специальные формы из фольги, в которых еду можно будет разогреть на борту. Кстати, в фарфоровую посуду для бизнес-класса еду раскладывают там же — стюардессы не занимаются оформлением блюд, а подают их уже готовыми.
После того, как на предприятии подготовят всю еду, её загружают на самолёт с небольшим запасом. Авиакомпании опасаются отравлений, поэтому не используют скоропортящиеся продукты, а если вылет задерживается, то приготовленную еду уничтожают и заменяют на свежую партию.
Кстати, про запас — если вы понимаете, что не наелись, то можете попросить у бортпроводника дополнительную порцию. Обычно пассажирам не отказывают (если еда осталась, конечно же).
Какая еда бывает на борту
Помимо классического выбора «курица или рыба» у пассажиров есть и другие варианты. Авиакомпании предлагают вегетарианские (без мяса), веганские (без мяса, молока и яиц), кошерные, халяльные, детские, а иногда и фруктовые, диабетические или низкокалорийные опции.
За такую еду обычно не берут доплату, но заказывать её нужно заранее — как правило, не позже, чем за 24–48 часов до вылета (чтобы для вас успели приготовить порцию). Никаких подтверждающих документов тоже не требуется — никто не попросит вас доказывать веганство или еврейские корни. При этом спецпитание обычно раздают раньше, чем всю остальную еду, порции больше, а некоторые пассажиры утверждают, что оно ещё и в разы вкуснее. Так что во время следующего полёта закажите, скажем, кошерное меню — поедите раньше остальных и попробуете что-то новое.
Стандартное питание тоже бывает разным — зависит от конкретной авиакомпании, длительности полёта и даже аэропорта вылета. Некоторые авиакомпании рассказывают о питании даже для конкретного рейса (например, Emirates ), а другие используют максимально размытые характеристики вроде «закуска и напиток».
Кстати, авиакомпании вообще не обязаны кормить пассажиров — даже во время длительных рейсов (этим пользуются лоукостеры, которые экономят на всём). Узнать, будет ли питание на борту, можно на сайте конкретной авиакомпании или в её службе поддержки.
Если кормить вас не собираются, то еду можно взять с собой. Только помните про ограничение провоза жидкости в 100 миллилитров — вместо супа лучше запастись протеиновыми батончиками, салатом или просто контейнером с котлетами и макаронами. Главное — подумайте о своих соседях: желательно, чтобы ваша еда не сильно пахла и не могла быть случайно разлита.
Чем отличается еда в бизнес-классе
Еду для пассажиров первого и бизнес-класса готовят там же, где и еду для эконома, но по отдельному меню. Поэтому ингредиенты для блюд дороже, а сама еда интереснее — если для эконома никто не будет готовить филе-миньон, то в более высоком классе это блюдо встречается достаточно часто.
Чем кормят на рейсах S7 Airlines
Стоит сделать несколько шагов по трапу — и понимаешь: приключения начинаются. Даже если это обычная командировка. Но какие приключения могут быть на пустой желудок?! Как не остаться голодным на борту самолета, рассказываем в этой статье.
Самое главное
Наверняка такое случалось с каждым: собираешь вещи, заранее выезжаешь в аэропорт, проходишь регистрацию, сдаешь багаж. и совершенно забываешь поесть. Расслабься. Посмотри в иллюминатор, поболтай с попутчиками.
S7 Airlines предоставляет пассажирам напитки и еду на рейсах длительностью больше двух часов. Даже если этой ночной рейс. Однако еда не всегда одна и та же. Ее количество и подача зависят от класса обслуживания и дальности перелета.
Питание на рейсах S7 Airlines делится на три категории:
Разложим по полочкам
Для начала посмотри, сколько длится твой перелет. Если меньше двух часов, тебе дадут воду — с газом или без. На рейсе длительностью от двух до трех часов тебя будет ждать здоровый перекус. Он состоит из злакового батончика и напитка.
Если летишь от трех до пяти часов, тебе предложат сытный сэндвич с курицей или сыром и напитки. Если перелет длится более пяти часов, пассажир экономкласса получит:
Для тебя приготовят три варианта горячего, один из них обязательно вегетарианский. В зависимости от времени суток это может быть завтрак (оладьи, сырники, каши и другие блюда, которые обычно едят на завтрак). Или обед-ужин (курица, рыба, бобовые, овощи с гарниром).
Если ты летишь по маршруту Новосибирск — Москва или Москва — Новосибирск, горячая еда будет автоматически включена в стоимость твоего билета.
Есть мнение, что на высоте вкусовые рецепторы притупляются, поэтому еда становится безвкусной. Другие утверждают, что в самолете, как у бабушки, — с удовольствием съедаешь все и даже просишь повторить напитки.
Меню пассажиров бизнес-класса похоже на ресторанное. Повара тщательно продумывают каждое блюдо. Они используют лучшие ингредиенты и следят, чтобы питание было полезным и сбалансированным. Чтобы блюда сохраняли вкус на высоте, используются щадящие технологии приготовления. Еду подают на фарфоровых тарелках и предоставляют привычные металлические приборы. А еще во время полета тебе предложат не только кофе,чай или сок, но и алкогольные напитки.
Если ты летишь больше пяти часов, еду подадут два раза. В дополнение к горячему рациону будет десерт и напитки.
Платное питание: на любой вкус
Если ты не хочешь менять свои вкусовые предпочтения даже на высоте, выбери один из вариантов платного питания. Его можно заказать в любом классе обслуживания на рейсах длительностью от 1 часа.
Единственное требование — сделать это надо до регистрации на рейс и не позднее чем за 12 часов до полета.
Виды платного питания:
Подробное меню и ответы на самые популярные вопросы ищи здесь.
Заказать спецпитание на рейсе S7 Airlines можно несколькими способами:
Стоимость платного питания для пассажиров экономкласса:
Оплатить его можно банковской картой или милями S7 Priority, если ты участвуешь в программе лояльности!
Если у тебя билет в бизнес-классе, ты можешь выбрать специальное питание бесплатно.
О детях с любовью
Дети от двух до 12 лет, которые летят в экономклассе, питание получают бесплатно. Оно загружается автоматически на собственные рейсы S7 Airlines, продолжительностью более пяти часов.
Если во время покупки билета при бронировании тебе недоступен выбор детского питания, значит оно уже включено в билет.
Если детское питание не появилось автоматически, ты можешь заказать его в разделе «Дополнительные услуги». Если рейс длится более двух часов и ты точно знаешь, что ребенок проголодается, закажи ему платное детское питание. Сделать это нужно до регистрации на рейс и не позднее чем за 12 часов до вылета. Такое питание будет стоить 300 рублей. В этой еде нет острых специй и приправ, и она нравится детям гораздо больше, чем «взрослая» пища.
Про еду в самолёте
Гражданская авиация появилась в начале XX века, а вот кормить на борту стали только через 30 лет (хотя до этого иногда брались бутерброды). Почему? Холодильники были, место было, всё было хорошо, да?
Туалета не было. Туалеты в самолётах начали ставить только в 30-х годах, и тогда же начали радовать пассажиров едой.
В 1936 году United Airlines идёт дальше — ставит на борт духовки. В каждый свой рейс американские авиакомпании закладывали по жареной курице с диким количеством сахара. Всё, как они любят.
В 40-е и 50-е кормили чаще всего как в ресторане, потому что летали очень обеспеченные граждане.
Вот реклама тех времён:
В 60-х стало ещё лучше. Сегодня не в каждом ресторане можно увидеть такую картину, как на Скандинавских авиалиниях, где подавали целый окорок. Шикарный стол был и у наших авиакомпаний. Особенно при перелётах на дальние расстояния и на рейсах, которые летели за границу. Еду для таких маршрутов готовили в лучших ресторанах Советского Союза. И сегодня ряд ресторанов продолжают готовить еду для авиационного питания, но не для эконом-класса.
Сейчас порции стали делать маленькими. Если класть много еды, то пассажиры, которым и так нехорошо из-за пониженного давления, повысят утилизацию туалетов. Это значит, что придётся строить дополнительные, а это очень дорого. Поэтому еды дают ровно столько, чтобы вы не фотографировали её со словами «вот ведь жлобы же, а!», но и не перегружали туалет.
Лётная подготовка еды
Еду готовят прямо в аэропортах. Везти её откуда-то ещё, проходить контроль — потерять в качестве. В каждом аэропорту есть один цех для доготовки и приготовления. В Шереметьево три цеха питания, из них два — это общие цеха, которые готовят для всех авиакомпаний. И третий цех — это специализированный цех авиакомпании «Аэрофлот».
Еду готовят в среднем за 2 часа до вылета, чтобы еда, опять же, не перележала. За 30 минут до посадки всю еду на специальных тележках в специальных контейнерах на специальных автомобильчиках перевозят уже непосредственно в самолёт.
Причём авиакомпании всегда делают столько еды, сколько людей на рейсе. Бывает, что кто-то покупает билеты в самый последний момент. Тогда этому человеку также нужно привезти питание. Без питания по количеству пассажиров самолёт не улетит. Это правило. Поэтому если вы сидите в своём кресле и думаете, какого чёрта не взлетаем, когда все пассажиры на месте, то причиной может быть допогрузка питания. Такие дела. Некоторые компании сразу грузят больше, потому что это выгодно. Некоторые грузят чуть меньше, потому что кто-то спит, а кто-то просто не хочет есть и не берёт порцию.
Среди компаний, готовящих обеды на заказ, они номер один во всём мире: LSG Sky Chefs — обеды для 300 авиакомпаний, 460 миллионов штук в год. Они везде. Меняется только слово в названии: LSG Lufthansa Sky Chefs, LSG Аэрофлот Sky Chefs, LSG Singapore Airlines Sky Chefs. И так далее. В общем, они есть в каждом аэропорту. Будете лететь в следующий раз, обратите внимание на машины, которые везут еду на борт.
Как готовят? Вначале в специальный цех привозят продукты в контейнерах, готовят на территории аэропорта, потом всё это кладётся в касалетку. Кто-то ещё называет их кесалетками. Это специальный контейнер из алюминия, в котором подаются горячие обеды на борту. Дальше всё это укладывают в контейнеры для охлаждения или, наоборот, поддержания горячей температуры. Сюда за ними приедут машины и увезут на самолёт. На борту еду только разогревают в специальных печах. Кладут касалетки рядами и доводят до определённой температуры, затем вынимают и подают уже в горячем виде пассажирам.
Если маршруты до 2–3 часов, то горячее питание сразу кладут и туда, и обратно (то есть самолёт, например, летит из Москвы в Санкт-Петербург и сразу обратно). Если самолёт летит больше 3 часов, то еда готовится в обратную сторону уже во втором аэропорту, откуда самолёт будет возвращаться. Все напитки идут в обе части оборотного рейса.
Виды питания
Виды бывают самые разные: низкокалорийная еда, диетическая, бессолевая, диабетическая и тому подобное. Виды питания доступны не только для самых крутых авиакомпаний — сегодня это требование для всех авиаперевозчиков. Единственное — нужно заранее сообщить, какую еду вы хотите. «Аэрофлот» просит сделать это не менее чем за 36 часов до вылета. В этом нет ничего сложного для сотрудников авиакомпании. Если вы страдаете диабетом, то просто нужно заблаговременно об этом сказать. Вам дадут еду для диабетиков, и всё будет хорошо.
Ещё существует особое меню для вегетарианцев, которое, в свою очередь, делится на несколько категорий: только растительные продукты, меню с яйцами и молочными продуктами, азиатское вегетарианское питание и так далее. Это применимо не ко всем авиакомпаниям, но вы также можете об этом заранее заявить.
Есть миф, что кошерное питание часто с самыми здоровыми порциями. Можете проверить, только прочитайте сначала, какой цирк вам устроят, чтобы никто, кроме вас, не касался вашей еды.
В бизнесе чаще всего есть выбор как в ресторане. Есть свои стандарты приготовления. Например, для бизнес-класса «Аэрофлота» готовят повара из «Пушкина», который находится недалеко от Красной площади. Каждый год они согласовывают новое меню.
Кроме того, бизнес-класс обслуживает отдельный персонал — выделяется 1–2 стюарда. Плюс там стеклянная посуда, металлические приборы, иногда даже фарфор. На некоторых рейсах вам и с позолотой что-то подадут — та же Qatar Airlines или кто-то из азиатских компаний.
Что делать, если я проспал обед? Меня накормят?
Да, накормят. Правда, выбора у вас уже не будет, потому что два варианта блюд предлагали вначале. Например, рыба с макаронами или картошка с мясом. Раз проспали, получаете то, что осталось. Но если вы уснули, а кто-то просит ещё один обед — не волнуйтесь. Лишние порции отправят в отходы по прилёте в аэропорт.
Что едят пилоты на борту?
Пилоты питаются по бизнес-меню, но не это самое примечательное. Помните, пилотов же несколько. Обычно два. Так вот, у них никогда не бывает одинакового питания. Почему? Чтобы не отравились оба сразу. Это правило работает в абсолютно всех авиакомпаниях мира.
Сколько напитков можно просить на борту?
Если не летите лоукостером, то напитки обычно безлимитные. За исключением алкогольных. Но после введения запрета на распитие алкогольных напитков на борту на российских рейсах это запрещено, хотя на международных, вернее, на иностранных, алкоголь по-прежнему есть.
Почему почти везде есть томатный сок?
Когда мы летим на высоте 9000–10 000 метров, вкусовые параметры большей части продуктов меняются. На такой высоте уменьшается восприятие рецепторами сладкого и горького, да и солёного тоже. По сути, вся еда опресняется, поэтому многое из продуктов воспринимается совершенно иначе. А томатный сок как раз сохраняет свои вкусовые качества. Томатный сок есть в меню в 9 из 10 случаев.
По какому принципу раздают питание?
Раздают питание в зависимости от внутреннего распорядка авиакомпании, но обычно начинают с носа. Если самолёт большой, то две тележки идут навстречу друг другу. Здесь нет чётких правил, это определяют уже самостоятельно в каждой авиакомпании.
Как определяют, сколько должно быть куриных блюд, а сколько рыбных?
Обычно везут в соотношении 60 на 40 в пользу курицы. К тому же авиакомпании ведут статистику и точно знают, что чаще выбирают пассажиры.
Чем кормят?
В мире подают не только картошку с мясом, как это делают у нас. Некоторые авиакомпании возводят бортовую еду в отдельный вид искусства. Пробежимся по некоторым блюдам самолётной еды, которые заслуживают внимания.
Delta Air Lines известна мороженым. На самом деле, мало где подают мороженое. Будете лететь Delta по внутренним американским направлениям — помните, что это самое дорогое мороженое в вашей жизни, скорее всего (с учётом стоимости его транспортировки). Air New Zealand подаёт тушёную говядину в вине. Alaska Airlines специализируется на говяжьей грудинке, приправленной чили. Считается деликатесом. Hawaiian Airlines важно показать свою культуру и свою традиционную кухню, поэтому они делают специфический кусок мяса в специфической подливке из довольно-таки дорогостоящих продуктов. И это в экономклассе. Путешествие на Гавайи начинается с Локо-Моко. LATAM Chile (бывшие LAN Airlines) утверждает, что у них самые крутые сэндвичи. Хотя это просто слоёное тесто с сыром и ветчиной, как у нас в ларьке в метро. Virgin America даёт огромную коробку такоса в экономе.
Кто самый «вкусный» у нас?
У нас за прошлый год пассажиры оставили 22 тысячи отзывов. Мы используем их, чтобы показывать, что вас ждёт в самолёте, ещё до выбора рейса — ну, мы любим путешествовать и уверены, что многим важно знать, брать еду с собой или нет. И сколько. Поэтому отдельно собираем информацию по питанию.
Возглавляют десятку «самых вкусных» авиаперевозчиков две иностранные компании: «Узбекистон Хаво Йуллари» и «Эйр Астана». Вкусно и много, и очень красивое оформление. При перелёте более 6 часов «Узбекистон Хаво Йуллари» предлагает лёгкий завтрак, как дополнение к основному питанию. Бортовое питание перевозчика «Эйр Астана» любят за «домашний» вкус и за то, что много мяса в порциях. Есть вино и пиво. На коротких перелётах — вполне приятный лёгкий завтрак с пересушенными булочками. А на третьем месте российский перевозчик «АЛРОСА» — у них есть еда на коротких рейсах, потому что конкуренты там же не кормят совсем. Есть выбор из трёх блюд. «Эйр Молдова», судя по детализации, вошла в топ из-за вина.
Вот ТОП-10 по отзывам российских пассажиров:
Авиакомпания | Страна | Оценка (питание) |
1. Узбекистон Хаво Йуллари | Узбекистан | 9,33 |
2. Эйр Астана | Казахстан | 8,77 |
3. АЛРОСА | Россия | 8,64 |
4. Эйр Молдова | Молдавия | 8,53 |
5. Белавиа | Белоруссия | 8,39 |
6. Аэрофлот | Россия | 8,26 |
7. S7 Airlines | Россия | 8,14 |
8. Fly One | Молдавия | 8,05 |
9. Аврора | Россия | 7,99 |
10. Ред Вингс | Россия | 7,94 |
Перевозчики из-за пределов СНГ часто оцениваются ниже из-за непривычности блюд, поэтому далеко не всегда у них есть шансы попасть в самый верх рейтинга именно российских пассажиров.
«Аэрофлот» пассажиры принимают за эталон сравнения. В отзывах почти обо всех авиакомпаниях встречается упоминание «Аэрофлота» в том или ином виде. И сам «Аэрофлот» тоже сравнивается с собой на международных рейсах — там куда вкуснее, чем на внутренних.
Курица или рыба: отвечаем на острые вопросы о бортовом питании
На каких условиях предоставляют бортовое питание
Бортовое питание может быть организовано тремя способами:
Меню иногда можно узнать заранее. «Аэрофлот» приводит примеры бортового питания для перелетов разной дальности, а Emirates показывает меню для конкретного рейса.
Перелет без бортпитания — это законно?
Да, не кормить пассажиров на борту законно. Авиакомпания не обязана предоставлять еду даже при долгом перелете.
В России это прописано в статье 98 Федеральных авиационных правил:
«Питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира».
В других странах — свои законы, но принцип тот же: авиакомпания сама решает, включать ли бортовое питание в стоимость билетов и в каком объеме.
Как узнать, будут ли кормить в самолете
Перед бронированием авиабилета прочитайте раздел о бортовом питании на сайте перевозчика. Там должно быть указано, в каком объеме предоставляется питание в разных классах обслуживания. Если не нашли, позвоните в кол-центр авиакомпании или напишите в службу поддержки.
Если еда включена в цену билета, то когда и сколько раз будут кормить
Как правило, если перелет длится меньше 1 часа, еда не положена вовсе, но могут предложить напитки.
На рейсах до 3 часов пассажирам экономкласса выдают холодные закуски: печенье, булочку, батончик или сэндвич, бывают йогурты, шоколадки и орешки.
На рейсах дольше 3–4 часов полагается горячее питание, в зависимости от времени вылета это может быть завтрак, обед или ужин.
Если перелет длится 6–8 часов, к основному приему пищи добавляется один перекус.
Если лететь дольше 8 часов, горячей едой кормят два раза.
Это в теории. Детали в разных авиакомпаниях отличаются, как небо от земли. На двухчасовом перелете одного перевозчика пассажирам экономкласса приносят кексик и стакан воды, на другом — сэндвич с теплым хлебом и красной рыбой, сок и неплохой кофе.
Сколько раз будут кормить на конкретном рейсе, большие ли порции, положена ли горячая еда или только закуска, предложат ли пиво или вино — зависит от авиакомпании.
Какое бортпитание в экономклассе в России
На рейсах от 3 ч — горячее питание
На рейсах от 3 ч — горячее питание
На рейсах от 1 до 2,5 ч — снэк
На рейсах от от 2,5 до 4 ч — сэндвич
На рейсах от 4 ч — горячее питание
На рейсах от 2–3 до 4 ч — холодная закуска
На рейсы больше 4 ч — горячее питание
На рейсах «Уральских авиалиний» любой длительности из Жуковского в Прагу, Рим, Симферополь, Прагу, Париж и Ниццу не предоставляется ни холодного, ни горячего питания. Узнать, какое питание на вашем рейсе, можно на сайте авиакомпании.
Можно ли просить добавку бортового питания и напитков
Да, добавку в самолете попросить можно.
На вопрос «Вам сок или воду?» смело отвечайте «И то, и другое». В классических авиакомпаниях без проблем нальют не один, а несколько стаканчиков напитков. Бывает, что стюарды отказывают, но это скорее исключение.
Если остались голодны, вежливо попросите второй комплект еды. Когда другие пассажиры закончат обедать и бортпроводники убедятся, что осталась свободная порция, скорее всего, вам ее принесут.
Лишние наборы бортового питания есть на большинстве рейсов, и если они никому не пригодились, их выкидывают.
Дают ли бесплатно воду на борту
В России — да. Если вы попросите у бортпроводника воды, он обязан налить ее бесплатно. В «Победе» грозились брать по 5 рублей за одноразовые стаканчики (при этом сама вода оставалась бы бесплатной), но от идеи отказались.
В Европе и Америке нет законов, обязывающих бесплатно предоставлять воду в полете. Большинство авиакомпаний по всему миру вам в такой просьбе не откажут, особенно если дадите свою бутылку. Но если на просьбу принести стакан воды вам предлагают купить бутилированную воду, не возмущайтесь: это законно.
В зоне вылета некоторых аэропортов есть фонтанчики с питьевой водой, которую можно набрать в свою пустую бутылку и легально взять в салон. Только проверьте, проходит ли лишняя бутылка воды по требованиям к ручной клади.
Какое бортовое питание у лоукостеров
Лоукостеры экономят на всем, чтобы держать цены авиабилетов на низком уровне. Бортпитание у них не включено в стоимость билета и не предоставляется бесплатно на рейсах.
Еду на борту лоукостеров предлагают за доплату. Заказать можно заранее на сайте авиакомпании (это дешевле) или во время полета у бортпроводников (дороже и меньше выбор горячих блюд). Бывает, что доступен только выбор на борту. Изредка авиакомпания не предоставляет питание даже за дополнительные деньги — так, например, заведено у «Победы».
Примеры цен на платную еду у авиакомпаний-лоукостеров при заказе на борту:
Чем отличается бортовое питание в экономе от условий в бизнес-классе
Бортпитание для пассажиров в эконом- и бизнес-классе различается по меню и подаче, примерно как в столовой и ресторане.
Меню в бизнес-классе всегда аппетитнее и богаче. Если пассажирам предлагают алкоголь, то в бизнес-классе он более высокой ценовой категории (как вариант в экономе его может вообще не быть). Блюда подают в фарфоровой и стеклянной посуде, приборы — металлические.
Еда в экономклассе скромнее, чем в бизнесе, в пластиковой посуде и с одноразовыми пластмассовыми вилками и ложками.
Что такое специальное питание на борту и как его получить
Спецпитание — это бортовое питание для людей, которые не могут или не хотят есть стандартную самолетную еду.
Заказать спецпитание у большинства классических авиакомпаний можно бесплатно. Если сделаете заказ, на борту другим пассажирам предложат обычный выбор «курица или рыба», а вам принесут спецпитание.
Бывает, что спецпитание заказывается за дополнительную плату, например, у S7. У лоукостеров вся еда платная, при этом бывает выбор блюд, который подходит для людей с разными медицинскими или диетическими потребностями.
Зачем заказывать спецпитание
Если вы вегетарианец, веган, болеете диабетом, поститесь или исповедуете джайнизм, то обычные самолетные блюда вам не подойдут. Вместо них выберите спецпитание, которое подходит вам по состоянию здоровья, религиозным убеждениям или соображениям диеты. Cправки для заказа спецпитания не нужны.
Спецпитание может заказать любой человек ради разнообразия и любопытства. Как правило, оно богаче и вкуснее стандартного набора и приносят его раньше, чем обычную еду другим пассажирам.
Если летите вдвоем или втроем, можно выбрать три разных спецпитания и перераспределить блюда между собой так, чтобы все остались довольны.
Отдельное питание есть для младенцев и детей старше двух лет. В некоторых авиакомпаниях оно присваивается автоматически. Если хотите заказать ребенку другое питание, свяжитесь с авиакомпанией или поменяйте сами в личном кабинете.
Как заказать спецпитание для перелета
Удобнее всего выбрать спецпитание одновременно с бронированием билета. Если вспомнили позже, зайдите на сайт авиакомпании и добавьте спецпитание в личном кабинете.
Если заказали билет через посредника, найдите билет по коду бронирования на сайте авиакомпании или обратитесь в кол-центр. Главное — успеть заказать не позднее чем за 48–24 часов до вылета рейса (зависит от авиакомпании), иначе еду не успеют подготовить к вылету.
Какое бывает спецпитание на борту
Одни перевозчики предлагают два–три варианта спецпитания, другие — все двадцать. Вот примеры популярных наборов спецпитания с кодами ИАТА:
Иногда перевозчики предлагают собственные, ни на что не похожие наборы спецпитания. При вылете «Аэрофлотом» из Шереметьево можно заказать питание «Русское» и полакомиться блюдами национальной кухни.
Примеры спецпитания в «Аэрофлоте»
Кошерное питание
Веганское питание
Фруктовая тарелка
Детское питание
Можно ли брать в самолет свою еду
Чаще всего брать свою еду на рейс разрешается.
Еда в ручной клади должна соответствовать правилам авиационной безопасности: твердое — можно, жидкое и гелеобразное — нельзя. Подходят яблоки, орехи, батончики мюсли, бутерброды с твердым сыром. Не подходит йогурт, кефир, мягкий сыр, джем. Подробнее о требованиях к еде в ручной клади. Ryanair из соображений безопасности запрещает садиться в самолет с горячими напитками.
Бывает, что на сайте авиакомпании прямо написано: свою еду на борту есть нельзя. Такие правила у AirAsia, Scoot и Tigerair. Это означает, что вы имеете право пронести бутерброд в ручной клади, но съесть его можно только после перелета. На практике бортпроводники обычно закрывают глаза на проголодавшегося пассажира, который закусывает своим яблоком, крекерами или булочкой. При этом курицу-гриль могут попросить убрать в ручную кладь до конца полета.
Где и как как готовят бортовое питание
Блюда для самолетов готовят на земле — в аэропортовых цехах бортового питания. У каждой авиакомпании утверждено свое меню, в котором прописана каждая деталь от веса вареных спагетти до количества долек яблока.
Крупные производства бортпитания сами делают всю еду от котлет до круассанов. Готовую пищу быстро охлаждают или замораживают так, чтобы она не пострадала при разогреве в самолете.
Охлажденные обеды и ужины кладут в касалетки, небольшие коробочки из алюминиевой фольги, и маркируют наклейками. Круглые наклейки обозначают тип блюда: красный — мясо, желтый — курица, белый — омлет, коричневый — свинина, голубой — рыба; прямоугольные наклейки — дни недели.
Еду, столовые приборы, салфетки и наборы из соли, сахара и перца распределяют по подносам или ланч-боксам. Готовые наборы складывают в авиационные тележки, выборочно перепроверяют, пломбируют и доставляют на борт. В самолете бортпроводники разогревают касалетки до 75–80 °C в центре порции и предлагают пассажирам.
На борту питание выдают таким образом, чтобы продукты с коротким сроком хранения пришлись на первую часть полета, хорошо хранящиеся — на вторую. Если заявленный срок хранения — 3 часа, а самолет задерживают, то скомплектованное бортовое питание уничтожают и вместо него привозят другое.
Почему еда в самолете кажется невкусной
Пониженное давление, сухой воздух и фоновый шум влияют на обоняние и рецепторы вкуса, поэтому еда в самолете кажется пресной. Чтобы пассажирам понравилось бортовое питание, его адаптируют к полетным условиям — например, слегка пересаливают и используют специи.
Восприятие умами (это вкус высокобелковой еды) на борту падает не так сильно, как соленого и сладкого. Этим объясняют любовь авиапассажиров к томатному соку, который кажется вкусным за счет высокого содержания глутаминовой кислоты (природного глутамата).
Наливают ли в экономклассе алкоголь
Дадут ли алкоголь бесплатно при перелете классическим перевозчиком, зависит от авиакомпании, направления и длительности перелета. «Аэрофлот» предлагает пассажирам экономкласса вино на рейсах от 3 часов и пиво на рейсах от 6 часов на определенных направлениях. В S7 алкоголь в экономклассе не предоставляется, купить его на борту тоже нельзя. «Россия» и «ЮТэйр» бесплатно не нальют, но по меню в кармашке кресла можно купить банку пива.
«Люфтганза» знаменита выбором бесплатного пива и вина в неограниченном количестве. British Airways бесплатно подает алкоголь на длительных рейсах, а на коротких его можно купить, выбрав из обширного меню. Turkish Airlines не дает алкоголь на внутренних рейсах, но предлагает на международных. Полностью запрещен алкоголь на рейсах EgyptAir, Royal Brunei Airlines и Saudi Arabian Airlines.
На борту лоукостеров пассажиры заказывают алкоголь за дополнительную плату. Бутылочка просекко объемом 187 мл у Ryanair обойдется в 493 ₽, «Бифитер» или «Чивас Ригал» объемом 50 мл на борту flydubai — в 511 ₽. Бывает, что у лоукостеров нет алкоголя в меню — как у индийской авиакомпании Indigo или на многих рейсах AirAsia.
Можно ли в самолет со своим алкоголем
Пропустят ли алкоголь в ручную кладь, зависит от страны и авиакомпании. Чаще всего разрешают взять только алкоголь из дьюти-фри в запечатанном пакете. Если свой алкоголь разрешен, то для провоза в ручной клади он должен быть в фирменных бутылочках максимум по 100 мл и в прозрачном закрывающемся пакете вместе с другими жидкостями.
Употреблять принесенный с собой алкоголь на борту запрещено. Можно пить только то, что предлагают бортпроводники бесплатно или за доплату. Если очень хочется, а рейс безалкогольный — выпейте бокальчик в аэропорту перед взлетом.