Как называется четверостишие в сонете
Четверостишие сонета
Последняя бука буква «н»
Ответ на вопрос «Четверостишие сонета «, 6 (шесть) букв:
катрен
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова катрен
Определение слова катрен в словарях
Примеры употребления слова катрен в литературе.
Но ни Ананий, ни Катрена, ни уговоры, ни проклятия не могут тронуть Лизаветы: в горькую чашу Анания прибавляются лишь новые капли словами его жены, что она шла за него с отвращением и что когда он вез ее в церковь, то воспользовался лишь беспомощным их сиротством.
Именно поэтому канте хондо, и особенно сигирийя, производит на нас впечатление пропетой прозы: разрушается всякое ощущение ритмического размера, хотя на самом деле тексты песен составлены из терцетов и катренов с ассонансной рифмой.
Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис
Первый и второй катрены строятся на оксимороне, что должно подчеркивать сиднивскую мысль о противоречивой природе любви.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Формула написания сонета
Итак, сонет (итал. sonetto, окс. sonet) – это твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), написанное в одной из известных рифменных последовательностей – итальянской, французской или английской. О них мы еще поговорим в дальнейших главах более подробно и с конкретными примерами. Сегодня просто попытаемся разобраться, какое стихотворение можно назвать сонетом, а какое нет.
Прежде чем поговорить о каноне (правилах) написания сонета, постараемся выяснить для себя все признаки, которые отличают канонический (классический) сонет от неклассического и вообще от стихотворения длиной 14 строк, сонетом не являющимся.
Приведу пример случайно выбранного из интернета стихотворения, отнесенного автором к жанру сонета. Не буду здесь даже рассматривать другие его отклонения от сонета, и даже оставлю в стороне выбор темы и её исполнения, обращу внимание только на лексику.
Пора давно приобрести костюм
и галстук, чтобы выглядеть прилично.
Зачем подобный вздор идет на ум,
когда я горячо влюблен в античность.
Пойду куплю родной на завтрак суши,
ведь ты певца и без костюма любишь.
Во-первых, в одном стихотворении рядом находятся слова из разных «миров»: Гераклит и древние греки вместе джинсами и суши. Смешение языковых стилей – не для сонета.
Вторая беда данного опуса – построение предложений. Каждая строка сонета – это в идеале отдельный, содержательный стих, несущий определенную мысль, желательно и умещающуюся в эту одну строку. Не должны сонетные строчки начинаться с союза или с предлога (и даже с притяжательного местоимения!), а здесь это правило нарушено в большинстве строк:
Итак: сонет, становится сонетом, когда он:
2. Написан литературным, возвышенным языком (высоким стилем), не содержит в себе смешения разных языковых стилей.
А далее вступают в силу все остальные признаки КЛАССИЧЕСКОГО сонета:
О канонах итальянского, французского, английского и русского классического сонетов речь пойдет далее.
Занятие 35. Строфа и её виды
Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва
Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин
А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин
Схема октавы: АБАБАБВВ.
. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов
Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин
Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.
Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)
Схема триолета: АБАААБАБ.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский
Словари
Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух четверостиший и двух трехстиший.
СОНЕ́Т, сонета, муж. (итал. sonetto) (лит.). Стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм. «Суровый Дант не презирал сонета, в нем жар любви Петрарка изливал.» Пушкин. Венок сонетов (произведение из 15 сонетов, из которых 14 написаны так, что каждый последующий начинается последним стихом предшествующего, а 14-ый кончается начальным стихом первого сонета, причем начальные стихи всех 14 сонетов образуют собой заключительный 15-ый сонет).
И вот, сонета выяснив секрет, себе поэты выбрали сонет для выраженья чувств, картин, утопий (Северянин).
От итальянского sonetto (← ст.-фр. sonet ‘песенка’ ← лат. sonus ‘звук’, ‘голос’, ‘слово’).
Цикл (поэму) из пятнадцати архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов». В нем последняя строка каждого сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих сонетов (тоже с вариантами). Выдающийся поэт-символист Вяч. Иванов не избежал поэтического соблазна сочинить свой «Венок сонетов» (1909 г.).
… Я сказал, что птицелов настолько владеет стихотворной техникой, что может, не отрывая карандаша от бумаги, написать настоящий классический сонет на любую заданную тему (В. Катаев).
◊ Венок соне́тов. Лит. Произведение из пятнадцати сонетов, связанных между собой таким образом, что последний стих одного сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.
Стихотворная форма в четырнадцать строк, состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший.
Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал. Пушкин, Сонет.
произведение из пятнадцати сонетов, связанных между собою таким образом, что последний стих одного сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.
Есть книга чудная, где с каждою страницей
Галлюцинации таинственно свиты:
Там полон старый сад луной и небылицей,
Там клен бумажные заворожил листы,
Там в очертаниях тревожной пустоты,
Упившись чарами луны зеленолицей,
Менады белою мятутся вереницей,
И десять реет их по клавишам мечты.
Но, изумрудами запястий залитая,
Меня волнует дев мучительная стая:
Кристально чистые так бешено горды.
И я порвать хочу серебряные звенья.
Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
И режут сердце мне их узкие следы.
Петь сонеты. Жарг. муз. Шутл. Лгать, обманывать кого-л. Максимов, 311.
Сонет, Венок Сонетов, Корона Венков Сонетов
СОНЕТ (итал. sonetto, от sonare — звучать, звенеть) — итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в 13в. в Сицилии (предположительно). Как каноническая форма сонет достиг совершенства у Петрарки. Блестящие сонеты писали Данте и Микельанджело. Из Италии сонет перешел во Францию, где утвердился как классическая форма стиха в творчестве П.Ронсара (16в.), в Англию (В.Шекспир), в Германию (М.Опиц — 17в., И.Гете — 19в.). В России первый сонет написан В.Тредиаковским в 1735г., это — перевод с французского классического сонета Барро, перевел его Тредиаковский своим «тонизированным» тринадцатисложником с женскими рифмами. В дальнейшем сонеты писали А.Сумароков, Г.Державин, В.Туманский, А.Дельвиг, А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Фет, Я.Полонский, К.Павлова, Ап.Григорьев. В 20в. сонеты писали К.Бальмонт, А.Блок, Вяч.Иванов, В.Брюсов, М.Волошин, М.Кузмин, Н.Гумилев, И.Анненский, А.Ахматова, С.Кирсанов, Л.Вышеславский и др.
Сонет является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть сонета состоит из двух катренов (четверостиший), вторая из двух терцетов (трехстиший). Стихотворный размер сонета — обычно пятистопный, реже шестистопный ямб. Каноническая форма рифмовки: для катренов две равнозвучные рифмы (опоясанная и смежная), для терцетов — две или (реже) три рифмы, отличающиеся от рифм в катренах. Рифмы в сонете должны быть звучными, звонкими, оправдывающими название этой стихотворной формы. Для строгого сонета существует правило, по которому при наличии опоясанных рифм в катренах третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго терцета (ccd cdc, или cdc dcd, или ccd cdd, а при трех рифмах — ccd ede); при перекрестных же рифмах в катренах первые две строки терцетов имеют смежные рифмы, последние же строки терцетов рифмуются так: ccd ccd, или cdc ddc, а при трех рифмах — ccd eed.
Василий Кириллович Тредиаковский
(1703-1768)
Большую роль играет внутренняя композиция сонета. Каждая строфа сонета — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъема. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка ее, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности (сонетный замок). В сонете нетерпимы повторения слов или выражений, за исключением случая, когда того требует само построение стиха (анафора, параллелизм и т.п.). Несмотря на каноническую чеканку формы сонета, многие поэты стремились внести в него некоторое разнообразие. Так, Шекспир писал сонеты в форме трех четверостиший и заключительного двустишия с разнообразными свободными рифмами. Имеются варианты сонета: хвостатый сонет — два четверостишия и три терцета; сплошной сонет — на двух рифмах; опрокинутый сонет — два терцета и два четверостишия; безголовый сонет — одно четверостишие и два терцета; половинный сонет — четверостишие и терцет; хромой сонет — неравностопность четвертого стиха в катренах и т.д. Однако все эти ухищрения не поколебали классической формы стиха сонета, которая остается незыблемой. Существует своеобразная и весьма трудная циклическая форма сонета — венок сонетов, требующая от поэта огромной изобретательности и мастерства.
Вильям Шекспир
(1564-1616)