Как называется целостный подход к пациенту
Медицинская деонтология: понятие и основные принципы
Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.
Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.
Принципы деонтологии в медицине
В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.
У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.
Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.
В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.
Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.
Принципы этики и деонтологии медицинских работников
Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.
Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий. Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.
Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным. Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И. Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.
Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.
Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:
Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.
Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П. Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций. Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.
Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.
Холистический подход к лечению человека
На страницах нашего сайта часто встречается термин «холистический подход» к лечению человека. Что стоит за этим понятием, и как этот принцип отражается в работе врачей нашей клинике?
В переводе с древнегреческого языка «холистический» означает «целостный» («ὅλος» — «целый, цельный»). В роли целого в нашем случае выступает человек. Именно его, а не болезнь как таковую, врач и старается вылечить, т.е. исцелить. В рамках холистической парадигмы человека можно рассматривать и в «горизонтальной плоскости» — как единый живой организм, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых частей — клеток, тканей, органов, систем органов; и в «вертикальной» — как единство физической, энергетической, психической и духовной составляющей. И в том, и в другом случае (которые не исключают, а дополняют друг друга) для понимания устройства человека важно иметь представление об основных принципах существования целого и его частей.
Холистический подход — введенный в экологию Е. Берджом (1915) целостный подход к изучению сообщества живых организмов как неразрывного целого.
Применительно к медицине означает такой подход к лечению человека, при котором принимаются во внимание не только физические симптомы заболевания (и соответствующий диагноз), но также психологические и социальные причины и условия его возникновения.
Принцип эмерджентности
Базовый принцип холизма в формулировке, приписываемой древнегреческому философу Платону звучит, как: «Целое есть нечто большее, чем сумма составляющих его частей». В науке этот же принцип, иллюстрирующий появление новых свойств и возможностей целого в результате объединения его частей, именуется «эмерджентность».
Например, сладкий вкус, присущий молекуле глюкозы, есть свойство целого, которое никак нельзя получить простым суммированием «вкусов» составляющих ее атомов водорода, кислорода и углерода. Или фраза — это нечто большее, чем сумма составляющих ее слов. Поскольку именно взаимосвязи между словами рождают новое качество — смысл послания.
Не чужд этот принцип и сообществу клеток. Нейрон червя вида C. elegans nematode по своему устройству и «способностям» практически не отличается от нейрона человека. Чего не скажешь о строении и возможностях головного мозга человека и червячка. Откуда тогда такие несопоставимые по сложности мозговые процессы и модели поведения? Все дело в количестве взаимосвязей между отдельными клетками, которых в головном мозге человека 10 10 (примерно столько же звезд в нашей галактике Млечный Путь), а в мозге червячка — всего 302.
Следствием того же принципа применительно к лечению становится холистический подход к здоровью и болезни. И то, и другое — есть характеристики целого — человека. Недаром еще один древнегреческий философ и врач Пифагор считал, что «здоровье есть гармония, равновесие, а болезнь — нарушение гармонии». А понятие гармонии как раз и говорит о принципах взаимосвязи частей в составе целого — клеток и органов в организме; физической, энергетической, психической и духовной составляющей в человеке.
В традиционной медицине «здоровье» является синонимом цельности, и предполагает не только стройное «звучание» «оркестра» физического организма, но и гармоничное взаимодействие человека с миром, будь то природа, социум и его собственные ценности и смыслы.
Задача врача, придерживающегося холистического принципа, — исцелить человека, выявив и устранив причину дисгармонии. Для этого важно учитывать и физические симптомы болезни, и психологический настрой пациента, и его взаимоотношения с миром (социальную сферу жизни). Некоторые врачи добавляют в этот список и экзистенциальные факторы (жизненные ценности, смыслы, задачи).
Физические симптомы
Симптом — это сигнал неблагополучия, помогающий врачу сориентироваться в поисках его причины. Устранение симптома (симптоматическое лечение) иногда бывает необходимой, но недостаточной скоровспомощной мерой, когда симптом несет непосредственную угрозу жизни или значительно снижает ее качество. Ведь симптом, по меткому замечанию авторов книги «Болезнь как путь» Рудигера Дальке и Торвальда Детлефсена, — это «сигнальная лампочка», которая «загорается» на «приборной панели» организма в случае возникновения сбоя в его работе. «Выкрутить лампочку» — не равно вылечить человека. Если ограничиться устранением симптома, то есть риск получения последствий, описанных в той же книге — «симптомы кочуют от органа к органу, а пациенты — от специалиста к специалисту».
В холистическом подходе симптомы становятся союзниками врача в поисках истинных причин болезни. Причем это одинаково справедливо для врачей, как классической, так и традиционной медицины. Например, и те, и другие знают о взаимосвязи глаз и печени. Не только темные круги вокруг глаз, но и снижение зрения могут стать следствием неблагополучия в системе печень/желчный пузырь. Недаром говорят, что «глаза — это зеркало печени». Или другой пример — кожные болезни. Далеко не всегда уместно начинать их лечение с попытки устранить симптом — зуд, шелушение, высыпание с помощью гормональных мазей. Ведь в этом случае корень болезни остается нетронутым и дает более глубокие «побеги» в виде астматического компонента, суставных болей и системного поражения центральной нервной системы.
Психические факторы
Конечно, не «все болезни от нервов». Но на долю психосоматических расстройств приходится значительное их количество. Термин «психосоматика» происходит от сочетания двух греческих слов: «ψυχή» — «душа» и «σῶμα» — «тело», и говорит о взаимосвязях между «физикой» и «психикой» и их немалой роли в возникновении как телесных, так и душевных недугов.
Не секрет, что физические болезни отражаются на нашей психической сфере. Но также справедливо и обратное: зачастую психическая дисгармония оказывается первичной по отношению к телесным симптомам. Механизм «материализации» психологических проблем в физические болезни отчасти разгадан современной наукой. Например, уже многократно доказана взаимосвязь между хроническим стрессом (как следствием неспособности человека справиться с жизненными проблемами) и состоянием иммунной системы, напрямую влияющим на устойчивость организма к действию внутренних (раковая трансформация) и внешних (вирусы, бактерии, грибки, холод, токсины и пр.) разрушительных факторов.
В холистическом подходе психическим факторам уделяется большое внимание. Ведь если причина в психике, то сколько тело не лечи, она будет продолжать «материализовываться» в новых видах. При этом может сложиться впечатление, что старая болезнь побеждена и пришла новая напасть, никак не связанная с предыдущей. Даже если причина недуга лежит на физическом плане, психологическое состояние человека создает «условия», препятствующие или благоприятствующие ее превращению в болезнь.
Поэтому холистический подход часто предполагает совместные усилия врача и психолога в лечении человека. Иногда эти две ипостаси могут совмещаться в одном специалисте.
Холистический подход не строится на принципах черно-белой логики — «или/или». Его крепкий фундамент — это принцип синтеза — «и/и». Поэтому в рамках целостного подхода речь идет не о противопоставлении методов современной и традиционной медицины, а об объединении усилий врачей разных специальностей в лечении человека. В нашей клинике накоплен опыт совместной работы врачей классической и традиционной медицины. Например — ЛОРов и гинекологов — с иглорефлексотерапевтами, гомеопатами, остеопатами, фитотерапевтами.
Голографический принцип
Еще одним принципом холизма служит т.н. голографический принцип: «часть несет в себе информацию о целом».
Отличие голограммы от обычной фотографии: если фотографию разрезать на части, мы получим кусочки пазла, которые воспроизведут изображение только при правильном их воссоединении. А если разрезать на много маленьких частей голографическую пластину, то, облучая каждую из них опорным лучом (который участвовал в получении самой голограммы), мы получим исходное целостное изображение более низкого качества.
Ярким примером воплощения этого принципа является каждая клетка многоклеточного существа, которая потенциально способна дать начало новому организму, поскольку, являясь потомком клетки-родоначальницы (оплодотворенной яйцеклетки), содержит в своем ядре необходимую и достаточную для этого чуда генетическую информацию. При определенных условиях эта потенциальность способна реализоваться, что доказали опыты по клонированию (успешные для животных некоторых видов, но не человека). Например, широко известная овечка Долли появилась на свет из клетки-химеры — зиготы (оплодотворенной яйцеклетки), у которой ее «родное» ядро было заменено на ядро клетки молочной железы взрослой овцы. В результате Долли стала ее точной копией (клоном).
Голографический принцип лежит в основе некоторых диагностических и лечебных методов холистической медицины, применяемых в нашей клинике:
Данные диагностические методы позволяют не только выявить локализацию и характер нарушений в организме, но и контролировать ход лечения.
Ключевым понятием холистического подхода является объединение: знаний и методов классической и традиционной медицины, врачей разных специальностей, физиологии и психологии… И, что не менее важно, — объединение усилий врача и пациента на пути исцеления. Ведь не секрет, что врач укажет направление, даст толчок, поможет телу выдержать «путешествие», а человеку — на него решиться, и возьмет на себя ответственность за все эти действия. Но пройти путь от болезни к здоровью, в постоянном движении тела, мыслей и чувств может лишь сам человек.
Научная электронная библиотека
Тема занятия №12. Психологические основы психотерапии
Место проведения: учебная аудитория.
Продолжительность: 2 часа
Цель: Ознакомить с основными направлениями психотерапии. Изучить основные методы психотерапии. Представить обзор современных направлений.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Темы проектов, рефератов:
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Исходный контроль уровня знаний:
Виды психологической помощи
Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации.
В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психологических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для повышения порога фрустрационной толерантности, формирования стрессо- и неврозоустойчивости.
Основными способами оказания психологической помощи в клинической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция (психокоррекция) и психотерапия. Все они направлены на различные стороны личности, но различаются по целям и способам воздействия. Все виды психологической помощи могут применяться раздельно и в сочетании.
Психологическое консультирование- главной целью его является научно организованное информирование клиента (пациента) о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь (принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей). Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по своему усмотрению, помогает человеку выбирать и действовать по своему усмотрению, помогает обучаться новому поведению, способствует развитию личности.
Консультирование в большей степени ориентируется на психологическое воздействие, так как учитывает цели пациента. Вследствие этого в процессе консультирования с помощью специальных методов воздействия осуществляется нормализация психического состояния индивида, расширение представлений о себе, ситуации, вариантах преодоления жизненных сложностей, внутриличностных конфликтов и приобретения навыков психологической защиты и компенсации.
Психологическая коррекция (псикоррекция)- понимается как деятельность специалиста по исправлению (корректировке) тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Ее целью является выработка и овладения навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.
Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипулирования, управления и формирования, что обычно связано с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобретении знаний и навыков саморегуляции) изменить параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики.
Психотерапия— система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.
В психотерапии обычно имеет место стремление к глубокому анализу проблем пациента с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.
Цели и методы психотерапии
Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно:
1) терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
2) устраняет эмоциональный дискомфорт;
3) поощряет свободное выражение чувств;
4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.
При решении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам.
1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.
2. Второй метод терапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.
3. И наконец, терапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.
Несмотря на различия в теориях, целях и процедурах, психологическое лечение сводится к тому, что один человек пытается помочь другому (даже в том случае, когда речь идет о групповой психотерапии, при которой каждый участник является своего рода психотерапевтом по отношению к другому члену группы).
Показания к психотерапии
Комплексный подход в лечении различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), обусловливает необходимость корригирующих воздействий, направленных на каждый фактор, соответствующий его природе. Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями. Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания.
Личностный подход в психотерапии
Личностный подход в психотерапии реализуется в трех основных направлениях: 1) изучение личности больного, закономерностей ее развития и специфики нарушений в целях оптимизации психотерапевтических воздействий; 2) учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов; 3) ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения. Первые два аспекта касаются использования практически всех психотерапевтических методов. Третий относится к психотерапевтическим направлениям, целью которых является достижение личностных изменений.
Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов. Понятие «личностный подход» в данном аспекте является более широким и распространяется на все психотерапевтические методы, в том числе и на симптомоцентрированные, решающие скорее тактические задачи. Это означает, что любое психотерапевтическое воздействие должно учитывать личностные особенности пациента и специфику личностных нарушений, анамнез жизни и болезни, установки и отношения, особенности поведения и эмоционального реагирования.
Групповая психотерапия
Групповая и индивидуальная психотерапия представляют собой две основные формы психотерапии. Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в психотерапевтических целях групповой динамики в лечебных целях (то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта).
Групповая психотерапия имеет прежде всего лечебные цели и в рамках конкретного психотерапевтического направления решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью своих средств. Если психотерапия направлена на раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию неадекватных, нарушенных отношений личности, обусловливающих его возникновение и субъективную неразрешимость, то эта цель является общей и для индивидуальной, и для групповой психотерапии. Таким образом, индивидуальная и групповая формы психотерапии решают общие психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость конфликта, а также фиксирующих его), используя свою специфику.
Основные направления в психотерапии. Психодинамическое направление в психотерапии
Основано на теории 3. Фрейда о динамическом бессознательном и психологическом конфликте. Человек заболевает неврозом в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им. Человек может войти в конфликт с многочисленными социалъными ограничениями и табу-запретами. Главная цель терапии заключается в том чтобы помочь больному осознать бессознательные конфликты (очаги скрытого напряжения в бессознательном), которые основаны на нереализованных детских желаниях и проявляются как болезненные симптомы, а также содействовать развитию более разумных, присущих взрослым моделей поведения.
Пациент посещает врача 3-5 раз в неделю в течение ряда лет, каждый прием длится обычно несколько часов. Больной лежит на кушетке, аналитик сидит у изголовья, вне поля зрения пациента. Анализируемый старается говорить свободно, без ограничений все, что ему приходит в голову в виде свободных ассоциаций, для того чтобы аналитик смог проследить мысли пациента вплоть до самых их истоков. Сюда входят ассоциации, которые возникают в процессе анализа в связи со снами или перенесением чувств. Психоаналитик использует интерпретацию и уточнение, с тем чтобы помочь пациенту осознать и разрешить конфликты, которые влияют на его жизнь на подсознательном уровне. От пациента при терапии требуется стабильность терапевтического сотрудничества и психологическая заинтересованность в результатах. Он также должен быть в состоянии перенести стресс, возникающий в процессе терапии, без психологических срывов, импульсивности и регрессии.
Психоаналитическая психотерапия. Имеет менее интенсивный характер, в отличие от классической аналитической терапии, и может проводиться в форме или экспрессивной психотерапии, ориентированной на адекватную :амооценку, или психотерапии отношений, которая направлена на психологическую поддержку пациента в сложных психологических ситуациях. Сеансы терапии проводятся 1-2 раза в неделю, пациенты сидят лицом к психотерапевту. Цели терапии аналогичны таковым при классическом анализе (решение бессознательного конфликта), но основной акцент делается на повседневную реальность и меньшее значение придается развитию трансферных отношений.
Круг показаний для проведения психоаналитической терапии существенно расширен. В частности, поддерживающая психотерапия показана пациентам с уязвимой психикой, находящимся в кризисных состояниях, страдающих расстройствами личности и психическими заболеваниями. Эта терапия может продолжаться длительно (годы), особенно в хронических случаях. Поддержка может иметь форму совета, переубеждения, ограничений, усиления чувства реальности и помощи с формированием социальных навыков.
Кратковременная динамическая психотерапия. При данном варианте число психоаналитических сеансов (обычно 10-40) оговаривается с пациентом до начала лечения. Предварительно избирается и специфическая конфликтная сфера, которая актуальна для пациента и должна быть в центре терапии. Этот вид психотерапии требует от врача большей активности в направлении ассоциаций пациента в сторону конфликтной сферы. К пациенту также предъявляются более высокие требования по поводу заинтересованности его в лечении, способности выдержать психологическое напряжение и усиление тревоги во время терапии. Метод не подходит для пациентов с суицидальными мыслями, проявлениями импульсивности, склонности к психотическим состояниям, злоупотреблению психоактивными веществами.
Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, феноменологическое) направление в психотерапии
Это направление менее однородно, в его рамках существует множество методов и технологий. Представители гуманистического направления склонны видеть человека существом прирожденно активным, стремящимся к позитивному личностному росту, самоактуализации. Патология понимается ими как уменьшение этих возможностей для самовыражения, подавление внутренних переживаний или потери соответствия (конгруэнтности) им, поэтому все усилия психотерапевта направлены на личностный рост и интеграцию личности пациента, а не просто на лечение болезни.
В гуманистическом направлении можно выделить три основных психотерапевтических подхода:
1. Философско-психологический подход использует преимущественно экзистенциальные принципы (значение смысла своего существования и возможности самоактуализации) через эмпатическое обращение к другому человеку при проведении терапии. Интеграция «Я» достигается «здесь и теперь» в процессе встреч пациентов с психотерапевтом и взаимного диалога (логотерапия В. Франкля, клиент-центрированная терапия К. Роджерса и др.).
2. Соматический подход использует невербальные техники интеграции «Я» через тело с помощью сосредоточения внимания на телесных ощущениях физических и двигательных способах отреагирования чувств и т.п.(гештальт-терапия Ф. Перлса, биоэнергетический анализ Лоуэна и др.)
3. Духовный подход при «Я»-интеграции предполагает приобщения к духовному, трансперсональному опыту с помощью медитации, других техник «расширения» (трансцендирования) сознания до «космического» уровня «трансцендентальная медитация, психосинтез Р. Ассаджоли и др.).
Поведенческое направление в психотерапии
На первых этапах под термином «поведение» в поведенческой (бихевиористской) терапии понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики. В настоящее время в понятие «поведение» включаются эмоционально- субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления. Попытка учесть эти «промежуточные переменные», расположенные между стимулом и реакцией в психотерапии привела к созданию в 1960-1970-х годах методик, получивших название «скрытое кондиционирование» («скрытое обусловливание», саморегуляция). Их суть заключается в тренировках мысленного представления пациентом того поведения, которое кажется ему нежелательным. Это помогает ему натренировать эмоциональный ответ, чтобы в реальной обстановке уменьшить психотравмируюшее воздействие ситуации. Метод применяется для лечения фобий, повышенной тревожности и неуверенности в себе.
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
В настоящее время как за рубежом, так и в нашей стране отмечается все большая тенденция к обобщению положительного опыта различных психотерапевтических школ и направлений. Примером такого синтеза в нашей стране явилась личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, имеющая в своей основе систему патогенетической психотерапии, опирающейся на «Я»-концепцию и систему межличностных отношений (по В.Н. Мясищеву). Поэтапное осознание и эмоциональное отреагирование психотравмирующей ситуации в системе патогенетической психотерапии служит основой регуляции потребностей, которая на своих высших уровнях связана с самовоспитанием, формированием сознательных отношений (Мясищев В.Н., 1960). Определение «реконструктивная» рассматривается в плане воссоздания прошлого опыта пациента для понимания причин, которые привели к тупику в развитии личности с последующей разработкой стратегии восстановления и дальнейшего строительства будущего.
Целями и задачами личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии являются.
1. Глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, функционирования системы отношений.
2. Выявление и изучение механизмов, способствующих возникновению и сохранению состояния дезадаптации личности (невротической симптоматики).
3. Достижение у пациента осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеванием (проблемой).
4. Помощь пациенту в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, изменении отношения к ней, коррекция неадекватных реакций форм поведения.
5. Помощь пациенту в изменении отношений в сторону их зрелости, ведет к восстановлению полноценности его социального функционирования
сферы самосознания больного в плане понимания им истинных источников своих болезненных симптомов, конфликтов. Осознание и эмоциональное отреагирование психотравмирующей ситуации является основой для регуляции перестройки отношений личности на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Глубина осознания может быть разного уровня:
1-й уровень может касаться только некоторых представлений пациента о своем дезадаптивном поведении в условиях патогенной ситуации:
2-й уровень отражает осмысление пациентом тех неадекватных отношений, которые лежат в основе его невротического поведения;
3-й уровень глубины понимания генеза своего невроза пациентом связан с осознанием им нарушений в сфере мотивов и потребностей, в силу их неадекватного формирования с детства в ходе развития личности и процесса формирования системы отношений.
Настроенность на самоанализ, рефлексия и достаточный уровень интеллекта прогностически благоприятны в плане возможности достижения более высоких уровней осознания в ходе психотерапии.
Современные основные направления психотерапии
Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Однако было бы неверно рассматривать видовые различия арт-терапии только с точки зрения принадлежности к видам искусства. Виды арт-терапии в медицине и психологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека и формы его организации (индивидуальная, групповая). Однако основой для всех видов арт-терапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека.
Практическая часть
1. Упражнение «5 шагов»
Процедура включает следующие этапы:
2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.
4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.
5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.
6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты. Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2-3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант. В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.
2. Упражнение «В детстве я хотел быть. »
Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен «вжиться» в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы
Тестовый контроль знаний
1. К способам психологической помощи относятся все нижеперечисленные за исключением:
а) психологического консультирования
б) психологической коррекции
в) психологической защиты
г) психотерапии в узком смысле
д) психотерапии в широком смысле
2. Способ психологической помощи, при котором происходит формирование «личностной позиции» называется:
а) психологическим консультированием
б) психологической коррекцией
в) психологической защитой
г) психотерапией в узком смысле
д) психотерапией в широком смысле
3. В рамках психологической коррекции происходит формирование:
а) личностной позиции
б) навыков адаптивного поведения
г) фрустрационной толерантности
4. Психотические психопатологические симптомы и синдромы требуют использования:
а) психологического консультирования
б) психологической коррекции
в) психотерапии в узком смысле
г) психотерапии в широком смысле
д) ни один из ответов неверен
5. Изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо называется:
6. Информирование клиента является существенным методом психологической помощи при:
а) психологическом консультировании
б) психологической коррекции
в) психотерапии в узком смысле
г) психотерапии в широком смысле
д) ни один из ответов неверен
7. Перевод одного вида «энергии» (например, сексуальной) в другой с формированием замещающей деятельности называется:
а) суггестивная психотерапия
б) психотерапия с помощью поиска утраченного смысла бытия