Как называется близость между родственниками
Отношение современного общества и закона к родственным бракам
Религия и наука не одобряют браки между родственниками. Все потому, что слишком высок риск появления больного потомства.
Между тем, в истории известно немало фактов родственных браков. Не всегда они заключались по любви. Были на то финансовые и геополитические причины.
Что говорит закон?
В медицинской энциклопедии родственными (иначе — инбредными) называют союз между мужчиной и женщиной, имеющих хотя бы одного общего предка.
Библия и Коран порицают кровосмешение. В истории упоминаются племена, в которых в стремлении сохранить чистоту рода, было принято жениться или выходить замуж за родственников. Практически все они вымерли или находятся на грани вырождения.
До сих пор в большинстве цивилизованных стран мира браки между кровными родственниками до определенной степени родства не просто осуждаются общественностью, а:
Вето объясняется не только физиологическими, но и моральными соображениями.
В России ст. 14 Семейного кодекса не допускает заключение брака между состоящими в родстве по прямой восходящей/нисходящей линии гражданами:
Эта же статья запрещает свадьбы между:
В последнем случае запрет однозначен, но допускается создание семьи между родственником усыновителя и усыновленным.
Между тем, закон в нашей стране не препятствует созданию семьи между:
Хотя это принято, порицается обществом, но формально не запрещено, а потому возможно.
Условия и причины для скрепления уз между родственниками
Семейный кодекс РФ также не допускает вступление в семейный союз кровных родственников ни при каких обстоятельствам. В данном случае не является основанием для официальной регистрации отношений даже возможная беременность женщины.
Фактически браки между родственниками могут быть зарегистрированы. При подаче заявления в ЗАГС законом не установлена обязанность молодоженов подтверждать или опровергать имеющееся родство. Если они умолчат о наличии родственных уз, брак будет зарегистрирован, но впоследствии он может быть признан недействительным.
Официальная регистрация супружеских отношений между усыновителем и усыновленным возможно только при условии отмены усыновления.
Особенности заключения брака
В России юридическое значение придается лишь официально зарегистрированному браку.
Закон запрещает сотрудникам ЗАГСа официально регистрировать отношения между родными братьями и сестрами, родителями, бабушками, дедушкамии детьми. При этом не запрещены браки, например, между двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Процесс подачи будущими супругами заявления и узаконивание отношений в такой ситуации ничем не отличаются от традиционных действий при регистрации брака.
В нашей стране существует еще одна неофициальная форма брака — гражданский. Она не запрещена законом, альтернативна и приемлема среди пар, состоящих в близких родственных связях.
Почему брак между родственниками считается нежелательным?
Мнение о том, что чем ближе в кровном родстве состоят родители, тем психически и физически слабее их потомство, существует ни одно десятилетие. Данный факт объясняется тем, что слишком высока вероятность встречи одних и тех же патологических генов.
Речь идет об очень серьезных пороках: гемофилия, синдром Дауна, слабоумие и прочие патологии со стороны нервной системы.
Если при обычном браке вероятность рождения ребенка с серьезными отклонениями:
составляет не более 4%, то в близкородственном браке риск возрастает в 5 раз.
По данным генетика И.Гершковича, в таком браке увеличивается по сравнению с неродственным:
Еще один генетик — Владимир Павлович Эфроимсон, выявил стабильную закономерность в частоте болезней, врожденных уродств, умственных и физических отклонений у появившихся в результате родственных браков детей. Стоит отметить, что его точку зрения на этот вопрос разделяют специалисты во многих странах.
При изучении наследственных заболеваний огромное значение уделяется родственным бракам, когда родители имеют хотя бы одного общего предка. Роль кровосмешения особенно значительна при изучении редких наследственных заболеваний.
Одним из обязательных условий заключения брачного договора является уплата государственной пошлины.
Развесь можно, даже проживая в разных городах. Как происходит процедура прекращения брака в этом случае, читайте здесь.
Из нашей подробной статьи вы сможете узнать, как разделить автомобиль при разводе.
Интересные факты о родственных браках в различных странах и культурах
Наукой доказано, что супружеские отношения между родственниками ведут к:
Наши предки знали об этом, запрещая браки между родными братьями и сестрами, беря в жены девушек издалека, из других населенных пунктов. У живущих в изолированном пространстве народов Африки или Севера не зря существовал обычай: пришлый мужчина обязан зачать ребенка избранной женщине.
Между тем, в истории есть масса примеров родственных браков:
По данным исследований американского генетика Курта Штерна, невысока и составляет всего до 0,05% частота браков между братьями и сестрами в США, Бразилии, Швеции, Нидерландах.
Проблема заключения браков между двоюродными родственниками назревает в Узбекистане и Азербайджане.
Если ранее это явление было характерно для небольших населенных пунктов, то теперь оно наблюдается и в городах. Родители часто стремятся выдать дочь за родственника, чтобы уберечь ее от жестокого обращения. Как следствие, в Азербайджане проживают тысячи больных гемофилией.
Создание семьи — один из важных этапов в жизни человека. Во всех цивилизованных странах брак между родственниками считается вне закона. Не исключение и Россия. Прямой запрет на регистрацию брака между состоящими в близком родстве людьми обозначен в ст. 14 Семейного кодекса РФ. Между тем, отсутствуют юридические препятствия для создания семей братьями и сестрами, не имеющими общих родителей: двоюродными, троюродными.
Кровосмешение. Когда невозможно заключение брака
Оглавление
1. Степени родства
2. Могут ли два родных брата жениться на двух родных сестрах из другой семьи?
3. Почему до ветхозаветной заповеди брак с близкими родственниками не был грехом
4. Духовное родство. Когда запрещены браки духовных родственников
Кровосмешение – это один из грехов любодеяния, плотская связь между ближайшими родственниками и свойственниками. Это смертный грех, относящийся к содомским грехам.
Есть определенная степень родства, которую преступать нельзя во избежание смертного греха кровосмешения. Эти степени родства указаны ещё в Ветхом Завете (Лев. 18, 8-16). 67-е Правило святителя Василия Великого отлучало согрешивших кровосмешением от Святых Таин на 20 лет. Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского (Пято-Шестого) Собора окончательно определило, какие браки не являются допустимыми, наложило на согрешивших 7-летнюю епитимью и обязало расторгать это «беззаконное супружество».
Правило 19 Святых Апостолов
Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быти в клире.
Священноисповедник Никодим (Милаш) поясняет:
«Это правило основывается на предписаниях Св. Писания (Лев. 18, 7-14; 20, 11—21; Мф. 14, 4; 22, 24; Марк. 12, 19), и потому проистекает из божественного права. Изъясняя предписания Св. Писания, оно в форме закона запрещает принимать в клир того, кто, имея прежде женою одну сестру, после ее смерти взял другую сестру, или того, кто женился на дочери своего брата или своей сестры. Как мы увидим в толковании 54-го правила Трулльского Собора и 5-го правила Феофила Александрийского, подобные браки и сами по себе считались незаконными, и вообще воспрещались и мирянам, тем менее подобные браки могли быть терпимы среди духовных лиц. Принимая во внимание время издания этого правила, нужно полагать, что оно, как и многие другие Ап. правила, имело в виду новокрещенных из язычников, которые, вступив как язычники в подобные браки, оставались в таких незаконных браках и некоторое время после крещения; но если бы кто, приняв крещение, оставил заключенный в язычестве незаконный брак, то таковой мог свободно вступать в клир, потому что грех языческой жизни изглаживается святым крещением».
Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора
Божественное Писание ясно научает нас: «да не приступиши ко всякому ближнему плоти своея открыти срамоты его» (Лев. 18, 6). Богоносный Василий, в правилах своих, некоторые из запрещенных браков исчислил, а весьма многие прешел молчанием, и чрез то и другое устроил нам полезное. Ибо, избегая множества постыдных именований, дабы таковыми названиями не осквернити слова, он означил нечистоты общими наименованиями, чрез кои показал нам беззаконные браки в общем виде. Но понеже, чрез таковое и неразличительное запрещение беззаконных браков, естество само себя смешивало; то мы признали нужным открытее изложити сие, и определяем отныне: аще кто совокупляется в общение брака со дщерью брата своего, или аще отец и сын с материю и дщерию, или с двумя девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двумя сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимии, явно по разлучении их от беззаконнаго супружества.
Священноисповедник Никодим (Милаш) объясняет это правило:
«…Св. Писание называет гнусностью и срамом, сквернящими самую природу, когда не хранится чистота родственных связей, когда допускается противоестественное смешение крови между лицами, связанными между собою узами родства. Это учение Св. Писания есть выражение законов самой природы, определяющей взаимные нравственные отношения между лицами, в жилах которых течет одна кровь, или же соединившими в себе кровь нескольких семейств чрез брачный союз мужа и жены, составляющих в браке одну плоть (Быт. 2, 24). Плотские сношения между лицами, происходящими от одного родоначальника (родство в строгом смысле слова), или же от двух родоначальников чрез брак их потомков (свойство), извратили бы и уничтожили бы нравственные отношения, и род человеческий сравнялся бы с животными, у которых существует только разность пола и связь между полами, но нет никаких разумных, нравственных отношений; люди же возвышаются над животными, между прочим, и тем, что кровные узы между родственниками не суть только узы плотские, а и моральные. …
В виду этого, родственные связи между определенными лицами имеют особенное значение в брачных вопросах, в которых родство является, с одной стороны, естественным последствием брака, а с другой — препятствием к браку в известных случаях. По закону Моисея, кроме родства по прямой линии, брак воспрещался (как в родстве по крови, так и по свойству) и в боковых линиях до третьей степени включительно (Лев. 18 и след.; 20 и след.). Однако, упомянув об этой степени родства, Моисей не ограничил этой степенью воспрещение брака, так как он высказывает общее правило, когда говорит, что никто не должен приближаться к родственнице своей по плоти, чтобы открыть наготу ее (Лев. 18, 6; 20, 20). Из этого видно, что Моисей упомянул только те степени родства, в которых брак должен быть безусловно воспрещён, браки же в прочих степенях предоставил регулировать согласно общим природным законам; подлежащие власти, согласно обстоятельствам места и времени, решают — воспретить ли или допустить тот и другой брак. Если, таким образом, Моисей и не воспретил браки в дальнейших степенях после третьей, то категорически и не допустил их, но высказался, следовательно, ни за, ни против таких браков (ср. 87-е правило Василия Великого).
В христианской церкви, с самого начала, запрещен был брак в 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский, в одном из своих писем, на вопрос: может ли отец женить своего сына на внучке своей дочери, только от разных матерей, — отвечает, что в первые века брак был воспрещен не только между родственниками по прямой линии, а и между родственниками боковой линии, что по церковным, равно и по гражданским законам, воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря — до 4-й степени боковой линии, и наконец, что при браках всегда обращалось внимание на то, чтобы не происходило смешение имен, т. e., чтобы вследствие брака не перепутались названия и естественные родственные отношения между двумя лицами, чтобы старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие не явились бы обладателями прав, которые им по родству не принадлежат, — словом, не заняли бы места старших. Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. В этом (87) правиле Василий Великий говорит нам, каким образом утвердились в церкви понятия о родстве и как появились относящиеся сюда правила о нем: «Итак, первое, и при том в делах сего рода весьма важное, что имеем предложити, есть соблюдаемый у нас обычай, имеющий силу закона, потому что сии постановления преданы нам от святых мужей» — и, приведя далее пример об этом, присовокупляет: «аще бы и не можно было рещи ничего другаго, довольно было бы и сего обычая для преграды злу». Согласно этому, правила о родстве и в частности в отношении к браку, утвердились в церкви сначала по преданию, перешедшему в обычай, и путем продолжительной практики получили, сами собой, силу закона. Из других правил Василия Великого, в которых говорится о недозволенных вследствие родства браках, видно, что в его время (в IV веке) круг родства был довольно определен по отношению к бракам, что брак в запрещенной степени родства рассматриваем был как прелюбодеяние и расторгался. …
Относительно свойства … мы находим правила, определяющие, в каких степенях свойства в боковой линии браки должны быть запрещены (Ап. 19; Неокес. 2; Василия Вел. 87). …
Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству, до VII века. … Трулльскому Собору… вследствие трудностей разобраться в неправильных браках… трулльские отцы сочли нужным издать специальное правило об этом, определив, в каких именно степенях родства должны быть запрещены браки, притом под угрозой семилетней епитимии для каждого ослушника, и конечно, сверх того, под угрозой уничтожения такого брака. Относительно кровного родства, правило воспрещает браки в 3-ей степени, а именно, чтобы никто не смел жениться на дочери брата своего. О браке между племянниками и племянницами правило ничего не говорит, из чего можно вывести заключение, что такой брак (в 4 степени), по суду церкви, не разрешался, однако и не расторгался, если был заключен. Относительно свойства, правило запрещает браки: отца и сына с матерью и дочерью (2-я степ.); отца и сына с двумя сестрами (3-я степ.); матери и дочери с двумя братьями (3-я степ.) и двух братьев с двумя сестрами (4 степ.). Следовательно, 4-я степень свойства есть грань запрещенных браков, согласно этому (54) трулльскому правилу. В виду же того, что после Трулльского Собора больше не было издано каких-либо общецерковных предписаний по данному вопросу, нужно признать, что строго канонически запрещенными являются браки в свойстве до 4-й степени включительно.
С течением времени в свойстве запрещен был брак до 6-й степени включительно, а именно определением константинопольского синода от 21 февраля 997 года при патриархе Сисинии II, в кровном же родстве до 7-й степени включительно определением константинопольского синода от 11 апр. 1166 г. при патриархе Луке».
2. Могут ли два родных брата жениться на двух родных сестрах из другой семьи?
Протоиерей Георгий Осипов пишет об этом:
«Нет не могут. с Церковной точки зрения. У православных, между прочим, запрещаются браки между дядей и племянницей; теткой и племянником; между двоюродными братом и сестрой; запрещается жениться на жене, оставшейся после брата, и вступать в супружество с мужем умершей сестры; воспрещается женитьба на своячинице, т.е. на сестре покойной жены, и вступление в брак с братом покойного мужа; два родные брата, за редкими исключениями, не могут жениться на двух родных сестрах из чужой семьи, или брат и сестра из одной семьи не могут быть повенчаны с сестрою и братом из другой семьи.»
Вопрос: «о. Георгий а не могли бы вы объяснить почему. У меня один племянник женат (трое детей), теперь другой племянник (его родной брат) собирается жениться на родной сестре жены брата. Получили родительское благословение, кровосмешения нет, в чём преграда?»
«Все верно Николай, инцеста нет, но это с точки зрения генетики.
А с духовной точки зрения есть, ведь в браке «двое стали в плоть едину», следовательно родители жены для мужа становятся родителями, и наоборот. При таком раскладе выходит, что родной брат женится на родной сестре. »
3. Почему до ветхозаветной заповеди брак с близкими родственниками не был грехом
Священник Анатолий Коньков отвечает на этот вопрос:
«В книге Левит (18 гл.) как раз говорится о грехе кровосмешения, т. е. близостью между родственниками по плоти. Кроме этого в той же главе указывается на грех мужеложства, скотоложства и прелюбодеяния. Господь говорит: Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив (Лев. 18, 5); если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего (Лев. 18. 29).
Установление Господне дано не случайно: до того времени, когда давалось такое предписание, совокупление между близкими родственниками не считалось грехом: иначе не могли бы расселиться люди, произошедшие от Адама и Евы. С этого момента Господь запретил подобные отношения, чтобы избежать разврата, который имел место у язычников, среди которых жил израильский народ. Совместное проживание родственников, видимо, становилось соблазном для многих людей, от чего Господь и решил оградить, дав такую заповедь».
4. Духовное родство. Когда запрещены браки духовных родственников
Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели крещения. Между ребенком и восприемником возникает особое отношение – отношение духовного родства. Духовное родство основывается на понятии о новом рождении крещеного младенца и на отношениях, в какие он вступает с своим духовным отцом, с восприемником, который посредствует при его новом рождении.
Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников природных. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 53-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка.
Не могут быть восприемниками родители для своих детей, так как в этом случае между ними возникнет духовное родство, что уничтожит брачный союз. Трулльский (VI Вселенский) Собор в своём 53-ем правиле поставил родство по духу важнее плотского.
Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора):
Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во первых, да отступят от сего незаконнаго супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих.
Епископ Никодим (Милош) поясняет:
«…мысль о родстве духовном, которое, по словам этого правила, важнее, чем родство по крови. Мысль эта выражена была в церкви с древнейших времен. На основании этой мысли возникло и брачное препятствие между восприемником и его духовной дочерью и препятствие постольку большее, поскольку духовное родство, как мы уже видели, важнее родства по крови… Трулльский Собор этим правилом предписывает, под угрозой наказания, чтобы восприемник не смел вступать в брак и с вдовой матерью крещеного ребенка; этим положено каноническое основание духовному родству, как препятствию к браку. Воспрещается, таким образом, канонически брак в духовном родстве между восприемником и его дочерью (первая степень), равно брак между восприемником и вдовой матерью крещеных детей (вторая степень)».
Протоиерей Владислав Цыпин пишет в книге «Церковное право»:
«Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. После того, как установилась практика иметь восприемника и восприемницу при Крещении, император Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это». Отцы Трулльского Собора в 53-м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых. В «Базилике» запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3 степень; воспринявший кого-либо от Святого Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением Константинопольского Синода, имевшим место при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.), наличие духовного родства до 7 степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь в первой степени — мать воспринятого и восприемника. Однако в указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым. Между тем, по законам Греческой Церкви, не только «духовные брат и сестра», т. е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но их потомки до 7 степени духовного родства не могут вступать в брак».
«Жениться на двоюродной сестре»: врач назвала опасности родственных браков
Инцестные союзы в мире до сих пор практикуются
Казалось бы – инцестные браки, которые на протяжении веков были самым обычным делом, сегодня ушли в прошлое, в те дикие времена, когда люди не знали, какими проблемами они грозят. Но нет. Как рассказывает врач-генетик одного из центров репродукции Анастасия Владимировна Волкова, они практикуются до сих пор. И некоторые люди до конца не представляют их медицинских последствий.
— Может, это объясняет тот факт, что у вроде бы здоровых родителей может родиться ребенок с наследственной патологией?
— Все очень просто. У каждого из нас легко обнаружить какие-либо мутации, и не одну, а, как правило, пять или шесть. Не болеем мы потому, что, кроме «плохих», имеются еще и «хорошие» копии генов. Но если мать и отец являются носителями одинаковых дефектных копий, малыш может унаследовать обе. В этом случае развивается так называемое аутосомно-рецессивное заболевание.
Вероятность появления на свет ребенка с наследственной патологией составляет 25%, если в браке состоят родные брат и сестра, и 6,25%, если родители являются кузенами.
— Что происходит при повторных инцестных браках?
— Дефектные гены распространенных генетических заболеваний постепенно утрачиваются, а те мутации, с которыми можно столкнуться очень редко, напротив, начинают накапливаться. Одним из наиболее известных примеров наследственных патологий является гемофилия, относящаяся к так называемым Х-сцепленным рецессивным заболеваниям (то есть тем, которые обусловлены мутациями в генах женской половой хромосомы). В чем их особенность? Ими болеют в основном мужчины – родственники по материнской линии. Первым зафиксированным носителем мутации была королева Виктория. Гемофилией страдали многие ее потомки, в том числе царевич Алексей – сын Николая II и Александры Федоровны (внучки Виктории).
Близкородственные браки нередко становились причиной накопления дефектных генов, полученных от общих предков. Например, последний представитель династии Габсбургов (некогда самой могущественной в Европе), для которых на протяжении веков были характерны кровосмесительные союзы, страдал одновременно макроцефалией, макрогенией и макроглоссией. Проще говоря, Карл II имел массивную голову, а чрезмерно большие челюсть и язык мешали ему не только членораздельно говорить, но даже нормально принимать пищу.
У египетского фараона Тутанхамона, чьи родители (а равно и их предки) состояли в близком родстве, имелся целый набор патологий, в том числе расщелина неба и косолапость.
Многие мутации постепенно полностью утрачиваются. Но происходит это не потому, что формируется своего рода иммунитет к определенной патологии, а в результате естественного отбора. Дело в том, что нередко носители дефектных генов просто-напросто не доживают до репродуктивного возраста или не могут иметь детей.
— Поэтому у тех или иных народов преобладают определенные наследственные заболевания?
— Допустим, для армян и турок характерна так называемая периодическая болезнь. Носителем мутантной копии гена среди них является каждый десятый. А вот в Иране гораздо чаще, чем в других странах, диагностируется фенилкетонурия. Если в пределах какого-то изолированного сообщества браки заключаются только между его представителями, риск передачи генетических заболеваний потомству закономерно возрастает.
На севере Зимбабве проживает племя, которое практически не имеет контактов с другими народностями. Со временем в популяции накопились мутации в гене, который несет ответственность за эктродактилию. Отсутствие трех пальцев на каждой из ног и изменение строения стоп стало причиной того, что представителей племени стали называть людьми-страусами.
Секта амишей Ветхого завета практикует только браки с единоверцами. Среди адептов этого вероучения встречается много людей, страдающих синдромом Эллиса-Ван Кревельда (основным его симптомом является карликовость), имеющих шесть пальцев на руках и более высокий риск развития болезни Альцгеймера. Поэтому, конечно, браки между родственниками, даже двоюродными браться и сестрами, врачи категорически не поддерживают. Тем самым эти люди обрекают на серьезные патологии развития свое будущее потомство.