Как называется азербайджанский историческое танец
Так, по танцу можно понять, кочевниками были предки того или иного народа или насельниками. Причем для этого не нужно быть большим специалистом в истории танца: танцам кочевых народов свойственны, например, движения рук, напоминающие движения рук всадника, когда тот держится за уздцы лошади. У азербайджанского народа таких движений нет, передает Day.Az со ссылкой на Azerhistory.
Танец пастухов, фото 1977 года В.Калинина
Яллы на скалах Гобустана в Азербайджане
Танец Яллы, фото 1939-1940 года
Помимо Яллы в Азербайджане со временем обрели популярность и другие национальные танцы. Они весьма разнообразны по тематике и по рисунку движений, в них выражаются самые разные эмоции. Можно назвать такие танцы, как Новрузу, Сэмяни, Джейраны, Гювенг, Хыдыр Ильяс, Коса-коса, Году-году и т.д.
Фото 1970-х годов
Танец Гюванк И.Шопен описал так: «При начатии пляски две пары, поджав ноги под себя, садятся одна против другой в довольно дальнем расстоянии и под такт музыки придают своему стану разные положения, прищелкивая пальцами рук; вместе с этим все пары, не вставая, подвигаются вперед и сходятся вместе, так, что колена их дотрагиваются; тут они придают телодвижениям своим более страсти и живости и, выказывая всю красоту стана, танцующая то перегибая голову назад, так, чтобы распущенными волосами касаться пола, то забрасывая ее вперед, скрывают свои пламенные взгляды под густым покрывалом волос«.
Азербайджанские танцы попадали также на картины и рисунки. Так, весьма знаменательны акварели и рисунки князя Г.Г.Гагарина, побывавшего в азербайджанских ханствах в 1840-х годах, изображающие женский танец: «Танцовщица Ниса», «Шемахинские баядерки», «Женщина из Шемахи».
Баядерка и юноша из Шемахи, акварель князя Г.Г.Гагарина 1840-х годов
Дюма в поездке сопровождал его друг, Жан-Пьер Муане (1819-1876), архитектор, художник, рисовальщик, оставивший изображение танцующих шемахинок.
Танец баядерок в Шемахе. Рисунок Жана Пьера Муане 1858 года
Азербайджанские народные танцы, явление поистине культурологического характера, часто становились объектами для фотоснимков, причем еще в XIX веке.
Пляшущие татары. Открытка рубежа XIX и XX веков
Есть и гораздо более древние сведения об азербайджанском народном танце. Так, о нем писал один из членов голштинского посольства Адам Олеарий: «Подле беседки плясала толпа охджи, или стрельцов из лука, которые держали свои луки вверх и. довольно искусно под музыку и в такт помахивали этими луками и опять оставляли их в прежнем положении«.
Оставил свои воспоминания и Энгельберт Кемпфер, немецкий путешественник, побывавший на Апшероне в 1684 году. На празднике, устроенном в его честь местными жителями, «вскоре стали даже петь, а под такт песням завели танцы, приятные для нас столько же в отношении зрения, сколько в отношении слуха, вследствие необычных телодвижений и хлопанья в ладоши«.
Что касается знаменитого танца Яллы, который был одновременно и игрой, то его очень выразительно описал в середине XIX века русский исследователь П.Востриков: «. юноши иногда устраивают игру известную под названием «яллы». Она состоит в том, что человек десять-двенадцать становятся в ряд, один за другим. Впереди идет выборное лицо с прутиком в руке. Ему должны беспрекословно подчиняться все остальные. и. исполнять все телодвижения, жесты, какие только вздумаются первому, т.е. главному танцору. в противном случае начальник будет бить не исполнивших его приказаний или ошибающихся своим прутиком«.
Танец Яллы, фото рубежа ХХ и ХХI веков
Танцы Яллы и его разновидности Кочари, Тянзяря в 2018 году были включены в список нематериального наследия ЮНЕСКО как нуждающиеся в срочной охране.
Большинство азербайджанских танцевальных мелодий не сохранилось до наших дней. О таких же, как Гызлар булагы, Зогалы, Кемюрю остались лишь воспоминания как о бытовавших некогда танцах. И это при условии, что в советское время, а тем более в эпоху независимости азербайджанскому национальному танцу уделялось огромное внимание.
Фото из газеты «Бакинский рабочий» 1920-1930-х годов
Азербайджанский народный танец: история и истоки
Так, по танцу можно понять, кочевниками были предки того или иного народа или насельниками. Причем для этого не нужно быть большим специалистом в истории танца: танцам кочевых народов свойственны, например, движения рук, напоминающие движения рук всадника, когда тот держится за уздцы лошади. У азербайджанского народа таких движений нет, передает Day.Az со ссылкой на Azerhistory.
Танец пастухов, фото 1977 года В.Калинина
Яллы на скалах Гобустана в Азербайджане
Танец Яллы, фото 1939-1940 года
Танец Гюванк И.Шопен описал так: «При начатии пляски две пары, поджав ноги под себя, садятся одна против другой в довольно дальнем расстоянии и под такт музыки придают своему стану разные положения, прищелкивая пальцами рук; вместе с этим все пары, не вставая, подвигаются вперед и сходятся вместе, так, что колена их дотрагиваются; тут они придают телодвижениям своим более страсти и живости и, выказывая всю красоту стана, танцующая то перегибая голову назад, так, чтобы распущенными волосами касаться пола, то забрасывая ее вперед, скрывают свои пламенные взгляды под густым покрывалом волос«.
Дюма в поездке сопровождал его друг, Жан-Пьер Муане (1819-1876), архитектор, художник, рисовальщик, оставивший изображение танцующих шемахинок.
Азербайджанские народные танцы, явление поистине культурологического характера, часто становились объектами для фотоснимков, причем еще в XIX веке.
Пляшущие татары. Открытка рубежа XIX и XX веков
Есть и гораздо более древние сведения об азербайджанском народном танце. Так, о нем писал один из членов голштинского посольства Адам Олеарий : «Подле беседки плясала толпа охджи, или стрельцов из лука, которые держали свои луки вверх и. довольно искусно под музыку и в такт помахивали этими луками и опять оставляли их в прежнем положении«.
Оставил свои воспоминания и Энгельберт Кемпфер, немецкий путешественник, побывавший на Апшероне в 1684 году. На празднике, устроенном в его честь местными жителями, «вскоре стали даже петь, а под такт песням завели танцы, приятные для нас столько же в отношении зрения, сколько в отношении слуха, вследствие необычных телодвижений и хлопанья в ладоши«.
Что касается знаменитого танца Яллы, который был одновременно и игрой, то его очень выразительно описал в середине XIX века русский исследователь П.Востриков : «. юноши иногда устраивают игру известную под названием «яллы». Она состоит в том, что человек десять-двенадцать становятся в ряд, один за другим. Впереди идет выборное лицо с прутиком в руке. Ему должны беспрекословно подчиняться все остальные. и. исполнять все телодвижения, жесты, какие только вздумаются первому, т.е. главному танцору. в противном случае начальник будет бить не исполнивших его приказаний или ошибающихся своим прутиком«.
Танец Яллы, фото рубежа ХХ и ХХI веков
Танцы Яллы и его разновидности Кочари, Тянзяря в 2018 году были включены в список нематериального наследия ЮНЕСКО как нуждающиеся в срочной охране.
Большинство азербайджанских танцевальных мелодий не сохранилось до наших дней. О таких же, как Гызлар булагы, Зогалы, Кемюрю остались лишь воспоминания как о бытовавших некогда танцах. И это при условии, что в советское время, а тем более в эпоху независимости азербайджанскому национальному танцу уделялось огромное внимание.
Фото из газеты «Бакинский рабочий» 1920-1930-х годов
История Азербайджана
Научно-популярный портал по истории Азербайджана
Азербайджанский народный танец: история и истоки
Оксана Буланова
История танца в Азербайджане уходит в глубину веков. Как и везде на планете, танец выражал собой не только радостные или печальные эмоции, любовь или ненависть к врагу. Танцы были неким магическим актом – с их помощью наши предки вымаливали у богов удачу на охоте или в войне, танцы были способом выразить богам уважение и любовь.
В дальнейшем с духовным развитием человечества танцы перестали нести в себе ритуальное начало и стали чистым творчеством, т.к. танец – не что иное, как разновидность народного искусства. Однако движения танца очень часто остались древними, несущими в себе не только ритуальное или обрядовое начало, но и отражающими быт и воззрения народа.
Так, по танцу можно понять, кочевниками были предки того или иного народа или насельниками. Причем для этого не нужно быть большим специалистом в истории танца: танцам кочевых народов свойственны, например, движения рук, напоминающие движения рук всадника, когда тот держится за уздцы лошади. У азербайджанского народа таких движений нет.
Танец пастухов, фото 1977 года В.Калинина
Точно так же на основе танцевальных движений можно понять, воинственным были предки народа, или нет. В азербайджанских народных танцах нет воинственных разновидностей, а вот у соседей на западе – есть. Этот танец называется «Ярхушта» и является боевым танцем. Зато в азербайджанских народных танцах много элементов от спорта, от состязаний. Всем этим оставалось время заниматься, только постоянно живя на земле. Точно так же, как и земледелием, скотоводством, поэтому в азербайджанских народных танцах присутствуют элементы, напоминающие движения виноградаря, пастуха или пахаря.
Элементы танца указывают также и на древность народа. Кстати, древность азербайджанского народа доказывают изображения одного из самых популярных и любимых танцев – Яллы – на скалах Гобустана. То, что в петроглифах запечатлен именно этот танец, доказал знаменитый ученый Тур Хейердал, неоднократно бывавший в Азербайджане.
Яллы на скалах Гобустана в Азербайджане Танец Яллы, фото 1939-1940 года
Помимо Яллы в Азербайджане со временем обрели популярность и другие национальные танцы. Они весьма разнообразны по тематике и по рисунку движений, в них выражаются самые разные эмоции. Можно назвать такие танцы, как Новрузу, Сэмяни, Джейраны, Гювенг, Хыдыр Ильяс, Коса-коса, Году-году и т.д.
Многие из этих танцев были посвящены природе и праздникам. Так, обрядовый танец Сэмяни был посвящен приходу весны и возрождению природы. Обрядовый танец Хыдыр Ильяс был олицетворением живительной весенней влаги и напрямую связан с ожиданием (вызовом) дождя. Приходу весны посвящался и танец Кос-Коса, а культу солнца – Году-году. В названии танца часто присутствовали цветы или плоды: Иннаби, Лаля, Бяневшэ и т.д.
Как правило, танцы азербайджанского народа – сольные, что опять же говорит о насельническом характере народа: у кочевых племен не бывает лидеров-«солистов», там все решается скопом, грубо говоря, давят массой. И танец все это отражает.
Помимо обрядовых, были и свадебные, пастушечьи, хороводно-игровые и другие танцы. При этом мужские и женские танцы резко отличались, что было обусловлено четким разделением жизненных ролей. Любопытно, что в женском танце главным было движение рук, а в мужском – ног. Соответственно и ритм танца сильно отличался: у женщин он был плавным, у мужчин – быстрым, резким.
Фото 1970-х годов
Многие путешественники и этнографы отмечали красоту и разнообразие азербайджанского народного танца. Так, Иван Шопен, российский историк и этнограф Кавказа, побывавший в азербайджанских ханствах в 1820-1830-х годах, в работе 1852 г. «Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху присоединения ее к Российской Империи» (Армянской областью в царской России стали называть Эриванское и Карабахское ханства после присоединения их к России и искусственного заселения армянами) описал несколько танцев: «Татарки (так называли в ту пору азербайджанцев) пляшут обыкновенно попарно, имея в руках кастаньеты, которыми производят удары, то быстрые, то медленные; иногда звуки вовсе умолкают и пляшущие остаются как будто неподвижны; вдруг, при ускоренном дребезжании кастаньетов – с судорожным движением всего тела и будто в наступлении они бросаются вперед, но один шаг – и обращаются в тихий нимф, которые легкими и стройными движениями выражают томление и страстную негу. В это мгновение самые души их, кажется, изнемогают и вылетают влажными взглядами, исполненными пылкого наслаждения. Пляска эта называется Мирзаи».
Танец Гюванк И.Шопен описал так: «При начатии пляски две пары, поджав ноги под себя, садятся одна против другой в довольно дальнем расстоянии и под такт музыки придают своему стану разные положения, прищелкивая пальцами рук; вместе с этим все пары, не вставая, подвигаются вперед и сходятся вместе, так, что колена их дотрагиваются; тут они придают телодвижениям своим более страсти и живости и, выказывая всю красоту стана, танцующая то перегибая голову назад, так, чтобы распущенными волосами касаться пола, то забрасывая ее вперед, скрывают свои пламенные взгляды под густым покрывалом волос».
Азербайджанские танцы попадали также на картины и рисунки. Так, весьма знаменательны акварели и рисунки князя Г.Г.Гагарина, побывавшего в азербайджанских ханствах в 1840-х годах, изображающие женский танец: «Танцовщица Ниса», «Шемахинские баядерки», «Женщина из Шемахи».
Баядерка и юноша из Шемахи, акварель князя Г.Г.Гагарина 1840-х годов
У историков есть мнение, что танцовщиц из Шемахи князь рисовал с натуры в доме мецената Махмудбека. Кстати, именно в доме Махмудбека в 1858 году побывал еще одни известнейший человек – писатель Александр Дюма, который тоже был покорен изяществом танца шемахинок, в том числе танцем Нисы, которую Гагарин запечатлел еще совсем юной.
В своей книге «Путешествие на Кавказ» Дюма так описывает свои впечатления: «Вечер был назначен на 8 часов. Мы явились к Махмудбеку. Дом его – одно из тех очаровательных зданий, какие я видел от Дербента до Тифлиса… …В глубине, во всю длину огромного окна, сидели три танцовщицы и пять музыкантов. Красота одной из танцовщиц могла сравниться лишь с чрезмерной красотою осенних цветов… …брови ее были похожи на два великолепных свода, под которыми блестели восхитительные глаза. Густые пряди роскошных черных волос выбивались из-под бархатной шапки. Сотни монист украшали шапочку и ниспадали каскадами по волосам, осыпая плечи и грудь золотым дождем…»
Дюма в поездке сопровождал его друг, Жан-Пьер Муане (1819-1876), архитектор, художник, рисовальщик, оставивший изображение танцующих шемахинок.
Танец баядерок в Шемахе. Рисунок Жана Пьера Муане 1858 года
Азербайджанские народные танцы, явление поистине культурологического характера, часто становились объектами для фотоснимков, причем еще в XIX веке.
Пляшущие татары. Открытка рубежа XIX и XX веков
Есть и гораздо более древние сведения об азербайджанском народном танце. Так, о нем писал один из членов голштинского посольства Адам Олеарий: «Подле беседки плясала толпа охджи, или стрельцов из лука, которые держали свои луки вверх и… довольно искусно под музыку и в такт помахивали этими луками и опять оставляли их в прежнем положении».
Оставил свои воспоминания и Энгельберт Кемпфер, немецкий путешественник, побывавший на Апшероне в 1684 году. На празднике, устроенном в его честь местными жителями, «вскоре стали даже петь, а под такт песням завели танцы, приятные для нас столько же в отношении зрения, сколько в отношении слуха, вследствие необычных телодвижений и хлопанья в ладоши».
Что касается знаменитого танца Яллы, который был одновременно и игрой, то его очень выразительно описал в середине XIX века русский исследователь П.Востриков: «…юноши иногда устраивают игру известную под названием «яллы». Она состоит в том, что человек десять-двенадцать становятся в ряд, один за другим. Впереди идет выборное лицо с прутиком в руке. Ему должны беспрекословно подчиняться все остальные… и… исполнять все телодвижения, жесты, какие только вздумаются первому, т.е. главному танцору… в противном случае начальник будет бить не исполнивших его приказаний или ошибающихся своим прутиком».
Танцы Яллы и его разновидности Кочари, Тянзяря в 2018 году были включены в список нематериального наследия ЮНЕСКО как нуждающиеся в срочной охране.
Большинство азербайджанских танцевальных мелодий не сохранилось до наших дней. О таких же, как Гызлар булагы, Зогалы, Кемюрю остались лишь воспоминания как о бытовавших некогда танцах. И это при условии, что в советское время, а тем более в эпоху независимости азербайджанскому национальному танцу уделялось огромное внимание.
Фото из газеты «Бакинский рабочий» 1920-1930-х годов
Национальный азербайджанский танец в крови у каждого азербайджанца, без него не обходится ни одно радостное событие в нашей жизни, мы можем не быть профессионалами, но никто другой не станцует «яллы» лучше азербайджанца.
По тематическому содержанию азербайджанские народные танцы разнообразны и делятся на трудовые («чобаны»), обрядовые (ритуальные, календарные, свадебные), бытовые («тураджи»), военные («дженги»), спортивные («зорхана»), хороводно-игровые («яллы», «халай») и т.д.
В женских азербайджанских танцах преобладает постановка акцента на движениях головы, рук и верхней части тела, ноги скрыты под длинными платьями, поэтому, при перемещениях танцовщицы появляется ощущение, будто она плывет. Мужская хореография больше акцентирована на работе ногами, которые технически сложны, стремительны, в них заключается основная энергетика мужского азербайджанского танца, а руки сравнительно малоподвижны.
Видов азербайджанских танцев множество. Но есть некоторые, которые наверняка знают все. Например, «Яллы», «Кочари», «Телло», «Сары гялин», «Терекеме», «Энзели», «Шалахо», «Вагзалы», «Джанги» и другие.
Примечательно то, что национальная одежда Азербайджана до сих пор повсеместно используется в национальных танцах.
При этом традиционно женский национальный костюм включает в себя чадру и лицевую занавеску рубенд, которые женщины надевали при выходе из дома, верхняя одежда сшивалась из ярких цветных тканей, также одежду дополняло множество различных ювелирных украшений. В отличие от пожилых, молодые женщины носили более светлую одежду.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Процесс возникновения и формирования народного танцевального искусства на территории Азербайджана начался в незапамятные времена. Это подтверждают танцевальные сцены, отображенные в наскальной живописи Гобустана. Первые азербайджанские танцы были ритуальными и охотничьими. Уже в эпоху средневековья при дворах правителей на территории Азербайджана существовали танцевальные ансамбли, которые славились высоким мастерством танцовщиков.
Первый профессиональный танцевальный коллектив в Азербайджане был создан в 1938 году Алибабой Абдуллаевым, выступавшим с разнообразным репертуаром, состоящим из старинных и современных народных танцев.
В 1959 году в Азербайджане создается девичий самодеятельный танцевальный ансамбль «Чинар» под руководством Амины Дильбази, вскоре ставший профессиональным народным ансамблем.
Позднее, в 1970 году, создается Азербайджанский государственный ансамбль танца. Долгое время ансамбль возглавляли видные мастера балета, народные артисты СССР Лейла Векилова и Алибаба Абдуллаев.
С 1984 года ансамблем руководит народная артистка Азербайджана Афаг Меликова. В его репертуар входят танцы, поставленные на музыку азербайджанских композиторов Тофика Гулиева, Джахангира Джахангирова, Тельмана Гаджиева, Саида Рустамова, Гаджи Ханмамедова, Агшина Ализаде, Васифа Адыгезалова.
ГОВОРИТ АФАГ МЕЛИКОВА
Народный танец имеет четкие рамки, требующие сохранять чистоту и оригинальность фольклорных традиций, и выдающаяся танцовщица, народная артистка Азербайджана, кавалер ордена «Слава», художественный руководитель заслуженного коллектива Азербайджанского государственного ансамбля танца Афаг Меликова строго придерживается этой концепции, не допуская ни малейшего разрушения неповторимого национального колорита.
По словам нашей собеседницы, в 7 лет она поступила в хореографическое училище, ее педагогом была народная артистка Советского Союза Лейла Векилова. В то время в училище были очень сильные педагоги, такие, как народная артистка Советского Союза Гамар Алмаз-заде, Рафига Ахундова, Максуд Мамедов и многие другие известные люди, которые преподавали в классическом отделении Балетной школы.
«После окончания я не пожелала пойти в Театр Оперы и Балета, я видела себя в народном стиле. В 1963 году я пришла в Азербайджанскую Государственную Филармонию имени Муслима Магамаева, в ансамбль песни и танца. Таким образом, мои первые шаги делались в профессиональном коллективе. Алибаба Абдуллаев сразу меня выделил, стал делать под меня самые лучшие композиции, которые я успешно исполняла.
В 1975 году меня перевели в ансамбль танца в качестве солистки и педагога-репетира, спустя 5 лет я была назначена балетмейстером, а с 1983 года стала художественным руководителем Государственного ансамбля танца. Я уже сама начала ставить танцы, стараясь передать своим солистам нужные чувства, ведь без этого никак нельзя. Наша профессия такова, что необходимо танец прочувствовать, ощутить его внутри себя и затем передать эти чувства зрителю. Практически все танцы я исполняла с удовольствием. Неправильно, если тебе танец не нравится, а балетмейстер его ставит. Ты станцуешь, но в этом случае его сложнее будет прочувствовать, передать изюминку, вложенную в данный танец.
Начиная с 1983 года и по сей день, мои постановки исполняются не только в нашей республике, но и за ее пределами, где зрители аплодируют стоя. Например, танец «Сары гялин» я поставила за 3 дня, когда нам нужно было уезжать на гастроли.
РАССКАЗЫВАЕТ ТАРАНА МУРАДОВА
Народные танцы в Азербайджане имеют весьма древнюю историю. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. В Гобустанском археологическом заповеднике сохранились наскальные изображения «Охотничья сценка», «Силуэты группы танцующих людей», напоминающие древний хоровод «яллы», которые подтверждают это.
По словам народной артистки, на сегодняшний день азербайджанский танец процветает, приезжают хореографы, балетмейстеры, но, несмотря на это, Государственный ансамбль танца всегда танцевал одну из лучших программ. Тарана Мурадова говорит, что 35 лет работает в ансамбле и знает, как аплодируют азербайджанскому танцу. Поставленные Афаг Меликовой танцы, таких, как «Одлар Юрду», «Карабах регси», «Вагзылы Мирзеи» и др. уже имеют свое направление, вошли в историю и будут передаваться от поколения к поколению.
Одним из основателей современной школы азербайджанского танца был Алибаба Абдуллаев. Такие звезды, как Гамар Алмаз-заде, Амина Дильбази, Роза Джалилова, Лейла Векилова, Рафига Ахундова, Афаг Меликова вносили много новизны в культуру танца. Одновременно в Азербайджане стараются сберечь наши старые танцы, такие, как «Тярякямя», «Наз елямя», «Сары гялин», «Узундере», «Иннаби», «Инджелик», «Кочари». Это культурное и историческое наследие азербайджанского народа, передающееся от поколения к поколению, ценность, которую мы обязаны охранять от посягательств соседей.
Кстати, об армянском плагиате. По словам Тараны ханум, с этим они борются тем, что во всех странах первым долгом исполняем те танцы, которые наши соседи пытаются присвоить.
«Столетиями эти танцы были азербайджанскими. Мы знаем историю «Узундере», как перевозили невесту с одной деревни в другую, по тернистым дорогам, поэтому и танец получил такое название. Также я всегда интересовалась историей «Сары гялин», который Афаг ханум недавно поставила в новом направлении. Одна историк-искусствовед рассказывала мне такую версию. Парень был влюблен в девушку, она была очень юная, светлая, рыженькая, шекинка (ведь в Шеки в основном все светлые). Откуда и появились слова народной песни, после чего написали мелодию, и так родилась эта композиция. Поэтому во время исполнения этого танца по сей день стараются надеть желтый наряд, подобрать более светлую солистку. Этот танец олицетворяет любовь.
Если 70 лет назад такие корифеи танцев, как Роза Джалилова, Амина Дильбази уже исполняли танцы «Сары гялин», «Узундере», «Кочари», о каком присвоении может идти речь? У нас по этому поводу проводятся специальные уроки и ведется пропаганда среди молодежи».