Как назвать текст про дерево
Сочинения о деревьях
«Дерево дуб» derevo-dub.docx [15,14 Kb] (cкачиваний: 314)
«Деревья в моем городе» derevya-v-moem-gorode.docx [15,65 Kb] (cкачиваний: 292)
«Деревья в моем дворе» derevya-v-moem-dvore.docx [15,3 Kb] (cкачиваний: 383)
«Деревья зимой» derevya-zimoy.docx [14,5 Kb] (cкачиваний: 163)
«Деревья осеню» derevya-osenyu.docx [14,05 Kb] (cкачиваний: 220)
«Красивое дерево» krasivoe-derevo.docx [15,66 Kb] (cкачиваний: 255)
«Мое любимое дерево сочинения» moe-lyubimoe-derevo-sochineniya.docx [13,94 Kb] (cкачиваний: 467)
«Русское дерево» russkoe-derevo.docx [14,77 Kb] (cкачиваний: 106)
«Сочинения дерево нашей родины» sochineniya-derevo-nashey-rodiny.docx [15,24 Kb] (cкачиваний: 115)
«Сочинения деревья наши друзья» sochineniya-derevya-nashi-druzya.docx [13,95 Kb] (cкачиваний: 279)
«Сочинения для 4 класса про русское дерево» sochineniya-dlya-4-klassa-pro-russkoe-derevo.docx [13,9 Kb] (cкачиваний: 100)
«Сочинения как я сажал дерево» sochineniya-kak-ya-sazhal-derevo.docx [15,87 Kb] (cкачиваний: 126)
В школе вам будут давать написать сочинения не тему: «Мое любимое дерево». В произведении такого типа, вы должны будете назвать, какое дерево является вашим любимым. Рассказать о его свойствах, описать его. Кажется все это не сложно. Вроде и деревьев много в интернете описано и даже стихотворений есть много о деревьях, с которых вы бы могли вставить цитаты в свой текст, но вот собрать все это в одну кучку и слепить что-то хорошее, а главное грамотное – сложно. А еще тогда, когда у вас совсем нет времени, ведь еще много чего учить с других предметов, а чтобы слепить хорошее произведение нужно много времени.
Вот, именно поэтому, мы создали наш сайт с русскими диктантами, чтобы помогать вам в подобных ситуациях. На нашем сайте, вы сможете найти произведения о любимых деревьях, и с легкостью скачать себе на компьютер. Все произведения у нас написаны правильно и грамотно, поэтому вы точно сможете получить хорошую оценку.
Учебно-методический комплект Лексическая тема «Деревья, кусты»
Примерный перечень слов, который Вам поможет:
Обогащаем и активизируем словарный запас.
прилагательных: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;
1. «Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом
2. Подбери признаки (не менее трех признаков):
1.Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
тополь — тополек, дуб — дубок, дубочек
осина — осинка, осиночка, береза — березка, березонька, березушка,
рябина — рябинка, рябинушка, ива — ивушка,
елка — елочка, сосна — сосенка,
клен — кленок, яблоня — яблонька,
шишка — шишечка, ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,
иголка — иголочка дерево — …
2.Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже
Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип; береза — березы — берез;
ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей; елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек;
ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.
лист – листья дерево — …
Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
Одно дерево — два дерева — пять деревьев
одна ветка — две ветки — пять веток
один дуб – два дуба – пять дубов
одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
5.Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
одна береза, две…, три…, четыре…, пять …
одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…
6.Упражнение «С какого дерева лист, веточка?» на образование относительных прилагательных.
Лист березы – березовый,
Лист рябины – рябиновый,
Ветка каштана – каштановая,
у березы ветка – березовая,
Лист берёзы — берёзовый;
Лист рябины — рябиновый;
Лист дуба — дубовый;
Лист сосны — сосновый;
Лист клёна — кленовый.
Ветка сосны — сосновая;
Ветка тополя — тополиная;
Ветка осины — осиновая;
Ветка липы — липовая.
8.«Назови предмет со словом «сосновый»»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая
если в роще растут дубы — дубовая
10.Упражнять «Скажи наоборот» на подбор антонимов.
Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
12.Упражнение «Подскажи словечко» на употребление предлогов.
Читая текст*, на месте пропуска сделать паузу на 1-2 секунды и закончить предложение. Задача ребенка: ориентируясь на существительное после паузы догадаться, какой предлог пропущен и произнести его.
* Текст взят из альбома «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н. Э. Теремкова.
Развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).
1.Придумать загадку-описание о любом дереве.
2. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любое дерево по плану:
как называется дерево;
хвойное, лиственное или фруктовое;
в каком лесу растет;
как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
какую пользу приносит.
3. Выучить рассказ наизусть.
Словарная работа (с использованием наглядных примеров).
Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».
4. Выучите вместе с детьми:
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.
Листья.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружится хотят.
Задание на тренировку слухового внимания
— Послушай внимательно, найди лишнее слово и объясни, почему оно лишнее:
Вы ответьте мне друзья,
Только деревья я полила?
Развитие фонематической стороны речи.
Задание «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]» (с закрытыми глазами); аналогично со звуками [А; И;О;Ы; У].
— из ряда гласных: уа, ау, эу, ыу, уи, иу, оу,уы, аи, ио, ауы,эуа, уиа. ;
— из слогов : ал, уп, ып,оп, ам, ом, иэп, ах, ух, ыт, им, ык, ум,оп, ук, эт, ын, ут, ат…
Задание «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Деревья» и на каждый слог хлопает в ладоши).
(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)
— Поймай гласные звуки в этом слове (добиваемся полного ответа).
Развитие логического мышления.
1. Учить отгадывать загадки. Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево).
Это деревце придет.
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Весной роняет слезы
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая.
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.
На них шапочки резные.
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
Клен, рябина, ель, тюльпан;
береза, дуб, шиповник, тополь;
яблоня, смородина, черемуха, рябина;
осина, липа, дуб, ель;
сосна, тополь, рябина, ива;
береза, клен, тополь, колокольчик.
ель, дуб, осина, тополь.
липа, осина, клен, яблоня.
Развитие мелкой моторики.
1.Упражнения для пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагать» средним и указательными пальцами по столу)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки
Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями
Вот дубовый, Загибают по одному пальчику
Вот кленовый, на обеих руках
Вот рябиновый резной,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают
Ветер бросил на тропинку. ладони на стол
4.Выложите елку из счетных палочек или спичек .
ИГРА «ЧЬИ ПЛОДЫ?»
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?»
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
Развитие речи «Описание деревьев»
Любовь Гудеева
Развитие речи «Описание деревьев»
Развитие речи » Описание деревьев«
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Цели: учить сравнивать деревья, описывать их, передавать характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка березы и елочки); активно участвует в подвижных играх.
Материалы и оборудование: пластилин, рисунок «Лабиринт» (см. п. 3, прикрепленные к спинкам стульчиков картинки с изображением деревьев разных видов и деревьев, разных по высоте и по толщине ствола.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент. Повторение названий деревьев.
Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их.
2. Отгадывание загадок.
Я прихожу с подарками,Что же это за девица:
Блещу огнями яркими, Не швея, не мастерица,
Нарядная, забавная, Ничего сама не шьет,
На Новый год – я главная! (Елка.) А в иголках круглый год.
Средь темна леса В золотой клубочек
Красная девушка стоит. (Рябина.) Спрятался дубочек. (Желудь.)
У меня длинней иголки, Разбежались по опушке
Чем у елки. В белых платьицах подружки.
Очень прямо я расту
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна.)
3. Игра-лабиринт «Куда упали листья?».
Дети на картинке-лабиринте определяют, куда упали лист клена, дуба, рябины.
4. Игра «Какой бывает лес?».
Воспитатель. Если в лесу растут одни березы, то это березовая роща; если растут только дубы, то это – дубрава; если растут только ели, то это – ельник, а если сосна – то это сосновый бор.
– Какие деревья растут в дубраве?
– Как называется место, где растет много елей?
– Какие деревья растут в сосновом бору?
– Что такое березовая роща?
Воспитатель. Какие бывают деревья по высоте? По толщине?
Задание (на индивидуальных рисунках). Раскрасьте птичку, которая сидит на дереве с самым толстым стволом, синим цветом. Раскрасьте птичку, которая сидит на дереве с самым тонким стволом, желтым цветом.
Покажите деревья по порядку от самого тонкого до самого толстого, от самого низкого, до самого высокого.
6. Описание деревьев.
– Дуб большой или маленький?
– Какие плоды у дуба?
Листья сосны – это иголки. Они называются хвоей. Сосна – полезное дерево. Она очищает воздух. Сосна зимой и летом зеленого цвета. Плоды сосны – шишки.
– Как называются листья сосны?
– Какую пользу приносит сосна?
– У сосны опадают иголки?
– Какие плоды у сосны?
Белоствольная, кудрявая, шелковистая – такими ласковыми словами называют березу. О ней сложено много стихов и песен. Береза дает вкусный и полезный сок. Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дереву. Осенью листья березы желтеют и опадают. Плоды березы – сережки.
– Почему березу называют белоствольной?
– У березы листья опадают осенью?
– Какие плоды у березы?
7. Игра «Найдите дерево».
По комнате расставлены стулья. На их спинки прикреплены изображения деревьев. Воспитатель описывает дерево,затем дает сигнал: «Раз, два, три! К дереву беги!» Дети находят картинку с нужным деревом, бегут к ней и становятся около нее.
8. Лепка березы и елочки.
Инструкция. Раскатать из белого пластилина колбаски, снизу толще, вверху – заострить кончик. Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести пятнышки пластилином черного цвета.
– Что вы узнали на занятии о деревьях?
– Какие игры вам понравились?
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Программное содержание: Связная речь: Продолжать.
Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание» Цели: • Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; • Работать над лексическим значение.
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с почками» Цели: 1. учить внимательно слушать и наблюдать; 2. формировать способность детей к диалогической речи; 3. учить отвечать на вопросы словом.
НОД по развитию речи в средней группе «Описание грибов» НОД по развитию речи Тема: «Описание грибов». Цели: обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Помочь детям правильно называть.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушек, игра в прятки» Отдел образования администрации Калининского района Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский.
Описание опыта работы по теме «Развитие экологической культуры детей через региональный компонент» Актуальность. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает.
Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста» Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде.
Познавательное развитие и развитие речи в средней группе на тему: «Моя любимая вещь». Познавательное развитие и развитие речи в средней группе на тему: «Моя любимая вещь». Подготовила и провела воспитатель Ткаченко Л. В.
Развитие речи через устное народное творчество: описание вариативных форм, методов и способов реализации программы При организации образовательного процесса в 2016-2017 году обеспечивается комплексный подход в решении задач речевого развития через устное.
Расскажите детям о деревьях
Карточки для занятий в детском саду и дома для детей 4-6 лет.
БЕРЁЗА
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
(А. Прокофьев)
Именно березу считают символом нашей страны. С давних времен об этом дереве слагали песни,стихи: Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром,
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках.
Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на березе появляются цветы — малоприметные сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. А на целом взрослом дереве в урожайные годы их может созревать до нескольких миллионов. Мельчайшие плодики, похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие расстояния и следующей весной прорастают на подходящих почвах. Вот почему береза одной из первых занимает свободные участки земли.
Белая кора березы — береста — отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.
С давних времен бересту использовали для изготовления бытовых изделий. Сырье заготавливали весной. В это время «береста линяет», то есть свободно отделяется от древесины. Сырье сушили в тени и разглаживали под прессом. Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Из внутренней части коры березы — лыка — плели лапти, корзины, баулы.
Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, которым 700-800 лет, сохранились до наших дней.
Береза и в наши дни приносит пользу. Из ее древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.
Кто сказал, что дубу
Ведь до поздней осени
Значит, я выносливый,
Дуб считали священным деревом и славяне, его посвящали богу молнии и грома — Перуну.
Дуб — деревьев всех король,
У него большая роль.
В средней полосе нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Живут дубы 400-500 лет. Единичные экземпляры достигают возраста около полутора тысяч лет. Самый древний дуб растет в Германии. Его возраст — около 1400 лет.
Дуб — дерево светолюбивое. Обращали внимание на ветви дуба? Они многократно изогнутые, словно скрученные, у старых дубов имеют причудливые изгибы. Дело в том, что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения.
Цветут дубы в мае. Плоды — желуди — созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки.
У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная, с красивой текстурой. Ее используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(А. Рождественская)
Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, елку. Елка, или, по-
научному, ель, родственница других хвойных деревьев, таких как сосна или кедр.
У ели крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. Ели — стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская — самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров.
Ели на опушке — до небес макушки —
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата-елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.
Если у лиственных деревьев листья осенью желтеют и опадают, то у хвойных листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. Единственное хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает хвою, —лиственница.
В нашей стране в европейской части растет ель обыкновенная, на Урале и в Сибири — ель сибирская, на Дальнем Востоке — ель корейская, на Кавказе — ель восточная, в Карелии — ель финская. Вот сколько видов!
На центральных площадях российских городов красуются голубые ели. Их родина — Северная Америка. Необычную голубую окраску хвое придает восковой налет. Дерево, покрытое природным воском, с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето.
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Живет ель несколько сотен лет, самые старые ели в нашей стране обнаружены в Костромской области. Им больше 500 лет.
Древесина у ели мягкая, приятного белого или желтоватого цвета. Из нее получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
Зимой и летом одним цветом.
У нее одежки колки —
Всё иголки да иголки.
Звери шутят: «Дядя Еж
На нее слегка похож!»
Сядем здесь у этой ивы
Что за чудные извивы
На коре вокруг дупла!
А под ивой как красивы
Струй дрожащего стекла.
Разные виды ивы получили в народе собственные, запоминающиеся названия: верба, ракита, ветла, чернотал, белотал.
Ива встречается повсюду: от пустынной полярной тундры до степной Средней Азии. На севере она достигает всего нескольких сантиметров, а на юге — это огромные 30-метровые деревья.
Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
У ивы длинные корни, поэтому ее высаживают для закрепления сыпучих песков, укрепления берегов, каналов, откосов, плотин, для создания лесополос. Очень красиво выглядят плакучие ивы, которые высаживают в парках и по берегам водоемов.
Если вы увидите дерево ивы, то знайте — где-то совсем рядом есть вода — пруд или речка. В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз — значит, глубоко в земле есть водоносный слой, здесь и надо колодец копать. Людей, которые с ивовым прутиком воду искали, прозвали лозоходцами.
Весной ива зацветает, и ее ветки покрываются сережками. Созревшие плоды раскрываются, выпуская на волю легкие, как пух, семена. Ветер разносит их далеко от родительского дерева.
Семена ивы обладают удивительной способностью. Упав на землю, они начинают прорастать уже через час! Через сутки семечко обзаводится хвостиком — корешком, а вверх поднимается стебелек.
Молодыми побегами ивы питаются многиеживотные. В тундре в зарослях ивняка кормятся олени, в лесной зоне — лоси. Ивовые прутья идут на плетение корзин и изготовление плетеной мебели. Из древесины ивы белой изготавливают различные поделки.
ЗАГАДКА
Солнце встало рано,
Конский каштан заслуженно пользуется славой одного из красивейших парковых деревьев. Его часто высаживают в парках и садах, близ домов и дач. Ранней весной на каштане возникают крупные клейкие зеленовато-розовые почки. Спустя несколько дней из них появляются оригинальные большие листья, разделенные на 5-7 листочков.
В начале мая каштан цветет. Цветочки у него очень красивые — пирамидальные метелки высотой до 30 сантиметров, состоящие из крупных белых цветков с желтоватыми или красноватыми капельками сока. Цветы, напоминающие свечи на новогодней елке, придают дереву неповторимый облик. Привлекательно выглядят и плоды каштана: зеленые, с многочисленными шипами, шаровидные коробочки, в каждой их которых содержится 1-3 блестящих, темно-коричневых семени.
В южных районах растет каштан посевной благородный. Он так сильно отличается от каштана конского, что ученые относят их к разным семействам. Похожи они только внешне, у обоих видов блестящие, коричневые, словно отполированные орешки, заключенные в почти одинаковые оболочки, только у съедобного она бурая с шипами, а у конского каштана — ярко-зеленая с бугорками. Точно сказать, почему каштан стали называть конским, сложно. Существуют две версии. По одной из них, после опадения листа на месте прикрепления черешка к ветке остается рубец, напоминающий след лошадиной подковы. Согласно второй, на темно-коричневой поверхности плода есть серое пятно, похожее на отпечаток конского копыта.
Древесину конского каштана используют в мебельном производстве для изготовления высококачественных бочек. Экстракт, приготовленный из коры, используют для дубления кожи, окраски хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей в темно-коричневый и оливковый цвет. Из молодых ветвей плетут корзины.
Начнем с того, что дерево, которое все называют кедром и с которого собирают кедровые орешки, на самом деле вовсе не кедр. Это кедровая сосна, или сибирский кедр.
Настоящих кедров всего три вида: ливанский, атласский и гималайский. В нашей стране они почти не встречаются. В некоторых южных городах на улицах высаживают гималайские кедры.
Зато сибирской сосны в России очень много. Это высокое мощное дерево. Оно достигает высоты 40 метров, а диаметр ствола — 1,5-2 метров. Крона у молодых деревьев пирамидальная, у взрослых — раскидистая.
Впервые сибирскую сосну назвал кедром тобольский митрополит Киприан в своем произведении «Синодика». Он описал, как новгородские купцы, в XII веке оказавшись в Сибири, увидели большие деревья с шишками. Кто-то из них раньше видел кедровые шишки. Вот и назвали незнакомое дерево кедром.
В кедровнике дышится очень легко из-за запаха хвои и ароматических масел, которые выделяет древесина кедра. Эту замечательную особенность кедровых лесов заметили древние монахи. Тогда и возникла пословица: «В ельнике — трудиться, в березняке — веселиться, в кедровнике — Богу молиться». Монахи завезли кедры из Сибири в среднюю полосу России. И сегодня они растут в Сергиевом Посаде, монастырях Ярославской и Тверской областей. Есть они на территории Московского Кремля. Кедры — деревья-долгожители. Они живут до 800, а то и до 1000 лет.
Сибирский кедр — настоящее дерево-комбинат, практически все его части используются человеком. Сок применяют в медицине. Из древесины изготавливают мебель, музыкальные инструменты и карандаши. Дубильные вещества из коры используют в производстве изделий из кожи. Хвою перерабатывают для получения витаминной муки для животноводства.
В урожайный год одно крупное дерево дает до 1000-1500 шишек. В природе семена сибирского кедра распространяются кедровкой, бурундуком, белкой, соболем и другими животными, которые питаются кедровыми орешками. Кедровые орешки очень питательны, они содержат 65 процентов масла, богаты белком и витаминами.