Как назовете так и поплывет
«Как корабль назовешь, так он и поплывет»: откуда выражение и его значение
Выражение «как корабль назовешь, так он и поплывет» принадлежит знаменитому капитану Врунгелю, герою популярного советского мультсериала, который был снят в 1970-е годы. Это была экранизация известной детской повести А. Некрасова про похождения данного персонажа. В одной из серий прозвучала песня на стихи Е. Чаповецкого, положенные на музыку Г. Фиртича. В ней бравый герой заявляет, что название судна определяет его судьбу, несмотря на его технические данные. Это замечание полностью себя оправдало во время увлекательного приключения капитана и его помощника Лома.
Первая неудача
Значение фразы «как корабль назовешь, так он и поплывет» следует рассматривать в контексте анализа сюжета мультфильма, который в целом совпадает с содержанием книги. В первом эпизоде капитан Врунгель получает предложение поучаствовать в парусной регате. Для этого он начинает строительство собственного судна (в повести автора он использует уже готовую яхту). Тогда же он решает дать своему детищу соответствующее название: «Победа». Однако перед самым началом кругосветного путешествия две буквы отпадают, и судно отныне называется «Беда». Название стало себя оправдывать уже в начале плавания: выйдя в открытое море, капитан и его помощник попадают в прилив и застревают во фьорде. Затем вместо отплытия оба героя спасают белок из горящего леса, безуспешно пытаются сдать их в зоопарк, и только после всех этих злоключений, наконец, пускаются в плавание.
Дальнейшие приключения
Фраза «как корабль назовешь, так он и поплывет» прозвучала в мультсериале так выразительно и колоритно, что стала настоящим народным афоризмом. Дело в том, что забавные приключения капитана Врунгеля настолько понравились и запомнились зрителям, а выражение так хорошо подошло к сюжету истории, что многие воспринимают его в буквальном смысле. И действительно, название «Беда» как будто определило злоключения путешественников. В ходе своей поездки они оказываются втянутыми в разборки итальянской мафии.
Один из гангстеров похитил статую Венеры, за которой начинается настоящая охота. Волей случая наши герои оказываются втянутыми в эту интригу, так как вор становится членом экипажа «Беды». Капитан, заметив, что он совершенно не знает морского дела, берется обучить его ремеслу матроса, в то время им на хвост садится несколько гангстеров с целью перехватить статую. Таким образом, название судна снова полностью себя оправдывает.
Погони
Слова «как корабль назовешь, так он и поплывет» имеют важное значение для развития сюжета в мультфильме, поскольку во многом объясняют все те злоключения, которые выпали на долю капитана и его помощника. Несмотря на то что «Беда» вырывается в лидеры, ее временно снимают с гонок из-за белок. Однако Врунгель находит выход из положения, демонстрируя возможности этих животных для ускорения двигателей. Яхта снова пускается в открытое море, однако за ней следуют гангстеры и агент 007, которому поручены поиски похищенной статуи. Через некоторое время путешественники попадают в штиль, и гангстеры пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы перехватить Венеру. То же самое пытается сделать и сыщик. Однако благодаря изобретательности Лома судно снова пускается в плавание, на некоторое время избежав неприятностей.
События в море
Андрей Некрасов написал сказку, которая сразу приобрела популярность у советских читателей. Мультфильм, несмотря на некоторые изменения, в целом передает дух книги. Несмотря на удачный маневр, позволивший капитану и его помощнику продолжить путь, злоключения продолжали их преследовать. В море бандиты снова попытались перехватить статую, однако им это не удалось. Не получилось у них и полностью обезвредить агента 007, который неотступно шел по их следу. Таким образом, фраза капитана продолжала полностью себя оправдывать: несчастья преследовали яхту «Беда» буквально по пятам, не давая экипажу ни передохнуть, ни даже расслабиться хотя бы на некоторое время.
Дальнейшие приключения путешественников переданы почти в той же последовательности, как их описал в своей книге Андрей Некрасов.
Приключения в Африке
Отважные моряки решили сделать остановку в Египте, для того чтобы пополнить запасы, а заодно и осмотреть местные достопримечательности. В этой стране гангстеры снова хотят перехватить у своего сообщника Фукса статую. Положение осложняет агент, который по-прежнему идет по следу. Так оправдывает свое значение фраза «как корабль назовешь, так он и поплывет». Кто сказал эти слова – вопрос, который имеет большое значение для понимания смысла всего происходящего в повести. Капитан Врунгель, как бы оправдывая собственное имя, попадает в такие переделки, которые, казалось бы, трудно было и вообразить. В самом деле, кому другому, как не ему, торговцы могли продать крокодиловые яйца вместо страусиных? Таким образом, песенка капитана о названии судна пришлась весьма кстати.
Пленение
После выхода на советские экраны мультфильма про приключения капитана Врунгеля ушла в народ фраза «как корабль назовешь, так он и поплывет». Откуда выражение, однако, не все сейчас вспомнят, хотя данный афоризм, наверное, известен каждому. Дальнейшие приключения показали, насколько прав был капитан, когда придавал такое большое значение названию судна. Ведь через некоторое время корабль попадает на необитаемый остров, а экипаж становится пленниками контрабандистов, которые, наконец, получают статую Венеры. Каким-то чудом им удается бежать, а агент 007 на некоторое время задерживает бандитов. Тогда Врунгель держит курс на Антарктиду, но те настигают их и здесь. После небольшой гонки экипаж все-таки отрывается от погони и направляется к экватору.
Приключения на островах
Выражение «как корабль назовешь, так он и поплывет», значение которого определяется как текстом песни, так и сюжетом мультфильма, красной нитью проходит через повествование. Через некоторое время экипаж «Беды» спасает больного простудой кашалота, тот чихает, и яхта каким-то невероятным образом оказывается впереди всех остальных участников. Однако бандиты продолжают преследование, они заманивают моряков в импровизированную баню. Но после взрыва на острове футляр со статуей снова уходит из рук гангстеров. Между тем Фукс признается капитану в своем происхождении и преступлении. Оба решили отправить статую обратно в музей. Через некоторое время герои попадают на Гавайские острова, где аборигены просят их принять участие в местном концерте. Во время выступления бандиты похищают футляр с контрабасом и убегают. Между тем «Беда», вопреки своему названию, приходит к финишу первой, а бандиты возвращаются к своему шефу, думая, что несут с собой статую.
Заключение
Однако финал книги и мультфильма как бы противопоставлены словам «как корабль назовешь, так он и поплывет». Врунгель вместе с экипажем завершает гонку, используя для этого бутылки с шампанским. Одновременно он умудряется разоблачить шефа мафии. Итак, смысл фразы, казалось бы, оправдывавший себя в ходе путешествия, потерял свое значение. И хотя бравый капитан и пел, что название судна определяет успешность плавания, история говорит о том, что от поступков героев зависел исход.
Как имя наше отзовется… Всем известна такая присказка: как корабль назовешь, так он и поплывет.
То же самое можно сказать и о товаре: как его назовешь, так его и продашь.
Вряд ли кому-то придет в голову назвать, к примеру, мотоцикл – «черепахой», а пылесос – «ленивцем». Однако, несмотря на то что знание иностранных языков в настоящее время не является чем-то из ряда вон выходящим, некоторые товаропроизводители терпят большие убытки на рынках других стран из-за того, что поленились уточнить, как название их продукции звучит на других наречиях.
Менеджеры всемирно известной компании General Motors не могли взять в толк, почему их новый автомобиль Chevrolet Nova так плохо покупают в Латинской Америке? Наконец догадались. Дело в том, что No va по-испански означает «не может двигаться»!
В этом же регионе одно время резко упали продажи билетов на рейсы American Airlines, после того как авиакомпания в салонах своих самолетов установила шикарные кресла из натуральной кожи. По этому поводу с целью привлечения пассажиров была развернута масштабная рекламная кампания под девизом: Fly in Leather! Что в переводе с английского означает: «Летать в коже». Однако дословный перевод этого выражения на испанский язык звучал как непристойное предложение «лететь голым».
А египетский авиаперевозчик Misair из-за трудностей перевода пострадал еще серьезнее: он вообще не может работать во всех франкоязычных странах, поскольку там название авиакомпании звучит как «беда».
Парфюмерная компания Clairol представила в Германии свои сухие дезодоранты, используя cлоган Mist Stick (примерное значение – «туманный дезодорант»). Но тут оказалось, что слово Mist («туман») на немецком сленге означает «навоз».
Компания Pepsi дословно перевела на китайский язык свой главный рекламный девиз «Живи с поколением пепси» – Come Alive With the Pepsi Generation. Китайцы были шокированы: слоган приобрел неожиданное звучание – «Пепси заставит ваших предков подняться из могил».
Российская фирма, производящая шоколад «Аленка», решила выпустить на экспорт в западные страны новинку – шоколадку «Кузя, друг Аленки», видать, по аналогии со знаменитой куклой Барби и ее другом Кеном. И все было бы хорошо, не напиши россияне название на этикетке еще и латиницей: Kuzya, drug Alenki. Скандал получился еще тот – ведь drug по-английски означает… «наркотик».
С 1931 года логотипом американской фирмы Gerber, производящей детское питание, является симпатичное личико ребенка. Однако когда эта фирма вышла со своей продукцией на страны Африки, произошел конфуз. Маркетологи Gerber, оказывается, плохо знали реалии жизни в глухих африканских селениях. Вследствие того что в этом регионе много неграмотных, местные производители в обязательном порядке изображали на упаковках то, что находится внутри! А тут на коробках – улыбающийся младенец…
Не секрет, что жители всех стран с удовольствием подтрунивают над особенностями национального характера своих соседей. Так, крупнейшая шведская газета Dagens Nyheter приводит отзывы о шведах их скандинавских соседей. Датчане считают шведов слишком наивными и скучными, не забывая при этом подколоть их привычкой отовариваться в Дании спиртным по более низким ценам. Норвежцы также не в восторге от соседей-шведов: шведская суховатость и стремление все планировать в сочетании с чрезмерной законопослушностью изрядно их раздражают.
Иногда дело доходит до курьезов. Так, отношения между Швецией и Данией однажды едва не испортились из-за того, что шведский мебельный гигант IKEA называл свои половики для вытирания ног в честь датских городов, хотя более элитной продукции – такой, как диваны и кровати, – давались имена городов Швеции, Норвегии и Финляндии.
Как корабль назовешь…
Как корабль назовешь…
Таинственную связь между судьбой корабля и его названием заметили уже давно. Не случайно говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Атеист Троцкий не верил ни в Бога, ни в предопределение, однако по иронии судьбы в ссылку из СССР его отправили на пароходе «Ильич». А чекист Глеб Бокий, имя которого при жизни присвоили пароходу, возившего первых узников Соловков, был потом расстрелян. Именем Сталина называли города, заводы, фабрики. А вот ни одного корабля с таким названием в СССР не было. Опасались, а вдруг «Сталина» пустят на дно?
Греки – самая древняя в Европе нация моряков. Под новогоднюю елку там ставят не Деда Мороза, а миниатюрный кораблик. А потому они избегают называть корабли фамилиями конкретных людей, особенно с трагической судьбой. Чаще всего греческим судам присваивают ласковые женские имена: Мария, Ольга, София и т. д.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
9. Корабль на рифы!
9. Корабль на рифы! Разумеется, хватало мнений, сваливавших вину на сам народ, который, как водится, был неправильный, какой-то не такой. Митрополит Антоний говорил тогда, что русский народ «как бы обратился с ног до головы в гнойный труп. В верхних слоях его отступление от
2. Пьяный корабль
2. Пьяный корабль Если вновь сравнить Россию с кораблём, то аналогии получатся ещё более шизофреническими. На сей раз и команда, и пассажиры гуляют напропалую, взломав склады с офицерской провизией и винный погреб, под гармошку пляшут на палубе, баб примащивают прямо меж
Корабль
Корабль Двадцатого июля, около шести часов вечера, окончив работу в доме, Альбанов отправился готовить ужин. Остановившись на площадке перед домом передохнуть после усиленной работы в затхлом помещении и подышать свежим воздухом, он смотрел в даль моря. Погода была тихая
Наш корабль
Наш корабль Россия, не зная курса, Плывет себе наугад. Как первый отсек от «Курска», Оторван Калининград. Не просвещен, не обучен Вовремя наш экипаж. И по борьбе за живучесть Не проведен инструктаж. Гибнем в подъездах и штреках — Страшен кровавый след. Но «Осмотреться в
9. Корабль на рифы!
9. Корабль на рифы! Разумеется, хватало мнений, сваливавших вину на сам народ, который, как водится, был неправильный, какой-то не такой. Митрополит Антоний говорил тогда, что русский народ «как бы обратился с ног до головы в гнойный труп. В верхних слоях его отступление от
2. Пьяный корабль
2. Пьяный корабль Если вновь сравнить Россию с кораблем, то аналогии получатся еще более шизофреническими. На сей раз и команда, и пассажиры гуляют напропалую, взломав склады с офицерской провизией и винный погреб, под гармошку пляшут на палубе, баб примащивают прямо меж
КОРАБЛЬ У ПРИСТАНИ
КОРАБЛЬ У ПРИСТАНИ Лёгкий бриз покачивал небольшой корабль, что стоял на якоре невдалеке от берега. День обещал быть жарким, хотя ещё не совсем рассвело. В уши врывался неумолчный утренний стрекот цикад, а ноздри ощущали благоухание майского цветения. Тем не менее
7.1. Космический корабль «Фау»
7.1. Космический корабль «Фау» Первыми, кому довелось прикоснуться к будущему, рожденному в недрах Третьего рейха, стали англичане.Поскольку в ходе наступления им досталось довольно большое количество готовых к употреблению ракет «V-2», британское командование приняло
«Длинный» корабль
«Длинный» корабль Но самым оригинальным остается «длинный» корабль, легкий крейсер, созданный для быстрых переходов, — этакое «беговое» судно. Не вызывает сомнений, что благодаря ему ахейцы континентальной Греции не только вытеснили с рынков широкие минойские суда как
4.2. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт
4.2. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт Только 300 человек, каждый из которых знает всех остальных, управляют судьбами Европы. Они выбирают своих наследников из собственной свиты и держат в руках средства, достаточные, чтобы покончить с любым государством, которое они
1. Корабль «Ваза»
1. Корабль «Ваза» В 2013 году Т.Н. Фоменко и А.Т. Фоменко посетили известный музей «Ваза» в Стокгольме, где выставлен огромный военный корабль «Ваза» (или «Васа») начала XVII века. Он затонул в 1628 году в бухте Стокгольма, пролежал на дне 333 года и был поднят на поверхность в 1961
Непотопляемый корабль?
Непотопляемый корабль? Джозеф Брюс Исмей крепко спал в своей роскошной каюте первого класса, но раскачивание корпуса после столкновения вернуло его к яви. Опасаясь, что «Титаник» потерял лопасть винта, он надел пальто поверх пижамы и пошел узнать, в чем дело. На мостике он
Корабль тонет
Корабль тонет Конец наступил ровно в 2.20 ночи 15 апреля 1912 г. На протяжении последних двух с половиной часов нос «Титаника» опускался все ниже и ниже, а корпус заполнялся водой. Несколькими минутами ранее послышался оглушительный треск: передняя труба корабля переломилась
«Рижский корабль»
«Рижский корабль» «Этот парусный корабль — высокобортная 14,3-метровая ладья, напоминающая курземские и сааремские рыбацкие лодки более поздних времен, — был обнаружен летом 1939 г. при проведении раскопок на территории Старой Риги. Когда-то именно здесь, в районе нынешней
«Как корабль назовешь – так он и поплывет», Великий корабль Кингдома Брюнеля. Великобритания, XIX век.
Наверное, популярная пословица: «Как корабль назовешь – так он и поплывет», — действительно является не просто словами, а истиной, которая не раз подтверждалась реальными событиями.
Неопровержимым подтверждением этого мудрого высказывания служит «Великий корабль», построенный Брюнелем. Многие, кто не знаком с историей этого гиганта, который не раз становился причиной гибели людей, могут возразить: «Каким образом его название «Great Eastern», дословно переводящееся, как «Великий корабль», могло стать причиной смерти моряков и строителей, да и сыграло с самим кораблем злую шутку?
Дело все в том, что еще во время своего строительства, корабль носил совершенно иное название «Левиафан». А вот Левиафан, если делать выводы по Ветхому завету – это огромное чудовище, морской змей, часто нападавший на людей. Более того, Левиафан в Библии очень часто упоминается, как падший ангел.
Естественно, все вышеперечисленное, это лишь страшная легенда и миф, которыми, к слову, постоянно обрастало детище Изамбарда Кингдома Брюнеля, являвшимся гениальным кораблестроителем и тем человеком, который хотел построить в то время самый огромный в мире корабль.
Его желание не было попыткой доказать миру свой талант, он лишь хотел, чтобы по океанам ходил корабль, который был бы в состоянии доплыть до Востока вокруг Африканского континента, добраться до Индии, страны восходящего солнца, Поднебесной и, даже, до Австралии без дозаправки углем.
Первый свой проект гигантского корабля Изамбард Кингдом Брюнель набросал еще в 1852 году. Проектом судна, которое способно было нести в специальном трюме чуть более 15 тысяч тонн угля, являвшегося в те времена основным видом топлива, заинтересовалась компания «Истерн Компани». Еще бы, во время пути с Англии через Калькуту, мыс Горн до Австралии и обратно, кораблю пришлось бы дозаправляться углем всего один раз! Впечатляло количество пассажиров и груза, которое мог перевезти на такое расстояние этот гигант. Брюнель смог убедить всех: заказчиков, владельцев верфи и финансистов.
В качестве основных аргументов он приводил те данные, что корабль будет оснащен двойным дном из специальной стали, (никакие столкновения с рифами ему не страшны), а также сразу двумя тяговыми элементами: гребными колесами и винтом. Сомнений в проекте Брюнеля не возникло, и на постройку огромного корабля было выделено сразу 600 000 фунтов стерлингов. Стоит оговориться, что в 19-м веке такая сумма считалась огромной, на нее можно было построить большой завод или, к примеру, канализационную систему для всего Лондона с очистными сооружениями, которая, кстати, обошлась дешевле.
Для строительства корабля использовалась верфь на реке Темзе, детали, для тогда еще «Левиафана», собирались на острове, носящем название Дог Айленд. Постройка судна длилась ровно 1000 суток. Дело все в том, что многие рабочие трудились и по ночам. По некоторым документам, которые уцелели до наших дней, «Левиафан» был защищен более чем 30 000 стальными листами, каждый из которых весил более 300 килограмм. 3 000 000 заклепок было использовано при строительстве «Великого корабля» Брюнеля.
Торжественный спуск на воду достижения талантливого инженера из Великобритании был назначен на 2 декабря 1857 года. Правда, перед инженером тут же возникла практически неразрешимая задача: оказалось, что корабль настолько большой, что при спуске на Темзу его нос уперся бы сразу в противоположный берег. Немного подумав, Брюнель решил применить боковой спуск судна на воду, который уже применялся для кораблей, имеющих большое водоизмещение. Видимо, заподозрив что-то неладное в своих расчетах, Брюнель попросил спустить корабль на воду без присутствия ликующей толпы.
Но финансистам было необходимо начать хоть как-то возмещать свои затраты, и они продали более 100 000 билетов всем желающим посмотреть на спуск гигантского «морского чудовища». Кроме простых обывателей на торжественное мероприятие явилась сама королева Виктория и другие высокопоставленные лица Туманного Альбиона.
Сто тысяч человек кричали так, что команды Брюнеля, рабочие, даже при всем своем желании, не могли услышать, и инженер решил в срочном порядке начать отдавать сигналы при помощи специальных ярких флажков. Спуск «Левиафана» начался, увы, трагично. Направление движения корабля пошло неравномерно, барабан одной из лебедок словно «взбесился» и начал раскручиваться с огромной скоростью. Пять человек навсегда остались инвалидами, получив тяжелейшие увечья: это были не последние и, как оказалось, даже не первые жертвы «Великого корабля» Брюнеля.
Судно так и не было спущено на воду и, для того чтобы подготовить новый спуск, Брюнелю и его команде понадобилось еще три месяца и… еще 120 000 фунтов стерлингов. С такими растратами финансисты больше мириться не хотели, они уволили инженера и предложили спустить «Левиафан» на воду за собственные средства судостроителя, а не рассчитывать на их поддержку. Сколько еще было попыток спустить судно на Темзу — сложно подсчитать. Брюнель был в полнейшем отчаянии и, по словам его современников, находился на грани умственного помешательства.
Кто знает, но видимо сама природа решила помочь несчастному инженеру: в последних числах января 1858 года поднялся сильнейший ураган и прилив. Произошло чудо, «Левиафан» без чьей-либо помощи был спущен на воду. Команда инженеров и строителей возликовала: всего за год они установили котлы, турбины и выполнили роскошную отделку кают.
Казалось, неприятности остались позади. Предстояло только испытать гигантское судно. 7 сентября 1859 года уже «Great Eastern», а не «Левиафан», отправился на ходовые испытания. Как же хотелось Брюнелю провести свое многострадально детище в его первое плавание: увы, он был тяжело болен, и не смог лично присутствовать на церемонии отплытия «Великого корабля». Корабль, который назывался раньше именем морского чудовища, не желал подчиняться воле человека, ровно через два дня после отплытия на судне взорвался котел.
Только в середине лета 1860 года корабль отправился в свое первое длительное плавание. Судно, обошедшееся почти в 800 000 фунтов стерлингов, пошло из Саутгемптона в огромный Нью-Йорк. Путешествовать на этом несчастливом судне пожелали только 43 пассажира. Прибыв в один из самых богатых городов Соединенных Штатов Америки, были организованы экскурсии, благодаря которым удалось собрать почти 80 000 долларов, кроме этого, корабль предлагал морские прогулки американцам, что также хоть как-то обогащало компанию, приобретшую это судно. К слову, в обратный рейс на судне было уже более 100 пассажиров. Как жаль, что этот, пусть и совсем маленький триумф, не увидел создатель «Левиафана».
До 1862 года кораблю стали доверять все большее и большее число пассажиров, как оказалось, зря. Судно было «проклято», в конце августа того же года «Великий корабль» Брюнеля столкнулся с подводной скалой: только второе дно, которое придумал Брюнель, спасло более 800 человек от верной гибели. Увы, ни одного дока в 19-м веке, в котором можно было произвести ремонт этого гиганта, не существовало. Кое-как починив пробоину, «Великий корабль» сделали кабелеукладчиком.
Всего в 1865-1874 гг. «Грейт Истерн» проложил 5 трансатлантических кабелей и один из Бомбея в Аден общей длиной более 25 000 км. Так же, не без злосчастных приключений.
После этого корабль был продан за 26 000 фунтов стерлингов и стал на время плавучим цирком, но даже в качестве развлекательного аттракциона он приносил лишь убытки.
В конце концов, на торгах он был реализован за мизерную сумму в 16 000 фунтов и его решили разобрать.
Корабль разбирали 18 месяцев. Между двумя слоями корпуса (зазор между ними достигал 1 м.) было обнаружено 2 скелета: взрослого человека (рабочего-клепальщика) и мальчика-подмастерья — погибших ещё при постройке судна, причём в случае с первым, вероятно, имело место преднамеренное убийство, так как в предположительный день пропажи рабочего-клепальщика, происшествий на верфи не было зафиксировано. Одной из причин неудачной судьбы корабля как раз и называли тот факт, что «куда бы ни шёл корабль, он вёз с собой 2 трупа»…
Параметры достигнутые «Грейт Истерн» были превзойдены лишь много десятилетий спустя: по длине — лайнером «Океаник» 1899 год.
По ширине и водоизмещению — лайнером «Лузитания» спущен на воду в 1906 году.
По пассажировместимости — лайнером «Император» 1913 год постройки.