Как на руси называли жениха
Ласковые имена и прозвища, которыми девушки на Руси называли своих возлюбленных
Как сейчас женщина обращается к любимому? Чаще всего в ходу такие слова, как «солнце», «зайчик», «медвежонок» или даже «пусик». Но потребность в нежности была присуща людям всех народов и во все времена. Просто ласковые обращения были другими. В старину женщины не чувствовали себя равными мужчинам. А потому они не позволяли себе снисходительно-ласкательного тона по отношению к супругу.
Мужчины же считали себя защитниками жены, кормильцами семьи. Поэтому в их ласковом обращении к женам сквозило покровительство. Я предлагаю вспомнить, как проявляли нежность друг к другу люди во времена Киевской Руси. Возможно, из богатого арсенала старинных ласкательных обращений мы сможем взять парочку и для современного применения? Не все же время называть любимых мужей «котиками»!
Времена язычества
Славяне почитали бога любви Леля. Этот персонаж в языческом пантеоне отвечал за страсть, за ту искру, которая проскакивает между двумя людьми. Лель был сыном богини красоты Лады, которая также отвечала за согласие между супругами. Отголосок этих верований прослеживается в словах «лелеять» и «ладить» (между собой).
Во времена языческих празднеств славяне устраивали оргии, где предавались свальному греху. Все это делалось для лучшего урожая и чтобы задобрить природные стихии, а потому особых ласкательных прозвищ к случайным партнерам не употреблялось.
Русь христианская
После крещения славян нравы стали строже, а половые отношения до брака начали считаться грехом. Но не всякая невеста блюла себя для венца. Тем более что церковь так и не смогла до конца вытравить из народных масс старые обряды и традиции. В Святки в одной сельской хате сходились на «вечерницы» девицы с парнями.
Для приличия туда же приглашали и местную добропорядочную матрону или славящегося своей набожностью старика. Но молодежь могла свободно общаться, а иногда и завязывать отношения. Конечно, половая близость была эксцессом, но молодые люди могли взяться за руки, обниматься, а то и целоваться. Независимо от пола, такие влюбленные говорили друг другу: «Разласка моя милая!».
Добрачные отношения
В ответ парень мог назвать ее «зазнобушкой», «белушкой», «любушкой», «лапушкой», «милушкой», «душенькой» и «лелей». И девушка могла быть уверена, что возлюбленный ее не оставит, а придет свататься, если он произнес слова: «Суженая ты моя!». Тогда и ей нужно было сказать: «И ты мой суженый» (назначенный судьбой).
Ласкательные обращения между супругами
В браке жена часто говорила мужу слова, завуалированно восхваляющие его силу как партнера: «богатырь», «добрый молодец» и т. д. Но были и другие ласки. Например, «сокол мой ясный», «свет очей моих». Эти выражения не считались в ту эпоху выспренными. Ведь муж был светочем для жены, ее проводником по миру. А супруга являлась душой мужчины, тем, ради чего он живет и трудится.
Поэтому часто любимый так и говорил: «Душа моя!». Конечно, большинство ласковых обращений к жене так или иначе восхваляли ее красоту: «лебедушка белая», «голубка сизокрылая», «краса ненаглядная». Но были нежные слова и с сексуальным подтекстом: «сугревушка моя теплая».
Не правда ли, мило? Я думаю, что проявления нежности в старину были более поэтичными, чем сейчас. Тогда люди не отчуждались так за стереотипными фразами «дорогой», «милый», «сладкий». Стоит проявить чуточку фантазии, чтобы согреть любимого теплотой своей души.
Примаки: каких женихов так называли на Руси
Исследователи матримониальных отношений, говоря о способности женщины на Руси самостоятельно выбирать себе мужа, выделяют два исторических периода, когда на эту проблему смотрели по-разному.
Браки, совершавшиеся во времена многобожия и после принятия христианства, отличаются не только церемониалом, но и границами свободы волеизъявления представительниц прекрасного пола.
Умыкание невесты
У древних славян, поклонявшихся языческим богам, существовал обряд умыкания, то есть похищения невесты. Это деяние в те далёкие времена считалось весёлым действом, имевшим, по мнению Рамбо, символическое значение, поскольку совершалось исключительно по доброй воле девушки.
Это основополагающее условие свидетельствует о том, что в дохристианской Руси учитывались индивидуальные интересы и мнение женщины, которая была вовлечена в матримониальные дела.
Летописец Нестор в «Повести временных лет», описывая ритуал умыкания, повествует о том, что обычно он проводился с середины весны до середины лета, в период между двумя праздниками, посвящёнными богине любви Ладе и Ивану Купале.
Девица, заблаговременно давшая своё согласие на брак, якобы невзначай приходила к воде, где её «вероломно» похищал поджидавший суженный. Поскольку все вокруг знали о готовившемся умыкании, это действие расценивалось не как преступление, а как инсценировка, отсюда пошло выражение «играть свадьбу».
А Шпилевский замечает, если даже умыкание происходило без ведома невесты, за женщиной всё равно оставалось право самостоятельного выбора, вернуться в отчий дом и подвергнуть похитителя суду, или остаться с мужем.
В своей книге «Женщины Древней Руси» Пушкарёва отмечает, что традиция умыкания среди высших сословий сошла на нет с крещением Руси в Х веке, хотя в среде простого населения она просуществовала вплоть до XV века. Об этом факте свидетельствуют многочисленные песни, былины, а также церковные епитимии, стремившиеся искоренить этот языческий обычай.
Рогнеда
О том, что в дохристианской Руси свободная воля женщины учитывалась родителями при заключении брака, красноречиво доказывает трагическая судьба полоцкой княжны Рогнеды. Когда еще некрещёный князь Владимир решил жениться на ней, он послал к её отцу сватов, однако Рогволод, прежде чем дать ответ, обратился к дочери, чьё мнение было определяющим.
Рогнеда, будучи влюбленной в сводного брата Владимира, отказала князю, причём в весьма оскорбительной форме, заявив «…не хочу разути сына робичича (сына рабыни)». Хотя родители Рогнеды не пошли против её воли, что подтверждает право женщины на личный выбор мужа, однако она всё-таки стала женой Владимира.
Венчанный брак
С принятием христианства на Руси, то есть с 988 года, священнослужители начали активную борьбу с языческими традициями, в числе которых значилось умыкание невест.
На смену обычаю умыкания пришёл венчальный брак, который должен был быть оформлен с согласия родителей молодожёнов исключительно в стенах храма.
Таинство венчания предваряли помолвка и брачный сговор, которые, как отмечает Пушкарёва, практически в одинаковой степени не учитывали чаяний, как женщины, так и мужчины, поскольку в большей части представляли собой имущественную сделку.
Родители выбирали пару своим детям, исходя из своих интересов, не считаясь с их чувствами и желаниями, именно поэтому нельзя утверждать, что X-XV веках наблюдалось ущемление брачных прав исключительно девушек, поскольку юноши тоже не обладали своеволием.
Подобранные родственниками жених и невеста не могли встречаться наедине, обсуждать детали брачного дела или объявлять о помолвке, за них всё делали родные.
Хотя в 50-ой главе Кормчей книги – своде религиозных и светских канонов, которыми руководствовались при управлении церковью и в церковном суде, согласие молодых обоих полов на союз было обязательным условием заключения брака.
Устав Ярослава Мудрого
О возможности женщин принимать участие в собственной судьбе повествуют статьи, зафиксированные Ярославом Мудрым в сборнике законов «Русская Правда».
В 24-ой статье своего Устава, Ярослав Мудрый постановил наказывать родителей и рублем, и церковной епитимией, если вступивший по их принуждению в брак ребёнок вне зависимости от пола «что сотворит над собою», например, попытается покончить жизнь самоубийством или совершит его.
33-я статья того же юридического акта гласит о запрете принуждать девушку к неугодному браку, и если «…девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять», наложить на них денежные пени. Но, несмотря на законы, многие браки по-прежнему заключались по принуждению родственников.
Не в первый раз
Исследуя матримониальные отношения, Пушкарёва выяснила, что женщины вступавшие в брак не в первый раз, могли самостоятельно выбирать себе супруга, без согласования его кандидатуры с родственниками.
Вообще повторные свадьбы на Руси не приветствовались, но если молодая становилась вдовой с малолетними детьми или не могла родить ребёнка в предыдущем браке, то повторный брак вполне был возможен.
Самовольный брак
Не желая мириться с выбором родителей, некоторые девицы убегали из дому и заключали самостоятельный брак с избранником сердца. Такой способ супружества назывался «самокруткой» и совершался церковью тайно, без соблюдения протокола и лишних церемоний.
Став законными супругами, молодожёны отправлялись к отцу с матерью за благословением, и если родители мужа быстро мирились с фактом ослушания, то родственники жены могли никогда не простить дочери этого проступка.
Примак
Наряду с традиционным браком, когда жена после свадьбы уходила жить в дом мужа, с древних времён существовал союз, когда зять переезжал в дом супруги.
При этом жених с невестой как бы менялись местами и обязанностями: девушка сама шла сватать парня, который готовил себе приданое и собирал накануне свадьбы не мальчишник, а девичник. Считалось, что этот молодец, которого в народе называли примаком, «выходит замуж» и имеет меньше прав, чем его жена.
Кто такие обабки да морковники, и почему никто не хотел выходить за них замуж
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ратник: это не только тот, кто не успел жениться до ухода на службу
Ратниками на Руси называли не только военных, но и солдат запаса. Иногда мужчина не женился, поскольку ему помешала служба в армии. Не нашел жену до призыва на службу, не произошло это событие во время нахождения в армии – возвращайся домой бобылем. Таких холостяков, вернувшихся со службы и сватающихся к старым девам, тоже звали ратниками.
Подовинник: полено или холостяк?
Воробей: сегодня бы так назвали того, кто не может даму в ресторан пригласить
Воробей. Никакого отношения к знаменитому капитану Джеку-воробью это прозвище не имеет. Очень часто на Руси мужчина оставался холостяком из-за того, что был беден. После женитьбы молодые должны были переехать в дом супруга, и его обязанностью было обеспечивать семью полностью. А если у него ничего нет, ни денег, ни хорошего дома, ни огорода, то вряд ли он будет желанным претендентом для молодых женщин.
Обабок: мужчина-гриб, которому жену сложно найти
Жениться на молодой и красивой девушке мог не каждый. Например, вдовец солидного возраста, потерявший жену и не изменивший свою жизнь в течение некоторого времени на это рассчитывать не мог. Как ни странно, таких мужчин часто обвиняли в смерти супруги. Но и молодухи не очень-то хотели заботиться о престарелом вдовце и его детях. Зато старые девы (перестарки) с удовольствием принимали предложения от таких женихов. Если мужчина тянул с женитьбой после того, как его супруга скончалась, его называли обабком. Вообще это было названием гриба-подберёзовика. Если вспомнить, то старый гриб становится мягким, похожим на губку, его даже сложно разрезать, так как он растекается под ножом. Потому мужчина, называемый обабком, не имел спроса среди молодых невест. Да и сегодня частенько можно услышать: «Вот ведь старый гриб, на молодую заглядывается».
Морковник: морковь как эротический символ, а также причем тут морковный пирог и поиск жены
Почему же мужчина остался холостяком, если видимых физических недостатков у него не было? Чаще всего к старой деве сватались те, кто страдал мужским бессилием. Эти кандидаты носили издевательское прозвище морковники. В чём тут логика? Морковь всегда была своеобразным эротическим символом, олицетворяла мужскую силу. Если же мужчину называли морковником, а это не что иное как пирог с начинкой из вкусного оранжевого овоща, то скорее всего подразумевали, что его мужская сила не может проявиться из-за прилипшего теста.
Не менее обидные прозвища получали и женщины, имеющие те или иные недостатки. Современные невесты просто обиделись бы на них.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему их называли морковниками? Тяжелая доля холостяков на Руси
Но не лучше было и положение холостяков, правда у них было немного больше времени — до 25 могли выбирать, но если до 30 не женился, то всё — ты старик. Мужчина, который не обзавелся женой, не считался полноправным членом крестьянского сообщества. К нему никто не относился серьезно, он был в глазах односельчан «малым», даже в зрелом возрасте. Ни в семье, ни на сходе к его голосу не прислушивались.
Бытует мнение, что слово «холостяк» произошло от глагола «холостить», то есть попросту кастрировать, но это не так. «Холостой» — значит коротко остриженный, а «холить» — это стричь, укорачивать. Дело в том, что раньше в 12 лет мальчикам проводили обряд инициации, им остригали волосы. Считалось, что с этого момента они уже могли жениться и создавать свою семью. На деле же мало кто вступал в брак в таком юном возрасте (бывали и запланированные браки, конечно), и в итоге с 12 лет до момента женитьбы мужчина оставался холостяком.
Причина обычно были самые тривиальные — бедность, физические недостатки, мужская немощность, любовь к алкоголю и дурная репутация. Бывали и исключительные случаи, конечно. Например, в обширном труде подьячего Посольского приказа Григория Котошихина находим упоминание о 7-летнем запрете на брак, если первый расторгнут из-за обмана. Оказывается, были случаи, когда мужчине на смотринах показывала одну невесту, а замуж за него выдавали другую (похуже). Тогда он мог возмутиться и доказать обман. Доказал? Имеешь право на развод, но с одним условием: придется ждать семь лет до следующего брака. При таком раскладе мужчина запросто мог упустить свои «лучшие годы» и в итоге ему пришлось бы свататься к старой деве.
Если жениться не вышло либо вышло, но супруга умерла, то мужчину награждали одним из обидных прозвищ.
«Морковники»: почему на Руси так называли возрастных холостяков?
Если 25-летняя женщина уже считалась старой девой, то рамки мужского брачного возраста были более подвижны. Как пишет этнограф Михаил Рабинович, Соборное уложение 1649 года обязывало выдать девушку до 15 лет. К середине XIX века старыми девами становились после 25, а стариками называли неженатых мужчин за 30. Если парень вовремя не женился, он автоматически попадал в группу тех, кому молодые девушки, скорее всего, откажут, а значит, придется свататься со старыми девами.
При отсутствии очевидных физических недостатков, скрытой причиной затяжной холостяцкой жизни и сватовства к старой деве могли посчитать мужское бессилие. Таких называли «морковниками». Если учесть, что морковь не только на Руси имела эротическую символику мужской силы, то называя парня «морковником» (пирожком с морковной начинкой), имели в виду, что нормальной фертильности мешает «налипшее тесто». Шансов сосватать молодую девку у парня с изъяном, действительным или надуманным окружающими, не было, а вот отчаявшиеся дамы постарше вполне могли клюнуть. Шансы у морковника возрастали, если невеста была «браковкой», то есть имела репутацию бросовой, гулящей, больной.
Обабок
Рассчитывать на молодуху не мог и вдовец, потерявший супругу в зрелом возрасте. Во-первых, его в большей или меньшей степени, но всегда винили в смерти жены. Во-вторых, молодые девушки не спешили взваливать на собственные плечи заботу о хозяйстве и «семерых по лавкам». Засидевшиеся в девках, напротив, были готовы уцепиться за последний шанс, чтобы не стать изгоем общества.
Как отмечает пермский филолог Юлия Зверева, мужчин, тянувших с женитьбой, в том числе и после смерти первой жены, называли обабками (подберезовиками). Каждый грибник знает, что мякоть у старых подберезовиков напоминает губку, которая после разрезания превращается в водянистую и малопригодную в пищу жижу. Такой мужчина-гриб утрачивает ценность в глазах молодых девушек, зато перестарки не брезгуют рассматривать такого кандидата.
Причин длительной заминки в поиске невесты и необходимости свататься к старой деве было предостаточно. Например, в обширном труде подьячего Посольского приказа Григория Котошихина находим упоминание о 7-летнем запрете на брак, если первый расторгнут из-за обмана. Речь идет о случаях, когда жениху на смотринах показывали одну женщину, а выдавали замуж – другую. Если обман удавалось доказать, то разведенным супругам приходилось выжидать 7 лет – срок достаточный, чтобы упустить лучшие годы для замужества.
Редко, но все же встречались примеры, когда своевременной женитьбе мешала служба в армии. Если парень не успевал обзавестись семьей до призыва или во время службы, то возвращался бобылем. Интересно, что в пермских диалектах слово «ратник», кроме значения «военный, ополченец на Руси», имело дополнительную семантику – «солдат запаса». Поэтому неудивительно, что сватающихся к старым девам холостяков в возрасте называли «ратниками». Такой «старый воин» был негоден к «настоящей службе» (читай – супружеской жизни с молодой женой) из-за возраста, но вполне годился для призыва в случае войны (для женитьбы на старой деве).
К слову, ратником называли и мужчин, которые ушли из семьи. И неважно – к молодухе или к женщине постарше. В данном случае супружество рассматривалось как служение, а развод – уход со службы «в запас».
В Большом словаре русских поговорок «подовинником» пренебрежительно называли немолодого холостяка. Было у слова и другое значение – длинное и сухое полено, подходящее для отопления овина. Сравнение вполне логично: подовинник для растопки печи в избе не подходит – быстро сгорит, а жару хорошего не даст. Так и не всякий старый холостяк даст молодой жене требуемого «жару», а вот истосковавшуюся по мужскому вниманию старую деву согреть вполне сможет.
Распространенной причиной холостяцкой жизни была бедность. По традиции молодым полагалось селиться в доме мужа, на которого возлагалась обязанность содержать семью. Если у мужчины «ни кола, ни двора», к нему точно не выстраивалась очередь из молодых девиц. Поэтому бедняк мог посвататься к старой деве, которая обеими руками голосовала за то, чтобы поселить мужичка в доме отца.
В Словаре русских говоров Южного Прикамья таких женихов иронично называли воробьями, намекая, что полноправным хозяином мужчина не станет. Если муж переходил жить в дом жены из-за отсутствия у ее отца сыновей, то его называли дворовик.
источник