Как мы общаемся друг с другом
Как мы общаемся друг с другом
Начать надо с того,казалось бы, простого вопроса, как надо общаться с людьми. Учить правилам вежливости необходимо с детства. И большая роль в этом должна принадлежать школе.
Здороваться надо приветливо, с улыбкой, смотря человеку прямо в глаза, а не отворачиваться в сторону, как случается порой.
Куда бы не пришел вежливый человек-в школу, на работу, в гости,-он должен всегда здороваться.Не надо ждать,пока с вами поздороваются,-приветствуйте первыми.А то бывает:входит молодой человек в комнату, стоит,молчит,оборачиваясь по сторонам, как будто ждет приветствий в свой адрес.Это тем более не вежливо если в комнате находятся старшие.
Богатство русского языка позволяет чередовать приветствия, начиная с пожелания «доброе утро» и кончая «спокойной ночи».Встретив утром знакомого можно сказать ему «здравствуйте»,а повстречав его снова вежливо кивнуть сказав «добрый день».
Само собой разумеется, молодой человек должен первым здороваться с преподавателем, с родителями своих друзей.А вот руку старшим протягивать не надо. В этом инициатива принадлежит им.
Юноши первыми здороваются с девушками, равно как взрослые мужчины с женщинами, но руку первая подает женщина.
Входя в любое помещение, принято снимать головной убор, особенно если в помещении находятся женщины и девушки.
С давних времен одним из главных законов вежливости считается уважение к старшим. Сейчас этикет стал менее формальным.
Правило уважения к женщинам обязательно, конечно, для мужчин всех возрастов, даже самых маленьких.Когда мальчик уступил место девочке, это не должно восприниматься как жеманность или кокетство, а как элементарная внешняя культура.
Пример показывают взрослые.Согласно предписаниям этикета, на улице мужчина,как правило, должен идти слева от женщины, так как место справа принято считать более почетным.
Часто спрашивают, всегда ли мужчина должен пропускать женщину вперед.Находясь в помещении или вне его, мужчина идет впереди лишь в исключительных случаях.Например, если на пути встречается какое то-препятствие,то мужчина преодолевает его первым, а затем полагает пройти женщине.В подобном случае, то есть когда мужчина чувствует, что женщина нуждается в его поддержке, он может предложить ей опереться на руку.
Этикет не разрешает мужчине поддерживать женщину за локоть.Исключение составляет те случаи, когда мужчина полагает женщине сесть в автомобиль,автобус.Мужчина первым выходит из автобуса,машины. и подает ей руку чтобы она могла на него опереться.Мужчина несколько опережает женщину, когда открывает дверь для нее.Входит в помещение вслед за женщиной.Этикет предусматривает такой порядок,руководствуясь основным правилом: мужчина должен быть готов придти на помощь женщине в любой момент.
Какой бы мы аспект общения не рассматривали,везде нужна деликатность,обходительность.
В деликатности гармонично сочетается культура внешняя и внутренняя,культура чувств и культура поведения.Хорошо когда это закладывается в детстве,в юности.
Конспект занятия «Как мы общаемся» для детей старшей группы
Цель: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
— сплочение группы;
— тренировка интонации речи;
— развитие языка жестов;
— снятие мышечных зажимов;
— знакомство с понятием мимика;
— изучение мимики и связанных с ними эмоциональных состояний;
— тренинг выразительности мимики.
Материал: клубок ниток, запись с танцевальной музыкой, картинки с изображением эмоций, картинки-отгадки к загадкам.
Ход занятия.
Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о способах общения. Как вы думаете, что такое общение?
Дети: Это когда люди разговаривают.
Психолог: Да, это общение, но не правильное. Правильно общаться, это значит вести себя так, чтобы людям было с тобой хорошо, удобно и приятно разговаривать. Кто запомнил, почему нужно правильно общаться?
Дети: Чтобы людям было приятно с тобой разговаривать.
Психолог: Правильно! Молодцы! А какими способами люди могут общаться?
Дети: Люди разговаривают.
Психолог: Разговаривая мы общаемся с помощью слов, так мы передаем информацию о том кто мы, что мы любим.
Упражнение «Волшебный клубочек»
Цель: сплочение группы.
Психолог: А сейчас давайте все вместе поиграем с волшебной ниточкой и расскажем что-то о себе. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг руки, говорит что он любит и передаёт его следующему, сидящему справа от него, ребёнку. Когда последний закончит говорить, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю… «Я люблю. » Теперь передаю ее Ване.
Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я ее смотаю обратно в клубочек.
Психолог: Вот как много информации можно рассказать словами.
Упражнение «Скажи по-разному»
Цель: тренировка интонации речи.
Психолог: А ведь важно не только что мы говорим, но и как мы говорим. Можно менять интонацию голоса,и тогда одно и тоже предложение будет звучать по-разному: как вопрос или утверждение. Давайте попробуем сказать по-разному «Я пойду гулять». Например, вы не знаете, отпустит вас мама гулять или нет, и вы у нее спрашиваете. Как мы это спросим?
Дети: Я пойду гулять?
Психолог: А как можно спокойно рассказать друзьям об этом.
Дети: Я пойду гулять.
Психолог: А теперь представьте, что мама не пускает вас гулять, а вам хочется. Конечно, вы огорчитесь. Как в этом случае будет звучать предложение?
Дети: Я пойду гулять!
Психолог: А если вам хочется, и мама наконец-то вас отпустила. Вы обрадуетесь? Как тогда будет звучать предложение?
Дети: Ура! Я пойду гулять!
Упражнение «Покажи и расскажи»
Цель: развитие языка жестов.
Дети: Привет, пока, я здесь.
Психолог:А как можно показать жестом: «я», «там», «до свидания», «иди сюда», «нельзя», «нет», «да»?
Психолог: А теперь догадайтесь,какой жест изобразила я: «поднятый большой палец».
Психолог: Молодцы! Я рада, что мы с вами друг друга поняли, мне было приятно с вами общаться!
Цель: поднятие настроения, снятие мышечных зажимов.
Психолог: Молодцы, отлично потанцевали! Все запомнили, что такое жест?
Дети: Это движение рук, тела, головы.
Психолог: Кроме общения с помощью слов и жестов, мы можем общаться с помощью выражения нашего лица, которое передает настроение человека даже тогда, когда он молчит. Когда вы приходите в детский сад,иногда воспитатель спрашивает: «Что случилось? Почему ты такой грустный?» Как же он догадался о вашем настроении?
Дети: Увидел грустное лицо.
Психолог: Выражение нашего лица, которое выражает настроение называется мимика. С помощью мимики мы передаем радость, удивление и другие эмоции.
Цель – тренировка умения распознавать эмоциональное состояние.
Психолог: Посмотрите, как вы думаете, что чувствует сейчас этот гномик, какой он?
(Ответы детей)
Упражнение » Мимическая гимнастика».
Цель – изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительности мимики.
Эти листочки не простые, на них написаны загадки. Я вам сейчас их загадаю, а вы, не называя отгадку, будете показывать ее с помощью движений, мимики и звуков.
Заворчал живо замок, лег у двери поперек (собака)
Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, зовут ее. (лягушка)
Хвост узорами, сапоги со шпорами, раньше всех встает, голосисто поет (петух)
Кто, забыв тревоги, спит зимой в берлоге? (медведь)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц)
Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом (лиса)
Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили и узнали, как люди могут общаться между собой. Давайте еще раз назовем эти способы общения.
Дети: Они могут общаться с помощью слов, мимики, жестов, движений.
Психолог: Правильно! но это далеко не все способы общения. О других способах мы поговорим с вами в следующий раз. А теперь догадайтесь. Что я хочу вам сказать. (Молодцы, до свидания)
«В игре развиваемся, познаем мир, общаемся». (Развивающая среда группы.) Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического.
Конспект занятия «Солнечная система» для детей старшей группы Программное обеспечение: данный цикл занятий предназначен для детей 5-6 лет. Он включает два занятия, одно из которых является вводным и.
Как мы общаемся? Я живу в городе дождей, белых ночей, мостов, музеев. В городе, где захочешь заплакать, но не заплачешь, так как всё вокруг мокро от слёз.
Конспект занятия для детей старшей группы. Аппликация «Снеговик» Программное содержание: Учить детей создавать образ снеговика, используя альбомный лист в качестве материала для работы путем вырезания.
Конспект занятия для детей старшей группы «Птицы возвращаются» Конспект занятия для детей старшей группы «Птицы возвращаются» Цели: 1. Образовательные: Расширить знания детей о перелётных птицах, их.
Конспект занятия для детей старшей группы «Волшебная клякса» Конспект занятия для детей старшей группы «Волшебная клякса» Цель: На примере живописных и музыкальных произведений показать, как люди.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Путешествие в страну звуков» Тема: «Путешествие в страну звуков» Задачи:Воспитывать умение выделять на слух слова со звуками «с – ш» в речи. Упражнять в отчётливом произношении.
Конспект занятия по оригами для детей старшей группы «Самолет» Цель:продолжать знакомить детей с изготовлением поделок в стиле оригами из прямоугольного листа бумаги. Развивать мелкую моторику рук. Уметь.
Конспект занятия по развитию памяти для детей старшей группы Цель: развитие зрительной и слуховой памяти. Задачи: развивать умение использовать мнемонические приемы для запоминания текста;.
Проект по сенсомоторному развитию детей «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся» Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети, родители, воспитатели Продолжительность проекта: долгосрочный Цель.
15 правил, которые помогут тебе смотреть на дружбу объективно
Дружба — священное слово для многих людей, однако у каждого из нас есть свои взгляды на то, какой она должна быть. Мы собрали несколько простых истин, которые помогут тебе начать объективно оценивать свое поведение и дружеские отношения в целом.
1. Дружба проверяется годами
Не бывает «новых» друзей. Человек, с которым ты нашел общий язык и с которым ты часто общаешься ввиду этих обстоятельств, не становится автоматически твоим другом. Дружба — это уверенность друг в друге, поддержка в сложных ситуациях, общие воспоминания. Друг — это человек, который остается рядом с тобой даже тогда, когда все окружающие тебя люди отворачиваются. Так что своеобразная проверка на дружбу есть, и отрицать это попросту глупо.
2. Друзья твоей девушки после вашего расставания перестанут с тобой общаться
Исключения бывают, но очень редко. Дело в том, что друзья твоей девушки (как и твои, впрочем) в большинстве ситуаций примут ее сторону и окажут поддержку именно ей. В этом и кроется суть дружбы — помогать тому, с кем ты близко общаешься. Порой даже тогда, когда человек не прав.
3. Заботься о чувствах своих друзей
Всегда старайся представлять, как твои слова или поступки могут повлиять на твоего друга. Часто нам кажется, что с близкими людьми мы на одной волне, и риск того, что мы столкнемся с непониманием, минимален. На деле происходят ситуации, в которых неправильно истолковать наши истинные мотивы может даже самый лучший наш друг. Поэтому будь внимательнее к близким людям, ведь никогда не знаешь, какие действия могут ранить человека.
4. Не старайся показать, что ты лучший во всём
Проще говоря, прими тот факт, что дружба — это понятие, лишенное соперничества. Общаться с человеком, который только и делает, что хвастается своими достижениями, по силам немногим из нас. У твоих друзей и без этого частенько бывают моменты неуверенности в себе и своих силах. Поэтому чаще подмечай их успехи, обращай внимание на их сильные стороны и не пытайся в удобной для тебя ситуации выделиться на фоне своих друзей.
5. Друзья нуждаются в нашей заботе
Тебе необходимо заботиться не только о родителях и любимой девушке — друзья тоже нуждаются в твоем внимании и поддержке. Напиши им, позвони, чтобы узнать, как у них дела, встреться с ними, если в трудную минуту им нужна твоя помощь (неважно, физическая или моральная). Иногда человеку просто нужно кому-то высказаться или услышать полезный совет.
6. Нужно быть максимально честным, даже если предстоит говорить о чём-то неприятном
Точнее, особенно когда предстоит неприятный разговор. Еще один жирный плюс настоящей дружбы: человек скажет тебе то, о чём из вежливости или нежелания конфликта могут промолчать окружающие. Он сделает тебе замечание, если придется, причем не у всех на виду, а в тот момент, когда вы останетесь наедине. Друг — это человек, который откровенно признается в том, что твой прикид на свидание — полный отстой, да и не мешало бы тебе что-то сделать с запахом изо рта. Да, возможно, будет неловко, но лучше узнать об этом от близкого человека и вовремя исправить, чем краснеть на романтическом ужине перед незнакомкой.
7. Не избегай пауз в разговоре
Да, когда ты только знакомишься с человеком, ты пытаешься заполнить каждую паузу в вашей беседе, чтобы не повисло неловкое молчание. Друг — тот человек, с которым тебе комфортно и в обсуждении интересной темы, и в молчании. Поддерживать разговор искусственно — это не про общение с близкими людьми. Тем более твое желание избежать словесного тупика в большинстве случаев будет заметно собеседнику.
8. Друг должен чувствовать, что он важен для тебя
Слушай внимательно то, что он тебе говорит, давай ему знать, что ты ценишь его поддержку, говори о том, что тебе нравится проводить с ним вместе время. Порой человеку бывает недостаточно именно таких приятных слов. Не стесняйся говорить напрямую: «Ты отличный друг», «Без тебя там будет не так круто» и так далее.
9. Поддержание дружбы требует таких же усилий, как и построение отношений
Если дружить крепко и долго у тебя не получается, стоит задуматься: может, ты уделяешь недостаточно сил для того, чтобы поддерживать ваши отношения? К примеру, дружить, когда вы находитесь в одном городе, куда легче, чем общаться на расстоянии. И если вдруг ты решишь пустить всё на самотек — тебя ждет огорчение.
Вывод такой: хочешь сохранить дружбу — учись писать первым, делиться с человеком новостями из своей жизни, искать повод встретиться или хотя бы просто напоминать о себе.
10. Друзьям нужно уделять больше времени
Мы можем упорно работать над отношениями или быть нацеленными на построение карьеры, но забывать о друзьях — это огромная ошибка, которой по возможности ты должен избегать. Перестань искать отговорки — выделяй время на то, чтобы душевно отдохнуть в компании, и радуйся тому, что рядом с тобой есть люди, которые делают твою жизнь ярче.
11. Дружба не подлежит размену
Тебе, вероятно, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда, допустим, появление новой девушки заставляло твоего приятеля забыть о существовании друзей. Самое весомое оправдание в таком случае: «Братан, ну я же с ней на всю жизнь».
Как ни прискорбно, после расставания первые, к кому он побежит со своим разбитым сердцем, — это друзья. Так что не меняй девушку на друзей или друзей на девушку — ищи золотую середину.
12. Дружбы по принуждению не существует
Дружба по принуждению — это когда ты понимаешь, что ваши пути расходятся, общих интересов практически не осталось, разговоры идут тяжело, но сказать человеку о том, что вам пора заканчивать ваше общение, ты по каким-либо причинам не решаешься и продолжаешь проводить с ним время по привычке или из-за боязни расстроить человека.
В такой ситуации ты можешь чувствовать себя предателем, но на самом деле всё не так плохо. Тебе просто необходимо набраться сил и признаться в первую очередь самому себе в том, что вы переросли вашу дружбу. Дружба заканчивается в тот момент, когда ты понимаешь, что на постоянной основе начинаешь избегать человека, неохотно идешь с ним на контакт и не желаешь жертвовать своим временем ради него.
13. Ты не обязан общаться с друзьями каждый день
Да, дружеские отношения необходимо поддерживать и забывать о друзьях нельзя. Но это не значит, что вы должны общаться ежедневно. Чем взрослее мы становимся, тем больше у нас забот и меньше свободного времени. Если вы оба сильно заняты или живете в разных городах, то достаточно списываться пару раз в месяц и делиться при этом последними новостями из своей жизни. Ты должен принять тот факт, что общения постепенно будет становиться всё меньше и меньше, но тебе по силам не дать ему сойти на нет.
14. Ты не должен менять свое отношение к другу в присутствии других людей
Всё очень просто: дружба равно отсутствие стеснения. Тебе должно быть комфортно как наедине с другом, так и в компании. Если ты меняешь свое поведение в присутствии других людей, чтобы произвести на них лучшее впечатление, вполне вероятно, что в скором времени ты окончательно разрушишь свою дружбу.
15. У друзей должны быть общие интересы
Да, вы можете быть непохожими друг на друга как внешне, так и внутренне, иметь разные мировоззрения и так далее, но у вас должно быть что-то, что связывает вас. Быть может, любимый вид спорта или схожий музыкальный вкус, а может быть, вы сходитесь в поставленных целях. Если вы два абсолютно разных человека, не имеющих ничего общего, вероятность крепкой и долгой дружбы минимальна.
Как мы общаемся друг с другом
Занятие предназначено для учащихся 8-9 классов с целью формирования у подростков навыков снятия стресса и напряжения, повешенного уровня тревожности.
Время проведения занятия составляет 1 час 30 минут. Задачи занятия: провести беседу о значении общения в жизни человека,развивать коммуникативные навыки подростков, выработать положительное отношение друг к другу во время общения, поднять положительные эмоции через игровое взаимодействие.
Занятие построено в соответствии с эелементами тренинга, включает в себя введение, основную часть и заверщение с рефлексией.
Просмотр содержимого документа
«Как мы общаемся друг с другом »
Занятие с элементами тренинга.
Тема: «Как мы общаемся друг с другом?».
Цель занятия: формирование у подростков навыков снятия стресса и напряжения, повышенного уровня тревожности, профилактики употребления психоактивных веществ.
1) провести беседу о значении общения в жизни человека;
2) создать заинтересованность в занятиях на тренингах;
3) поднять положительные эмоций через игровое взаимодействие с собой и другими;
4) развивать коммуникативные навыки;
5) вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость;
Время проведения: 1 час 30 минут.
Приветствие «Эстафета хороших известий», 10 минут.
Цели: мобилизация внимания на конкретном вопросе и получить от этого удовольствие.
Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на прошлой неделе). Причем, пока вы говорите, теннисный мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т.е. бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.
— Кто за последнее время доставил тебе большое удовольствие?
— От кого вы в последнее время слышали что-нибудь интересное?
— Кем ты сейчас восхищаешься?
— Какую проблему тебе удалось недавно решить?
— Какую особенно красивую мелодию довелось тебе услышать в последнее время?
Знакомство с целями и задачами занятия, проведение беседы о значении общения в жизни человека.
Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприятности.
— Задумывались ли вы, почему это происходит?
— Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения.
— В ссорах люди чаще обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.
Психолог знакомит ребят с особенностями занятия:
— На занятии мы будем учиться общению, получая от этого не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.
— Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
— Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.
Чтение притчи «Коробочка», 10 минут.
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность.
Как вы считаете, люди похожи друг на друга? А чем они могут быть похожи? (характером, стилем жизни, манерой поведения, общими взглядами, тем, что живут на планете Земля и т.д.)
— В то же время, этим же самым люди могут друг от друга отличаться (разные характеры, разные взгляды и т.д.)
— Как вы думаете, с какими людьми проще общаться – с теми, кто похож на вас или с теми, кто от вас сильно отличается? С кем легче найти общий язык?
— А хотели бы вы, чтобы все люди были друг на друга похожи и во всем всегда понимали друг друга? Не было бы скучно жить в таком мире?
— А что будет, если все люди станут настолько разными и непохожими друг на друга, что у них не найдется ничего общего? Представьте себе это. Смогут ли они тогда общаться между собой, что-то делать вместе?
Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?
Упражнение «Радуга», 5 минут.
Цели: Это прекрасный коллективный ритуал — он освежает детей, улучшает настроение, укрепляет их уверенность в себе и стимулирует готовность к общению. Упражнение оказывает на группу весьма благотворное тонизирующее воздействие.
Инструкция: Конечно же, все вы не один раз видели радугу. Может ли кто-нибудь из вас назвать все цвета радуги? Запомните простое предложение, с помощью которого вы легко сможете назвать все цвета радуги и порядок их следования, потому что первые буквы слов этого предложения совпадают с первыми буквами названий цветов радуги. Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Запомнить очень легко: Каждый — Красный, Охотник — Оранжевый, Желает — Желтый. Кто из вас может продолжить? Замечательно! А может кто-нибудь мне сказать, как пахнет воздух в то время, когда на небе мы наблюдаем радугу?
Мы видим радугу после того, как небо освежило землю дождем. Прежде всего, дождь прибивает к земле и смывает всю пыль. Воздух свеж и прозрачен, и полосы радуги показывают нам как бы красоту в чистом виде. Сейчас мы воспользуемся цветами радуги для того, чтобы наш дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Встаньте и начните двигаться по комнате.
Сначала представьте себе, что вся комната наполнена красным воздухом. Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его чудный аромат. (15 секунд.)
Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него. Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд.)
Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему. (15 секунд.)
Цвет окружающего нас воздуха снова изменился. Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат. (15 секунд.)
Чудеса продолжаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве. (15 секунд.)
Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду. (15 секунд.)
И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады. (15 секунд.)
А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете. Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.
— понравилось ли вам данное упражнение и чем?
Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако это бывает очень трудно. Этому надо учиться. Сейчас мы выполним с вами несколько упражнений, а потом обсудим то, что вы чувствовали во время их выполнения.
Цель: повышение самооценки, развитие умения делиться своими переживаниями.
В парах: один партнёр рассказывает другому в течение 5 минут о своих неприятностях, о своём недостатке, о том, что случилось с ним неприятное что-то. Другой слушает, потом произносит фразу: «Всё равно ты молодец, потому что…»
Упражнение «Сорви яблоки», 5 минут.
Цели: Это замечательное упражнение на растяжку успокаивает дух, расслабляет тело и дарит бодрость мозгу. «Сорви яблоки» — это хорошая подготовка к работе, требующей ясного ума и хорошей концентрации внимания.
Инструкция: Встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Встряхните руками, сейчас им предстоит немножечко поработать.
Представь себе, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу тебе, каким образом ты можешь их сорвать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Это у тебя хорошо получилось. Нагнись и положи яблоко в небольшую корзинку, стоящую на земле. Теперь медленно выдохни.
Выпрямись и посмотри налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянись туда правой рукой, поднимись на цыпочки, вдохни и сорви одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорви другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонись вперед, положи оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохни. Теперь ты знаешь, что тебе надо делать. Используй обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от тебя прекрасные большие яблоки и складывать их в корзинку.
Теперь встряхни руками, потряси ладошками и возвращайся на свое место.
Упражнение «Марионетка», 15 минут.
Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-нибудь управляет, когда он не свободен.
В тройках: два кукловода, один – кукла-марионетка. Кукловоды полностью управляют поведением куклы, водят её, поднимают ей руки, ноги и т.д. Кукла не должна сопротивляться. Задача: перевести куклу на другой стул. Каждый должен побывать в роли куклы.
— что чувствовали в роли куклы? А кукловода?
— хотелось ли что-нибудь сделать самому?
— что узнали о себе в этом упражнении?
Упражнение «Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе»,
Цели: развитие навыка самоконтроля своего поведения.
Инструкция: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три. » На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
— Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели? Другие возможные вопросы:
— Как называется наша школа?
— Как зовут директора нашей школы?
— Как называется улица, на которой стоит наша школа?
— Сколько учеников в нашем классе?
— Сколько минут длится урок?
— Сколько минут продолжается большая перемена?
Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, Вы можете в заключение дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем Вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: «Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!»
Упражнение «Конкурс интервью», 15 минут.
Цели: развитие способности общаться со взрослыми, уметь находить адекватные способы взаимодействия с родителями, учителями и т.д. оценивать и учитывать реакции взрослых, видеть их сильные и слабые стороны.
Инструкция: Объединитесь в группы по четыре человека. Представьте себе, что вам надо взять интервью у взрослого человека. Какие вопросы вы ему зададите, чтобы узнать о нем как можно больше интересного? Составьте список вопросов.
Теперь представьте себе, что вы берете интервью у меня. Записывайте вопрос, а рядом с ним ответ, который, по вашему мнению, дала бы я. Если вы не можете предположить моего ответа, тогда попытайтесь просто угадать его. Если хотите, ваше интервью может быть серьезным, а если хотите — шуточным.
Группы зачитывают свои интервью.
Исправьте заведомо не подходящие воображаемые ответы и похвалите те ответы, которые «попали в точку».
— Какие из адресованных взрослым вопросов кажутся тебе особенно интересными?
— О чем тебе не хочется спрашивать взрослого?
— Какое интервью тебе особенно понравилось?
— Как тебе работалось в своей группе?
— Какие ответы оказались правильными, хотя вы и не могли знать этого заранее?
— Узнал ли ты что-нибудь новое о своем собеседнике?
— Насколько хорошо ты понимаешь взрослых?
— В каких вещах тебе с трудом удается понять взрослых?
— С какими взрослыми ты хорошо ладишь, а с какими — плохо?
— Что ты сам можешь изменить для того, чтобы лучше ладить со взрослыми?
Бумага и карандаши для каждой группы
Анализ занятия, 8 минут.
Делимся впечатлениями о занятии.
— Что понравилось? Что не понравилось?
— Что хотели бы изменить в себе?
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Общее время без перерыва
1.К.Фопель. Как научить детей сотрудничать? ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. /Фопель К. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 3. Москва «ГЕНЕЗИС» 1998.