Как можно самому создать ветер

Деревья все-таки создают ветер

Гипотеза о том, что деревья причастны к возникновению ветра, существует достаточно давно. Это происходит потому, что огромные лесные массивы могут конденсировать водяной пар и тем самым создавать разницу давления. Недавняя работа отечественного физика Анастасии Макарьевой показала, что этот процесс способен создать весьма мощные воздушные потоки.

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

Если спросить ребенка о том, почему дует ветер, он ответит: «потому, что деревья качаются». Правда, дети не слишком долго так считают — когда они идут в школу, им объясняют, что ветер возникает из-за разницы температур в воздухе. А если точнее, то из-за разницы в давлении между двумя разными воздушными областями. Действительно, любой ветер движется с ускорением от зоны высокого давления в зону с низким давлением. Ну, а на планете, которая вращается (как наша Земля), к этому градиенту прибавляется сила Кориолиса.

Впрочем, насчет температурного градиента как причины возникновения ветра учителя тоже не ошибаются — ведь разница в нагреве воздуха лучами солнца и солнечным ветром между экваториальными и полярными областями, которая вызывает разницу в температуре, и, соответственно, плотности потоков воздуха, в свою очередь, создает и разницу в давлении. Нельзя забывать еще и про то, что важную роль в формировании ветра играет еще и трение воздуха о поверхность планеты, а также особенности рельефа местности. Словом, ветер создают много разных факторов, однако деревья среди них никак не значатся.

Тем не менее, гипотеза о том, что деревья причастны к возникновению ветра, существует достаточно давно. Правда, они создают его не потому, что качаются, а потому, что огромные лесные массивы могут конденсировать водяной пар. Ну, а как нам известно из школьного курса физики, когда этот водяной пар конденсируется в виде капель, его объем уменьшается, а давление, соответственно, снижается. Таким образом возникает та самая разница давлений, которая, как было сказано выше, и рождает ветер.

Ну, а раз это так, то ветрообразующим фактором прежде всего следует считать тропические леса. То, что они способны конденсировать влагу из воздуха и вызывать дожди, уже доказано (подробнее об этом можно прочесть в статье «Амазонские леса сами вызывают дождь»). Но ведь тогда получается, что они могут и способствовать формированию ветров! Следует заметить, что климатологи всегда относились к этой гипотезе скептически, считая данный эффект весьма и весьма ничтожным в планетарных масштабах. «В этом нет ничего таинственного. Это малозначительный эффект, он учитывается в некоторых моделях атмосферы», — сказал Айзек Хелд из американского Национального управления океанических и атмосферных исследований четыре года назад, когда данная модель была впервые представлена на климатологическом конгрессе.

Однако недавно появились данные о том, что лесами в этом вопросе все же пренебрегать нельзя. Отечественный физик Анастасия Макарьева из Санкт-Петербургского университета полагает, что создаваемый этим эффектом градиент давления до сих пор не получил должного теоретического внимания. И у нее есть для этого основания — приведенные в опубликованной в журнале Atmospheric Chemistry and Physics расчеты говорят о том, что конденсация миллиардов литров воды над гигантскими лесами дает ощутимый эффект. Из этого следует, что конденсация водяного пара над тропической сельвой создает мощные воздушные потоки, способные разнести влажный воздух практически по всему южноамериканскому континенту.

Эту работу весьма восторженно воспринял другой сторонник данной теории, Дуглас Шейла из Университета Южного Креста (Австралия). Произведя альтернативные вычисления, он обнаружил, что «в стандартной теории, если мы не учитываем лесов, осадки над континентами обычно снижаются на 10-30 процентов. По нашей теории, теряется где-то 90 и более процентов». При этом он убедительно показал, что эффект пересадки лесных массивов может действительно серьезно изменить розу ветров на огромной территории.

Исследование было дополнено примерами подобной деятельности на Зеленом континенте (где постоянно восстанавливают лесные массивы после пожаров). Как показывает работа доктора Шейла, если хоть немного «сдвинуть» лес, то меняется и направление господствующих ветров. Ученый убежден, что таким методом можно покончить с опустыниванием земель на любом континенте. К примеру, если начать сажать леса рядом с Сахарой, то направление ветров измениться и над пустыней будут чаще идти дожди. Таким образом, буквально через десятки (даже не сотни!) лет величайшая пустыня Африки исчезнет.

Впрочем, энтузиазм сторонников данной гипотезы разделяют далеко не все. Джудит Карри из Технологического института штата Джорджия (США) высказывается более осторожно. «Тот процесс, который они описывают, является физически корректным. Главный вопрос заключается в его относительной величине по сравнению с другими процессами. Возможно, именно этим объясняется, почему климатические модели так плохо прогнозируют дожди и ураганы», — отмечает климатолог. Она считает, что для более детальной проверки гипотезы необходимы широкомасштабные полевые исследования.

Тем не менее, как видите, деревья тоже способны создавать ветер. Поэтому, отвечая на вопросы взрослых, наши дети в чем-то оказываются правы…

Читайте также в рубрике «Наука и техника»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Ветрогенератор на заднем дворе

Настоящий ветрогенератор — это слишком дорого в том случае, если его планируется использовать для решения простых домашних задач, не требующих большой мощности. Если всё, что нужно — это немного энергии для LED-освещения или для проекта, основанного на Raspberry Pi Zero, это как-то несоразмерно довольно серьёзным деньгам, которые придётся заплатить даже за небольшой ветряк. То же касается и школьных экспериментов, время и деньги, уходящие на организацию которых, обычно стараются свести к минимуму. Школы часто стеснены в средствах.

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

Описываемая здесь маленькая ветряная турбина — это, по сути, экспериментальный проект, в ходе работы над которым можно освоить основы ветроэнергетики. Эту турбину нельзя назвать абсолютно надёжным источником энергии. Не стоит ждать от неё чудес! Кроме того, учитывайте, что сильный ветер опасен для нашей турбины. Эта машина не рассчитана на нормальную работу при таком ветре. Он её, скорее всего, разрушит. Поэтому турбину стоит убирать в плохую погоду. В частности, нужно учитывать то, что её обломки, носимые ветром, могут кого-нибудь поранить.

В отличие от типичных коммерческих турбин с горизонтальной осью вращения, оснащаемых тремя лопастями, закреплёнными на горизонтальном валу, в нашем проекте используется вертикальный вал ротора. Это избавляет нас от необходимости в механизме, учитывающем направление ветра, и сильно упрощает проект турбины. Наш генератор, в сущности, представляет собой велосипедное колесо, смонтированное на вертикальной стойке, которое связано с электрическим генератором. В роли лопастей ротора используются восемь «полутруб», вырезанных из дешёвых пластиковых (PVC) канализационных труб и прикреплённых к ободу колеса.

Турбина начинает вращаться при достижении ветром силы, примерно соответствующей 2 баллам (около 6 км/ч) по шкале Бофорта (смотрите таблицу ниже). Если сила ветра достигает 5 по шкале Бофорта (около 30 км/ч), турбина даёт около 1 ватта мощности (по нашим измерениям — 147 мАч при 6,7 В).

Шкала Бофорта (по материалам Википедии)

Баллы БофортаСловесное определение силы ветраСредняя скорость ветра
м/скм/чузлов
0Штиль0—0,2Материалы и инструменты

Делаем ветрогенератор из велосипедного колеса

Начнём работу над ветрогенератором. Мы будем пользоваться мачтой, сделанной из стальной водопроводной трубы, которая, возможно, будет закреплена в земле с помощью бетона. Принимая решение о высоте мачты и о способе её крепления стоит почитать местные законы. Возможно, в зависимости от условий эксплуатации генератора, мачту понадобится закрепить с использованием растяжек.

▍1. Вырезание лопастей турбины

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

Мы использовали тонкостенные канализационные PVC-трубы (Рис. A). В Германии, где я живу, такие трубы окрашены в оранжевый цвет, в Северной Америке такие трубы обычно белого цвета.

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

Мы, с использованием пилы, можем вырезать 4 лопасти из одной двухметровой трубы (Рис. B). Нам нужно 8 лопастей. Постарайтесь резать трубы точно по центру. В идеале все лопасти должны иметь одинаковый вес.

▍2. Прикрепление лопастей к генератору

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

В роли генератора мы используем велосипедное колесо (обод) с закреплённым в нём генератором (Рис. C). Лучше всего подходят колёса с алюминиевым ободом, так как их легче сверлить. Если вы взяли колесо от старого велосипеда — не забудьте снять с него шину, камеру и тормозные диски.

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

Прикрепите к колесу лопасти так, как показано на Рис. D, используя 2 винта, гайки и большие шайбы. Лопасти должны быть распределены по ободу равномерно (возможно, вам в этом поможет подсчёт количества спиц между лопастями) и выровнены по центру обода.

▍3. Сборка мачты

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

Мачту мы будем делать из оцинкованной стальной водопроводной трубы с резьбой на обоих концах. В торцевой заглушке (Рис. E) надо просверлить 9-миллиметровое отверстие и прикрутить колесо к заглушке, пропустив через это отверстие ось генератора с резьбой (Рис. F ниже). После того, как мачта будет надёжно закреплена (!), можно прикрутить к ней заглушку.

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

В деле надёжной установки мачты может пригодиться тройник, прикрученный к той части трубы, которая будет закреплена в земле и залита бетоном. Тройник позволит надёжно зафиксировать мачту в бетоне. При этом вес бетона должен быть достаточно большим для того чтобы поддерживать и фиксировать мачту. Вся конструкция должна быть надёжно закреплена. В результате, если ожидается буря, можно просто открутить нижнюю часть мачты от бетонного основания и убрать турбину в безопасное место.

Не стоит недооценивать силу, с которой ветер воздействует на окружающие предметы. Эта сила возрастает пропорционально кубу (третьей степени) скорости ветра! Поэтому, если нужно, зафиксируйте мачту с помощью растяжек.

▍4. Сборка электронных компонентов

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

Наша ветроэлектростанция рассчитана на зарядку свинцово-кислотного аккумулятора с помощью тока, генерируемого динамо-машиной. Используемый нами электрогенератор вырабатывает переменный ток, который мы преобразуем в импульсный постоянный ток, используя мостовой выпрямитель. Этот ток, для его сглаживания, передаётся на два электролитических конденсатора ёмкостью 2200 мкф.

Например, 6-вольтовый свинцово-кислотный аккумулятор имеет напряжение зарядки 7,2 В. Учитывая необходимость добавления прямого напряжения диода, которое равняется 0,7 В, конвертер нужно установить на выходное напряжение в 7,9 В.

Электрическая нагрузка (это может быть что угодно, например — светодиод) будет подключена к выходам аккумулятора. Учитывайте то, что эта нагрузка должна поддерживать выходное напряжение, установленное на конвертере. Сам генератор может быть способен дать лишь небольшой ток, а батарея может выдать несколько ампер. Последствия короткого замыкания могут быть весьма печальными (может случиться пожар). Для того чтобы предотвратить несчастные случаи, нужно, независимо от того, что именно вы подключаете к ветрогенератору, принимать соответствующие меры безопасности.

Штормовое предупреждение!

После того, как электронные компоненты генератора собраны, всё готово к тому, чтобы превратить силу ветра в электроэнергию! Теперь перед вами раскрываются возможности владельца ветрогенератора.

Наш генератор, правда, это всего лишь экспериментальное устройство, недорогая практическая демонстрация принципов работы ветряных турбин, которая может найти применение, например, в школах. Эта турбина не рассчитана на работу при сильном ветре. Когда турбина не используется, или если сила ветра превышает 6 по шкале Бофорта, всю конструкцию нужно разобрать и куда-нибудь спрятать.

Велосипедное колесо и лопасти из труб не рассчитаны на постоянное использование, в особенности — при сильном ветре. Вы можете сами усилить конструкцию в том случае, если хотите, чтобы ветрогенератор работал бы на постоянной основе. (Правда, надо сказать, что моя конструкция оказалась прочнее, чем я ожидал. Я оставил её в саду и она работала там при любой погоде — до тех пор, пока не вышла из строя одна из растяжек. Тогда мачта рухнула и сломалась одна из лопастей турбины.)

Если вас интересует тема ветрогенераторов — можете взглянуть на этот материал и посмотреть это видео. Загляните на этот сайт, посвящённый генератору Chispito. Вот и вот — ещё пара полезных ресурсов.

А вы хотите построить собственный ветрогенератор?

Источник

Урок по предмету «Окружающий мир» для 3 класса «Необычные природные явления»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

с использованием современных образовательных технологий

Тема урока: «Необычные природные явления».

Учитель начальных классов –

Самсонова Юлия Николаевна

Тема: «Необычные природные явления».

Дидактические цели урока:

— познакомить учащихся с необычными природными явлениями;

— рассмотреть примеры необычных атмосферных явлений;

— продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой;

— развивать наглядно-образное логическое и абстрактное мышление, умение выделять существенные признаки, эмоциональное восприятие окружающего мира;

— воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

— познавательные: научить ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение о причинах возникновения необычных атмосферных явлений;

— регулятивные: научить третьеклассников ставить учебную цель на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий.

— личностные: способствовать развитию интереса к природным явлениям, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять научные знания; научить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности ;

— коммуникативные: формировать умение работать в группах

Формы организации учебной деятельности: групповые, индивидуальные (самостоятельная), фронтальная

— по источнику знаний: словесные, практические;

— по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

— по принципу расчленения или соединения знаний : аналитический, сравнительный.

По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности : словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.

Средства обучения : учебник «Окружающий мир. 3 класс» (авт. О.Т. Поглазова); дневники наблюдений за погодой; рабочая тетрадь № 2; записи на доске; иллюстративный материал; глиняный сосуд.

Метапредметные: учащиеся должны знать / понимать и объяснять, как возникают необычные атмосферные явления: связанные с отражением солнечного света, с электричеством; сформировать универсальные учебные действия у учащихся; научить их понимать картину мира, основываясь на полученных знаниях

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы попробуем обобщить наши знания о необычных природных явлениях и узнаем новое: как защитить себя, свою жизнь, уйти от опасности.

III. Знакомство с новым материалом

— Какие природные явления происходят в природе? (появляются и исчезают облака, светит солнце, выпадают осадки, дуют ветры)

— Каким может быть состояние облачности?

— Какие осадки чаще выпадают летом, а какие зимой?

— Что такое ветер? Как можно самому создать ветер?
— От чего зависит сила ветра?

— Кому и зачем надо знать погоду?

— Можно ли предсказывать изменения погоды?

Дети. Состояние воздушных масс в данном месте в определенный период времени.

У. Где мы фиксируем состояние погоды?

Д. В рабочей тетради № 2, на с. 6.

У. Чем характеризуется погода?

Д. Облачностью, температурой, осадками, ветром.

У. Отгадайте загадку:

Рукавом махнул –
Дерево погнул.

У. Положите ватку на ладонь, подуйте.

— Что помогло ватке двигаться? (Воздух)

— Значит воздух это не пустота, раз он движет ватку?

— Как вы думаете, к какому атмосферному явлению это можно отнести? (Ветер)

Что такое ветер? Чем он характеризуется?

Д. Это движение воздуха, которое характеризуется силой и направлением.

У. Направление и сила ветра обозначаются вот так.

сильный
более 15 м/с (54 км/ч)

– Ветер – это хорошо или плохо?

Выслушиваются ответы детей.

– В классе мы можем получить ветер? Как?

Д. Открыть окно и двери, включить вентилятор, подуть, помахать тетрадкой.

У. Часто мы спорим о силе ветра. Специальных приборов у нас нет. Как же точнее определить силу ветра?

Д. Послушать прогноз погоды.

У. А что это за загадочный сосуд стоит у меня на столе? Вы не знаете? Давайте посмотрим? (Открывает сосуд, из него валит дым, появляется старик Хоттабыч, роль которого исполняет учащийся, старше по возрасту)

Хоттабыч. Апчхи! Приветствую тебя, о мудрый мой повелитель!

У. Вы откуда? Вы из театра?
Х. О, нет, мой повелитель! Я вот из этого сосуда! Я – могучий и прославленный во всех четырех странах света джинн Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, то есть сын Хоттаба!
У. Хоттабыч?!
Х. А кто эти прекрасные отроки?
У. А это ученики 3-го класса и у нас сейчас урок «Необычные атмосферные явления».
Х. Знайте же, о прекраснейшие из прекрасных, что вам неслыханно повезло, ибо я богат знаниями о природе и природных явлениях. Я научу вас, и вы прославитесь среди учеников своей школы и среди учеников всех школ вашего края!
У. Мы очень рады этому. Я приглашаю Вас, уважаемый Хоттабыч, сегодня поработать с нами. Сегодня мы познакомимся с некоторыми необычными явлениями. Ну а наш уважаемый Хоттабыч расскажет нам, как древние ученые представляли то или иное явление. Итак, начинаем!

Явления, связанные с отражением солнечного света.

Радуга – Прошел летний дождь, и вновь засияло солнце. И как по волшебству в небе появилась радуга-дуга.

Х. Я знаю, радугу создал Бог древнего Вавилона в знак того, что он решил прекратить всемирный потоп.

У. А что по этому поводу думают современные ученые?

(Дети изучают данный раздел в учебнике, обсуждают ответы в малых группах и говорят современную версию.)

У. Солнечный свет кажется нам белым, но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов: красного, оранжевого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Проходя сквозь капли воды, солнечный луч преломляется и распадается на разные цвета. Вот отчего после дождя или около водопадов можно наблюдать радугу.

– Многие путешественники по пустыням становятся свидетелями другого атмосферного явления – Миража.

Х. Древние египтяне верили, что мираж – это призрак страны, которой больше нет на свете.

(Дети изучают данный раздел в учебнике, обсуждают ответы в малых группах и говорят современную версию.)

У. Почему же возникают миражи? Это происходит, когда раскаленный над поверхностью воздух поднимается вверх. Его плотность начинает возрастать. Воздух при различной температуре обладает различной плотностью, и луч света, переходя из слоя в слой, будет изгибаться, зрительно приближая объект. Мираж возникают над раскаленной поверхностью (пустыня, асфальт), либо, напротив, над охлажденной поверхностью (водой).

Х. Это значит, что в это время происходит шабаш ведьм.

(Дети изучают данный раздел в учебнике, рассматривают предложенные учителем иллюстрации, обсуждают ответы в малых группах и говорят современную версию.)

У. Они возникают, когда свет отражается в кристаллах льда перисто-слоистых облаков. Венцы – несколько вложенных друг в друга колец.
Воздух не проводит электричество, но в некоторых случаях обнаруживается, что он просто переполнен электричеством.

Явления, связанные с электричеством.

У. Полярное сияние – Жители приполярных районов могут любоваться Полярным сиянием.

Х. Э то самосветящийся воздух выходит через дырку в Земле.

(Дети изучают данный раздел в учебнике, рассматривают предложенные учителем иллюстрации, обсуждают ответы в малых группах и говорят современную версию.)

У. Солнце посылает на Землю поток электрически заряженных частиц, которые сталкиваются с частичками воздуха и начинают светиться.

(Дети изучают данный раздел в учебнике, рассматривают предложенные учителем иллюстрации, обсуждают ответы в малых группах и говорят современную версию.)

У. Видимый электрический разряд между облаками, или между облаком и землей. Молния – гром. Воздух может нагреться внутри молнии до 30.000 о С (это в 5 раз больше, чем на поверхности Солнца.)

Виды молнии (линейная и шаровая), чем опасны?

Дети высказывают свои предположения.

Х. Моряки точно знают – это дурное предзнаменование.

(Дети изучают данный раздел в учебнике, рассматривают предложенные учителем иллюстрации, обсуждают ответы в малых группах и говорят современную версию.)

У. Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми необычными явлениями в природе. Благодаря Хоттабычу мы узнали о взглядах древних на оптические явления в атмосфере.

Х. Ну а я узнал, как ваши современные ученые объясняют многие загадочные явления.

IV. Игра-соревнование

Класс делится на три команды. Вариант ответа обсуждается в команде, отвечает капитан.

1. Можно ли остановить ураган?
2. Какой ветер, несущийся по земле, по форме напоминает воронку?
3. Какая служба следит за образованием и продвижением ветра?
4. Что такое ветер?
5. Какие ветры могут привести к разрушениям?
6. Можно ли во время разгула воздушной стихии прятаться на чердаке?
7. Где лучше спрятаться?
8. О каких ветрах говорят: «сжигающие без огня»? Почему?

V. Физкультминутка

VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. С движением воздушных масс связано еще одно природное явление. Послушайте загадки:

Сверкнет, мигнет,
Кого-то позовет.

Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А верную спутницу мою
Всякий может видеть,
Но никто не слышит.

Справа блеск,
За блеском треск,
За треском плеск.

– Как же называется это явление?

Д. Это гроза. Во время грозы мы видим молнию и слышим гром.

У. Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Оно связано с развитием кучево-дождевых облаков и со скоплением в них большого количества электричества.
Молния – электрический разряд.
Гроза – раскаты грома, молнии, порывы ветра, дождь (ливень).
Закройте глаза и представьте: лето. Сильно печет солнце. В воздухе накапливается влага. Тихо и душно. На горизонте скапливаются кучево-дождевые облака. Они быстро надвигаются и занимают все небо. Ветер дует порывами, меняет направление, усиливается, поднимает тучи пыли. Он срывает листья, ломает ветки деревьев. С неба обрушивается стена проливного дождя с громом и молниями.
Чего следует бояться во время грозы – грома или молнии?

У. Прямое попадание молнии в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически. Ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек.
Молнии – это электрические разряды, громадные искры между разноименно заряженными участками грозовых облаков. Температура внутри области молнии – 30 000°. Молнии вызывают пожары, гибель людей и животных, нарушают линии электропередач. На Земле ежесекундно возникает 100 молний.
Откройте учебник на с. 30–31 и прочитайте правила поведения во время грозы.

горы, город, село, луг, озеро, лес, одиноко стоящее дерево

– Посмотрите на доску, посовещайтесь с соседом. Где опаснее во время грозы: в городе или сельской местности?
Гроза застала вас в горах, в лесу, на лугу, на берегу водоема. Ваши действия? Чья пара предложит свое решение? Кто согласен, а кто не согласен?

Молнии притягивают высокие объекты (шпили высоких домов, церкви, мачты, антенны); вода; одиночные деревья на ровных местах.

У. Треть всех погибших от молний людей находились под деревьями. Ученые заметили, что не все деревья одинаково поражаются молниями.
Нужно ли знать, как вести себя во время грозы? Для чего? Можно ли остановить грозу? Опасна ли гроза для человека? Как себя защитить?

VII. Итог урока

У. О чем мы говорили на уроке? Что запомнилось? Что нового вы узнали? Какое главное правило нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях? Сможете ли вы использовать новые знания в жизни?

А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

1. Разгадайте кроссворд. Но задания в этом кроссворде необычные – это загадки. Отгадал загадку – узнал слово из кроссворда.

Кроссворд «Природные явления»

1. Сам не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Что навстречу попадется-

Обнимает и дерется.

В нашу комнату проник.

Календарь пустился в пляс.

Хорошо, что сразу с треском

Дверь захлопнулась у нас.

3. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Стало видно далеко.

5. Кто всю ночь по крыше бьет,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

4. Какой это мастер

6. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

Скачет по дорожкам.

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

2. А теперь соотнесите картинку и описание необычного природного явления. Дайте его название.

ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ

Наша планета вращается в потоке заряженных частиц, испускаемых Солнцем. Солнечный ветер словно бы обдувает Землю, а магнитное поле планеты отклоняет его частицы. И только в полярных областях, у магнитных полюсов, где линии магнитного поля направлены к поверхности Земли, заряженные частицы проникают в верхние слои атмосферы — в ионосферу, вызывая её свечение.

Яркими разноцветными дугами, лентами и занавесями украшает полярное сияние ночное небо. Оно наблюдается в высоких широтах обоих полушарий и поэтому называется полярным. Особенно интенсивно полярное сияние в периоды солнечной активности.

РАДУГА

Летом после сильного дождя на фоне освещенных Солнцем облаков иногда появляется радуга — яркая дуга из семи цветов солнечного спектра, от красного на внешнем крае до фиолетового на внутреннем. Чаще всего она образуется на фоне кучево-дождевых облаков, состоящих из крупных капель, и появляется потому, что солнечные лучи преломляются и отражаются в каплях дождя. Входящий в каплю белый солнечный свет, в результате нескольких превращений выходит из неё разложенным на семь цветов радуги.

Если Солнце стоит высоко, видно лишь небольшую часть радужной дуги над горизонтом, а если низко, то радуга повисает цветной полуокружностью. Только с самолёта можно увидеть полный круг радуги. Иногда радуга появляется в брызгах морского прибоя, водопада и даже фонтана. Изредка можно наблюдать двойную и тройную радугу, которая образуется в результате многократного преломления и отражения солнечных лучей в дождевых каплях.

ГАЛО

Иногда вокруг Солнца и Луны можно увидеть яркие светлые кольца, слабо окрашенные в радужные цвета, — гало (от греч. halos — круг, диск). Они появляются, когда Солнце или Луну закрывают тонкие лёгкие перистые облака, состоящие из ледяных кристаллов. Лучи света преломляются в шестигранных призмах кристаллов, образуя светлые круги вокруг диска светила. Яркий малый круг гало имеет радиус 22°, а большой круг, радиус которого равен 46°, светится слабее и наблюдается реже. В некоторых случаях можно увидеть гало, отдельные участки которого светятся ярче других, они располагаются на одной линии с Солнцем и образуют «ложные солнца».

МИРАЖ

Выбившимся из сил путникам, бредущим по пустыне, порой видятся прохладные озёра, пейзажи городов и оазисов или караваны верблюдов. Это не плод воображения, а миражи (от франц. mirer — рассматривать) — мнимые изображения отдалённых объектов. Они появляются, потому что над пустыней нередко образуются неравномерно нагретые слои воздуха, обладающие разной плотностью. На границе таких слоев лучи света, идущие от предметов, отклоняются от первоначального пути, описывают подобие дуги и возвращаются к земле за десятки и даже сотни километров. Поэтому в безлюдной пустыне иногда можно увидеть изображения объектов, находящихся далеко за горизонтом. Когда в сильно нагретых от поверхности слоях воздуха отражается ярко-голубое небо, путнику кажется, что перед ним раскинулась сверкающая гладь озера.

ФАТА-МОРГАНА

Сложный движущийся мираж называется «фата-моргана», он образуется, когда солнечные лучи искривляются, проходя сквозь чередующиеся слои воздуха различной плотности и температуры. Их можно увидеть не только в пустыне, но и над морем. «Фата-морганой» итальянцы называли внезапно возникающие причудливые замки над водой в Мессианском проливе (между островом Сицилия и Апеннинским полуостровом).

ШАРОВАЯ МОЛНИЯ

Шаровая молния — загадочное явление в атмосфере. Ослепительный огненный шар диаметром в десятки сантиметров появляется внезапно после грозы и тихо плывёт над землёй в потоках воздуха. Шаровая молния бывает грушевидной и каплеобразной формы, но энергетически ей выгоднее существовать в форме шара.

Этот лёгкий, свободно блуждающий заряд может «сесть» на какую-нибудь поверхность и скользить по ней без затрат энергии. Многие наблюдатели отмечают, что шаровая молния стремится проникнуть в закрытые помещения, залетая туда через форточки и просачиваясь через щели. При этом она способна временно принять форму лепёшки или тонкой нити, а затем снова превращается в шар. Сталкиваясь с каким-либо предметом, шаровая молния иногда взрывается. Её природа до конца не изучена, возможно, она формируется из азота и кислорода в канале обычной молнии, а при охлаждении до обычной температуры взрывается.

При встрече с шаровой молнией надо стоять или сидеть неподвижно, а если она приблизится, то можно энергично подуть на неё, но лучше всего осторожно выйти из комнаты и не пытаться выгнать шаровую молнию веником или чем-нибудь другим — её поведение в этом случае непредсказуемо.

ОГНИ СВЯТОГО ЭЛЬМА

Если напряженность электрического поля в атмосфере велика, то помимо искровых разрядов — молний — иногда наблюдается истечение электричества с концов острых предметов. Это явление объясняется тем, что воздух вблизи выдающихся предметов становится проводником электричества и на их острых концах появляется свечение. Эти «тихие» разряды иногда

сопровождаются слабым треском и называются огнями святого Эльма — покровителя моряков. Особенно красиво, когда огни святого Эльма возникают на концах мачт и рей парусного судна. Для образования этих таинственных огней не нужны грозовые облака, их чаще можно увидеть в горах, а также во время пыльных бурь и метелей.

Изображения явлений (в скобках даны ответы):

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.(Полярное сияние)

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.(Радуга)

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.(Лунное гало)

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.(Ложное солнце)

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.(Мираж)

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.(Шаровая молния)

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.(Огни святого Эльма)

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.(Огни святого Эльма)

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.(Молния)

Как можно самому создать ветер. картинка Как можно самому создать ветер. Как можно самому создать ветер фото. Как можно самому создать ветер видео. Как можно самому создать ветер смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно самому создать ветер.

VIII. Домашнее задание. Дома прочитайте в учебнике статью и повторите материал на с. 30–31.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *