Как можно приватизировать землю арендованную
Как оформить в собственность земельный участок, находящийся в аренде?
Куплен дом, земельный участок в аренде с 2001 г. Как оформить участок в собственность?
В соответствии с п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника (в вашем случае собственник – муниципальное образование) этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
В соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка (продавец дома) вправе переуступить вам права и обязанности по договору аренды на оставшийся срок аренды без согласия собственника участка при условии уведомления муниципалитета. Поэтому одновременно с договором купли-продажи дома необходимо заключить договор переуступки права аренды земельного участка.
На основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ вопрос выкупа земельного участка в собственность за плату вы должны решать с собственником, подав соответствующее заявление в муниципалитет. Размер стоимости выкупа будет зависеть от кадастровой стоимости земельного участка (есть в публичной кадастровой карте Росреестра) и процентной ставки (от 1,5 до 25% от кадастровой стоимости) выкупа, которая определяется региональными (местными) нормативными правовыми актами.
Все о том, как приватизировать землю, взятую в аренду и кому это выгодно
Люди, арендующие земельный участок, фактически не имеют на него никаких прав, кроме права временного пользования. Такую землю нельзя продать, подарить или обменять. Арендодатель может расторгнуть договор по окончании его срока, и тогда арендатор останется ни с чем. А как быть, если за это время он построил на участке какие-то строения? Как защитить свои права? И не потерять вложенные средства? Только став собственником, можно получить полные права на землю.
Именно по этим причинам арендаторы со временем начинают задумываться, как оформить участок в собственность. Одним из способов, который позволит сделать это, является приватизация. Прежде чем приступать к такой процедуре, необходимо выяснить, какие участки подходят под оформление, кому можно и на каких условиях и как именно приватизировать землю, находящуюся в аренде. Об этом читайте в этой статье.
Понятие приватизации
Под арендой понимается временное использование участка для конкретных целей (строительство дома, сельское хозяйство и т.д.) за определенную плату. Тот, кто сдает землю в аренду, носит название арендодателя. Тот, кто ею пользуется за плату — арендатора. Между ними должен быть заключен договор.
Именно этот документ фиксирует, на какой срок арендатор получает землю, на каких условиях, какие права и обязанности имеют обе стороны.
Под приватизацией российское законодательство подразумевает передачу в собственность физическому или юридическому лицу имущества, принадлежащего государству (о приватизации ЗУ подробнее читайте тут).
Таким образом, чтобы стало возможным приватизировать арендованную землю, она должна находиться в собственности Российской Федерации, Субъекта РФ или муниципалитета.
Можно ли оформить земельный участок, находящийся в найме?
Есть ряд ситуаций, когда арендуемую землю приватизировать не получится:
Во всех прочих случаях приватизация участка будет возможна.
Кто и на каком основании имеет право?
Любой совершеннолетний дееспособный гражданин РФ может стать собственником земельного участка бесплатно, пройдя через процедуру приватизации ЗУ. Однако он имеет право сделать это только один раз в жизни.
Существует платная и бесплатная приватизация земли (о видах, формах приватизации ЗУ и особенностях прав собственности на землю читайте тут). В соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса РФ закреплены категории граждан, которые имеют право на бесплатную приватизацию земельного участка. К ним относятся:
Также таким правом наделяются граждане, у которых земля в аренде находится более 6 лет.
Необходимо также отметить, что для оформления бесплатной приватизации должны быть соблюдены следующие условия:
Порядок и правила
Порядок приватизации арендуемой земли регулируется ст. 39.18-39.20 ЗК РФ.
Чтобы получить арендуемый участок в собственность заявителю необходимо выполнить следующие шаги.
Подготовить заявление и документы
Земельный участок, находящийся в аренде и рассматриваемый под приватизацию, может находиться как в федеральной, так и в муниципальной собственности.
После того, как вы определились с местом подачи документов, необходимо подготовить следующее:
Лучше заранее сделать копии всех бумаг.
Подробнее о том, какие документы нужны для оформления приватизации на земельный надел в случае арендованной земли, а также в других ситуациях, читайте тут.
Провести кадастровые работы и межевание
С 01.01. 2018 внести изменения в ЕГРН можно только при наличии межевого плана. Для оформления арендованной земли в собственность он обязателен!
Если ранее не были проведены кадастровые работы и межевание, их необходимо сделать перед подачей документов на приватизацию. Для этого арендатору нужно получить согласие собственника.
Межевание производит геодезическая компания. Заявитель может выбрать любую лицензированную организацию. Для этой процедуры необходимо подготовить все документы на участок, а также уведомить соседей и собственников участка.
Не забудьте уведомить собственников участка, а также соседних участков о проведении межевания. Его необходимо будет согласовать с ними.
После проведения межевания его результаты вносятся в ЕГРН.
Подать заявление
Уполномоченный орган рассматривает направленное заявление в течение 45 дней. Одновременно с этим рекомендуется также подать заявление о расторжении договора аренды на земельный надел.
Получить решение уполномоченного органа
По истечении 45 дней заявитель может получить разрешение на приватизацию либо же отказ.
Регистрация в Росреестре
Чтобы зарегистрировать участок в Росреестре, заявитель должен подготовить все имеющиеся документы на землю:
Необходимо оплатить госпошлину. Если она оплачена можно подавать заявление и документы в Росреестр. При условии, что все документы были оформлены и поданы верно, примерно через 10-12 дней Россрестр предоставит электронную выписку из ЕГРН.
Когда могут отказать?
В некоторых случаях заявитель может получить отказ в приватизации. Это случается, если:
В этих случаях отказ последует не только при бесплатной приватизации, но и при выкупе земельного участка.
Расходы
Как уже было сказано ранее, процедура приватизации в некоторых случаях для заявителя может быть бесплатной. В ситуации, когда участок будет выкупаться за деньги, оценить его стоимость возможно по средним рыночным ценам в регионе. Это порядка 2,5% от кадастровой стоимости участка.
Также заявителю, возможно, придется потратиться на услуги нотариуса. В среднем, они составляют около 200-1000 рублей.
Если вы решили оформить арендованный участок в собственность,то сделать это самостоятельно вполне реально и по силам обычному обывателю. Главное, собрать необходимые документы, найти свободное время на посещение нужных организаций, запастись терпением и некоторой суммой денег на расходы. Результат того стоит.
Отдайте сотки даром
С выводами городского суда Верховный суд РФ не согласился и объяснил почему.
Начал высокий суд с Конституции. В ее 36-й статье сказано, что у граждан и их объединений есть право иметь землю в частной собственности. По Земельному кодексу (статья 15) собственностью граждан и юридических лиц являются участки, приобретенные людьми и юрлицами на основаниях, предусмотренных законодательством. А еще сказано, что граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению участков земли в собственность. Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены гражданам и юрлицам, за исключением той земли, которая по закону не продается.
В итоге договор оказался продленным на неопределенный срок и к моменту суда не был расторгнут.
То есть городской суд не применил закон, который положено, и применил закон, принятый спустя годы после возникновения спорной ситуации.
«Вследствие неправильного применения норм материального права суд апелляционной инстанции оставил без выяснения имеющие значение по делу обстоятельства, что является грубым нарушением Гражданского процессуального кодекса и повлияло на исход дела».
Решение апелляции отменено и ей велено пересмотреть свое решение.
Приватизация земельного участка находящегося в аренде
Аренда земли позволяет пользоваться наделом в рамках договора с собственником. Но еще лучше, если земельный участок будет принадлежать арендатору не по договору аренды, а на постоянной основе. Приватизация земли открывает массу возможностей: возведение жилых построек, ведение личного хозяйства, строительство коммерческой недвижимости, сдача объекта в аренду и др.
Хотите приватизировать земельный участок в СНТ по членской книжке – наша инструкция поможет вам в ваших начинаниях.
✅ Что говорит закон?
Земельные правоотношения, включая приватизацию, регламентируются сразу несколькими правовыми нормами.
Выделяют следующие нормативно-правовые акты:
✅ Можно ли приватизировать землю, находящуюся в аренде?
Первый вопрос, который волнует многих арендаторов – можно ли вообще стать собственником арендуемого надела? Закон разрешает приватизировать участки, но не во всех случаях. Ориентиром служит дата заключения договора аренды.
Таким образом, арендаторы муниципальной земли могут приватизировать участки, если они были получены в пользование до 2001 года. Основная выгода в том, что платить за выкуп земли у государства не придется. Обратная же ситуация для арендаторов наделов после 2001 года – они могут стать собственниками участков только после выкупа у государства. Исключений не предусмотрено.
🔻 Кто может?
Арендуемый участок может быть приватизирован гражданином (физическим лицом) или организацией (юридическим лицом). Вместе с тем у арендатора должен иметься действующий договор аренды земли у муниципалитета. Обычно такие соглашения заключаются сроком на 20, 30 и даже 49 лет.
Основания для приватизации земли, находящейся в аренде:
Правом на приватизацию обладают дееспособные лица, достигшие 18-летнего возраста. Важно, чтобы человек имел шанс на приватизацию. Безвозмездная (бесплатная) процедура дается всего раз в жизни – повторная приватизация не допускается.
Гражданин Семенов получил участок земли от муниципалитета в 2009 году. Соглашение было рассчитано на 25 лет с возможностью дальнейшего продления. Семенов рассудил так – он получил участок в пользование для ИЖС, поэтому имеет полное право на приватизацию. Спустя 4 месяца мужчина подал заявление в администрацию с целью перевести землю в собственность. Как оказалось, Семенов уже начал строительство бани. Однако через 2 месяца администрация прислала отказ в приватизации. Основанием были два нарушения условий бесплатного переоформления: аренда земли после ноября 2001 года, а также использование участка менее 3 лет с момента получения. Семенову был предложен вариант выкупить землю через 3 года.
🔻 Для чего?
Отвечая на вопрос, в чем смысл приватизировать землю в аренде, следует сказать о преимуществах такой процедуры.
Почему так удобно приватизировать землю в аренде:
Основной плюс от приватизации арендованной земли – статус полноправного собственника недвижимости. Именно с этой целью люди прибегают к оформлению участков в частные руки.
✅ Как приватизировать участок, находящийся в аренде
Неважно, что переоформляется: земля с построенным домом или участок под ведение личного подсобного хозяйства. Процедура в принципе совпадает. Первое, о чем следует позаботиться – подготовить документы и направить первичный запрос в администрацию.
Именно администрация чаще всего и является распорядителем арендуемой земли. Но эту информацию лучше уточнить заранее. Например, внимательно прочитать договор аренды – там прописано, кто и на каком основании передал вам участок. Итак, выбираем одного из двух адресатов: администрация города или Земельный Департамент (в пределах города), отделение Росимущества (за пределами населенных пунктов).
🔻 Порядок и этапы
Переходим к рассмотрению вопроса о том, как приватизировать землю на основании арендного договора:
Соблюдение всех этапов гарантирует успешное завершение приватизации земельного участка в аренде. Но это вкратце, а что из себя представляет процедура более подробно?
🔻 Процедура
Основная процедура приватизации включает в себя следующие шаги:
Сразу после завершения регистрации в Росреестре вы можете считаться полноправным собственником недвижимости. Начиная с этого момента, можно распоряжаться землей без оглядки на условия договора аренды. Читайте также “Как приватизировать дом с земельным участком?”
🔻 Заявление в администрацию
Специального образца заявления на приватизацию арендованного участка не предусмотрено. И тем не менее, заявление должно отвечать правилам делопроизводства. Обращение оформляется на имя главы местной администрации либо начальника отделения Росимущества.
Заявление на приватизацию арендованной земли содержит:
🔻 Перечень документов
Закончив с обходом всех инстанций, останется сформировать пакет из документов на арендованный земельный участок.
Документация для администрации (Росимущества):
После получения акта на приватизацию можно переходить к следующей стадии – обращению с документами в отделение МФЦ или Росреестра.
Документация для регистраторов:
Дополнительно о документах можно узнать в местных отделениях администрации и Росреестра.
🔻 Сроки
Определить точное время приватизации земли в аренде довольно проблематично. Обычно процедура укладывается в срок от 10 дней до 3 месяцев. Что это значит?
Вопреки опасениям граждан, бесплатная приватизация земельных участков по «дачной амнистии» продлена до 1 марта 2020 года. Нет необходимости спешить с оформлением – лучше подготовить документы неспеша и выполнить переоформление с первого раза.
🔻 Стоимость, расходы
Существует мнение, что приватизация является платной процедурой. Однако это миф – арендованная земля переходит в собственность физических лиц совершенно бесплатно (при условии её получения до 2001 года). Но это не означает, что расходов вовсе удастся избежать.
Стоимость приватизации арендованных земельных участков в 2021 году:
Многие скажут, мол расходы существенные – действительно, за всю процедуру придется выложить до 7 000 рублей. Но, с другой стороны, не нужно выкупать землю по ее кадастровой стоимости. Это существенный и самый важный плюс бесплатной приватизации.
✅ Когда могут отказать?
Приступая к приватизации земельных участков в аренде, следует придерживаться законодательных норм. Нарушение регламента приведет к отказу в процедуре.
Основания для отказа в приватизации:
Приведенные основания касаются не только бесплатной приватизации, но и платной процедуры – выкупа территории по ее кадастровой стоимости. Отказ выносится в письменном виде с рекомендацией, как действовать дальше. Незаконный отказ можно оспорить вышестоящему начальству или в суде.
✅ Заключение
Таким образом, пользование землей на основании договора аренды позволяет перевести участок в частную собственность. Сегодняшняя приватизация по «дачной амнистии» продлена до 1 марта 2020 года. Для совершения операции нужно провести кадастровые работы, сделать запрос в местную администрацию и закрепить право собственности в Росреестре. Основное условие переоформления арендованной земли – наличие договора с администрацией. Безвозмездной приватизации подлежат участки, переданные в аренду до ноября 2001 года (принятие Земельного кодекса РФ). Остальное – за выкуп по кадастровой цене. Всю сумму платить не придётся, обычно это от 2 до 50% от кадастровой стоимости земли.
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
Приватизация земельных участков гражданами
В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.
Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.
Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
— в наличии имеется четко установленная процедура.
Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.
Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.
Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».
В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.
По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.
В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.
На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.
К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.
Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.
К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».
Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.
Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.
В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.
В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.