Как моют покойников у мусульман
Обмывать усопшего мусульманина, укутывать его в саван, совершать над ним заупокойную молитву (джаназа-намаз) и его захоронение – это коллективная обязанность (фарз аль-кифаят), по единогласному мнению ученых. Если какой-либо умерший мусульманин останется незахороненным или за него не совершат джаназа-намаз, то все жители того или иного населенного пункта впадают в грех.
Обязательный метод купания усопшего
Минимум купания усопшего – это доведение воды до всего тела. Если на теле усопшего есть нечистоты (наджаса), то желательно сперва удалить их. По мнению имама ан-Навави, удаление нечистот (наджаса) и обязательное купание получается с одного промывания, а имам ар-Рафии говорит, что требуется два промывания – одно для удаления нечистот (наджаса), второе – для обязательного купания.
Человек, обмывающий усопшего, не обязан совершать намерение на это. Также необходимо обмыть утопленника, ибо купание усопшего является обязанностью мусульман после того, как человек умер.
Желательный метод купания усопшего
Усопшего кладут в отдельное, закрытое помещение, куда не заходят посторонние люди, помимо тех, кто купает его. Ведь на теле мертвого может быть то, что не следует показывать посторонним. Его ставят на специально приготовленный для купания деревянный стол или носилки. Сторона, где находится его голова, должна быть выше, чтобы вода стекала вниз. На усопшего надевают длинное платье, материал которого легко пропускает воду. Таким образом, тело усопшего будет спрятано от взоров даже омывающих. Человек, который омывает его, вводит свою руку под это платье и в рукава, чтобы доводить воду до изгибов тела и очищать его. Если платья не будет или не получается его надеть на усопшего, то прячут промежуток между пупком и коленами, каким-нибудь материалом.
Человеку, который обмывает усопшего, не следует смотреть на его тело, кроме необходимого, которое требуется для обмывания тела. Вода, которой обмывают тело усопшего, должна быть холодной, чтобы это способствовало укреплению тела. Если вода льется из сосуда, то следует этот сосуд держать подальше от обмываемого тела, чтобы в сосуд не попали брызги.
Затем усопшего приподнимают так, чтобы он был в наклонном положении. Купающий, ставит свою ногу за спиной усопшего для упора, а правой рукой держит шею мертвого, придерживая большим пальцем его голову. Левой рукой, надавливая, протирают живот усопшего, чтобы из него вышло то, что осталось. В комнате при этом следует использовать много благовоний, дабы блокировать неприятный запах. А воду следует наливать обильно, чтобы она быстро смывала нечистоты, которые могут выйти из тела.
Затем его укладывают на спину и, надев перчатки или обмотав руку тряпкой, моют его оба аврата (половые органы) таким образом, как живой подмывается после посещения туалета. Затем снимают перчатки, моют руки, надевают другие перчатки и начинают совершать усопшему ритуальное омовение, то есть делается обычное омовение, начиная с ополаскивания носа и рта, наклонив его голову так, чтобы вода не попала вовнутрь. Далее моют голову и бороду мылом или иным моющим средством. После этого широкой расческой расчесывают волосы головы и бороду, если они запутаны. А выпавшие при расчесывании волосы следует положить в саван усопшего. Укорачивать волосы или ногти усопшего является нежелательным, а по другой версии даже запретным.
Затем моют его правую сторону, повернув усопшего на левый бок, – от шеи до кончиков ног. Так же омывают и левую сторону. Желательно омывать таким образом по три раза, не считая тот раз, когда омывают мылом или моющим средством. Моющим средством желательно промыть тело в первый раз, а затем чистой водой. Желательно смешивать с водой чуточку камфары, так чтобы вода не изменяла своего свойства. А добавлять ее в последний раз является наиболее предпочтительным. Если полная чистота не получится после третьего купания, то следует добавить еще и еще по мере необходимости. Если чистота получится в четном количестве обмывания, желательно добавлять еще одно омывание, чтобы соблюдать витр (нечетность).
По окончании купания, суставы и сухожилия тела смягчают соответствующим разминанием тела. Затем тело усопшего усердно протирают и сушат, чтобы не намочить саван, ибо это способствует быстрому тлению савана.
Если после купания из тела выйдет наджаса, то необходимо удалить только ее. Повторять купание снова не обязательно.
Наиболее предпочтительным является, чтобы усопшего мужчину омывал мужчина, а женщину соответственно – женщина. Но при этом муж имеет полное право обмывать тело своей усопшей жены и наоборот. Обмывая тело жены или мужа, следует надевать перчатки, чтобы кожа купающего не соприкасалась с кожей усопшего и тем самим не нарушалось омовение купающего. А что касается усопшего, то его омовение однозначно не нарушается.
Если для купания усопшего не будет никого, кроме как постороннего человека противоположного пола, то усопшего не купают, а вместо этого ему делают таяммум.
Кто наиболее достоин обмывать усопшего?
Самыми достойными для купания усопшего мужчины являются родственники со стороны отца. В первую очередь – это отец, затем дедушка (отец отца), затем прадед и т.д. Затем сын усопшего, затем внук, правнук и т.д. Затем брат, затем брат со стороны отца. Затем племянник (сын брата), затем сын брата со стороны отца, затем другие родственники по отцовской линии, а это дядя (брат отца), затем брат отца со стороны их отца.
Женщину должны обмывать ее близкие родственницы (махрамы), то есть женщины, если предоставить это дело мужчине, то тому, который не имел бы права жениться на усопшей. Если на одном уровне будут две женщины, то следует предпочтение отдать той, которая приходится родственницей по отцу. Следовательно, тетя со стороны отца предпочтительней, чем тетя со стороны матери. Далее идут другие женщины семейства усопшей. Если же у усопшей не будет родственниц, то обязанность ее купания возлагается на других, посторонних женщин. Если женщин не будет, то ее обмывает муж. Если и его не будет, ее обмывают близкие родственники. Но важно знать, что двоюродным братьям однозначно запрещается купать усопшую женщину.
Если человек умрет при совершении паломничества, то при его купании не используют то, что имеет приятный запах. Запрещается также укорачивать или подрезать его ногти, ибо все это было запрещено паломнику.
По материалам книг: Канзу ррагибин и Мугни аль-мухтадж
Подготовил Ахмад Магомедов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон
Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.
Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого, как настоящего мусульманина. Начиная от предсмертного состояния и в течение года после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них могут показаться необычными незнающему человеку, но для истинных мусульман обряды важны и священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.
Подготовка к похоронам
Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполняться, пока больной человек еще жив. Первым делом приглашают имама — мусульманского священника, чтобы над смертным ложем читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:
Умирающего укладывают на спину ногами к Мекке, что олицетворяет путь души к святому месту.
Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.
Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.
Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.
Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)
В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа — не готовой к встрече с Аллахом. Тахарат — это омовение, очищение материального тела, в то время, как гусуль — скорее, ритуальное обмывание.
Сперва выбирают Гассала — ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины — мужчин, но жена может омыть мужа. Еще, как минимум, три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд Таяммум — очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, камфорой и чистой водой. Все части тела омывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.
Окутывание в саван (кафан)
По обычаям мусульман мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.
Мужской саван — это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.
Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.
Погребение (дафн)
Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. Если мусульманин кремировал тело родственника, это значит, что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.
Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.
Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 и 40 дни после похорон, а также через год, проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать, как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.
Поминки в Исламе — это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.
Омытие тела покойного
Омытие покойного является обязательным (фард кифая)[1] для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению. Если же таковых нет, то любой мусульманин должен это сделать.
Когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под копытами животного, сильно пострадал и скончался, Пророк воскликнул: «Омойте его водою с сидром[2] и заверните в одежду его [ихрам[3] был использован в качестве савана]»[4].
Если говорить о том, кто должен омыть тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины — женщин. Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними[5], а при омытии женщины — родственники ее. Что касается выполнения этого кем-то из оставшихся в живых супругов, то по свидетельству сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) муж может омывать жену и наоборот. И только ученые ханафитского мазхаба говорят о непозволительности этого[6].
Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни скрывались им.
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников»[7]. Сам пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его [изъяны], тому будет Божье прощение сорок раз»[8].
Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить другим можно и нужно. Пророк призывал: «Упоминайте [лишь] положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)»[9].
Желательно (мустахаб) для омывающего:
— не мыть покойного под открытым небом;
— никого не приглашать присутствовать, кроме помощника, если есть на то необходимость;
— наполнить помещение благовонным запахом;
— не смотреть на оголенные части тела покойного, кроме как вынужденно;
— не дотрагиваться до тела покойного, кроме как через тряпку[10]. Можно надеть перчатки и мыть тело покойного губкой;
— полностью вымыться (совершить полное омовение, гусль) по завершении омытия тела покойного[11].
Последовательность мытья тела покойного с учетом всех тонкостей:
1. Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело[12] на доску.
2. Можно накрыть лицо покойного или покойной полотенцем или каким-либо полотном[13].
3. Желательно положить покойного на спину, ногами в направлении к Каабе, слегка приподняв голову.
4. Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из прямой кишки. Обмыть[14] место выхода нечистот.
5. Омыть те части тела, которые традиционно омываются при совершении вуду’ (малом омовении), за исключением полоскания рта и промывания носа. Рот и нос можно и лучше протереть мокрой тряпкой. Попадание воды внутрь крайне нежелательно[15].
6. Каким-нибудь благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы[16].
7. Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела.
8. Повернуть на правый бок и также омыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать.
9. Затем тело положить на спину и облить его в третий[17] раз[18].
10. Протереть тело сухим полотенцем и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни.
11. Ногти и волосы стричь нельзя, нежелательно[19]. Лучше промыть под ногтями от остатков грязи[20].
12. Руки располагаются вдоль туловища. После этого тело заворачивают в саван. Необходимо знать обязательный минимум (фард) ритуала омовения тела покойного на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса: единожды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. В случае когда тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают[21].
Специальное намерение перед началом омытия необязательно. Также необязательно, чтобы омывающий был именно мусульманином. Такого мнения придерживается большая часть ученых, среди которых богословы шафиитского[22] и ханафитского мазхабов.
Вопросы по теме
Нужно ли мыть покойного в случае, когда сохранилась только часть тела, например, в результате авто- или авиакатастрофы?
Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что если даже незначительная часть сохранилась, то необходимо ее омыть и совершить над нею погребальную молитву[23]. Имам Абу Ханифа и имам Малик считали, что мытье тела покойного и совершение погребальной молитвы над ним происходит только при наличии большей части тела. Если имеется меньше половины или, например, человеку ампутировали часть тела, то это предается земле без омытия и без совершения погребальной молитвы[24].
Если тело покойного не имеет целостности, то лучше сшить его части. Когда какую-то часть пришить невозможно, то после омовения все воедино заворачивается в саван.
Как быть, когда нет воды для омытия тела покойного или когда состояние тела не позволяет омыть его водою?
В такого рода случаях допускается совершение таяммума[25].
Влияет ли каким-либо образом на процедуру захоронения то, что покойный умер в состоянии джунуб, то есть имел интимные отношения с супругой и не стал совершать полное омовение сразу, оставив его на утро, а ночью умер?
Если человек умер, не успев вымыться, то это никак не отражается на состоянии покойного или специфике приготовления его к захоронению[26].
Нужно ли мыть утопленника?
Утопленника, находящегося в воде, следует три раза окунуть с намерением ритуального омытия тела[27]. Такой процедуры будет достаточно. Если же его уже вытащили из воды, то омытие тела (хотя бы разовое) перед захоронением необходимо[28].
Нарушается ли омовение, если дотронулся до тела умершего?
Подробнее о том, в каких случаях нарушается состояние ритуальной чистоты и необходимо малое или полное омовение, читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Фард кифая — это то, что является обязательным для всех верующих и при выполнении кем-либо из них снимается обязанность со всех. Если же оно никем из числа мусульман не совершено, то грех ложится на всех, проживающих в данной местности.
[2] Сидр — лотос; применялся в качестве мыла. В современной практике может применяться любое благовонное моющее средство.
[3] Ихрам — специальное одеяние, надеваемое паломником во время паломничества и символизирующее особое состояние ритуальной чистоты. У мужчин оно состоит из двух белых полотен.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 378, хадисы № 1265–1268.
[5] Последовательность следующая: отец покойного, дед, сын, внук, брат, племянник, дядя, двоюродный брат. Более первостепенен религиозно грамотный, чем пожилой.
[6] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1484, 1485; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 198, 199.
[7] Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1461 «мавду‘»; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 12 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 371. По мнению ученых-мухаддисов данный хадис не является достоверным, но его смысл канонически верен.
[8] Св. х. аль-Хакима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 615, хадис № 928, «сахих».
[9] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 317, хадис № 1020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 905, «сахих».
[10] При омытии половых органов покойного использование тряпки обязательно (ваджиб), а при омытии остальных частей тела — желательно (мустахаб).
[11] Передается хадис: «Кто обмыл покойного, тот пусть совершит полное омовение (гусль)». Хадис от аль-Мугийры и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и Ибн Хаббана. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1463, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 535, хадисы № 8875, 8876, оба «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 462.
[12] ‘Аурат покойного должен быть обязательно накрыт, кроме тех случаев, когда это ребенок семи или менее лет. Допускается омытие тела через широкую и просторную рубаху. Достоверно известно, что тело пророка Мухаммада было омыто одетое в рубаху. Однако ученые говорят, что это касается только самого Пророка, поэтому не расценивается как что-то необходимое для других. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 195.
‘Аурат — это те части тела, которые, согласно каноническим предписаниям, подлежат обязательному прикрытию перед людьми противоположного пола, не являющимися близкими родственниками. У мужчин — от пупка и до колена, как перед мужчинами, так и перед женщинами, а у женщин — все тело, кроме лица и кистей рук перед мужчинами и от пупка до колена перед женщинами.
[13] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 57.
[14] Желательно мыть прохладной водой.
[15] Умершему ребенку, не достигшему семилетнего возраста, нет необходимости совершать малое омовение (вуду’).
[16] Что касается причесывания волос покойного, то это допустимо, если есть на то необходимость. Упоминания о некоторой нежелательности встречаются в богословских трудах, но должного обоснования они не имеют. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 10.
[17] Один раз омыть все тело — обязательно (фард), а три раза повторить упомянутую процедуру — желательно (сунна).
[18] Если вдруг в процессе мытья или по завершении его из тела покойного выйдут какие-нибудь нечистоты, то заново мыть тело нет никакой необходимости. Достаточно будет смыть эти нечистоты водой. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 197; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 11. Большая часть ученых допускает, а порой говорит о необходимости использования ватных тампонов для блокирования, воспрепятствования выхода из тела покойного каких-либо нечистот или зловония. Также по завершении омытия покойного с использованием ваты и марли, пропитанных благовонием, можно и нужно сделать повязку, которой стягиваются ягодицы, в форме подгузника. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 469; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 19.
[19] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 15.
[20] Если после смерти ногти или волосы были пострижены, то их заворачивают вместе с покойным в саван. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 198.
[21] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1484; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В. 8 т. Т. 2. С. 458.
[22] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 8.
[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 458; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 199.
[25] Таяммум — альтернативный малому (вуду’) и полному (гусль) омовению способ приобретения ритуальной чистоты без использования воды. Порядок совершения таяммума:
— начать со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;
— произнести намерение на наличие для покойного ритуальной чистоты;
— легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня); возможна пыль и то, что содержит ее;
— один раз протереть ладонями лицо покойного;
— еще раз ударить по земляной поверхности;
— один раз протереть сначала правую, затем левую руку до локтя включительно.
См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 458.
[26] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 22.
[27] Намерение может быть выражено в свободной форме и на любом языке.
[28] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1487; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 460.
[29] См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 135.
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 109, хадис № 283.