кафизмы когда какие читать
Как читать Псалтирь
Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.
Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», — говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.
Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.
Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно.
Иеромонах Иов (Гумеров) объясняет:
«Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18-19)».
Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.
Иерей Владимир Шлыков говорит, почему это нужно:
«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».
Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.
Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».
Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».
Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.
Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».
Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.
Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм
Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
На «Славах»
Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)
Господи, помилуй. (3 раза)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу
[Здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения. На первой и второй «Славе» обычно поминаются имена о здравии, на третьей Славе — имена о упокоении.
Молитвы о здравии и упокоении на Славах:
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
И далее читаются следующие псалмы.
После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.
Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.
Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.
И в конце всего молитвословия:
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Псалтирь в ассортименте представлен в Церковной лавке Спасского собора.
💥Церковная лавка открыта ежедневно с 7.30 до 19.00.
☎Телефон (8332) 32-94-74.
Как читать Псалтирь: 1 комментарий
Здравствуйте! После каждой кафизмы следуют молитвословия, среди которых есть «Слава:» (с двоеточием) с последующим молитвословием и «И ныне:(с двоеточием)» со своим молитвословием. Как здесь следует читать? В первом случае я читаю «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» и последующее молитвословие. А во втором продолжение:»и ныне и присно и во веки веков. Аминь.» и последующее молитвословие. Правильно ли я делаю? Если неправильно, поправьте.Спасибо.
Кафизма
Кафи́зма (греч. κάθισμα от греч. слова κάθημαι – сидеть) – богослужебная часть библейской книги Псалтирь. Всего в Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины, содержащих разное число псалмов.
Большее число псалмов содержит 18-ая кафизма, где их 15-ть (псалмы 119–133), а меньшее число – 17‑я, содержащая только один 118‑й псалом, разделенный на 3 части и именуемый «Непорочны».
Каждая кафизма поделена на три части. Каждая часть именуется статией (от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой. Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название слава восходит к славословию:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
В богослужебной практике принято чтецу произносить начало славословия: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, певцам середину, и чтецу конец: И ныне. «Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога» (М. Скабалланович. Толковый Типикон).
Кафизмы и входящие в них славы с псалмами выглядят следующим образом:
Кафизма | 1 Слава | 2 Слава | 3 Слава |
Кафизма I. | Псалмы 1–3 | Псалмы 4–6 | Псалмы 7–8 |
Кафизма II | Псалмы 9–10 | Псалмы 11–13 | Псалмы 14–16 |
Кафизма III | Псалом 17 | Псалмы 18–20 | Псалмы 21–23 |
Кафизма IV | Псалмы 24–26 | Псалмы 27–29 | Псалмы 30–31 |
Кафизма V | Псалмы 32–33 | Псалмы 34–35 | Псалом 36 |
Кафизма VI | Псалмы 37–39 | Псалмы 40–42 | Псалмы 43–45 |
Кафизма VII | Псалмы 46–48 | Псалмы 49–50 | Псалмы 51–54 |
Кафизма VIII | Псалмы 55–57 | Псалмы 58–60 | Псалмы 61–63 |
Кафизма IX | Псалмы 64–66 | Псалом 67 | Псалмы 68–69 |
Кафизма X | Псалмы 70–71 | Псалмы 72–73 | Псалмы 74–76 |
Кафизма XI | Псалом 77 | Псалмы 78–80 | Псалмы 81–84 |
Кафизма XII | Псалмы 85–87 | Псалом 88 | Псалмы 89–90 |
Кафизма XIII | Псалмы 91–93 | Псалмы 94–96 | Псалмы 97–100 |
Кафизма XIV | Псалмы 101–102 | Псалом 103 | Псалом 104 |
Кафизма XV | Псалом 105 | Псалом 106 | Псалмы 107–108 |
Кафизма XVI | Псалмы 109–111 | Псалмы 112–114 | Псалмы 115–117 |
Кафизма XVII | Пс. 118:1-72 | Пс. 118:73-131 | Пс. 118:132-176 |
Каф-ма XVIII | Псалмы 119–123 | Псалмы 124–128 | Псалмы 129–133 |
Кафизма XIX | Псалмы 134–136 | Псалмы 137–139 | Псалмы 140–142 |
Кафизма XX | Псалмы 143–144 | Псалмы 145–147 | Псалмы 148–150 |
Порядок чтений кафизм определен Уставом. Согласно Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Рядовой кафизмой называется кафизма, положенная для чтения в данный день по уставу.
В недельном Богослужении кафизмы читаются следующим образом: одна на вечерне, две на утрени. Однако важно отметить, что неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если же в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Также важно помнить, что Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает. Что касается 17-ой кафизмы (псалом «Непорочны»), то она вместе с предшествующей ей 16‑й кафизмой перенесена на субботу, а не читается в пятницу, поскольку в будние дни эта кафизма уже читается на полунощнице. Если праздник имеет полиелей, то на вечерне рядовая кафизма не читается, а вместо неё читается первая слава первой кафизмы, что и на воскресной вечерне. Накануне великих Господних праздников На вечерне кафизмы не бывает, но это не распространяется на вечера субботы, когда положена 1‑я кафизма, и вечера воскресенья, когда читается 1‑я статия 1‑ой кафизмы. На утрени кафизмы положены даже в великие праздники, но это не распространяется на Пасхальную седмицу с ее особым богослужебным уставом.
Во время Великого поста кафизмы читаются по особому, поскольку Псалтирь за неделю прочитывается два раза. Кафизмы здесь читают не только на вечерне и утрени, но и на часах, после обычных псалмов. При этом на пятой седмице Великого поста в четверг читается Великий канон Андрея Критского, поэтому на утрене четверга читается только одна кафизма. На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с понедельник по среду один раз, после чего кафизм нет, но читаются Непорочны с похвалами на утрени Великой Субботы. На Светлой седмице кафизмы не читаются вовсе.
Обычай сидения за псалмопением возник, когда за службами стали стараться в сутки или более читать всю Псалтирь. Поэтому для отдыха предписывается определенное чтение, о чем говорит уже Лаодикийский Собор: «не должно на службах соединять псалмы в один ряд, но в промежутке по каждом псалме бывать чтению». Кафизмы служат «отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений» (Михаил Скабалланович. Толковый Типикон). Вследствие этого псалмы здесь читаются «с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя» (там же). Иным типом псалмопения (например, шестопсалмием) христиане должны молиться «яко беседующе невидимому Богу», а кафизмы прослушивать как назидание и увещевание.
Михаил Скабалланович. Толковый типикон:
«Кафизмы – это особый род псалмопения, отличный от псалмопения в других местах церковной службы, например от предначинательных псалмов. Именно, псалмы здесь произносятся, ныне большей частью читаются, с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя. Такой характер носят кафизмы особенно на утрене, где благодаря этому они служат отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений.
Псалмами предначинательными, например шестопсалмием, и всеми другими, кроме псалмов кафизм, мы должны молиться и держать себя на них так, «яко беседующе невидимому Богу», почему во время них запрещается сидеть. Чрез дозволение сидеть на кафизмах псалмы их разрешается слушать не столько как молитву, сколько как назидание, как художественное произведение, наслаждаться в полной мере их поэзией. На кафизмах, следовательно, псалмы овладевают вниманием молящихся с другой своей стороны в сравнении с псалмами других мест службы. Поэтому из кафизм не выключаются псалмы, уже исполнявшиеся на тех же службах в другом месте: все псалмы шестопсалмия, вечерни, часов повторяются иногда в кафизмах этих служб.
Пока за церковными службами пелось немного псалмов, 1 или 3, что имело место до преобразования богослужения под влиянием монашества (I‑IV в.), не мог возникнуть обычай сидения за псалмопением. Он появился, когда за службами стали стараться в сутки или более выпевать всю Псалтирь.
Впервые об этом обычае упоминает Кассиан в V в. (Вступ. гл., 218), и тон оправдания, в котором он описывает этот обычай египетских монахов, свидетельствует о его новизне. Известия от VI–VIII в. как для Востока, так и для Запада, говорят о сидении только за чтениями (назидательными), а для Востока и подчеркивается стояние за выпеванием всей Псалтири на ночной службе: отделы ее в известном описании синайской утрени называются статиями, στάσις – стояние, и говорится, что для пения их вставали; а отделы эти (по 50 псалмов каждый) по положению на утрене вполне отвечают нашим кафизмам. Стояния за кафизмами требует и Диатипосис (см. ниже «Чин кафизмы»; Вступ. гл., 295, 310).
Но перенесенный на Запад, может быть Кассианом, обычай сидения за псалмами там скоро получил широкое распространение и перешел на другие части службы. На Востоке же в IX в. уже есть термин κάθισμα, который, впрочем, более применяется, как и ныне у греков, к песням, предшествующим чтению, чем к отделам Псалтири, которые большей частью называются αϊ στιχολογίαι, а славы кафизм – статиями, но уже в Ипотипосисе они называются κάθισμα ψαλμούς, а в Диатипосисе и прямо κάθισμα. След такой практики – сидения только за чтениями и стояния за псалмами кафизм – и в нынешнем уставе: седальны положены только после тех кафизм, за коими следуют чтения; так, не положены седальны после кафизм вечерни, за коими нет чтений; наоборот, седальны положены и без кафизм пред чтениями, как, например, по 3 песни канона».
Как читать Псалтирь
Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.
Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.
Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.
Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.
Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».
Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.
При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Одна из них, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку.
Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.
Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм
Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи помилуй (12 раз)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)
Господи, помилуй. (3 раза)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго ( имя), родителей моих ( имена), сродников ( имена), начальников, наставников, благодетелей ( имена) и всех православных христиан.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих ( имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
И далее читаются следующие псалмы.
После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме
Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.
Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.
И в конце всего молитвословия:
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.