что такое творчество по мысли булгакова
Творчество в романе «Мастер и Маргарита»
Автор: Guru · 05.07.2018
(322 слова) Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из загадочных произведений автора, которое готовилось ни один год. В книге автор поднимает множество тем, на которые нет однозначного взгляда, и поэтому читатели до сих пор с упоением изучают наследие литератора. Например, творчество — одна из ключевых тем, которая раскрывается на протяжении всего повествования и преподносится с неожиданных ракурсов.
Три основных героя, связанных с творчеством — редактор Берлиоз, поэт по фамилии Бездомный и главный герой Мастер. В начале романа писатель знакомит читателя с Берлиозом, для которого творчество — признание, слава и самолюбование. В нем он развивается как сотрудник любой компании – стремится к наградам и званиям, воспринимая их как очередное повышение по службе. За эти «бантики» государство требует от него бдительного надзора за писателями, чтобы редактор идеологически влиял на них и продвигал идеи партии. Именно поэтому стихи поэта Бездомного не имеют реальной художественной ценности. Он пытается проявить себя, работая под давлением «шаблона», который ему навязали Берлиозы, однако при честном взгляде на проблему он признается, что его произведения чудовищны. В них нет творчества, а одна слепая давка на сознание читателя. Слепая, потому что сам «творец» не осознает, как им манипулируют.
Единственным творческим человеком в полной мере можно назвать только Мастера. Недаром Маргарита называла так своего возлюбленного. Прочитав роман, она поняла всю суть и глубину текста. Книгу она считала величайшим творением. Но оно не несло политического смысла, поэтому критика набросилась на произведение и уничтожила веру Мастера в себя. Он упустил руки, перестал осознавать свой талант и стремиться к его раскрытию. В порыве отчаяния писатель сжег свое детище, но, как известно, «рукописи не горят». Настоящее искусство не может быть просто взято и уничтожено.
В своем романе Булгаков показал истинное и ложное творчество. Бездомный осознал, что за стихи он пишет, и какой он поэт. Берлиоз трагически погиб, так и не убедившись в ошибочности своих суждений. Мастер же обрел вечный покой наедине с музой и вдохновением. Тем самым писатель показал читателю три примера, и только один из них является настоящим Мастером своего дела.
Творчество в романе Мастер и Маргарита Булгакова
В романе обозначены три главных героя, связанные с творчеством, это Берлиоз, поэт Бездомный и главный персонаж произведения Мастер. Это три совершенно разных типа людей. У ни разные судьбы, они ведут разный образ жизни. И отношение к тому что они делают тоже имеет свою разницу.
В начале книги читатель знакомится с Берлиозом, для которого творчество является славой и признанием. В творчестве Берлиоз находит свое развитие, признание и продвижение по службе. Он всегда стремился получать награды и звания. Государство требует о него бдительности, чтобы он развивал и продвигал идеи партии. По этой причине произведения Бездомного не имеют никакой художественной ценности.
Поэт Бездомный, старался относиться к своему делу очень трепетно, он мечтал о наградах. Но в паутине лжи и притворства запутывается и в итоге его произведения теряют свою суть, и становятся все под шаблон заказа. Конечно же он не сразу осознает это и по итогу он решил прекращать писать. Он признается что под давлением Берлиоза его произведения просто чудовищны. Он считает, что в его стихотворениях нет творчества, а существует лишь давка на сознание читателя.
Мастер, наверно единственный человек во всем мире, которого можно назвать творческой личностью. Именно так называла его возлюбленная Маргарита. Его книгу она считала величайшим творением. Критики не видели в его произведении политического смысла, поэтому не принимали его, что в итоге уничтожило веру Мастера в себя. У Мастера опустились руки, он перестал раскрывать свой талант. По итогу он просто уничтожил свое творение. Но как известно рукописи не горят.
Михаил Булгаков этим произведением показал читателю настоящее и ложное творчество. Поэт Бездомный осознал для себя какой он поэт, и какие произведения он пишет. Берлиоз закончил жизнь трагической гибелью, так и не осознав ошибок своего суждения. Мастер же наконец обретает покой. Этим произведением Михаил Булгаков, раскрывает читателю три примера. И только промер мастера является поистине настоящем, именно он остается верным своему делу.
2 вариант
Тема творчества — это одна из самых главных тем в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Она скрепляет все остальные проблемы, поднятые автором. Автор раскрывает ее на примере трёх персонажей: Михаила Берлиоза, Ивана Бездомного и Мастера.
Михаил Берлиоз — это редактор Толстого журнала, работник МАССОЛИТа. Он воплощает в себе ложное искусство. Берлиоз стремится показаться образованным, начитанным, умным человеком, хотя не является таким. Он относится к литературе как к работе, способу заработать деньги. Берлиоз не думает о духовности, внутреннем содержании произведений. Для него важно, чтобы книга соответствовала господствующей идеологии.
Весь МАССОЛИТ — это группа таких же графоманов, как и Берлиоз. Автор обращает внимание на ресторан «Грибоедов», который является главной достопримечательностью ассоциации писателей. Это говорит об их бездуховности, низменности, ничтожности. Они не пишут о нравственности. Из интересуют лишь простые радости. Например, хорошая еда.
Иван Бездомный тоже является членом МАССОЛИТа, но выделяется на фоне других литераторов. В образе молодого поэта изображен человек, который очень хочет быть поэтом. Чтобы исполнить свою мечту, он вынужден писать на темы, которые ему дают. Ивану Бездомному нечего сказать своим читателям. Со временем герой понимает, что ему не суждено стать поэтом, но Иван Бездомный умеет тонко чувствовать искусство и понимать его. Это он узнает после своей встречи с Мастером.
Мастер символизирует истинное творчество, искусство. Его произведения отражают его сущность. Писательство для него — это способ самовыражения, самопознания, поиска себя. Он не стремится заработать на литературе деньги. Для Мастера искусство — это способ познания мира и отражения своего видения, метод решения нравственных и психологических конфликтов.
Конечно же, истинное искусство сталкивается с искусством ложным. Книга Мастера про Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри была отклонена. Она не соответствовала советской идеологии, поэтому не могла быть напечатана. В этом выражается мнение писателя о том, что искусство должно быть аполитичным. Творчество — это то, что стоит выше привычного человеку мира. Оно должно полностью поглощать все население земного шара.
Тема творчества — это центральная тема в романе «Мастер и Маргарита». Эта проблема была близка автору. В образе Мастера он выразил свое видение этой ситуации.
Тема творчества
Эта тема очень важна в этом романе, ведь главный герой – писатель, точней Мастер. Как раз он и является автором второго романа – об Иешуа. Но творец этот не показан изолированно, хотя он и ведёт отшельнический образ жизни, в романе представлены и другие «творцы». Тема Массолита – союза писателей, авторов массовой культуры тоже занимает большое место в произведении.
Мастер интересовался только своим романом, в ещё Маргаритой, которая стала его музой. Они совсем не мешала его творчеству. Что важно, она понимала его… В отличие от критиков. Мастер наивно надеялся, что его роман смогут оценить. Пусть он и о сыне Бога, но в этой истории столько правды психологической, что её должны оценить даже в Советском Союзе. Даже если не поверят в историчность, то оценить слог люди ведь могут. Известно ведь, что Холмса тоже не было в реальности! Но критики, не вчитываясь, просто вылили поток идеологической брани на писателя. И хотя любимая хотела бы оградить его от их зла, но у неё не получилось. Разгромные статьи стали ударом для него. И он даже оказался в сумасшедшем доме. Мастер и до этого говорил, что его мучили приступы страха. Наверное, сейчас бы сказали о панических атаках. Ему казалось, что к нему тянутся холодные щупальца, ему было очень плохо… Да, у творческих людей богатая фантазия, часто расшатанные нервы. Роман, его судьба были самым важным для Мастера. И травля подорвала его здоровье. Хорошо, что в итоге его и спасли из психушки, и дали подарили в компании любимой.
Травили его критики Массолита, но и его работники тоже не приняли бы его в свою компанию. Ведь их ценности очень отличаются от его. Они готовы писать, как строгать – на заданную тему. Без огня, вдохновения, но за зарплату, за питание и дачу. Не могли бы себе и представить, чтобы написать что-то против системы. Они б покрутили пальцем у виска! Даже не сказали бы, что у Мастера есть талант, так как они друг другу там все завидовали. А ещё для них важны звания – народный, заслуженный писатель… Мастер был выше этого.
Вот это литературное творчество, но в романе упомянуто ещё и Варьете. О творчестве там совсем мало говориться. Всё больше показаны работники варьете: бухгалтер, кассир… Представление Воланда сложно отнести к творчеству, хотя Клетчатый вроде и показывал фокусы. Никаких талантливых певиц, танцовщиц… Всё только о деньгах! А ещё работники варьете часто вели нездоровый образ жизни, который ассоциируется, кстати, с творческими людьми. Вот только пить и гулять может любой, а проявить творчество в новой повести или в танце сможет не каждый.
Булгаков говорил о важности творчества, об избранности творца – в своем романе.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема творчества в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
В рассказе «Беда» Михаил Зощенко описывает русского человека и большую проблему существующую и по сей день – пьянство. Многие имея хорошую силу воли, могут долгое время лишать себя всего
Роман великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Война и мир» затрагивает очень много различных тем, актуальных и по сей день. Одно из ключевых мест в романе занимают родственные связи.
В детстве я просто терпеть не могла читать, только уселась – уже в сон клонит, а буквы становятся лишь чередой непонятных закорючек, в которых я ну никак не могла увидеть хоть какой-то смысл
Салтыков-Щедрин оставил для нас множество замечательных произведений. Одним из них, наиболее значимым для русской литературы, является роман «Господа Головлевы». В данном труде писатель
Несмотря на то, что с момента публикации романа «Мастер и Маргарита» прошло уже немало лет, некоторые до сих пор задумываются об истории его создания.
Тема творчества в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимаются различные проблемы, в том числе и касательно творчества, творческого пути, роли творца.
В произведении существует некая оппозиция Мастера представителям МАССОЛИТа. С последних начинается роман. Читатель видит беседу главного редактора журнала с поэтом. Эти люди не заботятся о нравственном содержании своих произведений. Их заботит лишь собственное благосостояние и удовлетворение своих потребностей.
Их произведения, в частности, посвящены исключительно земным вещам. Они любили писать о «Грибоедове» — ресторане, находящимся поблизости к МАССОЛИТу. Писатели данного учреждения были натуральными графоманами и писали о кушаньях, которые подавали в данном ресторане.
Сравнивая поэтов МАССОЛИТа с Мастером, Михаил Булгаков поднимает проблему ложного и истинного творчества. По его мнению, первые писатели не являются истинными творцами, так как не задевают важных проблем в своих творениях. Они пишут исключительно о низменных вещах, недостойных поэта. Литература для них — всего лишь работа, способ заработать, источник дохода. Они творят не по велению сердца, а ради денег. Их книги лишены нравственного содержания, поэтому являются ложными.
Мастер, по мнению Булгакова, является истинным творцом. Он не может выжить в обществе таких лживых, лицемерных людей. Он пишет книгу о Понтие Пилате. Его произведение описывает страх и трусость, которые привели к гибели невинного человека. Конечно, глубокий смысл произведения не мог быть понят современниками Мастера.
По мнению некоторых критиков, образ Мастер биографичен. Считается, что создавая его образ, Михаил Булгаков использовал факты из своей биографии, случаи из своей жизни.
Действительно, при жизни Булгаков тоже встречался с непониманием со стороны читателей и критиков. Не все его произведения получали одобрения, не все разрешались.
Тонкая душа Мастера не может справиться с ложью, несправедливостью, лицемерием этого мира. Он, как истинный художник, пытается избавить мир от этого, сделать его чище. В конце, не выдержав нервного напряжения, Мастер сжигает свой роман. Однако, его мысли, чувства, переживания будут всегда живы, передадутся потомкам. Он, как истинный творец, верит, что зло всегда получает наказание, никогда не проходит даром. Мастер верит в победу добра, пусть и недолговечную, временную.
Такое действительно случается. Ресторан «Грибоедов» поддается поджогу. Конечно, новое здание будет построено и в него придут новые писатели… Однако, на время зло исчезнет из мира, давая свободу творить истинным художникам.
Вариант 2
Роман М.Булгакова «Матер и Маргарита» является одним из самых популярных произведений автора. В нём поднимаются различные темы, но тема творчества является одной из ключевых. Автор раскрывает её в трёх аспектах с точки зрение разных героев: Берлиоза, Ивана Бездомного и самого Мастера.
В начале романа читатель может видеть председателя МАССОЛИТа Михаила Александровича Берлиоза. Казалось бы, он умирает ещё в завязке и не должен быть важным персонажем, но это не так. В нём заключены недооценка роли писателя и бюрократизм, окружающий членов ассоциации.
В сцене на Патриарших прудах Берлиоз рассказывает молодому поэту Бездомному о Боге, опровергает его существование, подкрепляя это всё якобы литературным опытом и начитанностью. Герою льстит реакция Ивана на его рассказы. На деле же образование Берлиоза заключается в использовании цитат и отрывков из прочитанной литературы, сути которой он так и не понял.
Для Михаила Александровича творчество – всего лишь способ самоутвердится, получать награды и быть уважаемым. Из-за этого государство требует от него наблюдать за творчеством других писателей, продвигать идеи партии.
Следующим героем, отразившим тему творчества, является Иван Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Именно он попадает под наблюдение Берлиоза, из-за чего его стихи получаются бездушными. Сам герой мечтал о наградах, в нём горел огонь творца, но под давлением он превращается из свободного писателя в очередного ремесленника. Только в больнице Иван осознаёт, что его стихотворения «чудовищны».
Главный герой – Мастер, на примере которого М.А.Булгаков раскрывает тему творчества, является истинным творцом. Мастером его называла Маргарита, и герой действительно заслуживает это звание. Он творит не ради признания и самолюбования, как Берлиоз, а для души и с целью изложить собственные мысли на бумагу. Но роман оказался аполитичен, поэтому критики окружили его и отвергли. Это ранило Мастера в самое сердце, которое он вложил в произведение, а горечь переходит в психическое расстройство. Герой попытался сжечь роман, ведь больше не мог творить, но рукописи не горят. Только Маргарита смогла понять героя и его роман, проникнуться смыслом. Любовь героев проходит через испытания, именно девушка старается поддержать Мастера во всех трудностях.
Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» автор показывает различие истинного творчества и ремесла. Берлиоз погибает из-за ошибочных суждений, на его примере читатель видит, что такое самовлюблённое творчество не принесёт плодов. Иван Бездомный осознаёт ошибки, но решает больше не писать как раньше. А Мастер с Маргаритой обретают вечный покой и любовь.
Тема творчества в романе Мастер и Маргарита
Несколько интересных сочинений
Доверяй, но проверяй – так гласит народная пословица. Речь идет об общем наиболее целесообразном отношении к другим людям, то есть нужно в целом выражать определенное положительное отношение
Полное имя героя Прохор Игнатьич Тимохин. Человек он уже пожилой. Но, несмотря на свой возраст, он постоянно куда-то бежал, торопился. На его лице всегда читалось, как пишет автор
Каждый хоть раз в жизни испытывал чувство страха, возникающее вместе с необходимостью принять какое-либо решение. Это и есть неуверенность в себе. С появлением страха перед неизвестностью мы стремимся защитить себя
Что такое творчество по мысли булгакова
В данной статье анализируется философия творчества великого русского мыслителя и богослова С. Н. Булгакова. Согласно его воззрениям, творчество есть самый сложный путь для человека: он требует мужества жизни в двух мирах – небесном и здешнем, мужества служения Абсолютному с полным сознанием его недостижимости и несравнимости ни с чем человеческим, мужества знания силы и глубины зла в мире и в самом человеке — и всё-таки искания только духовного и вечного. Булгаков понимает творчество ещё и как некую встречу и таинственное взаимопроникновение двух миров – имманентного и трансцендентного, как преображение творения и мира, как религиозное служение и восхождение к Богу.
Сергей Николаевич Булгаков (о. Сергий) – выдающийся русский религиозный философ, один из немногих носивших сан священника (был протоиереем); как известно, кроме С.Н. Булгакова священниками были еще П.А. Флоренский и В.В. Зеньковский. Философское наследие Булгакова достаточно обширно и как у многих мыслителей рубежа веков заключает в себе внутреннюю эволюцию: от первых ранних книг по политической экономии с марксисткой направленностью («О рынках при капиталистическом производстве», «Капитализм и земледелие», более поздняя и сложная «Философия хозяйства») до зрелых работ религиозно-философского характера («Свет невечерний», «Два града», «Трагедия философии», «Философия имени», богословская трилогия – «Купина Неопалимая», «Друг Жениха», «Лестница Иаковлева» и большая трилогия «О Богочеловечестве» и др.). Внутренне очень остро переживая свой духовный перелом от марксизма к религиозным взглядам, Булгаков становится одним из авторов «Вех» и публикует в сборнике блистательную статью «Героизм и подвижничество». Также нельзя не отметить его сборник «Тихие думы», впервые вышедший в Москве в 1918 году, где собраны его лучшие статьи по вопросам философии творчества и искусства, присутствуют автобиографические заметки. В статьи и очерки разных лет вошли и две статьи философа: «Центральная проблема софиологии» и «Софиология смерти», которые, на наш взгляд, являются вершиной его духовного опыта и философского творчества.
С проблемой поиска цельности и софийного облика бытия связано у Булгакова и философия творчества, так как первично человеческое творчество (а точнее искусство) он понимал как попытку придания и возвращения миру его софийного первообраза и изначально Булгаков пытался даже сближать хозяйство как творческую деятельность и искусство. В последующем его понимание феномена творчества развивалось и усложнялось вместе с общей эволюцией его философских и религиозно-богословских взглядов. В сборнике «Тихие думы» Булгаков высказывает суждения об искусстве и творчестве, весьма далекие от понимания последнего как материальной и предметной культуры, творимой деятельностью только самого человека. После становления религиозного мировоззрения творчество понимается Булгаковым как труднейшее восхождение человека к Абсолюту, таинственно ощущаемому в образе вечной первоосновы всего и вся. По взглядам философа, творчество, в отличие от науки, историософии и даже самой философии, есть наивысшая ступень приближения человека к иному бытию, так как оно предполагает созерцание, восприятие Красоты как откровения небесного Смысла, эманирующего человеку в превышающей физическую оболочку форме. Согласно Булгакову, творчество есть откровение Бога в творении, по воле и по благодати Его, и потому художник является самым свободным из всех земных существ рабом, шествующим лишь указанной ему свыше дорогой. Долг художника – слушать и созерцать, быть вещим провидцем, и потому Булгаков говорит о мистическом начале творческого акта, правда, никогда не существующем независимо от воли самого художника. «Поэзия божественна в своем источнике, она есть созерцание славы Божества в творении. Не Бог, но Божество, Его откровение в творении, по преимуществу доступно поэзии. Поэтическое служение, достойно своего жребия, есть священное и страшное служение: поэт в своей художественной правде есть свидетель горнего мира… Поэты «рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», и это вдохновение есть «признак Бога, «чистое упоение любви поэзии святой»… Поэзия есть служение истине в красоте…Поэт воспринимает мир как откровение красоты, в которой и через которую ему … становится доступной и мудрость. Источник красоты в небесах, истинная красота – от Духа Святого» [4, с.259].
Но самое главное, что говорит о творчестве Булгаков, как глубочайший религиозный мыслитель: важнейшее и единственное назначение творчества – служение, исполнение воли Божией, бытие человека согласно с велениями Отца Небесного и в ответственности перед Ним. В этом плане сам акт творчества философ не отделяет от религиозного акта, но религиозный опыт, если он подлинный, а не умозрительный, духовный, а не воображаемый, есть величайшая тайна Богочеловечества, описываемая только догматами отцу Сергию Булгакову приотрывшаяся в опыте умирания, отраженном им в блистательной и одной из самых сложных работ: «Софиология смерти». В ней Булгаков выступает не только как философ, а гораздо более как богослов и человек, немного познавший величайшее таинство — смерть…, но именно эта работа является духовным апофеозом творчества Булгакова, и без нее невозможно постичь и интересующую нас философию творчества этого мыслителя, которую невозможно понять без его религиозных взглядов. Булгаков в «Софиологии смерти» говорит о своем глубочайшем внутреннем опыте, пережитом им после мук умирания: «Навсегда я познал, что есть только Бог и милость Его, что жить надо только для Бога, любить только Бога, искать только Царствия Божия, и все, что заслоняет Его есть самообман» [7, с.292]. Можно сказать, возвращаясь к мысли о сути творчества, что согласно Булгакову в онтологии и аксиологии акт творческий совпадает, сливается с актом религиозным; в антропологии и праксиологии творческий акт сильно разнится с религиозным опытом, поскольку человек от творчества как восхождения к инобытию и религиозного служения неизбежно отделен необходимостью возвращения в круговорот «мира сего», заполненного греховными нуждами и заботами. Мы не будем углубляться в сложнейшую богословскую проблематику, которую разрабатывает Булгаков в «Центральной проблеме софиологии» и в «Софиологии смерти», сочетая ее с глубиной личного опыта. Но философски нам важна мысль, принадлежащая исключительно православной традиции и отделяющая мировоззрение Булгакова от умозрительного всеединства, имманентизма, трансцендентализма и иных аналитических, идущих лишь от тонкостей человеческого ума систем. Эта центральная мысль раскрывает догмат о том, что лишь по благодати Божией и силой Христовой возвращается человек в духовную, небесную свою отчизну, но для этого требуются всенапряженнейшие усилия его воли, души, ума, страстное покаяние и постижение бездны своего ничтожества и одиночества в мире. Отдаляясь от себя, человек поворачивается к Богу, умирая для мира, возрождается для инобытия, но происходит это в таинстве соединения двух природ: божеской и человеческой, единственно совершившемся в явлении Христа. «Кенозис Божественной Софии во Христе, самоумаление божественной природы, составляет самое основание боговоплощения как соединения двух природ: не человеческая природа равняется по божеской, изначально до нее возвышаясь, но божеская умаляется до человеческой, хотя и оставаясь сама собою» [7, с.276]. Мысль о восхождении человека к Богу единственно по благодати Христовой, но и самым крайним личным усилием человеческого естества кладет свой отпечаток на всю философию Булгакова, в том числе и философию творчества. Именно она делает возможным понимание творчества как религиозного служения, отличного от прямого послушания и аскезы, так как в творчестве человек достигает удивительных высот в чувствовании красоты мира горнего, но никогда не преодолевает трагедию греховности и несвободы личной земной жизни. Можно сказать, Булгаков понимает творчество как синергию Бога и человека в момент самого акта, но затем человек-художник безвольно покидает небесную дорогу, «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он» (А.С. Пушкин).
Для постижения философии творчества Булгакова важно помнить, что он напрямую не высказывал контраверсивных суждений о гениальности и святости, хотя, особенно из последних богословских работ, очевидно, что святость, по мысли философа, есть высшее, что может быть уготовано человеку на земле. Творчество же, а значит и связанную с ним гениальность, Булгаков понимает как религиозное служение лишь в напряженейший момент самого творения; в последующем творчество отделимо от своего носителя, т.е. греховного человека как творца. Отсюда следует, что проблема творчества у Булгакова неразрывно связана с антропологией, с тайной самого человека. Человек идет к творчеству в тоске по инобытию и Абсолюту, творчество насквозь пронизано неудовлетворенностью этим миром. В «Свете невечернем» Булгаков пишет о «нездешних корнях нашего бытия», которые осветить нам может только откровение и которые затем мы в различных формах лишь пытаемся уловить и передать. Подчеркнем, что В.В. Зеньковский отмечал, что религиозный перелом не оторвал Булгакова от мира, а, наоборот, сам ознаменовался потребностью глубже понять мир и его сокровенную жизнь[8, с.845]; с этим связана и интенция разработки проблемы творчества, философский и религиозный интерес к искусству. В творчестве обнажаются две природы человека: небесная, тоскующая по горнему миру и земная, погруженная в суету сует и в успех преходящих дней. Суть антропологии процесса творчества Булгаков описывает в ярких образах, навеянных им на выставке работ скульптора А.С. Голубкиной: «Очистительная тоска идет не из богоборчества, но, наоборот, рождается из чувства удаленности от Бога; это – чувство плененной и насилуемой женственности…Душа мира, которая принадлежит Небесному Жениху, насилуется князем мира сего. Но ему не дано ее растлить и до конца овладеть ею (как не дано это и человеческому титанизму), хотя он держит ее в неволе, мучит и искажает… На мир налегла тяжесть плотянности и тления, временности и бренности, ибо дух бессилен до конца овладевать плотью, сделать ее прославленной и духоностной… Творчество …выражает это томление, жажду крыльев, вырастающих только во сне… Это есть зов к преображению, ибо только оно может исцелить эту больную жизнь, утолить ее страдание, извести из темницы плененную Психею» [5, с.42-43].
Здесь также важно отметить, что человек бывает наделен творчеством как высочайшим даром, который он не всегда может постичь и который бывает для него даже мучителен. В творчестве человек, с одной стороны, должен быть проводником и созерцателем, с другой же стороны, до такового созерцания ему самому нужно очиститься и возвыситься, превратив себя в достойного быть творцом как служителем Божиим. Если этого не происходит, творчество и становится мукой для человека; Булгаков очень ярко рассуждает о таком испытании творчеством на примере живописи Пикассо: «Пикассо художественно показывает, каким мир является для демона, чем представляется ему Женственность, как ощущается им плоть мира. Беспредельная, поистине черная тоска, испытываемая на грани бытия и тьмы «кромешной», тьмы небытия, а вместе хула, застывающая в бессильной муке, мистическая судорога духа…»[6, с.30].