какую часть земли оплачивало государство при совершении выкупной операции
Выкупные платежи
Всего получено оценок: 100.
Всего получено оценок: 100.
Выкупные платежи — такое название во второй половине XIX–начале XX века получили операции по выкупу земли крестьянами после отмены крепостного права в 1861 году. Крестьянская реформа дала им лучную свободу, но землю они должны были выкупить у помещика. Для понимания крестьянского вопроса в истории России при последних трех императорах из династии Романовых следует понимать, что такое выкупные платежи.
Правила и размеры выкупа
Суть операции была в следующем: согласно «Положению о выкупе» правительство давало крестьянам ссуду, а они должны были оплатить ее до 1912 года. Ежегодные платежи составляли 6 % задолженности.
Рис. 1. Выкупные платежи.
Крестьяне получали статус «временнообязанных», то есть продолжали расплачиваться с помещиком путем исполнения барщины и оброка. Для крестьянина выкупной платеж стал самой тяжелой формой налога. Например, в губерниях Нечерноземья платежи за землю оказались высокими, несмотря на ее низкую ценность. Оброк в таких губерниях крестьяне часто платили из доходов от отхожих промыслов, то есть от сезонной работы в городах. В начале правления императора Александра III, 28 декабря 1881 года, появился закон о снижении выкупных платежей. К 1880-м годам крестьян с временнообязанным статусом осталось около 15 %.
Обязательный выкуп земель крестьянами в ряде губерний был введен уже с 1863–1864 годов. Это относилось к губерниям западной части Российской империи на территории современной Литвы, Беларуси и Правобережной Украины, например, к Волынской и Виленской. На Северном Кавказе и в Закавказье обязательный выкуп земли был введен в 1912 году.
Особенности выкупного процесса
Выкупные платежи касались не только бывших крепостных, но и удельных и государственных крестьян. На последних выкупные платежи распространились согласно положению от 26 июня 1863 года. На выплату в пользу дворцового ведомства давался срок в 49 лет.
Выкупные операции к 1881 году принесли 40 млн рублей прибыли. Всего с 1861 по 1906 год с бывших крепостных правительство получило 700 млн рублей дохода, а размеры выкупа составили 1,6 млрд рублей.
Планировалось, что выкуп наделов завершится к 1932 году, но по факту выкупные платежи были отменены в ходе столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года. С 1 января 1907 года они полностью отменились.
При императоре Александре II, после реформы 1861 года, появилась такая категория земель, как отрезки. Так называли насильно отрезанные от наделов крестьян земли. Они переходили в пользу помещиков. Иногда величина отрезка составляла от 40 до 70 % надела. Вопрос с отрезками был решен только в ходе аграрной реформы Столыпина в 1906–1911 годах.
Что мы узнали?
Понятие «выкупные платежи» появилось после отмены крепостного права в 1861 г. Крестьяне получили лучную свободу, но оставались «временнообязанными» и должны были выкупать свои земли у помещика. Это определение просуществовало до января 1907 года.
Выкупные платежи: цена свободы крестьян
Отмена крепостного права не сбросила с крестьян оковы рабства. За свободу и землю им требовалось заплатить помещику. Но события 1905 года разрушили эту систему.
Временнообязанные крестьяне: то ли воля, то ли неволя
На протяжении долгих-долгих лет крестьяне носили на себе оковы крепостного права. И постепенно уровень недовольства рос. Когда он приблизился к критической отметке, власть всё же решила провернуть реформу и освободить крестьян. 19 февраля 1861 года давний порядок отменили. Формально. На деле же крестьяне чувствовали себя обманутыми. Их заставили довольствоваться лишь личной свободой. Люди отныне могли свободно перемещаться, заключать браки, некие гражданские сделки, торговать и теоретически переходить в другие сословия. По распоряжению Александра II получили они и землю. Вот только она им не принадлежала. Надел требовалось выкупить у помещика. Стоит ещё сказать, что на размер надела влияло много факторов, начиная от природных условий и заканчивая экономическими особенностями губернии.
Итак, крестьяне, получившие свободу без свободы, должны были выплатить помещику определённую сумму. И до тех пор, пока долг не будет погашен, люди продолжали работать на помещика. Барщина и оброк никуда не делись.
Правда, государство не оставило крестьян один на один с огромной суммой. Власть взяла на себя обязательства по выплате процентов и капитала, отталкиваясь от процентных бумаг, выданных помещикам. От крестьян же требовалось вернуть государству деньги в течение 49 лет. И ежегодно они платили выкупные платежи — по 6% от полученной суммы. Крестьяне, которые смогли уложиться в срок, становились крестьянами-собственниками. А те, кто не сумели, переходили в категорию «временнообязанных». Они продолжали трудиться на земле помещика, отплачивая оброк или барщину.
На бумаге всё выглядело жизнеспособно. Но на деле крестьяне столкнулись с целым ворохом проблем. Во-первых, размер надела, а заодно оброк и барщину временнообязанные определяли совместно с помещиками. И хотя за соблюдением реформы следил специальный институт мировых посредников, чаще всего соглашения заключались в пользу дворянства. Именно их мнение являлось определяющим. Из-за этого нюанса крестьяне получали наделы меньше, чем у них были раньше. И что самое неприятное в этой ситуации, помещики оставляли себе, как правило, самые лучшие земли. Другой нюанс: даже несмотря на выплаты и переход земли в частную собственность, крестьяне не имели права продавать свои наделы. Они могли только передавать их по наследству. И третий момент — цены. Стоимость земли «неожиданно» выросла. И крестьяне выкупали её по ценникам, которые чуть ли не на 25% превышали реальную рыночную стоимость.
И на камнях растут деревья: окончательное падение рабских оков
По мнению многих исследователей, к отмене крепостного права никто не был готов: ни помещики, ни крестьяне. Власть решила провернуть реформу быстро — всего лишь за несколько десятилетий. И поэтому каждая из сторон считала, что её пытаются тем или иным способом обмануть. Но отступать было поздно. И началась пора заключения выкупных сделок.
За два десятка лет реформы она принесла существенный доход. И власть решилась на снижение выкупных платежей. Всего же в период с 1861 по 1906 годы крестьяне выплатили государству около 1,6 млрд рублей. А доход власти превышал сумму в 700 млн рублей.
Изначально предполагалось, что выкуп всех земель завершится в 1932 году. Но в начале 20-го века ситуация в Российской империи была настолько сложной, что выкупные платежи отменили гораздо раньше — в 1907 году. На этот шаг правительство Николая II пошло после событий 1905 года. И на выкупных платежах поставили крест в ходе аграрной реформы, которую предложил Столыпин.
1905 год наглядно показал власти, что с выкупной операцией пора завязывать. В начале ноября председатель Совета министров Сергей Витте и землевладелец Николай Кутлере выпустили Высочайший манифест, а также указ. Эти документы гласили, что с 1 января 1906 года выкупные платежи уменьшались в 2 раза, а через год они и вовсе отменялись. Это событие имело колоссальное значение для всей страны. Во-первых, государство лишилось огромных денег. И произошло это именно в тот момент, когда империя остро в них нуждалась. В выигрыше в данной ситуации оказались крестьяне и помещики. Последние всё равно продолжили получать деньги по выкупным обязательствам.
Отказ от выкупных платежей превратил реформу из очень прибыльной для государственного бюджета в убыточную. Называлась цифра под 390 млн рублей. Но этот шаг со стороны государства был вполне оправдан. Власть понимала, что ситуация выходит из-под контроля и пришла пора чем-то жертвовать. Отмена платежей стала прямым продолжением практики аннулирования неустоек по просроченным платежам. Этим часто грешили крестьяне. Власти ничего другого не оставалось, только как закрывать глаза. Подобный подход приводил лишь к учащению просрочек. Получался замкнутый круг.
Интересно вот ещё что: крестьяне, которые к моменту отмены выкупных платежей уже не имели финансовых долгов, болезненно восприняли реформу. Они были уверены, что власть пошла на это только из-за событий 1905 года. Соответственно, правительство ничего не выиграло, выставив себя в роли жертвы, а заодно попытавшись заигрывать с взволнованным крестьянством. И народ не успокоился. Наоборот, волнения лишь возросли уже в 1906 году.
Тест по истории России Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. 9 класс
Тест по истории России Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. 9 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 11 заданий.
Вариант 1
1. В каком году родился император Александр II?
1) 1801 г.
2) 1818 г.
3) 1825 г.
4) 1855 г.
2. Александр II сменил на престоле императора
1) Павла I
2) Александра I
3) Николая I
4) Петра I
3. Назовите главный вопрос, который поднимался в «рескрипте Назимову», изданном Александром II.
1) сохранение крепостного права и незыблемость самодержавия
2) лишение земли дворян, которые выступают за сохранение системы крепостничества
3) создание губернских комитетов для обсуждения крестьянского вопроса и проектов освобождения крестьян
4) обязательное уведомление государя о прекращении своих полномочий
4. Кто возглавил Редакционные комиссии при Главном комитете, которые занимались подготовкой крестьянской реформы?
1) Я.И. Ростовцев
2) М.М. Сперанский
3) С.С. Ланской
4) Д.А. Милютин
5. Что из перечисленного получили крестьяне по реформе Александра II?
1) право на все земли помещиков
2) право избирать государя
3) право избирать депутатов Государственной думы
4) личную свободу
6. Какую часть земли оплачивало государство при совершении выкупной операции?
1) полную СТОИМОСТЬ земель
2) 80 % стоимости надела
3) около половины стоимости надела
4) около 20 % стоимости надела
7. Как называлось особое, переходное состояние крестьян после освобождения их от крепостной зависимости?
1) срочнообязанное
2) временнообязанное
3) выкупное
4) номинально свободное
8. Как назывался документ, в котором помещик и крестьянская община разрабатывали условия продажи земли?
1) земельный кадастр
2) мировой вестник
3) уставная грамота
4) служебная записка
9. Какой, по сравнению с рыночной стоимостью, была цена земельных участков, выкупаемых крестьянами по реформе Александра II?
1) примерно равна рыночной стоимости
2) ниже рыночной стоимости
3) в несколько раз выше рыночной стоимости
4) примерно на четверть выше рыночной стоимости
10. Отметьте один из недостатков Крестьянской реформы 1861 г.
1) сохранение крупных помещичьих земельных владений
2) быстрое разрушение крестьянской общины
3) отсутствие личной свободы у крестьян
4) невозможность для крестьянина перейти в другое сословие
11. Прочитайте отрывок из текста и ответьте на вопросы.
Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
«1. Крепостное право на крестьян, водворённых в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда…
2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
4. Крестьяне за отведённый на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные … повинности: работою или деньгами».
1) Назовите год издания документа.
2) На какие нормативные акты ссылается данный документ при определении количества земли, выделяемой крестьянам?
3) Как, согласно документу, крестьяне должны были отрабатывать повинности помещику за предоставленную землю?
Вариант 2
1. В каком году началось правление императора Александра II?
1) 1825 г.
2) 1845 г.
3) 1855 г.
4) 1861 г.
2. Отметьте русского поэта, одного из наставников и воспитателей будущего императора Александра II.
1) А.С. Пушкин
2) В.А. Жуковский
3) И.С. Тургенев
4) Л.Н. Толстой
3. Как назывался документ, в котором Александр II распорядился создавать губернские комитеты для обсуждения крестьянского вопроса и проектов освобождения крестьян?
1) декларация Ростовцева
2) рескрипт Назимову
3) Записка о старой и новой России
4) Наказ Уложенной комиссии
4. Как называлась государственная структура, возглавляемая Я.И. Ростовцевым, которая занималась вопросами рассмотрения проектов по крестьянскому делу?
1) Комитет министров
2) Секретный правительственный комитет
3) Земская управа
4) Редакционные комиссии
5. Ежегодные платежи крестьян за землю, которые крестьяне возвращали государству в течение 49 лет, — это
1) платёжные рассрочки
2) выкупные платежи
3) покупные свободы
4) крестьянские займы
6. Какой процент от суммы, оплаченной государством помещикам, должны были ежегодно выплачивать крестьяне, возвращая долг?
1) 1 %
2) 6 %
3) 10 %
4) 20 %
7. Как назывались чиновники, которые решали спорные вопросы между помещиками и крестьянской общиной при определении земельных наделов по реформе Александра II?
1) мировые посредники
2) присяжные заседатели
3) присяжные поверенные
4) доверенные лица
8. Как назывался надел земли, который превышал норму при выдаче земли крестьянам и который возвращался помещику по реформе Александра II?
1) избыток
2) излишек
3) отрезок
4) отруб
9. Как изменилась крестьянская община в результате Крестьянской реформы?
1) прекратила своё существование
2) сохранилась только в Сибири, в европейской части России была распущена
3) сохранилась с системой круговой поруки и переделом земли
4) богатые крестьяне могли покинуть общину, после реформы община состояла только из бедных крестьян
10. Отметьте один из недостатков Крестьянской реформы Александра II.
1) сохранение временнообязанного положения крестьян
2) обезземеливание помещиков из-за передачи значительной части земли крестьянам
3) невозможность для крестьян заключать гражданские сделки самостоятельно, без согласия помещика
4) невозможность для крестьянина перейти в другое сословие
11. Прочитайте отрывок из текста и ответьте на вопросы.
Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
«1. Крепостное право на крестьян, водворённых в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда…
2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
4. Крестьяне за отведённый на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные … повинности: работою или деньгами».
1) Назовите год издания документа.
2) Какой статус, указанный в документе, получили крестьяне после отмены крепостной зависимости?
3) Перед кем должны были выполнять обязанности крестьяне согласно документу?
Ответы на тест по истории России Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. 9 класс
Вариант 1
1-2
2-3
3-3
4-1
5-4
6-2
7-2
8-3
9-4
10-1
11.
1) 1861 г.
2) Местные положения
3) Работою или деньгами
Вариант 2
1-3
2-2
3-2
4-4
5-2
6-2
7-1
8-3
9-3
10-1
11.
1) 1861 г.
2) Свободные сельские обыватели
3) Правительство и помещики
Великая реформа 1861 г. и выкупные платежи.
Но уменьшение дворянских земельных богатств, как таковое, еще не говорить о том, что экономическая мощь дворянского землевладельческого класса падает, если оно сопровождается переходом в дворянские руки огромных денежных капиталов, и доход от земельной ренты заменяется процентом на полученный капитал. Действительно, в руки дворянства после 1861 г. перешли и переходят огромные суммы. Те самые земли, которые ушли и уходят из рук дворянства, уходят не даром, т. к. они; превращались и превращаются в деньги. Во-первых, как известно, за земли, отошедшие от помещиков к крестьянам при освобождении, владельцы их получили выкуп. Далее, во-вторых, дворянские земли, продаваемые их владельцами, дали и дают приток в их руки тоже огромных денег, которые, благодаря деятельности Крестьянского Банка и ненасытной крестьянской нужде в земле, сильно, вздувается. Наконец, в-третьих, в руки дворянства же, перешли огромные капиталы, занятые им в разных земельных банках под земельные владения и все эти капиталы, данный общественный класс, если он действительно жизненный, тоже может пустить в оборот и “на деньгах наживать деньгу”.
Посмотрим, что говорят цифры о притоке денег “в собственность землевладельческого класса”, во-первых, о выкупных платежах, во-вторых, о займах, сделанных гг.
Накануне освобождения по десятой ревизии числилось к 1 января 1858 г. всех дворян землевладельцев свыше 103.000 чел., из которых было больше одной трети, — а именно 41.000 таких, у которых насчитывалось крепостных крестьян не больше как по 20 душ; помещиков крупных во всей России было всего лишь 1.400 чел., у которых в полном их владении было более 3.000.000 душ. Как известно, освобождение крестьян было решено с землей, которую, как известно, им не дарили, а перевели на выкуп. Впрочем, далеко не все крепостные были освобождены с землей. Во-первых, было решено всех дворовых освобождать без всякой земли. Это составляло, по ревизии 1858 г., 720.000 душ. Во-вторых, по почину воронежского губернатора, князя Гагарина, который предложим правительству “даровать помещикам право освобождать крестьян целыми селениями без условий”, т. е. не требуя с них никакого выкупа, но и без всякой земли, или с самым маленьким “дарственным наделом”, образовался особый разряд крестьян “дарственников”, получивших даровые наделы. То, о чем писал князь Гагарин в своей записке, как известно, стало законом, и по “Положению” 1861 г. помещик мог, по “добровольному” соглашению с крестьянами, подарить им часть их надела, включая усадебную оседлость, но с таким расчетом, чтобы этот дарственный надел был не меньше одной четверти того размера для наделов, какой указан в законе. За это, как известно, крестьяне дарственники должны были отказаться от своих прав на остальную землю, — ту, которую они обрабатывали до 1861 г. На даровой надел вышло около 640.000 душ бывших помещичьих крестьян. Таким образом, 640.000 дарственников и 720 тыс. бывших дворовых, а всего 1.360.000 ревизских душ было освобождено в 1861 г. без земли или с ничтожным даровым наделом. Остальные помещичьи крестьяне за свой надел должны были выплачивать выкуп.
Посмотрим теперь, какие суммы должны были перейти к землевладельческому классу, благодаря освобождению крестьян. За землю, от них отошедшую, они должны были получить выкуп, по расценке, сделанной правительством совместно с ними, и ими же произведенной. Земля эта была оценена в 897 миллионов, но так как крестьяне не могли уплатить все эти деньги сразу, то правительство взяло на себя расплату с собственниками, крестьянам же сделало рассрочку, разложив уплату этих миллионов на 49½ лет. Но и рассрочку эту крестьяне получили не даром, а из 5% годовых. Кроме того, крестьяне должны были платить небольшой процент погашения и оплачивать ведение дела. Вот самая суть выкупа. Некоторый детали его и самый ход дела видны из нижеследующего.
Освобождение крестьян и связанная с ним выкупная операция в экономической истории России имеет столь огромное значение, что на этом нельзя не остановиться, т. к. ею не только характеризуется социальное значение данного общественного класса и его историческая роль, но и объясняются в значительной степени все позднейшие исторические события. Как известно, крестьяне в течение 45 лет (1861‑1906 г.) выкупали свои земли не только от землевладельцев дворян, но и от других собственников, а именно уделов и казны. Вся выкупная операция, к моменту своего наибольшего развития достигла следующих размеров.¹*
Выкупная операция состояла в следующем: для выкупа земли, поступавшей в пользование крестьян по уставной грамоте, правительство выдавало помещикам выкупные ссуды в размере ⅘ того оброка, какой владельцы получали со своих крестьян до освобождения, капитализированного из 6%, при полном наделе, и в размере ¾ при наделе не полном. Правительство выдавало помещикам эту ссуду на руки разного рода процентными бумагами, обязательствами, приносящими от 5 до 5½% роста, крестьяне же должны были выплачивать свой долг за отошедшую к ним землю не в руки помещикам, а казне, и эти-то уплаты их и называются “выкупными платежами”. Крестьяне уплачивали их ”взамен следовавшего помещику за эту землю оброка, по 6 коп. за каждый рубль назначенной правительством ссуды, впредь до погашения оной” (стр. 113 “Положения о выкупе”). Другими словами, казна от себя рассчитывалась с помещиками и крестьянами в их платежах, от себя же делала крестьянам рассрочку, но за эту рассрочку с них же шел и процент: из этих 6 копеек пятачок составлял оплату роста (5% на рубль), процент на капитал, уже полученный от казны помещиками в виде процентных бумаг, затем ½ копейки с рубля назначались на погашение крестьянского долга, а остальные ½ копейки взимались на покрытие расходов по управлению, а также “особых расходов и потерь” (статья 143), т. е. на вознаграждение чиновников, ведавших выкупным делом. Срок погашения устанавливался для крестьян 49‑летний. Из этого видно, что, кроме тех денег, каких стоила земля, крестьянин должен был платить еще, кроме того 5½%, которые и шли, во 1‑х, владельцам процентных бумаг, которыми правительство рассчиталось с помещиками, т. е. собственникам денежного капитала, и, во 2‑х, чиновникам. Капиталисты получали с них доход под видом процента на бумаги, чиновники — под видом жалования. Но и это еще не все. Кроме выкупных платежей, крестьяне первое время должны были во всех случаях выплачивать еще ежегодно, до выхода на выкуп, в виде оброка или же отработкой помещикам (издельная повинность) еще некоторую сумму, на 25% или на 33% превышающую годичный выкупной платеж, а затем, в некоторых случаях, в момент выхода на выкуп, кроме того и особую доплату, размер которой зависел от соглашения с помещиками. Общую сумму этих доплат мы совершенно не знаем³*, но они, наверное, были очень значительны. Их нужно прибавить к тем 1.574.000.000 руб., которые выплачены крестьянством в пользу землевладельцев, капиталистов и казны. Но гораздо важнее была та доплата, которую внесли крестьяне в виде оброка за годы, предшествующие выходу на выкуп. Сумма эта составляет не менее 527.000.000 руб., переплаченных, или, по крайней мере, подлежавших уплате со стороны крестьян, без всякого влияния на понижение их выкупного долга: этим путем крестьяне уплатили помещикам огромную сумму, составляющую более одной трети всех выкупных платежей за все время взимания последних.⁴* Всего крестьяне уплатили выкупных платежей или должны были уплатить оброка помещикам:
Эта таблица, составленная Д. И. Шаховским, дает наглядную картину всей суммы главных платежей бывших помещичьих крестьян за поступившую в их надел землю. Но это только цифры, выражающие первоначальный долг, в который еще не входят %. Всего было уплачено одними только помещичьими крестьянами своим бывшим владельцам (и это не считая оброка) 1.541.204.000 руб., — более полутора миллиарда. Кроме того, было еще внесено ими же за это время 24.156.000 руб. досрочного погашения. Таким образом, за землю, которая оценена в 897 миллионов крестьяне уплатили более 1.574.000.000 руб., т. е. почти вдвое. Часть этой суммы перешла к владельцам земли, помещикам, другая часть в государственную казну. Общая же сумма и выкупных и оброка вместе, за все время выкупа, составила более двух миллиардов рублей, крестьянством действительно и выплаченных из своего более чем скудного хозяйства. Хотя в законе и не было сказано, что крестьяне должны выкупать не только надельные земли, но и свои, дотоле крепостные души, — этой огромной суммой, заработанной трудом рук своих, они оплатили, как единогласно признает целый ряд исследователей, и выкуп земель, и выкуп душ. Оставляя пока в стороне крестьянские платежи капиталистам (5%) и чиновникам (½%), посмотрим, по какой расценке крестьяне покупали свою землю. Об этом позволяет судить следующая табличка, составленная А. Лосицким⁶* который сопоставил выкупную стоимость надела с обыкновенными продажными ценами на землю за годы 1854‑58 (до освобождения) и 1863‑72 (во время выкупа).
Из этого видно, что, для выкупа, наделы были расценены гораздо дороже, чем сколько они стоили в это время, как в черноземных, так и в нечерноземных губерниях, и вместо того, чтобы заплатить за земли в этих губерниях 180 и 284 миллиона рублей, крестьянам пришлось покупать ее за 684 миллиона (342 и 342).
Другими словами, крестьяне черноземных и нечерноземных губерний переплатили при освобождении в пользу землевладельцев-дворян 220 миллионов рублей. В губерниях черноземных закон о выкупе установил земельную цену на 57% дороже, чем какая стояла в 50‑х годах, а в губерниях нечерноземных — на 127% выше (т. е. более, чем в 2¼ раза). История крестьянской реформы показывает, какое участие сыграли в этом деле землевладельцы (например, кн. Гагарин, гр. Панин и др.), входившие в состав правительства того времени. Из этого видно, что закон, написанный при их участии и под их влиянием, принял интересы землевладельческого дворянства под свою защиту. Подобным же образом, произошла переплата и под видом процента за рассрочку крестьянам их выкупного долга. Как сказано, размер выкупных платежей был установлен в 6% этой преувеличенной расценки за земли (5% роста, ½% на погашение и ½% на расходы по ведению дела). Эти 6% и взимались с крестьян вместе с выкупными платежами. Но, говорит Д. Шаховской, “само правительство никогда не платило этих 5% за свои обязательства по выкупной операции”. Оно лишь напечатало процентные бумаги и гарантировало их. Правда, оно выпускало и 5% банковые билеты и другие обязательства, оплачиваемый тем же процентом, а на 90 миллионов выданы были даже обязательства из 5½%. Но зато, из всей суммы выкупного долга в 900 миллионов, около одной трети (315.000.000) были удержаны с помещиков на покрытие их прежних долгов разным кредитным учреждениям, а эти долги оплачивались не 5%, а только 4%, долг же в 5½% в 1891 г. был заменен 4% рентой, как и долг в 5% (за вычетом купонного сбора — 3,8%). Таким образом, выкупная операция оказалась не только доходной землевладельческому дворянству, но и правительству, в состав которого входило, особенно в верхних слоях его, главным образом оно же. Оказался чересчур велик и ежегодный полупроцентный платеж крестьян на расходы по ведению дела: в среднем, на эти расходы пошло не 0,5%, а всего лишь 0,05, т. е. в десять раз меньше того, что было взыскано с крестьян на это дело. Ежегодный избыток поборов в пользу чиновников, ведущих дела, над расходами, составлял круглым счетом 2.554.892 руб. в год. Значить, и здесь за все 15 лет было переплачено крестьянами более 38 миллионов. Часть этих денег ушла на уплату долга кн. Витгенштейна, другая в ссуду ”Обществу поземельного кредита”. Правда, от времени до времени выкупные платежи складывались с крестьян, но, сравнительно с общей суммой, эти скидки и сложения были незначительны. Лишь 3 Ноября 1905 г. явился манифест об отмене выкупных платежей, которая произошла, несомненно, под влиянием все меньших и меньших поступлений их от крестьян, экономическое положение которых после 1861 г. стало быстро падать под тяжестью этих же платежей. Так, например, в 1905 г. казна ожидала получить с быв. помещичьих крестьян 89,3 миллиона рублей, получено же было всего лишь 54,5, т. е. на 40% меньше. Стало очевидным даже для самих землевладельцев, что с выкупным бременем крестьяне, действительно, не в силах справиться, как это и признал еще в 1903 г. Шванебах, и 17 дней спустя после манифеста 17 Октября выкупные платежи были отменены. Но недоимки, накопившиеся на крестьянах за прошлые годы, отменены при этом все-таки не были и взыскиваются кое-где в пользу помещиков и казны и до сих пор. Так, еще в 1907 г. за быв. помещичьими крестьянами насчитывалось 22.395.000 руб. долга. В 1907 г, крестьяне уплатили выкупных платежей 507.600 руб. в 1910 г. — 720.000.⁷* Вышеизложенное показывает, какие суммы перешли за время 1861‑1906 годов под видом выкупных платежей, к землевладельческому дворянству. Посмотрим теперь, что дало освобождение крестьян другим собственникам.
В 1863 г. вышел закон о выкупе земли у крестьян удельных, к которым отошло от удельных владений 3.983.000 дес. в Европ. России, а всего около 4½ миллионов десятин. Первоначальная выкупная ссуда им была в 51 миллион рублей, но позднее понижена до 48.659.000 руб. Стоимость земли, отошедшей при этом к удельному ведомству, была ему немедленно уплачена казною, которая и здесь сделала для крестьян, со своей стороны, рассрочку, назначив себе за это тоже 5%. До 1907 г. крестьянами было уплачено в погашение долга более 183 миллионов рублей. Из земель, находящихся в ведении Кабинета Его Величества, отошло до 168.000 ревизских душ крестьян на оброк, этот оброк был отменен 19 Января 1899 г. До этого года крестьяне выплачивали 1.300.000 руб. ежегодно; с 1899 г. прежний оброк был заменен “государственной оброчной податью”, которой стало насчитываться 1.535.000 руб. ежегодно. В 1904 г. все платежи крестьян были заменены “земельным сбором”, по 22 коп. с десятины, что дает около 3 миллионов ежегодно. Департамент окладных сборов Министерства Финансов следующим образом исчисляет доходность удельных земель по 36 губерниям, в которых уделам принадлежит всего 5.558.442 десятин, не считая 1.536.000 дес. в Арханг. губернии, доходность которых не может быть установлена за неимением сколько-нибудь прочных данных о ценах на земли в этой губернии. По мнению департаментского издания, ценность удельных земель может быть определена на основании определенных рыночных цен на землю, в сопоставлении их с размерами владений, в 262.489.779 руб., а ежегодный доход с них в 15.749.387 руб.⁸*
В 1887 г. начался выкуп у крестьян государственных. Земли, к ним отошедшие при этом, были оценены правительством в 1.057.000.000 руб. В некоторых местностях цены на эти земли были назначены еще более высокие, чем какие платили крестьяне помещичьи. И в этом случае крестьянам была сделана рассрочка платежа, за которую те должны были платить по 4,17%. До 1887 г. государственные крестьяне платили в казну оброчную подать 36½ миллионов рублей. С этого года было наложено на них 53½ миллиона выкупных платежей, в том числе около 24 за земли, и 29½ миллионов рублей процентов. В промежуток времени 1887‑1902 г.г. государственными крестьянами было уплачено землевладельцу-казне 706 миллионов рублей, но за ними еще оставались непогашенными долги 799.000.000 руб., которых было бы еще больше, если бы им не было сложено по разным случаям 81 миллион руб. За 45 лет казна, как самый крупный землевладелец, получила с государственных крестьян 1.570.189.000 руб. выкупа за земли, стоившие 652 миллиона; кроме того в 1906 г. крестьянам предстояло приплатить к этой сумме еще не сложенных с них платежей 15.954.500 руб.
Всего уплачено государственными крестьянами за время 1861‑1907 г. разным землевладельцам почти два и три четверти миллиарда рублей.