что такое теневая сторона и как ее проработать
Что такое теневая сторона и как ее проработать
В каждом из нас есть теневая сторона — та, которая проявляется в минуты кризиса или счастья. Та, которая делит окружение на категории: вот этот человек мне нравится, а этот «раздражает и бесит». Ваша теневая сторона иногда помогает, а иногда мешает добиваться целей. Но главное — она совершенно не осознается нами.
В книге «Интегральный коучинг» есть упражнения, с помощью которых можно буквально «заглянуть» в собственную душу. Эта книга не только для преподавателей. Вы сможете стать коучем для самого себя, если интересуетесь психологией, и получить представление, как сделать жизнь целостной и наполненной.
Интегральный коучинг
О чем говорит ваша тень
В древности тень человека считалась его душой, двойником; в некоторых языках эти понятия обозначаются одним словом. Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым «я» человека, его жизненно важной частью. Ее потеря была равносильна утрате души. Человек без тени якобы продал душу дьяволу (нечистая сила не отбрасывает тени). Иными словами, наличие Тени делает нас живыми людьми.
В психологии Тень — это скрытые или бессознательные аспекты психологической структуры личности, ее негативная сторона, обычно отвергаемая сознательным эго. Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг утверждал, что каждый имеет свою Тень (она есть везде, где есть свет). В каждом живут ангел и дьявол; тиран и мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище (в разных долях).
Тень может управлять своим «хозяином», поэтому важно разобраться, что она из себя представляет. Источник
Проблема в том, что эти части скрыты от человека или не признаются им, и именно поэтому часто им управляют, особенно в сложных ситуациях.
Упражнения из книги «Интегральный коучинг» помогут обнаружить вытесненные теневые аспекты личности и интегрировать их. В книге предполагается, что упражнения выполняются в паре, но мы адаптировали их, чтобы вы смогли сделать их самостоятельно, без посторонней помощи. Обратите внимание, какие вопросы стоит задать самому себе, чтобы «картинка» получилась более объективной.
Постоянно напоминайте себе, что нужно сосредоточиваться в большей степени на своем внутреннем мире, чем на выявлении и обсуждении внешних факторов. Если мысли все равно поворачиваются в эту сторону, то важно отметить и связать их с тем состоянием, которое проявляется в момент их появления. Например, можно спросить: «Как обстоятельства (например, хорошая погода, вкусная еда, добрые слова руководителя) влияют на мое состояние? Что со мной происходит в этот момент?»
Упражнение «Процесс 3-2-1»
Вы обнаружите отчужденные чувства, эмоции, личные качества, проработаете и освободите их. Найдете полезное применение своей Тени в той области жизни, где отвергаемое качество может быть полезно.
Этап 1
Вспомните человека, который вызывает у вас либо очень приятные, либо очень неприятные эмоции; это может быть человек, с которым вы сейчас в конфликте, либо персонаж из сна. Опишите его внешний вид, поведение, черты характера как можно подробнее, в ярких красках. Затем из всего перечисленного выделите то, что сильнее всего вас задевает, — его чувства, качества, эмоции.
Этап 2
Вступите в диалог с персонажем, который вас раздражает. Представьте, что вы сидите (или стоите) рядом и говорите с этой фигурой, рассказываете о том, что вас раздражает или восхищает.
После этого попытайтесь встать на место этой фигуры и ответьте самому себе. Затем вернитесь на собственное место и задайте персонажу любые вопросы, например:
— Почему ты такой?
— Что хорошего в том, что ты такой?
— Почему ты таким стал?
— Что ты хочешь сказать мне этим?
Персонажи никогда не приходят просто так. Источник
Далее опять встаньте на место этой фигуры и ответьте себе от ее имени. Последний вопрос, который вы зададите ей: «Чему ты меня учишь?» (Такие персонажи никогда не приходят просто так!)
Этап 3
Станьте этой фигурой на некоторое время. Прочувствуйте этого человека! Что значит быть им: одеваться так, вести себя так, иметь такие черты характера? Позвольте себе посмотреть на этот мир так, будто это вы. Полностью перевоплотитесь.
Побудьте в этом теле и позвольте себе найти в новом мироощущении положительные стороны, выгоды. Побудьте в этом состоянии 2–3 минуты. Затем возвращайтесь.
Задайте себе два вопроса:
1. Что хорошего в этом состоянии для вас?
2. Где в жизни это может быть вам полезно?
Упражнение «Работа с внутренними ресурсами»
Упражнение помогает обнаружить и присвоить внутренние ресурсы, необходимые для поддержания дееспособности в стрессовых ситуациях, а также вернуть веру в себя, в собственные силы.
1. Вспомните, в какой ситуации вам удалось достичь цели развития.
2. Опишите, что (какие ваши особенности, таланты, навыки, знания, отношения с другими людьми и тому подобное) помогло вам это сделать?
3. Как вы себя чувствовали, достигнув цели?
4. Вспомните эту историю еще раз и заметьте что-то еще, что помогло вам в тот момент.
5. Опишите актуальную цель развития.
6. Как ваши таланты, ресурсы, особенности, перечисленные в пунктах 2 и 4, могут помочь вам в достижении этих целей? Как это будет выглядеть?
7. Какие шаги можно предпринять в ближайшее время?
Упражнение «Золотая тень»
Упражнение помогает обнаружить свою «золотую тень» и осознать ее влияние, интегрировать «золотую тень» в жизнь, чтобы опираться на нее при выполнении сложных задач.
1. Вспомните человека, которым вы восхищаетесь, чьи качества, навыки (умения) хотели бы иметь. Перечислите и опишите их.
2. Вспомните как можно больше ситуаций (а не одну), когда у вас получалось нечто подобное. Как вы себя чувствовали, обладая этим качеством или навыком (умением) и реализуя его?
3. Что вам помогло проявлять это качество или навык (умение)? Что такое произошло внутри вас, что вы быстро вызвали к жизни эти качества или навыки (умения)?
4. Что может помочь вам чаще проявлять их? Как прийти к такому состоянию? Что можно сделать в ближайшее время?
В каждом человеке живет образ — внутренний родитель, внутренний спасатель и другие персонажи. Эти фигуры вступают во взаимодействие. Они живут внутри нас, а проецируются вовне, проявляются в отношениях. Упражнения, которые мы привели выше, помогают увидеть в себе эти образы и работать с ними, чтобы они не мешали нам реализовать потенциал.
В книге «Интегральный коучинг» вы найдете еще больше упражнений и других инструментов работы над собой.
Я и моя Тень: как «приручить» свою темную сторону
В каждом человеке есть «черное» и «белое». Признать свои недостатки, свою «темную сторону» крайне сложно. Но если вам удастся это сделать, вы окажете услугу в первую очередь самим себе — перестанете винить себя за свои минусы и научитесь использовать их на благо себе и окружающим. Как подружиться со своей Тенью?
Один раз, когда за ним захлопнулась дверь, я подбежала к зеркалу и не узнала себя. На меня смотрела мерзкая, перекошенная ведьма. Нет! Это не я! Он не должен меня такой видеть! Мне хотелось разбить зеркало на тысячу осколков!» — рассказывает Юля своему психотерапевту. Девушка говорит о том, как проявляется теневая сторона ее психики. Из тихой, подавленной женщины с грустными глазами она в один момент превращается в незнакомую, истеричную, злобную и пышущую ненавистью особу.
Теневая часть психики — источник колоссальной энергии
Правда, в этот момент Юля похожа на фурию. Это древнегреческая богиня мести, злобная и сварливая женщина. Энергия, которую содержит эта часть психики, невероятно мощная. Ранее она только «прорывалась» в ссорах с родителями и скандалах с мужем. Теперь Юля учится принимать и использовать ее для достижения своих целей.
Теневая часть психики — источник колоссальной энергии. Принимая ее, мы освобождаем свою силу и можем свернуть горы. Кто замечал у себя такое моментальное преображение, как у нашей героини?
Знакомьтесь, это ваша Тень
Понятие Тень в психологии ввел Карл Юнг. Тень — это «изнанка» психики, ее темная сторона. То, что мы не осознаем, подавляем и отрицаем в себе. В эту часть психики, как в «черную дыру», подсознание «всасывает» и прячет желания, импульсы, воспоминания и неприятный опыт, связанный с представлением о себе.
Сюда относятся животные инстинкты и негативные черты, которые не принято проявлять при людях. Мелочность, жадность, зависть, эгоизм, злоба и другое. «Нет, я не жадная, просто денег сейчас нет. Нет, я помогаю людям, но сегодня устала и силы на нуле».
При этом у нас есть «идеальный» образ себя. «Я добрая, заботливая, щедрая, умная». Это светлая часть психики. Юнг называет ее Персоной. В собственных глазах и глазах других людей мы желаем выглядеть хорошо. Это сохраняет целостность и уверенность в себе.
Персона, или светлая часть, никак не хочет принимать Тень — ее темную часть. Если с «изнанкой» психики не подружиться, ее содержимое «прорвется» в самый неожиданный момент и сделает свое «темное» дело.
Чем опасна Тень?
От своей темной стороны не спрятаться, не скрыться. Подавленные чувства и желания напрямую влияют на поведение.
Как это проявляется в жизни:
Как мы себя ощущаем:
Примеры тени из жизни
У Наташи не складывается с мужчинами. Отношения длятся максимум три месяца. Да и отношениями это назвать сложно. Встречаются слабые, инфантильные мужчины, которых она сама потом оставляет. Сильных мужчин нет в ее окружении. С ними она неосознанно «конкурирует». Старается быть лучше во всех делах. Такая у нее Амазонка-Тень.
Аня в отношениях ведет себя как Снежная королева, холодно и надменно. Смотрит свысока, не говорит мужчине о своих чувствах, первая никогда не пишет и не звонит. Ни словом, ни жестом не покажет мужчине, что он ей нравится. Конечно, все ее романы «замерзают» в самом начале. А она задает себе вопросы, почему все отношения одинаково сходят на нет.
В процессе терапевтической работы Аня осознала, что она делает. Ее глаза наконец заблестели от слез. Но первые слова были: «Нет. Нет. Нет. Это не так! Я не такая. Этого не может быть».
Да, принять свою Тень всем сложно. Но взрослым людям со своей Тенью полезно дружить. Тогда мы управляем своими чувствами, мыслями, действиями, направляя эту энергию на то, что для нас важно.
КАК «ПРИРУЧИТЬ» СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ?
Шаг 1. Посмотрите, как она выглядит. Оглянитесь на свою жизнь и честно ответьте на три вопроса: «Что в себе я не хочу показывать другим?», «Я боюсь, что окружающие узнают обо мне это?», «Какие мысли и желания вызывают у меня вину и стыд?». Обязательно наблюдайте за своими чувствами в течение дня. Коллега получил повышение — кольнула зависть. Подруга попросила в долг денег — пожадничала и отказала. Позлорадствовала, когда соседей обокрали. Высокомерно осудила приятельницу. Тень проявляется через эмоции и чувства.
Шаг 2. Примите Тень как есть. Признайте все импульсы своей теневой стороны. «Да, я сейчас завидую». «Да, я хочу отомстить». «Да, я рада, что у нее не получилось». Осуждать себя не надо. Просто признайте, что это чувство есть.
Шаг 3. Найдите позитивный посыл Тени. Тень всегда указывает на то, что нам важно. Необходимо это рассмотреть. Хочется мстить — меня обесценили в этих отношениях. Завидую — не позволяю себе большее. Осудила — хочу быть нужной и принятой. Высокомерно себя повела — хочу быть особенной и нужной. В каждом случае посыл Тени уникальный. Но там всегда есть позитивный смысл. Чувства — это индикаторы того, что нам по-настоящему нужно. Поблагодарите свою Тень за открытия!
Шаг 4. Направьте энергию в мирное русло. Как я могу дать себе то, что мне важно? Позавидовала карьерному росту — хочу развития и перемен. Какой рост хочу именно я? Что я могу для этого сделать сейчас? Какие ресурсы у меня есть?
Шаг 5. Смело действуйте. Выяснив, что для вас ценно, поставьте четкие цели, которые вдохновляют. И двигайтесь к ним шаг за шагом. Хватит испытывать вину и ругать себя. Столько энергии уходит в пустоту… Дружите с Тенью. Это часть вас. Принимая все самое «страшное» в себе, вы обретете свою силу. Проверено.
СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕНЕВЫМИ АСПЕКТАМИ ЛИЧНОСТИ: ПРАКТИКУМ.
СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕНЕВЫМИ АСПЕКТАМИ ЛИЧНОСТИ: ПРАКТИКУМ.
Понятие «Тень» в качестве архетипического образа существует во всех культурах. В древности тень человека считалась его душой, двойником (в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом). Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я человека, его жизненно важной частью. Потеря тени была равносильна утрате души. Человек без тени — продавший душу дьяволу (нечистая сила не отбрасывает тени).
В психологию термин «Тень» впервые ввел Карл Густав Юнг для обозначения бессознательной автономной части нашего Эго, нашей негативной стороны, которая не допускается к проявлению в реальной жизни. Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою Тень. Где есть Свет, там есть и Тень. В каждом есть ангел и дьявол; тиран и Мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище…только в разных пропорциях)…
Знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути к обретению душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом.
Работа с теневыми аспектами личности. Поэтапный практикум
Когда вы закончите, Вы получите образ человека, противоположного вам.
Рассмотрим один из возможных вариантов групповой работы с Тенью (метод «3-2-1» + работа с масками).
Вспомните 3з человек, которые вызывают у вас сильные негативные эмоции.
Письменно от третьего лица (он, она) подробно опишите, кем является «неприятный» человек и что именно вас в нём задевает. «Вот так-то он/она выглядит, вот так-то он/она ведёт себя, вот так-то он/она говорит и вот это-то в нём/ней меня бесит».
Само по себе составление списков вам, конечно, ничего не даст, ведь это только начало работы, которую лучше выполнять в присутствии и при участии специалиста.
Поэтому, прочтите внимательно итоговый список качеств.
— Что за личность перед вами?
— Подумайте, что это за образ?
— Что это мог бы быть за человек?
— Каковы его сильные черты и слабости?
— Можно придумать про него рассказ, пофантазировать о том, как он живет, чем интересуется, чего хочет.
— Дайте ему имя, максимально отражающее его характер.
А теперь, создайте маску этого человека.
Маска изготавливается из картонного шаблона, который разукрашивается: дорисовывается мимика, дополняется деталями – головной убор, волосы, определенные атрибуты, детали одежды и т. д.
Вопросы для обсуждения:
— Какие эмоции, мысли появлялись в работе над маской?
— Что вы чувствуете, когда смотрите на итог своей работы?
3 этап. Знакомство с тенью
На данном этапе необходимо вступить в диалог с Тенью (от второго лица («ты и я»).
Обсудите в парах или письменно особенности контакта с «ужасным» человеком, выскажите ему всё, что вы чувствуете (страх, агрессию, презрение…) и то, что вы думаете о нём (например, «умри, грязная скотина!», «я тебя ненавижу, чертов ублюдок!» и т. п.).
.
В гештальт-терапии вы можете «поговорить» с «ним», «задавая» ему вопросы и затем «отвечая» на эти же вопросы так, как вы считаете, ответил бы он (используя технику «пустого стула»).
Вопросы для обсуждения:
— Какие чувства вы испытали, надев маску и глядя на себя в зеркало?
— На кого вы в маске похожи (отец, мать и т.д.)?
2. Участники возвращаются на свои места. В центр круга ставится стул и каждая «Тень» по очереди садится на него. При этом ей необходимо рассказать о себе от первого лица.
Остальные участники в свободном режиме задают по 4-5 вопросов каждой «Тени»:
Например:
— Какой ты?
— Что ты думаешь об окружающих людях? О себе?
— Чего ты хочешь?
— Что в тебе хорошего?
— Чего ты добиваешься?
— Что ты получаешь и что теряешь в жизни?
И т.д.
После того, как вы «допросили» каждую «Тень», подумайте:
— Бываете ли вы такими, как вы описали…
— Говорили ли вам когда?нибудь, что перечисленные «негативные» качества есть у вас? Как вы реагировали?
— Вспомните ситуации, где вы проявляли эти качества со всей отчетливостью….
— Где и как ваша «Тень» проявляется? Что ее «запускает»? (например, фраза «Ты должна» или «Ты же мужчина»…)
— Чему она вас учит (в чем состоит «вторичная выгода» от ее существования)?
Если вы боитесь отвержения, то, спросите группу, что участники чувствуют и думают, когда смотрят на вас в Маске Тени. Могут ли они принять вас такого? Как правило, ответ – «Да»…
А теперь возвращаемся в сегодняшний день и думаем, какие наши потребности в жизни не удовлетворены.
После того, как вы «заглянули в глаза» своей Тени, осознали свои подавленные потребности и желания, важно понять, что никто из нас не идеален. Нужно научиться дружить со своей Тенью. Заключить с ней договор. Пригласить ее быть частью нашей индивидуальности.
Для начала попробуйте найти для своей Тени место, социально приемлемую форму и время, когда она может приходить (найдите возможность удовлетворять свои потребности без экстрима).
Например, определите по каждому пункту из списка «негативных» качеств те сферы жизни, в которых они могли бы свободно проявляться… и начните сознательно учиться (как в детстве мы учились читать и писать) отказывать без объяснений, ставить свои интересы на первое место, требовать, проявлять агрессию и т.д.
Работа с теневыми аспектами личности – это всегда удивление. Тень, как правило, не такая, какой она кажется. Под внешней агрессией «прячется» тоска, вина, страх, одиночество и желание удовлетворить свои нормальные человеческие потребности, которые много лет подавлялись в угоду другим…
Тина Уласевич «Работа с Теневыми аспектами личности»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Не пытайся убежать от своей Тени: куда нас тянет перфекционизм и почему пора с ним покончить
Стремление к идеальной морали и красоте сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Свои надежды на появление совершенного человека культивировали Античность и эпоха Возрождения, и даже наш прагматичный век высоких технологий не оставляет надежды создать идеального человека. Решению этой задачи посвящены статьи глянцевых журналов и современных философов, исповедующих трансгуманизм и ожидающих пришествия постчеловека. Одержимость совершенством превратила наши лучшие прогрессивные идеи в товары и услуги, которых всегда недостаточно для достижения идеала. Не пора ли остановить эту гонку и принять несовершенство себя и других? Об этом рассуждает культуролог Янина Пруденко.
Как показывает история, концепт сверхчеловека не единожды дискредитировал себя, а стремление к совершенству всегда оборачивалось исключением из общества всех тех, кто не подходил под слишком неустойчивые критерии прекрасного. Желая быть безупречными, мы неистово прячем качества, которые родители, учителя, партнеры, общество маркировали для нас как отрицательные — жадность, лень, похоть, зависть, нетерпимость, агрессию — за масками и образами идеального человека, проживающего наиболее полную и счастливую жизнь в лентах фейсбука и инстаграма.
Карл Юнг описал один из архетипов — Тень, который представляет собой совокупность всех наших установок, черт характера, маркируемых как ущербные и вытесненные на этом основании в бессознательное. Причина появления Тени — не что иное, как стремление человечества к своей светлой, лучшей стороне. Подавляя в себе качества, которые общество определяет как не соответствующие идеалу, мы стараемся показывать только свои положительные стороны.
«Осознать свою Тень и научиться управляться с ней — участь всех людей», — писал Юнг в работе «Борьба с Тенью». Но зачем вытаскивать на свет божий свою Тень, если даже Юнг говорил о том, что худшие Тени человечества в ужасающих масштабах отразились в персоне Гитлера?
Ответ очень прост: чтобы обрести целостность. Именно ее, целостность, предлагает Юнг и его ученики в качестве идеала современного мира.
«Не светлый элемент сам по себе создает исцеление; а то место, где свет и тьма соприкасаются, и есть место возникновения чуда», — пишет в работе «Признание собственной Тени» ученик Юнга Р.А. Джонсон. По его мнению, стремясь к светлой стороне, общество отбрасывает свою темную сторону, «и этот шлак проявляется в виде войн, экономического хаоса, забастовок, расовой непримиримости».
Другой ученик Юнга Э. Нойманн в работе «Глубинная психология и новая этика» утверждал, что необходима «новая форма гуманизма, которая позволит человеку доброжелательно относиться к самому себе и воспринимать свою теневую сторону как необходимый элемент своей творческой энергии». Сторонники аналитической психологии считают, что на сокрытие своей Тени человек тратит огромный ресурс, который высвобождается в случае проявления своего теневого аспекта, обращения на него внимания.
Но как освободить свою Тень? Для начала было бы неплохо понять, что она собой представляет. Юнг считал, что наши теневые аспекты проявляются из бессознательного в момент проекции, когда мы переносим свое внутреннее состояние на внешний мир.
Самый простой способ определить, какую Тень тщательно прячет подсознание, — обратить внимание на ярлыки, которые человек навешивает на других: «сноб», «несознательный», «расист» и т. д.
Суть этого процесса не в том, чтобы принять свою «теневую» несознательность и обрести противоположное, «светлое» качество — сознательность, а в том, чтобы дать себе право быть и сознательным, и несознательным одновременно. «Быть сознательным» — невыполнимое требование: всегда найдется человек или группа людей, с точки зрения которых вы ведете себя несознательно. Вспомните любого человека, которым вы восхищаетесь, — могу поспорить, что в его/ее биографии, образе мышления, поступках найдутся «темные пятна», которые вы сочтете недостаточно «светлыми».
Джонсон в упоминаемом ранее труде утверждал, что «мы наносим ущерб другому человеку, перекладывая на него нашу „черноту“ или свет (потому что заставлять кого-то играть роль героя для нас — это такая же тяжесть)». Достаточно привести в пример многих духовных гуру ХХ—XXI веков, за которыми тянется шлейф сексуальных скандалов и обвинений в присвоении денег доверчивой паствы или даже в убийствах собственных жен.
Американка Дебби Форд, интерпретатор и популяризатор концепта Тени Юнга, превратила теорию швейцарского психиатра в суперуспешный проект: она издала ряд бестселлеров, разработала программу тренингов по интеграции своей Тени, участвовала в популярных американских шоу, в том числе и в «Шоу Опры Уинфри». Форд рассматривала не только «темные тени», но и «свет» (в работах Юнга и его учеников тоже присутствует это понятие, но трактуется оно несколько иначе: «свет» соответствует Эго, сознательной части психики), «светлую противоположность тени», или «светлую тень». По ее мнению, светлая тень — это всё то, что восхищает нас в людях, становится предметом нашей белой зависти; это наш скрытый потенциал, который мы не реализовываем, поскольку считаем себя недостаточно красивыми, сексуальными, умными, коммуникабельными, творческими, спортивными и т. д.
В массовой культуре проекцию наших светлых теней легко отыскать в образах супергероев, тайно живущих среди нас и владеющих определенными сверхчеловеческими способностями.
В футуристических сюжетах подобными совершенными качествами мы наделяем искусственных людей — репликантов и искусственный интеллект.
В фильме I Am Mother (2019) как нельзя лучше отражено разочарование человечества в самом себе. По сюжету воспитание совершенного человека будущего доверено искусственному интеллекту, который с упорством Святой инквизиции сжигает все «отбракованные экземпляры». В сиквеле «Бегущего по лезвию» (2017) репликанты представляют собой идеал античной калокагатии — существ прекрасных внутренне и внешне. Моральные качества и физические способности офицера KD6-3:7 и Саппера Мортона (см. также короткометражный приквел «2048: Некуда бежать») вызывают в нас куда больше восхищения и симпатии, чем люди, живущие в 2048 году, но не особо отличающиеся от наших современников. Люди будущего предстают либо в образах злых гениев и типичных чиновников (см. короткометражный приквел «2036: Возрождение Nexus»), либо в образе white trash — деклассированных людей, демонстрирующих свое пренебрежение репликантам на том основании, что те являются «мешком с костями», то есть ненастоящими людьми.
Итак, светлые тени в момент проекции могут вызывать не только белую зависть, но такие же эмоции, как и темные тени — раздражение, нетерпимость, ненависть и агрессию. Для демистификации этих табуированных эмоций, которые не принято ассоциировать с цивилизованным обществом, предлагаю обратиться к науке, изучающей поведение животных, в том числе людей, — этологии. Один из ее отцов-основателей Конрад Лоренц в своей работе «Агрессия: (так называемое зло)» проследил причины возникновения агрессии и инструменты, с помощью которых мы (животные и люди) ее усмиряем.
Лоренц полемизирует с Зигмундом Фрейдом, который в некоторых своих работах высказывал мысль о том, что агрессия — это проявление инстинкта смерти, Танатоса. Лоренц же связывает агрессию именно с Эросом, относящимся к жизнеутверждающим инстинктам: выживанию, продолжению рода, борьбе за ресурсы.
Также, анализируя большое количество проведенных экспериментов, Лоренц утверждает, что агрессия — явление преимущественно внутривидовое. Он приводит пример: выслеживая свою жертву, хищник испытывает вовсе не агрессию, а предвкушение насыщения, как и человек не испытывает агрессию к индейке, которую он собирается съесть на ужин.
Для того чтобы преодолеть агрессию, направить ее, как выражается Лоренц, «в безопасное русло» и избежать кровопролития, то есть сохранить свой вид, природа изобрела прекрасный механизм — ритуал. Советский и российский этолог Виктор Дольник в своей популярной книге «Непослушное дитя биосферы» приводит пример ритуала у самцов джейранов, которые меряются ростом, чтобы выяснить свой иерархический ранг, не калеча друг друга (что можно сравнить с демонстрацией странами своей военной мощи). Долгое время и в обществе людей ритуалы позволяли (и позволяют во многих странах и сообществах и сегодня) сохранять «плохой мир».
Однако, как отмечает Лоренц, человечество не просто представляет собой единый гомогенный вид, но искусственно создает внутривидовое разделение. «Темная сторона псевдовидообразования состоит в том, что оно подвергает нас опасности не считать людьми представителей других псевдовидов» — такой вывод делает из своих наблюдений Лоренц, который принадлежал к Национал-социалистической немецкой рабочей партии, воевал в рядах германской армии в годы Второй мировой войны, а после ее окончания скитался несколько лет по советским лагерям для военнопленных. Он подчеркивает, что в основе любого ритуала лежит всего лишь привычка и «животный страх ее нарушить».
И даже если мы не находим сил работать со своей пресловутой «зоной комфорта», «мы должны, со всей силой своего ответственного разума, подавлять нашу естественную склонность относиться к социальным нормам и ритуалам других культур как к неполноценным», иначе, считает Лоренц, новая мировая война неизбежна.
Рекомендация Лоренца выглядела бы убедительной, если бы он дал определение понятию «ответственный разум», а также объяснил работу механизма «подавления», который, по его мнению, помогает избегать внутривидовых человеческих конфликтов. Не имея ответов на эти запросы, позволю себе всё же не согласиться с этологом. Довольно легко в начале ХХI века представить (или подсмотреть) сценарий, главный герой которого, видя несостоятельность общества и руководствуясь самыми благими намерениями, возьмет на себя роль «ответственного разума», изобретающего эти самые механизмы «подавления». Ведь и Гитлер, как писал Юнг в «Борьбе с Тенью», «намеревался создать международный порядок определенного рода», и этого порядка жаждали тысячи людей, поддерживающие своего лидера.
Тени «становятся опасными для нас лишь в том случае, когда не находят выхода», — утверждает в своей книге «Темная сторона охотников за светом» Дебби Форд. Возможно, не подавление, о котором пишет Лоренц, а признание и востребование своих теневых аспектов — один из первых шагов к избавлению от чувства ущербности, обусловливающего наш перфекционизм, который имеет слишком высокую цену как для нас самих лично, так и для общества и окружающего мира?
Признавая свое право на ошибку, мы неизбежно становимся более терпимыми к ошибкам других. Принимая свое несовершенство, мы создаем пространство для несовершенства другого.
Сегодня представители человеческого вида, десятилетиями и веками считавшиеся маргиналами и не имеющие возможность попасть на верхушку вертикали власти, переворачивают ее или, скорее, опрокидывают. Но каким образом? Без насилия и доминирования, без перераспределения ресурсов и административных должностей, но неся благую весть о несовершенстве несовершенным людям, стремящимся к идеалу сверхчеловека.