киевская русь годы существования с кого по какой
Древнерусское государство Киевская Русь
Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.
Бердяев Николай Александрович
Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!
В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.
Образование государства Киевская Русь
Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:
Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.
Становление государственности
Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.
Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.
Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства
Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.
Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.
Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.
Ключевые события
Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:
Первые сведения о Древней Руси относятся к 839 году, когда послы кагана народа Рос, прибыли в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в XVIII-XIX веках. В 862 году, для объединения, славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором. Они сели на княжение в Ладогу или Новгород и другие города. Часть дружины, во главе с Аскольдом и Диром ушла на юг и осела в Киеве. После смерти Рюрика, князь Олег, с его сыном князем Игорем, захватил Киев и объединил новгородский север и киевский юг, создав основу Древне Руси.
Походы на столицу Византийской империи, организованные в 907 и 941 годах князьями Олегом Вещим и его преемником Игорем, помогли в военно-политическом и экономическом развитии Древней Руси. После гибели Игоря во время восстания древлян правление оказалось в руках его вдовы княгини Ольги. Ее главные усилия после умиротворения древлян были направлены на внутреннюю стабилизацию государства. При ней наступил новый этап христианизации правящей верхушки Руси. Однако эта попытка не была длительной и окончилась неудачно.
Правящая верхушка Руси состояла из княжеского рода и существовавшей за счет княжеских доходов дружины князя. Входившие в состав государства племена регулярно выплачивали дань. Ее размеры определялись договором и обязанностью участвовать в военных предприятиях князей. Дань взималась как натуральными продуктами, так и монетами, главным образом арабской чеканки. Также, одной из важнейших составляющих экономики Киевской Руси являлась отправка ежегодных торговых караванов с собранными в ходе полюдья экспортными товарами вниз по Днепру на международные рынки Причерноморья и других.
Международное положение и задачи внутренней консолидации Руси настоятельно требовали христианизации. Это произошло в 988 году при княжении Владимира Святославовича. Были учреждены Киевская митрополия и несколько епархий в крупнейших или ближайших к Киеву городских центрах, которые возглавили греческие иерархи. После смерти князя Владимира вспыхнула междоусобная схватка между наиболее влиятельными из его многочисленных сыновей.
В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Ярославе Мудром, а затем при Владимире Мономахе. Положение династии укреплялось многочисленными международными браками. Бояре и дружина составляли особые советы. Князь советовался также с церковным собором. Свод законов «Русская правда» Ярослава уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
Распад Киевской Руси начался в XI века с отделения Полоцкого и Новгородского княжеств, непризнавшие власть киевского князя после смерти Мстислава Великого. В ходе двух крупных междоусобных войн середины XII века Киевское княжество утратило Волынь, Переяславль и Туров. В 1169 Киев был жестоко разграблен, сожжены храмы, жители уводились в плен. При этом он, в отличие от большинства остальных княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. Татаро-монгольское нашествие и установление в дальнейшем верховной власти монголов практически над всеми древнерусскими княжествами привело к дальнейшему развалу государства.
Киевская Русь
Киевская Русь – одна из самых ярких страниц отечественной истории, ознаменовавшая собой создание огромного восточнославянского государства на территории Европы, охватывавшего земли от берегов Балтики до Среднего Поднепровья. Началом зарождения государственности принято считать 862 год, когда, согласно «Повести временных лет», часть славянских (кривичи, словене) и финно-угорских племен позвала княжить в свои земли скандинавов (варягов) во главе с Рюриком, который стал править в Ладоге, потом в Новгороде, а своих братьев Синеуса и Трувора поставил соответственно в Белоозере и Изборске. В то же время бояре Рюрика Аскольд и Дир, отпросившиеся у Рюрика в поход на Византию, по пути захватили главный город полян Киев, плативший дань хазарам, и благополучно вокняжились там. И уже в 866 году флот Аскольда с 200 ладьями осаждает Константинополь. От полного разорения город спасла только чудотворная риза Богородицы, которую византийцы погрузили в море, вызвав бурю.
К слову, до сих пор ведутся споры о варяжском (иноземном) происхождении государственности и самого названия Руси. Схлестнулись в этом вопросе две теории: норманская и антинорманская. Норманисты утверждают, что Рюрик был скандинавом, опираясь на «Повесть временных лет», которая гласит, что «те варяги назывались русью» и «от тех варягов прозвалась Русская земля». Антинорманисты же наоборот считают, что речь в «Повести…» идет не о скандинавах, а о южнобалтийских славянах, этноним «русь» выводят из названий рек Рось, Россавы, Роставицы, а также утверждают о языковом единстве варягов-руси и славян.
Становление и расцвет
За время княжения Олег подчинил себе почти все славянские племена, обложив легкой данью, избавив тем самым от дани хазарам. В 907 году он пошел на Византию «на конях и в ладьях» количеством 2 тысяч. Пред замкнутыми вратами Царьграда Олег велел поставить корабли на колеса и приблизился к городу, вынудив императора Михаила подписать очень выгодный для Руси мирный договор, получив огромную контрибуцию и множество льгот для русских купцов.
После смерти Олега дело его продолжил Игорь. Придя к власти, он вновь присоединяет к Киеву уличей и древлян, отколовшихся после известия о кончине Олега, расширяет свое влияние на Крым и Тамань, воюет с появившимися в низовье Днепра печенегами. В 40-х годах Х ст. Игорь дважды нападает на Царьград. Первый поход не увенчался успехом: константинопольцы вылили на русский флот «греческий огонь» (горючую смесь) и заставили отступить. Спустя три года, собрав войско из русов, наемников-варяг и печенегов, Игорь совершает новый поход, закончившийся подписанием военно-торгового договора с Византией. В 945 году, во время «кружения» (сбора дани) Игорь был убит древлянами, а в Киеве стала княжить его вдова Ольга.
Первым делом Ольга жестоко расправилась с древлянами. Сначала она зарыла заживо их послов вместе с ладьей, а затем сожгла древлянскую столицу Искоростень, выпустив на город голубей и воробьев, к лапам которых были привязан тлеющий трут. Подчинив древлян, Ольга реформировала систему сбора дани, поделила земли на погосты (адм. единицы), поставила управляющих на местах. Во внешней политике княгиня военным походам предпочитала дипломатию. В 957 году она осуществляет официальный визит в Константинополь, где встречается с императором Константином Багрянородным и принимает крещение в главном храме Византии, пышном Софийском соборе.
С 60-х годов Х века в Киеве княжит сын Ольги Святослав, который активно расширяет и укрепляет державу. В 968 году он наносит сильнейшее поражение Хазарскому каганату, который постоянно угрожал русским землям, препятствовал торговли Руси, перерезая путь купцам в устьях Дона и Волги. Затем князь обращает свой взгляд на юг – включается в затяжную войну Византии и Болгарии. Разбив под Доростолом болгарское войско, он надежно закрепляется в Переяславце на Дунае. С 969 года Святослав воюет уже не только с болгарским царем Борисом, но и с новым императором Византии Иоанном Цимисхием, который нарушил соглашение с прямодушным русским князем. Несколько месяцев русы и византийцы бились у стен Доростола, а потом, обессилев, подписали мирный договор. По пути домой, во время зимовки у днепровских порогов на русов напала орда печенегов с ханом Курей. Святослав погиб в бою, а из его черепа хан сделал себе чашу.
После гибели Святослава между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Олег и Владимир не хотели признавать верховным князем старшего брата Ярополка. Упреждая события, Ярополк первым отправляется с войском в земли Олега. Во время этого похода Олег трагически погиб, упав с моста в крепостной ров. Владимир же, не дожидаясь подобной участи, бежит в Скандинавию, а оттуда, собрав войско из варягов, вновь возвращается на Русь. В результате короткой войны между братьями Ярополк был убит, и 11 июня 978 года Владимир вокняжился в Киеве.
Как раз в это время к Владимиру обращается византийский император Василий II и просит о военной помощи против заговорщика Варды Фоки. Владимир обещает помочь, но взамен требует от василевса руки его сестры Анны. Опешив от такой дерзости, император согласился на этот немыслимый доселе брак, но при условии крещения князя-язычника. В итоге 6-тысячный русский корпус прибыл в Константинополь, разбил мятежников, но князь так и не получил невесту. Тогда Владимир собирает войско и захватывает город Корсунь, крупное византийское владение в Крыму, чем вынуждает императора спешно прислать принцессу. Там же, в Корсуне, Владимир принимает крещение, венчается с Анной. Затем, вернувшись в Киев, крестит киевлян в реке Почайна, а за ними и всю Русь.
Не менее блестящей была и внутренняя политика великого князя. На Руси в это время был издан первый сборник законов, известный как «Русская правда», регламентирующий все сферы жизни, водворяющий справедливость и порядок. Ярослав Мудрый занимался градостроительством, возводил монастыри, храмы. Именно при нем в Киеве появился величественный собор Святой Софии, для росписи которого были приглашены лучшие константинопольские художники. При соборе открылась школа с библиотекой, где по инициативе князя начали писаться переводы греческих и других книг на церковнославянский язык.
Усобицы и начало раздробленности
После смерти Ярослава Мудрого власть в стране поделили между собой трое его старших сыновей – установилось троевластие, так называемый триумвират Ярославичей. Изяслав княжил в Киеве и Новгороде, Святослав – в Чернигове, а Всеволод – в Переяславле. Остальные сыновья и члены рода получили менее значимые волости и города, надеясь в дальнейшем перейти к более престижному столу по так называемой «лествице» (от старшего брата к младшему). Изначально старшие братья жили в мире, сообща воевали с внешними врагами, расправлялись с опальными родичами-князьями, сажая в поруб (тюрьму). Но постепенно между князьями нарастали противоречия. Все чаще свои претензии на более богатые волости начали высказывать другие Рюриковичи. Между родственниками вспыхивает вражда, войны, захваты городов.
Не исправил ситуацию и съезд в Любече, на котором князья решили прекратить распри и сплотиться пред лицом лютого врага Руси – половцев. Принятый на съезде новый принцип наследования сложившихся вотчин (земель отцов) только усугублял и легитимизовал раздробленность. Относительная стабильность наступила на Руси с приходом на главный престол Владимира Мономаха, которому удалось вновь усилить центральную власть и былое значение стольного Киева. Когда Мономах умер, аналогичную политику продолжил его сын Мстислав, который успешно боролся с сепаратизмом непокорных князей. После его смерти Русь окончательно распадается на отдельные княжества. Как сказал новгородский летописец, «и раздрася вся земля Русская».
Монеты Киевской Руси
Монеты древнерусского государства составляют огромнейшую ценность для историков, археологов, нумизматов. Науке сегодня известны такие монеты, как «сребреники» и «златники», чеканившиеся при Владимире Святославовиче, Святополке и Ярославе, выполненные соответственно из серебра и золота. В так называемый «безмонетный период» на Руси ходили гривны – небольшие слитки в виде ромба или прута. Гривны отливались в Киеве, Новгороде и Чернигове.
Новгородская гривна
Сребреник Владимира на юбилейной монете 3 рубля 1988 г.
Киевская Русь
Русские княжества →
История Белоруссии | |
Советский Союз (1922—1991) | |
---|---|
Российская Федерация (с 1991) | |
Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия» |
Появление Киевской Руси на международной арене. Первоначальная территория
Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живёт в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.
В 860 году [12] («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.
В 862 согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.
В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.
В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
Проблема возникновения государственности
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.
Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.
Княжение Олега Вещего
Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.
В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.
Игорь Рюрикович
Святослав Игоревич
Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города-крепости Саркела, построенного хазарами для блокировки нового пути транспортировки серебра, миновавшего Хазарский Каганат, а вместе с ним и столь обременяющие пошлины, Святослав построил крепость Белая Вежа. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году.
После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.
Характеристика государства в IX—X вв.
Глава государства носил титул великого князя, князя киевского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели свои наемные дружины или, выражаясь современным языком, территориальные гарнизоны (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд — при Ольге, Святослав — при Ярополке, Добрыня — при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».
Дружина
Дружина в период IX—X вв. была наёмной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племён. Размеры ежегодной оплаты наёмника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8—9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому воину составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счёт князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья и за счёт средств от сбыта его результатов на международном рынке. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделялась его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.
Налоги (дань)
Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
Право
В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» — штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»). Среди вещных прав некоторые исследователи выделяют «персональное данничество», которое характеризовалось «верховным правом великого князя Киевского на землю и отчуждением права взимания некоторой части дани в пользу третьего лица. Персональное данничество имеет аналогии в большей степени с восточным землевладением типа „акта“, „тимара“, „тиуля“ и „джагира“». [16]
Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI—XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.
Древнерусское право, как указано в одной из монографий И. В. Петрова, стояло на страже интересов древнерусского купечества: «Правовая защита распространялась как на русских, так и на иностранных купцов… Личность и имущество купцов находились под охраной торговых обычаев, Закона русского, русско-византийских договоров… Лицо, покусившееся на неприкосновенность личности купца или его имущества, несло имущественную ответственность… В IX в. на территории Восточной Европы вырисовываются различные формы государственного регулирования торговых отношений: некоторые территории были открыты для иноземных торговцев, другие земли и племена вводили ограничения на некоторые или все виды торговой деятельности иноземцев…» [17]
Денежная система
Тип государства
Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».
Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси
При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племен. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.
В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименные соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.
Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Когда после 12-летнего обособления и смерти своего князя без наследника под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав переехал из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после которого их набеги на Русь прекратились (1036).
Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв.
В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. В то же самое время во всех землях были посажены наместниками сыновья Владимира I. Теперь все князья, выступавшие удельниками киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-Рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.
Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе). Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др. Попытки укрепить власть предпринимали и Ярославичи, но менее успешно (Изяслав Ярославич погиб в междоусобице).
После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем.
Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого патриархом константинопольским, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.
Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).
В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.
«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.
Распад
Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»).
С 1061 года (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях) начались набеги половцев, пришедших на смену откочевавшим на Балканы печенегам. В ходе долгих русско-половецких войн южные князья длительный период не могли справиться с противниками, предприняв целых ряд неудачных походов и терпя чувствительные поражения (битва на реке Альте (1068), битва на реке Стугне (1093)).
После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это открыло путь к политической раздробленности (феодальной раздробленности), так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена. Однако, также это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Кроме того, заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями и печенегами, изгнанными из степей половцами и поселившимися на южнорусских границах).
Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.
На протяжении XII—XIII столетий часть населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходящей из степи, а также из-за непрекращающихся княжеских усобиц за Киевскую землю, переселялась на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю, называвшуюся также Залесьем или Опольем. Пополнив ряды славян первой, кривицко-новгородской миграционной волны X века, [19] переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редкое [20] [21] финское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки. [22] [23] Именно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Опольский, Дмитров, Звенигород, Стародуб-на-Клязьме, Ярополч-Залесский, Галич и др.), названия которых нередко повторяли названия городов происхождения переселенцев. Также ослабление Южной Руси связывают с удачей первых крестовых походов и изменением основных торговых путей.
В ходе двух крупных междоусобных войн середины XII века Киевское княжество утратило Волынь (1154), Переяславль (1157) и Туров (1162). В 1169 году внук Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский послал войска во главе со своим сыном Мстиславом, которые захватили Киев. Город был жестоко разграблен, были сожжены киевские храмы, жители уводились в плен. На киевское княжение был посажен младший брат Андрея. И хотя вскоре, после неудачных походов на Новгород (1170 год) и Вышгород (1173 год) влияние владимирского князя в других землях временно упало, Киев начал постепенно терять, а Владимир — приобретать политические атрибуты общерусского центра. В XII веке кроме киевского князя, титул великого стал носить также владимирские князья, а в XIII веке эпизодически также галицкий, черниговский и рязанский.
Характер государственности русских земель
При распаде Киевской Руси в середине XII века на Руси образовалось около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь делившихся на уделы). Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. В период раздробленности Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины частично перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь — с отдельными княжескими семьями.
Основным типом войска стало феодальное ополчение, началось расслоение княжеской дружины на полк как территориальное воинское соединение и княжеский двор. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Обычно походы проводились силами нескольких союзных княжеств. В летописях упоминаются численности порядка 10—20 тыс. чел.
Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII—XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа).
В период раздробленности сложилось несколько денежных систем: различают новгородскую, киевскую и «черниговскую» гривны. Это были слитки серебра различного размера и веса. Северная (новгородская) гривна была ориентирована на северную марку, а южная — на византийскую литру. Куна имела серебряное и меховое выражение, первая относилась ко второй как одна к четырём. В качестве денежной единицы использовались и старые шкурки, скрепленные княжеской пломбой (так называемые «кожанные деньги»).
Торговля
Важнейшими торговыми путями Киевской Руси были:
См. также
Примечания
К рубежу 14-15 вв. прежняя, унаследованная от домонгольских времён структура, основой которой были княжества-земли, управлявшиеся определёнными ветвями рода Рюриковичей, ушла в прошлое…Большая часть русских земель оказалась поделённой между Великим княжеством Литовским и Московским великим княжеством.
Большая Российская энциклопедия: В 30 т./ Председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. «Россия». — М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. — 1007 с.: ил.: карт. ISBN 5-85270-326-5 (т. «Россия») ISBN 5-85270-320-6 С. 277—278.