что такое темперация в музыке
Темперация
Сущность темперации состоит в небольших изменениях величины интервалов по сравнению с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду). Эти изменения делают строй замкнутым, позволяют использовать все тональности и аккорды самой различной структуры, не нарушая сложившихся эстетических норм восприятия интервалов, не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (орган, клавесин, арфа и т.д.).
Потребность в темперации возникла в XVI—XVIII вв. с появлением новых музыкальных форм и жанров, с развитием средств музыкальной выразительности. В применявшихся до этого пифагорейском и чистом строях имелись небольшие высотные различия между энгармоническими звуками: не совпадали по высоте друг с другом, например, звуки си-диез и до, ре-диез и ми-бемоль. Это тормозило развитие мажорно-минорной тональности: нужно было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности.
В первых неравномерных темперациях музыканты пытались сохранить величину большой терции такой же, как в чистом строе. В 12-ступенном равномерно темперированном строе все чистые квинты уменьшены на 1/12 пифагоровой коммы. От этого строй стал замкнутым, октава оказалась разделенной на 12 равных полутонов и все одноимённые интервалы (все кварты, все полутоны и т.д.) стали одинаковыми по величине. Психофизиологической основой использования нового строя явилась открытая позже Н. А. Гарбузовым зонная природа звуковысотного слуха.
Попытки преодолеть интонационные недостатки 12-ступенной темперации путём создания строя с 24, 36, 48, 53 и бо́льшим количеством ступеней в октаве не получили распространения. 12-ступенная равномерная темперация поныне остаётся оптимальной разновидностью темперации.
Темперация
Ю. Н. Рагс.
Полезное
Смотреть что такое «Темперация» в других словарях:
ТЕМПЕРАЦИЯ — (от латинского temperatio правильное соотношение, соразмерность), вычисленное и фиксированное интервальное соотношение тонов музыкального строя, называемого в этом случае темперированным. Равномерная темперация (замкнутый строй в результате… … Современная энциклопедия
ТЕМПЕРАЦИЯ — (от лат. temperatio правильное соотношение) в музыке выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы (см. Музыкальный строй). До 18 в. применялись неравномерные темперации в которых тождественные по ступенной величине… … Большой Энциклопедический словарь
Темперация — (от латинского temperatio правильное соотношение, соразмерность), вычисленное и фиксированное интервальное соотношение тонов музыкального строя, называемого в этом случае темперированным. Равномерная темперация (замкнутый строй в результате… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ТЕМПЕРАЦИЯ — [тэмперация], темперации, мн. нет, жен. (лат. temperatio) (муз.). Точное установление высоты и количества тонов, входящих в состав данной музыкально звуковой системы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
темперация — сущ., кол во синонимов: 1 • выравнивание (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
темперация — [тэ], и; ж. [от лат. temperatio правильное соотношение, соразмерность] Муз. Выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы. * * * темперация (от лат. temperatio правильное соотношение) в музыке, выравнивание интервальных… … Энциклопедический словарь
темперация — (лат. temperatio правильное соотношение, соразмерность) муз. точное установление высоты и количества звуков, входящих в состав той или иной исторически сложившейся музыкально звуковой системы; европейской системой является двенадцатиступенный,… … Словарь иностранных слов русского языка
ТЕМПЕРАЦИЯ — Латинское слово «temperatio» означает соразмерность, правильное соотношение. Образованным от него музыкальным термином называют выравнивание соотношений между ступенями звукоряда, установление системы звуков различной высоты. Сейчас все рояли… … Музыкальный словарь
Темперация — (от лат. temperatio соразмерность, правильное соотношение, надлежащая организация) небольшое изменение (сужение или расширение) интервалов музыкального строя, отклоняющее их от акустически чистых интервалов. Производится для… … Википедия
темперация — temperament выравнивание интервальных соотношений в музыкальном строе, при котором некоторые интервалы отличаются от их чистых акустических величин. Ныне наиболее распространена так называемая равномерная темперация, при которой октава делится на … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Виды строев в истории музыки
Мы все привыкли к тому, что в октаве 12 нот: 7 белых клавиш и 5 черных. И вся музыка, которую мы слышим, от классики до хард-рока создана из этих 12 нот.
А было ли так всегда? Так ли звучала музыка во времена Баха, в эпоху Средневековья или в Античности?
Условность классификации
А теперь перенесемся мысленно на несколько веков назад.
Предположим, настоятелю некоего монастыря (назовём его Доминик) пришла в голову мысль, что петь хоралы и исполнять каноны нужно везде и всегда одинаково. Но позвонить в соседний монастырь и пропеть им свою ноту «ля», чтобы они подстроили свою, он не может. Тогда всей братией они мастерят камертон, который в точности воспроизводит их ноту «ля». Доминик зовёт к себе самого музыкально одаренного послушника. Послушник с камертоном в заднем кармане подрясника садится на лошадь и два дня и две ночи, слушая свист ветра и топот копыт, скачет в соседний монастырь, чтобы унифицировать их музыкальную практику. Конечно, от скачки камертон погнулся, и дает ноту «ля» уже неточно, да и сам послушник после долгой дороги плохо помнит, так ли звучали ноты и интервалы в его родном монастыре.
В результате в двух соседних монастырях настройки музыкальных инструментов и певческих голосов оказываются разными.
Если же мы перенесемся век в VIII-IX, то обнаружим, что тогда не существовало даже нотации, то есть не было таких обозначений на бумаге, по которым любой мог бы однозначно определить, что нужно петь или играть. Нотация в ту эпоху была невменная, движение мелодии указывалось только приблизительно. Тогда, даже если бы наш незадачливый Доминик отправил в соседний монастырь целый хор на симпозиум по обмену музыкальным опытом, зафиксировать этот опыт не удалось бы, и по прошествии какого-то времени все созвучия изменились бы в ту или иную сторону.
Можно ли при такой путанице говорить о каких-либо музыкальных строях в ту эпоху? Как ни странно – можно.
Пифагоров строй
Когда люди стали использовать первые струнные музыкальные инструменты, они обнаружили интересные закономерности.
Если поделить длину струны пополам, то звук, который она издает, очень гармонично сочетается со звуком целой струны. Гораздо позже этот интервал (сочетание двух таких звуков) назвали октавой (рис.1).
Рис. 1. Деление струны пополам, дающее октавное соотношение
Следующим гармоничным сочетание многие считают квинту. Но, по всей видимости, в истории это было не так. Гораздо проще обнаружить другое гармоничное сочетание. Для этого нужно просто поделить струну не на 2, а на 3 части (рис.2).
Рис. 2. Деление струны на 3 части (дуодецима)
Такое соотношение сегодня известно нам как дуодецима (составной интервал).
Теперь у нас есть не просто два новых звука – октавный и дуодецимальный – теперь у нас есть два способа получать всё новые и новые звуки. Это деление на 2 и на 3.
Мы можем взять, например, дуодецимальный звук (т.е. 1/3 струны) и делить уже эту часть струны. Если поделим ее на 2 (получится 1/6 часть исходной струны), то будет звук, который на октаву выше, чем дуодецимальный. Если поделим на 3, то получим звук, дуодецимальный от дуодецимального.
Можно не только делить струну, но и идти в обратном направлении. Если длину струны увеличить в 2 раза, то получим звук на октаву ниже; если увеличить в 3 раза, то на дуодециму ниже.
Кстати, если дуодецимальный звук опустить на одну октаву, то есть. увеличить длину в 2 раза (получим 2/3 исходной длины струны), то мы получим ту самую квинту (рис.3).
Как видим, квинта – интервал, производный от октавы и дуодецимы.
Обычно первым, кто догадался использовать шаги деления на 2 и на 3 для построения нот, называют Пифагора. Так ли это на самом деле, сказать довольно трудно. И сам Пифагор – личность почти мифическая. Самые ранние письменные изложения его работ, которые нам известны, были написаны через 200 лет после его смерти. Да и вполне можно допустить, что музыканты до Пифагора использовали эти принципы, просто не формулировали (или не записывали) их. Принципы эти универсальные, диктуются законами природы, и, если музыканты ранних веков стремились к гармонии, обойти их они не могли.
Посмотрим, какие же ноты мы получим, шагая по двойкам или по тройкам.
Если делить (или умножать) длину струны на 2, то мы всегда будем получать ноту, которая на октаву выше (или ниже). Ноты, отличающиеся на октаву, называются одинаково, можно сказать, что «новых» нот мы таким образом не получим.
Совсем другая ситуация с делением на 3. Возьмем в качестве исходной ноты «до» и посмотрим, куда нас приведут шаги по тройкам.
Отложим на оси дуодециму за дуодецимой (рис.4).
Рис. 4. Ноты пифагорейской системы
О латинских названиях нот подробнее можно почитать здесь. Индекс π внизу ноты означает, что это ноты пифагорейского строя, так нам будет проще отличать их от нот других строев.
Как видим, именно в пифагорейской системе появились прообразы всех нот, которые мы используем сегодня. И не только нот.
Если мы возьмем ближайшие к «до» 5 нот (от «фа» до «ля»), мы получим так называемую пентатонику – интервальную систему, которая широко используется и по сей день. Ближайшие 7 нот (от «фа» до «си») дадут диатонику. Именно эти ноты и сейчас располагаются на белых клавишах фортепиано.
Чуть сложнее ситуация с черными клавишами. Сейчас между «до» и «ре» есть всего одна клавиша, и в зависимости от обстоятельств она называется либо до-диез, либо ре-бемоль. В пифагорейской системе до-диез и ре-бемоль были двумя разными нотами, их нельзя было разместить на одной клавише.
Натуральный строй
Что же заставило людей поменять пифагорейский строй на натуральный? Как ни странно, именно терция.
В пифагорейском строе большая терция (например, интервал до-ми) довольно диссонантна. На рис.4 мы видим, что, чтобы дойти от ноты «до» до ноты «ми», нам нужно сделать 4 дуодецимальных шага, 4 раза поделить длину струну на 3. Неудивительно, что у двух таких звуков окажется мало общего, мало созвучности, то есть консонанса.
Но совсем рядом с пифагорейской терцией есть терция натуральная, которая звучит гораздо более консонантно.
Пифагорейская терция
Натуральная терция
Певчие в хорах, когда появлялся этот интервал, рефлекторно брали более консонантную натуральную терцию.
Чтобы получить натуральную терцию на струне, нужно поделить её длину на 5, а затем понизить получившийся звук на 2 октавы, таким образом длина струны получится равной 4/5 (рис.5).
Рис. 5. Натуральная терция
Как видим, появилось деление струны на 5 частей, которого не было в пифагорейской системе. Именно поэтому в пифагорейском строе натуральная терция невозможна.
Такая простая замена привела к пересмотру всей системы. Вслед за терцией все интервалы кроме примы, секунды, кварты и квинты изменили своё звучание. Сформировался натуральный (иногда его называют чистый) строй. Он оказался более консонантным по сравнению с пифагорейским, но дело не только в этом.
Главное, что пришло в музыку с натуральным строем – это тональность. Мажор и минор (и как аккорды, и как тональности) стали возможны только в натуральном строе. То есть формально мажорное трезвучие можно собрать и из нот пифагорейского строя, но того качества, которое позволяет организовать тональность, в пифагорейском строе у него не будет. Не случайно в античной музыке главенствующим складом была монодия. Монодия – это не просто одноголосное пение, в некотором смысле можно сказать, что это одноголосие, которое отрицает даже возможность гармонического аккомпанемента.
Объяснять значение мажора и минора музыкантам не имеет смысла.
Для не музыкантов же можно предложить следующий эксперимент. Включите любое классическое произведение от венских классиков до середины XX века. С вероятностью 95% оно будет либо в мажоре, либо в миноре. Включите современную популярную музыку. Оно будет в мажоре или миноре с вероятностью 99,9%.
Темперированный строй
Попыток темперации предпринималось великое множество. Вообще говоря, темперация – это любое отклонение интервала от чистого (натурального или пифагорейского).
Самым удачным вариантом оказалась равномерная темперация (РТС), когда октаву просто разбили на 12 «равных» интервала. «Равность» здесь понимается так: каждая следующая нота в одинаковое число раз выше предыдущей. И повысив ноту 12 раз, мы должны прийти в чистую октаву.
Решив такую задачу, мы получим 12-нотный равномерно темперированный строй (или РТС-12).
Рис. 6. Расположение нот темперированного строя
Но зачем вообще понадобилась темперация?
Дело в том, что если в натуральном строе (а именно его заменил равномерно темперированный) поменять тонику – звук от которого мы и «отсчитываем» тональность – например с ноты «до» на ноту «ре», то нарушатся все интервальные соотношения. Это ахиллесова пята всех чистых строев, и единственная возможность это исправить – это сделать все интервалы немного фальшивыми, но равными между собой. Тогда при перемещении в другую тональность по сути ничего не изменится.
Есть у темперированного строя и другие плюсы. К примеру, в нем можно исполнять музыку, как написанную для натурального строя, так и для пифагорейского.
Из минусов же самым очевидным является то, что все интервалы кроме октавы в этом строе фальшивые. Разумеется, и человеческое ухо – прибор не идеальный. Если фальшь будет микроскопической, то мы можем её просто не заметить. Но та же темперированная терция отстоит от натуральной довольно далеко.
Натуральная терция
Темперированная терция
Есть ли выходы из этой ситуации? Можно ли улучшить и этот строй?
Что дальше?
Сначала вернемся к нашему Доминику. Можем ли мы говорить, что в эпоху до звукозаписи существовали какие-то фиксированные музыкальные строи?
Наши рассуждения показывают, что даже если нота «ля» и сместится, то все построения (деления струны на 2, 3 и 5 частей) останутся теми же самыми. А значит, и системы по сути получатся одинаковыми. Разумеется, один монастырь может использовать в своей практике пифагорейскую терцию, а второй – натуральную, но, определив способ её построения, мы сможем однозначно определить музыкальный строй, а значит и возможности, которые будут в музыкальном плане у разных монастырей.
Так что же дальше? Опыт XX века показывает, что поиски не остановились на РТС-12. Как правило, создание новых строев ведется с помощью деления октавы не на 12, а на большее число частей, например, на 24 или 36. Способ этот очень механистический и малоплодотворный. Мы видели, что построения начинаются в области простого деления струны,то есть связаны с законами физики, с колебаниями этой самой струны. Лишь в самом конце построений полученные ноты заменили на удобные темперированные. Если же мы темперируем раньше, чем что-то построили в простых соотношениях, то возникает вопрос: а что же мы темперируем, от каких нот мы делаем отклонения?
Но есть и хорошие новости. Если для того, чтобы перестроить орган с ноты «до» на ноту «ре», пришлось бы подкручивать сотни труб и трубочек, то сейчас, чтобы перестроить синтезатор, достаточно нажать одну кнопку. Это значит, что вообще-то нам необязательно играть в немного фальшивых темперированных строях, мы можем использовать чистые соотношения и менять их в ту же секунду, когда возникнет такая необходимость.
А что делать, если мы хотим играть не на электронных музыкальных инструментах, а на «аналоговых»? Можно ли построить новые гармонические строи, использовать какой-то другой принцип, вместо механистического деления октавы?
Разумеется, можно, но тема эта настолько обширна, что мы вернемся к ней в другой раз.
Автор выражает благодарность композитору Ивану Сошинскому за предоставленные аудио-материалы
Темперация
Полезное
Смотреть что такое «Темперация» в других словарях:
ТЕМПЕРАЦИЯ — (от латинского temperatio правильное соотношение, соразмерность), вычисленное и фиксированное интервальное соотношение тонов музыкального строя, называемого в этом случае темперированным. Равномерная темперация (замкнутый строй в результате… … Современная энциклопедия
ТЕМПЕРАЦИЯ — (от лат. temperatio правильное соотношение) в музыке выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы (см. Музыкальный строй). До 18 в. применялись неравномерные темперации в которых тождественные по ступенной величине… … Большой Энциклопедический словарь
Темперация — (от латинского temperatio правильное соотношение, соразмерность), вычисленное и фиксированное интервальное соотношение тонов музыкального строя, называемого в этом случае темперированным. Равномерная темперация (замкнутый строй в результате… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ТЕМПЕРАЦИЯ — [тэмперация], темперации, мн. нет, жен. (лат. temperatio) (муз.). Точное установление высоты и количества тонов, входящих в состав данной музыкально звуковой системы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
темперация — сущ., кол во синонимов: 1 • выравнивание (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
темперация — [тэ], и; ж. [от лат. temperatio правильное соотношение, соразмерность] Муз. Выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы. * * * темперация (от лат. temperatio правильное соотношение) в музыке, выравнивание интервальных… … Энциклопедический словарь
темперация — (лат. temperatio правильное соотношение, соразмерность) муз. точное установление высоты и количества звуков, входящих в состав той или иной исторически сложившейся музыкально звуковой системы; европейской системой является двенадцатиступенный,… … Словарь иностранных слов русского языка
Темперация — (от лат. temperatio правильное соотношение, соразмерность) выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковысотной системы в муз. строе. Т. характерна для последующих этапов в развитии каждого из муз. строев: на смену… … Музыкальная энциклопедия
ТЕМПЕРАЦИЯ — Латинское слово «temperatio» означает соразмерность, правильное соотношение. Образованным от него музыкальным термином называют выравнивание соотношений между ступенями звукоряда, установление системы звуков различной высоты. Сейчас все рояли… … Музыкальный словарь
Темперация — (от лат. temperatio соразмерность, правильное соотношение, надлежащая организация) небольшое изменение (сужение или расширение) интервалов музыкального строя, отклоняющее их от акустически чистых интервалов. Производится для… … Википедия
темперация — temperament выравнивание интервальных соотношений в музыкальном строе, при котором некоторые интервалы отличаются от их чистых акустических величин. Ныне наиболее распространена так называемая равномерная темперация, при которой октава делится на … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Темперация
Темпера́ция (от лат. temperatio — соразмерность, правильное соотношение, надлежащая организация) — небольшое изменение (сужение или расширение) интервалов музыкального строя, отклоняющее их от акустически чистых интервалов. Производится для расширения возможностей музыкальных инструментов с фиксированным строем; главным образом, для обеспечения транспозиции (в том числе, для большего акустического благозвучия ансамблевой игры) и модуляции (как средства развёртывания тонального лада). Темперацией также называется темперированный (то есть полученный в результате темперации) строй.
Сущность темперации состоит в небольших изменениях величины интервалов, главным образом квинт, по сравнению с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду). Эти изменения делают строй замкнутым, позволяют использовать все тональности и аккорды самой различной структуры, не нарушая сложившихся эстетических норм восприятия интервалов, не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (типа органа, клавира, арфы).
Потребность в темперации возникла в XVI—XVIII вв. с появлением новых музыкальных форм и жанров, с развитием средств музыкальной выразительности. В применявшихся до этого пифагорейском и чистом строях имелись небольшие высотные различия между энгармоническими звуками: не совпадали по высоте друг с другом, например, звуки си-диез и до, ре-диез и ми-бемоль. Это тормозило развитие мажорно-минорной тональности: нужно было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности.
В первых, неравномерных темперациях музыканты пытались сохранить величину большой терции такой же, как в чистом строе. В 12-ступенном равномерно темперированном строе все чистые квинты уменьшены на 1/12 пифагоровой коммы. От этого строй стал замкнутым, октава оказалась разделенной на 12 равных полутонов и все одноимённые интервалы стали одинаковыми по величине. Психофизиологической основой использования нового строя явилась открытая позже Н. А. Гарбузовым зонная природа звуковысотного слуха.
Попытки преодолеть интонационные недостатки 12-ступенной темперации путем создания строя с 24, 36, 48, 53 и большим количеством темперированных ступеней в октаве успехом не увенчались. 12-ступенная темперация остаётся оптимальным решением проблемы строя.