что такое таро карты откуда история
История возникновения карт Таро
О существовании магической колоды карт, способной давать ответы на любые вопросы, наслышаны даже те, кто никогда близко не соприкасался с эзотерикой. Но откуда же появились эти карты, кто их придумал? На самом деле история возникновения карт Таро покрыта тайной, и на сегодняшний день существует несколько версий появления этих магических символов, описывающих целый мир. Мы предлагаем вам устроиться поудобнее и погрузиться в волшебный мир прошлого.
Какие версии происхождения карт Таро существуют?
Перед тем, как перейти к подробным теориям об истории появления Таро, стоит кратко перечислить все эти основные версии, у каждой из которых есть свои сторонники и противники.
Но давайте поговорим о каждой теории поподробнее, чтобы вы сами могли решить, какая же история покажется вам более правдоподобной.
Египетская версия происхождения Таро
Эта версия об истории происхождения карт Таро была впервые выдвинута французским учёным по имени Антуан Кур де Жеблен в далёком 1781 году. Согласно предположению именитого француза, карты Таро — есть ни что иное, как тайные знания, зашифрованные в особые символы. Связь с Египтом де Жеблен увидел, проанализировав письменность древних египтян. Учёный склонялся к версии, что египетские иероглифы представляли собой особые зашифрованные пиктограммы, имеющие глубокое мистическое и философское значение. По его мнению, на территории Древнего Египта существовало святилище, на стенах которого было вырезано 22 таких пиктограммы (ровно такое же число Старших Арканов содержит колода). Впрочем, исследователи древней цивилизации с ним не согласились, так как во время археологических раскопок ничего похожего обнаружено не было.
Цыганская версия происхождения Таро
Гадания у большинства людей ассоциируются с цыганами. Может быть, именно поэтому кому-то из исследователей пришла в голову мысль связать историю появления Таро именно с этим кочевым народом? Говорят, что когда-то давным-давно Высшие Силы увидели, что на земле полным-полно людей, не уважающих природу мироздания и не испытывающих любовь. Тогда они испугались за то, что мир уничтожит сам себя, если скрытые знания о Вселенной и её законах будут доступны каждому. И тогда Высшие Силы зашифровали эти тайные послания в 78 изображениях, которые передали странникам.
Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний
5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко
Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей
Немного позднее цыганская версия происхождения Таро практически слилась с египетской, ведь выяснилось, что корни этого народа связаны именно с этой древней цивилизацией. Несколько лет тому назад учёные выяснили, что на самом деле предки цыганского народа жили на территории Индии, так что египетская версия вновь оказалась не у дел. Однако, в пользу цыганской теории говорит и тот факт, что в Европе Таро обрело популярность именно благодаря цыганам, которые странствовали по городам и сёлам, показывали людям фокусы и предсказывали будущее, в том числе и с помощью специальных карт.
Таро-секреты Атлантиды
Более десяти тысяч лет тому назад на одном из островов Атлантического океана существовало богатое государство — Атлантида. Говорят, что на его территории проживали настоящие великаны огромного роста, и каждый из них был наделён потрясающими сверхспособностями, намного превосходящими умения обычного человека. Они были невероятно сильны физически, и при этом являлись настоящими экстрасенсами.
С государством произошла трагедия — оно полностью ушло под воду во время сильнейшего землетрясения. Говорят, что атланты до своей гибели успели передать свои накопленные философские знания другим цивилизациям, и то, что мы сегодня называем картами Таро — это и есть мудрость удивительных сверхлюдей. Сторонникам этой истории возникновения карт Таро многие охотно верят, ведь, судя по исследованиям, Атлантида должна была находиться на том месте, которое мы называем Бермудским Треугольником, и на дне океана в этой области были обнаружены мистические находки, в том числе и огромная пирамида, размером больше египетских.
Каббалистическая версия появления карт Таро
Каббала — это древнее эзотерическое течение в иудаизме — религии евреев. Многие считают, что карты Таро — есть ни что иное, как краткое изложение каббалистических знаний. И действительно: многие эзотерики находили этому подтверждения, обнаружив соответствия между Арканами Таро, буквами еврейского алфавита и Древом Сефирот — схематическим изображением Вселенной в каббалистической науке.
Как исторически формировались образы и значения карт Таро
Трудно со стопроцентной уверенностью заявить, какими изначально были карты Таро, ведь существует огромное количество старинных колод, и неизвестно, какие из них появились чуть раньше, а какие чуть позже. Некоторые, возможно, не сохранились вовсе. Но суть карт всегда одна: 22 Старших Аркана представляют собой определённые архетипы, образы, знакомые каждому человеку. Несмотря на то, что эти образы в различные исторические эпохи могли выглядеть по-разному, их глубинный смысл всегда оставался тем же.
Возьмём, например, историческое происхождение Отшельника Таро — девятого Старшего Аркана. Эта карта символизирует собой путь к постижению внутренней духовной мудрости, осмысление своего истинного предназначения, уход от мира в поисках себя. Сегодня в большинстве современных колод мы видим на этой карте старца, идущего во тьме с фонарём в руке. Образ узнаваемый и понятный, не правда ли?
А разве изменилось бы что-то, если бы на карте был изображён, к примеру, монах-отшельник, Будда, славянский Древобог или скарабей — символ мудрости и тайных знаний в Древнем Египте? Не так важно, как именно модифицировались изображения Арканов в разных странах и в различные временные эпохи, глубинный смысл каждой карты всё равно оставался читаемым и понятным, просто в один период более уместными считались одни рисунки, в другой — другие.
Основные школы Таро и их история
Для того, чтобы вы могли полнее представить себе историю возникновения Таро, фото которого вы чаще всего видели в магазинах и интернете, мы кратко расскажем о происхождении наиболее популярных колод разных школ.
Школа Марсельского Таро
Большинство колод Таро, датированных 18-20 веками представляют собой переработанные версии Марсельского Таро, изображения карт которого впервые встречаются в книге ранее упомянутого Курта де Жебелена. Доподлинно не известно, кто был автором самой первой колоды данного типа, но эти карты в различных вариациях были широко распространены на территории Франции ещё в 17 веке. Младшие Арканы в Марсельском Таро не прорисованы, что несколько затрудняет их восприятие новичками, но в то же время колода не имеет астрологических и каббалистических соответствий, что делает её достаточно простой для обучения.
Подлинная история карт Таро: от игр миланских герцогов до «Золотой зари» лондонского герметизма
Гадание на картах Таро — пожалуй, самый популярный сегодня способ предсказания будущего. Провидицы в пестрых одеждах, которые за деньги рассказывали посетителям ярмарок о том, что их ждет, остались в прошлом, но их главный инструмент, гадальные карты, стали заметной частью современной культуры. Александр Артамонов — о том, как французские оккультисты XVIII столетия превратили карточную игру в магическую практику.
У успеха Таро два секрета. Во-первых, завораживающая символическая система, которая впитала в себя элементы множества оккультных и мистических традиций. Можно получить эстетическое наслаждение, просто разглядывая карты. Во-вторых — подлинный демократизм. Таро в том виде, в каком они известны современной западной цивилизации, никогда не были эксклюзивным инструментом, доступным лишь посвященным.
Считается, что карты может использовать любой, кто относится к ним с почтением, верит им и соблюдает законы этого искусства.
Классическая колода Таро состоит из 78 карт. В них есть младшие арканы — карты четырех мастей — жезлов, мечей, кубков и пентаклей/монет. В каждой масти есть карты от единицы (туза) до десятки, а также четыре «придворные» карты — паж, рыцарь, королева и король. Старшие арканы — 22 уникальные карты без масти. Их нумерация и названия могут отличаться в разных колодах.
Старшие арканы Таро. Источник
Сегодня свои колоды Таро придумывают и продают очень многие. Можно найти колоды по литературным произведениям и сериалам, особенно в жанре фэнтези — например, по «Алисе в Стране чудес» или «Властелину колец».
Классической колодой Таро считается колода Райдера — Уэйта — Смит: именно их дизайн первым приходит на ум почти каждому, когда речь заходит о гадании на картах. На ней основаны почти все остальные колоды. Старшие арканы в ней выглядят следующим образом:
2 — Верховная жрица (Папесса)
5 — Верховный жрец (часто — Иерофант, или Папа)
10 — Колесо Фортуны
Гадание на Таро — это целая наука. Каждый год издаются десятки книг, посвященных интерпретации карточных раскладов. Общая идея заключается в том, что каждая из карт имеет свой смысл. Например, Повешенного (за ногу, не за горло) часто интерпретируют как тупиковое положение, из которого нелегко выбраться без потерь. Шестерка кубков означает благоприятную ситуацию, благополучие и гармонию.
Комбинации карт позволяют составить общую картину из этих единиц смысла. Если Повешенный в раскладе окажется в позиции, обозначающей настоящее, а шестерка кубков — в будущем, это будет означать, что человека ждут сложности, из которых он выберется с потерями, однако в результате будет вознагражден.
Интеллектуальные развлечения итальянской знати
Европейские оккультисты XVIII и XIX веков утверждали, что Таро придумали жрецы Древнего Египта, а по миру их распространили цыгане, которые вплоть до XIX века считались потомками египтян.
В 1889 году французский мистик Жерар Анкосс, более известный под псевдонимом Папюс, писал:
«Игра в карты, называемая Таро, которой владеют цыгане, является Библией Библий. Это книга Тота Гермеса Трисмегиста, книга Адама, книга Первоначального Откровения древних цивилизаций. Таким образом, в то время как масоны, умные и сильные люди, утратили традицию; когда жрецы, тоже умные и сильные, утратили Эзотеризм; цыгане, хотя и невежественные, и порочные, дали нам ключ, который позволяет объяснить всю символику древних эпох».
Эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы потому, что в ее основе лежит давно опровергнутое средневековое предположение о происхождении цыган от древних египтян. На самом деле они пришли из Индии.
Читайте также
Генезис знакомых нам карт Таро начался в Северной Италии во второй половине XV века.
Само слово «Таро» происходит от итальянского Tarocci, которым и называли древнейшие версии таких колод. Этимология слова ясна не до конца, однако очевидно, что оно итальянское.
Таро возникли как вариация обычных карточных игр, которые появились примерно за столетие до этого. Скорее всего, сама идея карточной игры пришла в Европу через мусульманскую Испанию из Аравии, Китая или Индии. Первое упоминание об игральных картах в Европе относится к 1371 году, когда колоду заказал себе король Арагона Педро IV. Через десятилетие упоминания об игральных картах встречаются уже в документах и летописях многих западноевропейских стран.
Одна из древнейших сохранившихся колод обычных карт, примерно 1470 года. В этой колоде уникальные масти — охотничьи рожки, собачьи ошейники, петли для дичи и привязи для собак. Источник
Главная инновация Таро — появление пятой масти, старших карт. Первое документальное упоминание такой колоды было обнаружено в архивах Леонелло д’Эсте, графа Феррары, и относится к 1442 году.
Впрочем, вероятно, что к этому моменту Таро были известны и относительно распространены в североитальянских государствах уже несколько лет. В документах того времени встречается много упоминаний расписанных вручную дорогих карт, которые известные художники делали на заказ для богатых аристократов. До наших дней они не дошли.
Каждая колода имела собственную систему мастей и символику старших карт, которую придумывали заказчики. На них изображали библейских персонажей, античных богов, аллегории человеческих добродетелей и пороков. Такие колоды стали способом самовыражения для итальянской знати эпохи Возрождения, среди которой были в моде интеллектуальные забавы.
Подобные карты никто и не думал использовать для гадания. Ими играли в игры, судя по всему, напоминавшие современный бридж. Не сохранилось ни одной точной записи, объясняющей их правила, вероятно, они были и так всем известны.
Некоторые исследователи считают, что, помимо игр и интеллектуального самовыражения, итальянская аристократия использовала прото-Таро для того, чтобы запоминать классические сюжеты античной литературы и средневековой философии. Такой метод игрового обучения, основанный на постоянном визуальном воспроизведении образов, отстаивал еще Фома Аквинский.
Как два миланских герцога изобрели Таро
В 1449 году венецианский генерал Якопо Антонио Марчелло отправил колоду Таро анжуйской герцогине Изабелле. В письме, которое сопровождало карты, он указал, что карты ему отдал некий венецианский придворный Сципио Караффа, который встретился с ним в лагере миланской армии и убедил подарить карты Изабелле. Марчелло уверял, что карточную игру изобрел их недавно почивший современник — герцог Милана Филиппо Висконти, который родился в 1397-м и правил с 1412 по 1447 год. Марчелло утверждал, что придумать новую карточную игру герцогу помог его секретарь — Марчиано ди Торнтона, который увлекался философией и астрологией.
Герцог Филиппо Мария Висконти. Источник
Герцог Висконти был очень некрасив и страдал от множества врожденных болезней, а потому не любил появляться на публике и запрещал художникам рисовать его, кроме случаев крайней необходимости. В то же время он был хитрым и расчетливым правителем и вдобавок высокообразованным человеком. Всю свою жизнь он любил интеллектуальные игры, которые предпочитал всем остальным видам досуга.
Оригинальная колода карт герцога Висконти до наших дней не дошла, однако частично сохранилось сочинение ди Торнтоны, где тот объясняет смысл и принципы игры. Колода стала промежуточным этапом перехода от обычных игральных карт к Таро. В игре четыре обычные масти, которым соответствуют животные, но есть и наполненная символизмом пятая масть, карты которой хоть и были связаны с остальными четырьмя, но как бы довлели над ними. Вот ее карты:
Марчиано описал лишь 24 карты в этой колоде, однако, скорее всего, в каждой масти существовали младшие карты.
Карты из одной из колод Висконти — Сфорцы. Источник
Именно в колоде Висконти — Сфорцы и формируется символическая система Таро. Она — очевидное порождение североитальянской культуры эпохи Возрождения.
Карты, обозначающие космические тела, появились в игре благодаря повальному увлечению итальянской знати астрологией. Карты вроде Стойкости, Милосердия и Силы олицетворяли человеческие достоинства, которые были популярной темой литературы Возрождения. Карта Отшельник, на которой изображен старый седой мужчина, изначально символизировала время.
Волшебник в ранних картах был уличным фокусником или жонглером, который показывает фокусы перед детьми на ярмарке. В колоде Висконти — Сфорцы он называется Il Bagatella — «мелочь, несущественная вещь» — и стоит в самом низу старших арканов. Император и Императрица символизировали правителя Священной Римской империи и его супругу. Иерофант — это папа римский, а Жрица — персонаж популярной в Средние века легенды о папессе Иоанне, которая в IX столетии якобы обманула католическую церковь и заняла Святой престол. Дуализм этих двух пар карт отсылает к традиционному сюжету дуализма власти мирской и церковной. Образы Правосудия (Фемиды) и Колеса Фортуны заимствованы из древнегреческой традиции.
Il Bagatella из колоды XV века. Источник
Происхождение других карт не так очевидно, однако и их значения легко объясняются через североитальянский культурный контекст. Исследователи считают, что Колесница символизировала карнавальную процессию или свадьбу. По мнению религиоведки Хелен Фарли, Колесница могла обозначать Римскую церковь — такую аллегорию можно найти в «Божественной комедии» Данте или в трудах святого Иеронима Стридонского. Изображение Смерти в виде скелета, вероятно, символизировало чуму, вспышки которой периодически случались в Италии в XV веке.
Питер Брейгель Старший. Фрагмент картины «Триумф смерти», 1527 год
Источник
В колоде Висконти — Сфорцы не было лишь двух карт современного старшего аркана — Башни и Дьявола. Башня появилась в традиции Таро еще в XV веке и наверняка была известна Висконти. В ранних колодах она интерпретировалась как Вавилонская башня, дом Бога, дом дьявола, ворота ада.
Хелен Фарли считает, что Башня — по-итальянски Torre — могла иметь для Висконти личное значение. Династия долго соперничала и боролась за власть с другой знатной семьей Милана — делла Торре. Включив ее символ в свои колоды, герцог Филиппо увековечил бы род злейших врагов.
Дьявол появился в Таро лишь в XVI веке просто потому, что во времена последнего Висконти и первого Сфорцы его образ почти не использовали в живописи.
В начале XVI века традиция Таро распространилась по югу Франции. Здесь окончательно сформировалась колода, которую будут ошибочно называть марсельской.
Может быть интересно
В марсельской колоде используется привычная система мастей и присутствуют 22 карты старшего аркана. Вплоть до XVI или XVII века марсельская колода была лишь одной из многих региональных вариаций Таро, однако примерно к 1700 году стала доминирующей везде, кроме Италии — там в каждой провинции были свои колоды и карточные игры.
Марсельская колода. Источник
Встреча Таро и оккультизма
К XVIII веку Таро становятся одной из самых популярных карточных игр в Европе. В нее играют в Париже и Женеве, Мадриде и Санкт-Петербурге. Однако оккультизм не имел к картам никакого отношения до конца века.
Впервые эти два мира соприкоснулись во Франции за несколько лет до Великой Французской революции, когда Западную Европу охватила настоящая эпидемия египтомании. Считается, что одним из первых Таро в эзотерическом контексте заинтересовался масон Антуан Кур де Жебелен, который сочетал увлечение к оккультизму с занятиями общественными науками. В своем десятитомном псевдоантропологическом opus magnum «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным», опубликованном в 1781 году, он посвятил одну главу истории карт Таро.
Де Жебелен верил, что древние люди жили гораздо лучше людей современных. По его мнению, Таро — это древнеегипетская книга Тота, записанная в символическом виде. С ее помощью древнеегипетские жрецы зашифровали мудрость, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.
Само название карт, по его мнению, состоит из двух слов древнеегипетского языка — Тар и Ро, которые переводятся как «царская дорога». Это была чистой воды манипуляция — тогда никто не знал, как звучал древнеегипетский язык, а первая табличка, которая позволила расшифровать его, была найдена в 1799 году.
Де Жебелен утверждал, что Колесница символизировала древнеегипетского бога Осириса, Звезда — Изиду, а Дьявол — их злобного брата Тифона. Карты Папа и Папесса он называл Жрецом и Жрицей. Карту Повешенный, по его мнению, нужно перевернуть: на самом деле, она должна называться Осторожность и на ней изображен человек, который стоит, балансируя на одной ноге. Масти он интерпретировал как четыре сословия древнеегипетского общества: монеты — купцы, чаши — жрецы, палки или дубинки (которые превратятся в более благородные жезлы лишь через несколько десятилетий) — крестьяне, а мечи — воины и цари.
Повешенный/Осторожность и Справедливость из колоды де Жебелена. Источник
В этом же томе Жебелен поместил сочинение другого автора, графа де Мелле. Де Мелле разделил 21 карту на три группы, каждая из которых символизировала эпоху истории человечества. Карты с 21-й по 15-ю обозначали Золотой век и процесс сотворения мира, с 14-й по восьмую — Серебряный век, а нижние семь — «гнусный» Железный век, длящийся и поныне. Также граф впервые соотнес карты с буквами еврейского алфавита.
Зарисовки колоды Таро де Жебелена. Источник
Через три года после выхода работы де Жебелена французский предсказатель Жан-Батист Альетте под псевдонимом Эттейлла (его фамилия наоборот) выпустил первое пособие по гаданию на Таро. Он приписывал себе изобретение картомантии — оккультной науки о гадании на картах. Еще в 1770 году вышла его первая книга о гадании на картах, в том числе на Таро — правда, никакого Египта там не было.
Может быть интересно
Исследователи утверждают, что Эттейлла был знаком с де Жебеленом и воспринял его идеи. Эзотерик писал, что карты Таро разработала группа из 17 магов во главе с Гермесом Трисмегистом через 171 год после Великого потопа. Эттейла перевернул систему нумерации старшего аркана де Мелле и переинтерпретировал многие карты.
Первая карта старшего аркана символизировала мистика, или того, кто задает картам вопрос. Следующие семь карт изображали процесс сотворения мира — Папа обозначал сотворение света, Папесса — небес и т. д. Карты с девятой по 12-ю обозначали человеческие достоинства (тут у Эттейллы не было ничего нового), а с 13-й по 21-ю — важнейшие состояния жизни человека. Так, Маг у него обозначает печаль или болезнь, Разрушенный Храм — бедность и тюремное заключение, а Шут — безумие.
В 1788 году Эттейлла создал Общество интерпретаторов книги Таро, в которое вошли несколько десятков увлеченных спиритуалистов. В 1790-м, за год до смерти, он создал собственную колоду — первую в истории, предназначенную не для игры, а для гадания, а также основал школу магии. Ученик Эттейллы, которому он завещал руководство школой, через несколько лет будто бы просто растворился, а школа была распущена. Впрочем, в те годы французам уже было не до гаданий.
Таро Эттейллы, 1857 год. Источник
Современные адепты Таро ценят вклад, который внес в их традицию де Жебелен, однако считают его недалеким интерпретатором, а вот Эттейллу почитают гораздо более проницательным и талантливым магом. Именно ему удалось впервые связать Таро с герметической философией.
Философия герметизма возникла в поздней Античности, когда в эллинистическом Египте вступили в синтез две традиции: культы древнегреческого Гермеса и древнеегипетского бога мудрости и письменности Тота. Из их смешения возник образ Гермеса Трисмегиста — древнего полубожественного мудреца, который жил гораздо раньше, чем самые ранние греческие философы. Ему приписывают создание множества философских работ — «Герметического корпуса». В своих работах Эттейлла часто обращается к «Пэмандру» — центральной работе корпуса. Хотя еще в XVII столетии историки обнаружили, что в действительности эти тексты были написаны, скорее всего, в II–IV веках.
Герметизм — обширное учение, которое, помимо мистики, покрывает множество тем — фундаментальную философию, мораль и этику, религию. Однако в нем присутствуют и магические, алхимические и астрологические тексты. С философской точки зрения он находится на стыке неоплатонизма, пифагореизма и стоицизма. В религиозных вопросах герметизм был довольно расплывчат, хотя в общем виде и утверждал существование единого бога-создателя, который тождественен со всем сущим. Поэтому герметизм нашел отклик у некоторых раннехристианских и мусульманских теологов.
Одна из ключевых идей герметизма — принцип соответствий. Согласно нему явления из разных плоскостей бытия обнаруживают поразительное подобие, а всё сущее подчинено единым законам. Химические вещества тождественны словам, небесным телам и математическим символам, а наш мир подобен высшим, сокрытым от человека мирам. Это допущение и делает возможным магию и алхимию, в основе которых лежит символическое воспроизведение этих тождеств.
Таро в XIX веке
Великая Французская революция и наполеоновские войны прервали развитие традиции Таро почти на сто лет. Новый всплеск увлечения оккультизмом и интереса к Таро начался во второй половине XIX века. Следующим после Эттейллы великим картомантом считается мистик и философ Альфонс-Луи Констант, известный под псевдонимом Элифас Леви (1810–1875).
Его философия — гремучая смесь раннего французского социализма, которому он был верен с юных лет, свободно понятого католицизма и оккультизма. Леви презирал дешевое картежничество и фокусы и считал оккультные науки методом внутреннего совершенствования человека. Тем не менее он не гнушался экспериментировать с любыми спиритуалистскими таинствами эпохи — некромантией, общением с духом умерших и, конечно же, гаданием на картах.
В основе мистического учения Леви лежала каббала, которую он дополнял идеями из пифагореизма и христианского мистицизма.
Леви стал первым, кто напрямую связал карты Таро и каббалистическое Древо Жизни. Десять младших карт колоды символизируют десять сфирот, а 22 карты старшего аркана — связи между ними. Леви считал, что Таро придумали древнееврейские священники, составившие каббалу, а само название карт полагал акронимом слова «Тетраграмматон», которое должно заменять сакральное имя бога из четырех букв (JHWH).
Роль, которая в его системе отведена «придворным» картам младших арканов, не очень ясна.
Карты старшего аркана Таро на каббалистическом Древе Жизни. Источник
Современные адепты Таро критикуют Леви за нечеткость его системы: аналогии между буквами и картами порой кажутся притянутыми за уши и бессмысленными. Главная его заслуга — сопоставление карт с Древом Жизни и еврейским алфавитом, которое стало основным способом эзотерической интерпретации Таро.
«Золотую зарю» основали в 1888 году оккультисты Уильям Уэсткотт и Сэмюэл Мазерс. Они утверждали, что за десять лет до этого получили 60 страниц зашифрованных оккультных текстов, в которых описывались герметическая философия, каббала и магические ритуалы, в том числе способы гадания на Таро. Книга были написаны простым шифром — английским языком, но справа налево, а также с использованием еврейских цифр.
Читайте также
Уэсткотт и Мазерс рассказывали, что манускрипт передал им один известный пожилой масон, который к тому времени уже скончался. Откуда взялся текст на самом деле, неясно. В разные времена последователи ордена связывали появление манускрипта с разными тайными оккультными организациями Европы. На самом деле, вероятно, основатели «Золотой зари» сами создали его, чтобы сфальсифицировать преемственность своей организации.
Изначально философия ордена была основана на трудах Леви, Эттейллы и де Жебелена. «Золотая заря» активно эксплуатировала египетскую тему — подразделения организации были названы в честь богов Гора, Осириса и Исиды-Урании, а также каббалу — организационная структура ордена копировала Древо Жизни.
Орден просуществовал вплоть до 1970-х годов, однако по-настоящему могущественной и массовой организацией он был с 1890-х и до начала Первой Мировой войны, после чего погряз во внутренних распрях. Через «Золотую зарю» прошло множество известных и талантливых людей тогдашней Британии. О влиянии ордена на мировую культуру и религиозное сознание западной цивилизации написаны сотни книг.
Как и Леви, «Золотая заря» соотносила младшие десять карт Таро с десятью сфирот, а карты старшего аркана — со связями между ними. Мазерс дополнил эту систему, связав со сфирот еще и ранги младшего аркана: тузы со сфирот Кетер, десятки — с Малкут и т. д.
Вместе с супругой Моной Мазерс разработал свою колоду, в которой присутствовали образы из египетской, еврейской, греческой и даже кельтской и германо-скандинавской мифологии, однако большого распространения она не получила. В манускрипте «Золотой зари» было сказано, что Таро могут не только предсказывать будущее, но и влиять на него. Поэтому к использованию Таро допускались лишь члены ордена высокого уровня посвящения.
В дальнейшем развитии Таро ключевую роль сыграл неформальный лидер лондонской ветви «Золотой зари» Артур Уэйт. Его считают одним из главных интеллектуалов оккультизма той поры. Как и Леви, он питал неприязнь к демонстративным фокусам и трактовал оккультное знание и магию как способы личного развития и возвышения человеческой индивидуальности.
Уэйт критиковал попытки предыдущих авторов надуманно привязать Таро к историческим нарративам и предлагал сосредоточиться на символизме самих карт, в котором без всяких египетских божеств сокрыта та самая Тайная Традиция, которую всегда искали оккультисты. Больше всего ему претила идея связи между Таро и каббалой, которая, по его мнению, ограничивала и сглаживала мудрость карт.
В 1911 году он вместе с художницей-оккультисткой Памелой Смит создал ту самую завораживающую колоду Таро, которая сегодня считается классической. Смит и Уэйт разработали глубокомысленные символические иллюстрации для каждой карты, в том числе для младших арканов. При этом в большинстве случаев картинки устроены так, что легко указывают на значение карты. Например, на семерке мечей, которую обычно интерпретируют как сложную ситуацию, требующую неординарных решений, изображен человек, который с трудом пытается унести в руках пять мечей, при этом еще два воткнуты в землю — их у него взять не получилось.
Источник
Некоторые исследователи Таро полагают, что разработать колоду Смит и Уэйту помогли их известные друзья по «Золотой заре» — великий ирландский поэт Уильям Йейтс, который и привел Уэйта в орден, и театральная актриса и феминистка Флоренс Фарр.
После Уэйта и Смит традиция осмысления и интерпретации Таро продолжила развиваться. Однако их тонкое и оригинальное восприятие Таро по сей день является самой популярной интерпретацией карт.
В следующей части мы расскажем о том, что увидели в карточных раскладах Таро великие мистики Елена Блаватская и Алистер Кроули, как предлагал интерпретировать карты крестный отец психоанализа Карл Юнг и как их используют современные психотерапевты.