что такое таклид в исламе

Таклид или следование за учеными (1) Что это такое и для чего нужен таклид?

В наше время понятие таклида или следования за учеными (в частности, за имамами четырех мазхабов) вызывает множество разногласий. Многие мусульмане по невежеству отрицают подобную практику (называя ее «слепым следованием без знаний и доказательств»), утверждая, что человек может сам извлекать решения из Корана и Сунны или, по крайней мере, должен проверять все заключения ученых самостоятельно. Так ли это — речь об этом пойдет дальше.

*****
Таклид относится к практике нашей повседневной жизни. Под этим словом подразумевается такое поведение человека, когда он в какой-то конкретной области науки или жизнедеятельности принимает и следует мнению авторитетного эксперта в этой области, не требуя доказательств и обоснования для каждого указания или заключения эксперта. Это естественная часть человеческой жизни, его практикуют миллионы людей во всем мире, в каждом аспекте жизни.
Примеры таклида из повседневной жизни

Примеры этого можно видеть повсюду. Когда ребенок учится читать и писать в школе, это таклид. Человек, обучающийся водить машину, следует указаниям инструктора по вождению. Больной следует советам врача. Клиент следует указаниям своего юриста или консультанта в вопросах бизнеса.

Когда мы принимаем на веру какие-то факты из различных наук, таких как астрономия, история, география, археология, мы также совершаем таклид. Когда нам сообщают, что Солнце находится на расстоянии 93 млн миль от Земли, мы разве просим доказательств? Считается само собой разумеющимся, что это выводы экспертов, и их принимают на веру. Школьные учителя сообщают ученикам сведения из различных наук, и дети должны запоминать их и рассказывать на экзаменах. И можно привести еще множество примеров таклида. Отсюда следует, что таклид является естественным образом жизни и характерен не только для Ислама и исламского фикха.

Таклид в контексте исламского фикха: означает, когда простой верующий следует заключениям ученых-факихов в их интерпретации исламского права, не требуя от них объяснений – каким образом они пришли к тому или иному выводу. Это означает, что обычные верующие не обязаны совершать иджтихад, то есть множество сложных процедур и выводов, необходимых при выдаче фетвы (юридического вердикта). Обязанностью простых людей является принимать авторитет ученых и следовать их решениям.

В этом смысле таклид – большое благословение для простых людей, потому что от них не требуется входить в тонкости сложного и длительного процесса иджтихада. Умение делать иджтихад требует долгих лет обучения, большой эрудиции и тяжелой нагрузки во время приобретения специализации в различных исламских науках.

Недоразумения относительно таклида

В последнее время в вопросе таклида появляются разногласия и предубеждения. Многие мусульмане по невежеству выступают против таклида (называя его «слепым следованием без знаний и доводов»). Лучший способ устранить такое непонимание – обратиться к исламским источникам, Корану и Сунне и словам больших ученых на эту тему. Такое изучение позволит устранить недопонимание.

Роль таклида в шариате

Сама суть руководства для людей исходит из Священного Корана – «Худан ли ан-Нас» («Руководство для человечества»). Это руководство и его законы основаны на фундаментальных принципах, детали которых были ниспосланы Пророку (ﷺ), чтобы донести их до людей.

Например, в Коране говорится:

«Акыму-с-салят» («совершайте намаз»). Там не сказано, каким конкретно образом нужно совершать намаз, какие суры Корана в нем читать и т.д. Полный метод молитвы объясняет нам Пророк (ﷺ).

«Ва атуз-закят» («и выплачивайте закят»): из хадисов Пророка (ﷺ) мы узнаем, какой закят нужно выплачивать с золота, серебра, скота, земли, другого имущества, об этом не сказано в Коране.

«Ва лиЛЛяхи аля н-нас хидж аль-байти» («люди обязаны совершать хадж к дому Аллаха»). И в этом случае метод тавафа, число обходов вокруг Каабы, детали, касающиеся пребывания на Арафате, в Мине, Муздалифе, были доведены до людей Святым Пророком (ﷺ).

Таким образом, мы видимо, что без хадисов невозможно понять и исполнить указания Священного Корана даже в таких вопросах как намаз, закят, хадж. Поэтому в Коране говорится: «Кто подчиняется Посланнику, подчиняется Аллаху». (4, 80). Послушание Пророку (ﷺ) является послушанием Самому Аллаху.

В хадисах нам сказано:

«Совершайте ваши молитвы так же, как вы видите меня совершающим молитву» (Бухари).

Пророк (ﷺ) не сказал нам «совершайте молитвы в таком порядке, какой вы можете сами вывести из Корана».

Хадисы делятся на различные категории:

• Изречения Святого Пророка (ﷺ),
• Деяния Святого Пророка (ﷺ),
• Слова, действия и поступки других людей, подтвержденные Пророком (ﷺ).

Все эти категории хадисов дают указания для уммы.

Что такое кыйяс или иджтихад и для чего он нужен:

Когда Пророку (ﷺ) задавали вопрос, он отвечал на него, а иногда также задавал тому, кто его спрашивал, подобный вопрос, ответ на который был известен тому человеку. Когда он давал верный ответ, Пророк (ﷺ) говорил, что вопрос, который он задал, относится к такой же категории, как и этот, ответ на который этот человек уже знает.

Пример такой ситуации: Одна женщина спросила: «Хадж был обязательным для моей матери, но она скончалась. Могу ли я совершить его от ее имени?» Пророк (ﷺ) ответил: «да, и такой хадж будет засчитан как будто она его совершила. Скажи, если бы твоя мать имела долг, и ты оплатила бы его, он был бы засчитан?» Женщина ответила утвердительно. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Тем более, нужно выполнить свои долги перед Аллахом».

Такого рода рассуждения называются кыйяс или иджтихад в шариате.

Они используются в шариате, когда нет конкретных указаний в Коране или хадисах. Однажды Пророк (ﷺ) отправлял сподвижника Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) в Йемен в качестве правителя и судьи. Пророк (ﷺ) дал Муазу много указаний и советов, а потом спросил его:

— По каким правилам ты будешь принимать решения?

— А если ты не найдешь ответа в Коране?

— Согласно словам и указаниям Пророка (ﷺ)

— А если не найдешь и там ответа?

— Тогда я буду делать иджтихад.

Пророк (ﷺ) порадовался такому ответу и полностью одобрил его, и поблагодарил Аллаха за то, что Он сподвижнику такое понимание религии (Абу Дауд, т.2, с. 149).

Если после такого иджтихада, сделанного одним ученым, остальные будут согласны с его решением, это будет называться иджма, поскольку кыйяс и иджтихад не производят каких-то самостоятельных решений, а лишь делают очевидным и известным то, что уже содержится в Коране и хадисах, а муджтахид лишь открывает это и доводит до людей.

Человек же, который не достиг уровня и способностей делать иджтихад, должен следовать за муджтахидом, этот акт следования называется таклид.

Пророк (ﷺ) отправил Муаза ибн Джабаля как судью и правителя, чтобы люди могли действовать в соответствии с его указаниями, которые он должен извлекать из Корана, хадисов и собственного иджтихада.

Принимать все эти три источника шариата является в действительности повиновением Посланнику (ﷺ), как об этом передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Кто повиновался мне, повиновался Аллаху, и кто непослушен мне, непослушен Аллаху, кто повинуется амиру (правителю), повинуется мне, кто не подчиняется амиру, не подчиняется мне» (Мишкат Шариф, с. 310).

Предписания шариата и их виды:

Масаиль (вопросы) или предписания шариата делятся на четыре вида:

1. Четкие указания Священного Корана или хадисов. В этом случае недопустим ни иджихад, ни таклид. Их нужно практиковать в прямом смысле.

2. Есть два предписания, одно более ранее, другое позднее, и известно, что более позднее отменило раннее предписание, нужно следовать более позднему. Здесь также таклид и иджтихад недопустимы.

3. Указания, которые содержат два четких запрета, но неизвестно, какое было раньше, а какое позже, нет исторических свидетельств.

4. Указания, из которых нельзя вывести четкий запрет.

Из этого следует, что если указания 1) и 2) очевидны, то указания 3) и 4) требуют толкований. Если человек не знает, что с ними делать, это не означает, что он свободен от выполнения преписаний, содержащихся в них.

«Разве ж вы думали, что Мы создали вас напрасно [просто забавляясь] и что вы к Нам не будете возвращены (для расчёта и воздаяния)?» (23, 115) – Разумеется, это не так, мы должны повиноваться приказам Аллаха. А как мы можем это сделать, когда мы не всегда можем понять божественные повеления и запреты, которые из них были сделаны раньше, а какие позже, какие были отменены и каким надо следовать (как в случаях 3) и 4)?

Всевышний говорит – «Не следуйте за тем, о чем у вас нет знания». В этих (последних) случаях возникает необходимость кыйяса и иджтихада. Относительно третьего вида суждений – нужно понять, какому из них нужно следовать, и в четвертом случае – вывести из него четкое указание и повеление к действию. Понятно, что у простых людей нет такой способности, и они будут нуждаться в ученых.

Многие претендуют на то, что у них есть свое мнение по данному вопросу, но имеют значение только мнения, выведенные в соответствии с мнениями муджтахидов. Мнение мукаллида по вопросам шариата не принимается. Даже если муджтахид совершает ошибку, все равно он получает награду за свои усилия (как упомянуто в Бухари). А если мукаллид, действуя по своему разумению, вдруг окажется правым, на нем все равно будет грех за то, что он занялся не своим делом, в котором у него нет знаний.
Продолжение следует…

Источник

Что такое таклид в исламе?

что такое таклид в исламе. картинка что такое таклид в исламе. что такое таклид в исламе фото. что такое таклид в исламе видео. что такое таклид в исламе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое таклид в исламе.

Что такое таклид в исламе?

Таклид (или подражание) – это следование в религиозных вопросах предписаниям ученых и муфтиев какого-либо мазхаба. Возник таклид во втором веке хиджры: тогда люди обращались к ученым за помощью в решении вопросов касательно религии, права.

Мукаллиды – мусульмане, не имеющие должных знаний в юридических или правовых вопросах и следующие предписаниям ученых.

На сегодняшний день существуют четыре мазхаба :

Все они получили названия от имен своих основателей. По основным вопросам все мазхабы совпадают, что составляет около 75 %, различия заключаются в деталях.

Таклид в исламе – действие, обязательное для каждого мусульманина.

Таклид, или какому мазхабу подражать.

Мусульманин в праве самостоятельно выбрать один мазхаб, а затем следовать ему. Также разрешено переходить в другие мазхабы. Для того, чтобы следовать иному мазхабу, необходимо соблюдение некоторых условий:

И сунниты, и шииты считают таклид обязательным в правовых вопросах, в юридических и в толковании исламских практических заповедей. В суннитском мазхабе следуют таклиду ученого, которого уже нет в живых (вышеперечисленны четыре мазхаба).

Таклид ал-хасс можно разделить на три вида:

Сегодня многие считают, что можно, прочитав Коран, сделать самостоятельные выводы и придерживаться их. Но разве можно прийти к верному заключению, не имея определенных знаний? Тем более, полагаться на их правильность, прочитав приблизительный перевод Корана. Не стоит забывать, что исламские ученые посвятили века на «расшифровку» указаний Корана.

Пожалуйста, сделайте репост данной статьи. Спасибо!

Источник

Таклид в Коране

что такое таклид в исламе. картинка что такое таклид в исламе. что такое таклид в исламе фото. что такое таклид в исламе видео. что такое таклид в исламе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое таклид в исламе.

что такое таклид в исламе. картинка что такое таклид в исламе. что такое таклид в исламе фото. что такое таклид в исламе видео. что такое таклид в исламе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое таклид в исламе.

что такое таклид в исламе. картинка что такое таклид в исламе. что такое таклид в исламе фото. что такое таклид в исламе видео. что такое таклид в исламе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое таклид в исламе.

Provides a service for Muslims to ask advice of experts in belief and practice

что такое таклид в исламе. картинка что такое таклид в исламе. что такое таклид в исламе фото. что такое таклид в исламе видео. что такое таклид в исламе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое таклид в исламе.

Исламский информационно-образовательный портал

Улуль Амр (обладающий влиянием) – это мусульманский правитель, по мнению одних, и, по мнению других, это ученые религии. Второе объяснение от Джабира ибн Абдуллаха и Абдуллаха ибн Аббаса, рахимахумаЛлах (этот тафсир Абдуллаха ибн Аббаса передает Муъамия ибн Салих от Али ибн Талха, рахматуЛлахи алейхим аджмаин, Ибн Джарир 5, стр.88). Цепь передатчиков является достоверной (Аль-Иткан,80): Муджахид, Ата ибн Абу Рабах, Ата ибн ас-Саъиб, Хасан аль Басри, Абу аль-Алия и многие другие, рахматуЛлахи алейхим аджмаин.

Имам Рази, рахматуЛлахи алейхи, предпочел это толкование, сославшись на множество аргументов. Он сказал:

Лицемеры в Медине распространяли слухи касающиеся войны и мира. Некоторые простые мусульмане попали в их ловушки, и начали передавать другим то, что слышали. Это создавало атмосферу нопределенности. Данный аят указывает мусульманам не делать этого, а обратиться к улуль амр с вопросом о том, что они узнали. Знающие среди них хорошо изучат данный вопрос и дадут им правильный ответ.

Хотя этот аят был ниспослан о конкретной ситуации, принципы его толкования основываются на общих установках и правилах, заложенных в аяте. Соответственно, этот аят велит нам обращаться к людям, специализирующимся в изучении религии и следовать согласно их дедукции. Это и есть таклид. Имам Рази, рахимахуЛлах, писал про этот аят:

Мы ясно дали понять ранее, что: «Опора ставится на общие слова аята, а не на отдельное положение, для которого он был ниспослан». Таким образом, из аята мы получаем принцип, согласно которому люди, не обладающие знаниями, должны следовать тем, кто знает. Это и есть таклид.

Хатиб Багдади писал, отвечая на вопрос «для кого обяателен таклид?», что «это те люди, которые не знают методов выведения шариатских решений. Им приказано делать таклид за учеными и следовать по этому пути, потому как Аллах говорит: «Спросите обладателей Напоминания»».

Источник

ТАКЛИД

что такое таклид в исламе. картинка что такое таклид в исламе. что такое таклид в исламе фото. что такое таклид в исламе видео. что такое таклид в исламе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое таклид в исламе.

А. Значение ат-таклид и аль-иттибâ’

ат-Таклид происходит от килâда (ожерелье), в языке имеет значение «надевать ожерелье«. Согласно терминологии законоведов ат-таклид означает «действовать, не зная довода в соответствии со взглядами, мыслями и иджтихâдом другого, подражать ему».

ат-Таклид в убеждении (и’тикâд):

За исключением нескольких, ученые аль-калâма утверждали, что таклид непозволителен в вопросах и’тикâда, поскольку в Исламе наука, знание, исследование поощряется, а невежество, подражание, слепая вера не приветствуется. В качестве примера можно привести значения некоторых аятов и хадисов:

“Неужто знающие подобны незнающим?” [[205]]

“Только те из слуг Его, которые обладают знанием, страшатся Аллаха” [[206]]

“Которые прислушиваются к Слову, а потом следуют лучшему из него” [[207]]

“И отворачивайтесь от невежественных” [[208]]

«Когда творят они неподобное, то говорят: «Наши отцы делали то же, и Аллах призывает нас к тому же». Скажи: «Воистину, Аллах не призывает к неподобному»» [[209]]

“Представьте доказательства, если вы правдивы” [[210]]

“И не следуйте тому, о чем нет у вас знания” [[211]]

“Наущайтесь же, о, имеющие глаза” [[212]]

“Учение является обязанностью каждого мусульманина” [[213]]

Если так, то каждый человек, опираясь на рациональные и традиционные доводы, найдет Аллаха и уверует в Него. Поэтому не будет приемлемым для каждого человека принять веру только потому, что кто-то другой говорит и верует. Согласно Абу аль-Хасану аль-Аш’ари, вера мукаллида (подражающего) не­прочна. Конечно же, трудно принять правильность этой мысли, поскольку Пророк, (мир ему и благослове­ние Аллаха), принимал веру таких людей и не требовал от них доказательства. По этой причине суннитские âлимы считали веру мукаллида (подражающего) крепкой, однако были уверены, что он грешен, так как отка­зался от предписанного религией мышления и суждения.

Ат-Таклид в деяниях (’амал):

Мнения ученых о допустимости таклида в отношении ’ибâдâт, му’амалâт и ’укубâт были различ­ными. В этом вопросе можно выделить три категории: муджтахиды, мукаллиды (âлимы и муттаби’ун, не­способные к иджтихâду), ’авâм.

Выражаясь словами имама Шаукани,: ولهذا رسموه بأنه قبول قول الغير من دون مطالبة بحجة «…Они (ученые) его (таклид) определили как принятие слов другого человека без требования доказательства». Примерно такое же определение этому слову дали имамы Ибн Кудама в «Роудату ан-назыр» 3/1017 и Газали в «Аль-Мустасфа» 2/462)

Таклид следование мусульман предписаниям муджтахидов или муфтиев какого-либо мазхаба в вопросах, связанных с практическими предписаниями религии. Таклиду следуют те мусульмане, которые не разбираются в различных проблемах правового характера. Им достаточно спросить у знатоков исламского фикха (права) о решении тех или иных житейских проблем и следовать их словам. Тех мусульман, которые следуют таклиду называют мукаллидами.

СЛОВА УЧЕНЫХ О ТАКЛИДЕ

«Кто заявляет, что в религии нет места таклиду, тот фасик перед Аллахом и Его Посланником, ибо из его слов вытекают уничтожение Сунны и наследия праведных предков (сахабов и табиинов), опустошение Сунны и знания, претензии на свое индивидуальное мнение, новшество и расхождение. А мазхабы и мнения, которые я упоминал, – всѐ это Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а, люди хадиса, которые донесли до нас знания и у которых мы черпали это знание. Мы брали от них хадис, изучали Сунну. Они имамы и люди, достойные доверия, достойные, чтобы за ними следовали и брали их суждения. Они не были сторонниками нововведений. Это люди, которые были до вас, так что следуйте за ними, обучайтесь и обучайте. И от Аллаха тауфик.»

(Абу Яъля, «Табакат аль-Ханабиля», том 1, с. 31.)

Сказал шейхуль Ислам Ибн Теймия:

«Что касается Малика, Шафии, Суфьяна, Исхака бин Рахавейха, Абу Убайды, то Имам Ахмад во многих местах говорил, что недозволено, ученому (муджтахиду) способному на истидляль, делать им таклид и говорил: «Не делайте таклид мне! Не делайте таклид ни Малику, ни Шафии, ни Саури». В то время как он любил Шафии и хвалил его, и любил Исхака и хвалил его. Так же он хвалил Малика, Саури и других имамов. И повелел аввамам (простолюдинам) спрашивать фатвы у Исхака, Абу Убайды, Абу Саура и Абу Мусаба. И запретил ученым из числа своих сподвижников, таким как Абу Дауд, Усман бин Саид, Ибрахим Аль Харби, Абу Бакр Аль Асрам, Абу Зура, Абу Хатим Ас Сиджистани, Муслим и другим, делать таклид за кем-либо из ученых и сказал: «Берите из основ, из Книги и Сунны»».
«Аль Фатава аль Кубра»
الفتاوى الكبرى » 5/98

Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси :

وأما التقليد في الفروع فهو جائز إجماعاً فكانت الحجة فيه الإجماع ولأن المجتهد في الفروع إما مصيب وإما مخطىء مثاب غير مأثوم بخلاف ما ذكرناه فلهذا جاز التقليد فيها ، بل وجب على العامي ذلك وذهب بعض القدرية إلى أن العامة يلزمهم النظر في الدليل في الفروع أيضاً ، وهو باطل بإجماع الصحابة

«Что касается таклида в вопросах фикха, то это является дозволенным по единогласному мнению ученых. Доводом этому является иджма, поскольку муджтахид в фикхе, прав или ошибся получает вознаграждение и не ему записывается грех (за ошибку) в отличие от того, что было упомянуто. И поэтому дозволено делать таклид (в фикхе), более того, это является обязательным для простолюдина. Некоторые кадариты утверждали, что на простолюдине также лежит обязанность искать довод в фикхе, однако это является ложным по единогласному мнению сподвижников».

Сказал имам Ибн Таймиййа:

Затем: обязан ли каждый следовать за конкретным имамом в наставлениях и облегчениях? Два пути. Эти пути упомянули последователи Ахмада и Шафиъий.
Однако обязательно ли это для масс? Большинство уммы на том, что иджтихад разрешён в общем; и таклид разрешен в общем. Не обязуют ижтихадом никого и не запрещают таклид. И не обязуют таклидом каждого и запрещают иджтихад.
И что иджтихад разрешён тому, кто в состоянии делать иджтихад, а таклид разрешён тому, кто не в состоянии делать иджтихад.
А тот, кто в состоянии делать иджтихад, может ли делать таклид? В этом есть разногласие. А правильным является то, что разрешается таклид там, где не может делать иджтихад: либо при равенстве доказательств либо из-за нехватки времени для иджтихада, либо при непроявлении довода ему; ибо там, где он не может – спадает с него обязанность в том, что не может и переходит к замене и это – таклид, как, например, если бы не мог найти воду для омовения.

Также простой человек может делать иджтихад в некоторых вопросах где ему доступно, ибо иджтихад понятие делимое, и главную роль здесь играет возможность и невозможность: ибо человек в чем-то может, а в чём-то не может, но умение делать иджтихад не бывает без приобретения наук, которые дают знать искомое. По одному же вопросу из какой-то науки навряд ли можно делать иджтихад.
А Аллах субхьанахъу ва таъала знает лучше ».

Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут сказал: “К вероубеждениям саляфов также относится то, что ни один из мусульман не обязан ограничиваться мазхабом определенного ученого. Он должен смотреть мнения всех мазхабов и опираться на тот, у кого (в данном вопросе) сильнее довод и принимать самое достоверное. А что касается простого человека, не разбирающегося в этом,[78] то у него нет мазхаба, его мазхаб – это мазхаб того, у кого он спрашивает”. См. “аль-Уаджиз фи манхаджи-ссаляф” 12.

78 На мусульманине, который не обладает знаниями и который на начальном пути Ислама, нет греха за следование определенному ученому, как сказал шейх ‘Абдуль-Къадир. Он также говорил: “Мазхабом простого неграмотного мусульманина является мазхаб его имама, и то, что он следует за этим имамом, является естественным, ибо ничего другого ему не остается делать. Что же касается того, кто находится в начале пути требования знания и не может отличать сильные мнения от слабых, то он поступает в соответствии с тем, что слышит от своего шейха. Если же это укрепившийся требующий знания, который изучил фикъх и узнал доказательства всех имамов, то в этом случае он может отличить сильное мнение от слабого. И мое мнение состоит в том, что такому человеку не дозволено слепо следовать мазхабу (такълид)”. См. “аль-Му’джамуль-джами’ фи тараджимиль-‘уляма уа талябатиль-‘ильм аль-му’асырин”.

Однако необходимо, чтобы мусульманин, не обладающий знанием, спрашивал и следовал за тем ученым, кто является наиболее знающим и благочестивым. И не дозволено ему, оправдываясь своим незнанием, следовать за тем, чьи мнения соответствуют его страстям. Об этом говорили многие ученые, среди которых аль-Хатыб аль-Багъдади, имам аш-Шатыби и др. См. “аль-И’тисам” 2/861.

Источник

Таклид

С точки зрения терминологии учёных Ислама, таклид — это следование в религии за кем-то без довода от Аллаха или Его посланника ﷺ.

Аллах приказал в Кур’ане:

ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوْلِيَآءَ ​ۗ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ

«Следуйте за тем, что ниспослано вам вашим Господом, и не следуйте за другими покровителями (аулия) вместо Него. Мало же вы вразумляетесь!» (7:3)

قُلْ أَطِيعُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَإِن تَوَلَّوْا فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْكَافِرِينَ

«Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (3:32)

مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا

«Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَوَلَّوْا عَنْهُ وَأَنتُمْ تَسْمَعُونَ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите» (8:20)

وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ وَمَن يَتَوَلَّ يُعَذِّبْهُ عَذَابًا أَلِيمًا

«Кто подчинится Аллаху и Его посланнику, того Он введет в Райские сады, в которых текут реки. А кто отвернется, того Он подвергнет мучительным страданиям» (48:17)

И аятов с подобным смыслом в Кур’ане много.

Господь Миров приказывает мусульманам следовать за Откровением и подчиняться Ему безусловным подчинением, поскольку только Он имеет право устанавливать положения в религии:

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ

«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху» (12:40)

Точно также мы обязаны подчиняться и Мухаммаду ﷺ, что обусловлено его статусом посланника Аллаха:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى

إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему Откровение» (53:3-4)

مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا

«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)

Помимо Аллаха и пророка, который говорит о религии только по Откровению, никто не имеет права привносить что-то в религию от себя.

Если кто-то намеренно припишет к Аллаху или отнесет к Исламу то, чего не было ниспослано в Откровении, то совершит тем куфр, как об этом сказал Всевышний:

فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ يَكْتُبُونَ ٱلْكِتَٰبَ بِأَيْدِيهِمْ ثُمَّ يَقُولُونَ هَٰذَا مِنْ عِندِ ٱللَّهِ لِيَشْتَرُواْ بِهِۦ ثَمَنًا قَلِيلًا ​ۖ فَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتْ أَيْدِيهِمْ وَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا يَكْسِبُونَ

«Горе тем, которые пишут писание своими руками, а потом говорят: «Оно от Аллаха», — чтобы продать его задёшево. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (2:79)

وَلَا تَقُولُواْ لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ ٱلْكَذِبَ هَٰذَا حَلَٰلٌ وَهَٰذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُواْ عَلَى ٱللَّهِ ٱلْكَذِبَ ​ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى ٱللَّهِ ٱلْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ

«Пусть ваши языки не говорят лживо: «Это — дозволено, а то — запретно», — измышляя ложь на Аллаха. Поистине, измышляющие ложь на Аллаха не преуспеют» (16:116)

Если же кто-то сознательно примет себе в религию чьи-то слова, помимо слов Аллаха и Его посланника, то совершит тем самым ширк:

أَمْ لَهُمْ شُرَكَٰٓؤُاْ شَرَعُواْ لَهُم مِّنَ ٱلدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ ٱللَّهُ ​ۚ وَلَوْلَا كَلِمَةُ ٱلْفَصْلِ لَقُضِىَ بَيْنَهُمْ ​ۗ وَإِنَّ ٱلظَّٰلِمِينَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее слово, то их спор был бы уже решён. Поистине, несправедливым уготованы мучительные страдания» (42:21)

Из приведенных выше аятов можно сделать очевидные выводы:

Доводом в религии Ислам является только Кур’ан и достоверная Сунна.

Нельзя брать себе в религию слова людей, за исключением посланника Аллаха ﷺ.

Если кто-то вам говорит (или же вы где-то прочитали) о каком-либо положении в Исламе, то нельзя брать эту информацию себе в религию до тех пор, пока вы не узнаете из какого аята или хадиса она взята.

Важно понять, что требование шариатского доказательства (довода) не является некорректным поведением или, тем более, оскорблением по отношению к обладателям знания, ведь именно это нам и приказано в Кур’ане:

فَسْـَٔلُوٓاْ أَهْلَ ٱلذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Спросите у знающих Напоминание (ахлю-з-зикр), если вы сами не знаете» (16:43)

قُلْ هَاتُواْ بُرْهَٰنَكُمْ إِن كُنتُمْ صَٰدِقِينَ

«Скажи: «Приведите ваш довод, если вы говорите правду»» (2:111)

Аллах приказывает мусульманам спрашивать у знающих Откровение то, что они объяли знанием — шариатские доказательства, ведь нам не приказано следовать за мнениями людей, кем бы они ни были.

Каждый человек (в том числе и ученый) может ошибаться, поэтому мы принимаем слова обладателей знания, если они совпадают с доказательствами из Кур’ана и Сунны в понимании сподвижников, и не принимаем, если они по каким-либо причинам входят в противоречие с Откровением.

Такой подход гарантирует сохранение религии Аллаха в её первозданном виде и препятствует проникновению в Ислам мнений, которые не имеют отношения к Откровению.

Кроме того, именно посредством выяснения шариатского доказательства простые мусульмане постепенно изучают и запоминают Кур’ан и Сунну.

Человек рождается без знаний. Не каждому суждено стать ученым, однако каждый мусульманин должен изучить и знать доводы из Кур’ана и Сунны по вопросам, с которыми он на практике сталкивается в своей повседневной жизни.

Многие мусульмане, к сожалению, небрежно относятся к своей религии, по причине чего голословно причисляют себя к какому-либо мазхабу или ссылаются на слова ученого, не зная при этом, на основе каких шариатских доказательств эти слова были высказаны.

Подобный подход порицали и сами имамы мазхабов, побуждая людей узнавать довод и запрещая таклид.

Остается добавить, что хотя делать таклид в вопросах религии запрещено, нет ничего плохого в слепом следовании за знающими людьми во всех прочих мирских вопросах.

Так, например, получая рецепт от врача, мы не обязаны требовать обоснование целесообразности выписанных им лекарственных средств. Точно также мы можем сделать таклид за каким-либо иджтихадом ученого в случае, если относительно этого вопроса нет прямого шариатского доказательства.

Однако в религии мы должны следовать только за доказательствами от Аллаха и Его посланника, а поэтому обязаны изучать их посредством обращения к обладателям знания. Подобное усердие в обучении является обязательным (уаджиб), как об этом сказал посланник Аллаха ﷺ:

طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ

« Приобретение (основ шариатского) знания является обязанностью каждого мусульманина! » («Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» № 3914).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *