клан сопрано какие годы описываются
35 фактов о сериале «Клан Сопрано»
«Клан Сопрано» (англ. The Sopranos) — культовый американский криминально-драматический телесериал. В статье вы найдете самые интересные факты о самом сериале, процессе съемок и актерах данного проекта.
Обратите внимание, что этот сериал входит в топ лучших сериалов про мафию все времен.
1. Запуск
Сериал впервые вышел на экраны в 1999 году, однако его запуск планировался еще в 1990 году. Проект был разработан и полностью готов к съемкам, но в последний момент отменился руководством.
2. Имя
По сценарию Тони Сопрано носил имя Томми, но во время съемок имя изменили.
3. Условия
Актер, сыгравший Поли, дал согласие принять участие в проекте на тех условиях, что его персонаж не станет «стучать на своих». Создатели пошли навстречу и изменили сценарий.
4. Кастинг
На роль Тони Сопрано утвердили Рэя Лиотту, но актер от предложения отказался, посчитав участие в телепроекте неудачным решением для его карьеры. После ошеломительного успеха сериала Лиотта пожалел о своем решении.
5. Новый персонаж
Создатель сериала является ярым поклонником Стива Ван Зандта. Первоначально он хотел отдать музыканту главную роль, последний отказался, аргументируя решение тем, что может справиться недостаточно хорошо, и порекомендовал пригласить более опытного актера. Однако дал согласие на участие в проекте в менее значимой роли. В результате сценарий изменили, персонаж Сильвио Данте было прописан специально для Зандта.
6. Реклама
Внимательный зритель может заметить, что все телевизоры главных персонажей сериала принадлежат торговой марке Philips, это не совпадение, а так называемый product placement.
7. Декорации
Для съемок вместо традиционных декораций чаще всего использовались реальные общественные места, настоящие бары, кафе, пиццерии, бутики.
8. Стоимость
Съемки каждого эпизода обходились приблизительно в 2 миллиона долларов, это один из наиболее дорогостоящих проектов на телевидении.
9. «Карма»
В сериале имеется сцена, в которой один из персонажей стреляет сотруднику хлебной лавки в ногу, посчитав, что тот отнесся к нему с недостаточным уважением. Незадолго до этого тот же актер играл в сериале «Славные парни», где ногу прострелили уже его персонажу по той же самой причине.
10. Популярность
Рейтинг канала HBO существенно вырос после выхода проекта, телеканал получил почти 700 000 новых подписчиков.
11. Национальность
Почти все актеры, так же как их персонажи, являются итало-американцами, поэтому ближе и лучше понимают своих героев, а, следовательно, лучше могут передать характеры.
12. «Сделано в Америке»
Этот эпизод монтировали под внимательным контролем Чейза. Последний требовал, чтобы финальные титры отсутствовали, но не получил соответствующего разрешения от телеканала.
13. Имя
Джэми-Линн Сиглер в титрах носит фамилию ДиСкала, так как женщина была замужем в период съемок пятого сезона.
14. «Fuck»
Слово чаще остальных ругательств звучало в сериале, внимательные и преданные фанаты подсчитали, что за все шесть сезонов оно произносилось 3539 раз.
15. «Сделано в Нью-Джерси»
Таким было первоначальное название проекта. Руководство телеканала было против названия «Клан Сопрано», так как боялось, что у большинства телезрителей оно будет вызывать ассоциации с музыкой, что отрицательно скажется на рейтингах. Чтобы этого не произошло, обратились за помощью к художникам, изготовившим логотип названия с образом пистолета.
16. Пилотная серия
Внимательные поклонники заметили, что пилотная серия отличается по нескольким незначительным пунктам, но больше всего в глаза бросается то, что роль любовницы Тони и священника играют другие актеры.
17. Гангстеры в реальности
Тони Сирико, сыгравший Поли, не понаслышке знает о проблемах с полицией и тюремной жизнью. Мужчину арестовали несколько десятков раз, в том числе за разбойное нападение. До карьеры актера Сирико несколько лет провел в тюрьме.
Актер, сыгравший сына Тони Сопрано, был арестован по подозрению в ограблении туристов. В 2001 году после чистосердечного признания получил несколько лет условно.
Актер, играющий “Пусси”, был обвинен в нанесении телесных повреждений. Мужчина поссорился с подругой, нанес ей несколько сильных ударов. Суд приговорил его к выполнению общественных работ.
В 2006 актера, сыгравшего телохранителя Перри Аннунциату арестовали за взлом с проникновением. Мужчина заявил, что вломился в чужое жилище, посчитав его своей собственностью.
Актер, сыгравший товарища Тони, был задержан за вождение автомобиля в состоянии сильного алкогольного опьянения и за хранение тяжелых наркотиков.
Актер, сыгравший подручного Тони, был задержан за распространение тяжелых наркотиков. В начале 2006 мужчину задержали и обвинили в убийстве (он стал одним из подозреваемых в соучастии ограблению, закончившемуся перестрелкой).
18. Подруга Кристофера
Этого персонажа в проекте не планировалось, актрису приглашали только на первые эпизоды. Однако режиссеру так понравилась актерская игра, что он убедил создателей доработать сценарий и добавить нового постоянного персонажа.
Актриса, сыгравшая Ливию Сопрано, умерла во время съемок 28 эпизода. Однако продюсеры решили оставить персонажа в сериале, используя компьютерную графику, скомбинировав образ женщины с телом дублерши. Съемки обошлись студии в несколько сотен тысяч долларов.
20. Камео
Создатель «Клана Сопрано» сыграл в проекте небольшую роль. Его можно заметить в семнадцатом эпизоде, когда Поли пытается заговорить с мужчиной в кафе. Последний отворачивается, игнорируя вопросы. Этим мужчиной и был главный сценарист сериала.
Еще один из создателей замечен во втором сезоне. Он сыграл пациента Мелфи, и после появился в сезоне еще пару раз. По признанию мужчины, это не было запланировано, но так просил режиссер.
Оператор проекта имеет русское происхождение. Мужчина сыграл роль преступника, который по сюжету был русским.
21. Заставка
Создатель сериала настаивал, чтобы каждый эпизод или каждый сезон отличался вступительными титрами. По его мнению различаться должна была в первую очередь музыка, однако позже актером и съемочной группе удалось убедить его, что это не понравится зрителям. Руководство телеканала настояло, чтобы у сериала была одна главная музыкальная тема, с которой в дальнейшем фанаты смогут ассоциировать проект.
22. Замена
Изначально Кармелу Сопрано должна была сыграть Лоррейн Бракко. Актриса заявила, что играла похожего персонажа в другом проекте. От участия в съемках она не отказалась и прошла пробы на другую роль.
23. Мать
Создатель «Клана Сопрано» признался, что взаимоотношения главного героя сериала с матерью с точностью копируют взаимоотношения самого Дэвида Чейза с родителями. Мать Тони носит имя Ливия, так же как и мать Чейза.
24. Башни
В первых сезонах внимательные фанаты заметили в кадре башни-близнецы. Лучше всего они видны из машины Тони. В последующих сезонах они заменены видами на стройку.
25. Фильм
Изначально «Клан Сопрано» планировался, как полнометражный фильм, повествующий о преступнике, имеющем сложные отношения с матерью и проходящим лечение у психотерапевта. Дэвид Чейз уже был готов приступить к более тщательной подготовке съемок, однако его переубедил менеджер. Многосерийный формат оказался более удачным вариантом.
26. Психотерапевт
Продумывая новый сценарий, Дэвид Чейз часто прибегал к услугам частного психотерапевта. Так пришла идея раскрывать внутренние проблемы и переживания главного героя с помощью доктора Мелфи.
27. На реальных событиях
В основу сюжета «Клана Сопрано» положена реальная история крупной преступной группировки, ведущей свои дела в Нью-Джерси.
28. Отсылки и пасхалки
На протяжении всего сериала звучит довольно много отсылок к старым фильмам о гангстерах и мафиози. Однако чаще всего звучат отсылки к культовому фильму «Крестный отец».
В сериале показаны флешбеки, в которых фигурирует телевидение. Это реальные кадры судебного разбирательства, в которых внимательные зрители узнали репортажи о громком деле Симпсона.
В финальном сезоне Энтони младший становится свидетелем избиения чернокожего велосипедиста и спрашивает у своего психотерапевта «почему мы все не можем поладить?». Подобную фразу в реальности когда-то сказал афроамериканец Родни Кинг после того, как был жестоко избит полицейскими. В свое время этот случай в Америке вызвал массовые волнения, а на улицы вышли толпы протестующих.
В первой серии из телевизора доносятся звуки «досье детектива Рокфорда». Девид Чейз работал над этим проектом до «Клана Сопрано».
Название 13 серии пилотного сезона – отсылка к старой многосерийной комедии «Я мечтаю о Джинни».
29. Сложный кастинг
На всех пробах Дэвид Чейз присутствовал лично. Актеры признались, что это были самые сложные прослушивания в жизни, так как в процессе Чейз не давал никаких комментариев, сидел с «каменным» лицом и постоянно требовал повторять одни и те же диалоги и сцены, словно был недоволен актерской игрой. Он не давал положительных или отрицательных оценок, поэтому каждый из актеров, проходивших пробы остался уверен, что его не возьмут на роль. Дэвид Чейз позже признался, что попросту был слишком сосредоточен на работе.
30. Близнецы
В восьмом эпизоде девушек-близнецов сыграла одна актриса Сандра Сантьяго, так как она идеально подошла на роль, а искать подходящих сестер не было времени.
5 причин, почему «Клан Сопрано» — великий сериал, изменивший современное телевидение
«Клана Сопрано» стал не просто одним из самых высоко оцененных сериалов в истории, но и начал новую эру в телевидении, третью по счету золотую эру, которая продолжается до сих пор. Главная скрепа этой эры — кабельные драмы об антигероях, в которых детально разбирается сложная жизнь плохих людей, и Тони Сопрано — естественно, прародитель всех этих антигероев. Двадцатилетний юбилей, а также готовящийся приквел «Множественные святые Ньюарка», который выйдет в этом году, — хороший повод пересмотреть сериал и оценить, как «Клан Сопрано» повлиял на современные ТВ-шоу. При пересмотре можно и поразиться тому, что сериал за 20 лет совсем не потерял актуальности, и обнаружить, что не все последователи хорошо усвоили уроки «Сопрано». Вот пять причин, почему это так.
Создатели «Сопрано» хорошо понимали, что сериалы — это не кино
До «Сопрано» Дэвид Чейз (сценарист сериала. — Esquire) проработал на телевидении 20 лет, тем не менее конкретно эту идею он хотел сначала воплотить в виде фильма. Коллега в 1995 году переубедил автора — и это было правильное решение. Когда спустя три с половиной года сериал вышел на кабельном канале HBO, многие зрители отметили, что выглядит он «совсем как кино», что подразумевалось как комплимент, но стало бичом текущей золотой эры.
Под «как кино» имеется в виду качество съемки, игра актеров, сложность драматического развития и вообще наличие развития персонажей — и действительно, на момент выхода «Клана Сопрано» все это для телепродукции было скорее редкостью. Но «Сопрано» — это все-таки сериал. По структуре, по работе с персонажами. В конце концов, по опыту авторов: вся изначальная команда Чейза много лет работала на телевидении и про сериалы знала куда больше, чем про кино. И именно поэтому «Сопрано» сработал. Не потому, что HBO решили показать зрителям очень длинный фильм, а потому что максимально использовали потенциал сериалов как отдельного вида драматического искусства.
В частности, в «Сопрано» впервые раскрыли весь потенциал сериализации для глубокого изучения сложных характеров. То, что в классической трехактной структуре кинофильмов никак не сработало бы; тут нет на самом деле единой истории, тут есть один персонаж, который в разных историях ведет себя немного по‑разному и участвует в них на разных ролях, не всегда первостепенных. Именно поэтому сериалы в итоге стали идеальным медиумом для историй про антигероев.
Тем временем ярлык «как кино» оказался довольно вредным как для зрителей, так и для индустрии. В начале новой золотой эры многие зрители так и продолжили делить сериалы на те, которые как кино — то есть заслуживающие похвалы, и которые просто сериалы — то есть что-то проходное. Такой элитизм и снобизм незаслуженно принижал значение сериалов как отдельного жанра и оставлял за скобками золотой эры многие работы, которые заслуживали куда большей похвалы, чем получали (например, ситкомы «Студия 30» или «Сообщество»). С другой стороны, производители контента скоро поняли, что сериалы продавать проще, и сериализации стали подвергать многие проекты фильмов. Это случилось, например, с вестерном «Забытые Богом», который буквально был переписан из фильма в мини-сериал для Netflix. Критики отмечали неплохую основную линию шоу, но слабые второстепенные — то есть как раз те, которые были дописаны в попытке сериализации. И, вероятно, как фильм проект сработал бы намного лучше, но его погубила идея о том, что «престижное» ТВ — это как кино, только длинное.
Сам «Клан Сопрано», конечно, не виноват в том, что так все сложилось. Но когда смотришь его сегодня, то куда очевидней, что от кино там практически ничего нет и что работает он именно как сериал. И в этом же кроется причина следующего пункта.
Зрители «Клана Сопрано» действительно провели семь лет вместе с героями
Одна из особенностей телесериалов в том, что они часто делают зрителей членами той компании, о которой рассказывают. Зритель всегда жил в Твин Пиксе, был седьмым из «Друзей» и, конечно, был одним из семьи Сопрано. Поэтому в «Клане Сопрано» много внимания уделялось быту: семейные ужины и воскресные обеды, появляющиеся из ниоткуда родственники. И особенно болезни — по количеству сцен в больнице «Сопрано» может конкурировать с иными сериалами про врачей, и довольно небольшое количество этих сцен было связано с мафиозной стороной сериала, куда больше — просто с жизнью героев.
Многие последователи «Сопрано» такой тест на попадание в семью провалили. В «Безумцах» и «Подпольной империи» (тот и другой — проекты сценаристов «Клана Сопрано») жизнь персонажей хоть и воссоздана с ревностной детализацией, но все равно сильно гламуризирована — зритель больше наблюдает за этой красотой со стороны, чем непосредственно участвует.
«Клан Сопрано» в своем погружении зрителя в семью наследует классическим ситкомам, но с одной поправкой — во главе семьи самый настоящий убийца и тиран, и это совсем не смешно. Если ситкомы держат зрителя в своей компании потому, что ему там хорошо, то из семьи Сопрано зритель не убегает по той же причине, по которой сестры и братья не оставляют друг друга с жестокими родителями.
Еще один безусловный плюс такого подхода в том, что в «Сопрано» изначально хорошо понимали, что делать с персонажами-детьми. Пока в «Очень странных делах» панически пытаются спрятать признаки пубертата своих актеров, в «Клане Сопрано» взросление маленьких героев было заложено изначально, а также и та роль, которую повзрослевшие дети потом сыграют. Эти простые правила о том, что дети взрослеют и это нужно учитывать при планировании сюжетов, почему-то оказались недоступны для большинства последователей. Но 20 лет работы на телевидении все-таки помогли заранее спланировать подобные вещи.
«Клан Сопрано» — единственный сериал, который смог справиться со своим антигероем
И, кстати, о жестокости родителей. Да, Тони Сопрано был первым большим телевизионным антигероем, но удивительный факт — кажется, он остался единственным настоящим злодеем (за исключением разве что коня БоДжека). «Во все тяжкие», «Американцы», «Сыны анархии», «Блудливая Калифорния», «Рэй Донован», «Барри» — многие последователи пытались создать целостные образы антигероев, которые разрушают все вокруг себя, но практически все в итоге сдавались и в какой-то момент давали повод посочувствовать персонажам, если не обеляли их. Тони же реально оставался злодеем до самого конца и на каждый повод ему сопереживать отвечал каким-нибудь новым, еще более жутким злодейством. «Клан Сопрано» никогда не занимался моральным релятивизмом, не пытался оправдать действия Тони и только зарывался в причины того, почему он таким получился.
При этом для многих зрителей образ Тони казался куда более спорным, а некоторым кажется таким до сих пор. Совсем недавно, например, в русской версии Harvard Business Review приводили «Клан Сопрано» как «хороший пример правильно организованного бизнеса». Неудивительно, что и многие последователи воспринимали шоу как оду сложным личностям и создавали уже собственных антигероев без той установки в уме, которая была у Чейза, — что они безусловное и абсолютное зло. Но это говорит не столько о том, что шоу «неправильно поняли», а скорее о том, почему оно актуально до сих пор и как оно задало тон другим «престижным» сериалам золотой эры.
«Клан Сопрано» начал разговор о многих социальных проблемах, которые до сих пор остаются в центре внимания на ТВ
В одном из первых эпизодов коллеги Тони Сопрано выясняют, что он начал ходить к психотерапевту, а сам Тони узнает про своего дядю (и босса их ячейки мафии) Джуниора, что тот любит делать куннилингус своей подруге. И поход к терапевту, и куннилингус — это, конечно, «не мужские» поступки, просочившаяся правда подрывает авторитет обоих мафиози и во многом становится причиной длинной цепочки печальных событий. «Клан Сопрано» поразительным образом выдерживает проверку на соответствие современным, резко за последние десять лет поменявшимся, нормам морали. Задолго до того, как «токсичная маскулинность» стала термином из новостного цикла и основной темой десятков современных сериалов, «Клан Сопрано» уже начал исследование на эту тему. И про подавленную сексуальность тоже, и про ксенофобию (особое внимание уделяется расизму Тони, поразительному на фоне того, что сами итало-американцы за белых в американской культуре стали считаться только в середине XX века), и про культуру насилия и, конечно, феминизм — в этом плане очень важен (и трагичен) персонаж Кармелы, жены Тони.
Как и, например, в «Безумцах», в совсем недавнем «Хорасе и Пите» или даже в «Рассказе служанки», «Клан Сопрано» особое внимание уделяет нормам в том обществе, о котором он рассказывает. Нормам, согласно которым бить жен и любовниц — это нормально. Согласно которым у мужчины в принципе обязана быть любовница, а если ее нет — то он одновременно и уникальный человек, но и немного подкаблучник. Да, Тони при этом, конечно же, абсолютно испорчен своей мамой, и она во многом ответственна за то, что он таким получился. Но в то же время старшие друзья Тони, знавшие его отца, со смехом вспоминают, как Сопрано-старший прострелил жене дырку в прическе — будто это совсем безобидный анекдот.
При этом у «Сопрано» почему-то получается подходить к этим темам тоньше и аккуратнее, чем многим современникам. Здесь нет ситуаций, будто специально созданных для высказывания аргументов в споре, потому что и спора тоже, в общем-то, нет. Сериалу на момент выхода удалось избежать дискуссий о том, насколько он соответствует тем или иным моральным нормам. Никакого #MeToo еще не было и в помине, но представления о морали у авторов при этом вполне современные — и они все сделали по совести.
Финал «Клана Сопрано» — лучший финал в истории телевидения
И это, конечно, главная подлость, которую сериал совершил со всеми своими последователями — никто не сможет теперь закончить шоу так же. А именно — просто черным экраном, резким обрывом на полуслове, внезапно прерванной линией осциллографа.
Ведь одно из главных отличий сериалов от кино в том, что они не приемлют финалов в принципе, они, по сути, не должны кончаться. Вряд ли есть в мире хоть какая-то концовка, которая устроила бы зрителей «Остаться в живых» или «Игры престолов». Впрочем, концовка «Сопрано» подошла бы хорошо и этим двум.
Финал «Клана Сопрано» — не о том, выжил ли Тони или нет. Куда важнее то, что нам уже точно дали понять, что Тони неизлечим, он не поменяется, и остается только от него убежать. Мир «Клана Сопрано» не закончился с финалом, вполне вероятно, что в нем есть еще с десяток сезонов, где Тони так же ходит к терапевту и так же остается ужасным человеком, — но, к счастью, нам показали достаточно, чтобы можно было это уже не смотреть. Финал «Клана Сопрано» — это как любимый ситком, резко оборванный на последнем удачном сезоне; лучшая судьба для любого телесериала, который не хочет притворяться кино и иметь какой-то осмысленный финал. В конце концов, в жанре, где всего всегда намного больше — событий, персонажей, смыслов и так далее, — не может быть лучшей точки, чем троеточие.
Клан сопрано какие годы описываются
Развлекательное сюжетное телевидение было изобретено как безобидное и бездумное развлечение для максимально широкой аудитории. Его оригинальная задача — не загружать зрителю мозги, создавать атмосферу уюта и покоя, безопасности и предсказуемости, которых так не хватает в реальном мире.
На это работают мыльные оперы, ситкомы и процедурные шоу из жизни полицейских, врачей и адвокатов. У них хорошие рейтинги и большое количество сезонов, и даже после их завершения компании-создатели получают огромные деньги с продажи этих сериалов другим вещателям (так называемой «синдикации»). Большего, строго говоря, не нужно никому — ни продюсерам, ни зрителям, ни представителям самой непыльной в мире профессии: «телевизионный критик».
Но иногда в сериалы приходят люди, которых не устраивает статус кво, которые не могут не стремиться к большему и лучшему, которые меняют всю картину мирового телевидения, а потом и сам мир, уткнувшийся в телевизоры. В 50-х это был Род Серлинг с «Сумеречной зоной», в 60-х — Джин Родденберри со «Стар Треком», в начале 90-х — Крис Картер с «Секретными материалами». В конце 90-х настало время сценариста и продюсера Дэвида Чэйза, который создал сериал «Сопрано», по культурной значимости превзошедший все вышеперечисленные.
Чэйз — крайне мизантропичный италоамериканец, к 1997 году проработавший на американском телевидении больше двух десятилетий, занимавшийся как детективами (The Rockford Files), так и трагикомедиями (Northern Exposure). В середине 90-х Чэйз практически случайно написал пилот сериала о простом боссе италоамериканской мафии, решившем записаться на прием к психиатру. Вот как описывает обстоятельства создания «Сопрано» сам Чэйз в предисловии к сборнику сценариев из первых 3 сезонов сериала:
В 1996 году Ллойд Браун, продюсер в Brillstein-Grey Entertainment, попросил меня написать телевизионную версию «Крестного отца». Меня это не заинтересовало, но предложение Ллойда напомнило мне об идее для фильма, появившейся у меня на несколько лет раньше — очень удачно, во время моей собственной психотерапевтической сессии, — о мафиози, впавшем в депрессию и записавшемся к психиатру. Из этой идеи развился первый сезон «Сопрано».
Когда пилот все-таки был написан, от него отказались все американские каналы бесплатного вещания:
Пилот The Sopranos я написал для Fox, где его не взяли. Не взяли его и на всех других крупных каналах. Но это оказалось только к лучшему, потому что сериал в его нынешнем виде никогда бы не попал на экран на обычном телевизионном канале. И дело не в обнаженке, мате или насилии. Руководство каналов беспокоило количество деталей, сложность, непривычный темп развития сюжета.
Далее Чэйз блестяще формулирует разницу между своим и традионным подходами к телевидению:
Я считаю, что на стандартном телевидении герои ВСЕГДА говорят то, что думают. Мой сериал — о том, как люди ведует себя пассивно-агрессивным — или просто агрессивным, — образом. «Сопрано» — шоу, которое можно было снять только на HBO. С другими каналами у нас не срослось бы. Общественные телевизионные каналы обычно хотят то, что знакомо зрителю. Думаю, они бы с этой моей оценкой согласились.
Законченный пилот полгода пролежал на полке у кабельного канала HBO — Чэйз сначала искал средства для превращения пилота в полнометражный фильм, а потом вообще махнул рукой на проект и стал устраиваться шоураннером в другой сериал. Но в последний момент компания заказала Чэйзу первый сезон из 12 эпизодов…
The Sopranos не только оказался первым сериалом на платном кабельном телевидении, который смотрели больше американцев, чем сериалы с бесплатного общественного вещания. С «Сопрано» родилось само понятие «престижного телевидения», которое по качеству ничуть не уступает высокобюджетному полнометражному кино… и значительно превосходит эту форму искусства по широте охвата материала и детальности проработке мира и персонажей — не говоря уж о банальной продолжительности истории.
Как и в любом хорошем сериале, 90% качества «Сопрано» заложено в сценарной основе. Дэвиду Чэйзу было очень трудно сформировать вокруг себя команду сценаристов, понимающих специфику созданного им антигероя и особенности общения людей из рабочей среды Нью-Джерси (не обязательно мафиози): он десятками увольнял сценаристов, пытающихся писать, «как положено на телевидении» вместо того, чтобы оформлять в новый формат реальную жизнь со всей ее абсурдностью и непредсказуемостью.
Но постепенно у The Sopranos собралась сценарная комната из величайших американских драматургов того (да и нашего) времени: сам Чэйз, Теренс Уинтер, будущий создатель «Подпольной империи» и «Винила», и некий Мэттью Вайнер, привлекший внимание Чэйза своим крайне оригинальным телевизионным пилотом из жизни американских рекламщиков 60-х годов (который поставят только через 10 лет). Их работа непоправимо поменяла мировосприятие американским зрителям и кинематографистам. Первые поняли, чего можно добиться от кино и телевидения. Вторые — как этого можно добиться.
9% — фантастическая актерская работа Джеймса Гандольфини в роли Тони Сопрано, самого неординарного главного героя, когда-либо появлявшемся на американском (да и любом другом) телевидении. Тони не подходит на главную роль как физически, так и психологически: это лысеющий, грузный, тяжело дышащий в нос убийца-социопат, постоянно всем лгущий, изменяющий жене, ищущий, что бы украсть или кого развести, его чуть ли не единственное положительное качество — типичная для социопатов сентиментальность по отношению к некоторым животным (уткам).
Но герой Гандольфини — это нечто гораздо большее, чем его описание на странице. Это не поддающийся классификации образ, не герой, не злодей и даже не антигерой, сюжетный хамелеон, отражающий в себе любые, самые сложные темы, заложенные той или иной серией, но при этом не меняющийся и не развивающийся лично. На Тони не действуют обычные законы голливудской драматургии, у него нет арки развития. Между его первым и последним визитами в офис психиатра Дженнифер Мелфи (Лоррейн Бракко) — шесть лет агонизирующего самокопания в личных и профессиональных проблемах, самых разных эмоций, снов, галлюцинаций, мечтаний, подробностей биографии и чрезвычайных ситуаций, которые изменили бы любого другого человека или персонажа.
Тони в последней серии точно тот же, что и в первой: лжец, манипулятор, негодяй и преступник. Гандольфини одним взглядом исподлобья передает больше эмоций, чем другие актеры — длинными монологами. В каждой отдельной серии он создает очень сложную эмоциональную картину, в которой любой зритель может увидеть отражение своих эмоций.
Высший пилотаж тут в том, что под всей этой внешней эмоциональностью кроется отсутствие обычных человеческих чувств. В сериале в целом Тони — гуманоидное пятно Роршаха, в котором и аудитория, и Мелфи видят то, что хотят: непримерного семьянина, динамичного среднего американца с очень вредной работой, бизнесмена ранних 2000-х, пытающихся развивать в новом тысячелетии унаследованное от отца дело, разбираясь с конкурентами, придурковатым племянником и нерадивыми подчиненными.
В финале последнего эпизода «Сопрано» Чэйзу в буквальном смысле слова пришлось показать зрителям черный квадрат, зияющую пустоту на экране, чтобы они наконец-то задумались над тем, кому сопереживали и за кого болели в этом сериале. За Тони на телевидение придут Декстер Морган, Уолтер Уайт, Вик Мэки и прочие обаятельные социопаты, с которыми будут мощно ассоциироваться определенные группы зрителей… но Гандольфини успел раньше, лучше и универсальнее.
Оставшийся 1%, которого хватило бы любому другому сериалу не десяток сезонов безбедной жизни, — это уникальная, атмосферная и неторопливая режиссура, потрясающая операторская работа Алика Сахарова и Фила Абрахама (два оператора на 6 сезонов — залог узнаваемого по одному кадру видеоряда) и аутентичные актеры второго и третьего плана, среди которых попадаются и реальные отсидевшие бывшие мафиози вроде Тони Сирико.
В основе сюжета первого сезона «Сопрано» лежит реальная история криминальной «семьи» из Нью-Джерси, глава которой, Джейк Амари, умер в 1997 году от рака кишечника, после чего между тремя фракциями внутри семейства началась жестокая борьба за власть с привлечением настоящих больших семейств из Нью-Йорка. Чэйз сам вырос в Нью-Джерси (примерно в тех районах, что показаны в шоу) и ходил в школу с детьми местных мафиози. Как он сам это объясняет, всю информации о мафии Чэйз получил из вторых рук.
То, что дело происходит не в крупнейшем мировом мегаполисе, а в индустриальных пустошах и пригородах по другую сторону реки Гудзон, придает The Sopranos совершенно уникальную для телевидения и кино приземленность. До «Сопрано» считалось, что если уж фильм или сериал и стоит снимать, то обязательно про самых главных мафиози из самой главной семьи самого главного города… причем лучше по реальным событиям, по книге какого-нибудь мафиози или специализирующегося на мафии журналиста.
В The Sopranos реальные события в мире мафии послужили лишь завязкой — после смерти Джеки Априла сценаристы либо придумывали детали внешних и внутренних конфликтов «бригады» Тони сами, либо заимствовали какие-то моменты из истории мафии других эпох и городов.
Центральный конфликт в большей части сериала — вовсе не между Тони и его дядей-мафиози Джуниором, а между Тони и его находящейся «не при делах» престарелой мамой, Ливией Сопрано (Нэнси Маршан). Все обстоятельства этой эпической конфронтации характеров были взяты Чэйзом из собственной жизни — включая образ сильной, коварной, доминирующей, но притворяющейся болезненной и беспомощной матери.
Жизнь среднего мафиози в Нью-Джерси так похожа на жизнь среднего американца, что создатели «Сопрано» смогли использовать свой сериал как рупор для освещения любых интересующих их вопросов: тут есть серии про черную и белую американскую музыку, про Голливуд, про поиск хорошего колледжа и про монтаж домашнего кинотеатра.
Все смотрится очень органично, потому что реакции бригады и семейства Тони на последние технологические новшества и события массовой культуры тут крайне нетелевизионные: очень редко кто-то высказывает четкое мнение или говорит что-то действительно остроумное. Диалоги в «Сопрано» — смесь несмешных шуток, неправильных каламбуров, испорченных цитат и обсуждения сцен из популярных фильмов.
Сравните типичный разговор за семейным столом Сопрано или в «офисе» Тони в клубе Bada Bing! с каким-нибудь монологом или диалогом Тарантино: блестящее владение английским языком ощущается и там, и там, но в одном случае перед нами тщательно стилизованный разговор живых людей, а в другом — общение стереотипов из других фильмов в голове сценариста средних лет без особого жизненного опыта.
В «Сопрано» чаще цитируются не криминальное и не жанровое кино, а сюрреалистичный артхаус, в основном — фильмы Федерико Феллини, особенно «8 с половиной». Взаимосвязь между искусством и жизнью, снами и реальностью, подсознанием и осознанными формами поведения — все это в сериале исследуется очень тонко и глубоко. Организованная преступность тут — лишь средство привлечения зрительского внимания к этим очень личным и специфическим для Дэвида Чэйза проблемам и вопросам.
«Сопрано» первым из американских драматических сериалов превознес банальность, абсурд, музыку повседневности, на которых потом будут стоять «Прослушка», «Дурман» и «Во все тяжкие» с «Лучше звоните Солу». Похоже, что критерий отбора сцен в сценарий у Чэйза был один: видели ли или слышали мы нечто подобное раньше в кино или на телевидении? Если да, то фраза, сцена или целый эпизод отбраковывались. Если нет, шли в дело.
И рабочая, и настоящая семья Тони в «Сопрано» получились не менее американскими, чем в «Симпсонах» (где Гомер — еще один очень сложный, обманчивый, неспособный меняться персонаж). Но Северная Америка сама по себе — символ слияния различных мировых культур, этот сплав представляет интерес и за пределами США, людям, не знакомым с реалиями, которые обыгрываются в сериале.
В США The Sopranos стали классикой еще во время трансляции, сериал понравился практически всем, включая профессиональных мафиози (особенно выделявших актерскую игру Гандольфини). Но и в России, в трансляциях на НТВ в очень условном и несовершенном переводе, сериал стал настоящим окном в новую реальность: и мы тоже никогда ничего подобного не видели ни в кино, ни по телевидению. Вместо стереотипов на экране — настоящие живые люди, обсуждающие настоящие жизненные вопросы и время от времени кого-нибудь убивающие…
Шок от первого просмотра классического эпизода 3 сезона Pine Barrens сопоставим разве что с ощущениями от первого просмотра «Криминального чтива» на видеокассете. Тони в этой серии почти не участвует, в центре событий тут — крайне неуклюжая охота Кристофера (Майкл Империоли) и Поли (Тони Сирико) за русским мафиози в заснеженном лесу на юге штата Нью-Джерси.
Лучший момент эпизода (да и всего сериала) наступает, когда Тони пытается по телефону объяснить Поли, с кем они имеют дело, а Поли плохо слышит и перевирает слова Тони Крису…