у создателя майнкрафта был сын
Minecraft Wiki
Из-за новой политики Microsoft в отношении сторонних ресурсов, Minecraft Wiki больше не является официальной. В связи с этим были внесены некоторые изменения, в том числе и обновлён логотип вики-проекта. Подробности на нашем Discord-сервере.
Маркус Перссон
Маркус Алексей Перссон (Markus Alexej Persson)
1 июня 1979 (42 года)
Создание Minecraft,
основатель и бывший владелец Mojang AB
Notch, Markus Alexei
Ма́ркус Алексе́й Пе́рссон (швед. Markus Alexej Persson; также известен под псевдонимом Notch) — программист C++, Java и ActionScript. Является создателем популярной компьютерной игры Minecraft. Дальнейшей разработкой игры занимается его компания Mojang AB, которую 15 сентября 2014 года он продал Microsoft и ушёл из неё.
Содержание
Биография
Маркус родился 1 июня 1979 года. Жил в Дании, пока не переехал со своими родителями в Швецию. Пошёл в школу уже в Швеции. Начал программировать в семь лет на домашнем компьютере Commodore 128. Свою первую текстовую приключенческую игру разработал в восемь лет. Четыре года работал программистом в King.com, до 2009 года. Для King.com разработал такие игры как «Funny Farm», «Luxor» и «Carnival Shootout». После этого непродолжительное время разрабатывал jAlbum. Также является одним из основателей Wurm Online, тем не менее больше не работает над этим проектом. Создал несколько игр для соревнования Java 4K Game Programming Contest, например «Left 4K Dead», «Mega 4K Man». Принимал участие в конкурсе Ludum Dare.
15 сентября 2014 Маркус продал свою компанию Mojang AB вместе со всеми сотрудниками Microsoft за 3 млрд евро. Объяснил он это тем, что деньги его не волнуют, он просто не думал что его творение станет настолько популярным, и на нём будет такая ответственность.
Личная жизнь
Маркус Алексей Перссон живёт в районе Сёдермальм, Стокгольм, Швеция. Является членом Mensa Sweden. 13 августа 2011 года женился на Элин Зеттерстрэнд. Через год, 15 августа в твиттере Маркуса появилась запись о том, что теперь он холост.
Нотч создает электронную музыку под псевдонимом Markus Alexei. Перссону нравятся фильм Бойцовский клуб, серия фентези-романов «Песнь льда и пламени» писателя Джорджа Р. Р. Мартина и музыкант Aphex Twin.
Он подверг крупные игровые компании критике за их позицию в борьбе с пиратством. Является членом политической партии Swedish Pirate Party.
Minecraft
Самая известная и популярная разработка Маркуса Перссона. Он создал её на основе маленькой инди-игры — Infiniminer, которая через месяц после релиза закрылась из-за банкротства, и выложила код своей игры в открытый доступ. Маркус решил сделать мод к этой игре, который перерос в полноценную игру.
0x10c
Многопользовательский космосим от 1-го лица. Действие происходит в далёком будущем. Разработка была остановлена.
Breaking the Tower
Игру «Breaking the Tower» Перссон создал для конкурса Ludum Dare. Игра была написана в течение двух дней. Действия игры разворачиваются на маленьком острове, где игрок должен добывать ресурсы, строить дома и готовить солдат, чтобы они смогли уничтожить башню на острове.
Scrolls
Перссон и Якоб Порсер придумали идею для игры «Scrolls», позаимствовав элементы настольных игр и коллекционных карточных игр. Перссон заявил, что не будет принимать активное участие в разработке игры.
Конкурсные игры
Перссон создал большое количество игр для различных конкурсов.
Зарегистрируйся и получай приятное общение и бонусы на сервере!
Здравствуйте, друзья! Хотите чего-то нового? Ведь все эти надоевшие сервера с безграничным донатом, кучи неадекватных детишек уже порядком надоели! Это похоже на бездонную пропасть, полную мерзости и печали! но у всего есть конец! Вот и этой пропасти пришел конец! Вы встретили этот сервер! Вот вы спросите, чего такого в этом сервере?
А я Вам отвечу:
— Вы можете начать играть сразу без регистрации.
— Наш сервер без гриферов. Любое гриферство и воровство запрещено.
— Вы можете играть с любого клиента с лицензией.
— Наш сервер майнкрафт без дюпа и без 1000 лвла. Можно сказать ванильный майнкрафт сервер с минимальным количеством плагинов для приятной игры
— На нашем сервере средний возраст игроков 18+, у нас самые адекватные взрослые майнкрафтеры.
— У нас есть уникальные работы. Все работы строились без плагинов, вручную.
— Есть разделение на гражданский и игровой миры.
— Можно играть даже с мобильного устройства!
Подробнее как начать играть.
Однако перед началом игры. Прочтите краткую информацию о сервере, раздел на сайте чаво, а также наши правила.
Подходит? Тогда залетай к нам по ip: play.fantasticcraft.ru
История одного человека. Маркус Перссон «Нотч» создатель Minecraft.
Швеция, Стокгольм, понедельник, семь вечера. Маркус Алексей Перссон сидит на балконе своего офиса, потягивая коктель, который быстро валит человека с ног, Red Bull c водкой. 3 часа назад он клялся себе, что не будет сегодня пить, поскольку в прошлый четверг он влил в себя 12 порций алкоголя, пытаясь справиться с инфекцией в ухе. Тем не менее он щедро разливает по рюмкам водку, и мы наблюдаем, как люди, работающие в многоэтажных офисных центрах по соседству, неустанно стучат по своим клавиатурам.
«Он выглядит озабоченным», — говорит Перссон, указывая на человека в здании напротив, который уставшее трет лицо, уставившись в компьютерный экран. Перссон наблюдает за этим работником еще несколько секунд, затем это ему наскучивает и его внимание переключается на собеседников.
В последние пять лет большую часть времени этот 35-летний швед провел, как тот человек в офисе напротив: он пребывал в постоянном напряжении из-за своего детища, Minecraft — одной из самых продаваемых игр за всю их историю. Однако слова «игра» явно недостаточно, чтобы описать суть этого явления. Minecraft, количество скачиваний которой перевалило за 130 млн и продолжает расти, превратилась в площадку для самовыражения людей. Игроки стартуют в пустом виртуальном пространстве, где могут использовать кирпичи и блоки, напоминающие конструктор Lego (которые можно «добывать» — mine), для создания чего угодно с одним важным условием: другие игроки тоже смогут взаимодействовать с созданными ими объектами. Большинство игроков — дети, которые строят простые дома или деревни, а затем устраивают в них вечеринки или прячутся от злых зомби.
Но взрослые, которые по-настоящему погружаются в эту игру, проводят сотни часов, создавая полномасштабные модели «Звезды смерти», Эмпайр-стейт-билдинга или городов из «Игры престолов».
Слово «Minecraft» в Google набирают чаще, чем «Библия», «Гарри Поттер» и «Джастин Бибер».
«Ее нельзя сравнивать с другими популярными играми, — говорит Йен Богост, профессор Технологического института Джорджии, изучающий видеоигры. — Она стоит в одном ряду с популярными явлениями более крупного масштаба. Minecraft — это по сути Lego нынешнего поколения».
В мире Minecraft, Перссон, а точнее его интернет-персонаж, горластый чудак Нотч со шляпой на голове, стал для миллионов геймеров величайшей фигурой, устанавливающей и разъясняющей правила игры с авторитетностью античного Зевса. В жизни Перссон меньше всего похож на самоуверенного экстраверта. В личном общении он вежлив, откровенен и скрытен (c прессой он встречается редко). Ожидания и требования фанатов игры, которые ждут от Нотча, что он будет развивать свой виртуальный мир, превратили его в застенчивого чудака.
Вместе с Джейкобом Порсером, другим основателем Mojang, он основал новую компанию Rubberbrain на случай, если они придумают какую-нибудь новую игру, но пока не может сосредоточиться на чем бы то ни было.
Головокружительная история Minecraft началась в маленьком шведском городке Эдсбин, насчитывающем 4000 жителей и расположенном среди величественных лесов между Стокгольмом и полярным кругом. Пока другие дети играли в футбол летом или в местный вид хоккея с мячом зимой, интроверт Перссон часами напролет возился с конструктором Lego. Его отец, железнодорожный рабочий, притащил в дом настольный компьютер Commodore 128, когда Перссону было семь лет. К восьми годам Маркус уже написал свою первую компьютерную программу.
Маркус Перссон учился хорошо, но после того как его семья переехала в Стокгольм, когда он был во втором классе, он стал считать школьную жизнь трудной. Не умея с легкостью заводить новых друзей, он все больше времени проводил дома за компьютером, который предлагал развлечения вроде 8-битной головоломки Boulder Dash или ролевой игры The Bard’s Tale. В книге «Minecraft: неправдоподобная история Маркуса «Нотча» Перссона» его мать Ритва вспоминает, как ее сын притворялся, что страдает от болей в желудке, чтобы не ходить в школу, и часами сидел перед компьютером.
Юный Перссон стал находить еще больше утешения в компьютере после того, как распалась его семья. Родители развелись, когда ему было 12.
Отец злоупотреблял алкоголем и подсел на наркотики. Младшая сестра тоже начала экспериментировать с наркотиками и в конце концов убежала из дома. Маркус Перссон так и не окончил среднюю школу. Его мать, медсестра, работавшая по ночам в местной больнице, заставила его записаться на онлайн-курсы программирования. Это было мудрое вложение средств. Дав волю своей детской страсти, он принялся печь игры как блины и в 2004 году в возрасте 24 лет оказался в компании Midasplayer, которая позднее под именем King.com выпустила популярную игру Candy Crush. Там он подружился с Джейкобом Порсером, столь же замкнутым молодым разработчиком. «Это было отличное место для старта, — вспоминает Порсер. — мы выпускали небольшие игры на Flash, и можно было практически в одиночку создать всю игру, не считая графики». Они начали писать сценарии собственных игр, некоторые из которых снискали славу на независимых игровых сайтах. Их боссам это не нравилось. «Мы чувствовали, что нельзя допускать, чтобы кто-то работал на нас и в то же время создавал собственную компанию», — говорит Ларс Маркгрен, один из основателей Midasplayer, который нанял Перссона.
В 2009 году Перссон ушел из Midasplayer в Jalbum, сетевой сервис по обмену фотографиями, руководству которого было безразлично, чем программист занимался по совместительству. Вскоре он начал посвящать все свободное время странному проекту, где игроки собирали ресурсы, такие как камень или дерево, используя их для создания разных вещей, от топоров и лопат до домов и городов. Перссон назвал свое творение Minecraft и в мае 2009 года залил его как незаконченную программу на независимый игровой портал TIGSource. В игре было много новых технических решений, но документация почти отсутствовала, и первые игроки были вынуждены сформировать сообщество, чтобы вместе выяснить, как в это играть.
Minecraft была не первой творческой игрой в жанре «песочницы» и не первой, которая заставляла игроков собирать ресурсы в виртуальном мире, чтобы выжить во враждебном окружении. Но для запуска игры был выбран идеальный момент: она вышла в то самое время, когда у нового поколения детей, еще слишком юных для Facebook и Instagram, но уже достаточно взрослых для того, чтобы стремиться что-то делать в сети, стали появляться ноутбуки, смартфоны и планшеты.
Нотч стал образцом для последователей: острый на язык персонаж-создатель, в шляпе, выступал от лица независимых производителей игр. С помощью этого альтер-эго Перссон приобрел в Twitter более 2 млн подписчиков, которые, с одобрением, читали его обличительные речи против «циников» из Electronic Arts, которые соизволили выпустить целую серию независимых игр, или производителя технических устройств для виртуальной реальности Oculus VR, за то, что тот продался «мерзкому» Facebook.
Перссон не потратил на маркетинг ни единой швейцарской кроны, и Minecraft разрасталась вирусным образом по мере того, как Mojang выпускала версии для смартфонов Android и iOS, которые до сих пор остаются в числе трех наиболее популярных платных скачиваемых приложений в США, по данным App Annie. В мае 2012 года Mojang выпустила версию для Microsoft Xbox 360, которая за первую неделю была продана в количестве более 1 млн копий (на сегодня продано более 25 млн копий). Затем пошли лицензионные соглашения. Одежда в стиле Minecraft, продвигаемая на рынке компанией J!NX из Сан-Диего, стала хитом продаж среди юных фанатов игры, а книги Egmont Publishing International, посвященные миру Minecraft, мгновенно становились бестселлерами — компания продала более 7,5 млн экземпляров более чем в 60 странах. Компания Warner Bros. купила у Mojang права на съемки художественного фильма, который ждём в 2019 году.
Инвесторы волновались. Маннех говорит, что в то время он пообщался с сотней венчурных компаний, включая таких известных акул Кремниевой долины, как Sequoia Capital и Accel Partners, но ни у кого не взял денег, поскольку Mojang просто не нуждалась в них. К ним даже приезжал миллиардер Шон Паркер, который вывез Перссона, Порсера и Маннеха на своем частном самолете в Лондон, обеспечив им бурную программу ночных развлечений. И все-таки они отвергли его деньги.
Но даже когда мир лежал у его ног, Перссон временами ощущал себя так, словно мир давил на него. После официального релиза Minecraft в конце 2011 года на первом съезде поклонников игры в Лас-Вегасе (MineСon) Перссон ушел с поста главного разработчика ради экспериментов с новыми играми и жизни со своей подругой, которая летом того года стала его женой.
В то же время Перссон оставался лицом и голосом Minecraft. Несмотря на то что он перестал заниматься ежедневным развитием игры, Нотч по-прежнему оставался фигурой, которой игроки писали письма о новых модификациях кода или оставляли сообщения в Twitter, когда им казалось, что с игрой что-то не в порядке. В ответ на незначительные изменения в механике игры, игроки писали негативные сообщения Нотчу, который не имел к этим изменениям ни малейшего отношения. Просмотрите ответы Перссона в Twitter или любое видео на YouTube, в котором фигурирует создатель Minecraft, и вы, скорее всего, наткнетесь на комментарии вроде «Меня всегда поражало, какой Нотч фантастический кретин» или «Нотч — это жирный лузер».
«Я не мог понять, почему люди в Сети так недоброжелательны, — рассказывает Перссон. — Вы видите злобные комментарии, и кажется, будто они всегда написаны более крупным шрифтом». Человек, отождествивший себя со своим сетевым персонажем, оказался в ловушке, столкнувшись с негативом, который провоцировало такое сравнение. И Перссон начал раздумывать над тем, как выйти из игры.
Всё началось с простого сообщения в Twitter. 16 июня 2014 года Перссон лежал в своем пентхаусе с простудой. Тем временем пользователи Minecraft ополчились на компанию за решение строже применять лицензионное соглашение, которое не позволяло игрокам продавать друг другу виртуальные предметы, например топовые кирки. Тогда в Twitter поступали сотни сообщений в час, Перссон, пребывавший в болезненном состоянии из-за простуды, разразился ответом, насчитывавшим всего 129 знаков, и этот ответ навсегда изменил его жизнь.
«Кто-то хочет выкупить мою долю в Mojang, чтобы я мог заняться своей жизнью? — спросил он. — Вызывать всеобщую ненависть, пытаясь делать правильные вещи, не мой конек».
Генеральный директор Mojang Карл Маннех сидел дома с семьей, когда увидел эту запись. Через 30 секунд после того, как он ее прочел, раздался звонок. Один из руководителей Microsoft, отвечавших за сотрудничество с Mojang, хотел знать, насколько серьезно заявление Перссона. «Не знаю, дайте мне поговорить с ним», — ответил Маннех.
И хотя Перссон написав это не думал об этом всерьёз, мысль о том, что он может расстаться с Mojang, завладела им. Человек, который однажды публично поклялся в том, что не продастся злым корпорациям, изменил свое мнение. Всю следующую неделю у Маннеха разрывался телефон. Интерес к сделке проявили Microsoft, Electronic Arts, Activision Blizzard и др. Переговоры с Activision заглохли сразу. Перссон не желал обсуждать случившееся с Electronic Arts, но таинственно заявил, что Mojang исключает потенциальных покупателей, «которые обходятся с играми так, как нам не нравится». Но Microsoft явно прошла отбор.
В результате условия продажи диктовал Маннех: Перссон и Порсер хотели выйти из дела вчистую, разорвав все связи с компанией. Кроме того, учитывая массовые сокращения в Microsoft после поглощения Nokia, оговаривалось, что в бизнесе не должно быть никаких увольнений (в компании всего 47 сотрудников, поэтому подобное условие не грозило покупателю серьезными материальными издержками).
Фил Спенсер, глава подразделения Xbox в Microsoft, имел дело исключительно с Маннехом. Перссон и Порсер отказались от участия в переговорах, хотя Спенсер все же провел некоторое время за крепкой шведской настойкой на травах, споря с ними о направлении развития игровой отрасли. Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла не появлялся в Стокгольме, несмотря на то что это была крупнейшая сделка за время его пребывания в должности. Он лишь дважды звонил Маннеху, чтобы ускорить ход переговоров.
Пока юристы круглосуточно работали, чтобы закрыть многомиллиардную сделку, в прессу просачивались только косвенные данные. Microsoft вела себя довольно скрытно, в июльском послании к сотрудникам Наделла сообщил лишь, что инвестирует в игры, назвав их «крупнейшим явлением цифровой жизни в мире мобильных устройств».
Обычно словоохотливый Перссон тоже хранил молчание. Он выискивал небольшие идеи для новых игр и изучал языки программирования. Одиннадцатого сентября он опубликовал пост, где описывал свою работу с языком Dart, на котором переписал первую версию классической стрелялки Doom, и намекнул на грядущую продажу, — Doom послужил ему метафорой для Mojang. «Если я действительно займусь чем-нибудь новым, уверен, что кто-нибудь более терпеливый, чем я, сможет взять на себя наблюдение за проектом, — написал он. — Я не могу все время быть к нему привязан».
«Тут дело не в деньгах, — заявил он. — Дело в сохранении моего рассудка».
Много лет спустя, Перссон говорит, что ожидал более тяжелой реакции фанатов Minecraft на объявление о продаже игры. «В тот день, когда мы объявили о сделке, я собирался закрыть свой Twitter, опасаясь не справиться с ним, — рассказывает он. — Но люди отнеслись к новости на удивление спокойно. Они прочли мое объяснение и сказали: «Окей, надеюсь, с тобой все будет в порядке»».
«Конечно, надо отвечать за свои слова, — признает он, — но, честное слово, я не чувствую большого стыда из-за того, что у меня изменилась точка зрения».
«Мы их огорчили, и их реакция меня задевает», — считает Перссон. Но несмотря ни на что, он намерен двигаться дальше. В ноябре, когда сделка будет закрыта, Перссон, Порсер, Маннех и брат-близнец Маннеха полетят в Майами и на Сен-Бартелеми, чтобы ее отпраздновать. Перссон зовет этот краткий вояж «продажным туром».
Теперь Перссон обращает меньше внимания на язвительные замечания в Twitter и больше — на оскорбления в его адрес от близких друзей в группе WhatsApp. Вырвавшись на свободу, он начал сползать к подростковой романтической жизни.
Во временном офисе Rubberbrain шутки на темы ниже пояса вызывают хохот, от которого сотрясается потолок и сосед сверху раздраженно стучит в пол. Перссон игнорирует сердитый стук над головой, как прежде он не замечал интернет-троллеров. Он признается, что любит кнопку в Twitter, которая позволяет ему их банить, не сообщая им о том, что они заблокированы. Тем не менее иногда любопытство берет верх, и он отвечает. Недавно он отвечал своим ненавистникам анимированной фигуркой Вуди Харрельсона из фильма «Добро пожаловать в Zомбиленд», вытиравшей слезы пачкой денег. «Я понимаю, что отвечать в Twitter с помощью картинки несколько глупо», — пожимает плечами Перссон. Он столь же неловко обращается и с теми, кто ему нравится, когда ведет репортаж о своих каникулах на зафрахтованном самолете в фотосервисе Snapchat.
«Я сейчас отчасти наверстываю то, что упустил, когда сидел и программировал в 20 лет, — признается он. — Тусовки не самый разумный способ тратить деньги, но это забавно. Когда мы были молодыми, у нас совсем не было денег, поэтому я думал, что если когда-нибудь разбогатею, то ни за что не стану одним из тех скучных богатеев, которые не тратят денег».
Сейчас он тратит их на свою новую компанию. Ее офис — похож на фантазию подростка, где есть и бар с полным обслуживанием, и пульт ди-джея (Маркус учится сам ставить треки), и потайные комнаты, скрытые за книжными полками. И это притом, что Rubberbrain — это всего лишь название компании, которая ждет, чтобы ее основателей посетила какая-нибудь идея.
Кажется, что вдохновение непременно придет. Перссон проводит много времени в офисе, следя за обновлениями в Twitter и Reddit, а Порсер прочесывает форумы фанатов хоккейной команды своего детства и играет в бессмысленную сетевую игру, в которой надо кликать мышкой, взрывая жуков и прочую живность за монетки.
«Это похоже на детский сад для нас, детский сад для взрослых, — изрекает Перссон. — Всякий раз, когда появляется какая-нибудь идея, мы ее пару дней испытываем, а потом возвращаемся к играм».
Возможно, и это пройдет. Но есть еще уйма Маркусов Перссонов помоложе, которые менее пресыщены и более чувствительны к тому, чего хочет следующее поколение детей. Когда его об этом спрашивают, создатель Minecraft отвечает, что вполне неплохо ощущает себя и автором одного хита. Такие козыри, как безумное богатство и статус человека, отошедшего от дел, способны перекрыть стресс от ответственности за население виртуального мира, которое тебя то почитает, то презирает.
«Люди начинали видеть в Нотче идеал, — говорит Маркус. — Я вспоминаю, как я встретил своих собственных кумиров и осознал, что это реальные люди. И это расхождение стало для меня очень ясным. У меня с моими фанатами не сложилось тех отношений, которые я себе представлял».
Уходя из офиса Rubberbrain, помощник Перссона отдает ему записку одного из его американских фанатов. К письму, написанному округлым старательным почерком ученика четвертого или пятого класса, пришпилена долларовая купюра, и автор его просит, чтобы Перссон добавил для него в Minecraft несколько новых элементов.
«Нам сегодня дали взятку», — пошутил Перссон, прежде чем успел прочитать записку и нахмурить брови.
Затем он повертел в руке доллар: «Надо, наверное, отослать его обратно?»
История Маркуса Перссона, создателя Minecraft | Часть 1. Детство и семья
Слова — это прекрасный интерфейс. Очень гибкий. И не такой пугающий, как реальность позади экрана.
Маркус Перссон, «Поэма Края»
Изнанка индустрии видеоигр в целом, и её инди-сектора в частности – крайне опасное место. Обласканные прессой кранчи, текучка кадров и высокая конкуренция – лишь верхушка айсберга проблем, с которыми сталкиваются специалисты, так или иначе связанные с этой сферой. Однако приток смелых и в какой-то мере наивных новичков, искренне желающих делать игры, растёт год за годом. Но в чём же причина такой «популярности» этой индустрии? Ответ напрашивается сам собой – в её героях и историях их успеха.
Отец Minecraft Маркус Перссон на вечеринке в ночном клубе XS, Лас-Вегас
Маркус «Нотч» Перссон – настоящая икона мира видеоигр. Разработчик-любитель, скромный нёрд и ботаник, чуть ли не между делом создавший самую продаваемую игру в истории, прекрасно олицетворяет мечту любого начинающего «игровика» – куча денег, славы, и говорящее само за себя портфолио. Сомнительно, что судьбу Маркуса Перссона повторит кто-то ещё, но именно его история вдохновляет начинающих и не очень разработчиков игр по всему миру…
Но многие ли из них догадываются, что судьбе этого геймдизайнера, на самом деле, довольно сложно завидовать? Что ж, давайте погрузимся в историю человека, который является одной из главных персон современной игровой индустрии. Давайте, выясним, насколько сложным оказался путь создателя Minecraft – важнейшей игры современности.
Раннее детство геймдизайнера
Маркус Алексей родился 1 июня 1979 года в Швеции в семье Биргера и Ритвы Перссон. Сразу после рождения ребёнка семья на семь лет переехала в Данию, откуда впоследствии перебралась обратно в Швецию, в небольшой городок Эдсбюн. Возвращались на родину они уже вчетвером: спустя год после рождения Маркуса, появилась на свет и его младшая сестра – Анна.
Маркус Алексей и его сестра Анна Хемминг в детстве
Раннее детство Маркуса, пожалуй, можно назвать заурядно-счастливым. Мальчик любил собирать что-то из конструкторов и веселиться с сестрой и друзьями, скучал на воскресных службах в церкви, куда еженедельно ездила его семья, и, в общем, был самым обычным ребёнком.
Подарок, предопределивший всю его будущую жизнь, Маркус получил на свой восьмой день рождения: отец принес ему первый компьютер – Commodore 128. Открывшийся будущему Нотчу мир компьютерных развлечений затянул его с головой: с упоением он играл в игры и пробовал себя в простейшем программировании. Маркус полюбил виртуальный мир настолько, что порой «косил» от школы, с достойной Оскара правдоподобностью имитируя боль в животе… Впрочем, кому из читающих не знакомы подобные уловки?
Рекламный плакат Commodore 128, 1985 год
Проблемы в семье
Однако, когда Маркусу исполнилось 12, в его беззаботной жизни началась чёрная полоса. В те годы его отец, Биргер Перссон, не на шутку увлёкся алкоголем, а спустя какое-то время стал совмещать его с наркотиками – в частности, с амфетамином. Разумеется, пагубная страсть отца не прошла незамеченной, и повлекла за собой постоянные ссоры между родителями. Ворох неразрешённых семейных проблем логично перерос в развод, и Перссон Старший был вынужден переехать. Когда же он угодил в тюрьму, последний мост, связывающий его с семьёй, был сожжён.
Сказать, что эти события сильно отразились на всей семье – не сказать ничего. Тяжелее всего уход отца переживала Анна, сестра Нотча. Связавшись с плохой компанией, она всё сильнее и сильнее погружалась в неформальные субкультуры – стала красить волосы, увлекаться пирсингом и одеваться в тёмные цвета. Всё бы ничего, но к зарождающемуся подростковому бунту прибавилось и вызывающее поведение – девушка стала всё чаще хамить матери и задирать брата. В один из дней Маркус нашёл в её комнате модный в среде подростков-токсикоманов «наркотик» – баллончик с бутаном для заправки зажигалок. Разумеется, случился скандал. Поведение Анны выходило за рамки разумного всё сильнее и сильнее, и спустя несколько лет стало невыносимым настолько, что и она была вынуждена уйти из дома… как и её отец несколько лет назад.
Дом семьи Перссон, Эдсбин, Швеция
Её дальнейшая жизнь пошла под откос: так и не окончив школу, она повторила судьбу отца, начав употреблять алкоголь вскоре девушка переключилась на наркотики. Иронично то, что в какой-то момент их дороги пересеклись – так, дочь и отец стали собутыльниками, от раза к разу балующимися наркотиками. Лишь спустя много лет и не без помощи Маркуса, Анна сможет преодолеть свою зависимость и вернуться к нормальной жизни. Но об этом, пожалуй, поговорим в следующий раз.
Анна Хемминг Перссон, фото из соцсетей
Игры, как спасение от реальности
На фоне постоянных семейных конфликтов, Маркус всё больше и больше уходил в себя, полностью посвящая свободное время компьютеру. В играх и программировании (а его он уже тогда знал неплохо) парень находил своеобразное утешение – это позволяло ему отвлечься от всего плохого, что происходило с ним в реальной жизни. Поступив в старшую школу, он уже понимал, что хочет создавать игры – но с мечтой пришлось немного повременить, ведь в школе просто не было подходящей для него программы обучения.
Дело в том, что в те годы создание игр считалось хоть и весьма сложным, но абсолютно несерьёзным увлечением, которым профессиональные программисты лишь «баловались» в свободное время, не получая из своей деятельности особой коммерческой выгоды. Маркус же планировал превратить создание игр в дело всей своей жизни.
Маркус Перссон в юности
Окончив школу, он, как и полагается настоящему нёрду, остался жить с матерью. Поиски работы не принесли успехов – никому из работодателей не был нужен разработчик-самоучка без профильного образования и опыта. Поэтому всё свободное время, которого теперь стало гораздо больше, он посвящал разработке своих собственных игр и прототипов.
Разумеется, такой расклад никак не устраивал мать парня Ритву – её невысокой зарплаты медсестры едва хватало на содержание себя и сына. Вечерами после работы, в надежде хоть как-то помочь Маркусу найти прибыльное занятие, что придется ему по душе, она открывала газету, и записывала его на все курсы программирования подряд – разумеется, без его ведома. Из всех тех курсов он в итоге посетил лишь одни – посвященные программированию на C++.
Шло время, и индустрия видеоигр набирала всё большую популярность. Рынок игр рос, а это значило и увеличение количества вакантных рабочих мест. Маркусу повезло – он смог устроиться программистом в компанию Gamefederation, которая занималась разработкой периферийных устройств для геймеров. Пусть эта работа и не была связана с играми напрямую, но Маркусу она более чем подходила. Иногда ему даже удавалось создавать простые прототипы игр для тестирования нового оборудования.
Именно за годы работы в Gamefederation Маркус приобрел так необходимые для дальнейшей карьеры опыт и стаж, а также обзавелся новыми единомышленниками. Но о карьере и профессиональных успехах Маркуса Перссона мы поговорим уже в следующей части.