самые лучшие голоса в мире за всю историю
В ыбрать 100 лучших голосов современного рок-н-ролла — работа не из легких, поскольку людей, занимавшихся всю свою жизнь популярной музыкой в разных странах, а значит, заслуживающих внимания, многие тысячи. Этот список не претендует на стопроцентную объективность, поскольку кому-то ближе Курт Кобейн или Эминем, а кто-то не может жить без голоса Сэма Кука или Мэрилина Мэнсона. Работая над материалом, были опрошены ведущие музыкальные критики и сами музыканты. Некоторые из тех, кто присутствует в списке, сочли возможным высказаться о своих любимцах. К примеру, Роберт Плант написал о своей встрече с Элвисом, а Игги Поп поделился ощущениями от первого прослушивания пластинки Джеймса Брауна.
1. Aretha Franklin (Арета Франклин )
Родилась: 25 марта 1942
Ключевые песни: «(You Make Me Feel Like) A Natural Woman», «Respect», «I Never Loved a Man (The Way I Love You)», «Think», «Chain of Fools»
Влияния: Уитни Хьюстон, Алисия Кис, Аарон Невилл, Анни Леннокс
Все знают о божественной силе и о том, что все вокруг создал Всевышний. Арета — это его подарок нам всем. Она — главная причина того, что женщины начинают заниматься вокалом. У Франклин есть все — сила, техника, вера в то, о чем она поет, уверенность в собственной правоте.
Когда вы видите, как Арета Франклин работает на сцене, вы понимаете, почему она столь успешна. Она на двести процентов отдается пению. Когда мы вместе с ней записывали «Don’t Waste Your Time» для моей пластинки «Mary», она пришла и просто скушала всю песню, словно покемон. Франклин может петь религиозные гимны, джаз, и в ее устах музыка превращается в нечто уникальное.
2. Ray Charles (Рэй Чарльз)
Годы жизни: 23 сентября 1930 — 10 июня 2004
Ключевые песни: «What’d I Say», «I Got a Woman», «You Don’t Know Me», «Georgia on My Mind»
Влияния: Ван Моррисон, Отис Реддинг, Стиви Уандер
У Рэя был самый уникальный голос в современной поп-музыке. Когда что-то приходило ему в голову во время исполнения той или иной песни, он начинал импровизировать, и его радость жизни была заразительна для окружающих. Рэй начинал с мыслью о том, что он будет вторым Натом Кингом Коулом. Когда Коул пел песни вроде «Mona Lisa» в его самых низких нотах было сексуальное рычание, и Чарльз отточил этот рык до совершенства с музыкальной точки зрения.
Чарльз был отличным пианистом, но он убедил всех вокруг, что рояль еще и отличный перкуссионный инструмент. На нем он играл всем телом. Кстати, у Рэя был великолепный body language, о чем я не догадывался, пока не увидел его за работой. Первой его пластинкой, что я услышал, был диск «Modern Sounds in Country and Western Music». У Чарльза были хиты в жанре R&B до того — «What’d I Say», но на этой записи Рэй играл самую что ни на есть белую музыку самым что ни на есть негритянским образом. Рэй перевел черный блюз на язык, понятный белым людям.
3. Elvis Presley (Элвис Пресли)
Годы жизни: 8 января 1935 — 16 августа 1977
Ключевые песни: «Mystery Train», «Hound Dog», «Suspicious Minds»
Влияния: Боно, Брюс Спрингстин
Есть большая разница между теми людьми, кто умеет петь, и теми, кто способен с помощью собственного голоса переноситься в иные миры. Я знаю очень многое об этом таланте, я встречался с Элвисом и уверяю вас — он один из тех, что путешествовал в пространстве при помощи песен. Первой композицией Пресли для меня стала «Hound Dog». Когда я услышал ее, у меня не было ни опыта, не тех музыкальных знаний, что есть сейчас. Я не слышал, как пела эту песню Биг Мама Торнтон, и не знаю, было ли это лучше, чем получилось у Элвиса. Я просто внимал его голосу. Я многое взял у Пресли, и это заметно, когда вы слушаете пластинки Led Zeppelin.
Когда я впервые увидел Элвиса после одного из американских выступлений Zeppelin в самом начале 1970-х, я очень удивился его росту — он был не такой высокий, как я. Но у него было телосложение певца — широкая грудь, отличный резонатор. Сейчас я изучаю его записи на студии Sun и понимаю, что они были идеальным началом карьеры. Но мне более симпатично то, что Пресли записывал для лейбла RCA: «I Need Your Love Tonight» и «A Big Hunk o’ Love» звучали очень мощно. На той встрече Джимми Пейдж сказал Элвису, что Zeppelin никогда не делали саундчеков перед концертом, но если бы «чеки» были, то мы бы играли песни Пресли. Он поинтересовался, какие бы песни я пел, и я ответил: «Love Me» — «Treat me like a fool/Treat me mean and cruel/But love me». Когда мы уходили, проведя вместе полтора часа, уже в коридоре я услышал, как Элвис поет «Treat me like a fool». Я не удержался и продолжил вместе с ним.
4. Sam Cooke(Сэм Кук)
Годы жизни: 22 января 1931 — 11 декабря 1964
Ключевые песни: «A Change Is Gonna Come», «Bring It on Home to Me», «You Send Me»
Влияния: Отис Реддинг, Арт Гарфанкел, Род Стюарт
5. John Lennon (Джон Леннон)
Годы жизни: 9 октября 1940 — 8 декабря 1980
Ключевые песни: «I Feel Fine», «Strawberry Fields Forever», «Imagine», «Instant Karma»
Влияния: Боно, Нил Янг, Лайам Галлахер
Во всем, что записывал Джон, сочетались индивидуальный подход и мощный интеллект, и это сделало Леннона великим певцом. В песне «Girl» на пластинке «Rubber Soul», он начинает петь стальным бесстрастным голосом «Is there anybody going to listen to my story. » — словно кто-то выходит из темноты комнаты вам навстречу, но когда песня доходит до припева, вы понимаете, что он обращается именно к ней — к той, о которой поет. Я услышал эту композицию, когда был тинейджером, — Леннон словно забил длинный гвоздь мне в голову. Я жил, сгорая от сексуального желания с его мелодией в голове.
Джон чаще пел тихо — когда я услышал «Oh My Love» с «Imagine», то поразился, сколь много энергии сжато в этой достаточно спокойной песне. Кстати, чтобы петь тихо и высоко, нужно быть физически сильным человеком. Леннон непрерывно развивался как автор и мог демонстрировать голос в различных контекстах — «A Day in the Life» наполнена жутким одиночеством, песня «Mother» — болью: «Mother/You had me/But I never had you». Пластинка«Double Fantasy» звучит легко — в ней нет страданий, зато очень много счастья. Джон всегда говорил правду — у него было ультимативное право на правду. Леннон пел о том, что чувствовал, о том, что его волновало.
6. Marvin Gaye (Марвин Гэй)
Годы жизни: 2 апреля 1939 — 1 апреля 1984
Ключевые песни: «What’s Going On», «Let’s Get It On», «I Heard It Through the Grapevine»
Влияния: Ди Анджело, Р. Келли, Ашер
Никто в мире соул-музыки не звучал так, как Марвин Гэй — нежно, мягко, но в то же время очень мощно. Его энергия шла прямо из сердца. Все, о чем он думал и что чувствовал, нашло отражение в его музыке.
Я узнала о Марвине, когда услышала альбом «What’s Going On», и немедленно влюбилась в эту музыку. Было так трогательно слышать, как он говорит о том, что происходит на планете, под великолепную музыку. Одно из моих любимых мест на этой пластинке — где Марвин голосом повторяет партию струнных.
Сейчас у нас есть программы вводе Pro Tools, тысячеканальные студии, но в те годы, чтобы записывать подобную пластинку, нужно было на самом деле быть гением. Концертная версия песни «Distant Lover» — одно из самых невероятных выступлений, записанных на пленку. Гэй поет с такой уверенностью в голосе, что мурашки бегут по спине, и вы представляете себе каждое его движение на сцене. Аудитория внимала каждому его слову, каждому звуку. Эмоции, которые Марвин дарил людям, сделали его бессмертным.
7. Bob Dylan (Боб Дилан)
Родился: 24 мая 1941
Ключевые песни: «Like a Rolling Stone», «Lay Lady Lay», «Visions of Johanna»
Влияния: Джон Леннон, Брюс Спрингстин, Патти Смит, Конор Оберст
Дилану удалось то, что смогли сделать не многие исполнители: он изменил популярную музыку, причем мы все были тому свидетелями. Никто сейчас уже не поет так, как Пресли, но несколько сотен человек пытаются подражать Дилану. Когда Сэм Кук играл песни Дилана молодому Бобби Уомаку, тот говорил, что не понимает эти композиции. Кук рассказал, что дело не в красоте голоса, а в том, что этот голос говорит правду. Чтобы понять ценность Дилана как певца, попробуйте представить себе мир без Тома Уэйтса, Брюса Спрингстина, Эдди Веддера, Курта Кобейна, Люсинды Уильямс. Впервые я услышал Дилана когда мне было 13. Я сидел в гостях у приятеля, мы выключили свет в комнате и поставили сборник его лучших песен — один из самых первых. Его голос показался мне жутко современным и понятным даже жителю Ирландии. Тогда мы думали, что в Америке живут одни лишь супермены, но Боб пел о простых людях, фермерах, работягах, и о тех несправедливостях, что творятся с ними в повседневной жизни. Он был голосом поколения, поднявшегося против предыдущего поколения. Мне нравится его пластинка«Shot of Love» — в ней нет никакого пост-продакшна. Вы в одной комнате с Диланом, его песнями. Мне симпатичны композиции, которые он делал с Даниэлем Лануа — «Series of Dreams»,«Most of the Time», «Dignity». Здесь он просто читает стихи под гитару — никакого шоу, никакой фальши.
8. Otis Redding (Отис Реддинг)
Годы жизни: 9 сентября 1941 — 10 декабря 1967
Ключевые песни: «(Sittin’ on) The Dock of the Bay», «These Arms of Mine», «Try a Little Tenderness»
Влияния: Эл Грин, Тутс Хибберт, Крис Робинсон
В первый раз увидев Отиса, я не знал, кто он такой. Дело было возле дома номер 926 по Ист Маклемор авеню в Мемфисе, возле офиса компании Stax Records. Чувак выгружал музыкальное оборудование и чемоданы из фургона, переносил их в офис. Отис был водителем Джонни Дженкинса. Чуть позже он попросил, чтобы мы послушали его в студии. Парень спел «These Arms of Mine» в си-мажоре. Прослушивание скорее походило на мини-концерт, причем дело было не в его голосе — у многих чернокожих вокальные данные были ничуть не хуже. Все дело было в эмоциях: Реддинг явно пел не из-за денег. Диапазон Отиса был не так чтобы велик — он плохо брал низкие ноты, и у него вообще не было высоких, но эмоции при пении захватывали нас всех. В жизни Реддинг был рассеянным, неуверенным в себе человеком, ему не удавались те движения и жесты, что он непроизвольно делал, когда пел. «These Arms of Mine» — самая важная песня Реддинга, по моему глубочайшему убеждению.
9. Stevie Wonder (Стиви Уандер)
Родился: 13 мая 1950
Ключевые песни: «Superstition», «Sir Duke», «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours»
Влияния: Донни Хэтэуэй, Макселл, Адам Ливайн
Для меня голос Стиви Уандера ассоциировался со слезами радости, в отличие от боли, преобладавшей в вокале Слая Стоуна. Возможно, отсутствие зрения обострило все остальные его чувства, возможность воображать и чувствовать. Впервые я услышал его песню «Fingertips» в саундтреке к фильму «Cooley High», после чего начал покупать его пластинки. У моего дяди была коллекция винила, и я помню, какой радостью было увидеть на полке диски «Talking Book» и«Innervisions». Позже я понял, что обложки я видел еще до того, как услышал музыку. Стиви Уандер прекрасно знает, кто он такой, какую роль играет и какую ответственность за это несет. Он наслаждается своим жизненным выбором, что и делает его тем, кто он есть.
10. James Brown (Джеймс Браун)
Годы жизни: 3 мая 1933 — 25 декабря 2006
Ключевые композиции: «I Got You (I Feel Good)», «Papa’s Got a Brand New Bag», «The Payback», «Give It Up or Turnit a Loose».
Влияния: Майкл Джексон, Слай Стоун, Принц, Джордж Клинтон
Я никогда не воспринимал Брауна как один лишь голос. Для меня это был разносторонне развитый человек, и этот человек давал мне надежду. И у него был крик — его внутренний вопль дикаря, желавшего оповестить о своем присутствии в этом мире: «Я человек, я буду действовать». Что смешно, Браун называл свои телодвижения не иначе как «африканский пляс неврастеника». Скорее всего, это правда. Поначалу Джеймс пытался петь стандарты того времени, но получалось у него не особо здорово. Впервые я услышал Брауна на пластинке «Live at the Apollo» через несколько лет после ее выхода — я тогда работал в музыкальном магазине. На ней Джеймс пел несколько «обязательных» для тех лет композиций — «Try Me», «Lost Someone», но что на самом деле сорвало мне башню — продолжительность шоу. У Брауна было долгое инструментальное интро, и когда Джеймс вступал — это было подобно настоящему взрыву. Браун был жутким музыкальным редактором — помню, я сидел в машине и слушал «I Can’t Stand It»— он убрал припев, убрал мелодию. В песне остался лишь главный рифф, но как он звучал! Главное, чему он меня научил: не стой и не полируй взглядом носы своих ботинок! Все к черту! Делай! Добивайся!
11. Paul McCartney (Пол Маккартни)
Родился: 18 июня 1942
Ключевые песни: «Yesterday», «Hey Jude», «Maybe I’m Amazed»
Влияния: Элтон Джон, Род Стюарт, Элвис Костелло
«Пол напоминает мне художника-импрессиониста, — говорил Джеймс Тейлор, которому посчастливилось быть в студии, когда «битлы» записывали «Белый альбом» в 1968 году. — Кусочки музыки были простыми, но из них Пол складывал великолепные звуковые картины. Маккартни по праву считается одним из лучших мелодистов рок-музыки. Люди выбирают — Леннон или Маккартни. Я всегда был на стороне Пола».
12. Little Richard (Литтл Ричард)
Родился: 5 декабря 1932
Ключевые песни: «Tutti-Frutti», «Good Golly Miss Molly», «Long Tall Sally»
Влияния: Джеймс Браун, Принц, Пол Маккартни
«Когда я впервые услышал «Long Tall Sally», она прозвучала так ошеломляюще, что я не мог разговаривать, — говорил Джон Леннон. — Я не хочу принизить заслуги Элвиса, однако Ричард был в разы круче. Ричард Пенниман вырос в городке Мэйсон, штат Джорджия, где пел госпел в церковном хоре. По этой причине в песнях «Lucille» и «Tutti-Frutti» его голос напоминал голос священника, только что повергшего дьявола». Вокал Ричарда оставил отметины на целом поколении музыкантов, среди которых был и Джими Хендрикс, игравший на гитаре в аккомпанирующей Литтлу группе.
13. Roy Orbison (Рой Орбисон)
Годы жизни: 23 апреля 1936 — 6 декабря 1988
Ключевые песни: «Oh, Pretty Woman», «You Got It», «Only the Lonely»
Влияния: Брюс Спрингстин, Крис Азек, кей ди ланг
Том Петти считал Орбисона «величайшим певцом на планете». Еще один коллега Роя поTraveling Wilburys, Боб Дилан, заявил, что Рой обладал голосом «профессионального преступника». Орбисон разделял корни своей музыки — рокабилли, с Джонни Кэшем и Элвисом Пресли. «Такие песни, как «Leah» и «In Dreams» возносятся ввысь и уходят в стратосферу», — говорит Крис Айзек. «Я стоял на сцене в полуметре от Роя, — вспоминает певец Дион, — Когда он брал высокие ноты, все мое тело начинало вибрировать — то ли от мощи его голоса, то ли от испускаемых им эмоций».
14. Al Green (Эл Грин)
Родился: 13 апреля 1946
Ключевые песни: «Let’s Stay Together», «Love and Happiness», «Tired of Being Alone»
Влияния: Принц, the Bee Gees, Джастин Тимберлейк
15. Robert Plant (Роберт Плант)
Родился: 20 августа 1948
Ключевые песни: «Dazed and Confused», «Immigrant Song», «Sea of Love»
Влияния: Дэвид Ли Рот, Фредди Меркьюри, Тори Эймос, Аксель Роуз
16. Mick Jagger (Мик Джаггер)
Родился: 26 июля 1943
Ключевые песни: «Gimme Shelter», «Sympathy for the Devil», «Satisfaction»
Влияния: Джек Уайт, Стивен Тайлер, Игги Поп
Иногда мне приходится общаться с теми, кто неплохо поет с технической точки зрения, но не понимает Мика Джаггера. То, что он делает, — очень сложно со всех точек зрения. Его чувства ритма, мелодии и рифмы обострены до предела, а его голос по-своему великолепен. Песня«Angie» звучит, словно ее поет другой человек. Обожаю, когда Джаггер поет фальцетом в«Emotional Rescue» или «Fool to Cry». Когда мы вместе записывали «God Gave Me Everything», его вокал звучал очень шершаво. Мик практически не знал слов песни и пел с листа. Тем не менее все было сделано без остановок и с первого дубля. Именно эта версия и вошла в диск».
17. Tina Turner (Тина Тернер)
Родилась: 26 ноября 1939
Ключевые песни: «Proud Mary», «River Deep — Mountain High», «What’s Love Got to Do With It»
Влияния: Бейонсе, Мик Джаггер, Мэри Джей Блайдж
«Никогда не забуду, как впервые пришла на концерт Тины, — вспоминает Бейонсе. — Я в жизни не встречала женщину более сильную и бесстрашную». Тернер начала петь вместе со своим мужем Айком 50 лет назад и прославилась в 1971 году кавер-версией песни Creedence Clearwater Revival «Proud Mary». «Она пела мой хит мощно, грубо и прямо, — вспоминал Джон Фогерти. — Невозможно понять, в каком жанре она работала. Это был и рок, и соул, и блюз одновременно».
18. Freddie Mercury (Фредди Меркьюри)
Годы жизни: 5 сентября 1946 — 24 ноября 1991
Ключевые песни: «We Are the Champions», «Bohemian Rhapsody», «You’re My Best Friend»
Влияния: Аксель Роуз, Джо Эллиотт, Джордж Майкл
19. Bob Мarley (Боб Марли)
Годы жизни: 6 февраля 1945 — 11 мая 1981
Ключевые песни: «No Woman, No Cry», «Redemption Song», «I Shot the Sheriff»
Влияния: Боно, Лорен Хилл, Баджу Бантон
Музыка Марли была политически и социально направленной, однако он умудрялся «преподнести» свои идеи подчеркнуто эффектно и интеллигентно. Боб никогда не обучался музыке — все, что он умел, было тщательно скопировано с других «великих», в том числе с Марвина Гэя. Голос Марли не призывал к войне, насилию или физическому неповиновению — он вдохновлял на позитивное отношение к жизни, однако Марли и по сей день считается певцом угнетенных.
20. Smokey Robinson (Смоки Робинсон)
Родился: 19 февраля 1940
Ключевые песни: «The Tracks of My Tears», «You’ve Really Got a Hold on Me», «Cruisin»
Влияния: Эл Грин, Линда Ронстадт, Мик Джаггер
«В человека с таким голосом влюбляешься за 10 секунд», — говорила Марта Ривз, легенда студии Motown. В подростковом возрасте Смоки хотел петь ду-боп в стиле The Platters, но в итоге изобрел собственный стиль, который по сути определил все звучание исполнителей студии Motown.
100 лучших вокалистов всех времён по версии Rolling Stone
Группа из 179 экспертов Rolling Stone оценила вокалистов всех времён и народов и выдвинула свой собственный вердикт по поводу их таланта. Список 100 Greatest Singers включает в себя певцов и певиц с самым интересным, запоминающимся и сильным голосом. Как написали сотрудники Rolling Stone в аннотации к данному списку вокал – это своего рода слышимый поцелуй души, пробивающийся в материальный мир. Неважно какой тембр у голоса, главное – это его искренность. Благодаря вокалу и харизме певца или певицы мы влюбляемся в них, словно подростки. Именно таких любимчиков и выбрал журнал Rolling Stone.
The Everly Brothers
странный список, непонятны критерии. скажем прямо, при всей гениальности сэра пола, как вокалист он стоит явно на порядок ниже чем Джексон (25-е место? серьезно. бред), ну и т.д.
Да, критерии не понятны, как можно было Мэраю Керри поместить на 79-е, а Крисину Агилеру на 58-е место.
Боно на 32-м, Плант на 15-м… Даже Пресли на 2-м. Зато Леннон на 5-м. Фигня это все
Эллы Фитцджеральд вообще нет! Очень предвзятый список!
Как можно было фредди меркьюри поставить на 18 место? С его голосом это как минимум 3. А энни леннокс вообще 93.
Да, много непонятного… Но у всех разные интересы и вкусы. Элвис 100% — 1-ый!
А многих очень опустили (Фредди Меркури, Джерри Ли Льюис, Джим Моррисон, Бадди Холли и др.)
А вот Арета Франклин далеко не первая…
Синатра хорош не голосом.Леннон гений,но по сравнению с Фредди,гений безголосый.Прошу прощения.
а где же Фрэнк Синатра.
где клаус майне? и реально опустили великих вокалистов.фредди должен быть ХОТЯ БЫ в 1 десятке
Фредди и Джима Моррисона включить в 10-ку. И где Дженис Джоплин
Фредди и Джима Моррисона включить в 10-ку. И где Дженис Джоплин?
недооценены остались: Фрэнк Синатра, Битлз(раньше на 1 были)Майкл Джексон, Элтон Джон(раньше ещё хуже было), Боб Дилан, Бадди Холли, Эдит Пиаф, Эрик Клэптон и почему Битлз разделили на Пола и Джона? Я согласен только с Реем Чарльзом и то подальше можно.
Это америкосовский рейтинг.Никакой.
Прошу, заранее меня извинить, но «ЭТОТ» рейтинг полная «БРЕДЯТИНА»! С 1-ой десяткой я не согласен в корне, не говоря уже о том, что в данном «СПИСКЕ» отсутствует, ну скажем хотя бы Ронни Джеймс Дио… и многие другие вокалисты, которые больше заслуживают внимания, чем те, которых нам преподнесли! Впрочем удивляться не приходится, достаточно посмотреть на списки лучших музыкантов данного издания.
Всем понятно, что оценивались вокальные данные, а это: и тембр голоса, и сколько октав берёт вокалист, и в каких жанрах может петь, а не в одной попсе, и природные данные голоса,здесь оценка не зависит от Ваших предпочтений в музыке и от Вашего вкуса, оценивали профессионалы, они знали на что обратить внимание, чтобы оценить- и это надо уважать. Сомневаюсь, что Вы музыкант или такой вокалист, который мог бы по достоинству оценить всё это. Не проще ли допустить, что в вокальных данных артиста есть вещи, которые Вы не знаете и оценить не можете? Зачем так неуважительно относиться к экспертам? Они уж точно знают больше Вашего. Как вот это можно не понимать?
Всем понятно, что оценивались вокальные данные, а это: и тембр голоса, и сколько октав берёт вокалист, и в каких жанрах может петь, а не в одной попсе, и природные данные голоса,здесь оценка не зависит от Ваших предпочтений в музыке и от Вашего вкуса, оценивали профессионалы, они знали на что обратить внимание, чтобы оценить- и это надо уважать. Сомневаюсь, что Вы музыкант или такой вокалист, который мог бы по достоинству оценить всё это. Не проще ли допустить, что в вокальных данных артиста есть вещи, которые Вы не знаете и оценить не можете? Зачем так неуважительно относиться к экспертам? Они уж точно знают больше Вашего. Как вот это можно не понимать? А самое главное, что оценивали 179 экспертов, не думаю, что он были глупее всех тех, кто здесь высказался. И как было обозначено экспертами, что явно большинство пишущих даже не заметило,как написали в комментариях эксперты, вокал- это своего рода видимый поцелуй Души, пробивающейся в материальный мир, и неважно даже какой тембр голоса, важна его искренность. Вот так господа!Даже, если Вы слушали Душой своего любимого певца, не значит, что он тронул Души миллионов или имеет 20-26 золотых дисков и аудитория- от мала до велика. Ваши вкусы- это Ваши вкусы- это не вкусы миллионов во всём мире. Как только Вы этот масштаб почувствуете, то сразу поймёте, что 179 человек экспертов знали на что опирались в выборе, а уж точно не на личные вкусы, как Вы.
Bahrom:
«Всем понятно, что оценивались вокальные данные, а это: и тембр голоса, и сколько октав берёт вокалист, и в каких жанрах может петь, а не в одной попсе, и природные данные голоса,»
Как раз это и непонятно. Какие вокальные данные у Б.Дилана или у Джаггера? Причём здесь количество октав? Это же не спорт. Если взять перечисленные Вами критерии, то Мортену Харкету здесь самое-самое почётное место. Где он? Где Карузо, от голоса которого сходил с ума весь мир? Где Шаляпин, Доминго, Паваротти, Р.Флеминг, другие. Что за слепое преклонение перед «эспертами»? Кто все эти люди? Они люди шоу-БИЗНЕСА. Со всеми качествами и недостатками. Нельзя бизнесменам отдавать на откуп право определять величайших вокалистов всех времён и народов. Именно вокалистов, а не исполнителей, например. Это непрофессионально. Большую часть из списка вообще нельзя к вокалистам отнести ни по каким критериям. Вокалист ли Дж.Ли Хукер?
Надо же было написать такую пошлятину. Почему кто-то должен уважительно относится к 179 икспердам, которые составляют подобные рейтинги?) Или нужно быть экспертом Rolling Stones, чтобы можно было бредить безнаказанно?)