самые лучшие деяния в исламе
Самые лучшие деяния в исламе
12 самых благих деяний
Слово « хаир », означающее в том числе и « благо », встречается в ста семидесяти шести аятах Священного Корана, где упоминается о благих деяниях и поступках, среди которых:
«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро — хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они — ваши братья. Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (сура аль-Бакара, аят – 220).
Женитьба только на верующей женщине
«Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Лучше рабыня, но верующая, чем (свободная) язычница, пусть даже очень привлекательная и вызывающая у вас симпатию. И не выдавайте замуж (мусульманок) за язычников, пока те (язычники) не уверуют. Лучше (в вопросе замужества) раб, но верующий, чем (свободный) язычник, пусть даже приглянувшийся вам» (сура аль-Бакара, аят – 221).
«Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (сура аль-Бакара, аят – 184).
Испытание добром и злом
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (сура Али Имран, аят – 104).
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» (сура аль-Бакара аят – 215).
Избегание запрещенного Аллахом
«Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (сура аль-Хадж, аят – 30)
Испрашивание блага у Аллаха
«Он (Муса) напоил для них скотину, а затем вернулся в тень и сказал: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (сура аль-Касас, аят – 24)
Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (сура аль-Хадж, аяты – 36-37).
«Если они заключат между собой мир, ибо мирное решение — лучше» (сура ан-Ниса, аят – 128).
«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако одеяние из богобоязненности — лучше. Таково одно из знамений Аллаха. Быть может, они помянут назидание» (сура аль-Араф, аят – 26).
Покояние.
«Если вы раскаетесь, то тем лучше для вас. Если же вы отвернетесь, то знайте, что вам не сбежать от Аллаха» (сура ат-Тауба, аят – 3)
«Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу (или по вознаграждению)» (сура аль-Исра, аят – 35).
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Самые лучшие деяния в исламе
Категория деяний в Исламе. (Источник фото: freepik.com)
«Верующих мужчинам и женщинам, которые совершали праведные поступки, Мы обязательно дадим прекрасную жизнь [на земле, в могиле и в Раю]. Мы вознаградим их лучшей наградой за то, что они совершали» (сура «ан-Нахль», аят 97)
Согласно вероучению, когда наступит Судный день, человек будет спрошен за свои деяния. Что такое деяния в исламе, и на какие категории они делятся?
В исламе деяния людей подразделены на восемь видов: фард, ваджиб, сунна, мустахаб, мубах, харам, макрух. Есть деяния вознаграждаемые, а есть порицаемые. Давайте разберемся в этом вопросе.
Фард – это обязательные деяния, к которым относятся пятикратный намаз, пост в месяц Рамадан, выплата милостыни (закят) и при возможности совершение Хаджа в благословенные земли Мекки.
32 обязанности (фарда) мусульманина
Ваджиб – необходимые деяния. К ним можно отнести праздничный намаз, жертвоприношения – курбан.
Сунна – дополнительные деяния, совершенные согласно Сунне и примеру Пророка Мухаммада (мир ему).
Мустахаб – поощряемые деяния, к ним можно отнести помощь нуждающимся, дополнительные пост и намазы, чтение Священного Корана.
Мубах – это такой вид разрешенный деяний, совершая которые, верующий не грешит, но при этом не получает вознаграждения. То есть любые ежедневные вещи, не приносящие вред себе и окружающим. Например, прием пищи или сон.
Макрух – нежелательные деяния, которые порицаются. Согласно исламу, существует два вида макруха: 1) тахриман-макрух – это макрух, близкий к хараму, а человек, совершивший и одобряющий этот вид деяний совершает грех; 2) танзихан-макрух – это нежелательные действия близкие к халялю, и совершение подобных действий не считается грехом, но и не поощряется.
Харам – это строго запрещенные деяния. И верующий, совершая их, становится грешником. К ним, например, относятся убийство или причинение вреда здоровью человека или животного, употребление алкоголя, прелюбодеяние.
А какие же деяния особенно вознаграждаются Всевышним Аллахом? О них подробно сказано в Священном Коране.
«О, потомки Адама! Мы ниспослали вам одежду для прикрытия вашей наготы и [для] украшения. Однако одежда богобоязненности [вера, страх перед Аллахом, хорошая нравственность] – наилучшая! Это [ниспослание одежды] одно из знамений Аллаха, чтобы они [люди] приняли наставление» (сура «аль-Аʼраф», аят 26)
«[О, Мухаммад] тебя спрашивают о сиротах. Ответь: «Помощь им – благо. Если вы объедините [их средства со своими], то они же – ваши братья [а братьям следует жить вместе и вести хозяйство сообща]. Аллах знает, кто вредит, а кто приносит пользу. Если бы Аллах пожелал, то поставил бы вас в более трудное положение. Поистине, Аллах – Могущественный, Мудрый»» (сура «аль-Бакара», аят 220).
«И пусть среди вас будет группа людей, призывающих к благому [в религиозных и мирских делах], повелевающих хорошее и запрещающих порицаемое. И они – достигшие успеха» (сура «али Имран», аят 104).
Избегание запрещенного Аллахом
«Это так! Кто почитает святыни Аллаха, тот помогает себе перед своим Господом. И вам дозволены [в пищу] животные, кроме тех, о которых вам сообщили [в аяте о запретных видах животных]. Сторонитесь скверны идолов [сами идолы и есть скверна] и сторонитесь лживых речей» (сура «аль-Хадж», аят 30).
«И если женщина опасается несправедливости со стороны мужа [нарушения своих прав] или отчуждения [с его стороны], то на них обоих [супругах] не будет греха, если они придут к соглашению [помирятся и найдут компромисс], ведь [добровольное] соглашение лучше [чем развод или совместная жизнь в ссорах]» (сура «ан-Ниса», аят 128).
«Если вы покаетесь [в неверии и уверуете], то это лучше для вас. Но если вы откажетесь [от веры], то знайте, что вам не избежать [наказания] Аллаха» (сура «ат-Тауба», аят 3).
«И наполняйте меру полностью, когда вы меряете [товар, измеряемый мерами объема], и взвешивайте на точных весах [товар, измеряемый мерами веса]. Так будет лучше [для вас] и ценнее [по вознаграждению]» (сура «аль-Исра», аят 35).
И это далеко не полный перечень благих деяний, которые нужно стремиться совершать. Помните, что за каждое содеянное мы будем в ответе перед Создателем!
Творите добро, созидайте и наполняйте чашу весов Судного дня благими деяниями!
3 вида деяний, которые будут приносить вам пользу вечно
Человек всю свою жизнь может творить благие дела, зарабатывать награду и добиться довольства Всевышнего. Однако есть деяния, которые и после смерти человека будут приносить ему пользу и увеличивать количество его благодеяний.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Дауд, 2880; Тирмизи, 1376)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«Учёные сказали: «В этом хадисе говорится, что деяния умершего человека прекращаются, также прекращается обновление воздаяния ему, кроме воздаяния за эти три дела. Это не прекращается, ибо он (человек, совершивший эти деяния) является причиной этих дел.
Ведь ребёнок является заслугой его родителя, также заслугой человека являются знания, которые он оставил после себя благодаря обучению людей или написанию книг. Так же обстоит дело с непрерывной милостыней, которая представляет собой вакф (неиссякаемое при использовании имущество, переданное на дозволенные цели без права на заключение сделок).
Также в этом хадисе есть довод в пользу желательности жениться с целью родить благочестивых детей. Также в хадисе есть довод в пользу вакфа и огромного вознаграждения за него. Также в нём есть разъяснение достоинств знаний, побуждение к преумножению знаний, их передачи путём обучения, просвещения, написания книг и разъяснения важных вопросов, в нём поясняется, что следует выбирать сначала более полезные знания.
В этом хадисе также имеется довод в пользу того, что вознаграждение за дуа и садака доходит до умершего. В этих обоих вопросах достигнуто единогласное мнение учёных Ислама (иджма‘). Такое же решение достигнуто относительно уплаты долга«».
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
سبعٌ يَجْرِي لِلْعَبْدِ أَجَرُهُنَّ وَهُوَ في قَبْرِهِ بَعْدَ مَوْتِهِ: مَنْ عَلَّمَ علمًا أَوْ أجْرى نَهَرًا أَوْحَفَرَ بِئْرًا أَوْ غَرَسَ نَخْلًا أَو بَنَى مَسْجِدًا أَوْ وَرَّثَ مُصْحَفًا أَوْ تَرَكَ وَلَدًا يَسْتَغْفِرُ لَهُ بَعْدَ مَوْتِهِ
«Семь вещей будут продолжать приносить вознаграждение рабу Аллаха в то время, пока он будет находиться в своей могиле после смерти: знания, которым он обучал, канал, который он проложил, колодец, который он вырыл, пальма, которую он посадил, мечеть, которую он построил, копия Корана, которую он завещал, ребёнок, которого он оставил после себя и который обращается к Аллаху с мольбами о прощении для него после его смерти”». (Аль-Баззар в «Аль-Кашф»,149; Байхаки в «Шу’аб аль-иман», 3449)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе перечислил семь пунктов, однако все они входят в те три категории деяний, которые упоминаются в предыдущем хадисе.
То же самое касается и другого хадиса, переданного от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаха), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ مِمَّا يَلْحَقُ الْمُؤْمِنَ مِنْ عَمَلِهِ وَحَسَنَاتِهِ بَعْدَ مَوْتِهِ عِلْمًا عَلَّمَهُ وَنَشَرَهُ، وَوَلَدًا صَالِحًا تَرَكَهُ، وَمُصْحَفًا وَرَّثَهُ، أَوْ مَسْجِدًا بَنَاهُ، أَوْ بَيْتًا لِابْنِ السَّبِيلِ بَنَاهُ، أَوْ نَهْرًا أَجْرَاهُ، أَوْ صَدَقَةً أَخْرَجَهَا مِنْ مَالِهِ فِي صِحَّتِهِ وَحَيَاتِهِ، يَلْحَقُهُ مِنْ بَعْدِ مَوْتِهِ
«Хорошие дела, воздаяние за которые не прекратится даже после смерти верующего, следующие: знания, которым он обучает других и распространяет; праведный ребенок, которого он оставляет после себя; копия Корана, которую он оставил в качестве наследства; мечеть, которую он построил; дом, который он построил для путников; канал, который он проложил; милостыня, которую он дал, когда был жив и пребывал в благосостоянии. Вознаграждение за эти деяния достигнут его после смерти». (Ибн Маджах, 242; Ибн Хузайма, 2490)
Смерть человека – это не конец, а только завершение временной жизни в этом мире и переход к вечной жизни в Ахирате. После этого момента у каждого человека теряется возможность совершить благодеяния, за исключением следующих трёх:
1. садака-джария, то есть непрерывная милостыня, приносящая пользу другим людям;
Пока эта милостыня будет приносит пользу людям, покойный будет получать вознаграждение за неё. Примеры такой милостыни перечислены в вышеприведённых хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
К этой категории также можно отнести все виды благотворительных фондов, поэтому у всех тех, кто строил эти объекты, а также помогал строительству, книги деяний не будут закрыты, и им будет записываться вознаграждение.
2. знание, полезное для людей;
Одним из самых больших благодеяний является передача людям тех знаний, которые приобрёл сам человек. Сделать это можно различными способами, но важнейшим из этих способов является обучение и воспитание учеников.
Не менее важным способом распространения знаний является написание и издание книг, а также распространение этих знаний посредством интернета. Конечно же, важнейшим условием при осуществлении подобной деятельности является польза, которую эти знания приносят людям.
3. благочестивые дети, которые будут молиться за своих родителей.
Под благочестивыми детьми подразумеваются дети, выросшие в Исламе. Самая важная обязанность родителей – вырастить и воспитать своих детей хорошими мусульманами. Такой ребёнок будет всегда делать дуа за своих умерших родителей.
Из всего вышеприведённого явствует, что смерть человека является только концом его мирской жизни и началом вечной; со смертью человека прекращаются все его дела, но он может продолжать получать вознаграждение за некоторые деяния и после смерти. Таковыми являются три следующих деяния: садака-джария, полезное знание и благочестивые дети.
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
7 благодеяний, особо любимых Аллахом
Благодеянием считается любое действие верующего, которое он совершает в соответствии с предписаниями Всевышнего. Совершая любое деяние, человек должен стараться не противоречить шариату и совершать его ради довольства и приближения к Аллаху.
Следовательно, за такое деяние верующий получает награду от Всевышнего, только если оно было совершено искренне и ради довольства Аллаха. Ведь довольство Аллаха для верующего является наивысшей целью всей его жизни.
Поэтому тот, кто желает добиться этой цели, должен воспитать в себе хорошие качества и совершать деяния, которые наверняка приведут его к этой цели. Совершение любимых Аллаху деяний может сильно облегчить верующему путь к этой цели.
Первым делом верующий должен исполнить эти столпы, не допуская халатности при их совершении. В дополнение к этим и другим обязательным поклонениям верующий может совершать и желательные поклонения, чтобы ещё больше приблизиться к Всевышнему.
Особо любимыми Аллахом благодеяниями являются:
1. совершение намаза в начале установленного для него отрезка времени;
Совершение намаза в начале отведённого для его совершения отрезка времени свидетельствует о том, что этот молящийся любит намаз, чувствует его важность, уделяет совершению намаза особое внимание и спешить исполнить предписание своего Господа.
От Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:
سَأَلْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَيُّ العَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ؟ قَالَ: الصَّلاَةُ عَلَى وَقْتِهَا، قَالَ: ثُمَّ أَيٌّ؟ قَالَ: ثُمَّ بِرُّ الوَالِدَيْنِ قَالَ: ثُمَّ أَيٌّ؟ قَالَ: الجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ
«Однажды я спросил Пророка ﷺ «Какое из деяний Всевышний Аллах любит больше всего?». Он сказал: «Совершаемый своевременно намаз». Я спросил: «А после этого?». Он сказал: «Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьба на пути Аллаха»». (Имам Ахмад, 3890; Бухари, 528; Муслим, 85)
В той версии этого хадиса, которую передаёт Абу Давуд, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الصَّلاة في أوّلِ وَقتِها
«Намаз, совершаемый в самом начале отрезка времени отведённого для его совершения». (Абу Давуд, 426)
2. почитание родителей;
Всевышний Аллах в нескольких аятах Священного Корана повелел Своим рабам проявлять доброту и почтение к родителям.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ۚ إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا
(смысл): «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям относились с почтением. Если достигнет рядом с тобой старости один из них или оба, то не говори им даже “Уф!”, не кричи на них и говори им благородные слова. («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исраъ: 23)
Всевышний связал почитание родителей с поклонением только Ему и благодарность им – с благодарностью Себе. Поэтому почитание родителей, благодеяние и милость к ним считается одними из лучших деяний человека.
3. изучение Корана и обучение ему других;
Чтение Корана является одним из лучших видов поминания Аллаха, за которое человек получает большое вознаграждение. Чтобы человек смог прочитать Коран, ему сначала необходимо изучить его и научиться правильно читать его.
Такое же вознаграждение, как за чтение, возможно, ещё большее, человек может получить за обучение других чтению Корана. Ведь указывающий на благое подобен совершающему его, поэтому обучающий Корану получает большую награду за свой труд.
От ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ القُرْآنَ وَعَلَّمَهُ
«Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)». (Имам Ахмад, 412; Бухари, 5027; Ибн Маджах, 211; Абу Дауд, 1452; Тирмизи, 2907)
4. устранение с дороги того, что мешает прохожим;
Устранение с дороги препятствий и того, что мешает прохожим, является одним из причин попадания человека в Рай.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
لَقَدْ رَأَيْتُ رَجُلًا يَتَقَلَّبُ فِي الْجَنَّةِ، فِي شَجَرَةٍ قَطَعَهَا مِنْ ظَهْرِ الطَّرِيقِ، كَانَتْ تُؤْذِي النَّاسَ
«Я видел человека, наслаждавшегося в Раю в тени того дерева, которое он срубил и убрал с дороги, поскольку оно мешало мусульманам». (Муслим, 1914; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 10654)
В той версии этого хадиса, которую приводит Бухари, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بَيْنَمَا رَجُلٌ يَمْشِي بِطَرِيقٍ وَجَدَ غُصْنَ شَوْكٍ عَلَى الطَّرِيقِ فَأَخَّرَهُ، فَشَكَرَ اللَّهُ لَهُ فَغَفَرَ لَهُ
«Один человек, шедший по дороге, увидел ветку, усеянную колючками, и убрал её, за что Аллах отблагодарил его и простил ему грехи». (Бухари, 652; Тирмизи, 1958; Ибн Хиббан, 536)
5. отсрочка долга неплатёжеспособному должнику;
Неплатёжеспособный (му‘сир) человек – это тот, кто не в силах обеспечить себя и свою семью пропитанием и не имеет возможности выплатить долги. Отсрочка долга для такого человека является большой помощью ему и поддержкой.
От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ سَرَّهُ أَنْ يُنْجِيَهُ اللهُ مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ، فَلْيُنَفِّسْ عَنْ مُعْسِرٍ، أَوْ يَضَعْ عَنْهُ
«Пусть каждый, кого порадует то, что Аллах избавит его от скорбей Дня воскрешения, облегчает условия уплаты долга оказавшемуся в затруднительном положении или прощает ему»». (Муслим, 1563)
Награда, которую займодатель получает за отсрочку долга, очень высока, потому что это в прямом смысле облегчение положения раба Аллаха, оказавшегося в трудном положении, и избавление его от многих бед и несчастий.
Поэтому верующему следует давать отсрочку должнику, который действительно не может вернуть долг, а если позволяет возможность, то и вовсе простить. Лучше всего простить такому должнику долг в качестве милостыни.
6. польза для людей;
Ислам призывает нас быть полезными для людей. Посланник Аллаха ﷺ предпочитал помочь мусульманину и принести ему какую-то пользу, нежели совершить поклонение Всевышнему Аллаху.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные для людей, а самое любимое деяние пред Всемогущим и Великим Аллахом – это радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде, выплачивая за него долг или утоляя его голод. И, поистине, пойти со своим братом-мусульманином по какой-то его нужде любимее для меня, чем совершать и’тикаф в моей мечети в Медине в течение месяца». (Табарани, «Аль-Му’джам аль-кабир», 13646)
7. благой нрав.
Всевышний Аллах любит тех, кто украшает себя благородными чертами характера, к которым призывает шариат. Благой нрав является одной из важнейших составляющих жизни искреннего мусульманина.
От Усамы ибн Шарика (да будет доволен им Аллах) передаётся:
قَالُوا: فَمَنْ أَحَبُّ عِبَادِ اللهِ إِلَى اللهِ؟ قَالَ: أَحْسَنُهُمْ خُلُقًا
«У Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Какие рабы Аллаха являются самыми любимыми для Него?». Он ответил: «Те, у которых наилучший нрав»». (Табарани, «Му’джам аль-кабир», 471)
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Пять простых добрых дел, за которые можно заработать большую награду
The Council of Muslim Theologians
Исламский информационно-образовательный портал
Приближается месяц Рамадан, поэтому сейчас особенно важно как избегать греха, так и совершать благие дела. О том, каких грехов нужно особенно остерегаться в наше непростое время, мы уже говорили. Теперь следует сказать несколько слов о добрых делах.
Как известно, религия учит человека не только тому, каких убеждений он должен придерживаться в своей душе, но и тому, что ему следует говорить и делать, чтобы окружающие видели, что это действительно верующий, богобоязненный человек.
Когда речь заходит о том, за какие благие дела можно заработать большую награду от Всевышнего, многие, наверное, представляют себе какие-то необыкновенные подвиги во имя веры или ради спасения жизни людей. Но на самом деле награды может удостоиться не только какой-то подвиг, но очень небольшое и простое действие – если оно будет совершено с правильным намерением. Искреннее намерение ради Всевышнего может превратить обычную улыбку, доброе слово в нечто чрезвычайно ценное и похвальное.
В хадисе говорится:
«Аллах смотрит не на ваше тело и красоту, но на ваши сердца и поступки» (Муслим).
Единственно, что следует иметь в виду: будет мало толку, если человек сделает что-то хорошее один-два раза, а потом – разочаровавшись в том, что обещанная ему награда почему-то не приходит (в жизни никаких особенных изменений не наступает), оставляет совершение хороших поступков. В таком деле важно постоянство – даже если эти дела малы, но совершаются регулярно, они очень ценны для Аллаха:
«Однажды Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Какие дела Аллах любит больше всего?», на что он ответил: «Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет мало» (Бухари, Муслим).
На какие благие дела следует обратить особенное внимание:
1. Улыбайтесь!
«Если человек улыбнется брату своему при встрече, это запишется ему как милостыня» (Бухари).
Многие сподвижники передают, что лицо Пророка (мир ему и благословение) почти всегда было озарено приветливой улыбкой. Он никогда громко не смеялся, но часто улыбался.
От Абдуллы ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) передается:
«Я никогда не видел, чтобы кто-то улыбался больше, чем Пророк (мир ему и благословение)» (Тирмизи).
Другой сподвижник, Джарир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) вспоминает:
«Пророк никогда не отстранялся от меня с тех пор, как я принял ислам, и, всякий раз, когда он меня видел, он встречал меня с улыбкой» (Бухари).
2. Вежливость и благой нрав
Передается, что Пророк (мир ему и благословение) говорил:
«Я пришел для усовершенствования ваших нравов».
Когда речь заходит о следовании за Пророком (мир ему и благословение), о следовании Сунне, многие сразу представляют себе что-то внешнее – ношение бороды, укорачивание одежды, использование мисвака и тому подобное. Это все, без сомнения, важно, но следование Сунне вовсе не ограничивается внешними деяниями. Исправление внутреннее – терпение, скромность, вежливость, отказ от грубости, высокомерия, сплетен, злословия – не менее важно для верующего человека. В противном случае, откуда вообще люди поймут, что перед ними человек верующий, если он ничем не будет отличаться от неверующих – кроме как особой внешностью или одеждой.
Существует множество пророческих сообщений, где подчеркивается важность благого нрава для мусульманина:
«Из того, что будет положено на весы (деяний) в Судный день, нет ничего весомее, чем благой нрав. Воистину, обладатель благородного нрава достигнет степени постящихся и молящихся» (Абу Дауд).
В другом хадисе говорится:
«Самым тяжелым на весах в Судный день окажется хороший нрав. Поистине, Аллах ненавидит всякого непристойного и неприличного» (Тирмизи).
К проявлению благого нрава, в частности, относится приветствие – пожелание друг другу мира:
«Не указать ли вам на то, что усиливает любовь между вами? Это распространение приветствия вашем обществе» (Муслим).
«Лучший из людей перед Аллахом тот, кто первым начал приветствие» (Абу Дауд, Тирмизи).
Известно, что мусульманам следует говорить друг другу «Ассаляму алейкум» — «Мир вам» (а еще лучше добавить «Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух» — «Мира вам, милости Всевышнего и Его благословения»). Если же мы здороваемся с немусульманами, то словами приветствия могут служить такие выражения как «Здравствуйте», «Доброе утро (день, вечер)».
Не менее важна для верующих вежливость в обхождении и манерах. Недаром есть расхожее выражение:
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого (другими людьми), как вежливость».
«Несвойственно верующему ни ругать, ни проклинать, ни произносить непристойности, ни сквернословить» (Тирмизи).
Верующий человек уважает людей, независимо от их возраста и положения в обществе – начиная от самых младших. И, тем более, он почтителен к тем, кто старше него:
«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас» (Тирмизи).
Общее правило, которым должен руководствоваться верующий человек в отношениях с другими людьми, гласит:
«Не будет совершенной ваша вера, пока вы не будете желать своему брату (в данном случае – любому человеку) того, чего желаете себе».
Если вы сомневаетесь, хороши ли те слова или действия, которые вы адресовали другим людям, примерьте это на себя – представьте, что кто-то сделает или скажет это в отношении вас. Если вам такое не понравится, будет обидно и неприятно, значит, так же неприятно это будет и другим людям. Окружающие вас люди – это такие же создания Всевышнего, которые поэтому заслуживают нашего уважения.
3. Чтение Корана и молитва
Подумайте – Всевышний настолько милостив к людям, что обещает им десять наград за каждую букву Священного Корана, которую произносит верующий!
«Тому, кто прочтет хотя бы одну букву из Корана запишется одно доброе дело, а за каждое доброе дело воздастся десятикратно. И я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» – это одна буква, нет, Алиф – буква, Лям – буква и Мим – буква» (Бухари).
Вот еще одно простое, но очень весомое доброе дело, за которое мы можем получить много наград – хотя ключом к нему, как и к прочим благим деяниям, является искренность в намерениях.
Не менее важно быть пунктуальными в совершении обязательных молитв – если кто-то до этого был небрежен в этом отношении, то особенно сейчас, перед наступлением Рамадана, у вас есть прекрасная возможность исправить это упущение. Остальным – у кого вошло в привычку регулярное совершение намаза, следует увеличить количество желательных намазов, о пользе и наградах за которые мы знаем из Сунны – это, прежде всего, суннат-намазы до или после обязательных, а также намазы духа, аввабин, тахаджуд.
4. Чистота – половина веры
Когда речь идет о чистоте, многие представляют себе, прежде всего, ритуальную чистоту – малое омовение перед намазом, большое омовение в определенных случаях жизни. И это верно – важность этих действий неоднократно подчеркивается в Коране и хадисах:
«Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура аль-Бакара, 2:222).
«Когда мусульманин совершает омовение, то, омывая лицо, он смывает все грехи, которые совершают глаза, водой омовения или последними каплями этой воды. Омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. Омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. И так человек станет чистым от всех грехов» (Муслим).
Но не менее важна чистота физическая – которую иначе называют личной гигиеной или опрятностью. Так же, как для верующего человека важно представать перед Всевышним для молитвы, будучи чистым – и ритуально, и физически, так не менее важно следить за своей внешностью, чистотой тела, когда мы выходим на улицу, отправляемся на учебу, работу, встречу с друзьями. Таким образом мы проявляем уважение к другим людям – ведь кому приятно общаться с непричесанным, неопрятным человеком, у которого грязные руки или лицо? Тем более, если даже неверующие люди придают внешней чистоте большое значение, как может человек верующий допустить, что он проявит небрежность в этом отношении. Тем более, что во множестве высказываний Пророка (мир ему и благословение) речь идет о важности личной гигиены:
«Баракат (благо) еды заключается в мытье рук перед едой и после неё» (Тирмизи).
«Пять вещей относятся к фитре (естественному состоянию): сбривание волос с лобка, обрезание, подстригание усов, удаление волос из подмышек и подстригание ногтей» (Бухари, Муслим).
«Используйте мисвак, так как это очищает рот и дает довольство вами Господа» (Ибн Маджа).
«Мыть голову и тело раз в неделю – долг каждого мусульманина перед Аллахом» (Бухари, Муслим).
«Вы очищайте свою одежду и обувь, и будьте опрятны и аккуратны так, чтобы вас можно было различить среди людей» (Абу Дауд).
5. Следование Сунне – даже в мелочах
Есть очень важный пророческий хадис – особенно актуальный в нынешнее время:
«Кто будет придерживаться моей Сунны в то время, когда моя умма развратится, получит награду ста мучеников за веру».
Пророк (мир ему и благословение) был совершенным человеком – но все же человеком, так что он, как и остальные люди, совершал множество обыденных, бытовых действий. И если совершать их с правильным намерением – и так, как это описано в хадисах, то можно получить награду просто за то, чтобы спать, есть, чихать и зевать, ходить и разговаривать, и тому подобное.
Благодарение Всевышнему, у нас есть огромное количество возможностей получить награду, которые даются нам по много раз каждый день. Так что давайте приложим некоторые усилия, чтобы удостоиться больших благословений, которые Аллах даровал нам, и начнем возрождать Сунну!