самые красивые станции метро москвы топ 10
Подземный музей: 12 самых красивых станций метро в Москве
Московский метрополитен является важнейшей частью нашей столицы. С одной стороны это городской общественный транспорт, включающий в себя 15 линий и 269 станций. Но с другой стороны он богат удивительно красивыми объектами, которые проектировались известными и талантливыми людьми.
Фото: Pixabay.com
Некоторые станции заслуженно называют “Подземными дворцами Москвы”. Они удивляют своими красивыми вестибюлями и залами. Стены и пилоны украшены барельефами, статуями, мозаиками, витражами и другими декоративными композициями известных художников и скульпторов страны. Роскошные люстры и светильники также невозможно оставить без внимания. А мраморная и гранитная отделка добавляет монументальности. Некоторые станции являются истинными памятниками архитектуры и официально находятся под охраной государства.
Несомненно Московский метрополитен является важной частью экскурсии любого гостя нашей столицы. Многие станции заслуживают такого же внимания, как музеи и являются объектами культурного наследия нашей страны.
Ежедневно в метро спускается больше 9 млн. человек. Высокий темп современной жизни приводит к тому, что мы очень часто не смотрим по сторонам и лишаем себя возможности полюбоваться красотами московских подземных дворцов.
Представляем вашему вниманию рейтинг самых красивых станций метро в Москве. Представленный обзор составлен по мнению редакции нашего сайта.
12 Белорусская
Открывает наш рейтинг станция Белорусская, которая была открыта в 1938 году и является одной из первых в Москве. Она расположена под площадью Тверская Застава и входит в состав Замоскворецкой линии. Выход станции ведет в здание Белорусского вокзала, откуда соответственно и название.
Оформление станции соответствует названию. Пилоны центрального зала декорированы лепниной с белорусскими национальными орнаментами. Пол раньше также был выложен в виде белорусского орнамента, однако в настоящее время он выполнен из черного диабаза и гранита серого цвета и напоминает шахматную доску.
В целом станция представляет собой типовую пилонную трехсводчатую конструкцию. Однако ее зал отделан мрамором различных оттенков, что минимизирует ощущение глубины. Архитекторы Н. Андриканис и Н. Быкова придали станции вид изысканного дворца. Путевые стены отделаны мрамором белого цвета сверху и черного снизу, а пилоны центрального зала — мрамором розового оттенка. Для визуального облегчения конструкции, в пилонах предусмотрены углубления. В них вмонтированы светильники на бронзовых торшерах. Помимо торшеров, освещение осуществляют изящные подвесные люстры.
11 Достоевская
Сравнительно новая и интересно оформленная станция — Достоевская. Она была открыта в 2010 году, находится между станциями Люблинско-Дмитровской линии. Свое название станция получила в честь Ф. М. Достоевского.Он жил на улице Новая Божедомка, которая расположена неподалеку.
Конечно же оформление станции посвящено творчеству великого русского писателя. На торцевой стене зала размещен портрет Достоевского, а на остальных стенах сцены из самых известных произведений, таких как “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Братья Карамазовы”. Такое оформление вызывало критику со стороны общественности после открытия. Однако несмотря на противоречивые отзывы, стоит признать, что внешний вид станции весьма интересный.
С технической стороны Достоевская — это колонно-стеновая трехсводчатая станция глубокого заложения. Она находится на глубине 60 метров и является пересадочной на кольцевую линию. Пол, путевые стены и колонны станции отделаны традиционными гранитом и мрамором. А вот потолок не совсем стандартный. Он сделан из белого стеклопластика, что делает зал очень светлым. Все оформление станции выполнено в черном и белом цветах.
10 Курская
Под площадью Курского вокзала расположена одноименная станция Московского метрополитена. Свою работу она начала в 1950 году. Протяженность платформы здесь 160 метров — одна из самых длинных в Москве.
Станция Курская оформлена в двух тематиках — “Солнце” и “Победа”. Для отделки стен использовались несколько цветов мрамора — черный, серый, красный и розовый. Пол выложен серым и красным гранитом. Центральный зал исполнен в дорическом стиле. Его стены отделаны мрамором “коелга”, который внешним видом напоминает древнеримскую базилику. Освещают зал люстры в форме солнца, а из полузала, ведущего на Арбатско-Покровскую линию, исходят позолоченные лучи.
Интересный дизайн имеет средний аванзал, имеющий форму круга. В его центре находится полуколонна, которая визуально поднимается из-под земли. Такое необычное архитектурное решение дало соответствующее название аванзалу — “Возрождение”.
С технической точки зрения станция Курская трехстворчатая колонная глубокого заложения. При ее строительстве использовали сборную чугунную отделку. Своды станции опираются на собственные колонны, которые образуют в центральном зале двойной ряд.
9 Комсомольская
Еще одна примечательная станция Московского метрополитена — Комсомольская. Она оформлена в тематике борьбы за независимость русского народа. Расположена станция на Кольцевой линии в Красносельском районе под Комсомольской площадью. Открылась 30 января 1952 года.
Технически Комсомольская представляет собой трехпролетную пилонную станцию глубокого заложения. Она одна из самых длинных — протяженность 190 метров. Всего здесь расположено 68 восьмигранных колонн на расстоянии 5,6 метров друг от друга. Все они отделаны светлым мрамором, а пол выложен розовым гранитом. На желтом потолке красуются подвешенные рожковые люстры.
8 Новокузнецкая
Интересное оформление имеет и Новокузнецкая станция. Названа она в честь одноименной улицы, проходящей рядом. Эта пересадочная станция входит с состав Замоскворецкой линии. Дата открытия — 20 ноября 1943 года.
Потолок и стены станции отделаны светлым мрамором, а пол выложен разноцветным гранитом. Для пассажиров станции установлены скамейки из белого мрамора. Интересно, что до открытия Новокузнецкой они были в Храме Христа Спасителя. Технически станция построена по типовому проекту и имеет трехсводчатую пилонную конструкцию. Центральный зал имеет диаметр 9,5 м, а боковые 8,5 м.
7 Римская
Красивой и необычной является станция Римская, относящаяся к Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена. Ее открыли в 1995 году. Расположена в Таганском районе Москвы.
Станция оформлена в тематике “Достопримечательности Рима”. Проектировали ее итальянские архитекторы А. Куатроччи и Дж. П. Имбриги, совместно с ними работал также и скульптор Л. Л. Берлин. Он является создателем замечательной композиции “Фонтан”. Ее главные фигуры — основатели Рима Ромул и Рем. Римская — это единственная станция Московского метро, где установлен фонтан. Выходы к переходам и эскалаторам украшены лепными медальонами.
Проект станции новый, поэтому не типовой. Подплатформеные помещения здесь отсутствуют. Опорой для путевых стен и колонн служит монолитная плита. Отделка залов произведена мрамором различных пород и цветов, а пол выложен черным, серым и красным гранитом.
6 Новослободская
Станция Новослободская Московского метрополитена была открыта в 1952 году. Она относится к Кольцевой линии и входит в состав участка Белорусская-Курская. Свое название Новослободская получила в честь одноименной улицы, в начале которой она и находится.
Архитектором станции был выдающийся специалист А. Душкин. Это его последняя работа в данном направлении. Новослободскую украшают чередующиеся большие и малые арочные пролеты. Малые заполнены витражами. Светильники за ними подсвечивают композицию. Благодаря такому решению несущие конструкции не кажутся тяжелыми. Всего установлено 32 витража, которые изготовлены по рисункам художника П. Корина. Все композиции помещены в рамку из отчеканенной позолоченной латуни, а верхняя часть каждого витража украшена медальоном. На шести изображениях можно увидеть изображения агронома, энергетика, географа, архитектора, музыканта и художника. Остальные представляют собой разные геометрические орнаменты. На торцевой стене главного зала расположено мозаичное панно «Мир во всем мире», изображающее женщину с младенцем на руках.
Спроектирована Новослободская, как трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения на глубине 40 м. Имеет одну платформу. Путевые стены и пилоны отделаны традиционно мрамором, а пол гранитом. Черно-серый пол напоминает шахматную доску, пилоны черные с белыми прожилками.
5 Арбатская
Привлекает к себе внимание станция Арбатская. Ее открыли 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метро. Относится к Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Ранее на этом месте был Храм Тихона, епископа Амафунтского. Название станция получила в честь расположенной вблизи станции Арбат.
Арбатская является объектом культурного наследия. Она оформлена в стиле “московское барокко”, сочетающем в себе русскую архитектуру 17 века и элементы ордерных композиций. Выбор традиций русского зодчества при декорировании внутреннего убранства обусловлен близостью станции к Кремлю. Поперек станции перекинуты параболические арки они принимают на себя тяжесть сводов с малыми арками.
Центральный зал имеет очень большую протяженность. Его пилоны украшены керамическими букетами цветов, а внизу отделаны красным мрамором. Пол выложен черным и красным гранитом. Путевые стены имеют облицовку в виде черной и белой керамической плитки, а стены подходных коридоров пятнистым мрамором с красным цоколем. Станционный зал освещают изящные люстры с орнаментом в золоченой бронзовой оправе.
4 Площадь Революции
Еще одна известная своей красотой станция Московского метро — Площадь Революции. Открыли ее в 1938 году. Рядом находится Площадь Революции, о чем легко можно догадаться по названию. Относится станция к Арбатско-Покровской линии и находится между Курской и Арбатской.
Станция также относится к объектам культурного наследия. Проектировал ее архитектор А. Н. Душкин, совместно с ним работал скульптор Матвей Манизер. Здесь установлено 76 изготовленных им скульптур. Они стоят в хронологическом порядке событий 1917-1937 годов в нишах арок, образованных пилонами. Работы изображают простых советских людей — колхозников, революционеров, рабочих, студентов, пограничников и т.д. С этими фигурами у москвичей связаны интересные традиции. Например для успеха в начинаниях нужно потереть флажок матроса, перед экзаменом — нос овчарки, а для успешного свидания — обувь “Студентки с книгой”.
Пилонная, трехсводчатая станция глубокого заложения расположена на глубине 33,6 метров. Стены и пилоны облицованы черным армянским мрамором и золотистым, белым и серым камнем других пород. Пол выложен гранитом.
3 Маяковская
Тройку самых красивых станций метро в Москве открывает Маяковская. Ее открыли в сентябре 1938 года. Эта одна из первых станций Московского метрополитена. Интересно, что ее проект получил гран-при на выставке в Нью-Йорке еще за несколько лет до открытия. Статус Памятника архитектуры Маяковская получила в конце 20 века.
Станция получила свое название в честь знаменитого русского поэта Владимира Маяковского. Оформлена она в стиле “сталинская неоклассика”. Своим убранством она похожа на подземный дворец с элементами авангардных конструкций Тонкие колонны, поддерживающие свод и покрытые нержавеющей сталью добавляют изящества. Ниши в сводах декорированы мозаичными панно на тему “Сутки советского неба”, они подсвечены светильниками. Автором этих замечательных произведений является известный русский художник А. Дейнека.
Освещению станции уделили особое внимание при проектировании Маяковской. Убранство наполнено игрой света и полутеней. Это достигается благодаря светильникам, размещенным в 33 овальных куполах.
Маяковская — первая в мире пилонная станция глубокого заложения. Путевые стены облицованы уфалейским мрамором сверху и диоритом снизу. Пол выложен из мрамора и гранита серо-белого цвета, а в центре темно-красная гранитная полоса. Она ведет к бюсту Маяковского, установленному на пьедестале в торце.
2 Театральная
Еще одна из самых красивых станций метро — Театральная. В эксплуатацию ее сдали еще в сентябре 1938 года. Однако тогда она называлась Площадь Свердлова. Так как имя этого революционера носила площадь неподалеку. Но так как здесь расположены Большой и Малый театры, в 2005 году переименовали и площадь, и станцию.
Театральная была последним проектом архитектора Ивана Фомина, который он не успел завершить. Заканчивал работу его ученик Леонид Поляков. Перронные залы от главного отделены двойными полуколоннами, которые внешне облегчают тяжелые пилоны. Внутреннее оформление посвящено теме народного танца и исполнения на музыкальных инструментов. Залы украшены барельефами с изображением представителей семи республик СССР, танцующих и музицирующих в национальных костюмах. Центральный свод украшен ромбовидными кессонами.
Привлекает внимание также и освещение станции. Большие хрустальные светильники в бронзовой оправе расположены в центре зала. Кроме того, на пилонах в центральном зале установлены светильники из матового стекла.
С технической точки зрения Театральная — трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Это типовой проект с диаметром центрального зала 9,5 метров и боковыми залами по 8,5 м. Путевые стены и пилоны отделаны светлым мрамором. Столбы в центре зала украшены каннелюрами на углах. Пол выложен серым и черным гранитом.
1 Киевская
По мнению редакции нашего сайта самой красивой станцией Московского метрополитена является Киевская. Она относится к кольцевой линии и была открыта в марте 1954 года. Своим названием она обязана Киевскому вокзалу, расположенному неподалеку. Эта станция была самой любимой у Н. Хрущева. Ее проект победил на конкурсе. Автором работы является киевский архитектор Е. И. Катонин.
Тематика оформления — “История Украины” и “Дружба украинского и русского народов”. Станция украшена 18 панно. Все они показывают историю взаимоотношений двух стран от Переяславской Рады до революции 1917 года. Мозаика в станционных залах выполнена из смальты. Под каждой картине имеется мраморный свиток с описанием. Торцевая стена центрального зала оформлена мозаичным портретом Ленина в окружении лепных флагов. Также имеется барельеф “Воссоединение всего украинского народа”.
Киевская построена по типовому проекту трехсводчатой пилонной станции глубокого заложения. Расположена на глубине 53 метра. Внутри станции имеется два вестибюля — северный и южный.
10 станций метро Москвы, которые особенно любят иностранцы
Рассказываем, какие станции интересны иностранцам больше других и почему.
В этой статье
1. «Площадь Революции», Арбатско-Покровская линия
По данным Александра Ефимова, директора туроператора ostwest.com, эта станция пользуется наибольшей популярностью у туристов. Над проектом работал архитектор А. Н. Душкин, открытие состоялось в 1938 году. Станцию считают объектом культурного наследия. Она украшена бронзовыми скульптурами в тематике советской эпохи, всего 76 различных статуй. Каждая из них изображает жителей Москвы прошлого века: среди них рабочие, колхозники, студенты, пограничники и революционеры.
С «Площадью Революции» связаны интересные традиции, которым следуют до сих пор. Так, студенты трут нос бронзовой овчарки перед важными экзаменами, а влюбленные прикасаются к обуви «Студентки с книгой», чтобы свидание прошло удачно; флажок матроса принесет успех в начинаниях, а петух обеспечит финансовое благополучие. Искать скульптуры долго не придется — «волшебные» участки вытерты до блеска.
2. «Новослободская», Кольцевая линия
Проект архитектора А. Н. Душкина назван по проходящей в этом районе улице и относится к объектам культурного наследия. Изначально планировались пересадки только между центровыми станциями метро, но в 1941 году был разработан проект строительства Кольцевой линии. Она должна была проходить значительно дальше от центра и разгрузить транспортные узлы, но впоследствии одобрили расположение у Садового кольца. Окончательное решение вынесли в 1943 году, поставив Кольцевую линию в четвертую стадию строительства метро, станцию «Новослободская» открыли в 1952 году.
Ее отличительная черта — разноцветные витражи и уникальные люстры-тарелки. На стеклах изображены утопические картины счастливой жизни: растения, цветы и люди, занимающиеся любимым делом — музыкант, географ, архитектор, художник. В 2003 году торцевое панно, витражи и люстры отреставрировали, добавив яркую иллюминацию, что немного противоречит первоначальной задумке авторов проекта, планировавших грот в приглушенном свете.
3. «Комсомольская», Кольцевая линия
Станция открыта в 1952 году в составе кольцевого участка «Курская» — «Белорусская». При этом «Комсомольская» Сокольнической линии работала с 1935 года. Одноименная станция на кольце — один из самых загруженных участков метро: на поверхности расположены три вокзала (Ленинградский, Ярославский и Казанский), на которые прибывают жители Подмосковья и других городов. Станция встречает гостей уличным двухэтажным павильоном с двумя шестиколонными портиками. Внутренний свод вестибюля возвышается над землей большим куполом, на котором можно рассмотреть пятиконечную звезду с изображением серпа и молота.
«Комсомольская» — станция высотой 9 м вместо стандартных 5,5 м. Над проектом работал архитектор А. В. Щусев, который был посмертно удостоен Сталинской премии второй степени. Станция позиционировалась как «ворота города», поэтому было важно сделать ее максимально запоминающейся, формирующей первое впечатление о столице. Внутреннее убранство «Комсомольской» — апофеоз сталинского ампира: два ряда колонн, антаблементы с карнизами, огромные арки и белые лепные элементы стали ее отличительными чертами.
4. «Театральная», Замоскворецкая линия
Станция со статусом объекта культурного наследия ведет к известным достопримечательностям центра Москвы: Большому театру, Красной площади, Кремлю, Государственному академическому театру «Московская оперетта», Российскому академическому молодежному театру, ЦУМу и Дому Союзов. «Театральная» открыта в 1938 году и считается последней работой архитектора И. А. Фомина.
Пилонная станция глубиной 35 м состоит из трех параллельных тоннелей и изначально называлась «Площадь Свердлова». Тем не менее в проекте раскрыли театральную тематику. Пространство украшают гигантские фарфоровые барельефы с изображениями музыкантов и танцоров народов СССР. На них запечатлены семь союзных республик: Армения, Грузия, Узбекистан, Казахстан, Украина, Беларусь и Россия. Центральный зал оформлен по мотивам одного из главных ордеров классической архитектуры — дорического.
5. «Маяковская», Замоскворецкая линия
Станция в Тверском районе открыта в 1938 году и названа в честь поэта Владимира Маяковского. Она имеет статус объекта культурного наследия регионального значения и обозначена в списке памятников истории и культуры как ценнейший архитектурный объект города. Год спустя проект был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Во время Великой Отечественной войны «Маяковскую» использовали как бомбоубежище, в ноябре 1941 года там состоялось заседание Московского Совета депутатов, где И. В. Сталин выступал с докладом. Бюст Маяковского появился только в 1950-х годах. Станцию реконструировали в 2000-х: открылся северный выход, заменены эскалаторы в южном крыле. В ночь с 17 на 18 июля 2017 года здесь состоялась премьера первой серии седьмого сезона сериала «Игра престолов».
6. «Курская», Арбатско-Покровская линия
Во время проектирования станции в 1932 году возникли трудности: в скором времени планировалась реконструкция одноименного вокзала, но никто не знал, как она будет проходить. В итоге архитекторы приняли решение расположить «Курскую» по диагонали к площади. Станцию открыли в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны она служила бомбоубежищем, и в помещении был размещен филиал Государственной публичной исторической библиотеки. Переход на Кольцевую линию появился в 1950 году, а на Люблинскую — в 1996-м.
Декорации помещения выполнены в тематике сельского хозяйства; на потолке — орнаменты из лепнины, пол выложен серым гранитом, а в залах использовались вставки из красного гранита и черного диабаза. Туристы любят фотографировать вестибюль станции: в центре зала кубической формы стоит круглая колонна с лепниной и гранитным бортиком; на медальонах можно разглядеть сцены из сельской жизни.
7. «Белорусская», Кольцевая линия
Станция по проекту Н. А. Быковой, И. Г. Таранова и Г. И. Опрышко открыла двери в январе 1952 года. Архитекторы получили за работу Сталинскую премию. Пространство стилизовано белорусскими мотивами: на потолке колосья и растительные венки, дополненные панно со сценами из жизни народа. Изначально на полу был узор из керамической плитки в виде традиционной вышивки; впоследствии его заменили на полированный гранит. В торце перехода на одноименную станцию Замоскворецкой линии установлена скульптура М. Г. Манизера «Белорусские партизаны», а также восемь ламп, облицованных мрамором и мозаикой.
В 2010 году переход между Кольцевой и Замоскворецкой линией был закрыт из-за ремонтных работ на эскалаторах. В честь возобновления его работы Метрополитен выпустил памятные билеты. В 2017 году посетители рассмотрели чужеродный элемент на одном из пилонов станции. Неизвестный дополнил его фигуркой смеющегося человека на стуле из лепнины, которую в скором времени демонтировали.
8. «Киевская», Кольцевая линия
Станция открыта весной 1954 года и является единственной на Кольцевой линии, не расположенной в Центральном административном округе Москвы. Итоговый проект «Киевской» появился в результате конкурса, объявленного Н. С. Хрущевым. Участникам предлагалось создать проект, который увековечил бы Украину на территории столичного метро. Победил киевский архитектор Е. И. Катонин; его вариант выбрали из нескольких десятков представленных работ. Внутри станции расположены два вестибюля — северный и южный.
Станционные залы пилонной конструкции декорированы мозаикой из смальты. На них изображены сцены совместной деятельности русского и украинского народов. Под каждой картиной — мраморный свиток с описанием. Архитекторы дополнили станцию семью профилями Сталина, но после развенчания культа личности остался только один барельеф — «Воссоединение всего украинского народа».
9. «Славянский бульвар», Арбатско-Покровская линия
По сравнению с советскими станциями метро, входящими в классическую туристическую программу, «Славянский бульвар» появился относительно недавно — в сентябре 2008 года. В течение восьми месяцев перед открытием станция была «призраком», мимо которого проезжали, но не останавливались поезда. При этом в августе 2008 года рабочие щиты убрали, и пассажиры уже видели, как строится помещение.
«Славянский бульвар» выполнен в стиле модерн, а углубления свода дополнены коваными растительными орнаментами по проекту И. Л. Лубенникова. Станцию проектировали в тематике парковой зоны, поэтому украсили зелеными металлическими деревьями и скамьями в виде ладей.
10. «Достоевская», Люблинско-Дмитровская линия
Строительство станции затянулось на десятилетия. Проект одобрили в середине 1990-х годов, но вскоре работы были приостановлены из-за недостаточного финансирования; их возобновили лишь в 2007 году. Тогда же на недостроенной станции снимался российский фильм ужасов Игоря Шавлака «Путевой обходчик». «Достоевскую» открыли в июне 2010 года. Мнения первых посетителей были кардинально противоположными: картины на станции называли и гениальными, и излишне трагичными.
Стены помещения декорированы по мотивам романов писателя Ф. М. Достоевского: «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бесы». Изображения включают сцены из убийств и самоубийств главных героев произведений. Творчество Федора Михайловича ценится во всем мире, поэтому туристы, знакомые с русской литературой, считают долгом посетить «Достоевскую» как музей.
Комментарий эксперта
Айрат Багаутдинов, автор образовательного проекта «Москва глазами инженера»:
— Конечно, самые популярные станции — это «Маяковская», «Киевская» Кольцевой линии, «Площадь Революции», «Новослободская». Экскурсоводы свой маршрут строят таким образом, потому что удобно ехать по кольцу и смотреть станции в его пределах.
У разных аудиторий свои предпочтения. Например, аудитория «Москвы глазами инженера», в том числе и москвичи, которые любят свой город, интересуются больше всего архитектурными особенностями, монументальным искусством. Оно поражает и туристов, потому что, прежде всего, запоминаются эффектные истории: панно на станции «Комсомольская» и то, как их переделали, убрав изображение Сталина. Это витражи и мозаика на станции «Новослободская», где также заменили профиль вождя. Гостей привлекают и другие элементы монументального искусства, интегрированные в архитектуру станций; истории про десталинизацию московского метро — самые впечатляющие.
Туристы полагаются на мнение экскурсовода, когда просят показать самые красивые станции. В проекте «Москва глазами инженера» мы попытались осмыслить историю строительства первой очереди метро. Поэтому особое внимание уделили красной ветке. По архитектуре она, возможно, выглядит менее яркой на фоне второй, третьей и четвертой очередей. Зато там очень интересная история строительства: первый опыт, в некотором роде героизм, смелые эксперименты, связанные с прокладкой тоннелей и станций. Мы делали иммерсивный аудиоспектакль: посетители ходили в наушниках, голос вел их от станции к станции, призывал к взаимодействию с архитектурой и друг с другом. Было много положительных отзывов, потому что у москвичей в отношении метро уже замыленный взгляд, они им пользуются в часы, когда не проснулись или едут уставшие с работы. И вот когда посетителям удается посмотреть на станции другими глазами и в другой обстановке, метрополитен впервые в жизни открывается по-новому.