самые известные сонаты бетховена список лучших

Фортепианные сонаты Бетховена с названиями

Жанр сонаты в творчестве Л. Бетховена занимает очень важное место. Классическая форма у него претерпевает эволюцию и трансформируется в романтическую. Ранние его опусы можно назвать наследием венских классиков Гайдна и Моцарта, а вот в зрелых произведениях музыку совершенно не узнать.

Образы сонат Бетховена со временем полностью уходят от внешних проблем в субъективные переживания, внутренние диалоги человека с самим собой.

самые известные сонаты бетховена список лучших. картинка самые известные сонаты бетховена список лучших. самые известные сонаты бетховена список лучших фото. самые известные сонаты бетховена список лучших видео. самые известные сонаты бетховена список лучших смотреть картинку онлайн. смотреть картинку самые известные сонаты бетховена список лучших.

Многие считают, что новизна бетховенской музыки связана с программностью, то есть наделением каждого произведения конкретным образом или сюжетом. Некоторые его сонаты действительно имеют название. Однако именно автором было дано лишь одно название: Соната №26 имеет в качестве эпиграфа небольшую ремарку – «Lebe wohl». Каждая из частей тоже имеет романтическое название: «Прощание», «Разлука», «Встреча».

Остальные же сонаты были озаглавлены уже в процессе узнавания и с ростом их популярности. Названия эти придумали друзья, издатели, просто поклонники творчества. Каждое соответствовало настроению и ассоциациям, возникавшим при погружении в эту музыку.

Сюжет как таковой в сонатных циклах Бетховена отсутствует, но автор настолько явно иногда мог создать драматургическое напряжение, подчиненное одной смысловой идее, настолько рельефно передавал с помощью фразировки и агогики слово, что сюжеты напрашивались сами собой. Но сам он мыслил скорее философски, чем сюжетно.

Соната № 8 «Патетическая»

Одно из ранних сочинений – Сонату №8, называют «Патетической». Название «Большая патетическая» дал ей сам Бетховен, но оно не было обозначено в рукописи. Это произведение стало своеобразным итогом его раннего творчества. Здесь явно проявились мужественные героико-драматические образы. 28-летний композитор, уже начинающий чувствовать проблемы со слухом и воспринимавший все в трагических красках, поневоле стал относиться к жизни философски. Яркая театральная музыка сонаты, особенно первой ее части, стала предметом обсуждений и споров не менее чем оперная премьера.

Новизна музыки заключалась также в острых контрастах, столкновениях и борьбе между партиями, а вместе с тем проникновении их друг в друга и создании единства и целенаправленности развития. Название оправдывает себя полностью, тем более что конец знаменует вызов судьбе.

Соната № 14 «Лунная»

Полное лирической красоты, любимое многими произведение «Лунная соната», была написана в трагический период жизни Бетховена: краха надежд на счастливое будущее с любимой и первых проявлений неумолимой болезни. Это поистине исповедь композитора и самое проникновенное его сочинение. Свое красивое название соната №14 получила от Людвига Рельштаба, известного критика. Это случилось уже после смерти Бетховена.

В поисках новых идей для сонатного цикла, Бетховен отступает от традиционной композиционной схемы и приходит к форме сонаты-фантазии. Ломая рамки классической формы, Бетховен бросает таким образом вызов канонам, сковывающим его творчество и жизнь.

Соната № 15 «Пасторальная»

Соната №15 была названа автором «Большой сонатой», но издатель из Гамбурга А. Кранц дал ей иное название – «Пасторальная». Под ним она не очень широко известна, но вполне отвечает характеру и настроению музыки. Пастельные умиротворяющие краски, лирические и сдержанно-меланхолические образы произведения говорят нам о гармоничном состоянии, в котором пребывал Бетховен в момент ее написания. Сам автор очень любил эту сонату и частенько ее играл.

Соната № 21 «Аврора»

Соната №21, которую называют «Аврора», написана в одни годы с самым великим достижением композитора – Героической симфонией. Богиня утренней зари стала музой для этого сочинения. Образы просыпающейся природы и лирические мотивы символизируют у него духовное возрождение, оптимистический настрой и прилив сил. Это одно из редких произведений Бетховена, где присутствует радость, жизнеутверждающая сила и свет. Ромен Роллан называл это произведение «Белая соната». Фольклорные мотивы и ритм народного танца также свидетельствуют о близости этой музыки к природе.

Соната № 23 «Аппассионата»

Название «Аппассионата» сонате №23 тоже дано не автором, а издателем Кранцем. Сам Бетховен имел в виду идею человеческого мужества и героизма, преобладания разума и воли, воплощенную в «Буре» Шекспира. Название, идущее от слова «страсть» очень уместно в отношении образного строя этой музыки. Это произведение вобрало в себя всю драматическую мощь и героический напор, накопившийся в душе композитора. Соната исполнена бунтарского духа, идей сопротивления и упорной борьбы. Тот совершенный симфонизм, который был раскрыт в Героической симфонии, гениально воплощен в этой сонате.

Соната № 26 «Прощание, Разлука, Возвращение»

Соната №26, как уже сказано, единственное действительно программное произведение в цикле. Его строение «Прощание, Разлука, Возвращение» – как жизненный цикл, где после разлуки влюбленные вновь встречаются. Соната была посвящена отъезду эрцгерцога Рудольфа, друга и ученика композитора, из Вены. Вместе с ним уехали почти все друзья Бетховена.

Соната № 29 «Хаммерклавир»

Одну из последних в цикле, Сонату №29, называют «Хаммерклавир». Эта музыка написана для нового молоточкового инструмента, созданного в то время. Это название закрепилось почему-то только за 29 сонатой, хотя ремарка Hammerklavier стоит в рукописях всех его поздних сонат.

Источник

Пять легендарных фортепианных сонат Бетховена, о которых надо знать хотя бы самое главное

самые известные сонаты бетховена список лучших. картинка самые известные сонаты бетховена список лучших. самые известные сонаты бетховена список лучших фото. самые известные сонаты бетховена список лучших видео. самые известные сонаты бетховена список лучших смотреть картинку онлайн. смотреть картинку самые известные сонаты бетховена список лучших.

За свою жизнь Бетховен написал 32 сонаты для фортепиано. Для любого пианиста — это настольная книга, репертуар, обязательный для изучения на всех стадиях мастерства.

Но и любому культурному человеку неплохо было бы иметь представление о самых популярных из них.

Классическая соната — это большое (обычно в трёх частях) произведение для одного инструмента. Правда, если это инструмент одноголосный — как флейта или скрипка, например, к нему в качестве поддержки добавляется фортепиано.

1. Соната №14, «Лунная», до-диез минор

Два мотива из Бетховена знает любой человек. Первый — роковой «та-та-та-там» — мотив судьбы из Пятой симфонии. А второй — эти медленные начальные арпеджио из «Лунной сонаты», которым начинается её первая часть.

Эта музыка была очень популярна ещё при жизни Бетховена, но Бетховен этому был не очень рад.

Кстати, этот медленный темп в первой части — нарушение стандартов жанра: классическая соната должна начинаться быстро. Поэтому Бетховен сделал разъясняющую приписку — sonata quasi una fantasia («соната вроде фантазии»).

О «Лунной сонате» и той, кому она посвящена, существует целая мифология, в которой, как в любом мифе, далеко не всё соответствует исторической правде. Для тех, кто хочет в этом разобраться — эти две культшпаргалки:

👉Несколько фактов о Лунной сонате Бетховена(здесь есть ролик с Сонатой в исполнении Эмиля Гилельса)

2. Соната №8, «Патетическая», до минор

Во времена Бетховена все концертирующие пианисты сами писали репертуар для своих выступлений. Так делал и Бетховен, он был известен в музыкальных салонах Вены как виртуоз со своей оригинальной манерой игры. Впервые о нём заговорили как о сильном композиторе, а не только как о пианисте, именно после создания этой сонаты. Ему было 27 лет.

Соната начинается очень необычно: эффектным «театральным» вступлением с роковыми аккордами и жалобными вздохами. Эта интрига разрешается бурной драмой. А дальше следует прекрасная вторая часть и увлекательное рондо в финале.

Эмиль Гилельс.

3. Соната №17, «Буря», ре минор

«Бурей» ей называют потому, что Бетховен однажды обмолвился о связи этой музыки с одноимённой пьесой Шекспира. А у нас её часто называют «сонатой с речитативом» из-за выразительного фортепианного монолога в первой части.

На всякий случай надо знать, что Бетховен не давал названия своим сонатам, за исключением одного случая: Сонаты №26 «Прощание».

Самая популярная часть в Семнадцатой сонате — третья, последняя. Это такой музыкальный perpetuum mobile с непрерывным потоком ритма и постоянно меняющимся градусом драматических эмоций.

Маурицио Поллини.

4. Соната №23 «Аппассионата», фа минор

«Аппассионатой» (это слово переводится с итальянского как «страстная») её назвал один из издателей спустя много лет после смерти Бетховена.

В этой сонате всё монументально и величественно — и по размерам (это вторая по длительности звучания соната Бетховена после его «Авроры» — сонаты №21), и по виртуозному размаху, и по грандиозности идеи.

Недаром она производила такое сильное впечатление даже на Ленина, который, как известно, особой чувствительностью не отличался. Он называл эту сонату «изумительной, нечеловеческой».

Своё название эта соната получила, наверняка, из-за своей третьей, последней части, с вихрями и ударами мощных аккордов.

Эмиль Гилельс.

5. Соната №2, ля мажор

А эта соната популярна далеко не так, как «Лунная» или «Аппассионата», но её вторая часть стала «персонажем» повести Александра Куприна «Гранатовый браслет», которую все мы проходили в школе.

Поэтому надо обязательно хотя бы раз послушать хотя бы раз вторую часть этой сонаты, чтобы понять, что хотел сказать Вере Николаевне этой музыкой ушедший в мир иной телеграфист Желтков о своей огромной, очень тихой и никому не нужной любви.

«И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет… И в уме ее слагались слова…

«Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя… Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава Тебе!»

Михаил Плетнёв.

Источник

Топ 10 самых известных произведений Бетховена

Наш топ 10 самых известных произведений Бетховена расскажет о знаменитых мелодиях, которые знает, пожалуй, каждый любитель классической музыки.

10 Соната для фортепиано №8, ор. 13, «Патетическая»

Это произведение было создано Бетховеном в 1799 году. Его опубликовали в декабре того же года под названием «Большая патетическая соната». Композитор посвятил свое творение князю Карлу фон Лихновскому.

9 Сурок, ор. 52 №7

Это музыкальное произведение Бетховен написал к стихам Гете. Песня была опубликована в 1805 году. С тех пор она стала очень популярна. В наши дни ее нередко используют в музыкальных школах. Ведь эту детскую песенку несложно выучить, да и звучит она очень приятно. Текст рассказывает историю маленького мальчика, который путешествует по миру со своим необычным другом: дрессированным сурком.

8 «Эгмонт», ор. 84

В 1809 году Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра. Взявшись за работу, он написал музыкальное сопровождение к трагедии Гете «Эгмонт». Сюжет рассказывает о том, как мужчина по имени Эгмонт поднял восстание в Нидерландах против испанцев. Центрального персонажа ждет печальный финал, но все же ему удается достичь своей основной цели. Премьера «Эгмонта» состоялась в 1810 году.

7 Соната для фортепиано №23, ор. 57, «Аппассионата»

Это произведение входит в число самых известных сонат Бетховена. Композитор посвятил свое творение графу Францу фон Брунсвику. Первая публикация этого музыкального произведения состоялась в феврале 1807 года в Вене.

6 Концерт для фортепиано с оркестром №5, ор. 73, «Император»

Композитор посвятил этот концерт эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Премьера состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге. Это музыкальное произведение сразу получило огромный успех и восхищение слушателей.

5 Концерт для скрипки с оркестром, ор. 61

«Концерт для скрипки с оркестром, ор. 61» – единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Автор посвятил это свое творение другу – Францу Клементу, который был известным композитором и скрипачом. Премьера концерта была назначена на 23 декабря 1806 года и состоялась в Вене. Сольную часть своего творения Бетховен заканчивал непосредственно перед выступлением, так что Клемент был вынужден исполнять некоторые отрывки без каких-либо репетиций. Премьера не принесла концерту успеха. Это творение Бетховена еще долго не исполнялось. Композитор был вынужден переделать его, поставив в центр музыкальной картины не скрипку, а фортепиано. Однако в 1844 году все изменилось. Скрипач Иозеф Иоахим с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона вновь исполнил скрипичный концерт Бетховена. Тогда-то это произведение и обрело популярность. Сейчас оно входит в число самых исполняемых концертов для скрипки с оркестром.

4 Симфония №9 Ре минор, ор. 125

Эта симфония также известна, как «Хоральная». Она является последней законченной симфонией Бетховена. Тема второй части была написана еще в 1815 году, но всерьез за работу над этим произведением композитор взялся только в 1822 году. Спустя 2 года состоялось первое публичное исполнение в Вене. Симфония стала довольно популярна. Например, в Японии она считается новогодней мелодией и по сей день исполняется в канун праздника.

3 Симфония №5, ор. 67

За это произведение Бетховен взялся в 1804 году. В то время у композитора уже были большие проблемы со слухом, но это не помешало ему продолжить работу. Правда, Бетховен был вынужден прерываться на написание других произведений: например, «Сонаты №23» и «Симфонии №4». «Симфонию №5, ор. 67» композитор закончил в 1808 году, и тогда же состоялась премьера. А вот посвящение к симфонии – князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому – Бетховен написал лишь спустя год.

2 К Элизе

Неизвестно, когда именно была написана эта пьеса-багатель. Ее рукопись нашли только в 1865 году и опубликовали уже после смерти Бетховена. Неизвестно, кому именно композитор посвятил свой шедевр. Ведь почерк был неразборчивым, и надпись могла означать «К Элизе» или «К Терезе». В таком случае, музой могла быть ученица Бетховена Тереза, его подруга Элизабет или даже жена российского императора Александра I – Елизавета Алексеевна.

1 Лунная соната

Это произведение Бетховен закончил в 1801 году, в сложный период своей жизни. Во-первых, у композитора начались проблемы со слухом. А во-вторых, отношения с графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться Бетховен, закончились разрывом. В итоге, композитор посвятил «Лунную сонату» своей возлюбленной.

Классическая музыка невероятно красива, а потому продолжает очаровывать слушателей даже спустя века после своего создания.

Источник

Самые известные сонаты бетховена список лучших

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Великие сонаты Бетховена, которые должен послушать каждый

В музыкальном жанре сонаты Бетховен работал много и плодотворно.

Каждая соната создавалась им на заранее обдуманный «сюжет» переплетения лирических образов и личных переживаний.

Пожалуй, нет таких эмоциональных состояний и душевных конфликтов, которые не нашли бы в бетховенских сонатах своего отражения и не преломлялись бы в его колоритных инструментовках.

Сонаты, и не только фортепианные, открывают двери в удивительный мир бетховенской музыки, которая становится все понятнее, чем больше ее узнаешь.…

Соната для фортепиано № 8 до минор, op. 13 («Патетическая»)

Называлась «Большой патетической сонатой» с посвящением князю Карлу Лихновскому. Опубликована в декабре 1799 г. Состоит из трех частей.

«Патетическая» – это сочетание монументализма и лаконичности, достойное содержание и форма, новаторская оригинальность образов, драма чувств.

Споры и противоречивые суждения о «Патетической» не утихают до сих пор. Какая она? – «Шедевр с начала и до конца; шедевр вкуса, мелодии и выражения» или «заигранная, шутливая с «ребяческим» характером»? А может в ней сосредоточена гармония страстного пафоса, спокойного настроения и мечтательно-чувствительного рондо? Слушая, попытаемся понять…

Соната № 14 до-диез минор, op. 27, № 2 («Лунная соната»)

Искренняя музыка – выразительница непосредственных чувств. Произведение, «отмеченное печатью бессмертия», обладающее редкой привилегией нравиться и посвященным, и дилетантам. Имеет авторский подзаголовок «В духе фантазии» и состоит из 3-х частей. Эмоциональный тон наполнен силой и романтическим воодушевлением. Музыка то вспыхивает «ярким пламенем», то ослабевает в тягостном отчаянии.

Берлиоз назвал первую часть «Лунной» «плачем. и одной из тех поэм, которые не в силах выразить человеческий язык».

Вторая часть – момент некоторого спокойствия перед стремительным финалом. Ф. Лист говорил о ней как о «цветке между двух пропастей» и аллегория эта точно передает дух и форму сочинения.

Центр «всей тяжести» Бетховен перенес в финальную часть – одновременно сложную и виртуозную для исполнения фортепиано соло. Исследователи считают, что третья часть «Лунной сонаты» вдохновила Шопена на фантазию-экспромт.

«К Элизе» – фортепианная пьеса, багатель № 25 ля минор

Ее мелодию в любом уголке мира узнают с первых нот. Популярна. Красива. Мелодична. Нежная, проникновенная, светлая история любви в звуках, рукопись которой ныне утрачена. Пьеса-миниатюра опубликована через 40 лет после смерти великого музыканта – в 1867 г., когда «нашелся» автограф-оригинал произведения. Хотя написана была багатель не позднее 1810 г., точная дата неизвестна, и посвящение «к Элизе» таит множество загадок, над которыми биографы композитора бьются до сих пор.

Претенденток на посвящение было несколько. Тереза Мальфатти, Элизабет Реккель, Элиза Баренсфельд. Есть версия, что вдохновительницей композитора была русская императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I.

Все фортепианные произведения Бетховена – это лирика чувств, отражение внутренних переживаний, особый мир, наполненный неизведанными страстями, всепоглощающими надеждами, одухотворенными мечтами. И «К Элизе» не исключение. Есть много каверов и аранжировок мини-пьесы: от блюза до хэви-металла. Она звучит как рингтон, используется в рекламе и кино.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля минор, op. 47 («Крейцерова соната»)

Произведение это необычайное и странное. Новое доказательство чрезвычайной гениальности композитора, его блистательной фантазии, глубоких познаний в искусстве гармонии. Соната состоит из 3-х частей, продолжается около 40 минут. Первоначальное посвящение – британскому скрипачу-виртуозу Джорджу Бриджтауэру, который и стал ее первым исполнителем.

Автограф, хранится в боннском Доме Бетховена, имеет шутливую авторскую надпись: «Мулатская соната, сочиненная для мулата Бришдауэра, великого сумасброда и мулатского композитора». Великий маэстро воплотил в «Крейцеровой» сонате свой идеал дружбы.

Бриджтауэр был из плеяды музыкальных вундеркиндов, которых в XVIII в. обожали. Его отец, организуя концерты, распространял слухи, что он абиссинский принц. Учителем Джорджа был сам Гайдн. В 10 лет мальчик уже дебютировал в Париже, а в 30 лет получил степень бакалавра музыки в Оксфорде, преподавал и выступал с оркестром Королевского филармонического общества.

«Соната для пианофорте и солирующей скрипки, написанная в очень концертном стиле, почти как концерт, сочиненная и посвященная Луи ван Бетховеном его другу Р. Крейцеру…» – объявление данное лейпцигской «Всеобщей музыкальной газетой» в августе 1805 г. Дополнение к названию «написанная… как концерт» выглядит причудливо и амбициозно, однако содержит истинную правду, служит предисловием и ориентировано на понимающую публику.

«Крейцер» – соната концертная. Красота и виртуозность ее скрипичного звука не предназначена для домашнего музицирования. Партии скрипки и фортепиано равноценны.

Из-за чего «расстроился» виртуозный дуэт Бетховена-Бриджтауэра можно только гадать. Поговаривали, что из-за барышни. Разрыв закрепило случайное посвящение сонаты французскому композитору и скрипачу Родольфу Крейцеру, который так ее ни разу и ни сыграл. Ходили слухи, что он не мог перенести, написание произведения для другого музыканта. А еще, что он его просто «не понимал».

Первые наброски относятся к 1802 г., завершение – к майскому утру 1803 г., накануне концерта в павильоне венского парка Augarten. Концерты в 8 утра, обычное явление для Вены. По воспоминаниям ученика Бетховена, Бриджтауэр играл свою партию по рукописи, переписать ее личный копиист композитора просто не успел. Фортепианную партию на память исполнял автор, ее никто не смог бы исполнить, а рукопись была перед глазами скрипача.

Источник

10 самых известных произведений Людвига ван Бетховена

Людвиг ван Бетховен, творивший в эпоху между классицизмом и романтизмом, считается одним из важнейших композиторов в истории классической музыки.

Он сочинял во всех популярных в то время жанрах и везде имел успех, но все же лучшими его работами принято считать инструментальные произведения.

С момента его смерти прошло почти 200 лет, но его музыка по-прежнему жива. Трудно описать словами то влияние, что оказал Бетховен на историю, поэтому мы просто вспомним самые известные его произведения. Возможно, кто-то о них даже не знал, но если выделить время и послушать композиции из нашего списка, то ваш музыкальный вкус может сильно измениться.

10. Симфония №5, ор. 67

Даже если вы далеки от классической музыки и предпочитаете слушать русский рэп, вступительный фрагмент 5-й симфонии Бетховена наверняка покажется вам знакомым.

Его до сих пор активно используют в кино, играх, рекламе и т. д. Сам композитор описывал его короткой, но очень емкой фразой: «Так судьба стучится в двери».

Произведение было написано в период с 1804 по 1808 годы, когда и состоялась премьера в Вене. 4 года – большой срок, поэтому современники Бетховена даже поговаривали о том, что у него кончилось вдохновение и симфонию он не допишет.

Уже тогда он страдал от прогрессирующей глухоты, что только добавляло вес словам скептиков. 22 декабря в «Театр ан дер Вин» они с первых секунд поняли, что ошиблись.

9. Концерт для скрипки с оркестром, op. 61

Уникальность произведения в том, что это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Он написал его для своего близкого друга Франца Клемента, который в 1806 году был не только известным музыкантом, но еще и директором Венского театра.

Концерт создавался в спешке, так что последнюю партию композитор закончил буквально перед выходом Клемента на сцену, из-за чего тому пришлось читать с листика и играть без репетиций.

Возможно, именно это стало причиной того, что выступление прошло тихо и незаметно, не произведя должного впечатления на публику.

Концерт был забыт и вспомнили о нем уже после смерти Бетховена, когда в 1844 году его сыграл Йозеф Иоахим, 12-летний вундеркинд. Вместе с ним на сцене был оркестр Королевской филармонии, а дирижировал Феликс Мендельсон.

8. Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император»

Многие свои произведения Бетховен посвящал своим друзьям и родным и концерт «Император» не стал исключением: его он посвятил своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

Концерт стал одним из самых масштабных сочинений в карьере немца, отразив весь спектр переполнявших его эмоций. Здесь нежность граничит с грубой силой, а мощь переплетается с успокоением.

Интересный факт: вторую часть концерта (Allegro) режиссер Том Хупер использовал в титрах фильма «Король говорит», который в 2010 году получил «Оскар».

7. «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84

История отважного полководца Эгмонта была написана Иоганном Гёте в 1788 году, но поставить по ней масштабную пьесу решили только через 20 лет.

Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии).

Сюжет трагедии повествует об отважном герое, который нашел в себе мужество открыто выступить против инквизиции, которая в XVIII веке сжигала людей без разбора.

К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили. На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной.

6. Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата»

Одну из своих самых известных сонат композитор начал писать в 1803-м, а закончил в 1805-1806 годах, посвятив ее графу Францу Брунсвику.

Произведение было очень популярно в СССР, так как его высоко оценил Владимир Ильич Ленин. Максим Горький в своем очерке писал, как «вождь» слушал «Аппассионату» в квартире правозащитницы Екатерины Пешковой: «Я не знаю произведения лучше и готов слушать его каждый день», – сказал тогда Ленин.

5. Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша»

Для начала поясним, что такое «рондо-капричио». Капричио – это определение произвольности в музыкальном темпе, а рондо – музыкальный формат, характерной чертой которого является чередование главной темы с отличающимися фрагментами. «Ярость по поводу потерянного гроша» – самое известное произведение, сочетающее в себе эти форматы.

Композиция была написана в 1795 году, когда Бетховену было 25 лет. Подзаголовок, довольно шуточный, придумал Антон Шиндлер, друживший с музыкантом.

4. Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»

Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.

Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.

Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.

3. Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната»

Название соната получила в честь Рудольфа Крейцера, которому Бетховен ее посвятил, однако по изначальной задумке она должна была называться иначе.

Первым исполнителем стал скрипач Джордж Бриджтауэр, сыгравший ее вместе с композитором в Вене 24 мая 1803 года.

Музыка вновь была написана в спешке, из-за чего часть нот имелась в единственном экземпляре, так что Бриджтауэру во время выступления приходилось заглядывать через плечо Бетховена, сидевшего за фортепиано.

Именно Джорджу немец посвятил сонату, но потом передумал. Почему? Точного ответа нет, но есть пара легенд.

Согласной одной, в ночь после премьеры скрипач оскорбил знакомую даму Бетховена, что стало причиной крупной ссоры между ними.

Другая версия гласит, что Крейцер просто был более известным в те годы. Самое забавное, что последний никогда не исполнял посвященное ему произведение, сочтя его крайне неудобным.

2. Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)

Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.

Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.

Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.

Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.

1. Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната»

Знаменитую на весь мир «Лунную сонату» Бетховен написал для Джульетты Гвиччарди – 18-летней графини (композитору тогда было 30), которой он давал уроки музыки и в которую был влюблен.

Увы, но девушка предпочла выйти замуж за Венцеля Галленберга, тоже композитора. Пусть эта любовь и не обрела развития, зато подарила миру по-настоящему великое музыкальное произведение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *