самая лучшая экранизация тихого дона
Четыре экранизации «Тихого Дона»
Как, кто и когда снимал фильмы по мотивам великого романа-эпопеи
Шолоховскую эпопею о жизни донского казачества экранизировали всего четыре раза. И, нужно сказать, все фильмы, даже не самые удачные, достойны отдельного обсуждения. Мы решили вспомнить, кто из режиссеров и когда брался за этот сложный литературный материал.
Тихий Дон (1930)
Режиссеры: Ольга Преображенская, Иван Правов
Первая картина вышла в свет уже в 1930 году. К тому моменту были написаны первые две книги эпопеи. Это единственный фильм, где показан пролог: судьба деда и бабки Григория, от которых и «повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы». Авторы фильма сосредоточились на двух главных линиях романа: любви Григория и Аксиньи и Первой мировой войне, которая здесь показана во всей своей «красе». Картина интересна и реконструкцией казачьего быта, и игрой актеров, и впечатляющей работой операторов. Консультантом фильма выступил сам Михаил Шолохов.
Тихий Дон (1958)
Режиссер: Сергей Герасимов
Вариант 1958 года, снятый Сергеем Герасимовым, отличается от первой экранизации и полнотой истории, и самим подходом к съемкам. В фильме очень сильна идеологическая линия, что, с одной стороны, затягивает действие, с другой — усложняет и углубляет картину, ведь роман Шолохова интересен именно своей многослойностью.
Современному зрителю работа актеров может показаться наивной, но это не лишает ленту колорита и не портит общей атмосферы. Многих исполнителей Герасимов буквально «вылепил» своими руками, учитывая каждую мелочь в поведении, внешнем виде, говоре. На роль красавицы Аксиньи пробовалась знаменитая Нонна Мордюкова, но режиссер взял женственную Элину Быстрицкую, одновременно похожую и на балладную русскую женщину, и на западную героиню-соблазнительницу. Публика оценила старания создателей: в первый же год выхода фильма в прокат его посмотрели 47 миллионов зрителей. «Тихий Дон» Герасимова побил все рекорды по кассовым сборам, а впоследствии вошел в золотой фонд советского кинематографа.
Тихий Дон (2006)
Режиссер: Сергей Бондарчук
Третья картина о судьбе Григория Мелехова была снята Сергеем Бондарчуком еще в начале девяностых совместно с итальянскими продюсерами. Уже на этапе монтажа у проекта начались проблемы, и зрители увидели фильм лишь в 2006 году, уже после смерти выдающегося режиссера. Судьба картины не заладилась и в прокате: собранный Федором Бондарчуком сериал не получил одобрения критиков. И профессионалов, и простых зрителей смутили иностранные актеры, совсем не похожие на казаков, переозвучка с английского языка, на котором изначально был снят фильм, и ошибки при подборе реквизита, костюмов и множество других «косяков». Следуя западным канонам, Бондарчук вывел на первый план мелодраматическую историю, оставив без должного внимания и Первую мировую, и Гражданскую войну, и весь массивный политико-идеологический пласт. Впрочем, времена уже были не те.
Тихий Дон (2015)
Режиссер: Сергей Урсуляк
Похожим путем пошел и режиссер четвертой (последней на сегодняшний день версии «Тихого Дона») Сергей Урсуляк. Из сценария его фильма были исключены сюжетные линии и некоторые герои, игравшие заметную роль в романе (яркий тому пример — Осип Штокман), а главной темой всей картины оказалась связь Аксиньи и Григория. Несмотря на это, сегодня «Тихий Дон» Урсуляка — самая длинная киноадаптация шолоховского текста (14 серий по 43 минуты). Создатели досконально проработали внешний вид и поведение героев, а также реквизит и декорации. Даже лошади, задействованные на съемках — представители знаменитой «боевой» донской породы.
Сергей Урсуляк уверен, что книги, подобные шедевру Шолохова, надо переводить на киноязык чаще: «Сегодня новая экранизация необходима для того, чтобы вновь вернуть роман в круг обсуждения, привлечь новую волну интереса к нему, заново раскрыть „Тихий Дон“ для зрителя».
Тихий Дон. Сравнение экранизаций
Дорогие читатели, новогодние и рождественские праздники — время, собираться всей семьёй за оливье и просмотром всеми любимых фильмов, конечно же «Тихий Дон», рассказывающий о жизни донских казаков, является одним из таковых, и посмотреть его в эти дни безусловно стоит, а вот какую из… 4 экранизаций попробуем разобраться вместе!
(нажмите на экранизацию, чтобы перейти к ней)
Эпический роман Шолохова “Тихий Дон” был экранизирован 4 раза, и каждая экранизация была своеобразным документом своей эпохи. Неоднозначный, сложный по своей структуре, для кинематографистов роман стал отличным “зеркалом”, в котором может отражаться их современность. Стоит только убрать из романа некоторые сюжетные линии, сместить акценты, кого-то вывести на первый план — и вот “Тихий Дон” становится уже произведением режиссера, другого автора и несёт уже новый взгляд на описываемые исторические события. Конечно, экранизация романов, — особенно таких масштабных и эпических, соединяющих в себе несколько временных пластов, — всегда подразумевает интерпретацию автора, свою точку зрения. Тем и интереснее проследить, как режиссер распоряжается этим текстом… Ведь Если рассматривать фильм не как попытку буквально перевести роман на киноязык, а самостоятельным произведением, то можно обнаружить много интересных черт, присущим самым разным эпохам и творцам.
Такой активный интерес режиссеров к “Тихому Дону” не случаен. Яркая история любви, которая разворачивается на фоне “слома эпох”, быт казаков, сам по себе интересный и притягательный — вот лишь некоторые черты, которые подогревали интерес кинематографистов и простых зрителей к роману. И сам писатель, Михаил Александрович Шолохов лично был заинтересован в экранизациях и принимал активное участие в первых двух из них.
Тихий Дон (фильм, 1930)
Режиссёры: Ольга Преображенская, Иван Правов
Первый фильм, 1931-ого года, снимался “по горячим следам”, когда третий и четвертый том романа еще даже не были написаны. 30-е – это время бурной коллективизации, ликвидации кулачества и множества других неоднозначных исторических событий, но в кино остаются сильны традиции мелодрамы про мечущихся влюбленных. Фильм пытается казаться социальным, делать акцент на противостояние бедных и богатых, но неминуемо на передний план выходит любовная линия Мелехова и Аксиньи. Фильм немой, актеры играют картинно и немного преувеличенно, но попадание в типаж феноменальное. Уникальная ситуация, когда актеры, хотя и не были казаками по роду, но подобраны были так удачно, что Шолохов при написании третей и четвертой части ориентировался на внешность Андрея Абрикосова и Эммы Цесарской.