рязанский район москвы рейтинг
Район Рязанский ЮВАО: описание, недвижимость, недостатки и достоинства
Рязанский район по праву считают одним из самых перспективных в Юго-Восточном Административном округе Москвы. Сегодня здесь ведется активная застройка, на смену промышленных зон приходят красивые жилые комплексы, а заводы успешно вытесняются объектами социальной инфраструктуры. Рязанский район занимает небольшую площадь в 649 га, он расположен между Волгоградским и Рязанским проспектом на территории исторического района «Новые Кузьминки». Ближайшие соседи: Кузьминки, Нижегородский, Текстильщики, Выхино-Жулебино и район ВАО Вешняки. Численность населения – немногим больше 110 тыс. чел.
История возникновения и развития района
Территория современного Рязанского района не была застроена каких-то пару веков назад. Москвичи не спешили обживать эти края из-за обилия густых лесов и топей, здешние земли не могли похвастать плодородностью. В XVI веке в этих краях появляются первые поселения (Найденово, Чурилово, Вешняково), а в XIX веке район постепенно начинает развиваться. Доподлинно известен тот факт, что в 1812 году русская армия, отступающая от Москвы, двигалась именно по Рязанской дороге, проходившей по этой территории.
Спустя полвека после разгрома французов в этих краях появляется железная дорога и станция с непримечательным названием «Чухлинка» (сохранилась и сегодня). С приходом Советской власти район оживает: здесь строят завод боеприпасов «Молния», комбинат «Мосстройкомплект» и фабрику «Москвичка», а для рабочих возводят новые дома. Прокладка МКАД по территории соседнего Выхино-Жулебино стала еще одним толчком к развитию этих мест. В советские годы Рязанский район носил название Ухтоминского, Люберецкого, был частью города Перово, а современное наименование приобрел только в 1995 году.
Социальная инфраструктура и экология Рязанского района
Хотя плотная застройка района прямо обусловлена развитием промышленности, сегодня на этой территории осталось всего 12 производственных предприятий небольшого масштаба. Некогда огромный завод «Молния» функционирует лишь частично, основные площади отданы под застройку. Неблагоприятная экологическая обстановка, свойственная для всего ЮВАО, постепенно уходит в прошлое, район преображается. Сейчас на его территории находятся:
В Рязанском районе расположено 12 НИИ. Постоянно появляются новые социальные и торговые объекты, активный редевелопмент промышленных зон способствует этому. Благоустроенные детские площадки в последние годы оборудованы почти в каждом дворе, в крупных ЖК сооружают целые игровые комплексы с аттракционами и спортплощадками.
Развлечения и достопримечательности – рекреационная инфраструктура
Стремительное преображение Рязанского района вынудило власти создавать и обновлять площадки для досуга и отдыха, расположенные на территории. Если ранее жители жаловались на отсутствие парков и скверов, то сейчас мест, где можно погулять и отдохнуть в Рязанском предостаточно. К основным рекреационным объектам относят:
Также сквер для отдыха расположен у платформы «Вешняки», он снабжен игровыми площадками, тренажерами, велосипедными дорожками. Еще один сквер им. Герцена был обновлен в 2020 году – здесь посажено 700 кустов барбариса и кизильника, оборудованы двухъярусные цветники. Впрочем, жители района не спешат проводить выходные в Рязанском, ведь благодаря развитой транспортной сети добраться в центр Москвы можно за 20 минут. Соответственно, возможностей для отдыха в ЦАО значительно больше, проблем, чем занять себя и свою семью, не возникает.
Транспортная ситуация в Рязанском районе ЮВАО
Центральной транспортной артерией района является Рязанский проспект, соединяющий ТТК и МКАД на Юго-востоке Москвы. Еще две оживленные улицы – Окская и Академика Скрябина. Ранее здесь частым явлением были заторы в утренние и вечерние часы, так как по Рязанскому проспекту передвигались жители не только одноименного района, но и соседних округов, пригорода столицы. Введение в эксплуатацию 1-го участка СВХ (проходит по границе района) позволило существенно улучшить транспортную ситуацию, обеспечило сообщение с автодорогой М-7 и МКАД. В это же время было построено несколько подземных переходов и 6 эстакад.
Общественный транспорт тоже претерпел существенные изменения в последние годы. Если ранее на территории района была расположена только одна станция метрополитена «Рязанская», то в 2020 году начали свою работу платформы «Стахановская» и «Окская». Здесь же расположены железнодорожные станции «Чухлинка», «Плющево», «Вешняки». Нужды жителей района обеспечивают десятки автобусных маршрутов – транспорт курсирует к метро и в другие округа Москвы.
Цены на недвижимость в Рязанском районе – новостройки и вторичный рынок
В отличие от других районов ЮВАО, где строительство ведется не столь активно, Рязанский можно назвать рекордсменом, ведь здесь ежегодно вводятся в эксплуатацию новые жилые комплексы. Вторичное жилье представлено МКД 1970-х годов и довоенной постройки (более 70 объектов участвует в программе реновации). Цены на недвижимость ниже средних значений по Москве, поэтому район стоит рассматривать при ограниченном бюджете, но желании жить в комфорте. Самыми перспективными новостройками Рязанского называют:
Новые дома, сдаваемые застройщиками, отвечают современным требованиям комфорта. А вот вторичного жилья в районе осталось немного, качественных вариантов найти почти невозможно. Купить квартиру в новостройке в среднем можно по цене 146 тыс. руб./кв.м. Примерный ценник на однушку – от 6,5 до 13 млн. руб., двушка обойдется в 7,9-17,5 млн., трешку удастся приобрести за 10,5-20 млн. руб.
Перспективы развития Рязанского района Москвы
Рязанский район ЮВАО имеет неограниченные перспективы развития. На его территории расположена некогда обширная промзона, которая успешно осваивается, возводятся новые жилые дома. Ввод в эксплуатацию станций метро значительно повысил привлекательность недвижимости района. В ближайшее время Правительство Москвы планирует открыть в Рязанском дом культуры, ФОК, ледовый дворец, спортивную школу. Также будет проведена реконструкция автодороги ТПУ «Рязанская», что позволит сократить время в пути между районом и центром города. Власти собираются благоустроить еще несколько скверов и модернизировать библиотеки.
Рязанский район отличается разумным соотношением стоимости недвижимости и уровня комфорта. Застройка здесь ведется активно, что позволяет выделить сотни доступных вариантов жилья на любой вкус (от бюджетного до бизнес-класса). Безусловным плюсом является не точечное возведение ЖК, а комплексное освоение бывших промышленных зон, поэтому возводятся не только МКД, но и сопутствующая социальная инфраструктура. Транспортные проблемы района с введением в эксплуатацию новых станций метро и СВХ сведены к минимуму, экологическая обстановка тоже заметно улучшилась. Район Рязанский можно смело назвать одним из лучших для жизни в ЮВАО.
Москвич
Мой район: Рязанский проспект
Железная дорога идет через бесконечные промзоны. От нее ответвляются пути, которые сворачивают в заброшенные пакгаузы давно исчезнувших и забытых предприятий. Вы идете по тропе между ржавых рельсов. По сторонам — бетонные заборы, а за ними — промышленные руины или утилизированные автомобили, превращенные в металлические гармошки. Через несколько сотен метров тропа заканчивается. Рельсы заросли кустарником и какими-то странными южными колючками. Видно, что никто не бывал здесь уже несколько десятков лет. Сквозь девственную зелень кустов проступают только груды старинного мусора. Какие-то аляповатые китайские игрушки начала 1990-х. Поломанные деревянные поддоны из советских 1970-х. Все остальное еще старше и бог весть, осколки каких эпох хрустят здесь под ногами…
В постиндустриальную эпоху, с ростом урбанизации, предприятия, которые раньше были на окраинах, оказываются практически в центре городов. Большинство из них стали невостребованными, и эти городские кластеры требуют существенных изменений. Главное, сделать это аккуратно, не разрушив существующую городскую ткань, органично вписав новое в исторический и архитектурный контекст.
Дорога на восток
Рязанский район — один из самых молодых внутри МКАД. Его создали в 1995 году из территорий, которые раньше входили в состав других районов, поселков и городов. У соседних муниципальных образований есть собственное прошлое. Где-то были рабочие поселки, как в Текстильщиках, где-то — целые города, как в Перово. В соседних Вешняках расположена роскошная усадьба Кусково, принадлежавшая роду Шереметевых. В Кузьминках сменяли друг друга Строгановы и Голицыны. А здесь, на Рязанке, не было ничего. Только дорога —бесконечная, как сама Россия, дорога на восток.
В древности дорогами были реки. В Рязань плыли по Москве-реке, а потом по Оке. Первыми путь посуху сюда протоптали лошади и верблюды кочевников. Зимой 1238 года к Москве с юго-востока, от Коломны, пришла орда хана Батыя. Город был окружен болотами и густым лесом. Тогда монголы «устроили такую широкую дорогу, что могли проехать рядом три-четыре повозки», подтянули к деревянным стенам тяжелые стенобитные и метательные орудия. Москва пала. Захватчики «град и церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша и много именья вземше отъидоша», рассказывает летописец.
Но годы шли. Город восстал из пепла. Московские князья из рода Ивана Калиты внимательно глядели на восток. Они собирали русскую дань и возили серебро в Орду. Но сами запоминали дорогу, чтобы однажды пройти по ней уже без раболепного заискивания. В конце XIV столетия до Коломны уже ездили посуху.
Этот путь называли Болвановской дорогой. Она, вероятно, и была первой версией будущего Рязанского тракта. Начинаясь от Таганки, от церкви Николы-на-Болванье, она пролегала мимо Андроникова монастыря, удаляясь севернее берега Москвы-реки в направлении Коломны. По ней въезжали в Москву послы золотоордынских ханов, которые привозили великому князю басму — особую грамоту с печатью и изображением хана, иногда басмой служила деревянная фигура, изображавшая хана, которую москвичи и называли болваном. Басмы принимались обычно великими князьями коленопреклоненно на подстилаемых собольих мехах, а затем выставлялись в определенных местах площади, на которой происходила эта унизительная церемония.
По проторенному дипломатами и монахами грунтовому пути все чаще стали шагать закованные в железо воины. И с каждым десятилетием солдаты все чаще ходили уже не с востока на запад, а, наоборот, от Москвы на восток, в сторону Казани и Булгара (в Южное Поволжье ездили другим путем, через Ордынку, Котлы и Серпухов). По Болвановской дороге пришла на Куликово поле часть русских войск. Иван Грозный этим путем отправился на завоевание Казанского царства.
В XVI веке Рязанский тракт уже был в числе главных дорог русского государства. Он входил в ямную систему. Через каждые 30–50 верст власти оборудовали специальные станции — ямы, где вестовые и царские посланники могли менять лошадей. Обслуживали их, соответственно, ямщики.
Век шел за веком. По Рязанской дороге шли полки, ездили царские посланники и сборщики податей. К тракту примыкали небольшие деревушки. Но большого значения они не приобретали. В 1812 году по этой дороге отступала из Москвы русская армия. Арьергард прикрывал обозы армии и беженцев от французских разъездов у деревушки Вязовки, примерно там, где сейчас стоит метро «Окская».
Придорожную судьбу будущего Рязанского района закрепило строительство в 1860–1862 годах Казанской железной дороги (сначала она называлась Московско-Рязанской).
Склады, заводы и дома
Придорожные земли у границы стремительно растущего города использовались для двух видов деятельности, которые вытеснили все остальные: промышленное производство и складирование. Рядом был огромный московский рынок. А по рельсам произведенную продукцию можно дешево отправить в любой уголок России. Вдоль железной дороги возникают заводы. Но перед погрузкой товары нужно хранить. И заводы обрастают громадными складами. Фабриканты стали строить пакгаузы и протягивать узкоколейки от основной магистрали к своим фабрикам. После революции Россия стала развиваться по-новому. Заводов стало еще больше, только их география стала чуть более рациональной. Индустриальные зоны начинались от Московской окружной железной дороги (ныне — МЦК). Производили электрическое оборудование, подвижной состав для железных дорог и метро, цемент. Вдоль самой магистрали советская власть стала строить здания заводоуправлений, конструкторских бюро и первые жилые дома. Эти сталинки до сих пор радуют глаз строгостью классических линий. А во многих дворах есть небольшие действующие фонтаны.
Но никакого района по-прежнему не было. Северная часть этой территории входила в состав города Перово. Юго-восточная была продолжением поселка Кузьминки. А земли вдоль Рязанского шоссе входили в Ухтомский, а затем Люберецкий район Московской области. К Москве их присоединили только в 1960-м, после строительства МКАД, которая приблизила столицу СССР к ее нынешним границам.
Юго-восток Москвы превратился в мощный промышленный кластер. Заводам нужно было все больше рабочих рук. И с 1960-х здесь началось массовое жилищное строительство. К северу и юго-востоку от Рязанского проспекта стали расти кварталы панельных пятиэтажек, бетонные панели для них выпускали на 2-м ЖБК — комбинате, занимавшем огромную территорию на пересечении Рязанского проспекта и Окской улицы. Выходя из его цехов, белые панели становились стенами домов вдоль соседних улиц.
И последние станут первыми
Но Москва не была бы Москвой, если бы кривая ее урбанистической эволюции не сделала бы еще одного крутого зигзага.
Начался редевелопмент. Под жилую застройку была определена добрая половина нынешнего Рязанского района. Большая часть этой территории все еще закрашена нежилым серым цветом на картах города, но первые участки уже начали осваивать.
Алексей Гинзбург — профессор МАРХИ и потомственный архитектор. Его дед Моисей Гинзбург был создателем советского конструктивизма, наследие которого изучают во всех архитектурных университетах мира. Он построил, например, дом сотрудников Госстраха на Малой Бронной и знаменитый дом Наркомфина на Новинском бульваре. Внук мирового признания такого уровня, как дед, пока не добился, но семейные традиции продолжает.
Алексей Гинзбург спроектировал жилищный квартал Balance, который строят на месте бывшего 2-го Комбината железобетонных изделий. Предприятие, годами создававшее крыши и стены для советских людей, теперь само станет местом для жизни. А новый квартал на территории безлюдной промзоны должен впитать в себя историю этого места, которое так долго использовалось для обустройства других.