российские знаменитости которые хорошо танцуют
Российские знаменитости которые хорошо танцуют
Текст: Вита Хлопова
Татьяна Баганова
Екатеринбург, весь мир
Что сделала: поддерживала имидж развивающегося современного танца в России тогда, когда многие современные хореографы еще только в танцевальные кружки ходили. Руководит знаменитым коллективом «Провинциальные танцы» в Екатеринбурге.
Владимир Варнава
Москва, Петербург, США
Софья Гайдукова и Константин Матулевский
Что сделали: наделали шуму с увольнением из труппы «Балет Москва» после долгих лет работы, а потом сразу за свой собственный спектакль получили номинацию на «Золотую маску» (а уволившая их труппа — нет). Сейчас Софья курирует проект «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура».
Что посмотреть: «Вселенная DQ. Вырабатывая эндорфины»
Павел Глухов
Что сделал: несмотря на получение немодной премии «Душа танца», выдаваемой журналом «Балет», поставил несколько (и продолжает это делать) вполне себе модных работ. Одна из последних — про то, что было бы, если бы древнегреческие боги были похожи на нас.
Что посмотреть: «Миф»
Олег Глушков
Что сделал: приложил руку к танцам в «Оттепели» и «Стилягах», придумал телодвижения для клипов «СБПЧ» и Муси Тотибадзе. Первое имя, возникающее у режиссера фильма, если речь идет о постановке хореографии. При этом только за прошлый сезон выпустил в Москве два значительных спектакля на драматических сценах — как автор и режиссер.
Андрей Кайдановский
Что сделал: поставил пару работ на сценах двух крупнейших театров Москвы и получил приглашение на большую постановку в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Но журналистам до сих пор интересен как сын Александра Кайдановского. Живет в Вене.
«Онэ Цукер»
Что сделали: стали самыми частыми представителями танцевальной культуры на фестивалях современного искусства и перформанса.
Что посмотреть: «Красный квадрат», «Поезд уходит по расписанию», «Cloud of Me»
Александр Пепеляев
Что сделал: создав более двадцати лет назад свою труппу «Кинетик», стоял у истоков легендарного ЦЕХа, который существует и по сей день как главная площадка Москвы, где можно свободно изучать современный танец.
Ольга Пона
Что сделала: много лет работала на то, чтобы о российском современном танце не стыдно было упоминать в Европе. Создала одну из лучших танцевальных трупп в России. Не поверите, в Челябинске.
Слава Самодуров
Кто это:
директор балетной труппы «Урал Опера Балет».
Что сделал:
один за другим выпустил несколько полномасштабных балетов, за которые не стыдно. Если хотите знать, что такое современный балет, то сразу надо ехать за балетами Самодурова в Екатеринбург. Или ждать ежегодных гастролей в рамках «Золотой маски».
Дина Хусейн
Что сделала: российский проект «СОТА» («Современный Танец»), в который уже который год умудряется приглашать топовых европейских героев современной хореографии. Бесстрашная Дина коллекционирует отказы в финансировании, что не подрывает ее веру в будущее современного танца в нашей стране.
Главные героини российского современного танца
Восемь танцовщиц и хореографов рассказали Vogue о танцевальном искусстве
Анна Щеклеина этой весной номинируется на «Золотую маску» за одноактный балет «Лилит» про первую женщину, восставшую против табу и изгнанную из рая. Ломать стереотипы Анна, которая в 2010 году вместе с однокурсником Александром Фроловым создала в Екатеринбурге танцевальный проект Zonk’a, училась на стажировках во Франции и Америке и до сих пор большую часть года проводит в разъездах. «Бельгийский режиссер Пол Хейварт нам, тогда еще выпускникам (факультета современного танца в Гуманитарном университете Екатеринбурга. — Прим. Vogue), сказал: «Вам надо вытащить Советский Союз из головы, чтобы выйти на сцену такими, какие вы есть». В России даже в более свободном, чем балет, современном танце принято смотреть на эталон, подстраиваться под него. А там индивидуальность, личность ценны сами по себе. И если появляется какой-то образец, его надо скорее сбросить с пьедестала».
На Анне: платье, Viva Vox. На Александре: брюки, Odor
Софья Гайдукова училась классике в столичной Академии хореографии под присмотром бабушки-ректора. Танцевала contemporary в «Балете Москва». Теперь ставит спектакли в Москве, Самаре и Воронеже, курирует проект «Большой балет» на канале «Культура», отвечает за танцы в «Золушке» Евгения Плющенко и, смеясь, сравнивает работу хореографа с древнейшей профессией, потому что надо быть готовым выполнить любой заказ: от па-де-де на музыку Прокофьева до индийского танца. Самый свежий эксперимент Софьи — работа с ростовыми, скрученными из прозрачной пленки куклами для спектакля «ИшТаб». «В танце я могу все контролировать. То, как у меня поднялась нога, зависит только от того, хорошо ли я позанималась. И с партнером можно совладать. А куклы живут сами по себе. Развязываются, поворачиваются спиной, не хотят подниматься. Нужно думать и о своих движениях, и о кукле. Голова взрывается, зато безумно интересно».
На Софье: тренч, Odor. На Александре: топ, шорты, все Odor
Ольга Васильева — выпускница педагогического факультета Академии Вагановой и победительница конкурса молодых хореографов фестиваля Context (2016) — начала год с подростковых проблем: любовь, стремление к независимости от родителей, поиски себя. В московском ТЮЗе вышел мюзикл на песни группы SunSay «Пять шагов до тебя», где Ольга ставила танцы. «Танцовщики воплощают внутренний мир главного героя, молодого музыканта. Там есть хип-хоп и рок-н-ролл, есть нежные, трогательные моменты, а есть полный отрыв — очень много разных красок. Как, наверное, и во мне самой».
На Ольге: платье, J.Kim. На Елене: рубашка, J.Kim
Елизавета и Мария Жуковы — «мы двойняшки, не близняшки» — заглянули на съемку Vogue на полпути из родного Салехарда, где Лиза ставила детский спектакль, в Амстердам, где они работают и преподают хореографию на подготовительном отделении в Академии искусств. До этого они приезжали в столицу осенью — показать на фестивале Context созданную специально для него работу Inner. «Все началось с индийского гороскопа, который делится не на месяцы, а на более мелкие отрезки. Там очень много животных: тигр и тигрица, олень и олениха, змея, дракон, кот, лиса. Мы смотрели YouTube, изучали их повадки. Особенно сильно нас заинтересовал богомол. Но в целом нам была интересна связь человека и природы. Мы же сами животные, но постепенно теряем связь с природой». Каково работать с сестрой? «Можно не ходить вокруг да около, а говорить все напрямую, — смеются Жуковы. — Потом искать компромисс».
На Елизавете и Марии: платья, все Nina Donis
В послужном списке Иры Га есть и работа в ансамбле Игоря Моисеева, и хореография для проекта «Танцы со звездами», но больше всего в нем спектаклей. «Конармия» и «Чапаев и Пустота» Максима Диденко, «Сван» и «Зарница» Юрия Квятковского — все Ириных рук, ног и головы дело. «В театре хореографу нужно создать персонажа, и тут важна не столько даже пластика, сколько мысль. Поэтому ты должен быть не просто человеком, который занимается телом артиста, ты должен быть готов и про ядерную физику с ним затереть», — рассказывает Ира. И, судя по тому, как она описывает намеченный на осень проект в клубе Mutabor с режиссером Андреем Стадниковым, Га явно способна поддержать разговор о чем угодно и связать между собой явления из вроде бы непересекающихся вселенных. «Это будет история по мотивам «Ночи» Антониони. Зрители сидят в темноте, а на экран транслируется запись с камеры ночного видения, которая бродит по закоулкам клуба и может встретить персонажей Мамлеева, вроде Петеньки, который сам себя съел. При этом вокруг зрителей или под стульями тоже могут двигаться артисты. Будет такой хоррор, встреча с невидимым».
На Ирине: платье, Viva Vox
Анна Абалихина, лауреат «Золотой маски» 2015, этой весной выдвинута на нее сразу в двух категориях. В номинации «Современный танец» заявлена «Спящая красавица» из «Гоголь-центра», которую Анна поставила и танцует вместе с Иваном Естегнеевым. А на оперную «Маску» претендует проект Пермского театра оперы и балета и фестиваля «Территория» «Закрой мне глаза», стирающий грань между вокальным искусством и танцем. «Это было поле чистейшего эксперимента, особенно ценного в наше время, — говорит Анна. — В сегодняшних реалиях, выглядывая в окно, ты совершенно не понимаешь, как тебе жить и как, простите, сочинять свои танцы. Вопрос «В чем смысл?» такой банальный, но такой острый. Сейчас мы все следим за театральным делом, за московским делом, взоры устремлены в суды. Они сильно изменили ландшафт — не только внешний, но и внутренний. Все обесценилось. В этих обстоятельствах нужно искать новые формы и ответы: где твоя правда, на что ты опираешься? Я нашла для себя термин «новая чувственность» и уцепилась за него как за соломинку. Если раньше ты был настроен на создание продукта, результат, успех, то сегодня имеет значение только «здесь и сейчас». Важно то, что ты переживаешь в студии, во время репетиций, на сцене. Это правдивые, мощные эмоции».
На Анне: тренч, Chapurin; перчатки, Viva Vox; ботильоны, N.Early N.Aked
Ольгу Тимошенко, танцовщицу «Балета Москва», прекрасно помнят смотрительницы Третьяковской галереи. Летом 2017-го они с мужем и соавтором Алексеем Нарутто целовались в зале на полу, а сверху на них с картины, известной в народе как «Два вождя после дождя», смотрели Сталин и Ворошилов. Перформанс художника Тино Сегала Kiss длился почти три часа, в это время партнеры все время менялись гендерными ролями. «Очень интересно проследить, сколько в тебе мужского, — говорит Ольга. — Преподавая, я часто даю девушкам силовые упражнения, чтобы не было вот этого «я красивая, как балерина», а была энергия сексуальная, веселая, природная». Новый спектакль Ольги и Алексея «Туннель памяти голодного лиса» в Театре наций основан на поэзии оттепели и тоже говорит про высвобождение энергии, теперь уже социальной.
На Ольге: юбка, Rogov. На Александре: брюки, Rogov
Фото: Nikolay Biryukov; стиль: Alexander Zoobrilin; прически: Margarita Khanukaeva; макияж: Julia Rada for Shiseido; маникюр: Natalia Kotova/The Agent; ассистенты фотографа: Алексей Салтыков, Евгений Андреев/Kometa Rent; ассистенты стилиста: Darya Baskova, Ekaterina Kemisheva; ассистент парикмахера: Ketino Chubinidze; ассистенты визажиста: Alisa Kazakova, Yaroslav Grekhov; продюсер: Magda Kupreishvili; ассистент продюсера: Danil Belobraga. Редакция выражает благодарность Aglomerat за помощь в проведении съемки.
6 молодых танцовщиков балета в российских театрах, которых стоит увидеть
Культура
Кирилл Соколовский/Джулиан Маккей
SPLETNIK.RU продолжает серию публикаций об артистах балета. На этот раз предлагаем вам познакомиться не с признанными звездами мира танца, а с молодыми, но уже снискавшими симпатии публики артистами и теми, кто только начинает свою карьеру. Выбрали шесть молодых танцовщиков до 30 лет, которые выступают на сценах российских балетных театров и стоят того, чтобы заняться внутренним туризмом.
Где смотреть на него: Михайловский театр
Джулиан Маккей родился в США, но осваивать азы балетного искусства приехал в Россию в возрасте всего 11 лет! В 2015 году он окончил Московское государственное хореографическое училище, став первым американцем, получившим полное хореографическое образование в России, а на следующий год присоединился к труппе Михайловского театра в Санкт-Петербурге, где сейчас является первым солистом.
В 2018 году Джулиан принял участие в проекте телеканала «Культура» «Большой балет». Главные профессиональные мечты артиста — партия Дон Кихота и звание премьера Михайловского театра.
Пока же увидеть его можно в роли Принца в «Золушке», Золотого Божка в «Баядерке» и других.
Джулиан востребован в модельном мире: он сотрудничает с агентством IMG Models, а Кендалл Дженнер лично пригласила его сняться для культового британского журнала The Love Magazine. Старшие сестры Джулиана тоже танцовщицы — на спектакле одной из них (ему тогда было всего четыре года) он и увлекся танцем.
Где смотреть на него: Мариинский театр
В свои 29 лет Давид уже является обладателем звания заслуженного артиста Республики Северная Осетия — Алания, но настоящий творческий прорыв в его биографии случился в прошлом году, когда Залеев дебютировал в партии Дезире в балете «Спящая красавица». Путь в прославленный театр тоже выдался непростым.
На пятом году обучения, будучи одним из отличников, Давид был отчислен из Академии А. Я. Вагановой за драку. Обучение он продолжил в Башкирском хореографическом колледже, а после его окончания в 2008 году был зачислен в труппу Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.
В Мариинский театр он попал в 2013 году, но долгое время оставался в тени других танцовщиков, не получая заметных ролей. Партия Дезире стала поворотной в его судьбе.
Каков же Дезире Залеева? Щегольской, осознающий свою избранность и (неотъемлемое качество аристократа) невозмутимый. Все это вполне естественно для артиста, сложенного по всем канонам балетного искусства и держащего инструментарий своего тела в абсолютной гармонии,
— так написали о Давиде в издании Beatrice Magazine.
Сегодня в репертуаре танцовщика — партия Меркуцио в «Ромео и Джульетте», партия Ланкедема в «Корсаре», партия Принца в «Щелкунчике» и не только.
Где смотреть на него: Приморская сцена Мариинского театра
Балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра поистине интернациональна: здесь есть танцовщики из США, Украины, России и, конечно, соседней Японии.
Като — новичок в коллективе, артистом театра он стал в августе 2019 года. Шизуру учился в Японии (в 2011 году он стал победителем конкурса учащихся балетных школ Prix de Lausanne), выступал в Канаде и Германии, но, как признается сам, когда получил предложение из Владивостока, не сомневался ни секунды.
Главная партия в репертуаре танцовщика пока Принц из «Щелкунчика» — Като закрывает весь праздничный марафон этого балета на сцене. Увидеть его также можно в «Корсаре» (Конрад) и в «Жизели» (Классический дуэт).
Где смотреть на него: Большой театр
Кирилл Соколовский пока, пожалуй, дальше больше знаком тем, кто следит за модой, а не за миром балета. Академию русского балета им. А. Я. Вагановой Кирилл окончил только в этом году и был принят в труппу Большого театра. Начинал обучение он в родном Минске в Белорусской хореографической гимназии.
Пока в репертуаре танцовщика одна партия — вальс в «Лебедином озере», но за судьбой артиста явно стоит следить. Есть все шансы, что на сцене он добьется не меньших успехов, чем в моделинге, к которому Соколовский относится скорее как к способу заработка, нежели делу всей жизни.
Тем не менее на его счету уже работа с Гошей Рубчинским и съемка с Патриком Демаршелье для Vogue. Курирует модельную карьеру Соколовского Юлия Шавырина, которая также является агентом Алеси Кафельниковой.
Где смотреть на него: Пермский театр оперы и балета
Еще один премьер Пермского театра оперы и балета — бразилец Марко Гонзага, который присоединился к труппе в 2018 году. В театре сформировалась целая небольшая бразильская диаспора — вспоминать о жарком солнце и океане на суровом Урале он может в компании Габриэла Лопеса, Сайрона Перейры и Луанны Гондим.
Местная театральная публика приняла их с восторгом. Отметили новичка и журналисты — на конкурсе «Арабеск» в 2018 году Марко удостоился не только приза Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского «За лучшее исполнение номера на музыку Петра Чайковского», но и приза жюри прессы.
Танцами Марко увлекался с детства, а в 11 лет начал заниматься в балетной школе. Еще одно увлечение танцовщика — дизайн одежды. В свободное время он даже создает модные коллекции для себя и друзей. В России Гонзага освоил и катание на коньках.
В его репертуаре сейчас партии в балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Шопениана», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро» и других.
Где смотреть на него: Пермский театр оперы и балета
В 2016 году Кирилл Макурин окончил Пермское государственное хореографическое училище и был принят в труппу местного театра.
В 2018 году он стал лауреатом первой премии «Арабеск» в старшей группе за исполнение номера современной хореографии — всего в этой категории соревновались 79 человек. Прогресс налицо — за два года до этого Макурин получил вторую премию в младшей группе, которую сам танцовщик назвал «обидной».
В сезоне 2018/2019 танцовщик стал премьером театра. Сегодня в его репертуаре партии Принца в «Лебедином озере», Графа Альберта в «Жизели», Ромео в «Ромео и Джульетте», Базиля в «Дон Кихоте» и многие другие. Вместе с театром Макурин уже также был на гастролях в Ирландии.
В Instagram артиста снимки со спектаклей и репетиций перемежаются фотографиями из отпуска и кадрами с улиц родного города, которые Кирилл снабжает ироничными подписями. Среди увлечений за пределами сцены — футбол и смешанные бои.
Негрустный дэнс: 10 классных современных хореографов
Культура
В воскресенье на Первом канале стартует новое танцевальное шоу «Dance Революция», в жюри которого будут артист балета Сергей Полунин, хореограф Алла Сигалова и певица Вера Брежнева. Создатели шоу убеждают, что такого мы еще не видели, хотя удивить чем-то в этом сегменте уже трудно, ведь формат танцевальных реалити довольно популярен в последнее время.
Впрочем, чтобы по-настоящему оценить отечественную хореографию, стоит не только включать телевизор, но и ходить на современные постановки. В нашей сегодняшней подборке предлагаем вам познакомиться с несколькими хореографами из России и СНГ, за которыми интересно следить.
Бесспорно, это один из самых известных современных российских хореографов. Искусством танца Варнава был очарован еще в детстве: в возрасте пяти лет он увидел выступление Майкла Джексона. Так как балетной школы в его родном Кургане не было, заниматься Варнава начал в детском театре современного танца. Тяга к искусству была так велика, что после окончания девятого класса Владимир отправился вслед за своими преподавателями в Ханты-Мансийск, где продолжил свое обучение.
У Варнавы вполне удачно могла сложиться и танцевальная карьера, о которой он, по собственному признанию, мечтал гораздо больше, но в какой-то момент художественный руководитель музыкального театра в Петрозаводске, где тогда работал Варнава, предложил ему попробовать себя и в роли балетмейстера.
Боевое крещение Владимир прошел в 2011 году, когда ему пришлось заменить финского хореографа, который должен был ставить в театре балет «Пульчинелла». Эта работа стала балетмейстерским дебютом Варнавы.
После этого он получил предложение поработать в Мариинском театре. В 2017 году постановка «Петрушка» принесла Владимиру победу на фестивале Дианы Вишневой Context, после чего он стажировался в труппе Каролин Карлсон во Франции. Сегодня Варнава много работает и в России, и за рубежом. Но его мечтой остается создание государственного театра современного танца в Санкт-Петербурге.
Я как хореограф сейчас ощущаю нехватку танцовщиков современного танца, в основном сталкиваюсь с недоученными балетными танцовщиками. Где-то учат на культурного деятеля, где-то на хореографа, где-то на народника, но мало где идет упор именно на современный танец,
— говорил Варнава в одном из интервью.
Хореография Варнавы всегда очень экспрессивна, очень графична, а движения выглядят порой резкими, рваными.
Владимир хорошо знаком и широкой публике: он сотрудничал с Чулпан Хаматовой и Театром наций (с Чулпан он сделал спектакль «УтроВечер», а в Театре наций отвечал за хореографию спектакля Максима Диденко «Цирк» с Ингеборгой Дапкунайте), дружит со скандально известным Сергеем Полуниным, был постановщиком балета «Айседора» для всемирно известной балерины Натальи Осиповой.
Но несмотря на явно большую, чем у других хореографов, публичность, главным в жизни Варнавы все-таки остается танец, а не светская жизнь.
В 2010 году Константин Кейхель окончил Челябинский педагогический университет по специальности «педагог-хореограф» и в том же году стал лауреатом конкурса балетмейстеров «Вдохновение XXI века» в Калининграде и конкурса «Альтернатива» в Санкт-Петербурге.
После Кейхель окончил магистратуру Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, делал постановки со студентами, а также создал собственную компанию современного танца «Акведук». Сегодня Константин работает не только как постановщик, но и как педагог: преподает современный танец в Академии танца Бориса Эйфмана. Его хореография всегда размашиста, с большой амплитудой движения.
Танцами Константин занимался с детства — в студию в родном Нижнем Тагиле он пришел в шесть лет и там же получил весьма разностороннюю подготовку: танцевал и народные танцы, и эстраду, и джаз.
В начале своей хореографической деятельности Кейхель подумывал уехать танцевать в Европу, но в итоге остался в России. Не хотелось надолго расставаться с женой, а также перевесила все-таки тяга именно к созданию постановок, а не участию в них.
Танцевать хореографию как таковую я не очень люблю. Я могу это делать, но процесс постановки гораздо интереснее,
Постановка Abandoned House
В портфолио Кейхеля — работы в разных театрах России, в том числе в Театре балета им. Л. Якобсона, пермском театре балета Евгения Панфилова, Екатеринбургском театре оперы и балета. В московском театре «Новый балет» он создал спектакли «Зимняя роза» на музыку Антонио Вивальди и «Унесенные» на музыку Джованни Соллимы и Йозефа Гайдна в переложении Константина Чистякова. В Большом театре в рамках молодежной программы «Лица» представил постановки «Комната ожиданий» и «Остров». В Мариинском театре в 2018 году поставил одноактный балет «Времена года» на музыку Александра Глазунова.
Я считаю, что самое важное, что должно быть у человека, — любознательность. Понятно, что нельзя объять необъятное. Но ведь это прекрасно, когда, приходя на спектакль современной хореографии, ты видишь историю и понимаешь, что в ней есть часть тебя, твоего мира. Для меня самое главное — это когда на спектакле ты получаешь какое-то магическое ощущение действа, происходящего на сцене. Волшебство, или как угодно это можно назвать: когда не хочется ничего говорить, хочется просто вдохнуть, взлететь куда-то,
— говорит о своей работе Константин.
Эрнест Нургали — хореограф и руководитель танцевальной компании Nurgali Dance Company, а также педагог по современному танцу и хореограф Студии Дианы Вишневой Context Pro. В 2018 году он и сам участвовал в конкурсе фестиваля российской балерины, где стал финалистом образовательной программы Mind and Movement (победа тогда досталась Павлу Глухову).
Эрнест с отличием окончил Тюменский колледж искусств по специальности «артист драматического театра и кино», поэтому в творчестве ему близки и жанр перформанса, и работа в драматическом театре.
Есть у Нургали и диплом по специальности «режиссер балета», который он получил в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Он также много стажировался за границей.
Хореография Нургали часто очень «вязкая» — плавные движения танцоров погружают зрителя в почти гипнотическое состояние.
Среди недавних заметных премьер Нургали — балет «Лес» на музыку Глеба Колядина, премьера которого состоялась в рамках Студии Дианы Вишневой в декабре 2019 года, а также спектакль «Глитч».
Это мой личный дневник, о котором захотелось прокричать, прошептать. Историй в нем много. Они приходят из снов, страхов, моей безмерной любви, из гнева и отчаяния, дружбы, общения с людьми, из отчуждения. Красота в нем разная: и созерцательная, и пугающая, манящая и гипнотическая. Из всего этого мы сотворили что-то очень особенное, во что каждый из создателей спектакля вложил свою душу,
— представил свою новую работу публике Нургали.
Дмитрий Масленников несколько отличается от вышеперечисленных хореографов. Профессиональную известность ему принесли не фестивали современной хореографии, а телевизионный проект «Танцы на ТНТ». С первых же конкурсных этапов Масленников обратил на себя внимание своей манерой танца, которую считают очень эмоциональной и интеллектуальной, — его творчество называют «умными танцами».
Начинал заниматься танцами Дмитрий еще на Украине (он родился в Донецкой области и вырос в Крыму), современный танец затем изучал в Киевском университете культуры. На Украине же Масленников впервые попробовал свои силы в телевизионном танцевальном шоу «Танцуют все»: в двух сезонах он участвовал в качестве конкурсанта, а вот третий раз появился уже в качестве хореографа.
Этот талант в нем быстро рассмотрели и наставники шоу «Танцы на ТНТ». Ему даже выпал шанс станцевать сольный номер (обычно участники выступали парами), который он сам же и поставил. Впоследствии Масленников сам стал одним из педагогов-хореографов на шоу.
Танцы Масленникова — это всегда оголенный нерв: создается впечатление, что в нем задействована буквально каждая клеточка тела, а направление движения подчас меняется так резко, что, кажется, где-то тихонько покачиваются законы физики. При этом Дмитрий ловко миксует классические балетные прыжки с техникой модерна.
Сегодня он работает как балетмейстер, проводит мастер-классы для молодых танцовщиков, а также курирует собственные проекты DOM Dance Theatre и «Танцевальная лаборатория Димы Масленникова». Он также является хореографом мюзиклов «Летучий корабль», «Джумео» и «Чайка».
Пока некоторые хореографы начинают свой путь с маленьких сцен, Максим Петров в 21 год уже получил в свое распоряжение сцену Мариинского театра. Петров получил классическое образование в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, но стремительная карьера танцовщика у него не задалась.
В первый рабочий день я пришел в театр, и все новые артисты труппы отправились разучивать роли, а меня послали сразу на сцену — стоять полтора часа с копьем во время оперного спектакля,
— вспоминал Максим в интервью изданию «Собака».
Максим Петров
Год он фактически проработал в мимансе, в свободное время разучивая репертуар театра и по случаю подменяя артистов кордебалета, пока не набрался смелости и не пошел говорить с руководителем балетной труппы. После этого Петрова перевели в кордебалет — сольных партий в его репертуаре не появилась, но инициативность молодого танцовщика окупилась другим образом.
В театре Максим поделился своим замыслом поставить балет Cinéma на музыку Эрика Сати, с которым он хотел участвовать в Творческой мастерской молодых хореографов. Танцовщику разрешили постановку.
Будучи сам классическим танцовщиком, в своих постановках Петров стремится соблюсти четкий рисунок танца и наполнить постановку эффектными групповыми номерами.
Если бы у меня не получилось начать заниматься хореографией здесь, в Мариинском театре, я все равно пытался бы пробовать себя в качестве постановщика, но путь мой был бы в десять раз более тернистым,
Сегодня Петров — один из самых известных хореографов на российской сцене, в чьем портфолио довольно громкие проекты. Например, балет «Мечтатели», который он создал вместе с Владимиром Варнавой и Ильей Живым на музыку Daft Punk. Работает Максим и за рубежом — в 2018 году как хореограф дебютировал в Балете Атланты постановкой Сoncerto Armonico на музыку Александра Черепнина.
«Лилия Бурдинская из поколения молодых хореографов, формирующих реальность российского современного танца», — так пишут о хореографе критики.
Лилия училась в школе классического балета им. Николая Легата и лондонской школе современного танца The Place, лауреат Гран-при фестиваля «Context. Диана Вишнева» за постановку Forest. У Бурдинской есть своя танцевальная компания, кроме того, она является основательницей Центра современного танца ByeBye Ballet.
Ее авторский почерк узнаваем: это и специфические движения, требующие от артистов особой физической подготовки, и синтез самых разных искусств на сцене. В постановках используются голос (тексты Бурдинская, кстати, часто пишет сама), музыка, видеопроекции.
Именно в современном танце я нашла тот отклик моего внутреннего мира. Я вот иногда говорю, что без танца, именно этого танца, я была бы глухонемая, потому что через него я действительно говорю. Там я развиваю свой язык, и я чувствую, что этот язык разделяется еще другими танцовщиками. Поэтому для меня современный танец — это собеседник и современник зрителя,
— говорит о своей работе Лилия.
Одной из нашумевших и впечатливших зрителя постановок стала «Офелия в бинтах», где хореограф постаралась раскрыть шекспировскую героиню с разных сторон. Еще одна заметная работа Бурдинской — спектакль «Распад атома» с участием Алисы Хазановой, который был показан в рамках Дягилевского фестиваля. А по личному приглашению Теодора Курентзиса она поставила одноактный балет с восемью певцами «Узел» на сцене Пермского театра оперы и балета.
Екатерина Решетникова — имя, также хорошо знакомое тем, кто больше следит за танцевальным искусством по телевизору, а не на театральных площадках. Широкую известность она получила благодаря проекту «Танцы на ТНТ», где была одним из педагогов-хореографов в команде Мигеля.
Но свою карьеру в телепроектах Екатерина начала строить еще раньше: она участвовала в проекте «Звезда танцпола» на MTV (победа ей не досталась, зато она получила приглашение в коллектив Сергея Мандрика Street Jazz), а также являлась педагогом-репетитором на шоу «Фабрика звезд — 6».
Решетникова много работает с отечественными артистами, ставя танцы в клипах и для эстрадных номеров. Так, она была хореографом группы «Серебро», Бьянки, Елки, Елены Темниковой и других. Вместе с Гариком Рудником Решетникова также была режиссером-постановщиком шоу Ляйсан Утяшевой Bolero. Екатерина также активно преподает, в том числе и для детских групп.
Ее хореография близка к уличным стилям вроде хип-хопа с легким эстрадным глянцем, который придает выступлениям зрелищности.
Ольга Лабовкина в 2002 году окончила Гродненский государственный колледж искусств по специальности «хореографическое искусство», а в 2013 году — магистратуру Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Свою танцевальную карьеру Ольга начинала в группе современной хореографии «Тад» при Гродненской областной филармонии.
В 2008 году Ольга создала театр танца Karakuli в Минске. Труппу приглашали на выступления в Швецию и Италию, кроме того, спектакли театра были показаны в рамках фестиваля «Золотая маска». В 2018 году группа распалась.
Я была выжата. Я занималась всем: и хореографией, и организацией, и танцем. В какой-то момент я поняла, что это перебор,
— рассказывала Ольга в интервью немецкой газете Giessener Allgemeine.
Стиль Лабовкиной похож на своеобразный эффект домино: последовательные движения танцоров, следующие друг за другом, «сцепляются» в единое полотно танца.
Сегодня Лабовкина работает в качестве независимого хореографа с разными коллективами. В конце прошлого года в Германии состоялось сразу несколько премьер: Ольга выступила хореографом-постановщиком спектакля Jagen в Гиссене.
Ольга Васильева училась на отделении хореографии Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, а также окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой по специальности «балетмейстер». Карьерным трамплином для нее также стал фестиваль современной хореографии Дианы Вишневой, где в 2016 году Ольга получила Гран-при.
Победа позволила ей пройти стажировку в Израиле в школе Maslool Professional Dance Program в Тель-Авиве. В качестве танцовщицы Ольга принимала участие в постановке Лилии Бурдинской Forest, а также танцевала дуэт с Владимиром Варнавой в фильме Анны Кучерявой «Сад».
Сегодня Васильева больше сосредоточена именно на работе постановщиком, хотя иногда подменяет танцовщиц в своих собственных постановках. Например, во время гастролей с балетом The Room в Голландии в 2017 году она исполнила партию, которую изначально исполняла Полина Митряшина.
В ее хореографии смешиваются самые разные виды движений: тут можно увидеть не только разученные па, но и спортивные прыжки, и какие-то по-бытовому неловкие жесты.
На мой взгляд, сложно соединять постановочную деятельность и исполнительскую. Преклоняюсь перед теми, кому удается,
— говорила она в интервью Harper’s Bazaar.
В рамках творческих лабораторий молодых хореографов Мариинского театра Ольга создала постановки «Многословность» на музыку Нильса Фрама и Макса Рихтера, «Фламинго» на музыку П. И. Чайковского, а также поставила спектакль «Мы» для танцевальной труппы Воронежского Камерного театра.
Софья Гайдукова хорошо известна и как танцовщица, и как постановщик. 14 лет она была солисткой театра «Балет Москва». В отличие от многих артистов, чьи семьи совершенно не были связаны с миром искусства, Софья из балетной семьи — она внучка знаменитой балерины Софьи Николаевны Головкиной.
Гайдукова с отличием окончила Московскую государственную академию хореографии (училась она, кстати, в одном классе с Анастасией Винокур и Екатериной Крысановой). Директором в тот период была ее бабушка, но от любого шлейфа знаменитого родства и приставки «внучка Головкиной» Софья, кажется, стремилась избавиться, хотя и честно говорила, что без протекции бабушки не обошлось.
Видимо, меня взяли по блату. И медкомиссию я тоже не прошла, потому что пальцы на ногах у меня были не того размера. У меня второй, третий и четвертый — одинаковой длины. Это плоскостопие развивает, вроде так говорили. В общем, каким-то образом, не знаю (хотя, конечно, знаю) я попала в училище,
— вспоминала Софья свое поступление в интервью сайту No fixed points.
В итоге можно сказать, что ей, в общем-то, удалось доказать то, что она в мире балета — самостоятельная единица. В 2017 году Гайдукова ушла из «Балета Москвы» — точнее, с ней просто не продлили контракт. Зато у танцовщицы появилось время вплотную заняться современным танцем, которым она увлеклась.
Как постановщик она стала работать в паре с Константином Матулевским — их спектакль был номинирован на «Золотую маску». Вместе ставить они начали еще на сцене театра «Балет Москва» и продолжают вместе работать сегодня. В прошлом году они поставили «ИшТаб» — танцевальный спектакль с куклами.
Хореография Гайдуковой и Матулевского всегда довольно интенсивна, а задействованы оказываются все плоскости: танцуют не только стоя на ногах, но и лежа на сцене.
С 2011 года Софья также преподает современный и сценический танец на балетмейстерском, режиссерском и актерском факультетах ГИТИСа.