российская адвокатура по судебным уставам 1864 г лучший ответ
1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г
Судебные уставы были утверждены императором Александром II 20 ноября 1864 г.[1]
Российская адвокатура получила наименование института присяжных поверенных и была введена Законом от 20 ноября 1864 г. об учреждении Судебных установлений. Глава 2 раздела 9 этого документа называлась «О присяжных поверенных» и состояла из трех отделений:
• о присяжных поверенных вообще (ст. ст. 353–356);
• о совете присяжных поверенных (ст. ст. 357–378);
• о правах, обязанностях и ответственности присяжных поверенных (ст. ст. 385–406).
В соответствии со ст. 353 Судебных установлений присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест[2].
Адвокатура образца 1864 г. строилась на следующих принципах:
• совмещение правозаступничества с судебным представительством;
• относительная свобода профессии;
• формальное отсутствие связи с магистратурой;
• сословная организация и отчасти дисциплинарная подчиненность судам;
• договорное определение суммы гонорара[3].
Требования, предъявляемые к присяжным поверенным:
• высшее юридическое образование;
• пятилетний стаж работы по юридической специальности;
• достижение 25-летнего возраста;
• отсутствие состояния банкротства;
• отсутствие состояния на службе у правительства или по выборам (кроме лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья);
• отсутствие лишения либо ограничения прав состояния или духовного сана по приговору светского или духовного суда;
• не состояние под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния;
• отсутствие факта исключения из службы по суду либо из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговору тех же сословий, к которым они принадлежат;
• отсутствие судебного запрета на «хождение по чужим делам», а также исключения из числа присяжных поверенных;
• наличие разрешения Министерства юстиции для иноверцев (т. е. лиц нехристианских вероисповеданий: иудеев, мусульман и пр.).
Внутреннее управление адвокатурой было построено по французскому образцу. Организационно российская адвокатура распределялась по округам судебных палат. Если в таком округе насчитывалось 20 и более присяжных поверенных, то учреждался их совет в количестве от 5 до 15 человек. Задачей совета присяжных поверенных было отправление административных и дисциплинарных функций.
О своей деятельности совет присяжных поверенных ежегодно обязан был отчитываться на общем собрании.
К полномочиям советов относились:
• решение о принятии в ряды присяжных поверенных;
• рассмотрение жалоб на присяжных поверенных;
• установление очередности между присяжными поверенными одного округа по оказанию бесплатной юридической помощи лицам, пользующимся правом бедности в судах;
• определение величины гонорара присяжного поверенного в случае возникновения спора об этом.
Дисциплинарные полномочия советов предоставляли им возможность накладывать на присяжных поверенных следующие виды взысканий:
Запрет отправлять обязанности поверенного в течение определенного срока, но не более одного года (не более двух раз, на третий – исключение);
• Исключение из числа присяжных поверенных;
• Предание уголовному суду.
Все решения совета принимались при кворуме в 50 % членов большинством голосов (с правилом о решающем голосе председательствующего при равенстве голосов).
Предостережение и выговор, наложенные советом, присяжным поверенным не обжаловались, остальные взыскания подлежали обжалованию в судебную палату с применением двухнедельного пресекательного срока давности.
Приложение № 2 к Судебным установлениям содержало текст присяги, которую обязан был приносить каждый новый поверенный: «Обещаюся и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием и Животворящим Крестом Господним Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому не исполнять и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц, дела которых, будучи на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде его. В удостоверение сего целую слова и крест спасителя моего. Аминь».
Был предусмотрен прокурорский надзор за деятельностью адвокатуры. Совет был обязан сообщать прокурору решения по всем дисциплинарным производствам в отношении присяжных поверенных.
Уже в 1866 г. присяжных поверенных в Российской империи насчитывалось более 1600 человек[4].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.
Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.
После отмены крепостного права Александр II принял решение «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого»[1].
К концу XIX в. общественное развитие России, а именно интересы капиталистического развития, требовали ликвидации сословных судов и их зависимости от администрации, быстрого и четкого оформления гражданско-правовых отношений и решения гражданских споров, введения устности, гласности и состязательности, учреждения адвокатуры, суда присяжных и т.д.
С «всеподданнейшим» докладом о необходимости организации адвокатуры к Императору обратился граф Блудов. Результатом этого был первый «проект постановления о присяжных стряпчих». Важную роль в разработке Судебных реформ 1864 г. сыграли талантливые юристы того времени: С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. И. Стояновский.
4 сентября 1862 г. Основные положения по судоустройству были рассмотрены в Общем собрании Государственного совета, а 29 сентября Основные положения были утверждены. Их было велено опубликовать для всеобщего сведения, что и было сделано 30 сентября 1862 г. в дополнении к № 78 «Сенатских вестей».
20 ноября 1864 г. судебные уставы получили Высочайшее утверждение, и адвокатура получила свое юридическое бытие.
Учреждение судебных установлений 1864 г. целью деятельности присяжных поверенных определило «занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест».
По Судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Адвокаты разделились на две категории – присяжныхповеренных и частных поверенных.
Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по месту размещения региональных судов. Совет и общее собрание присяжных поверенных являлись органами самоуправления таких объединений.
На общее собрание возлагались функции по рассмотрению отчета совета за прошедший год, избранию членов совета, председателя совета, его товарища (последний в случае болезни или отсутствия председателя исполнял его обязанности). В заседаниях общих собраний принимали участие присяжные поверенные округа. Все решения принимались простым большинством голосов.
В компетенцию совета присяжных поверенных входило решение таких вопросов, как исключение из числа присяжных поверенных; прием новых членов; определение размера вознаграждения присяжного поверенного по таксе в случае отсутствия об этом соглашения с клиентом; ведение дисциплинарной практики; рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных; назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся правом бедности, назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, которые с такой просьбой обратились, и др.
На основании ст. 368 Учреждения судебных установлений совет был вправе наложить на присяжного поверенного дисциплинарное взыскание (предостережение; выговор). При наличии 2/3 голосов совета могли применяться такие наказания как запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока (не более одного года), исключение из числа присяжных поверенных, а также – вособо тяжких случаях – преданиеуголовному суду.
Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.
Был определен и порядок поступления в присяжные поверенные. Желающий должен был подать прошение об этом в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждающие, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные.
К работе присяжными допускались лица, достигшие 25-летнего возраста, дееспособные, финансово независимые, безукоризненные в нравственном отношении, имеющие русское подданство, высшее юридическое образование и опыт практической деятельности не менее пяти лет по определенным специальностям.
Не допускались в адвокатуру: лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением тех, которые занимали почетные или общественные должности без жалования; объявленные несостоятельными должниками («банкротами»); опороченные (перечень лиц).
Деятельность частных поверенных представляла сильный контраст с адвокатурой западного образца. В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Для занятия индивидуальной частной адвокатской деятельностью не обязательно было иметь специальное образование и проходить стажировку, и суды очень часто допускали к участию в процессе малоквалифицированных частных поверенных.
Читайте также
Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры.
Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры. Основной функцией адвокатуры в пореформенный период стало правозаступничество. С 1890 г. развивается коллективная форма адвокатуры в виде
Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.
Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России. Статья 3 Закона об адвокатуре закрепляет следующее соотношение адвокатуры и государства:- адвокатура является профессиональным
Вопрос 74. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права.
Вопрос 74. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные
Статья 3. Адвокатура и государство
Статья 3. Адвокатура и государство 1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.2. Адвокатура действует на основе принципов
54. Земская реформа 1864 г
54. Земская реформа 1864 г В 1864 г. на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях была проведена З емская реформа.Реформа предполагала создание органов местного самоуправления в губерниях и уездах, где избирались земские собрания и управы.В компетенцию
55. Судебная реформа 1864 г
55. Судебная реформа 1864 г До середины XIX в. система судоустройства развивалась в России согласно с Учреждением о губерниях 1775 г. Это Учреждение предполагало сложную систему сословных судов и административных органов. В самом судопроизводстве превалировала теория
1.1.6. Нотариальные органы, адвокатура
1.1.6. Нотариальные органы, адвокатура Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных
§ 5. Органи юстиції та адвокатура
§ 5. Органи юстиції та адвокатура Специфіка взаємовідносин органів юстиції та адвокатури визначається тим, що остання є громадською організацією, яка діє на засадах самоврядування, самостійно розв’язуючи всі свої внутрішні питання. Тому основною рисою цих
78. Адвокатура
78. Адвокатура Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам, он не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за
120. Адвокатура
120. Адвокатура Адвокатура — профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом, однако ее деятельность имеет большое значение для защиты нарушенных прав и
53. Адвокатура
53. Адвокатура Адвокатура – это добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Деятельность адвокатуры в РФ регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».Под адвокатской
55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)
55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам) До 1861 г. на рассмотрение Госсовета было представлено 14 законопроектов по изменению существовавшей судебной системы. В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в
1. Адвокатура и ее назначение в обществе
1. Адвокатура и ее назначение в обществе Традиционно было принято считать, что роль адвокатуры в нашей стране сводилась лишь к обеспечению подозреваемому, обвиняемому или подсудимому права на защиту в суде, оказанию консультационной помощи и представительству в
31. АДВОКАТУРА
31. АДВОКАТУРА Основной задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям. Адвокатура содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в
Экзамен на адвоката.
Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.
После отмены крепостного права Александр II принял решение «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого»[1].
К концу ХIХ в. общественное развитие России, а именно интересы капиталистического развития, требовали ликвидации сословных судов и их зависимости от администрации, быстрого и четкого оформления гражданско-правовых отношений и решения гражданских споров, введения устности, гласности и состязательности, учреждения адвокатуры, суда присяжных и т.д.
С «всеподданнейшим» докладом о необходимости организации адвокатуры к Императору обратился граф Блудов. Результатом этого был первый «проект постановления о присяжных стряпчих». Важную роль в разработке Судебных реформ 1864 г. сыграли талантливые юристы того времени: С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. И. Стояновский.
4 сентября 1862 г. Основные положения по судоустройству были рассмотрены в Общем собрании Государственного совета, а 29 сентября Основные положения были утверждены. Их было велено опубликовать для всеобщего сведения, что и было сделано 30 сентября 1862 г. в дополнении к № 78 «Сенатских вестей».
20 ноября 1864 г. судебные уставы получили Высочайшее утверждение, и адвокатура получила свое юридическое бытие.
Учреждение судебных установлений 1864 г. целью деятельности присяжных поверенных определило «занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест».
По Судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Адвокаты разделились на две категории – присяжныхповеренных и частных поверенных.
Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по месту размещения региональных судов. Совет и общее собрание присяжных поверенных являлись органами самоуправления таких объединений.
На общее собрание возлагались функции по рассмотрению отчета совета за прошедший год, избранию членов совета, председателя совета, его товарища (последний в случае болезни или отсутствия председателя исполнял его обязанности). В заседаниях общих собраний принимали участие присяжные поверенные округа. Все решения принимались простым большинством голосов.
В компетенцию совета присяжных поверенных входило решение таких вопросов, как исключение из числа присяжных поверенных; прием новых членов; определение размера вознаграждения присяжного поверенного по таксе в случае отсутствия об этом соглашения с клиентом; ведение дисциплинарной практики; рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных; назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся правом бедности, назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, которые с такой просьбой обратились, и др.
На основании ст. 368 Учреждения судебных установлений совет был вправе наложить на присяжного поверенного дисциплинарное взыскание (предостережение; выговор). При наличии 2/3 голосов совета могли применяться такие наказания как запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока (не более одного года), исключение из числа присяжных поверенных, а также – вособо тяжких случаях – преданиеуголовному суду.
Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.
Был определен и порядок поступления в присяжные поверенные. Желающий должен был подать прошение об этом в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждающие, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные.
К работе присяжными допускались лица, достигшие 25-летнего возраста, дееспособные, финансово независимые, безукоризненные в нравственном отношении, имеющие русское подданство, высшее юридическое образование и опыт практической деятельности не менее пяти лет по определенным специальностям.
Не допускались в адвокатуру: лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением тех, которые занимали почетные или общественные должности без жалования; объявленные несостоятельными должниками («банкротами»); опороченные (перечень лиц).
Деятельность частных поверенных представляла сильный контраст с адвокатурой западного образца. В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Для занятия индивидуальной частной адвокатской деятельностью не обязательно было иметь специальное образование и проходить стажировку, и суды очень часто допускали к участию в процессе малоквалифицированных частных поверенных.
Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г лучший ответ
История российской адвокатуры
Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.
После отмены крепостного права Александр II принял решение «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого»[1].
К концу XIX в. общественное развитие России, а именно интересы капиталистического развития, требовали ликвидации сословных судов и их зависимости от администрации, быстрого и четкого оформления гражданско-правовых отношений и решения гражданских споров, введения устности, гласности и состязательности, учреждения адвокатуры, суда присяжных и т.д.
С «всеподданнейшим» докладом о необходимости организации адвокатуры к Императору обратился граф Блудов. Результатом этого был первый «проект постановления о присяжных стряпчих». Важную роль в разработке Судебных реформ 1864 г. сыграли талантливые юристы того времени: С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. И. Стояновский.
4 сентября 1862 г. Основные положения по судоустройству были рассмотрены в Общем собрании Государственного совета, а 29 сентября Основные положения были утверждены. Их было велено опубликовать для всеобщего сведения, что и было сделано 30 сентября 1862 г. в дополнении к № 78 «Сенатских вестей».
20 ноября 1864 г. судебные уставы получили Высочайшее утверждение, и адвокатура получила свое юридическое бытие.
Учреждение судебных установлений 1864 г. целью деятельности присяжных поверенных определило «занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест».
По Судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Адвокаты разделились на две категории – присяжныхповеренных и частных поверенных.
Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по месту размещения региональных судов. Совет и общее собрание присяжных поверенных являлись органами самоуправления таких объединений.
На общее собрание возлагались функции по рассмотрению отчета совета за прошедший год, избранию членов совета, председателя совета, его товарища (последний в случае болезни или отсутствия председателя исполнял его обязанности). В заседаниях общих собраний принимали участие присяжные поверенные округа. Все решения принимались простым большинством голосов.
В компетенцию совета присяжных поверенных входило решение таких вопросов, как исключение из числа присяжных поверенных; прием новых членов; определение размера вознаграждения присяжного поверенного по таксе в случае отсутствия об этом соглашения с клиентом; ведение дисциплинарной практики; рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных; назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся правом бедности, назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, которые с такой просьбой обратились, и др.
На основании ст. 368 Учреждения судебных установлений совет был вправе наложить на присяжного поверенного дисциплинарное взыскание (предостережение; выговор). При наличии 2/3 голосов совета могли применяться такие наказания как запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока (не более одного года), исключение из числа присяжных поверенных, а также – вособо тяжких случаях – преданиеуголовному суду.
Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.
Был определен и порядок поступления в присяжные поверенные. Желающий должен был подать прошение об этом в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждающие, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные.
К работе присяжными допускались лица, достигшие 25-летнего возраста, дееспособные, финансово независимые, безукоризненные в нравственном отношении, имеющие русское подданство, высшее юридическое образование и опыт практической деятельности не менее пяти лет по определенным специальностям.
Не допускались в адвокатуру: лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением тех, которые занимали почетные или общественные должности без жалования; объявленные несостоятельными должниками («банкротами»); опороченные (перечень лиц).
Деятельность частных поверенных представляла сильный контраст с адвокатурой западного образца. В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Для занятия индивидуальной частной адвокатской деятельностью не обязательно было иметь специальное образование и проходить стажировку, и суды очень часто допускали к участию в процессе малоквалифицированных частных поверенных.
Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры.
К 1886 г. присяжных поверенных в России насчитывалось немногим более 1600 человек, и группировались они в основном в трех судебных округах: Петербургском, Московском и Харьковском. Первые 27 человек стали присяжными поверенными в день торжественного открытия новых судов – 17 апреля 1866 г. В их числе были выдающиеся представители будущей адвокатуры Д. В. Стасов, К. К. Арсеньев, В. Д. Спасович, А. М. Унковский, А. Л. Боровиковский, в последующие годы – П. А. Александров, С. А. Андреевский, Ф. Н. Плевако, Н. П. Карабчевский и др. Для многих присяжных поверенных занятие правом было призванием, а не способом зарабатывать на жизнь. Гласность, состязательность суда с участием присяжных заседателей обеспечивали приток в адвокатуру образованных и талантливых людей. В. Д. Спасович на всю жизнь запомнил тот восторг, который он и его единомышленники испытали, когда к ним «явилась, точно Афродита из пены морской, другая богиня, нагая, беломраморная и не стыдящаяся своей наготы, – гласность…».
Составители Судебных уставов организовали внутреннее самоуправление адвокатурой по французскому образцу. Присяжные поверенные приписывались к Судебным палатам (ст. 356), образовывали при них особую коллегию и при составе коллегии не менее 20 человек входили в палату с просьбой о разрешении им избрать совет. После этого палата назначала одного из своих членов, который созывал присяжных поверенных и открывал общее собрание, где и производились выборы Председателя Совета простым большинством голосов (ст. 357, 360).
Совет фактически заведовал всеми делами корпорации. Поскольку советы были учреждениями новыми, то им пришлось, по свидетельству А. Ф. Кони, «выработать одновременно и приемы адвокатской техники, и правила адвокатской этики». Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение гражданских и уголовных дел. Однако ни в том, ни в другом процессе они не пользовались монополией. В гражданском процессе вести дела тяжущихся могли частные поверенные, а также близкие родственники тяжущихся. В уголовном процессе – те же лица, а также все, кому закон не запрещал ходатайствовать по чужим делам. Это объяснялось не только традицией, но и нехваткой дипломированных специалистов.
Из положений Судебных установлений следует, что присяжные поверенные не были государственными служащими. Присяжные поверенные – это установленные в государственных интересах лица свободной профессии. Они были независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел, подчинялись только для них предусмотренному особому дисциплинарному порядку, при нарушении которого наступала определенная ответственность. В судебном заседании присяжные поверенные пользовались свободой речи, но не должны были распространяться о предметах, не имеющих никакого отношения к делу, позволять себе неуважение к религии, закону и властям. Судебная реформа не уделила должного внимания вопросу о помощниках присяжных поверенных. В Судебных установлениях лишь упоминалось, что с учреждением сословия присяжных поверенных у них могут быть помощники (по практическим занятиям).