римский колизей в майнкрафт
Как построить колизей в майнкрафт
Используйте Колизей в майнкрафт для проведения PvP боев.
Вы можете скачать Колизей в майнкрафт с любой кнопки.
Romecraft Colosseum — Колизей для вашего майнкрафт сервера! Эта отличная карта является точной копией одноименного строения в Риме. Масштабы и красота объекта — предмет особой гордости разработчиков. Конечно, установить его себе можно с разными целями — можно придать серверу солидности. Ну или проводить в колизее различные интересные ивенты. Можно и поиграть просто одному, полазить там есть где.
Один из серьезных плюсов карты колизей для Minecraft — ее можно установить и она будет работать безо всяких дополнительных плагинов и модов.
Установка:
1. Для начала нужно скачать карту колизея для Майнкрафт по ссылке внизу этой новости.
2. Разархивировать содержимое. Скопировать содержимое архива в папку /.minecraft/saves/
3. Запускать игру и играть.
Скачать Romecraft Colosseum, карту Колизея для Minecraft:
Карта Romecraft Colosseum для Minecraft представляет игрокам локацию, где размещен римский Колизей. Несколько тысячилетий назад в этом здании проходили ожесточенные гладиаторские бои. Теперь же пользователи смогут прогуляться по одному из самых значимых мест в истории человества.
При создании Romecraft Colosseum разработчики уделили внимание не только детализации Колизея, но и позаботились об подземельях, где жили и тренировались гладиаторы. При первом запуске карты игроки будут поражены масштабами арены, выполненной в многослойной конструкции. Аналогичная ситуация и с подземными бараками, исследование которых займет у пользователей немало времени.
Как установить карту:
Первый шаг: Скачайте архив с картой.
Второй шаг: Распакуйте архив, чтобы получилась папка.
Четвертый шаг: В меню во вкладке «Одиночная игра» найдите эту карту.
Интересные факты о римском Колизее
Печально известный император Нерон вознес себе гигантскую бронзовую статую, высотой 35 метров. Изначально эта статуя находилась в вестибюле Золотого дома Нерона, но при императоре Адриане было решено передвинуть статую ближе к амфитеатру. Некоторые считают, Колизей переименовали в честь Колосса Нерона.
Самое главное в данном строении это то, что оно полностью построено из монолитного бетона, в отличие от других строений, сделанных из кирпичей и каменных блоков.
Колизей вмещал 50 000 зрителей.
На каждого человека выделялось сиденье шириной всего 35 см. Сегодня далеко не все футбольные стадионы могут похвастаться той посещаемостью, которую имел Колизей.
Битвы между гладиаторами были организованы с невероятной тщательностью. На протяжении 400 лет на арене бились волонтеры, бывшие военные, военные заключенные, рабы и преступники, и все это служило развлечением для римлян. Но бойцов выбирали не просто так. Для выхода на арену Колизея, соревнующихся гладиаторов подбирали по их весу, размеру, опыту, боевому навыку и стилю борьбы.
Грандиозные битвы на кораблях, арену Колизея специально затапливали примерно на 1 метр, чтобы можно было устраивать корабельные битвы. На арене устанавливали реконструкции военных кораблей, чтобы можно было праздновать великие морские победы. Вода поступала по специальным акведукам прямо на арену. Все это можно было видеть до императора Домициана, во время которого в Колизее сделали подвал, где были комнаты, проходы, ловушки и животные.
Колизей стал кладбищем огромного количества животных и людей.Кроме боев между гладиаторами, римляне устраивали битвы между животными и показательную охоту. На арене можно было увидеть львов, слонов, тигров, медведей, гиппопотамов и других экзотических животных, которые убивали или которые были сильно ранены.
Конечно были и смертельные случаи или же гладиаторы получали травмы, которые не позволяли им выступать дальше. После карьеры гладиатора, бывший воин получал пожизненную пенсию.
Во время открытия арены погибло более 9 000 животных и еще 11 000 были убиты во время 123-дневного фестиваля, устроенного императором Траяном. По скромным оценкам, за все свое существование, на арене Колизея погибло около 400 000 людей и более 1 миллиона животных.
Найдены возможные дубликаты
Интересные факты
533 поста 12.8K подписчиков
Правила сообщества
● Быстрофакты с картинкой или без.
● Длинные тексты — новости, исследования, истории — оставим для более подходящих сообществ (Лига историков, Наука, etc).
● Факт должен быть приведен полностью без навязывания перехода на другие ресурсы.
● Пожалуйста, проверяйте факты на достоверность. Посты, уличенные в недостоверности, будут удалены.
Но, прежде чем уличать авторов в недостоверности фактов, проверьте свои знания.
● За излишне грубые и оскорбительные высказывание вы можете попасть в бан.
И ещё один интересный факт!
Возле Колизея стоят «гладиаторы», зарабатывающие на фоточках с ними.
Знаете, что они кричат, завидев русских туристов? «Руссо туристо, облико морале!»
Вот так наши люди успели выдрессировать этих боевых парней!
Самое забавное, что для итальянцев слова вроде бы знакомые, но в законченную мысль они не складываются. 🙂
Про воду в колизее-выдумка, фантазия, экскурсоводы рассказывали и сам видел, что это невозможно по конструкции и местоположению.
Амфитеатр Флавиев какое у вас отчество?
Похоже, что сверху арена, если было необходимо, прикрывалась парусиновыми полотнищами.
Не понял, откуда бетон? Пишут что из блоков и камня. Даже по фото видно что блоки использовались.
Несущие радиальные и концентрические стены амфитеатра выложены из природного известняка, известного как травертин. Его добывали вблизи Тиволи (35 км от Рима). Исследователи полагают, что на этапе добычи, доставки и первичной обработки травертина трудились те самые 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания. Затем камень попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки, как и уровень строительства в целом, просто потрясают.
Все блоки из травертина были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Подсчитано, что на скобы, стягивающие стены, было потрачено 300 тонн металла. Сейчас на их месте в сохранившихся стенах зияют сквозные дыры.
Кроме травертина, используемого для несущих радиальных и концентрических стен, при постройке Колизея римские инженеры широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон, преимуществом которых была относительная лёгкость. Например, блоки из туфа предназначались для верхних ярусов амфитеатра, а бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и перекрытий внутри сооружения
Разрешите перенести пост в сообщество «Интересные факты» https://pikabu.ru/community/interesting?
Драка на похоронах, или история гладиаторов
На протяжении всей своей истории люди всегда находили как развлечься.
Начиная от театра и скачек времен античности, и вплоть до публичных казней и сожжений, столь любимых средневековой публикой.
До конца II в. До н.э. бои проводились только во время погребальных церемоний, и на тот момент имели характер более религиозный, чем развлекательный, а развлекались римляне скачками и сценическими представлениями.
Со временем бои стали проводиться чаще, а их оформление становилось все дороже. Популярность мероприятия так выросла, что нередко люди сбегали прямо с театральных представлений, только заслышав что неподалеку проводится munus (или munera во множ. числе), как назывался сам обряд.
Если в 216 г. до н.э. сражалось всего 3 пары бойцов, то через пол века меньше 20 пар уже было даже как-то неприлично.
К 75-му году до н.э. гладиаторские бои превратились в состязания профессиональных воинов, которых долго обучали и снаряжали.
Убивать таких бойцов было уже дороговато. Конечно, рабы и дальше погибали на арене пачками, но для профессиональных бойцов появился шанс уйти с munus живым даже в случае поражения. Гладиатор, чувствуя что проигрывает, мог отбросить щит и поднять вверх левую руку в знак капитуляции. После этого его жизнь зависела от организатора игр. Если организатор считал, что человек сражался бесстрашно и достойно, ему даровался missus, т.е. помилование, и боец мог покинуть арену живым.
Вместе с появлением обычая помилования смертность среди гладиаторов значительно упала. Появились бойцы которые сражались на арене годами. Возникли familia gladiatoria, — труппы гладиаторов.
В это же время бои становятся полноценным инструментом борьбы за власть. Ведь самым надежным способом получить голоса на выборах было развлечь толпу. И игры прекрасно с этим справлялись. Возрастает количество игр, которые все еще формально проводятся в честь кого-нибудь из знаменитых почивших патрициев, хотя сам бой и дату смерти могло разделять сколько угодно времени.
Цезарь отправил целую армию рабочих на Кампус Марциус, или Марсово поле, чтобы те выкопали и соорудили там искусственное озеро. Оно было неглубоким. т.к. тогдашние корабли не имели большой усадки, и воссоздавало давнее сражение между Египтом и Тиром, одним из покоренных Римом городов. В побоищи участвовало 3000 человек и 12 кораблей. Невиданное доселе шоу подарило Цезарю без преувеличения власть над сердцами толпы, а значит и над Римом.
Огромное количество гладиаторов предполагало множество школ. Как они были устроены?
Во времена ранней империи, сражения на арене позволяли императорам избавляться от военнопленных, преступников и политических соперников в поистине промышленных масштабах.
Известен случай когда преступников разделили на 2 когорты по 700 человек, и заставили драться друг против друга, избавившись таким образом сразу ото всех.
Если же бойцов вдруг начинало не хватать, законы могли и пересмотреть, отправляя на арену людей за преступления, ранее подобного наказания не предусматривавшие.
Сражались воины босиком, для лучшего сцепления с песком на арене. Противников подбирали так, чтобы сражение было более-менее на равных, при этом сражения между гладиаторами одного типа практически никогда не проводились.
Если раньше креативность в организации игр была решающим фактором в наборе популярности, то во времена империи игры проводились только с подачи императора и всегда от его имени.
Гладиаторские бои оставались популярнейшим событием на протяжении веков, и только в IV в., постепенно пошли на убыль. Влияли на это как распространение христианства, так и дороговизна самих мероприятий. К тому же игры все реже могли гарантировать власть, ведь в поздней империи власть давала уже не толпа или сенат, а армия, которая часто сажала на трон своих императоров. Еще император Константин в начале IV в. издал указ о запрете игр, но закон этот часто нарушался, а после смерти императора, был надолго позабыт.
p.s. Индия не забыта, и пост, и ролик по ней будут. Надо ж довести до ума.
p.p.s. Данный ролик и пост были рождены в тяжких муках бесконечных ошибок рендера Premiere Pro.
Буду очень признателен за распространение сего произведения среди ваших друзей / знакомых, которые интересуются подобной тематикой)
Циркус Максимус или Большой цирк
Когда мы с вами слышим или видим в кинофильмах о развлечениях в Риме, на ум тут же приходит Колизей и гладиаторские бои. Величественный образ огромного сооружения не раз эксплуатировался в кино. Однако самым популярным местом была не эта арена.
Представьте себе, если Колизей вмещал в себя 50 тысяч человек, то на трибунах этого сооружения хватало места 250 тысячам зрителей. Весь город стекался посмотреть на зрелищные гонки колесниц. Ни в каком другом месте невозможно было развлечь больше народа, чем тут.
Давайте узнаем что это за место было в Риме …
Циркус Максимус или Большой цирк — один из самых огромных и вместительных ипподромов (600 на 150 м), построенных в Древнем Риме.
Цирк располагался между холмами Авентин и Палатин, его поле было настолько великим и необъятным, что впервые за историю Италии на арене одновременно соревновались 12 колесниц.
По данным историков, инициатором его создания был Тарквиний Приск – царь, правивший Древним Римом в 6 веке до нашей эры. Он избрал для строительства долину Мурция, теперь лучше известную, как ложбина между холмами Палатин и Авентин. Эта местность тесно связана с рядом легенд. Одна из них рассказывает о похищении сабинянок, другая посвящена эпизодам из жизни Геракла
Изначально цирк не включал в себя иных построек, лишь на время соревнований, проводившихся после жатвы, здесь устанавливалась сцена и временные места. В остальное же время года цирк служил местом для сельскохозяйственных работ.
Позже на ипподроме были установлены святилища богов: алтарь Конса, святилище триады Сея, Сегетея, Тутилина, сохранившиеся даже после возведения основных построек цирка.
С 329 года было положено начало возведение основных построек: старта, статуй, ворот, мет, аппарата с яйцами для счета, также был проведен канал и увеличена площадь цирка.
Менялись времена, менялись правила соревнований. Колесницы, изначально ездившие исключительно по прямой, стали соревноваться и по кольцу, в связи с проведением здесь канализации. В последствии, этот казалось бы «бытовой» эксперимент превратился в традицию.
После прихода к власти Юлия Цезаря цирк все более расширялся, вмещая до полумиллиона стоящих и сидящих зрителей. Циркус Максимус переживал свои лучшие времена, изо дня в день становясь все более благоустроенным: здесь были установлены специальные ворота для выезда победителей, построены три башни, стойла, обелиски.
Особого внимания в этом списке удостоены древнейшие обелиски, опередившие по рождению сам цирк. Первый из них был вывезен из Египта и сейчас находится на Пьяцца дель Пополо, второй — на площади Латеранского дворца.
Строители не ограничивались лишь функциональными постройками, возведя на территории цирка скульптурный комплекс с дельфинами, бассейнами и шарами, посвященный Нептуну — мифологическому богу морей и потоков.
После окончания строительства Большой Цирк в Риме занял огромную территорию. Древнеримская знать получила возможность лицезреть соревнования, в которых одновременно принимали участие более 10 колесниц. Изначально все конструктивные элементы цирка были деревянными. По этой причине здесь не раз вспыхивали пожары. После очередного разрушения, ипподром римский восстанавливал Юлий Цезарь. Он подошёл к решению задачи со свойственным ему размахом. Результаты его работы можно видеть и в наши дни
Состязания на ипподроме происходили 50 раз в год на протяжении многих столетий. Помимо конных соревнований здесь организовывались масштабные представления, битвы с дикими животными. Последнее мероприятие, состоявшееся на арене ипподрома, датируется 549 годом. В последующие годы средневековья, каменные сооружения ипподрома частично разобрали, использовав этот материал для других нужд.
Циркус Максимус в Риме стал местом зарождения многих традиций. Например, если соревнования колесниц изначально проходили только по прямой линии, то канализационный туннель, проведённый под ареной и деформировавший её, привёл к вынужденному изменению прямолинейного «маршрута», сделав его кольцевым
На всём протяжении своего активного существования, ипподром Древнего Рима беспрестанно совершенствовался. Самые значительные преобразования он пережил в период, близкий к 46 году до нашей эры. В том числе была значительно увеличена площадь арены – её длина достигла 600 метров. Все трибуны стали каменными и смогли вмещать около 300 тысяч зрителей.
В свои лучшие времена Circus Maximus в Риме представлял собой удлинённое сооружение, центральную и основную часть которого занимала арена. С одной её стороны были установлены 3 башни с воротами для въезда участников состязаний. Здесь же располагались стойла для лошадей. На противоположной стороне находились другие ворота, предназначенные для торжественного выезда победителей.
По середине арены проходила узкая платформа, которую украшали обелиски, привезённые из Египта. В настоящее время, чтобы их увидеть, нужно посетить площадь Народа и площадь Латеранского дворца. На платформе помимо обелисков размещался ряд скульптурных композиций. Сооружение включало в себя бассейны и святилища богов.
После прекращения проведения в Большом Цирке игр здесь начался печальный период разрушений. Каменные сооружения цирка привлекали застройщиков со всего Рима, разбиравших их для строительства новых зданий.
Места для зрителей подразделялись на несколько рангов – ближайшие к арене предназначались для знати, а на внешних трибунах размещались различные лавки. К сожалению, Большой Цирк в Риме, описание которого могло бы занять не одну страницу, превратился в руины. Но даже они потрясают своей грандиозностью и величием.
Ближайшие окрестности ипподрома – место работы археологов, ведь основная часть сооружения уже успела покрыться толстым слоем земли. Ежегодно на раскопках находят всё новые артефакты, приоткрывающие странички многовековой истории легендарного сооружения.
Арена Циркуса Максимуса по-прежнему остаётся крупнейшей в Италии и старейшей в мире. Сегодня это место паломничества тысяч туристов, которые получают уникальную возможность прикоснуться к истокам цивилизации. И в наши дни величайший ипподром Древнего Рима всё также собирает множество зрителей. Но приходят они сюда не для того, чтобы оценить возможности скакунов, а чтобы увидеть выступления мировых звёзд и принять участие в интереснейших массовых мероприятиях.
Циркус Максимус расположен в Риме, в районе улицы del Circo Massimo. Чтобы доехать до него на общественном транспорте, можно воспользоваться:
автобусами следующих номеров: 60, 81, 75, 160 и 175.
Сюда также ходит трамвай номер 3.
Но удобней всего будет сесть в поезд метрополитена линии В и доехать до станция Circo Massimo, а затем немного пройтись, следуя рекомендациям дорожных указателей.
Шумахер и Тодт настоящие.
Крупнейшая техногенная катастрофа Дренего Рима
[Компьютерная реконструкция амфитеатра в Фиденах, крушение которого в 27 году н.э. унесло 20’000-50’000 жизней]
Вдохновлено постом про крупнейшие инженерные ошибки
А точнее, вот эта часть:
> Обрушение «Сампунга» стало крупнейшей техногенной катастрофой и оставалось таковой вплоть до 11 сентября 2001 года.
> 1500 человек (502 человека так и не спасли)
> крупнейшей техногенной катастрофой
> до 11 сентября 2001 года
Боюсь, что вынужден исправить автора.
Крупнейшая катастрофа подобного рода, насколько мне известно, имела место задолго до 1986, когда рухнул Сампунг.
Сегодня я расскажу о крушении стадиона в Фиденах, произошедшее в 27 году н.э.
Как и в случае с Сампунгом, причиной катастрофы стала жажда наживы.
Во время правления Тиберия, в Риме были приостановлены гладиаторские бои, чем решил воспользоваться предприимчивый либертин Атилий. Неподалёку от Рима он возвёл собственный амфитеатр, готовый принять изголодавшуюся по зрелищам публику.
Но Атилий не собирался построить что-то впечатляющее и на века, как любили многие состоятельные римляне. В принципе, он и не был особо состоятелен, и экономил на строительстве как мог. Здание было деревянным, построено на дешёвой земле, с жалким фундаментом и шаткими опорами. Целью здания было продать как можно больше билетов и собрать как можно больше денег, безопасность зрителей, возможно, вообще не приходила на ум Атилию.
В день открытия, здание было переполнено, и обрушившись, погребло под собой не только зрителей внутри, но и собравшихся снаружи людей, которым не хватило места. Долгое время после обрушения из завалов разносились крики и стоны, в которых многие узнавали голоса друзей и родственников. В отсутствие средств связи, сильно переживали все те, чьи родные были в отъезде, поскольку нельзя было быть точно уверенным, что они не посетили фатальные игры. При разборе руин люди едва могли опознать обезображенные тела.
После крушения сенат принял закон, по которому на организаторов гладиаторских боёв налагался имущественный ценз в 400’000 сестерций, и амфитеатры можно было возводить только при условии экспертизы фундамента. Атилий был отправлен в изгнание.
Трагедия в Фиденах, как пишет Тацит, объединила народ. И как во времена ушедшей республики знаит помогала лекарствами и врачами раненым на поле боя, так в 27 году они оказывали посильную помощь пострадавшим. Последовавший за крушением крупнвй пожар в Риме сильно сказался на репутации Тиберия. Суеверные римляне видели в этих двух бедствиях плохие предзнаменования, винили императора незадолго до этого уехавшего в свою виллу на Капри, а в его попытках материально возместить ущерб видели проявление чувства вины.
10 интригующих древнеримских продуктов питания
Во многих отношениях Древний Рим был родиной современной западной культуры. Легко увидеть её отражение в древнеримской культуре и обычаях, с их акцентом на свободе и верховенстве права. В других отношениях, однако, Древний Рим был более чуждым, чем мы можем себе представить. Во-первых, пристрастие древних римлян к кровожадным видам спорта, в которых гибли люди, отталкивает современного среднестатистического человека.
Древнеримская кухня, правда, ничем не отличается. Одни продукты, такие как хлеб, вино и оливки, сегодня широко используются в современной западной кухне, в то время как другие, например, рыбные и виноградные соусы и пикантные суфле, не найти в меню даже самых изысканных ресторанов. В этом списке мы проливаем свет на пищевые привычки Древнего Рима.
10. Средиземноморская триада
В основе древнеримской кухни лежали три ингредиента: виноград, зерновые и оливки. Учёные называют их «средиземноморской триадой». Виноград в основном употребляли в свежем виде, но из него также можно было приготовить вино различного качества, начиная от дорогих вин для элиты и заканчивая дешёвым уксусом, который использовался в кулинарии, но также и для широкого спектра других целей, таких как тушение пожаров.
Зерновые были основным продуктом питания людей, как богатых, так и бедных. В богатых семьях пшеницу мелко перемалывали и из полученной муки выпекали пышный белый хлеб или делали вкусную кашу с разнообразными добавками. Самые бедные римляне имели право на получение перемолотых зёрен, которые они либо отдавали пекарю, чтобы он испёк хлеб, либо сами варили из них кашу в горшочке с водой.
Оливки были неотъемлемой частью повседневной жизни – как пища, конечно же, и продукт, из которого производили оливковое масло: оно использовалось для всего, начиная от заправки ламп и заканчивая смазыванием тела после купания. Без этих трёх ингредиентов римской кухни не существовало бы.
9. Гарум
На пике своего использования в первом веке нашей эры гарум был невероятно популярен. Его часто сочетали с вином, маслом, молотым перцем и даже просто водой, чтобы приготовить ряд различных соусов или напитков, которые можно было употреблять самостоятельно или добавлять к другим блюдам. Даже самый нуждающийся рабочий мог позволить себе базовый гарум, в то время как самый богатый гарум обанкротил бы даже состоятельного землевладельца среднего класса. По всей империи строили фабрики, которые занимались его производством, а специальные торговые пути позволяли гаруму достигать самых отдалённых уголков. Но что такое гарум?
Рыбный соус. На Западе ему нет прямого эквивалента, хотя азиатские рыбные соусы весьма похожи на него. Невероятно популярный в своё время, он исчез с падением Римской империи.
Даже самый простой гарум требовал много времени для приготовления, хотя и не был очень трудоёмким. По сути, гарум готовили из внутренностей выпотрошенной рыбы, соли и ароматических трав и специй. Оставленные на солнце на несколько месяцев, рыбьи внутренности превращались в пикантную пасту. Количество соли имело огромное значение: слишком мало соли – рыба пропадала; слишком много – нарушался процесс брожения. Затем смесь процеживали, чтобы получился янтарного цвета соус, который украшал римские обеденные столы от Ближнего Востока до Вала Адриана. Когда процесс фильтрации заканчивался, оставшуюся пасту продавали в качестве пищевой добавки, хотя она и не была столь ценной.
Поскольку гарум в основном готовили из соли и остатков рыбной отрасли, простой гарум мог стоить довольно дешёво. Лучший гарум, однако, делали из определённых видов рыбы и секретных комбинаций трав и специй. Согласно Плинию Старшему, лучший гарум готовили на окраине современной Картахены, на юге Испании, и назывался он garum sociorum.
8. Пульс
Зерновые были основным продуктом питания в Древнем Риме, и самой простой пищей, которую можно было приготовить из зерна, была каша, или пульс. Каша представляла собой зерно, сваренное в воде до размягчённого состояния. В неё затем добавляли соль, если она была доступна. В отличие от современных каш, римская каша почти всегда была пряным блюдом. Более богатая каша, иногда известная как пуническая, содержала такие ингредиенты, как мёд, сыр и яйца, и была довольно сытной. Самая лучшая каша могла похвастаться добавлением трав и специй.
В римской армии пищу готовили на уровне контуберния – подразделения из восьми человек, которые маршировали, ели и спали вместе. Ответственность за приготовление пищи часто ложилась на плечи одного или двух человек из отряда. Поскольку зерновые римским солдатам выдавали в сыром виде, они обычно делали из них кашу, так как из-за плотного графика им было трудно найти время для приготовления хлеба. По этой причине каша считалась пищей для бедных и солдат, поэтому более богатый класс римлян всячески избегал её.
7. Panis quadratus
Если каша была самой простой пищей в Древнем Риме, то хлеб считался самой распространённой – в особенности в последние годы существования империи, когда бесплатные порции перемолотых зерновых для бедных были заменены бесплатным хлебом. Хлеб производился в промышленных масштабах в больших пекарнях, и стандартной формой был panis quadratus, круглый хлеб, который узором был поделён на восемь ломтиков.
Археологически раскопки в римском городе Помпеи помогли обнаружить карбонизированные образцы panis quadratus, а также многочисленные настенные фрески, изображающие его в пекарнях. Судя по археологическим данным, panis quadratus был широко распространённым продуктом питания, по крайней мере, в городской среде, где многие люди покупали пищу, а не выращивали и готовили её сами.
Что касается рецепта, то он не слишком отличался от того, как пекли хлеб до современной эпохи: самый дешёвый хлеб был очень тёмным, в то время как самый дорогой был светлее, будучи сделанным из муки более тонкого помола. Поскольку муку перемалывали в каменной мельнице, кусочки камня попадали в смесь и со временем стирали зубы. Люди должны были с осторожностью потреблять некачественный хлеб из плохой муки. В попытке решить эту проблему пекарей обязали ставить на хлеб свой личный штамп, чтобы власти могли отследить их, если они попытаются обмануть клиента.
6. Поска
Виноделие было гигантской отраслью в Древнем Риме, и, как и все промышленности, оно давало отходы. В этом случае основным отходом было вино, которое испортилось или не состарилось должным образом, превратившись в уксус. Однако древние римляне прекрасно умели перерабатывать отходы, и этот уксус находил множество применений. В основном его использовали для приготовления поски, напитка, который предпочитали низшие классы и солдаты по причине его доступности и дешевизны. В военных кругах он стал настолько распространённым напитком, что на обычное вино смотрели свысока или полностью запрещали.
Употребление уксуса может показаться отвратительным, но его можно сделать вполне приятным на вкус, добавив несколько ингредиентов. Самая дешёвая поска, кажется, представляла собой смесь уксуса, вина и воды. Поска высшего качества готовилась с добавлением мёда и специй, таких как кориандр, которые маскировали горько-кислый вкус уксуса.
5. Дефрутум
Наряду с испорченными винами и уксусом, после производства также оставались виноградные косточки и кожура, которые не попадали в конечный продукт. Никогда не выбрасывая потенциально полезные материалы, римляне использовали эти остатки, чтобы делать дешёвый подсластитель под названием defrutum (иногда пишется defritum), или дефрутум. Ведутся споры дискуссия по поводу разницы между defrutum и sapa, которые оба производили из виноградного сусла. Поскольку писатель Колумелла, похоже, использует слова взаимозаменяемо, возможно, они были одним и тем же продуктом.
Дефрутум был в основном дешёвым материалом, который можно было добавлять в пищу, чтобы увеличить её объём. По-видимому, он был очень похож на современное варенье или консервацию: в древних рецептах говорится, что смесь помещали в кастрюлю и готовили до тех пор, пока она не становилась густой и не уменьшалась в объёме в два или три раза. Мёд был лучшим подсластителем, но он также был более дорогим и производился только в определённых регионах, в то время как вино делали почти во всех уголках Римской империи. И хотя это, возможно, был не самый желанный продукт, каша с виноградным джемом на вкус была намного приятнее, чем простая каша.
4. Сильфий
В старом регионе, окружавшем Кирену, в древнеримские времена росло растение, которое всегда пользовалось большим спросом. Это растение, которое называлось сильфий, было востребовано потому, что оно имело множество применений. Сильфий обладал приятными вкусовыми качествами, будь то в жареном, вареном или сыром виде. Его сок или само растение, высушенное или натёртый на тёрке, были отличным дополнением к большинству блюд, а также использовались для производства духов. Сильфий играл не последнюю роль во многих травяных медицинских процедурах, особенно он был полезен при «наростах в области заднего прохода» и лечении укусов собак. Также его применяли для «чистки матки» или в качестве ранней формы контрацепции.
Он стал ключевой частью римской и греческой культуры и часто упоминается в поэзии и литературе. Он даже появился на обороте греческих монет. Кирена, в свою очередь, стала невероятно богатой благодаря торговле сильфием. Юлий Цезарь также признавал его ценность, храня 680 килограммов растения в национальной казне.
Однако растение росло только в окрестностях Кирены, и все попытки выращивать его в других регионах терпели неудачу – даже те, которые предпринимал греческий ботаник Теофраст. Его нужно было собирать в дикой природе. В более поздние периоды цари Кирены пытались защитить его, но безуспешно. К середине I века нашей эры сильфий практически исчез. Последний зарегистрированный экземпляр, появившийся где-то между 54 и 68 годами нашей эры был представлен императору Нерону в качестве диковинки.
3. Моретум
Итак, рацион оыбчного римского солдата или рабочего состоял из хлеба, каши и уксусной воды. Однако поэт Вергилий в одной из своих поэм пишет о крестьянине-пахаре, готовящем себе завтрак. Он делает себе моретум, или сырный салат, который ест с лепёшкой.
Римская кухня была весьма смелой в плане вкусов, и хотя самые бедные люди жили на простой диете, им были доступны дешёвые соусы – как тот, что упоминается в поэме – которые улучшали вкусовые качества. Сырный салат фермера, по сути, был чесночным соусом. Его готовили из выдержанного овечьего или козьего сыра, петрушки, руты, укропа, кориандра, соли, уксуса, оливкового масла и четырёх головок чеснока. Всё это превращалось в пасту, которую затем намазывали на лепёшку, которая в римском мире часто служила съедобной «тарелкой».
Этот вид пищи был довольно распространённым. Хотя кориандр считался дорогим, остальные ингредиенты было нетрудно достать. У большинства крестьян был свой огород с травами, так что пахарь получал петрушку, укроп и чеснок даром, а хлеб, соль, уксус и оливковое масло были, как мы уже знаем, самыми распространёнными продуктами в римском мире. И хотя самые богатые и изысканные блюда были зарезервированы для элиты, даже крестьянин мог насладиться относительно вкусным завтраком при минимальных затратах.
2. Патина
Патина была римским блюдом, похожим на современное суфле. Оно могло быть сладким или солёным, десертом или основным блюдом, в зависимости от того, из чего его готовили. Патина была очень популярна, по крайней мере, среди римской элиты: в кулинарной книге Апиция De Re Coquinaria есть 36 различных рецептов патины, содержащей ингредиенты от груш до рыбы. Поскольку в римской кухне любили сочетать сладкие и солёные продукты, многие из этих рецептов кажутся странными сегодня, но яйца идеально подходили для римской кухни, поскольку они могут быть как сладкими, так и солёными – в зависимости от того, с какими ингредиентами их объединяют.
Яйца были основным ингредиентом патины, их смешивали с другими компонентами в специальном горшке, который обычно помещался прямо в угли костра. Если патину готовили с крышкой, она получалась более лёгкой и пышной, но если её не накрывали крышкой, она становилась плотной и хрустящей. Таким образом, это была очень универсальная пища, которая могла принимать множество форм. Один из рецептов «Патина из груш» (результат изображён выше) требует девяти спелых груш, сладкого вина, мёда, оливкового масла, молотого перца, шести яиц, тмина и рыбного соуса. Ингредиенты превращают в пасту и варят в кастрюле около часа, пока смесь не затвердеет.
1. Gustum de praecoquis
Один из лучших примеров римской кухни, которые были сладкими и солёными одновременно, также взят из книги Апиция De Re Coquinaria. Gustum de praecoquis было основным блюдом, которое подавалось только в элитных римских семьях, поскольку низшие классы не могли позволить себе приём пищи их нескольких блюд. Такое блюдо подавали, чтобы произвести впечатление на гостей как ингредиентами, которые были доступны хозяину, так и навыками поваров, которых он мог позволить себе нанять.
Gustum de praecoquis – это обычные абрикосы в соусе. Повар варил абрикосы в кастрюле. Затем он добавлял молотый перец, мяту, рыбный соус, вино, уксус, а также немного оливкового масла. Как только ингредиенты становились по консистенции как соус (абрикосы размягчались и превращались в единую смесь), повар посыпал их большим количеством перца и подавал на стол.
Gustum de praecoquis, несомненно, могло быть сладким и подаваться как десерт, а не основное блюдо. Но добавление перца, уксуса и рыбного соуса придавало ему резкий, почти горький привкус.
via
Гладиаторы
Ave, Caesar, morituri te salutant!
Гладиатор (лат. gladiator — «меченосец», от gladius — «меч», «гладиус») явление из Древнего Рима, как всем известно, бившийся по своей воле за деньги или по принуждению в цирках Империи. Гладиатор не был в полной мере рабом, но не был в полной мере свободным, имея массу ограничений в правовом статусе, не мог заниматься коммерцией и политикой, что для Рима было очень большим ограничением. Бои проходили так: эквиты (всадники) открывали гладиаторские бои, дрались утром, сразу после торжественной помпы, предваряя травлю зверей, казнь преступников и бои пеших гладиаторов.
В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал указательный палец вверх, таким образом, прося публику решить его участь, если публика хотела, его добивали. Распространён миф, возникший от неправильно нарисованной картины, тиражированной в фильмах, что «поднятый палец» означал «жизнь», а опущенный — «смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак, символизируя меч в ножнах. Есть мнение, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи, победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце.
Скутар (scutarius) — термин, употребляемый в отношении любого типа гладиаторов, которые носили щит-скутум (мирмилоны, секутора, провокаторы).
Гопломах (hoplomachus от греческого ὁπλομάχος «вооруженный боец» или «воин с гоплоном») — довольно распространённый тип гладиатора, своим снаряжением имитировал греческих гоплитов (тяжёлую пехоту, знакомую нам по спартанцам). Доспехи гопломаха состояли из шлема, маленького круглого щита-пармы или большого легионерского щита, сделанного из одного листа толстой бронзы, стёганных обмоток на обеих ногах или высоких поножей (ocreae), наруча-маники на правой руке. Шлем гопломаха имел широкие поля, забрало с решёткой, верховья с плюмажем, по бокам шлема вставляли перья, вооружение копьё-гаста (hasta) и кинжал-пугио. Традиционными противниками гопломаха были мирмилон или, реже, фракиец.
Пармуларий (parmularius) — термин, употребляемый в отношении любого типа гладиаторов, которые носили маленький щит — парму (гопломахи, эквиты, возможно, фракийцы).
Пегниарий (paegniarius от παίγνιον «игрушка», «игрушка», «комическая представление») — гладиатор, призванный развлекать публику в перерывах между боями, были вооружены только деревянными мечами-рудисами (rudis) и хлыстами. Защитное снаряжение состояло из деревянного щита и деревянных щитков на руках и ногах вместо поручей и поножей, а вместо шлема они обматывали голову тканью. Гладиатриса (gladiatrix, множество — gladiatrices) — женщина-гладиатор, обычно потешали публику как пегниарий, дрались между собой, их не выпускали на настоящих гладиаторов, было какое-то время модным развлечением.
Велит (veles) — гладиатор, вооружённый дротиками (hastae velitares), повторяли древнеримских лёгких пехотинцев-велитов.
Андабаты (andabata) —бился в шлеме без прорезей для глаз, или с единственным проёмом — то есть вслепую. Вооружены андабаты были короткими кинжалами, возможно, в их доспехи входила также кольчуга, противником андабата на арене был другой андабат.
Бустуарий (bustuarius от bustum — «гроб», «могила», «место для захоронения, костер») — гладиатор, который участвовал в погребальных играх, боях в честь умершего.
Кэст или цеста (cestus происходит от древнеримской боксёрской перчатки) — кулачный боец, боксер на арене цирка.
Сагитарий (sagittarius) — гладиатор-лучник. Носил конический шлем и чешуйчатый панцирь лорика сквамата, вооружён был луком (arcus) и стрелами (sagittae).
Были ли какие-то специальные гладиаторы для имитации морских сражений неизвестно, но как на озёрах и прудах, так в самом Колизее до устройства там нижних ярусов проходили навмахии, или наумахии (др.-греч. ναυμαχία — «морская битва») — гладиаторское морское сражение почитавшееся как особо роскошное действо. Одной из первых крупных навмахий Юлия Цезаря стало представление 46 года до н. э., это была постановка Саламинского сражения между флотами греков и персов, для чего было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. Крупнейшей навмахией стало зрелище, организованное по приказу императора Клавдия: Фуцинское озеро, увидело сотню боевых кораблей, число сражающихся (осуждённых преступников) составило 19 000 человек, их сторожили несколько легионов.
Поэтому не надо думать, что гладиаторы – это такие дядьки с кубиками, всё рвущиеся к себе на родимую сторонку, берёзки покохать и окушков половить. Это были упитанные мужики, желающие славы и денег в Риме, гражданства, профессиональные спортсмены их ближайшие аналоги. Их лечили, кормили, тренировали, экипировали. Зрелище было далеко от киношного – типа футбольного матча – из дальних рядов нифига не видно, вблизи тоже, из вип-ложи получше, это если зрение хорошее. Цирки были огромными, провинциальные много меньше, так и качество гладиаторов было весьма сельским. Повторов нет, экранов нет, объявлений, что идёт последняя минута матча, счёт 1:1, «Помпейский крупеларий» уступает в серии «Капуйскому мирмилону», а в общем зачёте лидирует «Геркуланумский скисор» вырвавшийся вперёд в турнирной таблице на пять ретиариев и два тигра, тоже нет. В записи не посмотрите, если припахали амфоры разгружать сверхурочно за десяток сестерциев, в амфитеатре соседи тоже могут попасться любые (впрочем, как и сейчас на стадионе, если матч бесплатный). Вот такими были не киношные гладиаторы.
Древний Рим
Рим великий своими ужасами и ужасный в своём величии. Империя, чьи достижения сложно переоценить, половина современного «западного» мира живёт римским правом, отчасти технологиями и образом мышления. Рим копировал все доступные ему технологии соседей, как в вооружениях, так в кораблях и инженерии. Греция и Египет дали Риму массу технологий строительства и механизмов, кельты Испании вооружение, Карфаген корабли, все внесли в величие Рима свою часть. Рим стоял, прежде всего, на легионах, но в то же время представлял собой гигантскую научно-производственную корпорацию, с высоким уровнем жизни и наивысшей в тот момент социальной защищённостью гражданина. Это конечно не относится к рабам, ведь все себя в Риме представляют трибуном или патрицием, на худой конец прославленным центурионом, а не рабом на строительстве акведука или проституткой. Как же жил римский гражданин?
Когда вспоминают о кованых легионах Рима, представляют себе бравых ребят в лорика-сегментата на поджаром торсе, со скутумом в кулаке и гладием на правом боку, бодро марширующих пешком. Однако в Риме был мощный Кригсмарине, называвшийся Classis Romana, им заправляли древние адмиралы-дуумвиры и позже префекты. Команды их кораблей состояли из лихих моряков под командованием бравого капитана-триерарха и крутых манипулариев-морпехов, не уступавших легионерам, под командованием центуриона (абордажного капитана). Римский флот, как и армия не представлял собой какого-то сумасшедшего качественного скачка по сравнению с греческим, финикийским или карфагенским, но имел упорядоченность и централизованное планирование, как всё римское устройство, поэтому и выигрывал. Поначалу это были мощные ударные флоты открытого моря, затем, после уничтожения основных противников, римский флот стал каботажным и крейсерским. Флот служил как для перевозки войск и поддержки с моря, так для торговли. Торговые суда были огромными.