рейтинг заявки предложения по критерию оценки это
223‑ФЗ: по каким критериям заказчик оценивает заявки?
Мы уже писали о видах процедур и о том, как к ним готовиться. В этот раз поговорим, по каким правилам заказчик оценивает поставщиков, как может влиять на результаты процедур и что даст вам преимущества перед другими участниками.
Оценку проводят, чтобы выявить победителя. Для этого заказчик оценивает заявку по набору параметров. Каждому параметру присваиваются баллы, побеждает заявка, набравшая больше всего баллов. Чтобы получить максимальный балл, внимательно изучите критерии и порядок проведения оценки и подготовьте заявку.
В каких процедурах заказчик оценивает заявки?
Правила оценки закупок
Все критерии должны быть прописаны в положении о закупках. Заказчик сам выбирает требования, критерии и порядок оценки и применяет их ко всем участникам закупки. Примеры критериев:
В 223-ФЗ четко не обозначено, какие параметры обязательные, а какие нет. Что делает заказчик? Выбирает любые, устанавливает их «стоимость» в баллах и складывает результат. Также можно установить стоимость критериев в процентах, в этом случае в формулах используется коэффициент значимости.
В документации каждой закупки заказчик перечисляет критерии, по которым будет оценивать, и конкретизирует их значимость. Совокупная значимость всех критериев всегда составляет 100%. Например:
При оценке критериев, не связанных с ценой, количество баллов может вычисляться по формулам. Каждый заказчик может использовать свои, но чаще всего берутся формулы из постановления правительства об оценке заявок в госзаказе.
Заказчик должен устанавливать только измеряемые требования:
Нельзя | Можно |
«наличие в штате кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» | «наличие в штате не менее 20 человек, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5-го разряда и сдавших квалификационный экзамен» |
Если из документации видно, что заказчик нарушает это требование, обратитесь к нему с запросом на разъяснения. Если после этого ничего не меняется, подавайте жалобу в ФАС, пока не истек срок подачи заявок.
Вся информация о состоявшемся конкурсе публикуется в протоколах. В день подписания документа заказчик размещает его на zakupki.gov.ru:
Пример оценки
25 января 2016 ФГУП «Курганское ПрОП» Минтруда России завершило открытый конкурс на оказание услуг по годовому аудиту бухгалтерской отчетности за 2015 г. В конкурсе приняли участие 2 аудиторские компании. При оценке заявок комиссия из 5 человек использовала такие критерии:
Давайте посмотрим на результаты.
Цена контракта
Значимость этого критерия — 60%, коэффициент значимости критерия — 0,6, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.
№ | Наименование участника закупки | Предложение по цене, руб. | Минимальное предложение | Оценка в баллах | Рейтинг заявки |
1 | ООО «Аудитфинанссервис» | 65 000 | 45 000 | 69, 23 | 41,54 |
2 | ООО «АудитФинансКонсалт» | 45 000 | 45 000 | 100 | 60,00 |
Максимальные 100 баллов по этому параметру получил участник, который предложил меньшую цену.
Рейтинг второго участника вычислили по формуле ЦБ1 = (Цmin/ Цi) х 100.
ЦБ1 — количество баллов, присуждаемых i-нной заявке no критерию “цена”.
Цi — цена в заявке, которая оценивается.
Ц min — минимальная цена, предложенная участником закупки.
Качественные характеристики объекта закупки
Значимость этого критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.
Оценка в баллах — это субъективное мнение членов комиссии. В этом критерии оба участника набрали одинаковое количество баллов — по 100 и с коэффициентом 0,2 заработали в рейтинге по 20 очков.
Квалификация участников закупки
Значимость критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100. Показатели критерия:
не имеется — 2 голоса
не имеется — 2 голоса
Судя по предложению участников, у первого поставщика в штате больше людей, у второго больше опыта работы, а свою деловую репутацию они оценивали субъективно (есть она или нет, на их взгляд). Несмотря на различия в предложениях, заказчик дал одинаковые оценки обоим:
№ | Участник закупки | Оценка, Квалификация | Оценка, Опыт | Оценка, Трудовые ресурсы | Оценка, Деловая репутация | Оценка в баллах | Рейтинг |
1 | ООО «Аудитфинанс сервис» | 15 | 15 | 15 | 15 | 60 | 12 |
2 | ООО «АудитФинанс Консалт» | 15 | 15 | 15 | 15 | 60 | 12 |
Решающим критерием оказалась цена, и по сумме очков в рейтинге победил заказчик № 2 (60+20+12 = 92). Количество баллов зависит от полноты документов, которые прикладывают поставщики к заявке. Они подтверждают тот или иной критерий. Например, в этом случае «опыт» оценивался по количеству исполненных контрактов.
Что поможет вам выиграть закупку?
Оценивайте уже состоявшиеся закупки конкретного заказчика
Например, в протоколе этой закупки видно, что заказчик оценивает заявки по субъективным параметрам. У критерия «качество услуг» самый большой вес — 60%. Это дает возможность делать выбор в пользу нужного поставщика, даже если другой предложил меньшую цену и ненамного проигрывает в опыте или количестве специалистов в штате.
Лучше не тратить силы на закупки, где объективные параметры (цена, опыт работы) имеют гораздо меньшее значение, чем субъективные.
Анализируйте требования заказчиков
Чтобы принять участие в закупках некоторых заказчиков, нужно проходить предквалификацию. Кто-то устанавливает специфические требования: членство в региональных союзах предпринимателей, наличие конкретных сертификатов качества. Какие-то из них действительно помогают отсечь недобросовестных поставщиков, какие-то искусственно ограничивают круг участников. Понять мотивы заказчика можно, например, из того, насколько охотно и внятно он отвечает на запросы о требованиях к поставщикам.
Подавайте заявку как можно раньше
Если в нескольких заявках одинаковые условия, то более высокое место в рейтинге получает заявка, которая поступила раньше других.
Не забывайте про аутсорсинг и аренду
Необязательно иметь в штате специалистов узкой квалификации или специфическое оборудование. Можно указать в заявке, что они будут, а после выигрыша арендовать технику или привлекать специалистов по срочным договорам. Если заказчик в документации не запретил так делать. Например, здесь в проекте договора заказчик сам пишет, что исполнитель имеет право привлекать для исполнения договора третьих лиц.
Ответим на вопросы
Правила оценки заявок
В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).
Критерии оценки
– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
– квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
– стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 данных правил (далее – стоимость жизненного цикла);
– предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
2) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
– квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Напомним, что ранее оценка заявок осуществлялась с использованием следующих критериев (п. 2 Правил № 722):
– цена контракта за единицу товара, работы, услуги, которая включает в себя:
– цену единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков – если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа;
– цену запасных частей к технике, оборудованию и цену единицы работы, услуги – если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию;
– цену единицы услуги – если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги;
б) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
в) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
г) расходы на эксплуатацию товара;
д) расходы на техническое обслуживание товара;
е) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
ж) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
з) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Обратите внимание
Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные Законом о контрактной системе (п. 2 Правил оценки заявок).
В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеуказанные критерии, а установить по своему усмотрению иные критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости.
Кроме того, в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Как мы уже отмечали выше, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе, – «стоимость жизненного цикла».
Кроме того, следует учитывать, что использование критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов. При этом, оценка в части товаров осуществляется по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а в части работ – по критерию оценки «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100%. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена контракта».
В соответствии с п. 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 %.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» обязан установить опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом значимость данного показателя должна составлять не менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки. Исключением из данного требования являются случаи, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 14 Правил оценки заявок итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки
Согласно п. 16 Правил оценки заявок количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена контракта» и «стоимость жизненного цикла» (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin > 0,
ЦБi = Цmin / Цix 100, где:
Цi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Цmin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если Цmin
Способы оценки заявок участников по 223-ФЗ
Сопоставление заявок на участие
Критерии оценок заявок по 223-ФЗ — важная тема для любого поставщика или подрядчика, который решился заниматься коммерческими закупками на договорной основе.
В отличие от строго регламентируемых этапов оценки в 44-ФЗ, этот федеральный закон не указывает четкие правила оценки заявок, а лишь дает общие рекомендации для организатора закупочных процедур.
Так, цена при 223-ФЗ может не учитываться вовсе, а нестоимостные оценки, основанные в большей степени на уровне квалификации участника закупки, являются распространенной практикой среди заказчиков.
Перечень процедур, где применяются оценки поступающих заявок:
Что касается критериев, то их перечень следующий:
При этом все критерии отбора должны быть указаны организатором процедуры в положении о закупках, включая порядок проведения оценки.
Не все из перечисленных критериев можно представить в цифровом виде, однако каждый из них должен иметь возможность точной и объективной оценки по указанному в положении о закупках алгоритму.
Критерии, не подлежащие точному определению, не могут учитываться во время отбора заявок. Если были обнаружены такие подозрительные меры оценки в госзакупках, следует направить жалобу в надзорный орган.
Правила
Порядок оценки заявок представляет собой поочередную сверку всех указанных критериев, расположенных по уровню значимости с назначением по каждому пункту баллов соответствия. При этом минимальное количество критериев оценки заявок может быть равно единственному пункту, например цене. Тогда уровень значимости данного критерия составляет 100 процентов.
Если критериев больше одного, то они распределяются по значимости, совокупное значение которой не может превышать ста процентов.
Сам процесс оценки осуществляется после вскрытия всех конвертов с заявками, после чего каждая из них оценивается по списку значимых критериев с начислением балов соответствия. Баллы соответствия также не превышают 100 единиц, которые должны быть распределены по конкретному критерию между всеми рассматриваемыми заявками. В итоге каждый кандидат имеет свой рейтинг заявки по критерию оценки.
Так как организаторы торгов могут включать в качестве оценки не только положительные, но и отрицательные пункты, то и расчет итогового рейтинга для каждого критерия будет различаться. Существует две формулы, которые применяются в этих случаях.
Если предпочтительным кандидатом по данному критерию является заявка, набравшая наименьшее число балов, применяется первая формула:
Если предпочтение отдается максимальному значению балов по конкретному критерию, то формула имеет следующий вид:
При этом обозначения неизвестных точно такие же, как и в предыдущей формуле.
Когда все критерии были рассмотрены, а балы распределены, наступает время подведения итогов. В результате побеждает та заявка, которая набрала большее количество рейтинга по наиболее значимым оценочным критериям.
Протокол
По ходу проведения процедуры оценки составляется итоговый протокол с перечнем всех участвующих заявок.
В него вносятся решения по каждой заявке, основанные на предварительной оценке с присуждением балов, а также объявляется победитель закупочной процедуры.
Протокол затем публикуется в ЕИС организатором закупочной процедуры, а доступ к нему имеют все участники торгов.
Данный формат установлен законодательно, поэтому заказчик не имеет права устанавливать собственные условия на данном этапе реализации закупки.
Как оценить заявки участников открытого конкурса по 44-ФЗ
Понятие и виды
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ — это определение наилучшего варианта из всех поступивших предложений путем сопоставления ряда показателей. Для проведения данной процедуры необходимо использовать определенные критерии. Заказчики предварительно прописывают, какие из этих показателей необходимо применить и какая величина их значений считается предельной.
На начальном этапе конкурса заявки проходят проверку на предмет правильности оформления документации и ее соответствия нормативным требованиям. При установлении факта отсутствия какого-либо документа заявка может быть отклонена.
Заказчики не имеют права превышать свои полномочия и самостоятельно устанавливать правила оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ. Они обязаны действовать в соответствии с требованиями законодательства.
Методика оценки конкурсных заявок на участие в закупках и соответствующие критерии регулируются следующими законодательными актами:
Минимальное количество показателей, используемых для проведения оценки — два, один из которых — цена контракта.
Критерии оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ делятся на две категории:
Победителем конкурса признается поставщик, предложивший контракт с наилучшими условиями исполнения, оцененными как минимум по двум критериям, а не исключительно самую низкую цену.
В виде исключения, например, для закупки технологически сложных товаров и услуг, возможно утверждение заказчиком дополнительных критериев, не относящихся ни к стоимостным, ни к нестоимостным показателям.
Нововведения
С 09.07.2020г. в силу вступили изменения в ПП №1085, которые коснулись критериев оценки конкурсных заявок на заключение контрактов по проведению работ в сфере строительства.
Нововведения предусматривают применение ограниченного списка критериев оценки заявок, поданных в электронном виде:
Цель внесенных изменений заключается в том, чтобы поспособствовать определению победителя конкурса, обладающего высокой квалификацией, обеспечить качественное выполнение работ и полное исполнение контракта, исключить возможность субъективной оценки заявок заказчиком.
Кроме того, данные нововведения направлены на расширение количества поставщиков строительных работ по госзакупкам и исключение коррупционных действий.
Цена договора и стоимость контракта жизненного цикла
Первым и самым важным критерием при оценке заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ является цена контракта и стоимость жизненного цикла. Чем меньше значение данного показателя, тем выше балл, который получает поставщик.
Иногда участники конкурса, желая заплатить за возможность заключения контракта, устанавливают цену ниже нуля. Это не противоречит законодательству и значительно повышает шансы получить максимальный балл и победить в конкурсе.
Расчет данного критерия производится следующим образом:
Затем полученные результаты следует умножить на коэффициент значимости, согласно Приложению к ПП №1085.
В таком случае, рейтинг первого поставщика равен 71,43 * 0,7 = 50.
Рейтинг второго поставщика равен 100 * 0,7 = 70.
Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров
Предположим, целью заказчика является закупка оборудования. От марки объекта поставки зависят дальнейшие затраты на его эксплуатацию и ремонт.
Заказчик в содержании конкурсной документации должен отметить, что предстоящие траты в большом размере негативно отобразятся на оценке заявки участников, поэтому лучшим признается вариант поставки с наименьшими затратами в отношении ремонта и эксплуатации объекта договора.
К данному критерию могут прилагаться параметры, которые окажут влияние на результат оценки:
Рейтинг определяется путем умножения полученного результата на коэффициент значимости критерия.
Если данный параметр по всем заявкам имеет равное значение, он исключается из перечня используемых критериев и не участвует в оценке.
Итоговое значение стоимостного показателя рассчитывается путем увеличения результата вычислений цены контракта на полученную величину расходов, связанных с эксплуатацией.
Качественные характеристики
При оценке качественных характеристик могут учитываться следующие показатели:
Данный показатель оценивается субъективно. Он вычисляется путем определения средней величины из всех баллов, поставленных членами комиссии.
Квалификация участника
Для оценки квалификации поставщика важны следующие показатели, определенные в количественном выражении:
Все показатели должны быть подтверждены документально (копии контрактов, дипломов, сертификатов, трудовых книжек/договоров и т.д.).
Пример нестоимостных критериев:
Согласно ПП №1085, для оценки заявок на участие в открытом конкурсе используется 4 варианта формул или шкал.
Формула, применяемая для вычислений рейтинга с учетом количества предоставленных документов:
Предельно допустимые нижние и верхние лимиты количественных значений характеристик квалификации:
Шкала считается самым простым методом оценки заявок. Она представляет собой диапазоны допустимых значений критериев в соотношении к баллам.
Победителем конкурса при любом способе оценки объявляется участник, предложение которого по результатам произведенных вычислений получило наибольший рейтинг.