рейтинг вузов россии технических наук
Рейтинг вузов россии технических наук
RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.
RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.
На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.
Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»
Рейтинги вузов по естественно-математическому и инженерно-техническому направлениям
Рейтинговое агентство RAEX при поддержке Фонда Андрея Мельниченко составило списки лучших вузов России в естественно-научной и инженерной сферах. Проект поддержан Российским союзом ректоров. На положение вузов в рейтингах влияли три фактора — востребованность выпускников на рынке труда, качество образования и научные результаты.
«В новые рейтинги включены российские вузы, которые лучше всего готовят “технарей”, — комментирует Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). — Публикуемые списки, несомненно, заинтересуют работодателей, испытывающих потребность в обновлении кадрового состава. Кроме того, рейтинги должны стать важным подспорьем для абитуриентов с развитыми математическими способностями и инженерными задатками».
Лучшими вузами России в естественно-математической сфере (математика, физика, химия, биология, фундаментальные науки о Земле и др.) признаны Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт и Санкт-Петербургский государственный университет. В МГУ, согласно рейтингу RAEX, созданы наилучшие условия для получения качественного образования в области естественных наук, а кроме того, победитель рейтинга заметно превосходит все университеты России по публикациям научных работ и их цитированию (второе место в субрейтинге, оценивающем научную деятельность, занял СПбГУ). Высокий результат Физтеха во многом объясняется результатами выступления его студентов на международных олимпиадах — в естественно-научной сфере МФТИ является лидером среди российских вузов.
В рейтингах наблюдается достаточно широкое географическое разнообразие: в число лучших вошли представители 32 регионов России. Наиболее часто встречаются московские вузы — в рейтинге по естественно-математическому направлению их около трети (30%), в рейтинге по инженерно-техническому направлению – свыше четверти (26%). Второе место по доле участников у Санкт-Петербурга — 12% и 11% соответственно. Региональные вузы более широко представлены в инженерно-техническом рейтинге, чем в естественно-математическом (63% против 58% соответственно). Среди регионов наиболее сильны позиции Татарстана (представлен в рейтингах четырьмя участниками), Ростовской и Томской областей (в рейтинги вошли по три вуза).
«Дефицит качественных кадров инженерно-технического профиля — давняя проблема развития реального сектора российской экономики, — говорит Александр Чередник, исполнительный директор Фонда Андрея Мельниченко. — В этой связи работодатели заинтересованы в появлении авторитетных рейтингов, позволяющих выявить лучшие практики подготовки «технарей». Отрадно, что в публикуемые рейтинги вошли университеты из всех федеральных округов страны, и это важно с точки зрения развития человеческого капитала в регионах России».
Методология составления рейтингов лучших вузов России в естественно-математической и инженерно-технической сферах
Разработка методологии рейтингов производилась с учетом экспертных мнений представителей академического и научного сообщества. По итогам проведенных консультаций с представителями Экспертного совета рейтингов RAEX сформированы методологические подходы к составлению рейтингов и определены коды укрупненных групп направлений подготовки высшего образования, по которым надлежит производить оценку университетов.
При оценке контингента студентов решено рассматривать учащихся по следующим укрупненным направлениям:
Для рейтинга вузов в естественно-математической сфере:
01 – Математика и механика;
02 – Компьютерные и информационные науки;
03 – Физика и астрономия;
06 – Биологические науки.
Для рейтинга вузов в инженерно-технической сфере:
08 – Техника и технологии строительства;
09 – Информатика и вычислительная техника;
10 – Информационная безопасность;
11 – Электроника, радиотехника и системы связи;
12 – Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
13 – Электро- и теплоэнергетика;
16 – Физико-технические науки и технологии;
18 – Химические технологии;
19 – Промышленная экология и биотехнологии;
20 – Техносферная безопасность и природообустройство;
21 – Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;
22 – Технология материалов;
23 – Техника и технологии наземного транспорта;
24 – Авиационная и ракетно-космическая техника;
25 – Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники;
26 – Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;
27 – Управление в технических системах;
28 – Нанотехнологии и наноматериалы;
29 – Технологии легкой промышленности.
При этом ряд показателей рейтинга характеризуют общий уровень научно-исследовательской и образовательной деятельности вуза в оцениваемой рейтингом области (естественно-математические науки или инженерно-техническая сфера) и не ограничиваются напрямую связанными с этими областями подразделениями, а применимы ко всему вузу в целом. Это, в частности, относится к научным публикациям (не имеет значения, в каком подразделении вуза работает автор публикации), к количеству патентов в этой сфере (не имеет значения, какое подразделение занималось разработкой изобретения, полезной модели, промышленного образца и т.д.), к количеству побед в международных студенческих олимпиадах, количеству открытых онлайн-курсов соответствующей тематики на общедоступных платформах.
Формирование шорт-листа участников
В шорт-лист рейтингов было включено 209 вузов России, соответствующих хотя бы одному из следующих критериев отбора:
После завершения анкетирования вузов, проходившего с 14 января по 19 февраля 2021 года, шорт-лист был скорректирован, а именно: были исключены вузы, масштабы подготовки в которых по рассматриваемым направлениям признаны несущественными (менее 100 обучающихся очной формы на всех курсах бакалавриата и специалитета).
Используемые источники информации
Рейтинг опирается на следующие источники информации:
— Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки РФ: indicators.miccedu.ru;
— Мониторинг трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ: vo.graduate.edu.ru;
— платформы массовых открытых онлайн-курсов (Coursera, EdX, Национальная платформа «Открытое образование»);
— сайты международных студенческих олимпиад;
Критерии рейтинга вузов в естественно-математической сфере
Наименование
Условия для получения качественного образования (вес 50%)
Средневзвешенный конкурсный балл абитуриентов, зачисленных по конкурсу на очную форму обучения в вуз на оцениваемые рейтингом направления (на бюджетной основе, в рамках целевого приема и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами)
Доля студентов, принятых на основании участия/победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний (на оцениваемые рейтингом направления)
Соотношение численности аспирантов к численности обучающихся по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры (по оцениваемым направлениям)
Количество побед в крупных международных студенческих олимпиадах в оцениваемой рейтингом сфере
Количество массовых открытых онлайн-курсов по естественнонаучным и инженерным направлениям, доступных внешней по отношению к вузу аудитории
Количество образовательных программ в оцениваемых областях, прошедших профессионально-общественную аккредитацию в России и за рубежом
Доля студентов, обучающихся в вузе по оцениваемым рейтингом направлениям, от общего количества студентов в регионе, обучающихся по данным направлениям
Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в рассматриваемой сфере
Уровень научно-исследовательской деятельности (вес 25%)
Объем бюджета, привлеченного на НИОКР в оцениваемых рейтингом областях в 2020 году, тыс. руб.
Количество научных публикаций в оцениваемой рейтингом области в 2016-2020 гг.
Научная продуктивность в оцениваемой рейтингом области: среднее количество публикаций с поправкой на масштаб
Средний уровень цитируемости публикаций 2016-2020 гг. в оцениваемой рейтингом области
Количество действительных российских патентов в естественно-математической и инженерно-технической областях на 2020 год
Количество действительных международных патентов в естественно-математической и инженерно-технической областях на 2020 год
Количество полученных в 2020 году российских свидетельств на программы ЭВМ
Оценка академическим научным сообществом уровня научно- исследовательской деятельности в рассматриваемой сфере
Уровень востребованности выпускников работодателями (вес 25%)
Доля студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов, % (по оцениваемым рейтингом направлениям)
Доля студентов, обучающихся по оцениваемым рейтингом направлениям и проходивших в 2019/2020 учебном году подготовку на базовых кафедрах или по программам корпоративной магистратуры, организованным совместно с компаниями-работодателями
Средний доход выпускников оцениваемых рейтингом направлений
Оценка студентами и выпускниками качества прикладных знаний и навыков выпускников
Оценка студентами и выпускниками уровня преференций выпускников университета на рынке труда
Критерии рейтинга вузов в инженерно-технической сфере
Наименование
Условия для получения качественного образования (вес 40%)
Средневзвешенный конкурсный балл абитуриентов, зачисленных по конкурсу на очную форму обучения в вуз на оцениваемые направления (на бюджетной основе, в рамках целевого приема и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами)
Доля студентов, принятых на основании участия/победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний (на оцениваемые рейтингом направления)
Соотношение численности аспирантов к численности обучающихся по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры (по оцениваемым направлениям)
Количество побед в крупных международных студенческих олимпиадах в оцениваемой рейтингом сфере
Количество массовых открытых онлайн-курсов по естественнонаучным и инженерным направлениям, доступных внешней по отношению к вузу аудитории
Количество образовательных программ в оцениваемых областях, прошедших профессионально-общественную аккредитацию в России и за рубежом
Доля студентов, обучающихся в вузе по оцениваемым рейтингом направлениям, от общего количества студентов в регионе, обучающихся по данным направлениям
Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в рассматриваемой сфере
Уровень научно-исследовательской деятельности (вес 20%)
Объем бюджета, привлеченного на НИОКР в оцениваемых рейтингом областях в 2020 году, тыс. руб.
Количество научных публикаций в оцениваемой рейтингом области в 2016-2020 гг.
Научная продуктивность в оцениваемой рейтингом области: среднее количество публикаций с поправкой на масштаб
Средний уровень цитируемости публикаций 2016-2020 гг. в оцениваемой рейтингом области
Количество действительных российских патентов в естественно-математической и инженерно-технической областях на 2020 год
Количество действительных международных патентов в естественно-математической и инженерно-технической областях на 2020 год
Количество полученных в 2020 году российских свидетельств на программы ЭВМ
Оценка академическим научным сообществом уровня научно- исследовательской деятельности в рассматриваемой сфере
Уровень востребованности выпускников работодателями (вес 40%)
Доля студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов, % (по оцениваемым рейтингом направлениям)
Доля студентов, обучающихся по оцениваемым специальностям и проходивших в 2019/2020 учебном году подготовку на базовых кафедрах или по программам корпоративной магистратуры, организованным совместно с компаниями-работодателями
Средний доход выпускников оцениваемых рейтингом направлений
Оценка студентами и выпускниками качества прикладных знаний и навыков выпускников
Оценка студентами и выпускниками уровня преференций выпускников университета на рынке труда
Оценка работодателями интенсивности сотрудничества вуза с работодателями
Дело инженера боится
Топ вузов в сфере «Инжиниринг и технологии»
В список вошли 30 учебных заведений.
Рейтинг вузов в сфере «инжиниринг и технологии» позволил выделить большое количество конкурентоспособных университетов – в инженерной сфере разрыв между лидерами и середняками гораздо меньше, чем, например, в рейтингах вузов по экономическим и гуманитарным направлениям. Участники инженерного рейтинга демонстрируют вполне сопоставимые результаты, и по этой причине в публикуемый список было включено сразу 30 вузов, что на сегодня является максимальным значением для предметных рейтингов RAEX.
Первое место рейтинга в сфере «инжиниринг и технологии» занял МГУ им. М.В. Ломоносова. Такой результат стал несколько неожиданным, поскольку масштабы подготовки по инженерным направлениям в МГУ совсем невелики. Однако даже это не поколебало значимость Московского университета для научных исследований в инженерной сфере – по цитированию публикаций в инженерных журналах, индексируемых в Web of Science, МГУ почти в полтора раза опережает ближайшего преследователя – НИЯУ МИФИ. Вторая причина высокой позиции МГУ – высокая репутация среди респондентов, оценивавших конкурентоспособность университетов в инженерной сфере: по результатам опросов студентов и выпускников, а также представителей академического сообщества МГУ уступил только МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Бауманка по сумме всех показателей заняла второе место в инженерном рейтинге, на третьей позиции расположился МФТИ. В целом же по топ-30 рейтинга говорить о доминировании Москвы не приходится – сразу 19 участников списка лучших «прописаны» в других регионах (из них выделяется Санкт-Петербург, где расположены семь вошедших в рейтинг университетов, и Томск, представленный здесь тремя вузами).
8 лучших технических вузов России
Инженер, технолог, программист, физик-ядерщик — технари нужны везде. А в каких универах готовят самых крутых специалистов? Тебе поможет определиться наш рейтинг лучших технических вузов России.
Московский физико-технический институт
Специализации: Биотехнология, Информатика и вычислительная техника, Компьютерная безопасность, Прикладная математика и информатика, Прикладная математика и физика, Техническая физика, Системный анализ и управление.
Альма-матер физиков-ядерщиков, программистов и специалистов по информационной безопасности. Университет сотрудничает с несколькими десятками университетов по всему миру. Многие старшекурсники проходят обучение и стажировку в лучших ядерных центрах Германии, США и других стран.
Специализации: Автоматизация технологических процессов и производств, Бизнес-информатика, Информационная безопасность, Лазерная техника и лазерные технологии, Мехатроника и робототехника, Приборостроение, Программная инженерия, Фотоника и оптоинформатика и другие.
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
МГТУ имени Н. Э. Баумана с 1830 года является одним из лучших технических вузов страны. После окончания вуза специалисты становятся очень востребованным на рынке труда. Ключевая особенность обучения — сочетание теоретических и практических знаний (научные исследования, разработки).
Специализации: Биотехнические системы и технологии, Боеприпасы и взрыватели, Высокотехнологические плазменные и энергетические установки, Инноватика, Наноинженерия, Прикладная механика, Электроэнергетика и электротехника и многие другие.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Томский политехнический университет основан в 1896 году как Томский технологический институт практических инженеров Императора Николая II. Стал первым инженерным вузом в азиатской части страны. Большая часть направлений ТПУ — прикладная. Это значит, что студенты будут познавать не только теоретические аспекты, но и получать реальные навыки в рамках выбранной профессии. Сегодня ТПУ входит в топ-10 университетов России и топ-400 университетов мира.
Специализации: Биотехнические системы и технологии, Материаловедение и технологии материалов, Машиностроение, Нефтегазовое дело, Программная инженерия, Теплоэнергетика и теплотехника, Ядерные физика и технологии и другие.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Этот вуз один из самых крупных технический России. Университет славится своей научной и образовательной деятельностью. Студенты уже с первого курса вовлекаются в реализацию реальных проектов и работают в команде с преподавателями. В Политехе самая крупная на Северо-Западе России профсоюзная студенческая организация, поэтому тебе точно не будет скучно! А ещё СПбПУ вошёл в топ-100 лучших университетов мира
Специализации: Автоматизация технологических процессов и производств, Биотехнология, Информатика и вычислительная техника, Инноватика, Информационно-аналитические системы безопасности, Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, Физика и многие другие.
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
НИТУ «МИСиС» входит в топ-450 лучших вузов мира и занимает ведущие позиции в предметных и отраслевых международных рейтингах. В вузе представлено более 30 научно-исследовательских лабораторий и 3 инжиниринговых центра мирового уровня. Студенты НИТУ учатся по единственной в России программе обучения инженеров английскому языку Touchstone@MISIS. Она была разработана совместно с Кембриджским университетом и даёт возможность получить сертификат IELTS при успешной сдаче экзамена в университете.
Специализации: Информационные системы и технологии, Металлургия, Наноматериалы, Нанотехнологии и микросистемная техника, Прикладная математика, Технологические машины и оборудование, Физические процессы горного или нефтегазового производства и другие.
Новосибирский государственный технический университет
Учёные НГТУ постоянно участвуют в конференциях и конкурсах, публикуют статьи в российских и зарубежных научных журналах. Для студентов доступно новейшее программное обеспечение, бизнес-тренажеры и симуляторы, а также элементы дистанционных образовательных технологий. В состав университета входит 17 факультетов, которые располагаются в 8 корпусах. Все занятия сопровождаются новым оборудованием и современными технологиями.
Специализации: Авиастроение, Баллистика и гидроаэродинамика, Боеприпасы и взрыватели, Мехатроника и робототехника, Приборостроение, Техносферная безопасность, Химическая технология и другие.
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Этот вуз — ведущий в области информационных и фотонных технологий. В 2009 году он получил (один из немногих, кстати) статус национального исследовательского университета. В составе Университета ИТМО функционируют более 20 институтов и факультетов, где обучаются около 12 тысяч студентов и аспирантов, работают 1200 преподавателей (половина из них — доктора и кандидаты наук).
Специализации: Информационные системы и технологии, Лазерная техника и лазерные технологии, Оптотехника, Системы управления движением и навигация, Теплоэнергетика и теплотехника, Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения и другие.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Топ-100 вузов России
Деcятый, юбилейный рейтинг
Наилучшую динамику в рейтинге 2021 года продемонстрировали медицинские и педагогические университеты.
Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило юбилейный десятый рейтинг вузов России. Пять лидеров рейтинга сохранили свои позиции: как и годом ранее, возглавил список МГУ им. М.В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. МГУ показал высший результат по всем трем группам критериев рейтинга (качество образования, востребованность выпускников работодателями и научная деятельность). У ближайших преследователей Московского университета разные драйверы успеха. НИЯУ МИФИ наиболее высокую оценку получил за научно-исследовательскую деятельность, СПбГУ – за качество образования, НИУ ВШЭ – за востребованность выпускников работодателями. А успех МФТИ базируется сразу на двух факторах – по качеству образования и научной деятельности Физтех опередил все вузы России, кроме МГУ. В топ-10 рейтинга два изменения: МГТУ им. Н.Э. Баумана опередил МГИМО, и занял шестую позицию, а на восьмое место поднялся Томский политехнический университет, обошедший СПбПУ Петра Великого. Рост Бауманки объясняется повышением уровня зачисленных абитуриентов, а также интенсификацией сотрудничества вуза с работодателями. Что же касается Томского Политеха, то он продемонстрировал более динамичный рост статистических показателей образовательной деятельности, чем его визави из Санкт-Петербурга.
Александр Шестаков, ректор Южно-Уральского государственного университета
Рейтинги – хороший инструмент для анализа развития университета. Они отражают текущее положение вуза, демонстрируют области, в которых есть перспективы развития. Мы очень рады, что Южно-Уральский государственный университет входит в топ лучших университетов России по версии рейтингового агентства RAEX. Ежегодное нахождение ЮУрГУ в топе говорит о стабильности развития университета в целом. Хотя рейтинги и позволяют университету двигаться вперед, они не являются самоцелью образовательной организации. Приоритеты ЮУрГУ — развитие науки, качественное образование и влияние на социально-экономическое развитие региона. Университет уделяет большое внимание развития личности, предоставляя каждому возможности для формирования навыков и раскрытия способностей.
Всего в рейтинг RAEX-100 вошли университеты из 31 региона России. Явным лидером по количеству участников рейтинга является Москва: 32 вуза из первой сотни находятся в столице (31 годом ранее). Широко представлены Санкт-Петербург (11 учреждений), Московская и Томская области (по 5 вузов) и Татарстан (4 вуза). По три университета из числа лучших расположены в Воронежской, Курской, Ростовской, Самарской и Тюменской областях.
Рост доступности
За прошедший год доступность высшего образования в целом по стране повысилась. Доля первокурсников в вузах из рейтинга RAEX-100, зачисленных на бюджетной основе, выросла: в 2020/21 году она составила в среднем 58,4%, тогда как годом ранее – 56,8%. Что же касается платного обучения, то впервые за всё время составления рейтингов RAEX средняя стоимость учебы на первом курсе в вузах-участниках рейтинга не выросла.
Доступность образования зависит не только от уровня вуза и региона его расположения, но и от интересующей абитуриента сферы. Если посмотреть на соотношение бюджетного и платного приема у участников рейтинга RAEX, то очевиден огромный дисбаланс между возможностями абитуриентов, выбирающих техническую стезю, и молодых людей, стремящихся изучать социальные и гуманитарные науки. Так, в технических вузах из рейтинга RAEX доля бюджетного приема за год выросла с 67,0% до 71,7%. В свою очередь, в экономических и гуманитарных вузах доля первокурсников, зачисленных на бюджетной основе, напротив, сократилась с 33,7% до 31,3%. Спрос абитуриентов на направления, связанные с экономикой и управлением, продолжает оставаться очень высоким. Это наглядно иллюстрируется и тем фактом, что социогуманитарные вузы во главе с МГИМО доминируют в топ-10 вузов по стоимости платного обучения. При этом в десятке самых «дорогих» вузов нет ни одного технического университета.
Социальный вектор
Один из главных выводов рейтинга 2021 года – укрепление позиций вузов, готовящих специалистов для социально значимых сфер – это медицина, педагогика и сельское хозяйство. Интересно, что если медицинские вузы и ранее демонстрировали высокую конкурентоспособность, то синхронное улучшение позиций педагогических и аграрных вузов в рейтинге RAEX-100 наблюдается впервые. Роста в рейтинге 2021 года добились оба вуза сельскохозяйственного профиля, представленные в рейтинге RAEX: РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский ГАУ переместился на 59-ю позицию с 60-й.
Но главным бенефициаром нового выпуска рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции в рейтинге улучшили все семь вузов, специализирующихся на подготовке учителей. Этому сопутствует благоприятный информационный фон, который в последние годы стал складываться для данной сферы. Российскому правительству предписано «уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей». В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится, превысив прошлогодний показатель более чем на четверть (38,4 тыс. мест очной формы обучения против 30,5 тыс. мест годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 млрд. рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педагогических университетов.
Наблюдаемый рост вузов педагогического профиля в рейтинге RAEX 2021 года связан с целым рядом причин. Во-первых, финансирование большинства из них увеличилось – как в расчете на студента, так и в абсолютных цифрах (важную роль сыграло увеличение объема грантов по линии научных фондов). Во-вторых, почти во всех рассматриваемых вузах повысилось качество приёма – и на бюджетные, и на платные места поступили абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ, чем в ходе приемной кампании 2019 года. Третий фактор – повышение оценки педагогических вузов по группе критериев «сотрудничество с работодателями».
Публикации превыше всего
Данные рейтингов RAEX последних лет свидетельствуют: наибольшего прогресса российские вузы достигли в области научных публикаций, индексируемых в зарубежных наукометрических базах. За пять лет количество публикаций на одного научно-педагогического работника в среднем по топ-100 вузов России выросло в 3,5 раза. Еще более стремительная динамика наблюдается в области цитирования научных работ: среднегодовое количество цитирований на одного НПР по топ-100 за последние пять лет выросло примерно в семь раз. К слову, такого взрывного роста, как по цитированию, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX не наблюдается более ни по одному измерению.
Международная интеграция сбавила обороты
Еще один показатель, демонстрировавший уверенный рост все последние годы, – доля иностранных студентов. Как известно, этот параметр прочно зашит в систему показателей популярных глобальных рейтингов, и стремление вузов нарастить иностранный контингент не в последнюю очередь продиктовано мотивами улучшения позиций в международных табелях о рангах. За пять лет, с 2014 по 2019 год, среднее значение по топ-100 увеличилось более чем на треть – с 8,1% до 11,7%, при том что наращивание доли было свойственно не только лидерам, но и середнякам рейтинга. В 2020 году из-за эпидемических ограничений рост показателя значительно замедлился: средний результат составил 11,9%. Вместе с тем, год назад участники рейтинга давали более печальный прогноз и даже ожидали радикального снижения показателя. Однако этого не произошло – сохранить международную интеграцию помогли дистанционные образовательные технологии и онлайн-форматы. Так, Северо-Кавказский федеральный университет дистанционно привлек 130 иностранных преподавателей и экспертов для чтения лекций, проведения летних/зимних школ, мастер-классов и семинаров для сотрудников и студентов, реализации совместных образовательных программ, участия в конференциях, рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. НИУ ВШЭ, несмотря на пандемию, увеличил набор иностранных студентов на 12%, переведя все процессы по привлечению в цифровой формат. «Мы подписали около 20 новых международных соглашений, запустили программы международной студенческой онлайн-мобильности, провели в онлайн-формате международную олимпиаду для школьников на 4 тысячи участников, ведем переговоры по заключению новых программ двух дипломов и ежемесячно проводим научные конференции с участием зарубежных ученых», – сообщил проектор НИУ ВШЭ Иван Простаков. А в Университете ИТМО отмечают, что интерес иностранных абитуриентов к поступлению в университет и обучению в России не уменьшился, но вопрос в формате обучения. «Большинство абитуриентов ориентируются на приезд в Россию и обучение в оффлайн-формате. В это же время, отмечается тенденция активного развития сетевых программ. В частности, в Китае отмечаются интерес к тому, чтобы по иностранным программам учиться внутри Китая, никуда не выезжая», – говорит Марина Серова, директор Центра обучения иностранных студентов Университета ИТМО.
Что в минусе: болевые точки
Главная проблема в развитии высшей школы в России – кадровые сокращения. Исторически советские (и затем российские) вузы выгодно отличались от зарубежных конкурентов тем, что были лучше обеспечены кадровыми ресурсами – в России на одного преподавателя вуза приходилось меньше студентов, чем в большинстве зарубежных университетов. По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами российские вузы не уступают немецким и китайским университетам и превосходят по этому показателю Великобританию, сообщалось в аналитических материалах рейтинга «Три миссии университета» 2020 года. Однако российские вузы имеют риск потерять это конкурентное преимущество. Снижение соотношения численности профессорско-преподавательского состава (ППС) в расчете на 100 студентов – длительный долгосрочный тренд, затронувший всю высшую школу России. Если взять за точку отсчета 2013 год – период, сопряженный со стартом проекта 5-100, – то тогда на 100 студентов российских вузов в среднем приходилось 8,33 преподавателя. Впоследствии показатель участников рейтинга RAEX ежегодно ухудшался, и к 2020 году данное соотношение снизилось до 6,94.
Объяснений данной тенденции можно найти множество, но почти все они так или иначе связаны с деньгами. Это и новые правила подушевого финансирования вузов, и «майские указы», требовавшие повышения доходов преподавателей. Не последнюю роль в негативной тенденции сыграли и зарубежные рейтинги, на которые ориентировались университеты. Чтобы получить лучшую оценку по удельным показателям, вузам было выгодно иметь низкую численность НПР.
Данные RAEX фиксируют устойчивое падение количества штатных преподавателей в расчете на 100 студентов, и есть основания полагать, что предел еще не достигнут. В частности, проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно считает, что оптимизация кадрового состава продолжится: «С учетом использования IT-технологий, которое было резко стимулировано пандемией COVID-19, российские вузы постепенно увеличивают соотношение числа студентов и преподавателей, соответственно, сокращая обратное соотношение – число преподавателей на одного студента. Это естественный процесс, который будет продолжаться еще несколько лет».
Еще одна негативная тенденция – на этот раз краткосрочная – снижение в 2020 году объема средств, полученных вузами от программ дополнительного профессионального образования. Этот показатель войдет в число критериев Минобрнауки для оценки успешности участия вузов в широко обсуждаемой сейчас программе «Приоритет-2030». По данным RAEX, выручка от реализации программ ДПО в среднем по топ-100 вузов за год сократилась с 142,7 до 130,7 млн рублей. Интересно, что сегодня наиболее востребованы программы экономических вузов – один вуз за счет программ ДПО в среднем зарабатывает около 700 млн рублей, тогда средняя цифра для технических вузов составляет всего около 100 млн рублей.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, говорит, что падение объема дохода от ДПО можно объяснить как минимум двумя факторами.
«Основные заказчики ДПО – это компании, организующие переобучение или повышение квалификации своих сотрудников. В 2020 году у многих компаний вследствие влияния пандемии был ограничен бюджет, и компании выбирали расходы на обеспечение эпидемиологической безопасности, а не на дополнительное образование сотрудников», – говорит Рудской. Второй фактор – ограниченность ресурсов: весной 2020 года все силы преподавателей СПбПУ были брошены на удержание качества образования по основным программам при переводе их в дистанционный формат, что оттянуло их внимание и время от традиционных курсов ДПО. «В 2020 г. многие дополнительные программы готовились к полноценному переводу в онлайн. Полагаем, что в этом году они выйдут на рынок и сбалансируют потери прошлого года», – заключает Рудской.
Сейчас рынок ДПО постепенно восстанавливается, в целом ожидания от 2021 года находятся примерно на уровне 2019 года, отмечает Дмитрий Штыхно. Дмитрий Волков, первый заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, также считает, что рынок будет расти, но при этом мы никогда не вернёмся к той ситуации, которая была до ковида: «Рынок очистится от многих неэффективных игроков. Исключительно очного формата обучения больше не будет, а многие работали в этом формате».
Государство меняет приоритеты
Выход десятого, юбилейного выпуска рейтинга вузов RAEX совпал с изменением приоритетов развития высшей школы России – как ожидается, 2020-е годы будут сильно отличаться от прошедшего десятилетия. 2010-е годы прошли под девизом форсированного развития научных исследований и углубления международной интеграции. Правда, полноценно участвовать в предложенной инициативе смогли далеко не все вузы – когорта вузов, вовлеченных в программу повышения конкурентоспособности и получавших дополнительное финансирование от государства, была ограничена 21 вузом, участвовавшим в проекте «5-100» с совокупным бюджетом свыше 80 млрд. рублей. Рейтинг RAEX свидетельствует, что участники проекта закрепились на ведущих позициях по части развития научных исследований – в топ-10 субрейтинга по научно-исследовательской деятельности вошли сразу 8 фигурантов проекта «5-100» (а также МГУ и СПбГУ, которые в проекте не участвовали). В целом, вузы из проекта «5-100» достигли значительного отрыва от основной массы российских вузов. По количеству научных публикаций в расчете на НПР участники программы повышения конкурентоспособности в 4,3 раза превосходят остальные вузы России. Значительным выглядит превосходство и по средней численности аспирантов в расчете на 100 студентов – у вузов, участвовавших в программе «5-100», показатель составил 4,93, тогда как по остальным университетам значение этого параметра ниже в 1,7 раза – 2,82.
Теперь, похоже, практика раздачи привилегий для узкого круга избранных уходит в прошлое. В этом году стартует программа «Приоритет 2030», которую Минобрнауки называет самой масштабной программой по поддержке вузов в истории России. В «Приоритете» будет намного больше участников, чем в проекте «5-100». Так, по условиям программы не менее чем 100 образовательных организаций будут получать гранты в размере не менее 100 млн. рублей в год (и это только базовая часть гранта). К участию допускаются не только классические, но и отраслевые вузы – транспортные, медицинские, аграрные, педагогические и др. На сегодняшний день подробные детали реализации новой инициативы еще не известны. Но уже сейчас официально объявлено, что фокус внимания будет направлен на поддержку региональных вузов, чтобы дать возможность развиваться тем, кто ранее не участвовал в государственных программах. Впрочем, ответить на вопрос, в какой степени это поможет сократить разрыв между вузами, возможно будет ближе к 2030 году – сроку, на который рассчитана программа.