рейтинг вузов по направлению бизнес информатика
Самые престижные факультеты бизнес-информатики
Где готовят консультантов по внедрению ERP-систем
Бизнес-информатика — это направление на стыке ИТ и экономики, которое готовит консультантов по внедрению ERP-систем. Они занимаются описанием бизнес-процессов в компании и ставят задачи программистам. Получить такую специальность можно лишь в нескольких вузах Москвы.
Бизнес-аналитики внедряют электронный документоооборот в компании. Они описывают структуру взаимодействия разных подразделений друг с другом и ищут возможности переложить эти транзакции на программное обеспечение. В результате часть сотрудников можно сократить, а компания получит дополнительную прибыль.
Бизнес-аналитик должен, во-первых, подсчитать будет ли внедрение ИТ-системы выгодным для предприятия? Сможет ли оно сэкономить, заменив ручную работу и «телефонное» управление компьютерной программой? Если нет видимой выгоды, то нередко проще оставить все как есть, ничего не внедрять, а просто иметь людей, которые сделают все вручную, говорит Георгий Саатчян, директор компании директор компании «РФТехно», занимающейся разработкой и внедрением ПО, в том числе в области дистанционного обучения.
Проект внедрения такой ERP-системы (ERP или Enterprise Resource Planning System) занимает несколько лет. Обычно полгода проходит описание бизнес-процессов, затем внедряется такое ПО как 1С или Microsoft Axapta или SAP R3. Затем еще год-полтора оно отлаживается, чтобы все работало бесперебойно. Любое изменение бизнес-процессов нужно «документировать» в системе. Несмотря на сложность и высокую стоимость проекта ERP-системами сейчас уже оснащены «Газпром», «Лукойл» и другие крупнейшие корпорации России. Поэтому консультантов требуется много, скажем, в IBS — одной из крупнейших компаний, занимающихся их внедрением — работает 2600 консультантов. Как правило, это молодые экономисты, знающие программирование.
Мисак Вартанов, руководитель бизнес-школы и завкафедрой бизнес-информатики МИРЭА
— Бизнес-информатика призвана готовить специалистов, которые знают, как с помощью компьютерных технологий принести успех бизнесу. Они должны отлично разбираться в имеющемся на рынке ПО, хорошо знать экономику, финансы предприятия, маркетинг. Например, если вы используете CRM (ИТ-систему укрепления лояльности клиентов), то полностью перестраиваете работу отдела продаж и маркетинга с клиентами: одной из задач становится удержание существующих клиентов. А ведь привлечение каждого нового клиента, как показывают расчеты, в 3-5 раз дороже, чем удержание прежнего.
В АНХ этот предмет дают на факультете экономики и управления, в РГТЭУ — на факультете ИТ, в Академии бюджета и казначейства — на учетном факультете, а в ГУ-ВШЭ — на отдельном факультете бизнес-информатики. В этом году по стране средний балл поступивших по каждому ЕГЭ на бизнес-информатику был в этом году 68,5.
Именно на базе ГУ-ВШЭ в 2003 г. была разработана эта специальность. Сюда же — несмотря на 90 бюджетных мест — и сложнее всего поступить: проходной балл по каждому ЕГЭ (сдают русский, математику и иностранный язык) — 87 баллов. Более трех четвертей поступивших на бюджет в этом году — победители олимпиад.
Факультет готовит людей как для работы в консалтинговой компании, так и для ведения электронного бизнеса — создания интернет-магазина или интернет-газеты и их продвижения в сети.
Здесь лучше всего учат просчитывать стоимость внедрения нового ПО и оценивать — принесет ли оно бизнесу прибыль или станет обузой. Чтобы сделать обучение максимально прикладным, на факультете открыли кафедры заинтересованных компаний: поставщиков ПО Microsoft, SAP и IDS Scheer, консультантов-внедренцев Ланит, IBS, 1C, Стек. Студенты изучают как пользовательские программы — MS Project, Aris, Borland Builder, так и языки программирования C++ и Delphi.
«Технологии связи и обработки информации достигли такого уровня, когда управлять предприятиями и целыми отраслями возможно как единым «живым организмом», — пишут на сайте ГУ-ВШЭ. Честно говоря, немного страшноватая картина управления миром машинами, но для сегодняшнего дня это почти реальность.
У ГУ-ВШЭ есть программы сотрудничества с Мюнстерским университетом (Германия), Марсельским университетом (Франция), 10 студентов факультета уже прошли обучение за границей по обмену в рамках магистерских программ при участии компании SAP.
В программе обучения много математики, физики, информатики и программирования наряду с экономической теорией, финансовым и управленческим учетом. На старших курсах появляются такие предметы как логистика, стратегический менеджмент, информационное право, архитектура корпоративных информационных систем.
Продавцы компьютерных решений
Факультет экономики и управления МИРЭА с 2006 г. начал подготовку специалистов по бизнес-информатике. В начале это была только бизнес-школа, а затем также был открыт бакалавриат. Сейчас здесь около 20 бюджетных мест. Для поступления сдают ЕГЭ по русскому, математике, обществознанию, проходной балл — 67 по каждому ЕГЭ.
Здесь не забывают популярное в США высказывание: «Доллар тому, кто придумал, десять — тому, кто сделал, и сто — тому, кто продал». То есть, учат не только разрабатывать программы, но и продавать их так, чтобы они конкурировали на мировом рынке с продукцией ведущих производителей. На факультете делают упор на изучение конкретных случаев из бизнеса и вплотную проходят приложение Microsoft Dynamics (усоверешенствованный вариант продуктов Axapta и Navision).
«Направления обучения «Прикладная информатика в экономике» и «Бизнес-информатика» практически ничем не отличаются. Просто основатель первого направления — МЭСИ, а ГУ-ВШЭ потом захотела сделать на этой почве что-то свое (хотя и стартовала с прикладной информатики). В результате чего в 2003 г. там и появилась «бизнес-информатика». Вообще эта дисциплина появилась в Германии и затем широко распространилась по Европе», — говорит Мисак Вартанов. — Сейчас во всем мире усиливается компьютеризация бизнеса. И, просто внедрив программу, руководитель всегда может посмотреть, какое звено компании недовыполняет план. Конечно, у каждой медали есть и обратная сторона: из-за усиления автоматизации процессов повышается риск промышленого шпионажа и мошенничества в Интернете. Ведь не только руководитель компании, но и конкурент может подключиться к системе управления предприятием, взломав коды, и сорвать ее работу, либо же узнать информацию, составляющую коммерческую тайну (прибыль компании и т.д.). Но риск связан со всеми новыми технологиями: ясно, что атомная энергетика — это плюс, но у нее есть и минусы. В области компьютерных технологий тоже произошли изменения: теперь банки грабят не люди в масках, а хакеры, переводящие средства с карточек клиентов. Но это неизбежное зло».
Завкафедрой считает, что от другой схожей специальности — «Автоматизированные системы управления (АСУ)» бизнес-информатика отличается кардинально. В первом случае речь идет о социалистической фабрике, где нужен программист, а прибыли и убытки не так важны, как стабильность выпуска продукции и выполнение плана. А значит, за бортом остаются такие вещи как маркетинг, конкурентная борьба и т.д Современные системы управления предприятием — ERP-системы — они появились у нас в начале 90-х и с тех пор помогают проводить и маркетинговую политику, как тому же, как говорилось ранее, для их внедрения требуются экономисты.
Студенты МИРЭА проходят практику, участвуя в проектах внедрения ERP-систем, — например, в Microsoft Dynamics в компании «Импакт-софт», Centaur Software (Dental 4 Windows) в стоматологических клиниках.
Здесь с 1996 года существовал факультет компьютерных технологий в бизнесе, который в 2006 году был преобразован в отделение бизнес-информатики экономического факультета. Здесь в бакалавриате 15 бюджетных мест, проходной балл чуть ниже, чем в МИРЭА, в качестве третьего экзамена можно сдавать обществознание или иностранный — по желанию абитуриента. Но главную роль в АНХ отводят обучению управленческим навыкам. И недаром, ведь выпукснику придется взаимодействовать с топ-менеджментом компании, быть «связующим звеном» между разными отделами.
Вообще, способность выпускника вуза руководить проектом по внедрению ERP-системы некоторыми экспертами ставится под сомнение. «Вопрос тут в личных качествах человека, его опыте, харизме и практике. В сталинское время наркомами становились даже люди, которым было едва за 30 лет», — смеется Георгий Саатчян. В своей работе он больше сталкивается со студентами специальности «Управление инновациями», которые приходят работать бизнес-аналитик. Они учатся в таких вузах как РГУИТП и ГУУ, и со 2-3 курса приходят в «РФТехно» на практику.
Аналитик должен очень хорошо знать разные программы ERP и понимать, какой компании подойдет одна, а какой — другая. При этом ПО меняется из года в год, что усложняет задачу. Аналитиков, которые могут правильно сформулировать задание, вести проект по автоматизации — всегда не хватает. Многие проекты автоматизации управления предприятием, которые сейчас выполняются, недостаточно грамотно построены и неудобны пользователям. Недоработки может почувствовать на себе почти каждый пользователь интернет-банкинга, говорит Саатчян.
А вот умение вести электронную коммерцию, создавать интернет-магазины, чему учат в ГУ-ВШЭ и РГТЭУ, считает очень простым ремеслом, несопоставимым с проектом автоматизации предприятия. «Программировать на PHP элементарно. Здесь вообще не нужно ни среднего, ни высшего специального образования», — уверен эксперт.
На факультете информационных технологий РГТЭУ есть как «Прикладная информатика в экономике», так и «Бизнес-информатика», на обоих по 13 бюджетных мест. По каждому из ЕГЭ — русский, математика, обществознание — для бесплатного обучения надо набрать 61 балл (на прикладную информатику — 67 баллов).
Здесь предполагается три карьерных пути выпускников: или аналитиком фондовых рынков (создание торговых роботов, предугадывающих движение курсов валют, котировок акций и получающих прибыль на спекуляции ими), или создание интернет-магазинов, или работу бизнес-аналитиком в компаниях, внедряющих системы управления предприятием. РГТЭУ — ведущий торговый вуз, поэтому самые тесные связи у него налажены с такими компаниями, как «Ашан», Metro Cash&Carry. Правда, там уже давно внедрены ERP-системы, так что заниматься придется разве что их наладкой. Также у студентов есть возможность пройти практику в Счетной палате РФ и подразделениях Федеральной таможенной службы. Последнее, вероятно, очень полезно людям, которые в дальнейшем будут заниматься импортом товара из-за рубежа: проблема с растаможкой товара — один из главных камней преткновения любой ритейловой сети в России.
Банковские системы учета
Академия бюджета и казначейства образовалась при Министерстве финансов совсем недавно — в 1996 г. Несмотря на это, учебное заведение ведет активный обмен студентами с западными вузами, здесь читают лекции преподаватели из двух парижских университетов, плюс ко всему Академия находится в самом центре Москвы, рядом с Кремлем.
Преподавание бизнес-информатики ведется на учетном факультете, а значит, задача учащихся — разработка и внедрение банковского ПО. Учетный факультет традиционно готовит специалистов казначейства, ревизоров, внутренних контролеров, поэтому на протяжении обучения студенты должны освоить бухучет и на практике познакомиться с МСФО, аудитом и программами для ведения интернет-торговли на бирже. Несмотря на столь перспективные направления, проходной балл на бизнес-информатике здесь невысокий: 242 по четырем экзаменам (русскому, математике, обществознанию и иностранному), то есть, 60,5 по каждому предмету.
При всем этом в Академии бюджета и казначейства предполагаются стажировка студентов в Минфине РФ, Федеральном казначействе, встречи с представителями банковской сферы США (руководством Bank of America и Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда и Международного института государственных финансов по актуальным проблемам экономики). Ректор Академии имеет большой опыт работы в Счетной палате РФ, так что стажировки здесь тоже возможны.
В 2021/22 учебном году на базе мобильных.
В Курской области продолжат создавать но.
В колледжах Республики Марий Эл создадут.
В Курганской области продолжается ремонт.
ВУЗы Москвы
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
- Общежитие Государственный Лицензированный Аккредитованный Бюджетные Места
Обучение в ВУЗах по специальности Бизнес-информатика Москвы
Количество предложений по специальности Бизнес-информатика Москвы: 47. Вы можете выбрать одно из направлений и оставить заявку на посупление на сайте. Помните, что самую точную достоверную информацию по обучению по специальности Бизнес-информатика Москвы Вы можете получить на официальном сайте ВУЗа. Мы предоставили сравнительные данные по всем ВУЗам России, чтобы Вы имели общее представление о стоимости и сроках обучения.
Куда поступать в ВУЗ учиться на ИТ-шника? + опрос
Хотя в «топе» направлений подготовки в вузе долгие годы остаются менеджмент, экономика и юриспруденция, в последнее время престиж ИТ-специальностей тоже заметно вырос. Перед абитуриентами и их родителями встает вопрос в какой вуз поступать и на какую специальность?
Нужно ли вообще высшее образование в ИТ?
Даже не хочется поднимать эту тему — столько по этому вопросу сломано копий на дебатах в профессиональном сообществе. Но все-таки замечу, что есть области, где наличие «вышки» или обязательно или дает дополнительные преимущества: работа инженером (проектирование для телеком, ЦОД и т.п.), работа на гос. предприятиях, изучение Machine Learning, переезд заграницу, поступление на программу MBA и др.
С другой стороны, если зайти на SuperJob.ru 62% вакансий программиста не требуют высшего образования, а на stackoverflow.com — 61%. И многие ИТ-шники имеют непрофильное образование — это факт.
Но раз уж мы здесь, будем считать, что выбран вариант поступать.
Россия или зарубеж?
Факт: отечественное образование переживает тяжелые времена, а многие зарубежные вузы (например, немецкие, французские, скандинавские) предлагают бесплатное или почти бесплатное высшее образование в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Есть варианты с обучением на английском. Это реальный шанс переехать и остаться работать в «первом мире».
Конкретные условия меняются от страны к стране. Главные препятствиями для абитуриента могут стать слабое знание иностранных языков и невозможность оплачивать (недешевое) проживание.
У меня, к сожалению, не было возможности поучиться за границей. Множество историй успеха уже собрано в здешних хабах Учебный процесс в IT и IT-эмиграция.
Дальше мы будем говорить только про российские реалии.
Выбираем вуз
В 2018 году согласно Атласа Яндекса в России 344 вуза принимали абитуриентов по направлению «Информатика и вычислительная техника». Но не все вузы одинаково полезны.
Перво-наперво нужно решить для себя основные вопросы: готовы ли вы к переезду в другой город/регион? есть ли у вуза общежитие? нужна ли «военная кафедра» (с 2019 г. «военно-учебный центр»)? Это уже сильно сократит число вариантов.
Изучаем рейтинги вузов
Рейтинги — это далеко не абсолютная истина, потому что однозначной методики определения качества образования попросту не существует. Кроме того, внутри вуза всегда есть факультеты и кафедры более сильные и более слабые. Тем не менее, посмотреть рейтинги полезно.
Международные
Из российских вузов в международные рейтинги по направлению Computer Science (QS, ARWU, THE) в первую сотню стабильно входит только МГУ. Но само по себе включение в рейтинги тоже неплохо. В них часто попадают: СПбГУ, Физтех (МФТИ), ИТМО, ВШЭ, МИФИ, ТГУ, ТПУ, НГУ — ведущие вузы страны.
Российские
Очень полезно ознакомиться с рейтингами по вступительным баллам ЕГЭ интересующих направлений, например в атласе вузов Яндекса. Топ рейтинга во многом совпадает с международными, среди ведущих еще стоит упомянуть МГТУ им. Баумана, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», МИСиС. Эти же вузы можно найти в топе рейтинга Interfax.
Получение статуса НИУ и вхождение в программу 5-100 также свидетельствует о высоком статусе университета.
Перечисленные вузы «высшей лиги», как правило, знакомы работодателям и их кадровикам с хорошей стороны. Но поступить и учиться в них сложно.
Исследование IBS
Интересное исследование провел в 2016 году российский ИТ-гигант IBS: Анализируем как успешное трудоустройство и зарплата зависят от вуза, специальности и региона. Вот для примера выдержка из данных сайта vo.graduate.edu.ru по выпускникам 2015 года некоторых московских технических вузов:
Конечно, приведенная зарплата — это «средняя температура по больнице», но разница между вузами видна невооруженным глазом.
Вариант: «сильный» вуз
Доводы за поступление в вузы с большим конкурсом:
Вариант: «обычный» вуз
Все-таки основную массу специалистов готовят вузы попроще. Если читатель, как и автор поста, не хватает звезд с неба, то наша цель — поступление в отраслевой вуз приличного уровня.
Почему вузы вешают лапшу на уши?
Факт: за последние 10 лет количество абитуриентов сократилось на пугающие 40%. Количество бюджетных мест в вузах тоже сократилось, но не так сильно.
В результате вузам приходится конкурировать за абитуриентов: нужно заполнить бюджетные места, иначе эти места могут урезать на следующий год, и платников зачислить тоже было бы неплохо. В таких конкурентных условиях вузам хочешь не хочешь приходится учиться маркетингу. Поэтому естественно, что на официальном сайте, что на дне открытых дверей вузу будут петь дифирамбы — не нужно принимать всё услышанное за чистую монету.
Сомнительные варианты
Какое образование меньше котируется?
Слияния вузов
Отдельно нужно упомянуть, что в Москве и Санкт-Петербурге за последние годы произошло несколько укрупнений вузов. Некоторые были довольно странными — просто из-за соседства территорий: так горнопромышленный МГГУ был присоединен к институту стали и сплавов МИСиС, а химический МИТХТ — к институту радиолектроники и автоматики (МИРЭА). Также частью МИРЭА стал приборостроительный МГУПИ. ВШЭ, поглотив институт электроники и математики МИЭМ, получила его корпуса в центре, а сам МИЭМ уехал на окраину города — в Строгино.
При этом «вывеска» остается от более «сильного» вуза. Т.е. поступая в Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана, стоит помнить, что еще три года назад это был Университет Леса.
Специальности
Хотя принципиально существует возможность перевестись на другую специальность, лучше сразу выбрать подходящую, иначе вам придется сдавать кучу «долгов».
С выбором специальности связан выбор факультета и выпускающей кафедры. В любом вузе есть факультеты посильнее, есть послабее, так что тут тоже важен осознанный выбор.
С другой стороны, выбор специальности не означает окончательного выбора профессии — в ИТ всё довольно гибко и быстро меняется. Ценится профессионал, а не профессия.
В России действует система ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) по каждой специальности, на основе которых вузы готовят образовательные программы. С другой стороны, есть связанные с ними профессиональные стандарты. Я попробовал сопоставить специальностям професии, однако это в общем-то мои домыслы.
Профессия
Cпециальности частично перекрывают друг друга, а различия между ними сложно понять, даже если прочитать ФГОС. При этом вуз волен менять вариативную часть программы в сторону какого-то уклона. Где-то больше математики, где-то алгоритмов, где-то больше практики. Поэтому местные особенности программ лучше уточнять у приемной комиссии.
К сожалению, мне не удалось найти приличного гида профориентации в ИТ. Если кто-то встречал — поделитесь.
Специалитет или бакалавриат?
Наряду с новой «болонской» системой: 4 года бакалавриата + 2 года магистратуры — продолжает существовать советский специалитет 5-5.5 лет. Честно, не скажу, что лучше. Когда бакалавриат только появлялся лет 10 назад вузы в спешке готовили программы бакалавров, ужимая старые программы специалистов, часто режа по живому. Сейчас, надеюсь, ситуация нормализовалась и можно смело идти в бакалавриат, тем более что специалитет уходит в прошлое. Бакалавриат соответствует европейской системе образования, и позволяет скорректировать свою специальность, поступив в российскую или зарубежную магистратуру. Бакалавриат делится на «академический» и «прикладной» — в последнем меньше часов отведено под «базу», больше — под практику. Практика — это хорошо, но не факт, что вуз сможет ее обеспечить на должном уровне, а база может пригодиться для магистратуры.
Стану ли я востребованным специалистом после диплома?
Это хороший вопрос, который стоит задавать себе, хотя бы начиная курса с третьего. Ответ: это больше зависит от студента, чем от вуза.
Очень желательно, чтобы к выпуску у вас были какие-то практические навыки, которые можно получить на дополнительных курсах и стажировках. Часто вузы сотрудничают с предприятиями — работодатель «выращивает» специалиста под себя. В текущих условиях демографической ямы «нанимать только сеньоров» не могут себе позволить даже Яндекс и Mail.Ru, поэтому они ищут стажеров. Не бойтесь пробовать устроиться и не бойтесь менять первую работу, если она вам не нравится.
Отдельно упомяну про важность изучения английского языка. Запишитесь на курсы английского — и это в свою очередь, откроет для вас MOOC курсы иностранных университетов.
Про успеваемость: обидно, но работодатели не смотрят, что у вас «красный» диплом, но все равно хороший средний балл (GPA) может понадобиться при поступлении в зарубежную магистратуру.