рейтинг устойчивого развития городов россии 2020

«Города больших возможностей». Какие изменения в инструментах поддержки территорий несет в себе стратегическая инициатива Правительства?

В октябре председатель правительства Михаил Мишустин утвердил перечень стратегических инициатив, который готовился и обсуждался всю первую половину года. Перечень задает «векторы» изменения федеральной политики в отношении развития территорий. Большая часть инициатив носит отраслевой характер и пока нет однозначного понимания, на каких именно территориях они будут реализованы. Однако, одна из инициатив — «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения» — напрямую касается конкретных российских территорий.

На протяжении последних нескольких лет в подходах Правительства прослеживается устойчивый тренд на гибкую поддержку разных типов территорий, а не только субъектов: поддержка моногородов, политика по устойчивому развитию сельских территорий, реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и др. Однако, все это время, несмотря на разные политические заявления, «за бортом» федерального внимания оказывались крупнейшие города и городские агломерации.

При этом регулярно звучали заявления, что помогать крупным городам и региональным столицам не нужно — «у них и так все хорошо», «сами справятся». В последние годы это привело к замедлению экономического роста именно в крупных городах. Исключение составляют лишь Москва и Санкт-Петербург. На фоне продолжающегося притока населения это может привести к ухудшению ситуации.

Так, в 2020 году доходы бюджетов центров субъектов РФ с населением более 100 тыс. чел. (без Москвы и Санкт-Петербурга), а это большая часть региональных столиц в России, составляли 33,6 тыс. руб. на одного жителя, а нестоличных городов — 38,4 тыс. руб. Причем и собственные доходы в расчете на одного жителя у столиц меньше (13,1 против 15,1 тыс. руб.). Но за счет перераспределения трансфертов в пользу нестоличных городов бюджетная ситуация в них оказывается существенно лучше. Причем в период последнего кризиса разрыв в бюджетной обеспеченности только вырос.

Инвестиционная активность в крупнейших городах регионов тоже не очень высокая. В 2015—2020 годах инвестиции в основной капитал (без малых предприятий) в городах-миллионниках были на 5% меньше, чем в среднем по городам страны, а в городах от 500 тыс. до 1 млн жителей — на 21%!

Ухудшается и динамика населения. Даже в некоторых городах-миллионниках в последние годы наметилось сокращение числа жителей. Среди них, Омск, Самара, Волгоград, Нижний Новгород.

Все эти цифры наглядно показывают, что специальная политика по стимулированию развития крупнейших городов страны необходима. И нуждаются в ней не столько Москва и Санкт-Петербург, сколько другие региональные столицы.

Что же предлагается в рамках инициативы? Среди заявленных направлений по развитию городов и агломераций числятся: единая градостроительная и транспортная политика; использование инструментов «инфраструктурного меню»; создание единого института пространственного развития и нормативной базы для опережающего развития.

Реальные ресурсы для развития городов содержатся в «инфраструктурном меню», которое включает в себя:

Значимость инструментов для регионов будет очень разной. Например, 13 регионов не могут претендовать на реструктуризацию бюджетных кредитов. По инфраструктурным кредитам лимиты распределялись пропорционально численности населения. Для 10 регионов установлена предельная сумма не более 1 млрд руб. на каждый. Пять «последних» регионов могут претендовать только на 0,3% от общего объема средств по инструменту. А на Московскую и Санкт-Петербургскую агломерации придется четверть всей суммы.

В итоге, самую существенную роль инструмент может сыграть для среднеразвитых, но больших по населению регионов. Например, средства, выделенные Алтайскому краю или Воронежской области, достигают почти трети от их расходов на национальную экономику. Во Владимирской области сумма приближается к 45%.

Важнее, чем объем средств, то, что «инфраструктурное меню» задаёт новую логику для проектов развития городов.

Во-первых, все это возвратные средства. Регионы и города должны будут их вернуть за счет будущих налоговых и неналоговых доходов. Это большое отличие от других действующих механизмов, в рамках которых либо давались субсидии из федерального бюджета, либо федеральное правительство шло на налоговые расходы (недополучение доходов) за счет предоставления льгот территориям. Соответственно, и новые проекты должны быть сформированы так, чтобы получить (или показать) последующие доходы.

Во-вторых, практически все проекты реализуются на конкурсной основе. Это значит, что регион или город (в зависимости от механизма), даже несмотря на наличие «лимита», может еще и не получить средства.

В-третьих, реализация большей части проектов увязывается с объемами жилищного строительства и/или благоустройством. Понятно, что заданы национальные цели по вводу 120 млн квадратных метров жилья и повышению комфортности городской среды. Но необходимо помнить и о других целях социально-экономического развития городов.

В сухом остатке: формирование в стране специальной городской политики на федеральном уровне назрело. Об этом говорят как конкретные данные о социально-экономическом развитии городов, так и прогнозы по сокращению ресурсов, на которые крупные города опирались в предыдущие годы (прежде всего, сокращение миграционного притока из-за ухудшения демографической ситуации в большинстве регионов). Новая логика, предложенная федеральными властями, требует изменения отношений и со стороны городов и регионов: средства по разнообразным кредитам придется возвращать за счет получения налоговых и неналоговых доходов, а значит и требования к качеству проработки повышаются.

Источник

Краткая информация о рейтингах устойчивого развития городов и регионов РФ

Рейтинги регионов РФ

Рейтинг регионов РФ по качеству жизни составляется экспертами рейтингового агентства «РИА Рейтинг» ежегодно начиная с 2013 года. Рейтинг строится на основе комплексного учета показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в различных социальных сферах.

Рейтинг инновационного развития субъектов РФ составляется экспертами Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с 2012 года. Базируется на системе показателей, характеризующих социально-экономические условия инновационной деятельности, научно-технический потенциал, уровень инновационной активности, качество региональной инновационной политики. Полученные результаты служат удовлетворению информационных потребностей органов власти федерального и регионального уровней, принимающих и реализующих решения в области государственной инновационной политики.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата составляется АСИ с 2014 года, он оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Рейтинги фундаментальной (эколого-энергетической) эффективности Интерфакс-ЭРА (до 2010 г. АНО «НЭРА») составляются с 2000 года. За 16 лет создан инструмент объективных сравнений 5000 компаний, как межотраслевых, так и по отраслям-регионам. Оценки регионов выполнены путем «сборки» из значений эффективности размещенных в регионе предприятий. Положение в рейтинге определяется по сумме мест региона в списках, ранжированных по каждому из пяти критериев – энерго-ресурсной, технологической и экосистемной эффективности, динамике эффективности с 2005 года и прозрачности экологической отчетности бизнеса.

Эколого-экономический индекс регионов составляется WWF России. Целью индекса является расчет комплексного показателя – Эколого-экономического индекса, который адекватно отражает экологическую ситуацию в регионах РФ и эколого-экономическую устойчивость их развития. Индекс рассчитывается на основании анализа экологических, экономических и социальных индикаторов.

Экологический рейтинг субъектов РФ публикуется Общественной организацией «Зеленый патруль с апреля 2008 года и выходит четыре раза в год. Цель проекта – осуществление общественного мониторинга и сравнительная оценка регионов Российской Федерации в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Рейтинги городов РФ

Рейтинг устойчивого развития городов РФ составляется Агентством “Эс Джи Эм» с 2012 года в соответствии с принципами УР территорий, определенных международными организациями и научным сообществом. Цель рейтинга – выделение лидеров и аутсайдеров устойчивого развития среди российских городов для определения потенциала роста и повышения конкурентоспособности

Исследование «Индекс цифровой жизни российских регионов» МШУ СКОЛКОВО дает количественное измерение прогресса цифровизации российских городов. Отдельное измерение развития спроса и предложения позволяет выявить разрывы между ними, намечая области возможного действия для бизнеса и администраций. В фокусе исследования 15 городов России с населением более 1 млн. человек, волны измерений были проведены в конце 2014 и 2015 г.

Индекс развития общественной инфраструктуры российских городов Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ формируется в 2017 года с перспективой ежегодного обновления. Инструмент мониторинга текущего состояния и сформированных условий развития инфраструктуры, оценки качества проводимой городской политики для подготовки рекомендаций для органов местного самоуправления по совершенствованию политики в области градостроительного, социально-экономического, территориального и пространственного развития городов.

Рейтинговое агентство «РИА-Рейтинг»

Рейтинг регионов РФ по качеству жизни

Рейтинг строится на основе комплексного учета показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в различных социальных сферах. При расчете рейтинга проводился анализ 72 показателей, которые объединены в 11 групп: уровень доходов населения; занятость населения и рынок труда; жилищные условия населения; безопасность проживания; демографическая ситуация; экологические и климатические условия; здоровье населения и уровень образования; обеспеченность объектами социальной инфраструктуры; уровень экономического развития; уровень развития малого бизнеса; освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.

Позиции субъектов РФ в итоговом рейтинге определялись на основании интегрального рейтингового балла, который рассчитывался путем агрегирования рейтинговых баллов регионов РФ по всем анализируемым группам. Рейтинговый балл группы определялся путем агрегирования рейтинговых баллов показателей, входящих в группу.

Первые позиции в рейтинге за 2016 год занимают Москва и Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Белгородская область, Воронежская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Липецкая область и Тюменская область. В рейтинге за 2015 год большинство этих регионов также входили в первую десятку. Качество жизни регионов первой десятки во многом определяется развитостью экономики и социальной сферы, а также благоприятными природно-климатическими условиями.

Рейтинг социально-экономического положения регионов

Рейтинг строится на основании комплексного анализа социально-экономической ситуации в субъектах РФ. При составлении рейтинга используются только численные показатели официальной статистики. В рейтинг включены все 85 субъектов РФ.

Анализируемые при формировании рейтинга показатели можно условно разделить на четыре группы: показатели масштаба экономики, показатели эффективности экономики, показатели бюджетной сферы, показатели социальной сферы. Рейтинг строится путем ранжирования субъектов РФ в порядке убывания по значению интегрального рейтингового балла. Рейтинговый балл по каждому показателю рассчитывается в интервале от 1 до 100. Интегральный рейтинг определяется как среднее геометрическое рейтинговых баллов всех анализируемых показателей.

Семейство рейтингов фундаментальной (эколого-энергетической) эффективности предприятий, компаний, регионов и стран мира

Методология публична (размещена на сайте) и не меняется с 2007 года. На основе данных по продукции (П), потреблению энергии (Э), воздействию на среду (В), для интегрального отражения которого использованы 6 показателей (вода, стоки, выброс, выхлоп, отходы, земля) измеряют фундаментальный КПД производства.
Завод затратил энергию, получил полезную продукцию и бесполезные, а то и вредные для природы отходы. Их соотношение и дает эко-энергетическую эффективность. НЕ-эффективность отражает соотношение отходов (воздействий) и энергии.

Рейтинг регионов сравнивает предприятия реального сектора, работающие в каждом регионе России. Интегральная оценка отражает способность экономики работать с низким воздействием на среду, экономным расходом ресурсов и энергии, минимальными потерями устойчивости экосистем, с ростом продукции на единицу затрат ресурсов и высоким раскрытием экологической отчетности региональным бизнесом.

Источником данных являются ответы компаний на одностраничную анкету Интерфакс-ЭРА, раскрытие энерго-ресурсопотребления в годовых отчетах (инициировано Интерфаксом в 2011 году), обоснования тарифов регулируемых видов деятельности, нефинансовая отчетность (стандарт GRI), госдоклады по энергоэффективности и о состоянии окружающей среды (в т.ч. региональные). Пробелы в показателях заполняются путем подбора ближайших аналогов по специальным алгоритмам. Сейчас массив данных отражает эффективность около половины реального сектора страны (от 3 до 90% в зависимости от отрасли) за период с 2005 года, что достаточно для репрезентативных сравнений и анализа.

Целью Интерфакс-ЭРА является включение механизмов саморегулирования бизнеса за счет объективных сравнений энергетической и экологической эффективности разных типов производства, как между отраслями, так и с ближайшими аналогами внутри одной отрасли. С 2016 года для предприятий реального сектора России и Казахстана создана система бенчмаркинга. На сайте Интерфакс-ЭРА приведена инфографика 5000 предприятий, в т.ч. бенчмаркинговые сравнения эффективности каждого предприятия с тридцатью его ближайшими технологическими аналогами.

Рейтинги и бенчмаркинг эффективности Интерфакс-ЭРА это объективный управленческий инструмент, позволяющий независимо оценивать ход технологических модернизаций, выполнение корпоративных и региональных программ энергоэффективности, верифицировать порой глубоко ошибочные мнения об экологической безопасности или энергоэффективности разных способов производства, строительства и транспорта, в т.ч. реализуемых в регионах с разной устойчивостью природной среды.

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»

Экологический рейтинг субъектов РФ

Рейтинг составляется с апреля 2008 года и выходит четыре раза в год. Цель проекта – осуществление общественного мониторинга и сравнительная оценка регионов Российской Федерации в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды. Идеология рейтинга сформирована с учетом принципов устойчивого развития в соответствии с Декларацией Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.).

Рейтинг отражает актуальное состояние экологии в субъектах РФ на отчетный период, поскольку в основу его расчета берутся оперативные данные об экологически значимых событиях, происшествиях и проблемах. Таким образом, расчет рейтинга производится в режиме on-line, в отличие от других рейтингов, где учитываются данные прошлых лет и на обработку данных уходит минимум несколько месяцев. Методика призвана стимулировать региональные власти, хозяйственные субъекты, граждан к сотрудничеству в предоставлении информации. В случае, если информацию об экологически важных событиях, происшествиях невозможно было получить из открытых источников, то субъекту ставятся минусы по решению экспертной группы. Также субъекту ставятся минусы, если субъект проигнорировал и не предоставил запрашиваемую информацию в сфере экологии.

В числе индикаторов природоохранного индекса атмосфера, водные ресурсы, земельные ресурсы, ООПТ, биоресурсы и климат. Среди индакторов социально-экологического индекса среда обитания, власть, гражданское общество, закон и порядок, информационно-психологический климат, образование и культура, ЖКХ. В числе индикаторов промышленно-экологического индекса промышленная среда, твердые бытовые отходы, наука и инновации, промышленные отходы, продукция и услуги, экологическая модернизация и ответственность бизнеса.

Для возможности сравнения регионов, соотношение положительных и отрицательных оценок автоматически переводится в 100-балльную шкалу, расчет рейтинга производится online на основе единой математической модели для всех субъектов РФ.

WWF России (Всемирный фонд дикой природы)

Экологический след и биоемкость

Составные части экологического следа:

Углеродый след. Выбросы СО2, образующиеся при использовании ископаемого топлива для выработки энергии, в транспорте, и других энергоемких производствах, переведенные в площадь биологически продуктивных территорий (таких как леса), способных их поглотить.

Рыбопромысловые зоны. Морские и пресноводные акватории, используемые для вылова водных организмов (рыбы и морепродуктов).

Эколого-экономический индекс регионов

Целью индекса является расчет комплексного показателя – Эколого-экономического индекса, который адекватно отражает экологическую ситуацию в регионах РФ и эколого-экономическую устойчивость их развития. Индекс рассчитывается на основании анализа экологических, экономических и социальных индикаторов.

Широко используемый индикатор ВРП не может претендовать на роль исчерпывающего показателя, характеризующего вектор развития того или иного субъекта РФ. Рассматривать траекторию экономики региона в отрыве от того, насколько, эффективно используются природные ресурсы, каков ущерб окружающей среде от экономической деятельности человека, какой объем богатства будет создан для будущих поколений, а не безвозвратно «проеден» в результате текущей деятельности, было бы неверно.

Скорректированные чистые накопления, включающие основной, природный и человеческий капиталы, являются основой национального богатства, на основании оценки которого производится сравнение регионов по устойчивости экологического развития. По сути, индекс скорректированных чистых накоплений является эколого-экономическим индексом.

Эколого-экономический индекс (Индекс скорректированных чистых накоплений – ИСЧН ) рассчитывался как отношение скорректированных чистых накоплений к ВРП

Рейтинг инновационного развития субъектов РФ

Начиная с 2012 г. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) на регулярной основе выпускает Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. В предыдущих трех выпусках были представлены индексы за 2008, 2010, 2012 и 2013 гг.

В основе данной серии аналитических докладов лежит оригинальная система количественных и качественных показателей инновационного развития регионов, опирающаяся на результаты многолетних исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и отвечающая современным статистическим стандартам, применяемым как в российской государственной статистике, так и в практике ведущих зарубежных стран и международных организаций (ОЭСР, Евростата и др.) В ее состав также были интегрированы индикаторы, используемые в аналогичных разработках Европейской комиссии (Regional Innovation Scoreboard).

Российский региональный инновационный индекс (РРИИ) рассчитывается с использованием 37 показателей, сгруппированных в четыре тематических блока и обеспечивающих возможность расчета соответствующих субиндексов: «Социально-экономические условия инновационной деятельности» (ИСЭУ), «Научно-технический потенциал» (ИНТП), «Инновационная деятельность» (ИИД) и «Качество инновационной политики» (ИКИП). По каждому из указанных суб- индексов проводится ранжирование субъектов Российской Федерации.

Рейтинг инновационного развития представляет собой результат ранжирования регионов в порядке убывания значений РРИИ за 2014 г. Регионы распределяются на основе кластерного анализа по четырем группам исходя из величины интегрального показателя.

Индекс развития общественной инфраструктуры российских городов

Индекс развития общественной инфраструктуры российских городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек, рассматривается как индикатор, определяющий состояние и современные тенденции качества городской среды, инструмента принятия оперативных управленческих решений и разработки программ развития инфраструктуры в российских городах.

Методика расчета Индекса строится на сочетании физического и экспертно-оценочного подходов к оценке общественной инфраструктуры.

Разработка системы показателей для расчета индекса развития общественной инфраструктуры производилось на основании анализа сложившихся отечественных и зарубежных подходов к оценке городского развития и развития общественной инфраструктуры.

Формируемый индекс развития общественной инфраструктуры призван оценивать:

текущее состояние в развитии инфраструктуры в городах;

сформированные в городах условия развития инфраструктуры и качество проводимой городской политики, в том числе налаженный бизнес-климат и характер установленных взаимоотношений между бизнесом и органами власти;

удовлетворенность жителей городов качеством инфраструктуры и предоставляемых услуг;

спрос и предложение на инфраструктурные услуги со стороны всех заинтересованных сторон;

экономический потенциал инфраструктуры.

Рейтинг устойчивого развития городов РФ

Рейтинг УР строится для 179 городов Российской Федерации с населением свыше 100 тыс. человек (всего в России 1112 городов). В январе 2017 года вышел четвертый выпуск рейтинга, построенный на основе данных за 2015 год.

Позиции городов в рейтинге определены на основе 31 показателя, оценивающего три основные области устойчивого развития: экономическую, экологическую и социальную (включая демографическую). Все первичные данные для построения рейтинга УР городов находятся в открытом доступе, методика является прозрачной.

В экономическом блоке показателей оцениваются состояние промышленности, объем инвестиций, состояние рынка труда, уровень доходов населения, экономическая эффективность деятельности предприятий, сбалансированность муниципальных бюджетов. Состояние городской инфраструктуры оценивается с помощью показателей, характеризующих состояние жилищного фонда города, темпы ввода жилья, эффективность системы теплоснабжения и уровень развития общественного транспорта, что является крайне важным особенно для крупных городов. Оценка состояния экологической среды в городе учитывает состояние атмосферного воздуха и экологическую эффективность деятельности предприятий. Для оценки демографической ситуации используются показатели прироста населения и демографическая нагрузка. Оценка состояния социальной инфраструктуры учитывает доступность образовательных и медицинских услуг, уровень безопасности в городах.

Краткие итоги Рейтинга устойчивого развития городов России за 2015 год:

Двадцать городов лидеров рейтинга можно условно разделить на четыре группы: столицы (Москва, Санкт-Петербург) и крупнейшие города Урала и Поволжья (Екатеринбург, Пермь, Казань); динамично развивающиеся региональные центры (Тюмень, Краснодар, Ставрополь); центры нефтегазовой промышленности (Сургут, Нижневартовск, Новый Уренгой); ряд городов Московской области (Красногорск, Мытищи, Домодедово, Химки).

В двадцатку городов, занявших самые низкие позиции в рейтинге УР, вошли моногорода Урала и Западной Сибири (Прокопьевск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Первоуральск, Нижний Тагил и др.), города Крыма и Северного Кавказа (Хасавюрт, Феодосия, Ялта).

Анализ изменения положения городов в рейтинге УР с 2012 по 2015 год показал, что позиции основной части городов (87 %) изменились незначительно. Заметно изменились позиции лишь каждого пятого города: так, для 20 городов (13% выборки) положение в рейтинге УР изменилось в пределах 30‒50 позиций, а для двух городов – даже более чем на 50 позиций.

Анализ динамики результатов рейтинга за несколько лет показал, что чем более сбалансированным является город с точки зрения экономического, социального и экологического развития, тем более стабильно он развивается в период экономического спада, и имеет более высокий потенциал развития в период экономического роста в России.

Московская школа управления «Сколково»

Индекс цифровой жизни российских регионов

Исследование «Индекс цифровой жизни российских регионов» Московский школы управления СКОЛКОВО дает количественное измерение прогресса цифровизации российских городов, охватывая ключевые аспекты современной городской жизни: транспорт, финансы, розничную торговлю, здравоохранение, образование, СМИ и администрацию. Отдельное измерение развития спроса и предложения позволяет выявить разрывы между ними, намечая области возможного действия для бизнеса и администраций. Фокусом исследования стали 15 городов России с населением более 1 миллиона человек, волны измерений были проведены в конце 2014 и 2015 г. г.

Для современной ситуации в России характерно существенное различие в экономических возможностях «столицы» (Москвы) и большинства регионов, определенные диспропорции наблюдаются и в проникновении цифровых технологий: если в Москве Интернетом регулярно пользуются более 90% населения, то в Перми или Волгограда – чуть более 70%. При этом российские города–миллионеры достигли уровня цифровизации, позволяющего ожидать появление целостных многомерных экосистем в цифровой экономике. Исследование показывает, что ресурсные возможности регионов в большой степени определяют развитие цифрового предложения, но очень мало влияют на цифровой спрос. Последний, однако, значимо связан воспринимаемым качеством жизни в регионе.

Лидерами в цифровизации являются Екатеринбург, Санкт-Петербург и Москва, на четвертое и пятое места в 2015 г. вышли Казань и Новосибирск, обогнав Пермь, Красноярск и Самару. Отстающими остались Волгоград и Воронеж, самым динамично развивающимся городом в 2014-2015 г. г. стал Ростов-на-Дону.

К числу измерений городской жизни, в которых наиболее динамично развиваются процессы цифровизации, относятся здравоохранение, образование и администрация. СМИ стали единственным измерением, где улучшилось соответствие спроса и предложения. В то же время было отмечено значительное сокращение регионального цифрового предложения в области финансов в силу экономической стагнации и политики национального регулятора, нацеленной на укрупнение банков, в результате которой ряд небольших банков с развитым цифровым сервисом ушел с рынка.

Важным результатом разнонаправленной динамики спроса и предложения оказалось снижение корреляции между ними, которое наблюдалось в 10 из 15 городов, причем в семи случаях изменение было драматичным. Лишь в двух городах – в Москве и С. Петербурге – был отмечен значительный рост корреляции. Нарастающий разрыв корреляции спроса и предложения является выражением относительной слабости местной цифровой предпринимательской инициативы и нечувствительности федеральных сетевых игроков (банков, ритейлеров и т. д.), а также местных администраций к особенностям местного спроса.

Исследованием подтверждена существенная связь между развитием цифрового спроса и интегральным качеством жизни в регионе. Насыщение региональной цифровой жизни становится важным инструментом конкуренции регионов за человеческий капитал, наиболее дефицитный ресурс экономики 21-го века. Обеспечение «цифровой конкурентоспособности» регионов в глобальном масштабе можно считать одной из важных задач стратегического социально-экономического развития в ближайшее десятилетие. Как показывает представленный Индекс, центр тяжести решения данной задачи находится на стороне предложения: стране необходима живая, конкурентная, локализованная культура цифровых бизнесов, отвечающих на запросы потребителей через многомерные экосистемы с множественными сетевыми эффектами.

Ассоциация «Национальная сеть Глобального Договора» (сеть ГД ООН в РФ)

Участники Глобального договора – прогрессивно мыслящие бизнес-лидеры, берущие на себя ответственность перед обществом сверх той, что установлена законами. Это тот бизнес, который задает новые стандарты деловой практики, предлагает новые формы участия в жизни общества и в процессах социально-экономического развития территорий. Диалог в рамках ГД ООН и дружественных ему международных программ предполагает обсуждение и поиск оптимальных моделей устойчивого развития и повышения качества жизни с учетом современных международных стандартов и глобальных факторов.

Глобальный договор – одна из площадок, позволяющая успешно интегрировать Россию в общемировые процессы в сфере устойчивого развития. Благодаря внесению тематики ГД ООН в региональную повестку стимулируется экологическая и социальная ответственность бизнеса в целом, повышается эффективность взаимодействия бизнеса, государства и общества в интересах устойчивого развития. Международная деятельность регионов – это новые возможности для презентации регионов, повышения их инвестиционной привлекательности, узнаваемости их лучших практик, развития партнерских связей, притока новых сил и специалистов.

В этой связи Ассоциация «Национальная сеть Глобального договора» при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Министерства экономического развития, Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей приступила к реализации пилотных вариантов региональной программы продвижения ценностей Глобального договора ООН в сфере устойчивого развития и приглашает к сотрудничеству заинтересованные регионы, представителей бизнес-сообщества и экспертов.

Основные цели и задачи региональной программы

1. Вовлечение регионов России в общемировые процессы в сфере УР;

2. Интеграция регионального российского бизнеса в международные инициативы в сфере УР, охраны окружающей среды, корпоративной социальной и экологической ответственности;

3. Содействие реализации с участием регионов России международных соглашений и программ в области устойчивого развития (ЦУР и др.);

4. Продвижение принципов и ценностей социальной ответственности и устойчивого развития на региональном уровне, объединение усилий бизнес-сообщества и гражданского общества для решения проблем устойчивого социально-экономического развития регионов России.

5. Поиск и внедрение новых форм международного сотрудничества регионов в интересах устойчивого развития России;

6. Обсуждение и формирование оптимальных моделей устойчивого развития территорий и повышения качества жизни граждан России;

7. Интеграция десяти основополагающих принципов ГД ООН и ценностей УР в стратегии ведения бизнеса, деловую практику компаний и организаций;

8. Создание условий для широкого обмена информацией и опытом в сфере применения основных принципов УР и корпоративной социальной ответственности, организация дискуссий по ключевым темам устойчивого развития регионов;

9. Инициирование долгосрочных проектов и программ в целях содействия устойчивому развитию регионов.

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА)

Индекс финансового стресса ACRAFSI

Индекс финансового стресса АКРА (ACRA FSI) оценивает близость финансовой системы России к состоянию кризиса. Значения Индекса нормируются от 0 до 10 п. Максимальное значение Индекса было зафиксировано 28.01.2009, и это говорит о максимальном стрессе. Значения выше 2,5 п. принято считать финансовым кризисом.

При определении финансового стресса выделяется пять проявлений кризиса: неопределенность в фундаментальных ценах активов, недостаток информации о мотивах и текущем состоянии других участников рынка, асимметрия информации, «бегство в качество» и «бегство в ликвидность». Для расчета ACRA FSI используются и экономические (инфляция, курс, цены на нефть и т.д.) и финансовые (ставки по корпоративным облигациям, волатильность фондового рынка и т.д.) показатели, увеличение или уменьшение которых говорит о росте одного или нескольких проявлений финансового стресса.

Сейчас Индекс примерно равен единице, что говорит об относительной финансовой стабильности. Тем не менее, стабильность российской финансовой системы пока не достигла докризисных уровней: среднее значение ACRA FSI за первый квартал 2017 года выше, чем за 2010-2013 гг.

Индекс обновляется ежедневно и публикуется на сайте АКРА в 17:00 по московскому времени (www.acra-ratings.ru/research/index). Более подробно ознакомиться с методикой расчета Индекса и последними исследованиями на его основании также можно на сайте АКРА.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *