рейтинг угольных фильтров салона
11 лучших салонных фильтров
В наш рейтинг попали многослойные фильтры для тонкой очистки загазованного воздуха мегаполиса и бюджетные предложения для механической фильтрации.
Лучшие бумажные салонные фильтры
Подобные модели отличаются невысокой стоимостью и простой структурой. Они предохраняют салон от проникновения внутрь насекомых и пыли. Для повышения качества фильтрации и продления срока службы могут обрабатываться специальными составами.
PIAA AIRY-C AC-102E
Материал изготовления фильтра пропитан аскорбиновой кислотой. Благодаря этому проходящий через бумагу воздух насыщается витамином C, который поступает в салон и в организм пассажиров и водителя в молекулярном состоянии. Это способствует повышению иммунитета и благотворно сказывается на состоянии кожи.
Наличие электретных волокон в составе очистителя обеспечивает удержание мелкодисперсной пыли на его поверхности. Фильтр не теряет характеристик на протяжении длительного времени, что позволяет проехать более 10000 километров без его замены.
PIAA AIRY-C AC-102E стоит приобрести для использования в мегаполисе, особенно в сезон простуд и вирусных инфекций.
VIC AC-406E
Выступы на раме способствуют более надежной фиксации кассеты после установки. Фильтр поглощает и останавливает пыль и крупные частицы мусора не только в глубине своей структуры, но и на поверхности.
При размерах 250х102 мм толщина составляет 17 мм. Возможность быстрого снятия бумажного элемента позволяет заменить его при необходимости или очистить от осевших загрязнителей для продления срока эксплуатации.
VIC AC-406E предназначен для поглощения песчаной пыли в условиях бездорожья.
Bosch 1987435002
Специальные выступы для захвата упрощают установку фильтра Bosch в посадочное место. Жесткая рамка не подвержена сгибанию, что исключает вероятность неправильного монтажа модели и возникновения щелей.
Размеры фильтра — 258х224 мм, толщина 35,5 миллиметра. Бумага высокой плотности не боится мощных воздушных потоков и обладает устойчивостью к разрыву. Это продлевает срок службы очистителя в сложных условиях эксплуатации.
Фильтр Bosch будет полезен при езде в любых условиях. Надежный выбор для владельцев автомобилей Skoda, Audi, SEAT, Volkswagen.
Sakura CA11380
Модель обладает жесткой рамой, препятствующей деформации фильтрующего материала и обеспечивающей плотное прилегание к посадочному месту. Это исключает вероятность образования щелей и пропускания пыли.
Размеры фильтра 214х185 мм, толщина — 29 миллиметров. Волнообразная структура с узким шагом останавливает крупные частицы, ворс, пух и иные загрязнения еще до попадания в фильтр.
Sakura CA11380 рекомендован при активной эксплуатации автомобиля в городе. Это недорогой фильтр для моделей Lexus, Toyota, Daihatsu.
Лучшие противоаллергенные салонные фильтры
Особенностью таких моделей является наличие дополнительных защитных слоев фильтрующего материала. Они задерживают пыльцу, споры грибов и иные мелкие частицы, способные вызвать аллергическую реакцию у водителя и пассажиров.
RAF Filter RF004BMY
Главной особенностью модели является применение трех фильтрующих слоев. Их различная плотность и структура обеспечивает высокий уровень защиты от дорожной пыли, спор плесени, неприятных запахов, вредоносных микроорганизмов и пр.
При размерах 245х205х30 мм весит фильтр 238 граммов. Независимые клинические исследования по стандарту ISO/YS 1155-1 показали, что очиститель способен задержать до 98,4% частиц размером от 5 до 10 микрометров.
RAF Filter рекомендован Институтом иммунологии России. Проверенное решение для тонкой очистки воздуха, поступающего в салон.
Mann-Filter FP 8430
Тонкая пластиковая рама препятствует деформации фильтрующего элемента после установки. Специальные отверстия для креплений способствуют надежной фиксации модели, что исключает риск проникновения частиц пыли через образующиеся щели.
При размерах 813х122 мм толщина фильтра 20 миллиметров. Материал обработан с применением полифенолов для защиты от агрессивного воздействия аллергенов и химикатов. Достигаемый фунгицидный эффект гарантирует разрушение структуры клеток грибков, препятствуя их росту.
Mann-Filter FP 8430 хорош для мегаполиса и предназначен для автомобилей BMW.
Filtron K1200A-2X
Фильтрационный материал этой модели обладает высокой стойкостью на разрыв и не боится работы в сложных условиях. Широкие уплотнения препятствуют возникновению зазоров после установки в посадочное место.
Габариты кассеты 254х134х40 мм, вес — 0,22 кг. Жесткая рамка обеспечивает быстрый монтаж и предохраняет очиститель от деформации. Фильтр способен устранять неприятные запахи и защищает от попадания в салон наиболее мелких аллергенных частиц: цветочной пыльцы, спор грибов и пр.
Filtron K1200A-2X подойдет для различных условий использования. Это недорогой фильтр, предназначенный для машин концерна Mercedes-Benz.
Лучшие угольные салонные фильтры
Модели этого типа отличаются прочностью и надежностью. Их рабочие элементы обладают дополнительными слоями с гранулами активированного угля. Помимо очистки воздуха от пыли и загрязнителей, такие фильтры абсорбируют вредные газы и нейтрализуют неприятные запахи.
Mann-Filter CUK 22000-2
Нетканый материал фильтрующего элемента CUK обладает высокой стойкостью к разрывной нагрузке. Слой активированного угля эффективно поглощает вредные выхлопы и препятствует распространению неприятного запаха в салоне.
Дополнительная защита от твердых частиц гарантирует задержку до 100% загрязнителей: пыльцы, сажи, абразивных элементов и пр. Высокая плотность и толщина обеспечивают долгий срок службы очистителя. Можно проехать около 20 000 километров без его замены.
Mann-Filter CUK можно устанавливать на автомобили Mercedes-Benz, эксплуатируемых в условиях бездорожья или промышленных городах.
Mahle LAK 93
Одной из особенностей фильтра Mahle является толщина 30 мм, что позволяет ему задерживать большое количество загрязняющих частиц. Волнообразная структура с узким шагом не пропускает крупный мусор, продлевая срок эксплуатации фильтра.
Размеры рамки 204х297,5 мм, вес — 375 граммов. Наличие ламинированного слоя на обратной стороне предохраняет салон от попадания внутрь ворса и мелкой пыли с самого очистителя.
Mahle LAK 93 хорошо покажет себя при эксплуатации автомобиля в городских условиях. Фильтр подходит для моделей Audi и SEAT.
Delphi TSP0325178C
Жесткая кассета предохраняет фильтрующий материал от сгибания и повреждений. Она имеет открытую с одной стороны конструкцию, что обеспечивает плотное прилегание к стенке посадочного места автомобиля.
Размеры фильтра 183х179 мм, толщина — 27 миллиметров. Очиститель имеет удобный выступ, облегчающий захват и установку. Специальный механизм крепления гарантирует надежную фиксацию и предотвращает смещение после монтажа.
Delphi TSP0325178C способен заменить штатные фильтры различных производителей. Он подойдет для установки в автомобили Nissan Note, Renault Duster и др.
Corteco 80000406
Несмотря на небольшую толщину (22 мм), модель может похвастать высоким содержанием мелкофракционного угля. Это гарантирует эффективную фильтрацию загрязнителей и сохранение качественных показателей очистки на протяжении всего срока эксплуатации.
Установочные размеры кассеты — 236х100 мм. Плоские выступы на раме облегчают установку и надежно фиксируют очиститель, исключая риск его смещения, появление щелей и зазоров.
Corteco 80000406 предназначен для использования в сложных условиях. Доступный вариант для владельцев моделей Mazda.
Какой салонный фильтр лучше купить
Одним из важных показателей работы фильтра является коэффициент пропускания пыли. Он отражает отношение количества частиц загрязнителей к объему проходящего через материал воздуха.
Согласно общепринятым европейским стандартам, показатель пропускания не должен превышать 10%.
Стоит обратить внимание на структуру и плотность материала. Многослойные фильтрующие элементы способны задерживать мельчайшие частицы пыли. Однако чрезмерная плотность может привести к снижению КПД кондиционера и повышению шумности его работы. Оптимальное значение не должно превышать 800 г/м².
Не стоит забывать и о весе кассеты. Многосоставные и прочные элементы могут иметь массу от 500 граммов. Это указывает не только на их плотность, но и на высокое содержание дополнительных очищающих компонентов. Фильтры весом менее 200 г обычно оказываются совсем неэффективными.
Коэффициент аэродинамического сопротивления фильтра определяет эффективность пропускания воздушной массы. Советуем к приобретению модели, соответствующие значению в пределах 40-50 миллиметров водяного столба. Как правило, сопротивление бывшего в эксплуатации фильтра в 3-4 раза выше.
Обычно очиститель требует замены после преодоления автомобилем расстояния свыше 10-15 тысяч километров. О необходимости внеплановой установки нового элемента может сигнализировать ряд признаков: неприятный запах в салоне, сильная запыленность дефлекторов обдува, сбои в работе вентиляции, частое запотевание стекол.
10 лучших производителей салонных фильтров
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Салонные фильтры – элементы системы кондиционирования, которые очищают проточный воздух от вредных примесей. В современной экологической обстановке такие фильтры являются неотъемлемым атрибутом автомобиля, поскольку помогают создать комфортабельную воздушную среду в салоне, оберегая здоровье водителя и пассажиров от воздействия токсинов.
Ещё совсем недавно ажиотаж вокруг салонных фильтров был не так велик, а их изготовлением занималось не более 20 компаний по всему миру. Сегодня их число выросло примерно в 5 раз, однако стандарты качества удается выдержать далеко не всем. В связи с этим команда журнала Expertology подготовила рейтинг самых лучших фирм-производителей салонных фильтров, основанный на отзывах потребителей и круга штатных экспертов. Основными критериями оценивания стали:
Как выбрать салонный фильтр
Выбор салонного фильтра для авто – это весьма сложный процесс, который не имеет ориентиров на стандартные показатели. Из-за специфики изделий очень сложно выделить ключевые характеристики, однако редакторам Expertology удалось собрать для вас 9 очень важных рекомендаций.
Какой салонный фильтр выбрать: угольный или обычный?
Обычный (противопылевой) фильтр
+ Малая стоимость покупки
+ Очищает воздух от спор, бактерий и цветочной пыльцы – гипоалергенный
+ Является барьером для крупного и мелкого мусора
+ Позволяет использовать вентилятор системы кондиционирования при движении по тоннелю или при простое авто в пробке
+ Предотвращает запотевание стекол
– Не блокирует запахи
– Не задерживает воздушные токсины
+ Хорошо устраняет посторонние запахи и нейтрализует летучие токсины
+ Способствует превращению озона в кислород
+ Обеспечивает тонкую очистку воздуха от вредных веществ практически в полном объеме (95-99%)
+ Аналогично обычному фильтру, предотвращает запотевание стекол и позволяет пользоваться кондиционером в ситуациях простоя авто и при движении по “закрытым” участкам дорог
Рейтинг лучших производителей салонных фильтров
Номинация | место | производитель | рейтинг |
Рейтинг лучших производителей салонных фильтров | 1 | Mann | 5.0 |
2 | RAF | 4.9 | |
3 | Knecht MAHLE | 4.8 | |
4 | DENSO | 4.7 | |
5 | BOSCH | 4.6 | |
6 | Corteco | 4.5 | |
7 | FRAM | 4.4 | |
8 | Fortech | 4.3 | |
9 | Filtron | 4.2 | |
10 | AMD | 4.1 |
Чешский салонный фильтр от Mann – лучшее, что есть в сегменте на данный момент. Компания всегда славилась очень качественным производством элементов для очистки технических жидкости и воздуха, так что наш вердикт не должен стать откровением. Идеальное сочетание рабочих характеристик и цены, низкого уровня брака и распространённости на рынке. Впрочем, давайте перейдём к цифрам.
Достоинства
Недостатки
RAF Filter – тот самый случай, когда коллаборация российских и китайских производителей-таки смогла навязать серьезнейшую конкуренцию сильнейшим мировым брендам. Их салонные фильтры нельзя назвать бюджетными: 950 рублей в среднем и второй показатель по дороговизне после DENSO. Причины этому две:
Во-первых, производители внедрили в фильтр целых 3 слоя: антибактериальный (он же противогрибковый), угольный и антиаллергенный, блокирующий различные возбудители. Не мудрено, что по итогам испытаний пропуск пыли этим фильтром оказался самым маленьким: всего 5,8%!
Во-вторых, средняя площадь фильтрующей шторы (0,203 квадратных метра) не стала проблемой для хорошего аэродинамического сопротивления. В загрязненном виде величина сопротивления в фильтре доходила до 139 миллиметров водного столба, что говорит об исправной задержке загрязнений имеющимися слоями.
Абстрагируясь от высокой цены, скажем: RAF – это бренд, достойный второго места в рейтинге.
Достоинства
Недостатки
Knecht MAHLE
Немецко-болгарское производство Knecht MAHLE подарило автосообществу немало очень качественных расходников, в том числе и салонные фильтры. По техническим показателям они практически идентичны японским DENSO, о чем вы убедитесь после приведённых результатов тестирования, однако европейский след даёт о себе знать (в плане более жестких стандартов качества).
Пропуск пыли в фильтре MAHLE составляет в среднем 8,1% при площади фильтрующей шторки в 0,248 квадратных метров – полное соответствие азиатскому аналогу, вплоть до мельчайших рабочих параметров. Единственная разница состоит в аэродинамическом сопротивлении в загрязненном виде – здесь оно равно 97 миллиметрам водного столба. Таким образом, можно заключить что этот кандидат на отрезке полной выработки ресурса выглядит чуть более убедительно, да и цена весьма радует покупателей. Однозначное третье место.
Достоинства
Недостатки
DENSO
Салонные фильтры от DENSO можно назвать “изделиями первого эшелона” – теми, кто преодолел отметку менее 10% пропуска пыли (если точнее, то 8,1%). Они дороже всех конкурентов по рейтингу, но со своими функциями справляются едва ли не лучше остальных. Средний ценник в 1200 рублей – лишнее тому доказательство. Правда, несмотря на это, по статистике продаж они лишь незначительно уступают немецким брендам (Bosch и Corteco).
Площадь поверхности фильтрующей шторы у стандартного фильтра DENSO составляет 0,248 квадратных метров – второй показатель после Corteco, домноженный на гораздо более высокое качество фильтрации. По сопротивлению всё также в порядке (90 миллиметров водного столба в загрязненном виде), что обуславливает свободное проникновение воздуха даже на исходе рабочего ресурса. По итогам обзора поставить на первое место японский бренд мы не можем, но четвертую строчку отдадим с большим удовольствием.
Достоинства
Недостатки
BOSCH
Пятое место Bosch в рейтинге обусловлено усреднением всех ключевых рабочих показателей и популярностью у потребителей. Правда, за громогласными заявлениями в духе «100% очистки вплоть до удаления микроорганизмов» прослеживается маркетинговая линия: немецкие производители и сами осознают, что таких показателей их продукция не осилит.
Стандартная площадь фильтрации салонных фильтров от Bosch составляет 0,244 квадратных метра. Это много, но тем интереснее, что коэффициент пропуска пыли получился достаточно большим и составил 11,1%, согласно полевым испытаниям. Зато безусловно порадовали показатели аэродинамического сопротивления фильтров до и после эксплуатации, равные 30 и 66 миллиметрам водного столба соответственно. Венчает общий высокий уровень изделия и приемлемая цена – в среднем около 600 рублей по текущему рынку.
Достоинства
Недостатки
Corteco
Ещё один немецкий бренд, выпускающий воздушные фильтры стабильно высокого качества. Средняя стоимость на продукцию от Corteco сравнимы с Bosch, равно как и баланс рабочих характеристик за небольшим расхождением. Рассматриваемый бренд делает большую ставку на увеличении площади фильтрации, чем и заманивает неразборчивых пользователей на свою сторону. По логике вещей, завышение этого параметра должно напрямую влиять на качество очистки…но зависимость не работает. 0,270 квадратных метров фильтрующей площади пропускает в среднем до 10,9% пыли, что характерно для середняков, но никак для полноценного лидера рейтинга.
А вот показатели сопротивления воздушному потоку у фильтров Corteco практически идеальны. В чистом и загрязненном состояниях этот показатель равен соответственно 30 и 77 миллиметрам ртутного столба – на фоне конкурентов компания уступает только вышеупомянутому Bosch. Да, никаких чудес этот бренд не преподносит, однако сбалансированность позволяет ему оставаться в числе заслуженных лидеров сегмента.
Достоинства
Недостатки
Салонный фильтр словенского производства, рабочие качества которого полностью соответствуют заявленной стоимости. Ждать от него многого не стоит, равно как и уповать на то, что его ресурса хватит на год использования. Как показывает практика, замену лучше проводить на исходе 8-го месяца, благо, что среднерыночные 400 рублей позволяют это делать.
Из технических показателей стандартных пакетных фильтров FRAM можно выделить 10,6% пропуска пыли при 0,198 квадратах площади рабочей шторки. Не самый лучший результат в рейтинге, но многих более востребованных соперников все же превосходит. А вот давление воздуха при загрязнении поднимается с номинальных 34 до 100 миллиметров водного столба, слегка затрудняя подачу на поздних этапах эксплуатации. Выглядят фильтры чуть хуже немецких аналогов, а посему седьмое место рейтинга будет весьма кстати.
Достоинства
Недостатки
Fortech
Салонные фильтры Fortech давно зарекомендовали себя в качестве стабильных элементов кондиционирования, ресурс которых рассчитывается на 1 год уверенной эксплуатации. На сегодняшний день наиболее ходовыми вариантами остаются угольные модели в различных типах исполнения – отечественные автомобилисты всё чаще предпочитают их оригинальным заводским фильтрам.
Из-за многообразия ассортимента очень сложно дать точную характеристику самому бренду – примерно 80% пользователей остаются довольны результатом, отмечая лишь незначительное уменьшение силы воздушного потока. По официальным сводкам проводимых исследований шторки принимают на себя примерно 91-93% пыли – остальное уходит в салон. Результат на фоне конкурентов неплохой, если бы не одно “но”. Оказавшись одним из самых популярных брендов, Fortech привлек к себе внимание компаний-фальсификаторов, активно снабжающих рынок второсортными подделками.
Достоинства
Недостатки
Filtron
Filtron – польский производитель фильтрующих элементов для систем топливоподачи и кондиционирования, продукция которого пользуется славой одной из самых бюджетных. Ассортимент фильтров включает в себя множество вариаций противопылевых и угольных моделей – с дополнительными перемычками, ребрами жесткости, увеличенными площадями шторок, сегментные и др.
Стандартный испытуемый образец от Filtron средней стоимостью 210 рублей показал весьма неожиданные результаты проверки: 9,8% пропуска пыли и 117 миллиметров водного столба давления в загрязненном виде. Правда, интервалы между сменами порой не превышают и 6-7 месяцев, что, в конечном итоге, нивелирует выгоду и возводит их в разряд обычных моделей.
Достоинства
Недостатки
AMD позиционируется как компания, выпускающая самую дешевую продукцию, за что ее очень не любят конкуренты и обожают пользователи. Средняя цена на их салонные фильтры составляет 200 рублей – это в три раза дешевле, чем у Corteco. Впрочем, удивляться нечему, особенно если взглянуть на показатели в реальной эксплуатации.
Площадь фильтрующей поверхности эталонного образца от AMD составляет 0,166 квадратных метров, при этом пропуск пыли характеризуется коэффициентом в 17,8%. Для сравнения, у Mann и RAF этот показатель составляет всего 5,9% – как говорится, комментарии излишни. Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд: аэродинамическое сопротивление новых фильтров AMD не превышает 31 миллиметр ртутного столба. Да, в связи со всеми обстоятельствами присвоить фирме высокое место не получается, но во многом благодаря низкой цене она всё же попадает в наш рейтинг.
Супертест десяти салонных фильтров в Лефортовском тоннеле и лаборатории: есть ли толк от активированного угля?
Первым серийным автомобилем, оснащенным салонным фильтром, был Mercedes-Benz S-класса серии W140 образца 1991 года. Теперь такие есть почти у всех машин. Но насколько они эффективны — и стоит ли переплачивать за более дорогие угольные? Мы решили проверить это на примере десяти образцов, предназначенных для седана Volkswagen Polo: два обычных фильтра и восемь — с активированным углем.
П роблемы начались еще на этапе приобретения в интернет-магазине. Дело в том, что салонные фильтры для Polo (они также подходят для автомобилей Skoda Fabia первых двух поколений, Seat Ibiza и Audi A1) бывают двух типоразмеров, отличающихся по ширине примерно на 5 мм, — в зависимости от модификации климатической установки. На седан, выпускаемый в Калуге с 2010 года, устанавливается «широкая» версия. А добрая половина купленных нами фильтров, включая оригинальные (!), несмотря на подбор по году выпуска автомобиля и типу кузова, оказались «узкими» — они попросту болтались в посадочном месте!
Оперативно купить переходную рамку (такая деталь есть в каталоге Фольксвагена) нам не удалось. Не смогли мы быстро приобрести и «широкие» фильтры марок Champion и BIG Filter. Поэтому первая десятка по результатам опроса читателей нашего сайта претерпела изменения: на испытания попали угольные фильтры фирм Bosch, Delphi, Filtron, Mahle, Mann+Hummel и Valeo, а честь пылевых «неоригиналов» отстаивал отечественный фильтр производства ООО ТД «ТСН-Авто». Плюс, само собой, пара оригинальных фильтров VW обоих типов — с дублирующей маркировкой micronAir (этот бренд принадлежит группе Freudenberg). А экзотику у нас представлял сделанный в Китае дорогущий (1500 рублей, дороже только «оригинал»!) антибактериальный фильтр российского бренда RAF.
Как и десять лет назад на тестах фильтров для автомобиля Ford Focus (АР №8, 2006), эффективность улавливания вредных газов мы решили проверять не в лаборатории, а в Лефортовском тоннеле Москвы. Получасовой заезд начинался с минутной паузы после десятисекундного орошения лобового стекла омывающей жидкостью на основе изопропилового спирта. В точке, предписанной ГОСТом 51206-2004, за правым ухом водителя, пиковую концентрацию токсичного изопропила, как и прочих вредных веществ, с точностью до микрограмма на кубический метр измеряли газоанализаторы. Но к пятому заезду я и без их помощи мог запросто определить, какой «салонник» улавливает пары омывайки, а какой нет. Унюхать трехкратную разницу между простым пылевым фильтром и хорошим угольным смог бы любой не страдающий насморком!
Показательно, что фильтры, хорошо улавливающие изопропанол, отлично справляются и с куда более вредным веществом — диоксидом азота (второй класс опасности). Качественный активированный уголь снижает концентрацию NO ₂ в 25—100 раз: с фильтрами Mann+Hummel, Bosch, Mahle и micronAir («оригинал») воздух в салоне Polo соответствовал даже строжайшим американским нормам — менее 0,01 мг на кубический метр!
Кстати, более либеральные европейские и российские ПДК по диоксиду азота (0,04 мг/ м³ ) с простыми пылевыми фильтрами оказались превышены лишь втрое, а не в четыре—пять раз, как десять лет назад. А несгоревших углеводородов СН, составляющих вместе с диоксидом азота основу городского смога в Лефортовском тоннеле, нынче стало в шесть раз меньше по сравнению с предыдущим тестом. Большинство салонных фильтров с активированным углем урезают их концентрацию вдвое: прокололись здесь только изделия марок RAF и Filtron.
А опаснейшего формальдегида мы на этот раз не обнаружили вовсе. Что подтверждает данные Мосэкомониторинга: воздух в Москве и впрямь становится чище — благодаря в первую очередь росту доли автомобилей, чей выхлоп соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5.
Для тех, кто думает, что возможностей «салонника» хватит всего на несколько часов, мы специально протестировали еще и бывший полгода в употреблении угольный фильтр Mann+Hummel (пробег по Москве и области 6000 км). Он фильтровал диоксид азота хоть и менее эффективно, чем новый, но не хуже изделий Valeo и Delphi. Кроме того, многие автопроизводители уже несколько лет нормируют ресурс угольных фильтров именно по этому вредному веществу: за весь срок службы «салонник» обязан поглотить не менее двух граммов диоксида азота. На практике это означает примерно тысячу часов в душегубке Лефортовского тоннеля!
Тест на пылеемкость, сопротивление потоку и степень фильтрации частиц размером до 0,3 мкм по международной методике ISO/TS 11155-1 для нас согласились сделать в лаборатории ООО «БИГ Фильтр». Так как изделий этой фирмы не было в нашей десятке, сомневаться в корректности испытаний оснований не было. Кстати, BIG Filter работает с Фольксвагеном: здесь делают модуль впуска для двигателей CFNA и ЕА 211 объемом 1,6 л калужской сборки.
Первый раунд, проверка сопротивления потоку при расходе воздуха 300 м³ /ч, остался за простыми пылевыми фильтрами: ТСН и micronAir («оригинал») создают противодавление всего в 14 и 18 Па соответственно, тогда как, чтобы «продавить» Mahle или Mann+Hummel, требуется 32—33 Па. Хотя на практике это не имеет существенного значения: замер скорости потока из дефлекторов на автомобиле показал, что со всеми десятью фильтрами она разнится не более чем на 5%.
Второй раунд — проверка эффективности фильтрации при тех же 300 м³ /ч расхода воздуха. Самыми «дырявыми» оказались инновационный антибактериальный RAF (51% частиц летит в салон!), дешевый ТСН, пропускающий мимо 38% пыли, и, увы, породистый Valeo (42%). Остальные семь фильтров в воздухе после себя оставляли не более 22% частиц размером 0,3 мкм.
Ну а третий раунд — ресурс. Он определяется по массе пыли в граммах, осевшей на фильтре до того момента, как его сопротивление потоку возрастет до 200 Па. И здесь ТСН (18,3 г), RAF (21,5 г) и Valeo (27,5 г), выражаясь боксерским языком, легли окончательно. Их ресурс в полтора—три раза ниже, чем у фильтров Mahle, Mann+Hummel и Bosch, вобравших в себя более 42 г пыли! Но еще хуже для поклонников фильтров без активированного угля, что даже оригинальное конвейерное изделие (micronAir) обладает пылемкостью всего 27 граммов. Иными словами, его нужно менять в полтора раза чаще, чем хороший угольный «салонник»!
Итоги же таковы. Активированный уголь — это не маркетинговый обман, а реально работающая вещь, когда речь идет о качественных фильтрах именитых фирм. Да, он не улавливает угарный газ и другие вредные вещества с малым размером молекул. Но для борьбы с ними во многих современных автомобилях есть датчики качества воздуха, управляющие заслонкой рециркуляции в автоматическом режиме. Такими мультисенсорами (они реагируют не только на превышение ПДК угарного газа) нынче комплектуют не только Мерседесы и BMW, но и некоторые демократичные модели гольф-класса — например, Шкоду Октавию (с двухзонным климат-контролем).
Испытания доказали, что с салонными фильтрами правило «Не думай и бери оригинал!» не работает: «придворный» micronAir оказался по некоторым позициям похуже изделий других именитых фирм. В нашем случае лучшими были угольные Mahle, Mann+Hummel и Bosch.
Редакция не занималась проверкой подлинности закупленных образцов.
Некоторые результаты испытаний салонных фильтров по методике ISO/TS 11155-1 | ||||
---|---|---|---|---|
Фильтр | Скорость потока из дефлекторов, м/с | Сопротивление потоку, Па | Эффективность фильтрации, % | Пылеемкость, г |
ТСН | 4,09 | 14 | 61,7 | 18,3 |
Bosch | 4,13 | 26 | 79,7 | 42,6 |
Delphi | 3,96 | 28 | 78,9 | 37,3 |
Filtron | 4,12 | 27 | 78,9 | 27 |
Mahle | 4,05 | 32 | 79,9 | 47,2 |
Mann | 4,15 | 33 | 79,9 | 46,8 |
RAF | 3,97 | 18 | 48,7 | 21,5 |
Valeo | 4 | 25 | 58,3 | 27,5 |
Volkswagen (угольный) | 3,99 | 27 | 79,3 | 40,7 |
Volkswagen (пылевой) | 4,09 | 18 | 79,3 | 27 |
Некоторые результаты испытаний салонных фильтров в Лефортовском тоннеле | ||||
---|---|---|---|---|
Фильтр | Масса фильтра, г | Углеводороды (метан-гексан), мг/ м³ | Диоксид азота, мг/ м³ | Спирты (изопропанол), мг/ м³ |
ТСН | 98,2 | 2,95 | 0,111 | 1350 |
Bosch | 308,7 | 1,42 | 0,001 | 424 |
Delphi | 226,6 | 1,45 | 0,036 | 952 |
Filtron | 146,7 | 3,03 | 0,059 | 800 |
Mahle | 290,6 | 1,57 | 0,004 | 340 |
Mann | 306,2 | 1,61 | 0,004 | 532 |
RAF | 164,4 | 3,19 | 0,087 | 1143 |
Valeo | 157,7 | 1,43 | 0,035 | 630 |
Volkswagen (угольный) | 263,7 | 1,41 | 0,008 | 763 |
Volkswagen (пылевой) | 81,9 | 3,04 | 0,1 | 1300 |
Б/у фильтр (Mann) | 328,4 | 3,13 | 0,019 | 704 |
Без фильтра | 0 | 3,21 | 0,134 | 1378 |
Микропоры активированного угля адсорбируют из воздуха крупные молекулы токсичных газов: диоксида азота, легких углеводородов (метан, пропан, бутан, пентан), ароматических углеводородов (бензол, толуол, ксилол) и паров спирта (как метилового, так и изопропилового).
Об опасности «кровяных ядов», угарного газа и моноксида азота NO, знают все: они связывают гемоглобин крови и делают невозможным перенос кислорода. Но СО и NO салонные фильтры не удерживают: их небольшие по размерам молекулы свободно проскакивают сквозь них. Для более глубокой очистки воздуха должны применяться достаточно сложные и громоздкие каталитические системы, установка которых в легковом автомобиле сильно затруднена (такими системами очистки воздуха оснащены, например, кабины карьерных самосвалов).
Простые системы кондиционирования не снижают содержание загрязняющих веществ внутри салона, а лишь создают ложную иллюзию безопасности: комфортны только температура и влажность воздуха, а концентрация вредных веществ внутри выше, чем снаружи! Для борьбы с токсичными газами наряду с салонными фильтрами с активированным углем желательно применение специальных датчиков, реагирующих на превышение ПДК по СО и NO и автоматически включающих режим рециркуляции.
Как выбрать правильный салонный фильтр
1. Выясните каталожный номер оригинальной детали и подбирайте салонный фильтр только по нему.
2. Удостоверьтесь в том, что выбранный фильтр плотно, без зазоров, устанавливается в посадочное место.
3. Чем меньше фильтр деформируется в руках, тем лучше: ниже вероятность неправильной установки. Наличие дополнительной рамки или приклеенных к торцам уголков увеличивает жесткость конструкции.
4. Фильтровальный материал обязательно должен иметь ламинированное покрытие со стороны, обращенной к вентилятору, дабы ворсинки с фильтра не попадали в систему вентиляции.
5. На фильтре должна присутствовать маркировка направления воздушного потока. Крайне желательны также обозначения «Верх» или «Низ», облегчающие ориентацию изделия при установке.
6. Угольный фильтр не обязательно должен быть запаян в полиэтилен: активированный уголь «срабатывается» только при циркуляции воздуха, которая фактически исключена внутри коробки, лежащей на складе или в магазине.
7. Когда размер коробки намного больше самого фильтра, это еще не свидетельство подделки. Многие производители предпочитают таким образом экономить на упаковке: за счет меньшего количества типоразмеров коробок.
8. Угольный фильтр надо выбирать по массе: следует предпочесть более тяжелый — в нем больше активированного угля.
Когда менять?
Ресурс салонного фильтра определяется отнюдь не пробегом, а временем, проведенным в движении или с включенным вентилятором, а также степенью запыленности и загазованности тех мест, где вы ездите. Предписанная большинством автопроизводителей периодичность замены минимум раз в год в Москве более чем оправданна. Кстати, ресурс моторчика вентилятора отопителя можно продлить, если вынимать и пылесосить фильтр дважды в год: осенью по окончании листопада и летом после сезона тополиного пуха и пыльцы, — это немного снизит сопротивление фильтра.
Против бактерий?
Декларируемые антибактериальные свойства фильтра RAF мы проверять не стали. Во-первых, он с обычной фильтрацией справился из рук вон плохо. А во-вторых, многие врачи и инженеры, занимающиеся системами вентиляции, скептически относятся к возможности борьбы с бактериями с помощью спецпропитки салонных фильтров. Ведь благоприятные условия для размножения микроорганизмов возникают возле испарителя кондиционера, а «салонник» отстоит от него далеко.
И главное (но об этом мало кто знает) — ни один салонный фильтр сейчас не делают из бумаги. Запрет прописан во многих технических требованиях к подобному виду изделий! Ибо целлюлоза предоставляет самые благоприятные условия для размножения бактерий. А еще автопроизводители хотят, чтобы материал не поддерживал горение. И потому современный салонный фильтр изготавливается только из нетканого синтетического фильтровального материала. Фактически любой из них можно считать антибактериальным!
Этот тяжелый и качественный фильтр, сделанный из дорогого трехслойного фильтровального материала, как две капли воды похож на изделие марки Mahle. Не совпадает только маркировка: фильтр сделан в Германии, а не в Чехии.
В этом нет ничего удивительного: «перекрестное опыление», бейдж-инжиниринг и перепаковка чужих изделий в порядке вещей в фильтровальной индустрии. Для нас, покупателей, это даже неплохо, покуда перепакованный фильтр под маркой Bosch продается в полтора раза дешевле, чем под родной маркой Mahle.
Отличные характеристики поглощения оксида азота, углеводородов и паров омывайки, отменный ресурс и низкий коэффициент пропускания пыли. И все это сочетается с доступной ценой — наш выбор!
Основательный и жесткий фильтр с торцевыми пластинами плотно входит в посадочное место — герметичность установки стопроцентная. Хороши и показатели во всех видах испытаний. А в улавливании паров омывайки, а также по пылеемкости (ресурсу) Mahle и вовсе безоговорочный лидер. Жаль, что этот фильтр гораздо дороже своего двойника под маркой Bosch при том, что все характеристики, судя по результатам наших испытаний, близки.
Оригинальный фильтр, маркируемый группой Freudenberg одновременно и как Volkswagen, и как micronAir, выглядит «пожиже» изделий Mahle, Bosch и Mann+Hummel. Во-первых, он лишен торцевых пластин, что уменьшает жесткость фильтра, и сидит на своем месте не столь плотно. Во-вторых, активированного угля в нем не так много, о чем свидетельствуют как меньшая на 30—40 г масса по сравнению с лидерами, так и показания газоанализаторов.
Тем не менее оригинальный фильтр неплохо справляется как с оксидом азота, так и с углеводородами, отлично улавливает пыль и лишь немного уступает первой тройке в пылеемкости. Но у дилера такой стоит вчетверо дороже, чем Bosch и Mann+Hummel!
Обычного покупателя Delphi насторожит размером упаковки: в такую огромную коробку запросто поместилась бы пара фильтров. Не подделка ли? Точно нет. Ибо больше всего изделием фирмы Delphi будут восхищаться как раз технологи заводов по производству фильтров. Гофры приклеены к краю встык, без запаса в миллиметр-полтора, как у других, — особый технологический шик! Но, как и фольксвагеновский оригинальный фильтр, этот тоже лишен торцевых пластин, из-за чего встает в гнездо не очень плотно вследствие малой жесткости. Активированного угля здесь еще меньше, чем в оригинальном фильтре, поскромнее и пылеемкость. Словом, менять изделия Delphi придется чаще, чем Bosch или Mahle.
Угольный фильтр с самой демократичной ценой не отличается высоким качеством изготовления: гофры приклеены неровно, технологический отступ от края самый большой. К тому же он легче всех заходит в посадочное место и не держится там: выпадает под собственным весом. Поэтому возникают обоснованные сомнения в герметичности стыков.
Причем Filtron в полтора раза хуже середнячка Delphi справляется с диоксидом азота, плохо фильтрует пары омывайки, а главное, ресурс скромен: почти вдвое ниже, чем у лидеров. Потому и экономия выйдет мнимая: дважды меняя Filtron, вы заплатите больше, чем за Bosch, а качество очистки воздуха от ядовитых газов будет несравнимо хуже.
Если у иных фильтров можно посетовать на недостаток жесткости, то у Valeo ее просто нет: гофры произвольно изгибаются, как ребра у змеи. А надежное уплотнение обеспечивается только за счет чрезмерного натяга: Valeo на два миллиметра шире остальных!
Увы, ничем, кроме громкого имени и неплохого поглощения диоксида азота, Valeo похвастать не может. Ресурс фильтра, самого легкого из угольных, невелик, а эффективность фильтрации сажи и пыльцы одна из самых низких среди десяти образцов. При этом цена немаленькая.
С виду пылевой фильтр Volkswagen/micronAir выполнен менее качественно, чем его угольный аналог. Фильтровальный материал выглядит не столь презентабельно, в руках гнется сильнее, из гнезда выпадает под собственным весом. Хотя он самый легкий: всего 82 грамма, пушинка.
Но со своими прямыми обязанностями, улавливанием пыли, Volkswagen/micronAir справляется отменно — не хуже других породистых изделий. Плохо лишь то, что ресурс у него так же невелик, как у фильтров Valeo и Filtron: Mahle или Mann продержатся почти вдвое дольше. А если вспомнить, что простой пылевой фильтр никак не борется с токсичными газами, но стоит при этом дороже всех угольных неоригинальных изделий… Одно из самых нерациональных приобретений.
Дорогущий — в полтора раза дороже Mahle! — «инновационный» фильтр сделан в Китае. Его подлинность, кстати, можно проверить по уникальному коду. Но даже если поверить в то, что инновационное антибактериальное покрытие работает и его эффективность доказана Институтом иммунологии ФМБА России, как указано на упаковке, мы бы не советовали приобретать этот «фильтр категории Premium».
Со своими прямыми обязанностями «салонник» RAF просто не справляется. Больше половины частиц размером 0,3 мкм пролетает сквозь него не задерживаясь. Ресурс при этом скромный, а угля в фильтровальном материале так мало, что токсичные газы почти беспрепятственно проникают в салон.
И это единственный фильтр, чей фильтровальный материал не был заламинирован со стороны, обращенной к вентилятору. Ворсинки от него сами загрязняют воздух!
Невзрачный внешний вид с нежесткими выгнувшимися гофрами и криво приклеенной уплотняющей полосой поролона полностью соответствует выражению «Ну а что вы хотите за эти деньги?».
ТСН настолько дешев, что менять его можно чуть ли не каждый месяц. Причем делать это надо обязательно: пылеемкость самая низкая! Есть проблемы и с фильтрацией: почти 40% мелкой пыли пролетает сквозь ТСН беспрепятственно. А токсичных газов пылевой фильтр, естественно, не улавливает. Дешево — но, увы, не сердито.