рейтинг туроператоров речных круизов москвы
Уйти в заплыв: гид по речным круизам
Кто есть кто на рынке речных путешествий по России
В этой статье эксперты помогут туристам и турагентам сориентироваться в том, какие компании работают на рынке речных круизов в России, чем различаются их флоты, а также расскажут о предлагаемых маршрутах.
Куда поплывем? Лучшие маршруты
Наиболее популярный маршрут – это, разумеется, Москва – Санкт-Петербург и обратно. На север речные лайнеры ходят до Соловецких островов, на юг – до Астрахани и Ростова-на-Дону, на восток – до Перми и Уфы. Продолжительность круизов в самые отдаленные порты может составлять 2-3 недели. Есть более короткие – например, до Казани с заходом в Болгары и на остров Свияжск, до Нижнего Новгорода, Ярославля, Плёса. Пользуются спросом также маршруты выходного дня – из Москвы в Углич, Тверь, Мышкин.
Круизы по всем этим направлениям широко представлены у участников «Речного альянса» – «Водохода», «Мостурфлота» и «Инфофлота». При этом компании стараются чем-то выделяться на фоне конкурентов, у каждой есть и уникальные предложения. Так, «Мостурфлот» анонсировал в этом году два маршрута с заходами в Великий Новгород на корабле «Сергей Есенин». «Это знаковое для речников событие. Ведь уже несколько лет на рынке не было теплоходов, способных благодаря своим техническим характеристикам ходить и по озерам, и по небольшим рекам, таким как Волхов», – поясняет Светлана Гончарова, замгендиректора «Мостурфлота» по туризму. Кроме того, у компании всю летнюю навигацию – 2019 курсирует круизное судно по Оке – обычно по этой мелководной реке делают рейсы нечасто. «Инфофлот» помимо Европейской части России работает в Сибири – предлагает маршруты по Байкалу и Енисею. А фишка «Водохода» – тематические круизы, на которые собирается публика по интересам. «Театральный», «12 стульев», «Школа долголетия», «Большая рыбалка», «Фотокруиз», «Русские в космосе» – вот лишь некоторые программы сезона-2019.
Если у участников «Речного альянса» основу флота составляют четырехпалубные лайнеры, то у нижегородской компании «Гамма» – трех- и двухпалубные. Это дает свои преимущества – расширение сети маршрутов по большим рекам малыми, где крупные суда ходить не могут. «В стоимость круизов не включены экскурсии, кроме того, предлагаются разные варианты питания, что делает продукт «Гаммы» очень привлекательным по цене», – добавляет руководитель туроператора «Круизный Дом» Константин Пучков.
Свои среди чужих
Примерно 50 % круизов у «Водохода» и «Мостурфлота» продается иностранным туристам – из Европы, Северной и Южной Америки, Азии и даже Австралии. Есть компании, ориентированные преимущественно на путешественников из-за границы, например, «Ортодокс».
Совершить плавание по родным рекам в окружении интернациональной публики могут и россияне, если, конечно, места на теплоходе не выкуплены полностью зарубежными гостями. Плюс в том, что под интуристов, как правило, задействуют наиболее комфортабельные теплоходы. Кроме того, некоторые соотечественники, особенно не испытывающие языкового барьера, предпочитают путешествия именно в компании иностранцев. Но нужно учитывать нюансы. Выбор маршрутов на порядок беднее. Обычно это линия Москва – Санкт-Петербург, причем в обеих столицах предусматриваются двух-трехдневные стоянки, а вот заходов в малые города по пути следования почти нет. Развлечения на борту ориентированы на возрастную публику, ведь преобладающая часть иностранных туристов – пожилые пары без детей. Скорее всего, молодежи в таких поездках будет скучно.
Новые старые корабли
Основа флота даже у самых крупных речных компаний – круизные теплоходы, строившиеся еще для СССР на верфях Германии, Австрии, Венгрии более 30 лет назад. Есть суда и 50–60-летнего возраста. Означает ли это, что и инфраструктура на бортах под стать прошлой эпохе? Отнюдь. На сегодня большинство кораблей уже прошло глубокую реновацию – кают без удобств, с общими туалетами и душами уже практически не осталось, поясняют эксперты.
На некоторых теплоходах проводится полное переоборудование палуб по единому проекту. Так, у «Мостурфлота» перестроены все помещения для гостей на лайнере «Княжна Виктория» – каюты теперь имеют площадь от 14 до 26 кв. м, почти все – с балконами, новая мебель и интерьеры, ресторан с современной шведской линией. На «Михаиле Булгакове» еще в 2010 году оборудована верхняя палуба класса люкс. У «Водохода» полностью модернизирован корабль «Мстислав Ростропович», самым современным требованиям отвечают «Санкт-Петербург» и «Александр Пушкин». Уровень комфорта на подобных судах соответствует размещению в отелях 4-5*, под стать и сервис.
«Реновированные теплоходы используются в первую очередь на маршрутах для иностранцев, нашим же туристам места доступны далеко не всегда», – обозначает проблему Елена Караманова, директор по PR и маркетингу туроператора «Виа Марис». Ее компания помимо морских круизов продает и речные по России. Однако именно благодаря долгосрочным контрактам с иностранными партнерами появляются средства на обновление флота, ведь государство в этом вопросе пока речникам не помогает, парируют представители круизных компаний. Так, у «Мостурфлота» сейчас строится теплоход класса «река-море» «Пётр Великий», у «Водохода» по сходному проекту PV300 – корабль «Мустай Карим». Два небольших судна в постройке и у нижегородской «Гаммы».
Возможно, с пополнением флотов новыми лайнерами речные круизы по России на самых современных кораблях станут более доступны и нашей путешествующей публике, не теряют надежды наблюдатели.
Круизы: какие туроператоры в топе?
Столичные турагенты назвали своих фаворитов
Редакция HotLine.travel публикует рейтинг предпочтений сотрудничества с туроператорами по круизам, составленный по итогам опроса турагентств Москвы и области. Результаты опроса отражают ключевые тенденции круизного рынка: оживление спроса и структуризацию.
Как проходил опрос
Основой для составления рейтинга стали ответы турагентств на вопрос: «Какие туроператоры по итогам сезона лето-2017 работали наиболее успешно и достойны занять лидирующие позиции в рейтингах предпочтений сотрудничества по круизному продукту?» Этот вопрос мы включили в анкету, по которой интервьюеры опрашивали представителей розничных компаний Москвы и Московской области для составления рейтингов предпочтения сотрудничества по направлениям туризма (подробнее о методике читайте здесь).
Из 522 турагентов, принявших участие в исследовании, на вопрос о приоритетах по выбору партнеров в сфере круизов ответили 293. Суммировав количество упоминаний поставщиков и вычленив долю каждого из них, мы составили рейтинг туроператоров по круизам. Но прежде чем мы перейдем к анализу, рассмотрим основные тенденции этого рынка, проявившиеся в летнем сезоне 2017 года.
Море зовёт
Туроператоры по морским круизам в восторге от итогов лета. По их собственным оценкам, спрос вырос на 30–50 % в сравнении с прошлым годом и достиг докризисного уровня. Оптимистичная тенденция проявилась ещё накануне сезона – в зимние месяцы, когда активно шло раннее бронирование. Этому способствовал целый ряд причин. В качестве одной из главных эксперты называют более привлекательный курс рубля к евро, чем в прошлом году. Как следствие, любители морских круизов, которым раньше приходилось ограничивать себя, решили восполнить недостаток впечатлений. Кроме того, туроператоры ощутили приток клиентов-новичков из числа тех, кто когда-либо слышал об этом виде отдыха, и теперь решил попробовать. Кстати, не исключено, что среди переориентировавшихся были туристы, ранее выбиравшие круизы по рекам России. Цены на этот продукт кусаются, в то время как доступность путешествий по морю повысилась из-за более привлекательного курса. Кроме того, мировые круизные компании увеличили ассортимент предложений – практически каждый из них в этом году отметился спуском на воду новых лайнеров. В частности, у MSC в этом году две премьеры – Meraviglia и Seaside. Princess вывела на рынок Majestic, а Norwegian – лайнер Joy. Больших распродаж, как в прошлые годы, производители круизов не устраивали – в этом просто не было необходимости.
Неудивительно, что на таком позитивном фоне увеличилась и заинтересованность агентств в продажах круизного продукта, особенно с учётом того, что профильные туроператоры проводили в этом году большое количество мероприятий. Итог этой масштабной работы – заинтересованность турагентов в продаже круизов растет. Рассмотрим, каких туроператоров чаще всего выбирает розница в качестве поставщиков.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
(итог сезона лето-2017)
Туроператор | Голоса, % | Итог сезона лето-2016 | Изменение, % +/- |
PAC GROUP | 46,8 | 32 | ▲ 14,8 |
CruClub | 10,6 | 11,2 | ▼ 0,6 |
Инфофлот | 10,2 | 13,6 | ▼ 3,4 |
Инфлот круизы и путешествия | 6,8 | 6,5 | ▲ 0,3 |
Круизный дом МК | 6,1 | 6,8 | ▼ 0,7 |
Бриз Лайн | 3,4 | 3,7 | ▼ 0,3 |
В рейтинг туроператоров по круизному продукту было выдвинуто 28 фирм. Шесть из них набрали более 10 голосов и вошли в число лидеров рейтинга по круизам. Рейтинг подготовлен на основании опроса специалистов 293 турфирм Москвы и МО.
Кто в топе
Голосование показало, что этим летом турагентства расставили приоритеты гораздо чётче – количество туроператоров в рейтинге сократилось. Если год назад необходимый минимум голосов для включения в итоговую таблицу набрали 11 компаний, то по итогам лета-2017 – всего шесть. Специалисты объясняют это тем, что столичные агентства стали лучше разбираться как в самом продукте, так и в его поставщиках, ориентированных на B2B-рынок.
Возглавляет хит-парад агентских круизных симпатий туроператор PAC GROUP. Это уже традиция, но в сезоне-2017 лидеру удалось ещё больше закрепить за собой лидерский статус: теперь в его активе 46,8 % предпочтений турагентств московского региона. Такой результат в PAC GROUP объясняют именно целенаправленной работой с розницей, позволяющей вовлекать в сферу морских круизов всё новых и новых продавцов. Самый яркий пример – это обучающий проект «96 друзей Оушена», запущенный в начале года и объединивший тысячи участников.
В компании CruClub, занявшей вторую строчку в рейтинге с 10,6 % предпочтений столичной розницы, назвали свой результат достижением и тоже объяснили его целенаправленной работой с агентствами. Конкуренты, со своей стороны, добавляют, что компания развивается по принципу круизного магазина и в отличие от PAC GROUP не делает ставку на какого-то одного крупного поставщика.
С символическим отрывом в 0,4 % голосов далее в рейтинге следует «Инфофлот» (10,2 %). Этот туроператор широко известен, прежде всего, как продавец речных круизов и год назад в ходе аналогичного опроса находился на втором месте в итоговой таблице. Сейчас в результате опроса агентств он переместился на третье, что, по мнению экспертов рынка, объясняется как раз смещением внимания розницы в сторону морских круизов. По этой же причине в рейтинге, вероятно, нет «Водохода».
Индивидуальные котировки остальных туроператоров, вошедших в рейтинг, за год не претерпели практически никаких изменений. Поэтому просто перечислим их и поздравим с успешным сезоном: это «Инфлот круизы и путешествия», «Круизный дом МК» и «Бриз Лайн».
Круизные компании
Речные круизные компании
Мостурфлот
Круизы класса Люкс в течение всего сезона!
Инфофлот
Речные круизы на любой вкус
Водоход
Самые популярные туристические круизные направления!
Русич
Речные круизы с высококлассной организацией!
Volga Dream
Круизы премиум-класса с высочайшим уровнем сервиса!
ВолгаWolga
Лучшие развлекательные круизы по рекам России
Ленатурфлот
Прекрасная возможность отдохнуть от городской суеты
Полония
Уникальные круизы по Енисею
Истлэнд
Цезарь
Увлекательные и интересные круизы по Волге от Москвы до Казани и обратно на комфортабельных теплоходах
Белый лебедь
«Московская кругосветка» по Оке, путешествие до Камы, и маршрут к северными красотам Вытегры, Ладоги, и на Соловки.
Донинтурфлот
Все теплоходы круизной компании предлагают сервис по концепции «теплоходы-пансионаты»
Волга-Плёс
Уникальный отдых на Волге
Кама-Трэвел
Все рейсы начинаются и заканчиваются в Перми.
Спутник-Гермес
Лучший волжский круиз!
Речфлот
Речные круизы из Москвы
Волга Лайн
Качественный сервис за разумные деньги
Круиз
Круизы из Самары и Казани, из Волгограда и Саратова по крупным судоходным рекам.
Днепробуг
Круизы по рекам Беларуси
CRUCEMUNDO
Речные прогулки в атмосфере спокойствия и уюта
Crystal River Cruises
Изысканный комфорт и высочайший сервис речных круизов класса люкс
Luftner Cruises
Свобода от суеты, комфорт и подлинная роскошь
DCS Touristik
A-Rosa
Лидер в сегменте роскошных речных круизов по Европе
Pandaw
Уникальные круизы в стиле лакшери
Movenpick Nile Cruisers
Эксклюзивные круизы по Нилу на теплоходах 5*!
Steigenberger Nile
Круизы по Нилу с русской мини-группой на роскошных теплоходах
Sonesta Cruise Collection
Круизы по Нилу в обстановке современной роскоши
The Oberoi Nile Cruiser
История и роскошь в лучших круизах по Нилу
Chateau Lafayette Nile Cruise
Круизы по Нилу по доступной цене
Esmeralda Nile Cruise
Короткие круизы по Нилу на теплоходе 5*
Хотите знать всё о скидках на круизы и туры?
* мы никогда не передаём e-mail сторонним компаниям и лицам
Не взлетим, так поплаваем:
все круизы по рекам России
Этим летом нам не избежать круизов по рекам России.
20 круизных компаний, 100 теплоходов от Волги до Енисея — надеемся, эта статья поможет тебе разобраться в однообразии предложений и заплатить не 20 тысяч рублей, а хотя бы 18.
2020, 2021. Крупнейшие круизные операторы взяли вынужденную паузу. Многие люди шарахаются от слова «лайнер», смутно припоминая, что это вроде как рассадник вируса. А ещё границы на замке. И никуда нельзя.
2020, 2021. Идеальное время для российских круизных компаний, чтобы заявить о себе. Хотя… кого мы обманываем? Теплоходы и без лишних рекламных телодвижений и денежных вливаний снова под завязку забьются пенсионерами. Ну и, пожалуй, врачами — не в Грецию же их отправлять.
В это сложно поверить, но в июне по рекам России отправятся более 100 круизных теплоходов. Почти все они — в этой подборке. А ещё 21 круизная компания, тысяча маршрутов и куча странных фотографий.
Как искать круизы?
Найти круиз проще всего через cruclub.ru, dreamlines или mcruises.ru — это авиасэйлз, скайсканнер и момондо в мире круизов. Правда на этих сайтах в продаже круизы только на 30-50 теплоходов.
Также можно искать на сайтах крупных игроков — «Инфофлот», «Водоходъ», «Мостурфлот», — но здесь тоже всё сложно: в продаже собственные круизы и круизы партнёров. Поэтому если ищешь жемчужину или хочешь сэкономить — изучи все предложения. Скорее всего на каждом сайте тебя ждёт скидка 3-10% как новому клиенту или просто хорошему человеку.
Цены могут шокировать, состояние лайнеров вогнать в депрессию, а соотношение «цена-качество» сделать физически больно — тем более, когда есть с чем сравнивать. А ещё тебя ждёт дурацкое расписание на многих маршрутах, сайты из прошлого века… Но других круизов у России для нас пока нет. А на немногие современные варианты даже швейцарцы вынуждены откладывать полгода.
Круизы: каких туроператоров выбрала Москва
Итоги сезона лето-2018
Публикуем рейтинг предпочтений сотрудничества с туроператорами круизного рынка, подготовленный Службой «БАНКО» на основании опроса турфирм столичного региона. Познакомьтесь с результатами и их интерпретацией экспертами.
Без шторма
Сначала о том, каким выдался сезон для продавцов морских круизов.
Спрос на них обычно не столь чувствителен к ухудшению внешних условий, как в других сегментах туррынка. Не стало исключением и лето-2018. Конечно, нельзя сказать, что скачки курса рубля или снижение клиентской активности во время мундиаля вовсе не отразились на бизнесе круизных туроператоров. Однако влияние этих факторов оказалось минимальным, говорят эксперты. Несмотря на все объективные сложности, продажи выросли на 25–30% по сравнению с сезоном-2017. Это меньше, чем в прошлом году, но тогда рынку пришлось буквально отталкиваться ото дна после глубокой стагнации 2015–2016, играл фактор отложенного спроса, что и обусловливало больший рост в процентном выражении.
Клиентской активности летом-2018 поспособствовал выход на маршруты новых лайнеров – Seaview у круизной компании MSC, большого корабля Symphony of the Seas у Royal Caribbean и других.
Позитивная тенденция – увеличение доли турагентств, активно работающих с круизным продуктом. Очевидно, осваивать этот сегмент розницу стимулируют более высокие комиссионные и оставляющая желать лучшего ситуация со спросом на классических туристических направлениях.
Как тренд сезона наблюдатели отмечают и тот факт, что на рынке стал все четче вырисовываться пласт «профессиональных путешественников». Это опытные туристы, которые все увереннее выбирают маршруты. Задача туроператора и агента – предложить им оптимальное соотношение цена – качество.
Пьедестал на всех
«Какие туроператоры по итогам сезона лето-2018 работали наиболее успешно и достойны занять лидирующие позиции в рейтингах предпочтений сотрудничества по круизному продукту?» Так был сформулирован вопрос в анкете Службы «БАНКО», на который ответили 100 турфирм Москвы и области. Подробно о методике здесь, а результаты исследования – в таблице ниже.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
(итог сезона лето-2018)
2018, %
2017, %
PAC Group | 46,8 | 46,8 | ● 0,0 |
Инфлот круизы и путешествия | 10,4 | 6,8 | ▲ 3,6 |
CruClub | 5,2 | 10,6 | ▼ 5,4 |
Бриз Лайн | 3,4 | ▲ 1,8 | |
Инфофлот | 10,2 | ▼ 5,0 | |
Круизный дом МК | 6,1 | ▼ 0,9 |
В рейтинг туроператоров по круизному продукту было выдвинуто 19 фирм. Шесть из них набрали четыре и более голосов и вошли в число лидеров рейтинга по круизам. Рейтинг подготовлен на основании опроса специалистов 100 турфирм Москвы и МО.
Топ-лист сформировали те же шесть туроператоров, что и годом ранее. Интересно: никто из фигурантов на этот раз не остался без призового места, бронзу рейтинга поделили сразу четыре игрока.
Но начнем с лидера. Им уверенно остается PAC Group, личный показатель которого в 4,5 раза выше, чем у ближайшего конкурента. Эксклюзивное партнерство с MSC Cruises, опыт и авторитет на рынке неизменно приносят компании высокие очки. Что касается сезона-2018, то PAC разнообразил ассортимент круизов из Санкт-Петербурга, предложил продукт на новом лайнере Seaview. Кроме того, наладил сотрудничество с S7 по доставке пассажиров из Москвы в итальянскую Геную, откуда отправляется множество средиземноморских маршрутов MSC.
На второе место рейтинга вышел «Инфлот круизы и путешествия». Росту его котировки на 3,6% по сравнению с летом-2017 поспособствовала активная продажа круизов на борту нового лайнера Symphony of the Seas, спущенного на воду компанией Royal Caribbean, отмечают наблюдатели. Кроме того, «Инфлот» смягчил турагентам условия по объемам продаж, позволяющим выйти на тот или иной размер комиссионного вознаграждения. Это не осталось незамеченным столичными турфирмами и отразилось в рейтинге.
Теперь о бронзовой четверке. CruClub сместился с прошлогоднего второго места на третье с потерей 5,4% очков. В самой компании объясняют отрицательную рейтинговую динамику тем, что меньше, чем конкуренты, преуспели в привлечении турагентств, только вышедших в этом году на круизный рынок. Акцент делался на укрепление сотрудничества с давними розничными партнерами.
Личная котировка «Бриз Лайн» улучшилась на 1,8%. В его активе востребованный продукт Princess Cruises, кроме того, в премиум-сегменте представляет на российском рынке круизную компанию Cunard. На лето-2018 туроператор не наращивал объемов и вел взвешенную тарифную политику – не демпинговал, но при необходимости адаптировал тарифы под спрос, отмечают эксперты.
«Инфофлот» занимал третье место топ-листа и в прошлом году, но в этом его личный показатель ухудшился на 5%. В ассортименте туроператора представлен продукт практически всех мировых круизных брендов, а вот снижением рейтинга он обязан отечественному производителю, полагают наблюдатели. «Инфофлот» выступал основным продавцом черноморских маршрутов на лайнере «Князь Владимир», в расписании которых допускались серьезные сбои. Добавим, туроператор активен и на рынке речных круизов по России. В столичном регионе, где проводился рейтинговый опрос, такие поездки не слишком востребованы, но, например, в приволжских областях «Инфлот» за счет своего речного продукта мог бы получить от туррозницы более высокую оценку, считают эксперты.
Рейтинг «Круизного Дома МК» стабилен, компания потеряла символические 0,9% по сравнению с результатом прошлого лета. Главной фишкой туроператора, позволяющей удерживать высокие позиции, называют постоянно совершенствуемые технологии онлайн-бронирования.