рейтинг трасс формулы 1
Аналитик составил рейтинг сложности треков «Формулы-1». Баку и «Сочи Автодром» – в топ-6
А самая трудная трасса — не в Сингапуре, не в Спа и не в Сильверстоуне.
Автодром Оскара Альфредо Гальвеса
В «Формуле-1» почти все 70 лет ее существования идет бесконечный спор среди болельщиков на тему «Какой же трек — самый сложный?». Сомнения никогда не возникали разве что насчет Монако: улочки княжества настолько узкие и ухабистые, что расписываться в простоте езды по ним со скоростью 200-250 км/ч не рискнет никто. Именно поэтому заезд по Монте-Карло чаще всего считается самым престижным, однако с оценкой других трасс возникали проблемы: большинство остальных трасс шире и быстрее, а любые обсуждения часто сваливались в откровенную вкусовщину.
Лучшим примером подобного диспута является трек имени Жиля Вильнева в Монреале: с одной стороны, он довольно простой с точки зрения чистого пилотажа (много прямых, почти нет быстрых поворотов, мало среднескоростных виражей, которые сильно влияют на максимальную скорость при ошибках на выходах, основа трассы — только жесткие точки торможения). С другой стороны из-за пыли на асфальте и скользкого покрытия снижается сцепление, а потому в пределах трека бывает сложно удержаться (особенно в первые дни Гран-при).
Автодром имени Жиля Вильнёва
Однако теперь подобные споры могут в прошлое благодаря реддитору-аналитику The_Black_Adder_: он придумал способ выразить сложность автодромов в более-менее абсолютных цифрах — через разницу в выступлениях между напарников. Идея заключается в расчете «цены ошибки» на каждом из треков: теоретически в одинаковых машинах лучшие таланты привезут больший отрыв менее мастеровитым товарищам по команде именно на более сложных и требовательных автодромах. На простых же разрыв будет меньше, поскольку у лучших окажется меньше пространства и возможностей для демонстрации способностей.
В рамках этой идеи аналитик рассчитал разницу в квалификационных результатах между финальными попытками напарников и на каждом треке в каждом сезоне, начиная с 1994 года, и средней разницей в конкретном в конкретном сезоне (необходимо для того, чтобы учитывать внутренние перемены в «Формуле-1»: новое покрытие на треках, новый регламент и так далее; также разрывы сильно снизились по сравнению с 90-ми естественным образом). Затем общий результат для треков формировался как среднее значение полученного процента за все годы присутствия в календаре «Ф-1» за последние 25 лет.
Результаты оказались немного неожиданными.
Самым сложным треком оказался «Автодром Оскар Альфредо Гонзалес» из Буэнос-Айреса — туда Гран-при не приезжали с 1998 года. Вторым стал австралийский «Альберт-Парк», третьим — индийский трек имени Будды («Ф-1» гостила здесь с 2011 по 2013 годы). Также в список «сложных» попали сингапуржский «Марина Бэй», австрийский «Ред Булл Ринг», техасская «Трасса Америк», российский «Сочи Автодром», бельгийский «Спа-Франкоршам», испанский трек в Хересе, вечный «Сильверстоун» и городские треки в Баку и Аделаиде.
И рейтинг современных автодромов (из календаря «Ф-1» 2019 года) выглядит вот так:
1. «Альберт-Парк», Австралия
2. «Марина Бэй», Сингапур
3. «Ред Булл Ринг», Австрия
4. Городской трек Баку, Азербайджан
5. «Трасса Америк», США
6. «Сочи Автодром», Россия
Да, трассы в Монако и Венгрии внезапно оказались в числе «средних» вместе с трассами в Монреале и Хоккенхайме. С «простыми» все еще внезапнее: туда попал легендарный «Нюрбургринг», обожаемая пилотами «Сузука», храм скорости в Монце и даже бразильский «Интерлагос». Самой простой из современных трасс оказался «Поль-Рикар». К слову, в этом году на нем прошла худшая гонка сезона с минимумом борьбы и обгонов — вряд ли это совпадение.
Автодром Поль Рикар
С другой стороны, лидерство «Альберт-парка» вряд ли стоит воспринимать слишком всерьез: скорее всего, большие разницы между напарниками связаны не только с характером трассы, а с ее местом в календаре: в большинстве сезонов последних двух десятилетий чемпионат начинался именно с Австралии. Команды и гонщики приезжали в Мельбурн с новыми болидами и без адекватной информации по настройкам — в таких условиях начинать гонки на городском автодроме очень непросто.
Также важен и накат: чем больше этапов принимал автодром, тем больше появлялось данных для точного сравнения. Процентовку по одному-двум этапам лучше не воспринимать полностью всерьез.
Повлияли на результат и погодные условия: если на треке начинается дождь, то разрывы между напарниками часто увеличиваются, потому что повышается сложность пилотажа. При этом характер трассы никак не меняется.
На гандикап между пилотами напрямую влияет и длина автодрома: чем больше расстояние – тем больше вероятность невынужденной ошибки. Во многом поэтому короткие трассы в Монако, Монце и Сан-Паулу оказались ниже ожидаемого — к тому же по ним гоняются уже долгие десятилетия, и потому практически каждый пилот знает их в совершенстве. Большое расстояние прежде всего помогло городскому треку в Баку, где только один техничный сектор и очень много длинных прямых.
Конечно, из-за всех этих моментов нельзя считать исследование полностью безупречным, но оно как минимум дает интересное представление о том, где же пилотам все-таки приходится труднее всего на самом деле.
Топ-10 трасс гран-при Формула-1 (Top-10 Grand Prix Formula 1)
Автоспорт F1 и трассы Гран-при стали ассоциироваться с богатыми и знаменитыми. И правда, много гламура связанных с ними, а с ведущими производителями автомобилей связаны много денег направленных к данному спорту. Список лучших из лучших трасс Гран-при F1, для тех кто любит скорость и острые ощущения, которые сопровождают этот автоспорт.
1. Британская трасса Гран-при F1
В настоящее время проведен в Сильверстоуне в Northampshire, он является одним из старейших и рекордсменом проведённых на нем чемпионатов Формулы 1. В настоящее время трасса длиной 5,901 км и гонка длиной 306,747 км. Один из главных гоночных событий года в Англии.
2. Гран-при F1 Италии
Одна из старейших спортивных событий в мире, Гран-при Италии первоначально состоялась в 1921 году в городе Брешиа. Сейчас он проводится в Монце, гонки длиной 306,720 км. Это одна из самых престижных трасс Формулы и является домом для многих чемпионатов.
3. Гран-при F1 Малайзии
Гран-при Малайзии проводится в Сепанг Международный автодром Сепанг в. Гоночная трасса длинной 5,543 км. Протяженность гонки 310,408 км. Изменения в погоде на этой трассе есть добавляют необычности этому событию.
4. Немецкая Гран-при F1
Гран-при Германии стал частью Формулы в 1951 году и в настоящее время проводится в Хоккенхайме. Существует также альтернативный путь на Нюрбургринге, и из-за спора между ними. Однако теперь все споры, похоже, были урегулированы, и трасса снова стала частью чемпионата F1.
5. Абу-Даби Гран-при F1
Этот гоночный трек был построен на острове Яс Германом Тильке, и он проходит через разнообразие регионов, таких как жилые районы, песчаные дюны, пляжи и парки. Длина трека составляет 5,5 км и является одним из самых популярных достопримечательностей Абу-Даби для туристов, особенно в ноябре, когда состоялись гонки.
6. Трасса Гран-при в Валенсии
Некоторые части трека были разработаны Германом Тильке, и, как гонка в Абу-Даби, здесь гонка проходит через территорию порта и город, а не по регулярной гоночной трассе, расположенной прежде всего за пределами города. Из-за умеренной температуры в Испании, трасса часто используется в качестве испытательной площадки для водителей F1.
7. Бразильский Гран-при F1
Это событие Гран-при проводится в Интерлагосе, района в городе Сан-Паулу в Бразилии. Сначала трек для Формулы построили в 1973 году, хотя с 1978 по 1980 год место был перенесен в Рио-де-Жанейро, только в 1981 году здесь стали проводится гонки на постоянной основе. Он считается одним из самых интересных и сложных трасс в Формуле.
8. Сингапур F1 Marina Bay Гран-при
Названный в честь залива, где эта гонка проводится проводится ночью. Мощные фары улице Сингапура достаточно, чтобы осветить этот спорт. Гонка была возобновлена после тридцати лет в 2008 году и сегодня является одним из самых драматичных и увлекательных гонок Азии.
9. Гран-при F1 Монако
По мнению многих гонщиков, одна из самых жестоких гоночных трасс мира, проходит раз в год в узких улочках Монте Карло. Захватывающие виды на гавань и море создает прекрасный природный фон, добавляя интерес и драйва к гонкам.
10. Гран-при F1 Японии — Сузуки
Считается одним из самых сложных в мире. Видел взлеты и падения из-за отсутствия спонсорства, а также в связи с тем, что иногда Гран-при был перемещен в Fuji Speedway. Но теперь, когда Toyota вышла из гонки в Фудзи, Suzuka восстановила свое место в качестве спонсора Японии гоночной трассой.
10 самых ярких городских трасс в «Формуле-1»
Трек для самоубийц, автодром около рыбного комбината и другие интересные места для проведения Гран-при.
В ближайшие выходные на городской трассе «Марина Бэй» состоится девятый официальный Гран-при Сингапура. Местная гонка считается одной из самых красивых в календаре чемпионата мира, но можно ли считать ее самой яркой, особенно среди городских этапов? Некоторые Гран-при могли бы поспорить.
Монако
Монте-Карло – один из символов элитарности и благополучия, место ежегодной светской тусовки, где непосредственно гонки зачастую оказываются на втором плане. Вместе с тем – это живая история «Формулы-1», трасса, которая за почти восемь десятилетий почти не изменилась, и победа на которой – мечта любого гонщика. Вероятно, это единственный трек, который может не беспокоиться за свое место в календаре.
Пескара
Если бы автодром с такой конфигурацией появился в наши дни, его очертания непременно сравнили бы с американским стратегическим бомбардировщиком B-2 Spirit. Трассу в Пескаре можно назвать условно городской – по улицам (а конкретнее, городской набережной) проходила лишь одно «сторона» этого треугольника, затем начиналось извилистое «основание», представляющее дорогу вдоль деревушек, после чего шла вторая «сторона» – идеальная прямая дорога вдоль частного сектора.
Единственная гонка «Формулы-1» состоялась здесь в 1958 году, и ее посетили 200 000 болельщиков – впрочем, многим достаточно было выйти из дома и подойти к дороге, чтобы считаться зрителем. Гран-при без особых усилий выиграл Стирлинг Мосс. А еще «Пескара» – самый длинный трек в истории «Формулы-1»: протяженность трассы составила 25,5 км. Вряд ли этот рекорд будет когда-либо побит.
«АФУС» (Берлин)
Трасса в столице Германии претендует на звание самой удивительной и безбашенной в истории. В строительстве автодрома, начавшемся в 1913 году, принимали участие военнопленные времен Первой мировой войны, и на момент открытия в 1921 году трек достигал в длину 19,5 км и имел незамысловатую конфигурацию: две одинаковые длинные прямые, соединенные двумя поворотами («петлями») большого радиуса. Вскоре из-за конкуренции с «Нюрбургрингом» трек решили сделать быстрейшим в мире – для этого «северную петлю» переделали в профилированный бэнкинг с углом наклона в 43 градуса, а впоследствии – 47 градусов. О безопасности в те годы вообще не думали – например, на вершине бэнкинга даже не было барьеров! Пилоты прозвали получившиеся сооружение «Стеной смерти». На прямой перед «северной петлей» гонщики достигали гигантских скоростей, после чего необходимо было аккуратно и быстро пройти вираж, любая ошибка могла привести к трагедии.
После Второй мировой длина сократилась до 8,3 км, и на этой конфигурации в 1959 году прошел этап «Формулы-1». Гонка была сознательно разделена на два этапа, чтобы команды могли сменить шины, которые бэнкинг просто «убивал». В ходе гонки поддержки погиб француз Жан Бера, а в самом Гран-при в тяжелую аварию попал Ханс Херманн, на машине которого на «северной петле» отказали тормоза. Низкий даже по тем временам уровень безопасности и неинтересная конфигурация привели к тому, что Гран-при стал последним для «АФУС». Но гонки ушли окончательно ушли с трека лишь в 1998 году – сегодня это обычное городское шоссе.
«Боавишта» (Порту)
В Порту пилоты «Формулы-1» провели лишь два Гран-при (в 1958-м и 1960-м годах), зато трек был действительно примечательным. Трасса проходила максимально близко к жилым домам и фонарным столбам, при этом часть полотна представляла собой брусчатку, а трек в нескольких местах пересекали трамвайные пути. Около последнего поворота располагался рыбный комбинат, источавший такие ароматы, что пилотам приходилось задерживать дыхание. «Боавишта» в календаре не задержалась – трасса не выдерживала никакой критики в плане безопасности. В ХХI веке трек получил вторую жизнь – будучи немного укороченной, «Боавишта» стала принимать этапы WTCC.
«Монжуик-Парк» (Барселона)
Лонг-Бич
Город Лонг-Бич, как и Монте-Карло, считается курортом для обеспеченных людей. Трасса «Лонг-Бич» также во многом похожа на Монако – узенький трек, пальмы, море, знаменитости в паддоке, а вместо яхт – лайнер Queen Mary, пришвартованный у одного из виражей. Гонки в Калифорнии проходили ярко и пользовались большим успехом у зрителей, в том числе благодаря американцу Марио Андретти, но, увы, трасса продержалась в календаре лишь с 1976-го по 1983-й. Затем «Формула-1» запросила огромную плату за право проведения Гран-при, на что гордые американцы ответили отказом. Но «Лонг-Бич» процветает и без «Формулы-1» – здесь и поныне проходит этап «Индикар», а также приезжает несколько других американских серий.
Баку
В этом году появился еще один городской этап – Гран-при Европы в Баку. Трасса в столице Азербайджана проходит по самому центру города, в том числе мимо знаменитого Старого города – района Ичери-Шехер. Контраст между древними постройками и современными зданиями потрясает воображение – трек однозначно не похож ни на один действующий автодром в календаре. И хотя дебютная гонка не получилась зрелищной, гонщикам трасса понравилась, а антураж был сказочно красив. Конфигурация трека не выглядит безнадежной – здесь хватает сложных поворотов и есть, где обогнать. Возможно, уже в 2017 году с изменившемся регламентом в Баку пройдет шикарный заезд – история этой трассы только начинается.
Аделаида
В столицу Южной Австралии «Формулу-1» заманили в целях популяризации города – местная власть считала, что этап ведущей гоночной серии мира сделает Аделаиду заметнее на туристической карте мира. Удалось это или нет – однозначно сказать нельзя, но в городе проходили замечательные гонки – со времен самого первого Гран-при Австралии в 1985 году гонщики и зрители отмечали атмосферу настоящего праздника. Хотя Аделаида всегда завершала чемпионат, на этой трассе лишь дважды определялся чемпион мира – зато какие это были гонки! В сезоне-1986 – знаменитая тройная борьба за титул между Мэнселлом, Пике и Простом, из которой последний вышел победителем, будучи андердогом. В 1994 году – вынос Михаэлем Шумахером с трассы Дэймона Хилла, после которого немец оформил свое первое чемпионство.
В Аделаиде успешно прошло 11 Гран-при, после чего новые городские власти, не слишком благосклонно настроенные к «Формуле-1», отказались от проведения гонки. Но австралийский этап не исчез – соседи из Мельбурна перехватили гонку и с тех пор Гран-при Австралии проводится там.
Валенсия
Городская трасса Валенсии – пожалуй, самый неудачный «тилькедром» из всех построенных. Немецкий архитектор Герман Тильке повторил ошибки создателей «Маньи-Кура» – на чертежах связки поворотов и жесткие торможения выглядели очень интригующе, на деле мы получили одну из самых скучных трасс в истории чемпионата. В двух первых гонках обгонов почти не было, третья запомнилась полетом Марка Уэббера, и лишь в сезоне-2012 заезд выдался классным.
Валенсия не отличалась ни красивой картинкой (этап проходил в городском порту), ни высоким интересом зрителей (сказывалась конкуренция с Барселоной), ни качественным зрелищем. Неудивительно, что после 2012-го трек потерял место в календаре и теперь постепенно приходит в запустение.
«Марина Бэй» (Сингапур)
Этап в Сингапуре – воплощение мечты Берни Экклстоуна о новом лице «Формулы-1». Ночная гонка по улицам суперсовременного города – что может быть лучшей рекламой для автоспорта? Действительно, несущиеся на фоне небоскребов при свете софитов болиды выглядят потрясающе, и лишь одно портит впечатление – гонки в Сингапуре редко радуют обилием обгонов и борьбы на трассе. Конфигурацию трека, вписанную в район Марина-Бэй, не назовешь интересной или бросающей вызов пилотам, разве что вероятность ошибки повышена – отбойники близко, а жара и высокая влажность превращают каждый Гран-при в испытание на выносливость. Обычно гонка длится максимально возможные два часа, в ходе которых происходит не так много событий. И все-таки за фантастически красивый фон этой трассе можно простить многое.
На каких еще городских трассах выступала «Формула-1»
Из современных треков можно вспомнить Мельбурн, Монреаль и даже Сочи, но все эти трассы все-таки не являются городскими в классическом понимании этого слова, хоть и находятся в черте города. Тем не менее, в истории чемпионата были и другие, однозначно «уличные» этапы.
История «Формулы-1» в Испании началась с городской гонки в Барселоне, прошедшей в 1951 году в ныне элитном районе Педральбес. Этап завершал сезон, и именно тогда великий Хуан-Мануэль Фанхио выиграл свой первый титул. «Ф-1» вернулась на «Педральбес» в 1954 году, и с тех пор гонки там не проводились.
В 1958 году «Формула-1» добралась до Марокко, где прошел Гран-при по улицам Касабланки. Трассу «Айн-Диаб» построили всего за шесть недель. Султан Мохаммед Пятый рассчитывал на долгое присутствие элитных гонок в его стране, однако «Ф-1» в Марокко не прижилась. Сегодня Айн-Диаб – аналог бразильской Копакабаны для Касабланки, здесь множество пляжей, водные виды спорта, кафе, прогулки на верблюдах и прочие атрибуты большого туристического центра.
В попытках закрепиться в США «Формула-1» помимо Лонг-Бич объехала и другие американские города, но безуспешно. Гран-при в Лас-Вегасе на бумаге выглядел вторым Монако – полный развлечений город, масса казино и мировые знаменитости, на деле же трасса, проходящая по парковке казино Caesar’s Palace оказалась совершенно провальной и больше похожей на картодром. Гонка в Неваде не понравилась никому и быстро вылетела из календаря.
Единственная гонка в Далласе запомнилась убийственной жарой, уничтожившей асфальт, и рухнувшим на финишной прямой Найджелом Мэнселлом, который пытался докатить до финиша свой болид вручную. А этап в Финиксе «отличился» обескураживающей посещаемостью – гонку в сезоне-1991 посетило всего-то 18,5 тысяч человек, после чего «Формула-1» покинула Аризону.
Детройт был типичным городским треком – можно выделить крайне низкую среднюю скорость, узость дорожного полотна и даже тоннель, как в Монте-Карло. В остальном сходства с легендарной трассой заканчивались – в отличие от цветущего княжества, Город моторов в 80-х уже приходил в упадок и оставлял гнетущее впечатление, а на трассе даже не было боксов. Но Детройт все еще оставался центром автомобильной промышленности, и потому «Формула-1» прощала треку недостатки. При этом гонки в столице Мичигана временами получались очень даже ничего – но после 1988 года о продлении контракта на проведение Гран-при договориться не удалось.
«Формула-1»: самые крутые трассы
За какими гонками стоит следить особенно пристально.
Так уж получилось, что не все гонки в «Формуле-1» одинаково интересные и очень многое зависит от трасс: где-то проще обгонять, где-то просто опасно ездить, а где-то – и то и то. Мы решили отобрать самые интересные с точки зрения трасс гонки чемпионата.
«Альберт-Парк»
Мельбурн
Гран-при Австралии
Эта гоночная трасса, которая проложена через парк вокруг искусственного озера (и частично проходит по парковке), на протяжении уже долгого времени открывает чемпионат. И гонки здесь всегда бывают интересными сразу по нескольким причинам: во-первых, сама конфигурация трассы позволяет здесь бороться колесо в колесо почти в каждом повороте. Во-вторых, команды приезжают сюда с абсолютно новыми машинами, которые еще не гонялись в боевом режиме, и каждая из них может сломаться в любой момент. В-третьих, пилоты сами приезжают сюда после долгого перерыва, и, какими бы они ни были профессионалами, некоторые навыки всё же притупляются.
Поэтому гонки в Австралии очень часто оказываются непредсказуемыми, с кучей вылетов, аварий и обгонов на грани. Это традиционно один из самых интересных этапов сезона, и даже старт гонки в воскресенье в 7 утра по московскому времени не может остановить истинных фанатов от просмотра Гран-при.
Международный автодром Шанхая
Шанхай
Гран-при Китая
Архитектор Герман Тильке спроектировал эту трассу таким образом, чтобы она напоминала иероглиф 上 – «Шан», первый символ в названии города. И трасса получилась замечательной! Связка первого-второго-третьего поворотов представляет собой «вкручивающуюся улитку», в которой пилотам нужно суметь удержаться и в которой есть масса возможностей для обгона. Кроме того, на трассе есть очень длинная прямая в 1,2 км, на которой гонщики могут развить до 350 км/ч. После этого и нужно резко оттормаживаться, вписываться в поворот, чтобы вырулить на следующую прямую.
Еще один фактор – это погода. В этой части Китая во время гонки может быть как жара, так и жуткие ливни. И никогда не знаешь, в каких условиях пройдет гонка. И даже если она началась в хорошую погоду, не факт, что дождь не разрушит все тактики команд и не перетасует полностью всех гонщиков. В общем, Гран-при Китая – это всегда интересно.
Уличная трасса Баку
Гран-при Азербайджана
Пока что это самая молодая трасса, которая проложена в черте города. Но она уже зарекомендовала себя как место, где могут происходить абсолютно непредсказуемые события. Из-за того что трасса впритык огорожена бетонными блоками, но при этом очень быстрая и с серией сложных поворотов, пилоты регулярно выталкивают друг друга в стены.
Плюс именно на этой трассе часто происходят внезапные обгоны. Например, в 2017 году финн Валттери Боттас буквально на последних метрах гонки умудрился обогнать в борьбе за второе место молодого канадца Лэнса Стролла. А в 2018 году два партнера по команде Force India, Эстебан Окон и Серхио Перес, устроили фееричное шоу со столкновениями и борьбой на грани (и немного даже за ней). Поэтому гонку в Баку можно назвать отличным этапом.
Городская трасса Монте-Карло
Монте-Карло
Гран-при Монако
Про эту гонку слышали абсолютно все, даже те, кто вообще не представляет, как выглядит машина «Формулы-1». Болиды мчатся буквально по самой кромке Средиземного моря, а самые дорогие зрительские места – на пришвартованных яхтах и балконах квартир местных жителей.
На самом деле это едва ли не самая сложная трасса чемпионата – она невероятно узкая и тесная. Трехкратный чемпион мира Нельсон Пике так охарактеризовал гонки в Монако: «Это как гонять на велосипеде в собственной гостиной». И трасса не прощает малейших ошибок. Чуть какой промах – и болид разбит. Возможно, даже несколько болидов, потому что организовать цепную реакцию в таком тесном месте очень просто. Поэтому под конец гонки пилоты вымотаны в ноль – на протяжении всего заезда они должны быть максимально сконцентрированы, если не хотят задеть стену.
Автодром имени Жиля Вильнёва
Монреаль
Гран-при Канады
Еще один трек, расположенный на берегу водоема. А если быть точным – на отдельном острове в гребном канале в Монреале. И из-за ограниченных условий здесь некуда вписывать большие зоны безопасности, гравийные ловушки и так далее. Поэтому бетонный забор здесь во многих местах, а один из его сегментов даже носит название «Стена чемпионов» – после того как в течение одной гонки в него врезались чемпионы «Формулы-1» Михаэль Шумахер и Жак Вильнёв (сын Жиля Вильнёва, в честь которого назван автодром) и чемпион FIA GT Рикардо Зонта. Прелесть этой стене добавляет надпись Bienvenue au Québec – «Добро пожаловать в Квебек».
Но и в остальных местах этой трассы всегда весело. Здесь нет поворотов, где пилоты могли бы расслабиться, – обгонять можно в каждом из них. Здесь две очень длинные прямых, в конце которых гонщиков ждут жесточайшие торможения. Здесь в буквальном смысле можно разбиться или потерять в любой момент. В 2011 году, например, Себастьян Феттель потерял победу за семь поворотов до финиша.
«Сильверстоун»
Нортгемптоншир
Гран-при Великобритании
После Второй мировой войны в Великобритании осталось много военных аэродромов, которые оказались в мирное время не нужны. Одним из таких был аэродром возле деревни Сильверстоун, который быстро перепрофилировали под гоночную трассу и в 1950 году даже приняли самый первый этап в истории «Формулы-1». И хотя прошло уже почти 70 лет и Сильверстоун неоднократно реконструировали, часть трассы все еще проходит по тем местам, с которых пилоты Королевских ВВС взлетали на задания.
Отличительной чертой трассы являются скоростные повороты, в которых мало удержать машину – малейшая ошибка может привести к вылету с трассы и потере сразу нескольких позиций. Или к столкновению. Потому что эти скоростные повороты позволяют держаться очень близко к соперникам.
«Спа-Франкоршам»
Гран-при Бельгии
Затерянная в бельгийских лесах трасса считается одной из быстрейших в чемпионате – скорость на самой длинной прямой здесь достигает 340–350 км/ч, а средняя скорость победителя в 2018 году составила феноменальные 221 км/ч. Все дело в большом количестве скоростных поворотов, которые проложены вдоль склонов холмов и которые позволяют большую часть круга проходить если не «газ в пол», то хотя бы с наполовину выжатой педалью газа.
И опять же,один из главных факторов здесь – погода. Если здесь льет дождь, то гонка выводится на новый уровень зрелищности, который могут побить разве что гладиаторские бои и фехтование на световых мечах. Хотя и в сухую погоду от трассы в Спа ожидаешь только рубилова и бескомпромиссной борьбы. Можно даже сказать, что это именно та трасса, которая может отделить мальчиков от мужчин, – чтобы пройти на полной скорости связку поворотов Eau Rouge – Radillon, нужно быть по-хорошему безумным, ведь поворот уходит наверх по холму и его просто не видно.
Национальный автодром в Монце
Монца
Гран-при Италии
Самая-самая быстрая трасса чемпионата, даже носит прозвище «Храм скорости». Специально под нее команды разрабатывают отдельный аэродинамический пакет, который позволяет машинам разгоняться до феноменальных 370 км/ч. А что самое главное – несмотря на кажущуюся простоту трассы (всего десять поворотов), история не помнит здесь скучных гонок. Возможно, это единственная гоночная трасса мира со своим неофициальным девизом: Monza la magica, Monza la tragica (очень надеемся на ваше языковое чутье и не переводим эту фразу).
Гонки в Италии всегда сопровождаются столкновениями, вылетами, феноменальными обгонами и неожиданными прорывами с последних мест. Но все едут сюда не столько за этим, сколько за атмосферой. Поскольку это домашняя гонка для Ferrari, а в Италии самый настоящий культ этой команды, местный Гран-при превращается в грандиознейший фестиваль, апогей которого – шествие по главной прямой сразу после финиша. К тому моменту, как пилоты поднимаются на подиум, вся стартовая прямая (длиной больше километра) битком заполнена фанатами.
Городская трасса «Марина-Бэй»
Сингапур
Гран-при Сингапура
Первая в истории «Формулы-1» ночная гонка прошла именно здесь в 2008 году, и трасса сразу полюбилась фанатам за свою непредсказуемость и бескомпромиссность. Как и полагается городским трассам, «Марина-Бэй» закована в бетонные отбойники, которые не прощают ошибок. Но в отличие от Монако широкие улицы Сингапура позволяют развивать относительно высокую скорость и обгонять во многих местах.
Но главный вызов в Сингапуре – это сам Сингапур. Несмотря на ночь, в Сингапуре, как и положено островному государству на экваторе, невероятно душно. А поскольку гонка там длится два часа, для гонщиков она становится настоящим испытанием на выносливость. И чем ближе финиш, тем хуже концентрация пилотов, тем больше ошибок они допускают и тем более непредсказуемыми становятся результаты.
«Судзука», префектура Миэ
Гран-при Японии
Многие гонщики признаются, что это их любимая гоночная трасса. И если вы хоть раз пробовали на ней проехать хотя бы в гоночном симуляторе, вы можете понять и разделить их симпатии. На «Судзуке» машина «перетекает» из поворота в поворот, и пилотаж на ней больше напоминает танец, чем вождение машины на пределе. Соответственно, и обгоны здесь – явление очень даже частое.
Причем это очень быстрый автодром. И ошибки на нем очень часто оканчиваются вылетами в гравийные ловушки, из которых невозможно выехать. Либо жесткими ударами в бетонные отбойники. Либо и тем, и другим. В общем, если гонщики в целом не очень любят вылетать с трассы, то здесь особенно. Шансов вернуться в гонку мало.
«Интерлагос»
Сан-Паулу
Гран-при Бразилии
Это не просто культовый автодром, это родная трасса для целой плеяды выдающихся бразильских гонщиков: легендарные чемпионы мира Эмерсон Фиттипальди и Айртон Сенна, любимцы публики и вице-чемпионы Рубенс Баррикелло и Фелипе Масса – они все из Сан-Паулу, и для них автодром «Между озер» (именно так переводится его название) – это второй дом. Но само главное – в Бразилии очень часто решается судьба чемпионата, и к этой гонке пилоты подходят в лучшей форме.
Вероятно, вам также будет интересно:
«Формула-1»: 9 легенд современности
«Формула-1»: как поменять шины за 2 секунды
«Формула-1»: гид по самому дорогому виду спорта
Когда Льюис Хэмилтон завершит карьеру?
Почему гонщики «Формулы-1» такие богатые?
Пилот «Формулы-1» Даниэль Риккардо о том, почему его раздражают электрокары
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.