рейтинг топ 100 вузов россии raex 2021
Высший пилотаж
Рост доступности
Доступность образования зависит не только от уровня вуза и региона его расположения, но и от интересующей абитуриента сферы. Если посмотреть на соотношение бюджетного и платного приема у участников рейтинга, то очевиден огромный дисбаланс между возможностями абитуриентов, выбирающих техническую стезю, и молодых людей, стремящихся изучать социальные и гуманитарные науки. Так, в технических вузах доля бюджетного приема за год выросла с 67 до 71,7%. В свою очередь, в экономических и гуманитарных вузах доля первокурсников, зачисленных на бюджетной основе, напротив, сократилась с 33,7 до 31,3%. Спрос абитуриентов на направления, связанные с экономикой и управлением, продолжает оставаться высоким. Это хорошо иллюстрируется и тем фактом, что социогуманитарные вузы во главе с МГИМО доминируют в топ-10 вузов по стоимости платного обучения. При этом в десятке самых «дорогих» вузов нет ни одного технического.
Социальный вектор
Но главным бенефициаром свежего рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции улучшили все семь вузов. Этому сопутствует благоприятный информационный фон: правительству предписано «уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей». В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится (38,4 тысячи очной формы обучения против 30,5 тысячи годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 миллиардов рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педуниверситетов.
Международный онлайн
Год назад мало кто сомневался, что пандемия негативно отразится на международной составляющей деятельности вузов. Интрига состояла лишь в том, насколько сильно? Вопросы вызывали привлечение иностранных студентов, реализация программ двух дипломов, зарубежные стажировки, мобильность преподавателей и ученых, вовлеченных в международные исследовательские проекты. Российские вузы в целом достойно справились с проблемами, порожденными эпидемическими ограничениями. Преимущества получили те, кому удалось оперативно перестроить процессы, применив технологии дистанционного взаимодействия. Так, в прошедшем учебном году многие иностранцы-очники обучались полностью или частично удаленно. Благодаря этому средняя доля иностранных студентов у участников рейтинга RAEX не сократилась, а увеличилась, с 11,7 до 11,9%. Стажировки за рубежом пострадали сильнее: средняя доля студентов, проходивших обучение за рубежом, за год сократилась с 0,78 до 0,66%.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого в самом начале пандемии «не испугался рисков и стал организатором масштабных международных онлайн-событий», рассказал его проректор по международной деятельности Дмитрий Арсеньев. Летом 2020-го СПбПУ оперативно перевел в онлайн-формат Международную политехническую летнюю школу, а в январе 2021-го провел зимнюю, к которой подключилось более 150 зарубежных участников. Совсем недавно, в мае, на виртуальной площадке СПбПУ прошла Международная политехническая неделя, объединившая более 100 участников из 20 стран мира.
Представители университетов затрудняются прогнозировать, как будет дальше развиваться международное академическое сотрудничество. Во-первых, невозможно назвать точные сроки отмены эпидемических ограничений. Во-вторых, нельзя забывать и о внешнеполитических аспектах вроде противостояния США и Китая, которое дает о себе знать через «выдавливание» китайских студентов из американских университетов.
В период восстановления после пандемии численность иностранных преподавателей и студентов будет постепенно нарастать, но тенденции могут быть разнонаправленными, считает проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно: «Все-таки иностранным студентам пока больше по душе традиционный формат обучения, а вот преподаватели быстро оценили преимущества виртуальной мобильности, и возможно, именно она станет преобладающей в течение ближайшего времени».
Рейтинг 100 лучших вузов RAEX публикует ежегодно начиная с 2012 года. При подготовке используются статистические показатели, а также результаты опросов представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников, работодателей. В 2021 году было обработано 180 анкет вузов, а участниками онлайн-опросов стали свыше 70 тысяч респондентов.
При оценке качества образования в вузах (вес 50%) рассматривались группы показателей «уровень преподавания», «международная интеграция», «востребованность среди абитуриентов» и «ресурсная обеспеченность». Для оценки востребованности работодателями выпускников вуза (вес 30%) анализировались группы показателей «сотрудничество с работодателями» и «качество карьеры выпускников». Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес 20%) определялся исходя из групп показателей «научно-исследовательский потенциал», «научные достижения» и «исследовательская инфраструктура».
Рейтинг вузов России RAEX успешно прошел международный аудит IREG Observatory, крупнейшей ассоциации составителей и потребителей образовательных рейтингов.